Глава 1. Классный руководитель: кто он?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Классный руководитель: кто он?



КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Пособие для педагогов

 

Под. редакцией М.И. Рожкова

 

Москва 1999

 

Классному руководителю. Пособие для педагогов. Учебное пособие. М.: Изд-во «Владос», 1999.- с.

 

В пособии раскрываются основы организации работы классного руководителя, раскрываются цели и задачи его деятельности и его реализации. Предлагаемый материал базируется на новых концептуальных подходах и передовом опыте педагогов отечественных щкол. В пособии нашли отражение, как теоретические вопросы, так и конкретные методики решения воспитательных задач.

Пособие адресовано прежде всего педагогам школ, а также их руководителям. Оно может использоваться в педагогическом процессе при подготовке студентов педагогических вузов к воспитательной работе в школе.

 

 

Содержание

Введение..................................................................................................... 7

Глава 1. Классный руководитель: кто он?............................................... 9

Классный руководитель в России: страницы истории............................. 9

Когда педагоги начали руководить классом?............................... 9

Классный руководитель в советской школе.................................. 12

Организатор, воспитатель, помощник................................................... 15

Что делает классный руководитель в школе сегодня?.................. 15

Каковы функции деятельности классного руководителя?............ 17

Каковы критерии эффективности работы классного руководителя?. 20

Воспитательная работа в классе............................................................ 23

Как воспитывать учащихся в классе?............................................. 23

Каковы цель и задачи воспитания?................................................ 25

Каковы закономерности и принципы воспитания?....................... 30

Каковы методы воспитания учащихся?......................................... 32

Что такое приемы воспитания?....................................................... 37

Социальная защита ребенка................................................................... 41

От кого надо защитить ребенка?.................................................... 41

Что значит защитить ребенка?...................................................... 42

Как может классный руководитель помочь ребенку?.................. 45

Профориентационная функция классного руководителя...................... 49

Как подготовить школьника к выбору профессии?...................... 49

Что такое профессиональные пробы?............................................ 52

Формы работы классного руководителя с учащимися......................... 56

Какие могут быть формы работы классного руководителя ?...... 56

Как выбираются формы работы?................................................... 59

Как организовать коллективную творческую деятельность детей? 62

Как подготовить и провести классный час?................................... 69

Глава 2. Классный руководитель и класс............................................... 82

Школьный класс как коллектив.............................................................. 82

Как класс становится коллективом?............................................... 82

Каковы стадии развития классного коллектива?........................... 86

Каковы возрастные особенности классного коллектива?............. 91

Что такое «индивидуальность» классного коллектива?................ 95

Как формируется личность ребенка в классном коллективе?....... 97

Развитие ученического самоуправления в коллективе класса............. 102

Что такое ученическое самоуправление?..................................... 102

Каковы функции ученического самоуправления?....................... 105

При каких условиях самоуправление развивается более успешно? 107

Как управлять классом вместе с детьми?..................................... 109

Каким быть классному ученическому собранию?....................... 112

Как выбрать лидера?.................................................................... 124

Классный руководитель в разных классах.......................................... 130

Чем отличаются классы друг от друга?....................................... 131

Как понять класс?.......................................................................... 134

Как подобрать класс для классного руководителя и классного руководителя для класса?........................................................................................................ 144

Глава 3 . Классный руководитель и среда........................................... 147

Классный руководитель в структуре управления школой.................. 147

Кем и как управляет классный руководитель?............................ 147

С кем сотрудничает классный руководитель, управляя классом? 150

Классный руководитель и учителя предметники................................. 153

В чем сущность взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников?........................................................................................................ 153

Каково содержание работы классного руководителя с учителями предметниками?........................................................................................................ 155

Какие могут быть формы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников................................................................................. 158

Классный руководитель и клубные объединения учащихся............... 165

Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика................. 165

Какова сущность взаимодействия педагогов и семьи?................ 165

В каких формах может осуществляться сотрудничество педагогов, учащихся и родителей?..................................................................................... 168

Классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог. 194

Почему необходимо взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога?.................................................................. 194

Каковы общие проблемы решают вместе классный руководитель, социальный педагог и психолог?.................................................................................... 196

В решении каких вопросов и какай работе ведущая роль принадлежит социальному педагогу?....................................................................................... 197

Как помогает классному руководителю психологическая служба школы? 199

Глава 4. Технология работы классного руководителя........................ 199

Целеполагание и планирование............................................................ 199

Как определяются цели в воспитательной работе?..................... 199

Как взаимосвязаны цели и задачи?.............................................. 204

