И его характерные особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И его характерные особенности



Введение

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей, особенностей класса и других условий, в которых протекает процесс воспитания.

Форма организации воспитания - это способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников. В широком понимании формы организации воспитания характеризуют организацию воспитания в целом, а не отдельные воспитательные мероприятия. В таком понимании правомерно говорить о воспитании в процессе образования как одной из форм организации воспитания, о внеклассной и внешкольной воспитательной работе.

В воспитательном процессе существует большое разнообразие форм работы с детским коллективом (приложение 1, «Формы от А до Я»). Целенаправленное, системное, цикличное их использование, качественная подготовка и проведение безусловно отразятся на эффективности коллективного творческого дела или направления воспитательной работы, да и в целом процесса. Особенно это важно для основных форм воспитательной работы, к которым относится классный час.

Какова же роль и место классного часа в системе внеклассной воспитательной деятельности школы, в воспитании классного коллектива?

В настоящий период радикального преобразования воспитательной практики очевидна необходимость освещения проблемы классного часа. В нынешней ситуации развития российского образования к нему относятся по-разному: в одних учебных заведениях проведение классных часов отменили, отнеся их к застойным авторитарным формам воспитательной работы. В других, наоборот, решили проводить ежедневно, отводя первый урок учебного дня для общения классного руководителя со своим классом. Приходится констатировать, что ни тот, ни другой вариант отношения к классному часу не является педагогически целесообразным. В первом случае педагоги просто потеряли специально отводимое время для общения со своими воспитанниками, а во втором – это время оказалось чрезмерно большим, чтобы использовать его строго по назначению, и учителя стали проводить вместо часов общения дополнительные учебные занятия. Разумеется, учителей волнует сегодня не только и не столько периодичность проведения классных часов, сколько содержание и способы их организации.

Школы, пройдя периоды «воспитательного вакуума», отсутствия системной работы столкнулись в настоящее время с рядом проблем, имеющих место в той или иной степени в образовательных учреждениях:

ü отсутствие системности, периодичности проведения классных часов;

ü отсутствие тематического планирования классных часов с 1 по 11 класс;

ü недостаточное владение классными руководителями технологией проведения классных часов, анализом и оценкой результативности деятельности классного коллектива;

ü слабое владение навыками организации деятельности классного коллектива по планированию, подготовке и проведению классных часов.

Основная и, пожалуй, единственная важнейшая форма фронтальной «воспитательной работы» - классный час – постепенно утратила признаки коллективно-воспитательного мероприятия. На классных часах решались не только проблемы успеваемости и жизнедеятельности, но и проводились мероприятия по «направлениям воспитания». Они давали одну из немногих возможностей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока. Но потребность в общении между учениками, как потребность в обращении учеников к учителю как к старшему, помогающему товарищу, сохранилась.

Объединение детей для воспитания и обучения – неизбежная форма работы с ними и сегодня, и в будущем. Уйти от неё нельзя, потому что объединение – в различных формах – в с е г д а выигрышнее самой безупречной индивидуальной работы с учеником.

Основное преимущественное отличие – гуманистический подход к объединению, где главная ценность – интересы личности, всегда являющиеся приоритетными по отношению к интересам объединения и, как это не парадоксально, именно благодаря этому обеспечивающие общий успех объединения, выраженный в наиболее эффективном достижении общей цели.

Вторая отличительная особенность – в процессе достижения единой цели деятельности. Это происходит благодаря дифференциации средств её достижения. В переводе на обыденный язык это означает различные пути решения общей задачи для отдельных членов объединения или микрогрупп, существующих внутри него.

Третья особенность – необходимость учёта стремления определённого количества участников объединения к общей цели, обусловленными осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который, тем не менее, важен и для других.

Четвёртая особенность – задача воспитателя (учителя, руководителя) рассматривается как ненасильственная и незаметная организация условий для становления таких межличностных отношений, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели.

Таким образом, классный час (час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя) продолжает оставаться одной из важнейших форм организации фронтальной воспитательной работы. Главное – обеспечить целенаправленное, упорядоченное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу.

Следовательно, классный час может и должен послужить решению воспитательных задач. Правда, на совершенно ином организационном уровне.

