Организаторская деятельность классного руководителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организаторская деятельность классного руководителя



Организаторская деятельность классного руководителя — это деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса, функционирования и развития воспитательной системы класса.

Содержание организаторской деятельности классного руководителя включает в себя координацию деятельности основных институтов социализации личности (семьи, образовательных учреждений дополнительного образования и др.); организацию воспитательной деятельности в процессе обучения; организацию собственных воспитательных влияний внеучебной деятельности, формирует детский коллектив в качестве средства становления и развития личности, проводит индивидуальную работу с учащимися.

Сущность организаторской деятельности классного руководителя заключается в управлении системой внешних влияний, оказываемых на личность школьника, коллектив. Управлять в данном контексте — значит направлять ход влияний, руководить действиями тех, кто их оказывает.

В организаторской деятельности классного руководителя особую роль играет ученическое самоуправление. В деятельности классного руководителя оно рассматривается как средство формирования социально-нравственной ориентации, социальной активности. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет классному руководителю включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях.

При развитии ученического коллектива классного руководителя необходимо учитывать субъектность ребенка, активизировать его участие в целеполагании, прогнозировании, планировании, организации и контроле школьной жизнедеятельности, в конечном итоге формировать и развивать необходимые умения для реализации функций управления. Ценностный смысл этой деятельности – самоорганизация подростка, выводящая его личность на более высокий уровень и позволяющая самореализоваться и самоутвердиться.

Ученическое самоуправление является настоящей школой творчества, социальной инициативности и развития потенциала ребенка. В этом плане классный руководитель формирует у воспитанников востребованные современным обществом качества: инициативность, активность, ответственность, самостоятельность.

Организаторская деятельности классного руководителя проявляется в умении организовать в сотрудничестве с учащимися воспитательное мероприятие. Позиция классного руководителя заключается в роли старшего товарища, консультанта, оставаясь при этом главным, ответственным лицом за результат воспитательного дела.

Сущность воспитательного мероприятия заключается в том, что воспитанники приобретают определенные знания, умения, навыки, учатся оценивать окружающий мир, воспринимают определенную систему отношений к окружающей действительности, побуждаются к деятельности, действию. Участие в воспитательном мероприятии помогает ребятам находить в каждом из них что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекает их в поиск того, как можно сделать жизнь в классе разнообразной, увлекательной, полезной, учит проявлять творческую заботу о своем классе и школе, о близких и далеких людях, о родном крае. У детей постепенно вырабатывается привычка заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно. Это также предоставляет школьникам возможность самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу. Классный руководитель учит их составлять план воспитательной работы, подбирать материалы для различных видов деятельности, распределять задания. Таким образом, дети приобретают организаторские навыки и умения, развивают самостоятельность, у них появляется чувство ответственности за выполнение порученного дела, формируются активная деятельность и жизненная позиция.

Воспитательные мероприятия проводятся в урочное время (классный час, час классного руководителя, час общения, воспитательное занятие и др.) и во внеурочное время.

Формы проведения воспитательных мероприятий разнообразны. Это смотры знаний, устные журналы, беседы, лекции, экскурсии, творческие вечера, встречи с интересными людьми, турниры, акции милосердия, солидарности, «живая» газета, диспуты, концерты, упражнения в поступках, интеллектуальные, этические и другие игры, моделирование ситуаций, встречи в музыкальной (театральной) гостиной, выставки, посещение театра и многое другое.

Различают индивидуальные, коллективные и групповые формы организации педагогических дел в работе классного руководителя.

Индивидуальная работа учащихся заключается в том, что каждый выполняет свое задание, поручение, действует самостоятельно, независимо от других. Организуя индивидуальную работу, классный руководитель тщательно продумывает задания в зависимости от особенностей и возможностей ученика (воспитанника).

Коллективные и групповые формы работы обеспечивают возможность взаимообмена, взаимообогащения, эмоционального «заражения» и тем самым способствуют развитию каждого ученика; создает условия для формирования коллективных чувств, мировоззренческих взглядов, навыков коллективного труда. Такая работа предполагает формирование индивидуальности, так как только сравнивая себя с другим человеком, оценивая себя и другого, можно выработать что-то свое, особенное. Коллективная работа требует особой активности и самостоятельности учащихся, однако обеспечение участия в ней всех учеников относится к числу самых сложных задач.

Групповая форма работы способствует формированию ответственности, готовности оказать помощь другому, расширяет границы межличностных отношений, развивает познавательную активность и самостоятельность учащихся, повышает объективность оценки других и самого себя.

Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися предполагает создание условий их жизнедеятельности в коллективе, предусматривающих возможность каждого школьника быть в своих действиях, делах непохожим на других.

Индивидуальные особенности могут проявляться в физическом состоянии и здоровье, познавательной деятельности (свойствах памяти, учебных склонностях и интересах, задатках к изучению различных предметов), чувственно-эмоциональной сфере (характере, темпераменте), внутренних побудительных факторах поведения (потребностях, мотивах, установках), степени восприимчивости педагогических влияний и динамике развития тех или иных личностных качеств, т.е. в уровне обучаемости и воспитуемости.

Индивидуальность школьника — сложное образование, органически связанное с его возрастом, половым и нравственным развитием, становлением целостной личности. В связи с этим индивидуальная работа является очень важной частью деятельности классного руководителя.

Какие же конкретные действия следует предпринимать классному руководителю при организации индивидуальной работы с учащимися?

Прежде всего, ребенок должен быть активно включен в деятельность, а стало быть, в определенную систему отношений. С этой целью классный руководитель определяет сам (или через учителей-предметников) конкретные задания и поручения в соответствии с личностными особенностями ученика, способствующие инициированию его активности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 3035; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.006 с.)