Критерии оценки осуществления функций классного руководителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя



Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и процесса деятельности.

Критерии результативности деятельности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своём социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины учащихся, их гражданской зрелости).

Критерии процесса деятельности позволяют оценить реализацию управленческих фунций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с пдагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации. Приложение к Приказу Минобрнауки России от 3 февраля 2006г. № 21. // Классный руководитель. - 2007. - № 2. – С. 4 – 7.

Можно выделить следующие функции классного руководителя в проведении работы с родителями:

1-я функция – ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы;

2-я функция – психолого-педагогическое просвещение родителей;

3-я функция – вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. (Все шире практикуется в современной школе.);

4-я функция – это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий учащихся (одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности).

Другой аспект – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешение противоречий подросткового возраста; преодоление трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период; профилактика появления вредных привычек (курения, употребления спиртных напитков, наркотических и токсичных средств); преодоление дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи; профилактика правонарушений;

5-я функция – это взаимодействие классного руководителя с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными советами, советами по месту жительства и на предприятиях, женскими советами, советами воинских организаций и т. д.

 

® Работа с понятиями

1. Проанализируйте определение понятия «семья».

Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений.– М.: Академия, 2001.– С. 115.

Что означают в этом определении признаки «малая группа», «моральная ответственность»? Прокомментируйте эти признаки понятия.

2. Как вы понимаете следующее высказывание?

Родительская любовь может растить, но может и поглощать, пожирать ребенка.

Оцените его справедливость. Приведите аргументы за и против. Соотнесите понятия родительская любовь, родительский авторитет, принятие, поддержка. Определите содержательные и функциональные связи между этими понятиями.

 

3. Сопоставьте известные вам определения этнопедагогики и народной педагогики. Являются они синонимами или нет? Почему? Аргументируйте свой ответ.

 

4. Составьте перечень критериев, которые можно использовать для оценки эффективности разных форм взаимодействия школы и семьи (педагогические лектории, родительские собрания, конференции, индивидуальные беседы с родителями). Оформите таблицу:

 

Форма взаимодействия Критерий 1 Критерий 2 Критерий 3 Критерий 4
         

 

® Методические рекомендации по подготовке и проведению лабораторно-практического занятия

При работе с материалами занятия обратите особое внимание на проблему учета специфики современной семьи как социального института и малой группы. Подумайте, какие особенности современной семьи (статус женщины, характер отношений между супругами, количество детей, материальное положение и др.) следует учитывать педагогу организуя взаимодействие в рамках различных форм, например лекториев для родителей, родительских собраний и т.д.

Вспомните, какие проблемы возникали у вас в отношениях с родителями и учителями в подростковом возрасте, как реагировали на эти проблемы педагоги, вы сами, ваши родители.

При анализе литературы обратите особое внимание на источники №№ 3-5, 9,11 из списка дополнительной литературы. Запишите в свою рабочую тетрадь понравившиеся вам примеры и рекомендации по работе классного руководителя с семьей.

 

® Задания для работы на лабораторно-практическом занятии

1. Встречались ли вы в своей жизни с подобными родительскими ди­рективами? Как вы относитесь к каждой из них? Если есть жизненные примеры, подтверждающие или опровергающие негативное влияние та­ких директив. Обсудите их на занятии по педагогике, дайте им оценку.

Родительские директивы, которые нередко неявно учат ребенка вести себя

ошибочным, непродуктивным, невротичным образом

1. «Не живи» («Мне не нужна такая плохая девочка», «Поскольку я все свои силы и здоровье отдала, чтобы тебя воспитать, я так и не смогла...»). Скрытым смыслом передачи такой директивы является облегчение управления ребенком посред­ством возбуждения в нем хронического чувства вины, связан­ного с фактом самого его присутствия в жизни родителя, Взрослый как бы заставляет ребенка поверить в его (ребенка) ответственность за нерешенные задачи взрослого. Известно, что наказание смягчает чувство вины, поэтому такие дети могут искать такие ситуации, где они могут быть наказаны, при том за что-то реальное (типа драки или разбитого окна), а не за фикцию.

2. «Не будь ребенком» («Пора тебе думать своей головой», «Ну ты же не маленький, чтобы...»). Такая директива доста­ется единственным или старшим детям и соединена с подав­лением детских, невинных желаний, которые сами связаны со способностью к творчеству, самопроявлению.