 

КЛАССНЫЙ ЧАС

ФОРМЫ И ВИДЫ КЛАССНОГО ЧАСА

В школьной практике применяются различные формы и методы проведения классного часа. Чаще всего его проводит сам классный руководитель. Он беседует с учащимися, знакомит их с литературным материалом, выявляет и анализирует общественное мнение классного коллектива по отдельным вопросам. Иногда классные часы проводятся в форме обсуждения текущих вопросов жизни класса, обзора газет и журналов за истекшую неделю. Классный руководитель исходит из особенностей своего класса. Сплоченный ли его коллектив? Какие интересы у ребят? Каков уровень их воспитанности? То есть, создавая свой план воспитательной работы с классом на учебный год, классный руководитель определяет в нем и роль классных часов.

Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса. Классный час может быть посвящен и решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело.

Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать своё мнение, выступить с критикой.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.

В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой. Выбор всевозможных форм приводится в приложении 2, «Формы проведения классных часов».

Поговорим более подробно об основных формах воспитательной работы с классным коллективом.

 

Классный час – час общения

Очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно. Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.

Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.

Классный руководитель может предложить ребятам выработать правила общения:

1. С уважением относиться друг к другу.

2. Любое мнение заслушивать внимательно.

3. Пока один говорит, все его слушают.

4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога. На практике хорошо себя зарекомендовали такие формы:

ü Беседа.

ü Дискуссия (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение.

ü Сюжетно-ролевая игра – форма КТД, позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.

Методика проведения ролевой игры:

§ определение проблемы, выбор ситуации;

§ распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;

§ проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;

§ обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё мнение при спорных вопросах.

Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”, “пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения.

ü Устный журнал. Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами.

ü Социально-культурный проект – это самостоятельное исследование учащимися значимых социальных различных проблем. Для создания проекта требуется время и соблюдение определённого алгоритма действий:

§ изучение ситуации;

§ сбор информации;

§ планирование;

§ формирование микрогрупп и назначение ответственных;

§ практические действия;

§ определение приоритетных результатов;

§ групповой анализ выполнения поставленных задач.

Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака”. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, “Как улучшить дежурство в классе”. Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:

§ учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;

§ мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;

§ никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;

§ “мозговая атака” заканчивается, когда все идеи исчерпаны;

§ все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.

Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр: “Звёздный час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.

Преимущества часа общения над другими формами работы.

1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.

2. Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.

 

Классное собрание

Классное собрание – это демократическая форма организации коллективной жизни класса. Основное его отличие от других форм состоит в том, что на собрании дети сами вырабатывают и принимают решения (по Капустину Н.П.).

Классное собрание должно проводиться примерно 1 – 2 раза в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе.

Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.

Классное собрание:

- распределяет поручения;

- избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;

- слушает доклады учеников о выполнении поручений.

Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства. В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем. В 6 класс деятельность собрания расширяется. Как правило, к 7 классу складываются традиции и правила поведения классного собрания. Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классного собрания в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.

 

Тематический классный час

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать потребностям духовного развития учащихся, их интересам, природному самовыражению.

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

Говоря о системности воспитательного процесса, основная форма работы с классным коллективом – тематический классный час, должна подчиняться общим целям и задачам школы, иметь определённый цикл по направлениям и темам в динамике возраста учащихся. Например, в школе ежемесячно в классах проходят классные часы по ЗОЖ и раз в четверть - классный час по возрождению национальной культуры. Во многих образовательных учреждениях проводилась серия классных часов, посвященных 60-летию Победы, 75-летию Ханты-Мансийского округа-Югры, 80-летию образования Нижневартовского района. Качественно организованные и подготовленные, они сыграли большую роль в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся.

В последнее время по определенной теме создаются специальные воспитательные программы, которые включают последовательное (поэтапное), с 1-11 класс, воспитание учащихся в данном направлении: программы «Вместе», «Мир спасётся красотой», «Нравственность», «Я - гражданин России», «Я – личность», «Здоровье», «Содружество» (семья и школа), «Не преступи черту», «Твой выбор» и другие.

Планируя тематические классные часы, необходимо также предложить учащимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом: учитель выписывает на доске разные темы: обязательные для учащихся данной параллели и, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и т.д. Далее собираются ответы учащихся, анализируются и выбираются те темы, которые часто повторяются в ответах. Эти темы и станут основой тематических классных часов. Как организовать системную работу в школе при использовании классного часа поговорим в разделе «Системность в воспитательном процессе»

 

Ситуационный классный час

В отличии от тематического классного часа, который отвечает в большей мере потребностям духовного роста ребёнка, его интересам, природному самовыражению, ситуационный классный час выполняет задачу социально-нравственной адаптации личности, поскольку на нём акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого учащегося, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности.

