Развитие ученического самоуправления в коллективе класса



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие ученического самоуправления в коллективе класса



Что такое ученическое самоуправление?

Ученическое самоуправление – понятие родовое по отношению к другим формам организации жизнедеятельности учащихся. Все эти виды можно классифицировать по тому, кто является субъектом. Если коллективом класса управляет только педагог без какого-либо привлечения учащихся, то речь идет об авторитарной форме управления коллективом, если же сами учащиеся сами решают проблемы, то какую форму организации можно называть демократической. Можно определить ученическое самоуправление как демократическую форму организации жизнедеятельности ученических коллективов, обеспечивающее развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Какие же характерные признаки присущи ученическому самоуправлению? Во-первых, это самостоятельность членов ученических коллективов в принятии и реализации решений, во-вторых, - возможность развития самостоятельности.

Педагогической целью, стоящей перед ученическим самоуправлением является демократизация жизни коллектива класса и на этой основе – формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом.

Процесс развития ученического самоуправления предполагает последовательной смену состояний, непрерывных качественных изменений, обеспечивающих перевода ученического коллектива класса из системы управляемой в систему самоуправляемую.

Определяя движущую силу процесса развития самоуправления, необходимо исходить из того, что процесс развития самоуправления, прежде всего, ориентирован на учащихся. От их отношения к целям деятельности, определяемым педагогом или органом самоуправления, зависит их участие в решении управленческой задачи. Будучи общественной по своей направленности, работа органов самоуправления существенным образом зависит от отношения к цели деятельности каждого учащегося, наличия у него мотивов участия в этой деятельности. Возникает основное противоречие между целями деятельности коллектива, содержанием процедурой организации и отношением к ним каждого ребенка.

Условием разрешения этого противоречия и превращения его в движущую силу является сформированность группового мотива действия, которая принимается как диалектическое единства мотивов членов группы.

Процесс развития самоуправления мы отобразили на схеме 1 Ядром этого процесса является мотив группового действия. На схеме отображены задачи, которые должны решаться для того, чтобы каждый этап управленческого цикла существенно влиял на формирование этого мотива.

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ

В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Определение

цели деятельности

           
   
     
 


Коллективное Принятие цели

подведение коллективом

итогов ____________

______________ Коллективное

Оценка своих обсуждение целей

возможностей

 

 


Реализация Мотив группового Постановка

решения действияуправленческой «Мы хотим» проблемы

       
 
   
 


Интенсивная _______________

организаторская Выдвижение

деятельность идей

       
 
   
 


 

 

Принятие Коллеективное

Решения обсуждение

Предложений

Выбор варианта Оценка вариантов

Групповые мотивы отражают отношения класса не только к целям деятельности, но и к ее содержанию и процедуре организации. При этом в различных классах доминирующим может быть любой из названных мотивов.

Источником развития самоуправления на этапе зарождения самоуправления является противоречие между внешней целью и индивидуальным мотивом. Цель, поставленная педагогами, вышестоящими органами самоуправления или органами своего коллектива, только тогда превращается в групповой мотив на этом этапе, когда учащихся видят, что удовлетворение их потребностей напрямую зависит от достижения этой цели.

На этапе становления в качестве источника развития выступает противоречие между целью деятельности, определенной самим ученическим коллективом и отношением учащихся к ее содержанию. Разрешается это противоречие на основе широкого вовлечения детей в преодоление трудностей в выборе решений, позволяющих достигнуть групповой цели. В этом случае формируется групповой мотив, в котором отражается интегративное мнение о том , какие формы работы наиболее способствуют достижению цели.

На этапе самосовершенствования источником развития является противоречие между целями деятельности и отношением учащихся к процедуре ее организации, в том числе и процедуре ее организации, в том числе и процедуре принятия управленческих решений. Разрешением этих противоречий является формирование мотивов оптимальной организационной структуры коллектива.

Процессу развития самоуправления присуще содержательная, функциональная и структурная характеристики. Определяя содержательную характеристику, в качестве основных компонентов процесса мы выделяем управленческие задачи, решение которых осуществляется членами ученических коллективов.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.005 с.)