3. «Не расти» («Ты еще мала, чтобы краситься», «Мама те­бя никогда не бросит», «Не торопись взрослеть»). Чаще всего достается младшим или единственным детям. Такую дирек­тиву ребенку дают родители, боящиеся взросления своего ребенка и наступления того момента, когда он, покинув их семью, оставит их опять лицом к лицу друг с другом, как в начале супружества.

4. «Не думай» (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать). Например, желая отвлечь ребенка от травмирую­щей ситуации, мама отвечает на его вопросы так: «Не думай об этом, забудь», тем самым лишая его возможности решить вставшую перед ним проблему рациональными средствами,

5. «Не чувствуй» («Как ты смеешь злиться на учительницу, она же тебе годится в матери», «Не сахарный — не рас­таешь»). Ребенок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к учительнице, может начать разряжаться на младших или более слабых по отноше­нию к нему детях. Ребенок, научившийся игнорировать телес­ные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.

6. «Не достигай успеха» («Я сам не смог закончить ин­ститут, но отказываю себе во всем, чтобы ты смогла получить образование»). Увы, в основе подобных директив лежит бес­сознательная зависть родителя к успеху ребенка.

7. «Не будь лидером» («Будь как все», «Ну и зачем ты высо­вывался, вышло хуже для тебя»). Родители, дающие ребенку такую директиву из лучших побуждений, могут быть обеспо­коены чувством зависти, которое они, по их глубокому убеж­дению, обречены вызывать у других людей.

8. «Не принадлежи» — ее передают детям родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребенке «единственного друга». В общении с ребенком такие родители могут всячески подчеркивать его исключительность, непохожесть на других (в положительном смысле).

9. «Не будь близким». Эта директива по смыслу напоминает предыдущую, но если та проявляется в группе, то эта — в отношениях с одним близким человеком. Родители, пе­редающие эту директиву, внушают тем самым ребенку, что никому (кроме них) доверять нельзя. Вред этого подспудного указания в бессознательном убеждении, «что любая близость опасна».

10. «Не делай» — то есть не делай сам, я буду делать это за тебя. Родители дают ее ребенку, говоря: «Не делай сам, по­дожди меня». Вырастая, эти дети будут откладывать начало своих действий, попадать в цейтнот, не догадываясь, что дей­ствуют по инерции родительской директивы.

11. «Не будь самим собой». Выражается в выражениях типа «Почему Вася это может, а ты нет?», «Стремись к идеа­лу»; бывает также, что родители хотели девочку, а получился мальчик. Скрытый смысл данной директивы — вызвать не­удовлетворенность своим нынешним состоянием и пустить его в непрерывную беготню по замкнутому кругу. Будучи посто­янно неудовлетворенным и мотивируемым завистью, человек убегает от самого себя.

12. «Не чувствуй себя хорошо» («Хоть у него была высокая температура, он написал контрольную на 5»). Ребенок, получив­ший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с дру­гой — к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия (расширенный вариант по: Лосев B.К., Лун-ков А.И. Психосексуальное развитие ребенка).

 

® Педагогические ситуации для анализа в микрогруппах

1. Муж был в командировке. Жена задержалась на работе и поздно вернулась домой. Сын-десятиклассник лежал в своей комнате. В комнате стоял странный запах. Вдруг сын встал и, пошатываясь, пошел в ванну. Все стало ясно: он пьян.

— Подонок! Завтра же все расскажу отцу!

Чего ждала Ольга Петровна? Чего все мы ждем в такие минуты край­него раздражения, когда не управляем разумом?..

— Я тебя спрашиваю или нет? Говори, где напился!

История с Игорем приключилась неожиданная. Он был спокойным, домашним мальчиком.

- Контрольная у нас сегодня была, - рассказывал он несколько минут спустя, сидя в кухне. — Ну и вот... Я всем парням задачку решил и спас их от двоек. И ребята сказали, что так это не оставят….Что должны отблагодарить меня. И завели к одному мальчишке домой, а у него оказалась бутылка портвейна. Ну и вот, всем налили по рюмочке, чтобы хватило, а мне целый стакан. Я думал, что портвейн ерунда, а… развезло.

