МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КЛАССНОГО ЧАСА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КЛАССНОГО ЧАСА



Методика организации классного часа прежде всего предполагает определение его содержания, которое в свою очередь, зависит от целей, задач, возрастных особенностей детей, их опыта.

Классные часы очень разнообразны по содержанию, формам и методам их подготовки и проведения. Эффективность классных часов зависит от организации цикла основной формы работы на учебный год, тщательной подготовки к нему педагогов и детей.

Классному руководителю необходимо:

§ опираться на цели и задачи, циклограмму основных традиционных мероприятий и дел воспитательной системы школы;

§ определить цель и задачи всей воспитательной деятельности в классе;

§ попытаться систематизировать воспитательный процесс в классе, спланировать основные формы;

§ темы, содержание классных часов определить, исходя из результатов уровня воспитанности, нравственных представлений учащихся (с помощью анкет, бесед), традиций школы;

§ составить (или обсудить) совместно с учащимися и родителями тематику классных часов на новый учебный год или при наличии в школе календарно-тематического планирования с 1 по 11 класс уточнить формы проведения и содержание;

§ продумать организацию подготовки и проведения классных часов: определить творческие группы учащихся по желанию и возможностям, привлечь родителей, педагогов, узких специалистов, сотрудников школы и внешкольных учреждений.

 

Технологические аспекты организации классного часа:

Подготовка к классному часу предполагает следующие действия:

§ определение (уточнение) темы классного часа, формулировка его цели;

§ определение формы проведения;

§ отбор материала, исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся – особенности класса и уровень их развития, соответствие возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);

§ составление плана подготовки и проведения классного часа (следует предусмотреть привлечение школьников к активному участию в подготовке классного часа - как можно больше участников);

§ использование разнообразных форм и метоов, повышающих интерес к данной теме;

§ подбор наглядных пособий, музыкального и другого оформления, создание благоприятной обстановки;

§ определение участия в классном часе других действующих лиц: родителей, учащихся других классов, учителей, специалистов по обсуждаемой теме и т.д.;

§ определение роли и позиции классного руководителя в процессе подготовки и проведения классного часа;

§ распределение заданий между творческими группами учащихся и отдельными участниками;

§ выявление возможностей по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей;

§ проведение классного часа;

§ анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).

Особое внимание при подготовке к классному часу следует уделить психологическому настрою учащихся. Настрой начинается с момента оповещения о классном часе. Лучшим способом подготовки является коллективная творческая деятельность, когда все учащиеся, разбившись на группы, готовят фрагменты, разделы классного часа, оформляют помещение и т. д.

 

Структура плана классного часа

Структура плана классного часа состоит из 3-х частей: вступительной, основной, заключительной.

§ Вступительная часть предусматривает постановку вопроса. Ее задача – мобилизовать внимание школьников, обеспечить серьезное отношение к теме, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.

§ Основная часть определяется воспитательными задачами классного часа и предусматривает решение поставленной проблемы. Здесь рассматриваются основное содержание классного часа.

§ В заключительной части подводятся итоги, определяется значимость решения.

Советы по организации классного часа:

1. Содержание классного часа следует строить так, чтобы постепенно переходить от “предметной” информации к ее оценке, от общих оценок – к развернутым суждениям.

2. Быть внимательным к выступлениям учащихся, корректировать, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с ними, помочь найти правильные решения проблемы.

3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия учащихся.

4. Тон учителя должен быть доброжелательным, располагающим к открытому доверительному общению.

5. Предложить учащимся самим выбрать удобное место и приятного соседа.

6. Постепенно накапливать свои традиции проведения классного часа.

7. Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе на организационном классном собрании и определить творческие группы по подготовке и организации.

8. Дать право учащимся участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который им чем-то более интересен.

9. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения.

10. В классном коллективе можно выбрать по желанию так называемого(ых) «информационного(ых) менеджера(ов)» для поиска, подготовки теоретической, информационной части классного часа. Можно при школьном пресс-центре организовать отдел информационных менеджеров.

11. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

12. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, нотаций. Опытные классные руководители стремятся к тому, чтобы ученики не чувствовали, что их в данный момент воспитывают, классный час – час общения.

13. Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика.

ФОРМЫ И ВИДЫ КЛАССНОГО ЧАСА

В школьной практике применяются различные формы и методы проведения классного часа. Чаще всего его проводит сам классный руководитель. Он беседует с учащимися, знакомит их с литературным материалом, выявляет и анализирует общественное мнение классного коллектива по отдельным вопросам. Иногда классные часы проводятся в форме обсуждения текущих вопросов жизни класса, обзора газет и журналов за истекшую неделю. Классный руководитель исходит из особенностей своего класса. Сплоченный ли его коллектив? Какие интересы у ребят? Каков уровень их воспитанности? То есть, создавая свой план воспитательной работы с классом на учебный год, классный руководитель определяет в нем и роль классных часов.

Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса. Классный час может быть посвящен и решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело.

Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать своё мнение, выступить с критикой.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.

В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой. Выбор всевозможных форм приводится в приложении 2, «Формы проведения классных часов».

Поговорим более подробно об основных формах воспитательной работы с классным коллективом.

