Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение самооценки школьника↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Самооценкой называется отношение человека к самому себе, оценка своих способностей, возможностей, качеств личности, внешнего облика и т.д. Самооценка школьника формируется в процессе постоянного общения с окружающими, в ходе которого ученик получает от других людей оценку своих возможностей, успехов в учебе и т.д. Эти оценки окружающих постепенно усваиваются ребенком и превращаются в его самооценку. Самооценка может быть реальной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, и менее реальной (неадекватной), когда человек чересчур завышает или занижает собственные успехи и возможности. Педагогу необходимо знать и учитывать в работе самооценку школьника, т.к. она определяет отношение ученика ко всем его жизненным задачам, и прежде всего у учению, а также влияет на становление его личности. Детям с адекватной самооценкой свойственны, как правило, оптимизм, активность, общительность, бодрость, чувство юмора. Школьникам с завышенной самооценкой часто присущи высокомерие, бестактность, заносчивость и эгоизм. Детям с пониженной самооценкой свойственны пассивность, замкнутость, повышенная ранимость, неверие в собственные силы и возможности. Изучение самооценки школьника можно начинать с метода наблюдения, как считаетВ.С.Ивашкин.. Наблюдение позволяет зафиксировать такие поведенческие проявления самооценки как прямые и косвенные оценки себя и других, реакции на оценочные суждения со стороны других людей, в том числе на школьные оценки, уровень притязаний школьника в различных видах деятельности. Изучение самооценки школьников методом обобщения независимых характеристик проводится с привлечением в качестве экспертов учителей, непосредственно работающих с учащимся. Характеристики, даваемые экспертами полнее и содержательнее, если в задании эксперту подробно перечисляются те параметры самооценки, которые требуется отразить в характеристике: система ценностей, выраженность основных частных самооценок, адекватность, устойчивость, действенность самооценки и др. Ценные сведения о самооценке школьника может дать и метод беседы, если она ведется в обстановке доверительности и охватывает приведенные выше параметры самооценки. Для уточнения данных, полученных перечисленными методами используются экспериментальные методы изучения самооценки. Метод субъективного шкалирования частных самооценок. В зависимости от цели исследования и особенностей учащихся составляется список из 5-10 качеств личности школьника. Среди них могут быть устойчивые качества, такие как память, способности и лабильные - успехи в учебе, физическое развитие и т.д. Качества заносятся в специальную таблицу.
Инструкция: “Оцените, в какой мере Вам свойственно каждое из приведенных в списке качеств, пользуясь десятибалльной шкалой, в которой 1 означает отсутствие, а 10 - высший уровень развития качества. Баллы между 1 и 10 соответствуют промежуточным уровням развития качеств”. Интерпретация результатов: 1. Определяется тип самооценки: а) равномерно высокая б) равномерно низкая в) низкая по одним и высокая по другим качествам 2. В ряде последовательных исследований определяется динамика и устойчивость самооценки в целом и по отдельным качествам.
Составление психолого-педагогической характеристики Личности школьника
Весь материал, полученный в результате изучения личности школьника, обобщается в форме психолого-педагогической характеристики. Характеристика должна отражать динамику развития личности ученика, каждое ее положение должно быть аргументировано и подкреплено фактами. Ниже предлагается примерная схема составления психолого-педагогической характеристики, предложенная Н.И. Курочкиным.
Схема психолого-педагогической характеристики личности школьника
Х а р а к т е р и с т и к а
ученика_____________________________класса________________ школы___________города____________________за_________уч.г.
1. Общие сведения о школьнике Возраст, физическое развитие, состояние здоровья, в частности нервной системы. Условия жизни и быта в семье. Состав семьи. Занятия родителей. Взаимоотношения членов семьи. Отношение к ребенку в семье. Позиция ребенка в семейном общении (равнодушный, опекаемый, зависимый, безнадзорный, самостоятельный). Контроль родителей за учебной деятельностью ребенка. Кто принимает наиболее активное участие в воспитании ребенка. Участие учащегося в домашних делах. Досуг в семье. Проведение учеником свободного времени. Наиболее важные факты биографии, которые могли повлиять на развитие учащегося. Положение ученика в структуре школьного коллектива. Взаимоотношения с одноклассниками. Авторитет в коллективе. Референтная группа школьника, наиболее значимые для него лица из ближайшего социального окружения.
2. Направленность личности Общая направленность личности (личная, общественная, деловая). Ведущая мотивация основных видов деятельности (учебной, трудовой, общественной и т.д.). Преобладающие материальные и духовные ценности. Интересы и склонности учащегося. Влияние их на учебную и не учебную деятельность. Глубина и устойчивость интересов. Нравственное развитие ученика. Взгляды и убеждения, стремления, мечты и идеалы. Их действенность в мотивации поведения. Профессиональные интересы и склонности учащегося.
3. Характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы.
Черты характера, преобладающие в отношении: а) к учебе, б) к труду, в) к общественным обязанностям и поручения, г) к сверстникам и взрослым, д) к товарищам и друзьям, е) к вещам, ж) к самому себе. Самооценка и уровень притязаний ученика. Волевые черты характера (настойчивость, решительность, отношение к трудностям, дисциплинированность). Проявление преобладающих черт характера в различных видах деятельности. Проявление темперамента. Преобладание одного из типов темперамента по традиционной классификации. Особенности эмоциональной сферы. Степень эмоциональной возбудимости, импульсивности, агрессивности, эмоциональная устойчивость, эффективность и т.д. Проявление эмоций во вне, умение контролировать проявление эмоций. Степень развития моральных, эстетических, интеллектуальных, практических чувств.
4. Способности и особенности познавательной деятельности.
Учение и способности. Особенности успеваемости по изучаемым предметам. Трудные предметы. Общие (интеллектуальные) способности. Творческие способности. Специальные и практические способности (математические, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и др.). Особенности восприятия и внимания школьника, наблюдательность. Особенности памяти: осмысленность, точность, быстрота запоминания, длительность сохранения, точность воспроизведения. Владеет ли приемами запоминания. Преобладающий тип памяти в учебном процессе. Развитие образного и абстрактного мышления. Последовательность и доказательность в изложении своих мыслей, умение выделить главное, умение обобщить и сделать выводы. Самостоятельность мыслительной деятельности, гибкость мышления. Развитие устной и письменной речи, словарный запас.
5. Педагогические выводы и рекомендации В характеристике не следует давать излишне подробное освещение всех деталей личности, т.к. это может привести к мозаичности и к тому, что наиболее важные, характерные для личности школьника черты и тенденции “растворятся” в обилии мелких фактов и деталей. Следует остерегаться и другой крайности: освещать только те особенности личности, которыми она выделяется среди других, пренебрегая остальными ее сторонами. Для того чтобы характеристика отвечала всем предъявляемым к ней требованиям, она должна составляться на основании всех данных, имеющихся у педагога о личности ребенка, отражать в той или иной мере все компоненты его структуры, и, вместе с тем, акцентировать внимание на наиболее ярких, стержневых, доминирующих качествах - как положительных, так и требующих педагогической коррекции. При изучении школьника не следует ограничиваться только мысленной констатацией различных фактов, отражающих особенности его личности. Учителю необходимо вести педагогический дневник, где на каждого школьника отводится свое место. В педагогическом дневнике фиксируются цели, выдвигаемые гипотезы изучения определенных сторон личности учащегося, излагаются факты, делается их интерпретация. Записи должны быть краткими, лаконичными, отражающими самое основное, без собственных домыслов. Характеристика должна обязательно включать также и данные, полученные от психолога. Характеристика может быть обсуждена и с другими педагогами, что позволит лучше понять противоречия в поведении отдельных учеников, причины такого поведения и даст возможность принять наиболее правильные меры педагогического воздействия. 6. Анализ семейных взаимоотношений Для того чтобы понять личность очень важно знать ту ближайшую ему социальную среду, в которой он воспитывается. Так дома, в семье ребенок находится в иных, по сравнению со школой, условиях воспитания, поэтому задача школьного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников. Знакомство с семьей школьника учитель может начать с небольшой анкеты для родителей. С помощью ее можно получить данные о социально-бытовых условиях, в которых живет семья ученика, и о понимании родителями задач, целей семейного воспитания и их усилиях в данном направлении. Анкета заставит и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании. На основании результатов анкеты определятся основные вопросы для беседы с родителями ученика.
Анкета для родителей
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? 2. Говорят ли с вами дети “по душам”, советуются ли по личным вопросам? 3. Интересуются ли они вашей работой? 4. Знаете ли вы друзей ваших детей? 5. Бывают ли они у вас дома? 6. Участвуют ли дети с вами в хозяйственных заботах? 7. Проверяете ли вы как они учат уроки? 8. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения? 9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам? 10. “Детские праздники” - дети предпочитают, чтобы вы были сними, или хотят проводить их “без взрослых”? 11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги? 12. А телепередачи и фильмы? 13. Бываете ли вместе с детьми на выставках, театре и т.д.? 14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах, походах за грибами и т.д.? 15. Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ними или нет?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.76.209 (0.01 с.) |