Утром Игорь еле поднялся. Не хотел идти в школу, жаловался, что ему до сих пор плохо, но мать потребовала: иди, и все. Завтракать он не стал. В прихожей возник неожиданный разговор. Игорь, всегда доволь­но сдержанный и молчаливый, выплескивал странные обвинения: что его дома за взрослого не считают, он для родителей до сих пор малень­кий. Что все его сверстники давно самостоятельны, а он вечно должен быть пай-мальчиком. Надоело ему это: «Кончу десятый класс — куда-нибудь подамся». Мать только и могла кричать ему в ответ: «Неблаго­дарный! Мы для тебя живем, а ты не ценишь!» Ничего хорошего объяс­нение не дало, но обнажило какие-то скрытые, не известные до сих пор раны — оказывается, они были очень болезненными. Ольга Петровна начала понимать, что, очевидно, они с мужем что-то упустили в сыне, коль скоро так мало знают его...

Уже совсем на пороге Игорь вдруг попросил:

— Не говори ничего отцу, ладно? У меня и так на душе мерзко!

— Все расскажу! — резанула Ольга Петровна.

— Не надо... Пойми же, я сто раз сам обо всем пожалел! Ну, вспом­ни, были же и у тебя такие минуты, когда... за себя стыдно было? А?Были?

— Нет! — решительно сказала мать.

Вранье! — стеганул Игорь. Хлопнул дверью, полетел вниз.

Проанализируйте поведение матери и сына. Какие ошиб­ки семейного воспитания обнажились в этой истории?

Насколько правильно вела себя мать?

Предположите дальнейшее развитие событий по негатив­ному и позитивному варианту и аргументируйте возможные результаты.

2. Восьмое марта. В доме заканчивалась предпраздничная суета. Отец и дочь, подвязав фартуки, совместными усилиями приготовили ужин, колдовали над салатом, жарили мясо, споря и советуясь по поводу каждой щепотки перца, каждой ложки майонеза: сказывалось отсутст­вие опыта. Наконец все готово, мать вернулась домой, все сели за стол. Увы, мясо пересушено, салат пересолен, компот из-за избытка сахаре неотличим от сиропа. Неудача! Обидная неудача!

— Виноват! — кается отец. — Моя вина, и только моя! Натка гово­рила, что сковородку уже надо с огня снимать, а я все твердил: пусть лучше подрумянится. Вот и подрумянилось в угольки. И салат второй раз посолил опять я. Наточка чего только туда не напридумывала: и мясо, и огурчики, и яблоки, и консервированные сливы, а я все это в рассол превратил, Меа culpa, что значит «моя вина», как говаривали римляне.

— Папка, ты это брось, — отзывается дочь. — Не кляня себя и не

беи в грудь руками. Мамочка, это мой грех. И компот этот тоже на мне. Ты же знаешь, какая я сладкоежка, — сколько сахару ни сыплю, все мало. И про соль меня папа из кухни спрашивал, а я с Витькой по телефону говорила и что-то не то ответила. И за мясом я должна была I следить — все-таки какие мужчины кухарки. Нет, я виновата...

Как вы оцениваете возникшую ситуацию? О какой атмо­сфере в семье и во взаимоотношениях членов семьи можно говорить?

3. Отец говорит сыну:

— Давай, давай дневник, посмотрим твои четвертные. Так — «пяты, «пять», «пять». И по физике «пять»? Вот этого не ожидал. И по химии?! Ну, молодец!.. Мать благодари! У меня, ты знаешь, с учебой не лади­лось, я тебе плохой помощник. А у мамы память-то какая, да и училась на одни пятерки. Вот и помогла тебе. Мало того, что на ноги поставила после такой болезни, так и занималась с тобой каждый день после ра­боты. Оба вы молодцами себя показали. А мать особенно.

— Что ж ты, Николай, как на гражданской панихиде мои заслуги перечисляешь. А кто ему физику объяснил. Я физику и прежде не очень понимала, а нынешняя мне вообще не по зубам. А ты и шофер, и ме­ханик, и электротехник, тебе все это нипочем. Что, ты даром с ним вечерами сидел над учебником? Вот оно и сказалось...

Как вы оцениваете поведение родителей мальчика? Почему?

Как вы думаете, в какой ситуации в предыдущей (когда про­изошла неудача) или в этой (в случае успеха одного из членов семьи) легче определить ответственность остальных членов се­мьи? Какие ситуации, как правило, бывают острее?

4. Предложите на родительском собрании родителям за­писать их первую реакцию на каждую ситуацию, а потом со­вместно обсудите, как надо поступить, а каждый родитель сравнит со своим ответом.

A. Сын, придя из школы, бросает портфель и говорит: «В школе толь­ко зубрежка и скука. Не пойду больше туда, все равно ничего это не да­ет, лучше на работу устроиться, больше пользы».

