Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как организовать коллективную творческую деятельность детей?

Поиск

 

Форма работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом:

1) учитываются интересы и потребности каждого;

2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения;

3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле;

4) данная форма является по исполнению неповторимой.

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу и радость. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач, находя каждый раз новый вариант.

К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий. Методика работы педагога и коллектива на каждой стадии подробно описана в литературе (например, см. Титова Е.В. Если знать, как действовать. М.: Просвещение, 1993). Мы лишь коротко раскроем суть каждой стадии.

Первая стадия – предварительная работа. Педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов через детей, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.

.

Вторая стадия - коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях): Что лучше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда? При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с учащимися

Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела.

Третья стадия – коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела, уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, возбуждая и поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.

Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, когда в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают, нет еще умения преодолевать трудности. Потому велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним. Оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.

Четвертая стадия - проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для тех людей, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД. На кругу или по группам каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и другими средствами: опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.

Шестая стадия - ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказали предложения, поделились своими впечатлениями, переживаниями. Говорили о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, которые используются почти на всех стадиях КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми, при этом данная проблема высказывается школьниками при создании специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи.

Часто используется еще один прием – отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два–три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием – защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведения любого КТД, допускать извращения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу. Во-вторых, подготовка и проведение любого КТД требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел. В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы. КТД – лишь один из компонентов общей системы средств воспитания. Важнейшим условием является реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далеких людях, окружающем мире.

Коллективное творческое дело – это уникальное и в то же время очень естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности коммунарства как социально-педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности успешно используются практиками.

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:

- доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;

- выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;

- определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;

- создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

- от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;

- создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;

- оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.

Одной из форм классного руководителя – классный час.

Как подготовить и провести классный час?

В ряде школ для работы каждого классного коллектива в один из дней недели определено время, которое принято называть классным часом. Чем занимается коллектив в это время – решают учащиеся и классный руководитель.

В одну неделю проводится классное собрание, в другую – час классного руководителя (воспитательный час), в третью – встречи, экскурсии. Это время классный руководитель и школьники учитывают при планировании воспитательной работы. Однако данное положение не следует понимать формально. Необходимо исходить из конкретной ситуации, обстановки, потребностей коллектива. Возможны экстренные сборы коллектива в случае решения неотложных вопросов, смещение сроков по объективным причинам, сочетания на одном классном часе форм (ученическое собрание и собрание родителей, час классного руководителя и ученическое собрание и т.д.)

Следует учитывать, что час классного руководителя, классное собрание имеют различные задачи, содержание, организационные формы и методы проведения, по-разному определяют роль, функции, позицию педагога и его взаимоотношения с детьми.

Классное собрание – это коллективный орган ученического самоуправления. Час классного руководителя представляет собой форму воспитательной работы педагогов с учащимися во внеурочное время. В отличие от классного ученического собрания, воспитательный час не предполагает принятия решений по обсуждаемым вопросам жизни коллектива.

В то же время следует учитывать, что формы проведения классного часа тесно взаимосвязаны. Так, очень часто проблемы, рассматриваемые на воспитательном часе, завершаются принятием конкретного решения по данному вопросу на классном собрании. Ряд приемов, некоторые организационные моменты используются при подготовке и проведении всех или почти всех форм проведения классного часа, поэтому во избежание повтора одни вопросы подробнее рассмотрим при описании воспитательного часа, другие - ученического собрания.

Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у детей системы отношений к окружающему миру. Можно выявить воспитательные функции классного часа: просветительную, ориентированную, направляющую и формирующую.\ см. Щуркова Н.Е., Финданцевич Н.С., Классный час и его организация.- М.: Просвещение, 1981. С.5-8\.

Просветительная функция – заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся из этики, эстетики,психологии, из области наук, техники, народного хозяйства, т.е. тех знаний, которые не нашли отражения в учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в городе, деревне, стране, мире. И на вопрос начинающего педагога: "«чем говорят на классных часах? -–можно ответить: «Обо всем», так как объектом рассмотрения может стать любое явление жизни.

Ориентирующая функция заключается в формировании у учащихся определенныхотношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определенных отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. И эта функция – основная. Правда,она неразрывно связана с просветительской: нельзя ученику передать отношения к объекту мира, с которым ученик незнаком: нельзя привить любовь к Роди не тому, кто не знает ее красоты и т.п.