Методика ситуационного классного часа, разработанная Н.П. Капустиным позволяет учащимся анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте и разрабатывать стратегию поведения на будущее. Его идея состоит в том, что жизнь человека состоит из различных ситуаций, которые оказывают влияние и в которых проявляются характер, привычки, культура.

Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:

§ цель;

§ информация;

§ «Я – позиция», причина «Я – позиции», «Я – позиция» и общественно-значимая норм;

§ дискуссия;

§ рефлексия;

§ свободный выбор

(см. в разделе «Системность в воспитательной работе»). За пределами классного часа лежат ещё два компонента: мотивация и реальный результат.

Ситуационный классный час может быть проведён как беседа в форме занятий по решению поведенческих задач – ситуаций с нравственным содержанием. Таким образом, происходит самоанализ, принятие собственных решений, формируется ответственность, осмысление собственных неудач и ошибок, т.е. индивидуальное рефлексивное воспитание.

Как организовать и провести этический или нравственный час общения? Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащимися нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь… Поможет классному руководителю в данной работе «Методика создания школьного Словаря этики» (приложение 3), методические рекомендации к проведению классных часов по теме «Культура поведения учащихся» (приложение 4).

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.

Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса, позволил затронуть чувства.

Информационный классный час

Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.

Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20-25 минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.

Основные формы информационного часа:

ü газетные сообщения;

ü пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

ü работа со словарём и справочной литературой;

ü работа с политической картой;

ü комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

ü формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

ü просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.

 

РАСПИСАНИЕ КЛАССНЫХ ЧАСОВ

Формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом.

Классный час в единый день недели для звена или параллели удобен для осуществления внутришкольного контроля за проведением основной формы работы с классным коллективом. Тематические классные часы (при наличии тематического планирования с 1 по 11 класс) проходят одновременно, при необходимости можно провести тематическое мероприятие на параллель. Имея отведённое время в расписании можно собрать звено или параллель на ученическое собрание или пригласить для выступления лекторов, узких специалистов и т. д.

Лучше всего, если классный час поставлен в школьное расписание в субботу. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.

 

Я неделя

Классное собрание

Планирование коллективных дел

Технология:

1.Информация о событиях за прошедшую неделю.

2.Выбор цели деятельности.

3.Планирование деятельности.

4.Обсуждение.

5.Выбор ответственных за подготовку и проведение выбранного дела.

6.Распределение времени для подготовки.

7.Рефлексия: на что надо обратить внимание при подготовке и проведении запланированного мероприятия

 

Я неделя

Ситуационный классный час.

Обсуждение ситуации

Технология:

1. Информация о событиях за прошедшую неделю.

2.Информация по теме ситуации.

3.Обсуждение ситуации по алгоритму: "Я – позиция"; причина "Я - позиции" и общественно значимая норма; дискуссия; рефлексия; свободный выбор.

 

Я неделя

Тематический классный час

Технология:

1. Информация о событиях за прошедшую неделю.

2.Проведение мероприятия по сценарию.

3.Рефлексия: какие впечатления остались у участников после проведенного мероприятия.

 

Я неделя

Классное собрание.

Подведение итогов.

Технология:

1. Информация о событиях за прошедшую неделю.

2.Обсуждение жизнедеятельности класса за прошедший месяц. По кругу учащиеся вспоминают о делах класса и отвечают на вопросы: что понравилось, почему? Какие проблемы, связанные с культурой поведения, надо решать всем учащимся?

3.Рефлексия.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

Начинающему классному руководителю, да порой и опытному, не всегда легко и быстро удаётся поставить цели и задачи, определить форму подготовить и провести классное мероприятие, классный час. Этот творческий процесс требует осмысления, времени на подготовку и организацию. Зачастую учащиеся на классном часе чувствуют себя как на уроке (слушают монологи учителя, отвечают на вопросы).

Такой подход к использованию времени ученика после уроков ни в коей мере не способствует развитию школьника как члена ученического коллектива, как личности. Не всегда то, что интересно учителю, интересно и его воспитанникам, так как классными руководителями не всегда учитываются возрастные особенности детей, их умение воспринимать на слух ту или иную информацию, выполнять задуманное учителем, пусть даже интересное (по мнению взрослого), задание.

Поэтому сегодня мы говорим о новых подходах в воспитании детей через классный час. Большинство педагогов полагает, что стратегическим направлением совершенствования этой формы воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классного часа – личностно-ориентированный.