Как осуществляется целеполагание?............................................ 208

Каким должен быть план воспитательной работы?.................... 211

Анализ деятельности............................................................................. 224

Для чего необходим анализ работы классного руководителя? 224

Как анализировать форму воспитательной работы................... 228

Как организовать коллективный анализ формы работы?.......... 230

Как провести анализ по итогам учебного года?........................ 233

Изучение эффективности....................................................................... 238

Что понимают под эффективностью работы классного руководителя? 238

Для чего изучают эффективность работы?.................................. 239

Как изучать воспитанность школьников?.................................... 241

Как определить уровень развития коллектива?......................... 250

Как изучать эффективность педагогических средств?................. 255

Какие требования необходимо соблюдать при изучении эффективности воспитательной работы?.......................................................................................... 265

Индивидуальный стиль работы............................................................ 269

Что такое индивидуальный стиль?............................................... 269

Как определять индивидуальный стиль?..................................... 275

Как формировать индивидуального стиль?................................ 279

Как рефлексия поможет сформировать индивидуального стиль? 283

Дневник классного руководителя........................................................ 288

Литература............................................................................................. 361

 

 

 

 

Введение

 

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы не была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям. Ведь основным структурным звеном в школе является класс. Именно в классе организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями, искренне стремится помочь ученикам в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Традиционно в отечественной школе классный руководитель выполнял функцию воспитания детей. Он не только координировал воспитательные воздействия разных педагогов, взаимодействовал с семьей и детскими объединениями, но и сам был наставником детей, помогая им правильно оценивать происходящее вокруг них, стимулируя их нравственное поведение. В последние годы в ряде школ появилась новая должность «классный воспитатель», которая позволяет педагогом работающим с классом, полностью сосредоточиться на этой работе.

Если вы спросите, тех педагогов, кто много лет проработал классным руководителем и выпустил не один класс, то многие из них будут рассказывать о своих выпускниках, как о своих родных детях.

Сегодня во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой ‑ дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса в образовательных учреждениях и прежде всего в ‑ школе, где многие педагогические проблемы не могут быть решены традиционными средствами. Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами и учащимися, между администрацией школы и членами педагогического коллектива. Основу этих отношений все в большей степени составляют сотрудничество и равноправное партнерство.

Авторы данной книге, адресованной классным руководителям общеобразовательных и профессиональных школ, исходили из того, что воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. В связи с этим в книге классный руководитель рассматривается с позиции понимания сущности его деятельности как организатора детской жизни, создающего условия для того, чтобы каждый ребенок нашел себя системе отношений класса и школы. При этом непременно обеспечивался процесс его социального становления.

Наши выводы основаны на анализе передового опыта классных руководителей, тех полностью отдает себя детям, кто по настоящему их любит и добивается успеха в их воспитании.

Авторами этой книги являются ученые из Москвы, Ярославля, Костромы, в ней частично использованы материалы исследований лаборатории воспитательной работы института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

Авторы книги: М.И. Рожков ( ), Л.В. Байбородова ( ), Б.З. Вульфов ( ), М.А. Ковальчук ( ), А.Э. Мельников ( ), С.Л. Паладьев( ), Н. Г. Рукавишникова ( ), Н. Л. Селиванова ( ), А.Л. Уманский( ), В.Б. Успенский ( ), А.П. Чернявская ( ),

 

Приемы воспитания - это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.

Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведет к позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Для педагогической теории и практики важно классифицировать приемы воспитания. Классификация дает возможность упорядочить приемы и представить их педагогический потенциал в целостном виде: выявить сходство и отличие между ними, определить их место в процессе формирования личности, указать на те конкретные действия, которые они оказывают в воспитательном процессе. При выборе основания для классификации приемов следует принять во внимание то каким образом педагог добивается изменений в отношениях с учеников и его отношениях с окружающими.

Прежде всего, мы должны говорить о коммуникативных приемах, то есть приемах общения педагога и учащихся.

Прием "ролевая маска" - учащимся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.

Прием "непрерывная эстафета мнений". Учащиеся "по цепочке" высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует ввести соответствующие ограничения (требования) и перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

Прием "самостимулирование" - учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Прием "импровизация на свободную тему" - учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.

Прием "импровизация на заданную тему". Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную учителем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.). В отличие от приема "импровизация на свободную тему" здесь учащиеся могут быть поставлены в более сложные условия творчества, причем учитель может постепенно поднимать "планку трудности".

Прием "обнажение противоречий" - разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое отграничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Вторая группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика.