Иногда классный час может выполнить только ориентирующую функцию. Это бывает, когда на классных часах обсуждается всем известное событие (обсуждение общественно-политического события, статьи, спектакли, прочитанной книги, анализ анкеты.).

Направляющая функция классного часа помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. «Ознакомление» и «оценивание» мира должно завершаться «взаимодействием» с миром. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия существенно снижается, а знания не переходят в учреждения. И тогда создается благоприятная обстановка для проведения скепсиса, лицемерия и других негативных качеств личности.

Важно, чтобы разговор о жизни направлял школьников на реальные практические дела. Так, классный час «Природа и мы» побудил учащихся к проведению полезных дел: десанта по очистке леса и посадке деревьев, охране муравейников и т.п.

Формирующая функция с вязана с реализацией вышеуказанных трех функций и заключается в формировании у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, в выработке мнений вести коллективный разговор, аргументированно и доказательно отстаивать свое мнений. В ходе подготовки и проведения часа классного руководителя учащиеся рисуют,мастерят, сочиняют, изображают, что в свою очередь, развивает специальные умения и навыки. При этом правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение.

Методика организации часа классного руководителя прежде всего предполагает определение его содержания, которое, в свою очередь, зависит от целей, задач, возрастных особенностей детей, их опыта.

Могут быть предложены различные циклы классных часов, например: человек и его взаимоотношения: наука и познание: прекрасное в жизни, в искусстве, человеке; вопросы государства и права; соблюдение гигиенических норм, половое воспитание; профориентация; психологическое просвещение; экономическое и экологическое воспитание и т.д.

Безусловно, что темы,содержание классных часов классный руководитель определяет тогда, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, самооценок наблюдения, беседы), Педагог может привлечь детей и их родителей к определению наиболее важных тем для рассмотрения на часе классного руководителя.

Первый классный час должен пленить, должен заразить! Педагог может идти не от программы, а от того, что ему само особенно близко и дорого.

При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы: рассказ, чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждение, обзоры периодических изданий, лекции специалистов, анкетирование и анализ его результатов, беседа за круглым столом, обсуждение конкретных событий, знакомство с произведениями искусства, элементы художественно-творческой деятельности самих учащихся (поют, рисуют, сочиняют),обращения к высказыванию выдающих- ся людей с последующим обсуждением, «мозговая атака», работа по творческим группам. Практика показывает, что наиболее эффективными и интересными для ребят являются приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности.

Воспитательный час можно провести и вне школы. Так, классный час, посвященный охране природы, лучше всего организовать в лесу, а проблему бережного отношения к книге целесообразно рассмотреть в библиотеке.

Особый цикл составляют классные часы по нравственному просвещению учащихся. В этом случае чаще всего используется этическая беседа о нравственных качествах: о дружбе и товариществе, честности и правдивости, доброте, душевной щедрости и т.д. Эти беседы должны помочь школьникам уяснить принципы общечеловеческой морали, осмыслить имеющийся жизненный опыт. Целесообразно спланировать проведение этических бесед на 3-4 года. В беседе живое слово учителя чередуется с ответами, размышлениями, мнениями школьников. До классного часа желательно выявить нравственные предсказания учащихся по данному вопросу (с помощью анкеты, сочинений), чтобы неверным противопоставлять правильные.

Такие беседы рекомендуется начинать с определения содержания нравственного понятия. Целесообразно использовать конкретные примеры, помогающие осознать и содержание соответствующих нравственных категорий. Однако использовать примеры нужно разумно. Лучше, если они будут положительные, неизбитые, малоизвестные детям. При анализе отрицательных примером необходим большой такт, чувство меры. Разбирать следует не столько лица, сколько моральную сторону их поступков. Нельзя беседу сводить к поучениям. Воспитательная позиция учителя может быть скрыта от учащихся.

С подростками целесообразно проводить беседы в форме занятий по решению поведенческих задач - ситуаций с нравственным содержанием.

В формировании нравственных представлений и убеждений учащихся важное значение имеют классные часы – диспуты. Дискуссия возможна в том случае, если у учащихся есть некоторые знания, мнения по обсуждаемому вопросу, поэтому чаще всего диспут является продолжением серии классных часов по нравственным проблемам или разговора, возникающего на уроке. Диспут позволяет в определенной мере увидеть педагогу и результат, действенность, проводимых ранее часов в целом воспитательной работы.

Часы классного руководителя очень разнообразны по содержанию, формам, методам его подготовки и проведения. Тем не менее делаются попытки типизации классных часов. Так, по преобладающему источнику выделяют воспитательные часы, в основе которых лежат:

а) рассказ, беседа, сообщение самого классного руководителя;

б) выступление специалиста;

в) встреча с интересным человеком, политиком, артистом и т.п.;

г) сообщение самих школьников.