В целях повышения компетенции педагогов школы в вопросах современных воспитательных технологий, способствования формированию у педагогов установки на использование личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе, овладения классными руководителями методикой подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа в школе необходимо осуществление обучения, методического сопровождения и поддержки классных руководителей по данному вопросу. Заместитель директора по воспитательной работе с методическим объединением классных руководителей, помимо обучающих традиционных форм: педагогических советов (приложение 6, педагогический совет «Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания»), семинаров, лекций, тренингов, организационно-деятельностных игр, индивидуальных и групповых консультаций, может организовать проведение мастер-класса, педагогической гостиной, «круглого стола», педагогических дебатов. Кроме этого, в школе целесообразно создавать на базе библиотеки (медиатеки) или кабинета воспитательной работы базу данных форм работы, информационные тематические справки из разных источников, комментарии специалистов, сценарии проведения классных мероприятий по тематическим направлениям, возрасту учащихся. Систематизированная методическая копилка повысит качественную, творческую подготовку классных руководителей и учащихся к классным мероприятиям.

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

КЛАССНЫХ ЧАСОВ

Составление календарно-тематического планирования классных часов необходимо осуществлять в соответствии:

ü с целями и задачами программы воспитательной деятельности классного руководителя;

ü с основной циклограммой традиционных школьных дел на учебный год.

Рассмотрим составление тематического планирования классных часов на основе циклограммы традиционных школьных дел поэтапно.

1 этап: определяем 1-2 основные темы (направления воспитательной работы) для тематического классного часа по месяцам на учебный год;

2 этап: определяем в данной теме(ах) примерную тематику классных часов для школьного звена или всей школы с 1 по 11 класс с учётом динамики познавательного и духовного развития ребёнка.

Данное решение вопроса особенно выгодно и полезно тем школам, где приоритетными формами работы являются коллективные творческие дела (особенно традиционные, значимые), которые решают комплекс задач, охватывают всех (или значительную часть) участников образовательного процесса, разнообразны по формам работы и содержанию, длительны по времени, предполагают взаимодействие всех школьных структур (школьная библиотека, предметные МО, МО классных руководителей и руководителей ДО, объединения дополнительного образования, органы школьного ученического самоуправления, психолого-педагогическая служба, школьный музей, теплица и др.) в контексте единого дела. При планировании дела рекомендуем учесть рациональное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм воспитания.

Кто и каким образом может участвовать в разработке тем для классных часов? В начальной школе это можно сделать на заседании методического объединения классных руководителей в форме деловой игры. В среднем и старшем звеньях тематические направления распределить между школьными структурами, например темы по гражданско-патриотическому воспитанию могут разработать педагоги методического объединения учителей истории и обществознания, по духовно-нравственному воспитанию учителя литературы, библиотекари. Правовое воспитание в рамках всей школы необходимо согласовать с учителем обществознания, социальным педагогом школы, направление «Здоровый образ жизни» грамотно спланируют валеолог при взаимодействии с методическими объединениями учителей естественных наук, физического воспитания и т. д.

При составлении тем необходимо опираться на нормативные документы федерального, регионального, муниципального уровней, учитывать цели и задачи Программы развития школы, воспитательной системы, а также реальное состояние качества воспитания в школе.

Рабочие материалы по составлению тематического планирования классных часов представлено в приложении 8.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (ДЕЛА)

(по И. П. Третьякову)

В анализе учитывается, что подготовка воспитательного мероприятия (дела) проходит ряд взаимосвязанных взаимодействующих этапов, на каждом из которых педагог включает определённую группу детей в тот или иной вид деятельности, формируя отношение к тем или иным сторонам действительности. Таких этапов в воспитательном мероприятии пять: анализ обстановки и формирование цели, планирование, организация, непосредственное воздействие на коллектив, заключительная фаза.

Осуществление любого этапа вне связи с другим теряет всякий смысл, поэтому анализ включает все этапы. Собранная информация по всем пяти этапам является основой для глубокого и всестороннего анализа.

Основные аспекты анализа

  1. Место данного воспитательного дела в образовательном процессе школы, класса, его связь с учебным процессом, с другой деятельностью воспитательного характера (кружки, клубы, секции и т. д.).
  2. Цель воспитательного дела (предметная, воспитательная, насколько она достигнута).
  3. Педагогическое обоснование темы и формы организации воспитательного дела.
  4. Виды и содержание деятельности детей в его процессе (познавательная, художественно-творческая, техническая, спортивная, игровая, организаторская и др.), оценка её воспитательного влияния.
  5. Взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей на всех этапах. В ходе обсуждения (свободный разговор) оцениваются: степень охвата воспитательным делом, психологическое состояние детей в процессе его (организованность, увлечённость, эмоциональные реакции, высказывания). В итоге определяется результативность воспитательного дела (познавательная, воспитательная), наличие элементов положительного опыта, недостатки и их причины, формируются выводы, советы, рекомендации.