 

Классный час – час общения

Очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно. Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.

Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.

Классный руководитель может предложить ребятам выработать правила общения:

1. С уважением относиться друг к другу.

2. Любое мнение заслушивать внимательно.

3. Пока один говорит, все его слушают.

4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога. На практике хорошо себя зарекомендовали такие формы:

ü Беседа.

ü Дискуссия (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение.

ü Сюжетно-ролевая игра – форма КТД, позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.

Методика проведения ролевой игры:

§ определение проблемы, выбор ситуации;

§ распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;

§ проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;

§ обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё мнение при спорных вопросах.

Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”, “пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения.

ü Устный журнал. Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами.

ü Социально-культурный проект – это самостоятельное исследование учащимися значимых социальных различных проблем. Для создания проекта требуется время и соблюдение определённого алгоритма действий:

§ изучение ситуации;

§ сбор информации;

§ планирование;

§ формирование микрогрупп и назначение ответственных;

§ практические действия;

§ определение приоритетных результатов;

§ групповой анализ выполнения поставленных задач.

Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака”. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, “Как улучшить дежурство в классе”. Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:

§ учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;

§ мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;

§ никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;

§ “мозговая атака” заканчивается, когда все идеи исчерпаны;

§ все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.

Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр: “Звёздный час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.

Преимущества часа общения над другими формами работы.

1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.

2. Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.

 

Классное собрание

Классное собрание – это демократическая форма организации коллективной жизни класса. Основное его отличие от других форм состоит в том, что на собрании дети сами вырабатывают и принимают решения (по Капустину Н.П.).

Классное собрание должно проводиться примерно 1 – 2 раза в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе.

Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.

Классное собрание:

- распределяет поручения;

- избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;

- слушает доклады учеников о выполнении поручений.

Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства. В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем. В 6 класс деятельность собрания расширяется. Как правило, к 7 классу складываются традиции и правила поведения классного собрания. Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классного собрания в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.

 

Тематический классный час

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать потребностям духовного развития учащихся, их интересам, природному самовыражению.

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

Говоря о системности воспитательного процесса, основная форма работы с классным коллективом – тематический классный час, должна подчиняться общим целям и задачам школы, иметь определённый цикл по направлениям и темам в динамике возраста учащихся. Например, в школе ежемесячно в классах проходят классные часы по ЗОЖ и раз в четверть - классный час по возрождению национальной культуры. Во многих образовательных учреждениях проводилась серия классных часов, посвященных 60-летию Победы, 75-летию Ханты-Мансийского округа-Югры, 80-летию образования Нижневартовского района. Качественно организованные и подготовленные, они сыграли большую роль в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся.

В последнее время по определенной теме создаются специальные воспитательные программы, которые включают последовательное (поэтапное), с 1-11 класс, воспитание учащихся в данном направлении: программы «Вместе», «Мир спасётся красотой», «Нравственность», «Я - гражданин России», «Я – личность», «Здоровье», «Содружество» (семья и школа), «Не преступи черту», «Твой выбор» и другие.

Планируя тематические классные часы, необходимо также предложить учащимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом: учитель выписывает на доске разные темы: обязательные для учащихся данной параллели и, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и т.д. Далее собираются ответы учащихся, анализируются и выбираются те темы, которые часто повторяются в ответах. Эти темы и станут основой тематических классных часов. Как организовать системную работу в школе при использовании классного часа поговорим в разделе «Системность в воспитательном процессе»

 

Ситуационный классный час

В отличии от тематического классного часа, который отвечает в большей мере потребностям духовного роста ребёнка, его интересам, природному самовыражению, ситуационный классный час выполняет задачу социально-нравственной адаптации личности, поскольку на нём акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого учащегося, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности.

Методика ситуационного классного часа, разработанная Н.П. Капустиным позволяет учащимся анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте и разрабатывать стратегию поведения на будущее. Его идея состоит в том, что жизнь человека состоит из различных ситуаций, которые оказывают влияние и в которых проявляются характер, привычки, культура.

Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:

§ цель;

§ информация;

§ «Я – позиция», причина «Я – позиции», «Я – позиция» и общественно-значимая норм;

§ дискуссия;

§ рефлексия;

§ свободный выбор

(см. в разделе «Системность в воспитательной работе»). За пределами классного часа лежат ещё два компонента: мотивация и реальный результат.

Ситуационный классный час может быть проведён как беседа в форме занятий по решению поведенческих задач – ситуаций с нравственным содержанием. Таким образом, происходит самоанализ, принятие собственных решений, формируется ответственность, осмысление собственных неудач и ошибок, т.е. индивидуальное рефлексивное воспитание.

Как организовать и провести этический или нравственный час общения? Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащимися нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь… Поможет классному руководителю в данной работе «Методика создания школьного Словаря этики» (приложение 3), методические рекомендации к проведению классных часов по теме «Культура поведения учащихся» (приложение 4).

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.

Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса, позволил затронуть чувства.

Информационный классный час

Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.

Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20-25 минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.

Основные формы информационного часа:

ü газетные сообщения;

ü пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

ü работа со словарём и справочной литературой;

ü работа с политической картой;

ü комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

ü формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

ü просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.02 с.)