На наш взгляд, целесообразным основанием для типизации часов классного руководителя является характере деятельности детей, степень их самостоятельности и активности, роль педагога в подготовке и проведении воспитательного часа.

В зависимости от этого классные часы можно подразделить на три вида. К первому виду относятся классные часы к которым подготовка требует широких познаний, жизненного и педагогического опты. Дети лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов, примеров. Таковы, например, классные часы на тему: «О самовоспитании, «Что такое самообразование», «Как развивать память», «Художественный вкус и мода», «Об индивидуальности и индивидуализме», «Режим дня и НОТ школьника и др. Некоторые часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов: врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя - оказать им помощь в подготовке беседы, выступления.

Второй тип классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и учащихся. Определение главных идей, содержания, как правило, принадлежит учителю, а разработка путей, методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с детьми. Под руководством учителя школьники готовят отдельные фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час,привлекая ребят к обсуждению проблемы, объединяя выступления школьников и отдельных групп в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «красоте внутренней и внешней», «Твори доброе ради добра», «Дружба в жизни человека» и др.

Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих учащихся. Ответственность за подготовку и проведение возлагается на группу школьников, совет дела. Классный руководитель вместе с учащимися продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает составить творческие задания микроколлективам. При самостоятельной подготовке по группам учащиеся проявляют много творчества, выдумки, фантазии. Между группами возникает дух соревнования: кто интересней представит свою часть творческой работы. Ведут воспитательный час сами учащиеся, педагог незаметно направляет их. После проведения классных часов такого типа целесообразно подвести итоги, дать оценку работе совета дела и микроколективов. Данный тип классный часов возможен в том случае, если:

- школьники имеют некоторые знания по обсуждаемой проблеме,она близка и доступна им для самостоятельного осмысления;

- значительная часть учащихся владеет навыками и умениями коллективной творческой работы, самостоятельна и ответственная;

- актив, совет дела способен стать организующим и координирующим центром при подготовке и проведении классного часа.

Подчеркнем, что выбор типа воспитательного часа завит от темы, содержания материала, возраста учащихся, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, а также педагогического мастерства, индивидуальных особенностей классного руководителя,характера его взаимоотношений со школьниками.

 

Особо следует выделить классные часы, на которых перед учащимися выступают приглашенные гости. Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании. Но они достигают успеха тогда, когда удовлетворяют интересы детей и реализуют педагогические замыслы воспитателя. Подготавливая встречу, классный руководитель создает желаемую воспитательную ситуацию Предварительно беседует с приглашенными,рассказывает им о цели мероприятия, его идейной направленности, об особенностях классного коллектива,дает некоторые советы по содержанию и форме выступления. Вместе с тем, педагог готовит к встрече и самих учащихся вызывает у них интерес к встрече, рассказывая о достоинствах гостей. Вместе с активом распределяет поручения меду школьниками.. Микроколлективы готовят сюрпризы для гостей, оформляют помещение, продумывают, как пригласить гостей, завершить встречу, проявить уважение к и внимание к приглашенным.

Подготовка классного руководителя к воспитательному часу предполагает выполнение следующих действий:

- определение темы классного часа, формулировка его цели, исходя из задач воспитательной работы с коллективом;

- тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач, исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся, соответствие их возрастных особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);

- составление плана подготовки и проведения классного часа, предусмотрев привлечение школьников к активной деятельности в период подготовки и входе классного часа, использование разнообразных методов и приемов, воздействующих на сознание, чувства и поведение учащихся, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме;

- подбор наглядных пособий и музыкального оформления помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора;

- определение целесообразности участия на классном часе учащихся и их родителей, друзей, ребят, старших и младших товарищей и работников школы, специалистов по тем классного часа;

- определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения воспитательного часа;

- выявление возможности по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности ребят.

Классный руководитель особое внимание обращает на психологическую подготовку учащихся. Они должны ожидать классный час, настроиться на важный и серьезный разговор. Настрой начинается с момента оповещения учащихся о классном часе. Время от времени можно напоминать о предстоящем разговоре. Но самым лучшим способом подготовки к классному часу является коллективная творческая деятельность, когда все учащиеся, разбившись на группы, готовят отдельные фрагменты, разделы классного часа, оформление помещения и т.п.