Прием "инструктирование" - на период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают "статус" всех его участников.

Прием "распределение ролей" - четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения тех знаний, умений и навыков, которых требуются для выполнения задания.

Прием "коррекция позиций" - тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.).

Прием "самоотстранение учителя". После того, как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.

Прием "распределение инициативы" предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации "задавленной инициативы", когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.

Прием "обмена ролями" - учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.

Прием "мизансцена". Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п.

Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит к одному ученику может быть неприемлем для другого.

Воспитательная работа классного руководителя многогранна, а выбор способов решения воспитательных задач зависит от множества факторов, в том числе и от индивидуального стиля педагогической деятельности.

Социальная защита ребенка

Проведение

1.Анализ ситуаций. На доске выписываются возможные реакции, которые предложили учащиеся, все вместе обсуждают, о каких качествах личности они свидетельствуют.

2. Два понятия : добро и милосердие. Дети должны дать ответ на вопрос, какие из выделенных выше качеств входят в эти два понятия.

3. Вместе выводят определение :»добро» и «милосердие».

4. Дискуссия на тему: Насколько высока ценность добра и милосердия в современную эпоху?

Дискуссия проводится с доказательством своего мнения и с конкретными примерами.

5. Что надо сделать, чтобы ценность этих понятий повышалась, чтобы эти качества развивались в людях?

Выход на конкретные дела. А что мы можем сделать?

 

6.Последействие.

 

Решения обсуждение

Предложений

Выбор варианта Оценка вариантов

Групповые мотивы отражают отношения класса не только к целям деятельности, но и к ее содержанию и процедуре организации. При этом в различных классах доминирующим может быть любой из названных мотивов.

Источником развития самоуправления на этапе зарождения самоуправления является противоречие между внешней целью и индивидуальным мотивом. Цель, поставленная педагогами, вышестоящими органами самоуправления или органами своего коллектива, только тогда превращается в групповой мотив на этом этапе, когда учащихся видят, что удовлетворение их потребностей напрямую зависит от достижения этой цели.

На этапе становления в качестве источника развития выступает противоречие между целью деятельности, определенной самим ученическим коллективом и отношением учащихся к ее содержанию. Разрешается это противоречие на основе широкого вовлечения детей в преодоление трудностей в выборе решений, позволяющих достигнуть групповой цели. В этом случае формируется групповой мотив, в котором отражается интегративное мнение о том , какие формы работы наиболее способствуют достижению цели.

На этапе самосовершенствования источником развития является противоречие между целями деятельности и отношением учащихся к процедуре ее организации, в том числе и процедуре ее организации, в том числе и процедуре принятия управленческих решений. Разрешением этих противоречий является формирование мотивов оптимальной организационной структуры коллектива.

Процессу развития самоуправления присуще содержательная, функциональная и структурная характеристики. Определяя содержательную характеристику, в качестве основных компонентов процесса мы выделяем управленческие задачи, решение которых осуществляется членами ученических коллективов.

Как выбрать лидера?

Принципиальная особенность ученического самоуправления - удовлетворение потребности в самоорганизации, присущей всякому сообществу, особенно детскому. В нем непременно и стихийно выдвигаются лидеры (“задвигаются” изгои) всего объединения, его части, по личностым качествам (силач, совесть класса, юморист), по талантам (чтец, компьютерщик, музыкант)... От педагога требуется и другое: содействовать тому, чтобы доверие к ребятам, вера в их ответственное отношение к делу - даже при на первых порах неумении его толково вести - помогали укреплению их истинного авторитета в глазах одноклассников, чтобы при решении текущих проблем “работал” прежде всего авторитет личности, а не власти, которую та представляет.

При этом важно педагогическое стимулирование лидерства, которое может осуществляется как непосредственно, так и опосредованно на основе дифференциации и индивидуализации педагогического влияния на учащихся. Педагогическое стимулирование лидерства предполагает выявление в различных видах деятельности наиболее способных организаторов и включение их в ситуации, в которых они могут проявить свои организаторские способности.

ЛИДЕР - ведущий - человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится "выложиться" для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства; именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен "завести" окружающих.

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

ЛИДЕР-СОЗИДАТЕЛЬ действует в интересах дела, в интересах коллектива класса и всех ее членов, которых он ведет за собой (а по большому счету - в интересах всех людей).