 

Схемы анализа классного мероприятия (классного часа) как варианты предлагаются в приложении 7.

 

 

Приложение 1

Формы от А до Я

 

А

Агитбригада. Агитсуд. Азбука полезных действий академия сказочных, волшебных наук. Аукцион сказочных, полезных вещей, знаний, народных мудростей. Аппликация.

 

Б

Бал сказочных, литературных героев, героев сегодняшнего дня. Беседа тематическая (цикл бесед). Беседа-экскурсия, беседа-викторина. Беседа музыкальная. Бюро добрых услуг. Брейн-ринг.

 

В

Вернисаж. Вечер у камина. Вечер разгаданных и неразгаданных тайн. Викторины тематические: экологические, литературные, музыкальные. Викторина-тест. Вечера знакомств, вечера спортивные, вечера игровые. Вечер вопросов и ответов. Вечера тематические: легенд, сказок, загадок. Вечера-диспуты. Вечера-концерты. Встречи с интересными людьми. Встречи с увлечением. Выпуск газет, вестников, листовок, оформление информационных уголков. Выставки: рисунков, поделок. Домашних растений. Фотовыставки. Выставки персональные (учителей, учеников, родителей).

 

Г

Галерея. Гиннес-шоу. «Горячая линия». Гостиная.

 

Д

Деловые игры. Десанты. Диалоги творческие. Дискотеки «А нам весело!». Дни открытых уроков и воспитательных мероприятий. Дни тематические: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День ребенка, День здоровья, День семьи, День Земли, День дерева и т.д. Дни открытий. День чудес. День добрых сюрпризов. День тезок (или фестиваль однофамильцев). Дискуссия, диспут (круглый стол – беседа, форум-обсуждение, дебаты – формализованное обсуждение, симпозиум).

 

Ж

Жизнь замечательных идей. Журнал устный.

 

З

Занятия: занятие-поиск, занятие-фантазия, занятие-игра, занятие-сказка. Занятия-практикумы. Загадывание загадок. Знакомство с жизнью и деятельностью замечательных людей, проявивших себя в истории Отечества, в мировой истории как яркие индивидуальности.

 

И

Издание книжек-малышек, рукописных журналов. Игра познавательная. Игровые часы: крестики-нолики, звездный час, брейн-ринг, морской бой. «Что? Где? Когда?» Поле чудес. Крестики-нолики. Игра-путешествие. Использование различных сюжетов для ролевой игры – театрализованного или кукольного спектакля. Игры: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д. Игроклассы. Игробанк. Изготовление игрушек-героев сказок, костюмов сказочных героев. Инсценирование сказок.

 

К

Карнавал. Календарь (исторический, литературный, музыкальный). КВН. Классные часы (тематические, ситуативные). «Компас в книжном море». Композиция литературно-музыкальная. Конкурсы (формы конкурсов: викторина, головоломка, кроссворд, ребус, эстафета): чтецов, рассказчиков и фантазеров, тематических загадок, карнавальных костюмов, полезных дел, юных художников, рисунков; скороговорок, театральный, на лучшего танцора, скульптора, на лучший рассказ с продолжением. Конкурсно-игровые программы (крестики-нолики).

КТД. Организованные: газета-молния, живая газета, журнал-эстафета. Познавательные творческие дела: вечер-сбор путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, защита фантастических проектов, пресс-бой (свободный пресс-бой, пресс-бой по континентам), рассказ-эстафета, турнир знатоков (разнобой), словарь различных наук.

Литературно-художественные конкурсы: конкурс на лучшую сказку на одну и ту же тему, букву, слово; конкурс на лучший рассказ или сказку в картинках; конкурс на лучший коллективный рисунок на общую и свободную тему; конкурс на лучшую подпись под рисунком или серией рисунков. Кольцовка песен. Концерт-молния. Конкурс рисованных фильмов.

Трудовые и творческие дела: атака, десант, рейд («связка», «звезда», «веер»). «Ромашка».

Модифицированные КДТ с учетом сегодняшних реалий: школа социального успеха, создание ситуаций социального успеха, создание ситуаций выбора, приобретение детьми видов деятельности для себя.

Книжное обозрение. Кружки, клубы: «Веселый теремок», «Подружка», «Мелодия», «Диалог», «Почемучка», дискуссионные, клуб интересных встреч. Клубные объединения: исторические, экологические, профессиональные. К



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.136 с.)