Формы проведения классных часов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы проведения классных часов



(Памятка учителю)

· Беседа

· Диспут

· Встреча с интересными людьми

· Викторина

· Дискуссия

· КВН

· Интерактивная игра

· Игра-путешествие

· Театральная премьера

· Тренинг

· Читательская конференция

· Праздник

· Час творчества

· Коллективное творческое дело

· Игра-эксперимент

· Практикум

· "Огонек"

· День именинника

· Диалог

· "Круглый стол"

· Информация +

· Пресс-конференция

· Устный журнал

· Интеллектуальная забава

· Заочное путешествие

· Лекция-рассуждение

· Перекличка

· Брейн-ринг

· Классный вечер

· Заочная экскурсия

· "Что? Где? Когда?"

· Интеллектуальный турнир

· Конкурс-аукцион

· Смехопанорама

· Соревнование-конкурс

· Ток-шоу

· Ролевая игра

· Суд

· Психологическая игра

· Тестирование

· Рассказ-беседа

· Откровенный разговор

· Защита проектов

· Игра-экспромт

· Деловая игра

· Самоаттестация

· Полилог

· "Умники и умницы"

· "Своя игра"

· Конкурс книжных выставок

· День открытых дверей

· Праздничный открытый урок

· Капустник

· Обсуждение важных проблем

· Планирование

· Совместное дело

· Чаепитие

· Анализ и подведение итогов

· Поход

· Ярмарка

· Интервью

· Музыкальный вечер

· Ответы на записки

· Презентация

· Вернисаж

· Решение проблемных ситуаций

· Час рефлексии

· Литературно-музыкальное состязание

· Час таинственных дел

· Спортивный час

· Час в подшефном классе

· Театральный час

· Семейный час

· Кино-фото час

· Час выбора

· Вечер отдыха

· Коллективный день рождения

· Совместная прогулка

· Праздник газеты (журнала)

· Рекламная акция

· Информационный ринг

Материал подготовила библиотекарь отдела педагогической информации ЦГДБ Н. В. Глухова.

Приложение 3

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ

ШКОЛЬНОГО СЛОВАРЯ ЭТИКИ

  1. Определение понятий для Словаря этики.
  2. В каждом классе предлагается свободная интерпретация содержания понятия на основе собственного неосознанного детьми опыта переживания реальных нравственных ситуаций, поступков.
  3. Свободное обсуждение в классе друг с другом.
  4. Отбор афоризмов-определений. Например:

Аккуратность - _______________________________________

Аккуратность – это вежливое отношение к самому себе. П.Буаст.

Верность - ___________________________________________

Верность – это умение держать свои обещания. Л.Вовенгард.

Воспитание - _________________________________________

Воспитание есть усвоение хороших привычек. Платон.

Дисциплина - ________________________________________

Дисциплина – это добровольное подчинение человека законам человечности. Кант.

Зависть - ____________________________________________

Зависть – это сожаление о чужом благе. Плутарх.

Наглость - ___________________________________________

Наглость – это самоутверждение за чужой счёт. Аристотель.

Ненависть - __________________________________________

Ненависть есть активное чувство недовольства, тогда как зависть – пассивное. И.Гете.

5. Классическое определение понятий, данное в справочной литературе.

  1. Обсуждение дома с родителями.
  2. Обсуждение с учителем.
  3. Сопоставление всех указанных выше определений и уточнение подходов к собственным определениям.

 

Проведение опроса учащихся и родителей позволило делать выводы о степени приемлемости «Словаря этики» и удовлетворенности формами и методами работы с этическими понятиями дома и в школе.

Детям были предложены следующие вопросы:

  1. Нравится ли тебе работать со «Словарем этики»?
  2. Какую пользу приносит эта работа?
  3. Охотно ли родители включаются в обсуждение понятий?
  4. Изменились ли и как твои отношения с окружающими?

Вопросы, предложенные родителям:

  1. В чем Вы видите целесообразность организации работы со «Словарем этики»:

а) для ребёнка

б) для родителей

в) для учителя?

2. Изменились ли взаимоотношения между членами семьи в процессе организации духовного общения посредством работы над этическими понятиями?

Возрастные критерии в работе со словарем.