ЛИДЕР-РАЗРУШИТЕЛЬ действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В классе встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, поисково-туристской и др. деятельности.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе - самый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках класса. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих одноклассников, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения. Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между одноклассниками точнее характеризуют деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет умение определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение класса, но и прежде всего благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития группы как коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому учащемуся возможность пребывания в роли лидера, и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Какие же качества личности определяют делового лидера?

Прежде всего это:

а) способность управлять собой ("если хочу, то смогу"). Способность в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выйти из стрессовых ситуаций, заботиться о накоплении сил и энергии (в том числе и физических);

б) наличие четких личных целей: ("знаю, что хочу"): ясность в вопросах о целях своих поступков, наличие целей совместимых с условиями общения и деятельности, понимание реальности поставленных целей и оценка продвижения к ним;

в) умение решать проблемы ("найти выход в лабиринте мнений"). Умение вычленить в проблеме главное и второстепенное, оценить варианты решения проблемы, прогнозировать последствия после принятия решения, определять необходимые ресурсы для решения проблемы;

г) творческий подход к организации людей ("не так, как все"). Поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем, умение генерировать идеи, стремление к нововведениям.

д) умение влиять на окружающих ("вести за собой"). Уверенность в себе, умение устанавливать хорошие личные отношения, способности убеждать и внушать, умение слушать других.

е) знание особенностей организаторской деятельности (организовать дело). Умение подобрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выполнение, стимулировать работу товарищей, тактично осуществлять контроль за их работой.

ж) наличие организаторских способностей (в их единстве); организаторское чутье (психологическая избирательность, практическо-психологический ум, психологический такт); эмоционально-волевая воздейственность (общественная энергичность, требовательность, критичность), склонность к организаторской работе.

 

з) умение работать с группой ("сплотить товарищей на дело"). Понимание важности сплоченности коллектива, способность преодолеть ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива, умение добиваться согласия в коллективе, стремление к анализу развития группы и поиск путей ее развития.

В практике работы многих школ оправдала себя достаточно несложная методика выбора лидера, рассчитаная на учащихся 12-16 лет, т.е. на тех, кто учится в 7-11 классах.

Методика состоит из нескольких микроигр, позволяющих поэтапно осуществить определение структуры межличностных отношений в классе, выявить лидеров и организовать выборы актива на основе состязательности.

 

. Этап I. Определение структуры эмоциональных отношений

Микроигра "День рождения"

Ведущий, обращаясь к участникам игры, предлагает выявить ребят, которые пользуются наибольшей популярностью в организации. Для этого каждый должен записать фамилии тех, кого бы он пригласил на свой день рождения. Можно пригласить не более трех гостей. Три-четыре человека, получившие наибольшее количество предложений, становятся основными "именинниками". Они приглашают в гости всех участников игры.

Ведущий предлагает выбрать каждому того "именинника", к которому он желает пойти на день рождения. При этом ведущий игры уточняет, что если кто-то не пожелает идти ни к одному из "именинников", то он имеет на это право.

Создаются разные по количеству микрогруппы.

Для определенных межгрупповых связей участникам игры предлагается после короткого совещания определить, с какой из групп они хотели бы объединиться.

В результате этой микроигры выявляются эмоциональные лидеры организации, а для ребят появляется возможность четко определить различие между деловым и эмоциональным лидером.

 

Этап 2. Определение структуры деловых отношений

Микроигра "Киностудия"

 

Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма. После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссера, выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов.

Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того, как образовались микрогруппы четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе киностудию и присоединиться к этим микрогруппам. Каждой "киностудии" предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни организации или школы, где работают и учатся ребята. После проведения этого коллективного творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки "кинофильма" реальным лидером.

Выявленные лидеры становятся экспертами на следующих этапах выборов.

Выявлению склонности к организаторской деятельности способствует коллективная игра "Слон" (из спичек в течение минуты выложить "слона"), игра "Паутина" (пройти с предметом сооруженным из веток) и т.п. После того, как проведена серия подобных игр, выявляются несколько кандидатов на "посты" в структуре органов самоуправления класса.

Сами выборы могут проходить следующим образом. Кандидатам ведущим даются задания, выполнение которых оценивается всем коллективом. Форма оценки может быть различна. Самой простой является голосование. Набравшие большее количество голосов считаются победителями конкурса.

Конкурс первый: Ведущий дает задание придумать наиболее интересное (полезное) дело.

Каждый участник выбирает то, за которое отдает свой голос.

Конкурс второй: "Агитатор". Ведущий дает задание сагитировать всех участвовать в придуманном кандидатом деле. Оценивается конкурс аналогично, как и предыдущие.