В период завершения подготовки воспитательного часа педагог окончательно определяет структуру (план) классного часа. Хотя каждый час классного руководителя неповторим, часто в общем виде его структуру представляют в виде трех частей: вступительная, основная, заключительная.

Назначение вступительной части – мобилизовать внимание учащихся, обеспечить серьезное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса к жизни человека. Время вступительной части ограничено: ученики уже минут через 5-7 должны получить новую информацию, иначе их внимание рассеивается. Разговор можно начать с проблемной ситуации или с примеров, побуждающих к раздумьям.

Назначение основной части определяется воспитательными задачами классного часа и функциями, изложенными выше. Здесь рассматривается основное содержание проблемы.

В заключительной части важно создать у всех учащихся чувство удовлетворения состоявшимся разговором, возбудить у детей желание внести изменения в свое поведение, в работу класса. Значительная часть может быть большей по времени, если разговор перешел в русло практических дел класса. Но она не должна длиться слишком долго, чтобы не заметить, «не смыть» впечатления от основного содержания классного часа. Можно продолжить разговор на классном собрании.

При составлении плана воспитательного часа эти части полезно иметь в виду, чтобы было легче проверить логическую связь и наличие логического стержня в материале классного часа: вопроса – в первой части; во второй части – решение вопроса и в третьей части – определение его жизненного значения.

Необходимо также учитывать, что в ряде случаев данная структура может быть педагогически целесообразна. Например, в случаев взволновавшего всех события можно исключить вступления и сразу приступить к изложению основного содержания; или же отсутствуют заключительная часть, когда школьники получают на классном часе материал для размышления, а завершается обсуждение на следующем классном часе.

Советы по организации часа классного руководителя:

1. Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к отношению к ней, от общих оценок - развернутым суждениям.

2. В процессе обсуждения поставленных вопросов учитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, вносить нужные коррективы ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с ними и помочь найти правильные решения нравственной проблемы.

3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении, особенно через 20-25 минут, использовать активные воздействующие средства(интересный по содержанию материал, постановка острого вопроса, коллективная «мозговая атака», музыкальная пауза) или сменить вид деятельности учащихся, подготовить сюрприз, приятную неожиданность.

4. Очень важен тон учителя, его доброжелательность. Нельзя допускать при проведении классного часа сентенций и незначительности» это верный способ выработать отношение обратное желаемому.

5. Во время классного часа надо предложить учащимся самим выбрать себе удобное место и приятного соседа.

6. Постепенно необходимо накапливать традиции в проведении классного часа. Такими традициями может стать соблюдение привычной тишины, внимание к говорящему, создание благоприятной обстановки, чтобы высказывать свое соображение и несогласие, предупреждение шумов, криков, обидных реплик при спорах. Традиционный порядок приучает детей к культуре группового общения. Могут быть коллективно выработаны определенные поведенческие нормы на классном часе, например:

- уважительное отношение к любому выступающему;

- поднятая рука – единственный способ сообщить о своем желании выступить;

- право на любой вопрос, который можно задать на классном часе, и отсутствие права на насмешку над задающим вопрос и над самим вопросом;

- максимальная искренность и связанное с ним право учеников на молчание, когда нет желания говорить;

- - в тишине и только в тишине можно думать, говорить, слушать;

- - нет неинтересных тем, есть неинтересные слушатели и др.

Приведем пример классного часа, в 9 классе «о доброте и милосердии».

Подготовка:

Дать для обдумывания детям следующие ситуации.

- На улице вы встретили монахиню, которая собирает деньги на восстановление храма.

- По телевизору – объявление. Вы услышали зов о помощи: мальчику нужна операция, деньги перечислите на счет №___

И другие ситуации подобного рода.

Задание: обдумайте возможные реакции людей на данные ситуации, обоснуйте свое мнение.

Проведение

1.Анализ ситуаций. На доске выписываются возможные реакции, которые предложили учащиеся, все вместе обсуждают, о каких качествах личности они свидетельствуют.

2. Два понятия: добро и милосердие. Дети должны дать ответ на вопрос, какие из выделенных выше качеств входят в эти два понятия.

3. Вместе выводят определение:»добро» и «милосердие».

4. Дискуссия на тему: Насколько высока ценность добра и милосердия в современную эпоху?

Дискуссия проводится с доказательством своего мнения и с конкретными примерами.

5. Что надо сделать, чтобы ценность этих понятий повышалась, чтобы эти качества развивались в людях?

Выход на конкретные дела. А что мы можем сделать?

 

6.Последействие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.138.129 (0.016 с.)