При организации работы по определению этических понятий важно учитывать возрастные различия. Критериями этих различий выступили предпочтения и интерес, которые обнаруживали дети разного возраста по отношению к тем или иным нравственным свойствам, чувствам и поступкам, обозначенным в словаре.

Классификация понятий по пяти категориям дается условно. Возрастные возможности, связанные с интересом и пониманием нравственных свойств, также могут быть очень подвижными.

 

Учащихся 3-5 классов

Развитие потребностей младших школьников в нормальных условиях идёт в направлении доминирования духовных потребностей над материальными. Эта стадия развития отражает моральное и социальное послушание.

Кроме того, нравственное сознание тесно связано с развитием интеллекта учащихся. Это убедительно прослеживается в детской психологии (исследования Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, Л.Колберга и др.), выделяющих отделенные стадии, фазы морального развития. В 8-10 лет возникает модель «хорошего ребёнка», движимого желанием одобрения со стороны окружающих и старших, а также установка на поддержание существующего порядка, справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам). Это создает благоприятную почву для формирования в сознании ребёнка моральных норм и правил уже в начальной школе.

Этические понятия, рекомендуемые для работы в 3-5 классах

Чувства – любовь, ненависть, жалость, равнодушие, стыд, бесстыдство, совесть, бессовестность, жадность, щедрость, смелость, трусость, гордость, товарищество.

Качества – сознательность, зазнайство, правдивость, бережливость, мужество, храбрость, скромность, человечность, трудолюбие, вежливость, честность, искренность.

Общечеловеческие ценности – добро, дружба, справедливость, счастье, ценности, честь, мудрость, подвиг, вера, надежда, правда, честность, свобода.

Принципы – бесстыдство, требовательность, коллективизм, эгоизм, патриотизм, дисциплинированность, уважительность.

Действия – благодарность, насмешка, обман, предательство, сочувствие, взаимопомощь, дружба, вражда, клевета.

Школьники 6-8 классов

В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков заключает в себе новые пути оценки мира и своего отношения к нему, поскольку необходима найти замену детским представлениям об этических правилах. Более того, приобретаются умения разделять новые убеждения и действовать в соответствии с новой системой ценностей. Отвергая мнение взрослых, подростки часто ищут поддержку у сверстников. Их влияние на ценности и установки часто оказывается более значимым, чем влияние родственников, школы.

Кроме того, в подростковом возрасте моральное решение переносится внутрь личности и требует не только эмоционального, но и логического обоснования. Дети полнее раскрываются теперь не в дискуссии (чувства стеснительности, неуверенности, ранимости не дают учащимся активно принимать участие в общих дискуссиях и во всеуслышание говорить о сокровенном), а в сочинениях, часто носящих исповедальный характер, либо в индивидуальных беседах. Подростки особенно ценят в людях верность, дружбу, коллективизм, смелость, мужество, принципиальность. Именно эти качества они хотят прежде всего выработать в себе, по ним оценивают и других людей. Значительно меньше внимания подростки обращают на такие качества, как чуткость, отзывчивость, вежливость. Они нередко видят во внимательности, вежливости, предупредительности, особенно по отношению к взрослым, подлизывание, проявление подхалимства, угодничества.

Введение понятий в 6-8 классах

Чувства – долг, ответственность, тревога, вина, доверие, сострадание, тщеславие, верность.

Качества – убежденность, легкомыслие, лицемерие, выдержка, малодушие, разумность, самолюбие, великодушие, коварство, высокомерность, бессердечность, подлость, угодливость, наивность, чуткость, отзывчивость, предупредительность.

Общечеловеческие ценности – милосердие, терпеливость, долг, честь, польза, благо, совершенство, разум, истина, право.

Принципы – альтруизм, аскетизм, солидарность, миролюбие, бесхарактерность, праздность, постоянство, бюрократизм, карьеризм, манерность, леность.

Действия – бескорыстие, бахвальство, бдительность, энтузиазм, потребительство, творчество.

Учащиеся старших классов

В старшем школьном возрасте формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью. Наиболее часто излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников – это этические, нравственные проблемы. Старшеклассники уже не просто влюбляются, дружат, а хотят знать, что такое любовь или дружба, красота внешняя и внутренняя. Характерно их стремление найти истину именно в разъяснении понятий, в размышлении о реальности, обозначаемой понятием, а поэтому требуют и от себя, и от собеседников обоснованных определений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.01 с.)