Конкурс третий: "Организатор". Кандидат предлагает познакомить ребят с планом организации придуманного ими дела. Оценивается умение составить план.

Конкурс четвертый: "Люди". Кандидатам предлагается подобрать себе помощников и обосновать свой выбор.

Оценивается умение подобрать людей и правильно их оценивать.

Конкурс пятый: "Программа". Каждый должен продолжить фразу: "Если меня выберут..., то я...".

Ребята оценивают новизну, конструктивность и значимость для них предложенной программы.

После подсчета очков выбираются два набравших наибольшее количество очков кандидата.

После того, как им зададут несколько вопросов, участники игры осуществляют свой выбор.

Таким образом выбранные вожаки поведут за собой класс и сделают возможным достижение поставленных целей.

Классный руководитель должен максимально стремится к развитию детского самоуправления, решая при этом очень важную задачу формирование у детей сопричастности ко всему, что происходит вокруг.

Как понять класс?

Что значит понять класс? Это значит, что педагог учитывает особенности класса, отношений, которые в нем складываются, перемены, которые в нем происходят.

В этой связи вновь обратимся к параметрам качественным. Трудно переоценить огромное значение социально-психологической структуры класса. Она - одна из важнейших его особенностей, без понимания разных проявлений которой классному руководителю трудно достичь успеха, а, значит, и удовлетворенности своей работой.

Прежде всего - это состояние классного коллектива, т.е. его сплоченность, при которой хорошо всем, когда хорошо каждому. Между тем, далеко не всякое соединение школьников под формализованным названием VI класс “Б” или IX класс “А” представляет собой настоящий коллектив, тем более - высокой степени развития. Помочь достичь ее - значит в м е с т е с ребятами организовать жизнедеятельность класса так, чтобы школьникам хотелось быть вместе, чтобы они ощущали себя в школе (для них - прежде всего в классе) защищенными от многих драматических ситуаций окружающей жизни, чтобы могли здесь реализовать свои интересы, активно делясь и увлекая ими других. В общих делах, в рождении и удовлетворении общих потребностей складывается обоюдная ответственность каждого - едва ли не главное основание самостоятельности и духовной динамики, доступных соответствующему возрасту.

Не менее важно внимание классного руководителя к проявлениям групповой дифференциации и лидерства. Первая - фактически реальность всякого класса: одну группу объединяют общие увлечения, в другой - дети “новых русских”, в третьей - живущие рядом друг с другом, в четвертой кучкуются начинающие оппозиционеры школьным режиму и “власти”... Один школьник входит в разные группы, другой не примыкает ни к каким. Каждая группа имеет свою ориентацию, и она, если не носит асоциальной направленности, не может подвергаться сомнению или отрицанию. Тревожна может быть ситуация конфликта между группами, их взаимного неприятия или вражды. Предупредить или преодолеть такую ситуацию, скорректировать отношения можно, наладив межгрупповое взаимодействие путем вовлечения в совместную деятельность, отвечающую общим интересам и требующую коллективной ответственности ребят из разных групп: краеведческую экспедицию, театральный коллектив или деловую игру...

Значительную роль здесь могут сыграть лидеры. Известно, что их в классе может быть множество: в знаниях или спорте, в юморе или моде... Каждый - в чем-то умелец - ведет за собой других, принят ими и выдвинут в таком качестве. Впрочем, есть и другие лидеры - хулиганы, прогульщики, начинающие наркоманы... И они ведут за собой, являя другим пример, весьма привлекательный. Особенно опасны и трудны для классного руководителя те, у кого крепкая поддержка за пределами школы - в преступных группировках, компаниях фанатов, иных тусовках. Негативные увлечения рекрутируют соответствующих лидеров нередко тогда, когда природная возрастная активность этих ребят не находит пространства реализации в школе. Значит, педагогу полезно попытаться предоставить им такое пространство - в организации дел и отношений, полезных и школьнику, и школе, классу.

Любой общественно значимый лидер нуждается в человеческой и деловой поддержке со стороны классного руководителя. Педагогу важно не допустить ошибки, пытаясь сменить или навязать, назначить лидера, когда приходят в противоречие формальное и реальное положение подростка в классе среди товарищей, их о нем мнение. Да и самим лидерам надо помочь, показав, как трудно, но и важно уверенно вести за собой, имея на это основания, прежде всего - доверие одноклассников, принимая на себя ответственность, доказывая - и это чрезвычайно существенно! - свое право лидерство. Если лидером движут не амбиции и желание власти над другими, - это полезный и для него, и для педагога, и для класса результат их взаимодействия.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.187.155 (0.025 с.)