Б. В семье существует определенное распределение домашних обя­занностей. В один прекрасный день обнаруживается, что хлеб не куплен, пол не подметен, а в ответ на просьбу сходить в магазин сын заявляет: «Почему все я да я?! Не пойду, у нас в классе никого не заставляют».

B. Дочка приходит домой в слезах и говорит: «Противная эта Лидка. Раньше она со мной дружила, а теперь, как Катька придет во двор, она с ней, а меня не зовет! Не буду больше с ней водиться»

Г. Дома долгожданные гости. Накрыт стол. Ребенок ведет себя не идеально, но вы стараетесь не замечать его провинностей. Вдруг он громко заявляет: «Ну когда же они уйдут? Ты обещала побыть со мной, а сама все с ними».

5. Разговаривают мать одного из учеников и классный руководитель

— А вы уверены, что всегда виноват Саша, а не Витя?

— Оба хороши, но думаю, что если их разлучить, так мой будет лучше.

— Но ведь Саша—хороший, надежный друг. Другого такого у вашего сына может и не быть

— Не люблю я его мать. Мы соседями были. — И добавила кате­горически:—Добьюсь своего... Так отлуплю обоих, что всех дружков позабудут!

Продолжите разговор с мамой ученика. Какие дополни­тельные доводы можно было бы привести в защиту детской дружбы?

Какие вопросы в связи с этим разговором можно было бы вынести на родительское собрание? В какой форме его мож­но провести?

6. Перед родительским собранием я начальной школе учитель пред­лагает родителям сесть на места своих детей в классе. На каждой парте перед родителем он кладет тетради детей и лист бумаги, сложенный вдвое. На внутренней стороне листа сделаны записи только для этого родителя.

Например: «Саша стал заниматься лучше. Однако прошу усилить внимание к занятиям математикой. Прошу прийти на консультацию в ближайшую субботу в 13.00».

«Миша стал рассеянным, невнимательным. Прошу остаться для беседы».

«Света плохо пересказывает прочитанный материал. Прошу обратить внимание на ее речь, когда она рассказывает вам о школе, пересказы­вает фильмы, сказки».

Дайте оценку этому приему.

С какой целью учитель использует этот прием?

7. Нередко детей волнует вопрос о своей внешности.

— Мама, скажи, я красивая? Отвечают по-разному.

- Ты моя радость! Ты мое солнышко! Сейчас наденем новые туфель­ки, чистое платьице — и будет дочка красивее всех на свете!

— Еще чего не хватало! С этаких-то лет перед зеркалом вертеться. Ты посмотри: вое пуговкой, уши лопушком, бровей и вовсе нет, ничего не скажешь — красавица!

— Запомни, доченька: самое главное, чтобы человек был умным, до­брым, честным. А красивый он или нет — не имеет никакого значения.

Как бы вы прокомментировали эти высказывания родителей на классном родительском собрании по вопросу о воспитании девочек?

Можно ли считать вопрос девочки пустяком? А как бы вы сами на него ответили?

 

® Работа с текстами

1. Психологи утверждают,что мужчина в современной семье перестает быть ее главой. Эта роль переходит к женщине, что неизбежно влечет за собой изменение ее психологического облика. Нежность, чувственность, мягкость, послушность, терпеливость и многие другие высокие качества вечной женственности, по мнению многих, отходят в прошлое. Об этом говорят и одежда, и прическа современной девушки и женщины, порой почти не отличающиеся от мужских, и выполнение женщинами тяжелых видов мужского труда, их командный тон в общественной жизни. Что это: плюсы или минусы современного общества.

Какой точки зрения вы придерживаетесь? Почему? Обоснуйте свое мнение.

2. Прочтите фрагмент и проиллюстрируйте высказывание Н. Е. Щурковой педагогическими ситуациями, проанализируйте их.

Фундаментальным основанием взаимодействия является уважение. Уважение к родителям – безусловно и нетленно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условиях низкого поведения родителей. Оно фундаментально – следовательно, его разрушение грозит гибелью всему сооружению взаимодействия. Педагог, отступивший от этической основы, становится виновником последующего шквального обвала здания взаимоотношений. Под грудами такого разрушения оказывается погребенным ребенок, с проблемами которого не справились взрослые. Один из этих взрослых – педагог, лицо профессиональное, обязанное культивировать педагогически плодотворные отношения.

Уважение к педагогу – другая сторона фундаментального исследования. Но и эта, другая сторона зависит больше от тактики поведения педагога, чем от воспитанности и культуры родителей. Уважение к себе педагог тоже строит самостоятельно, опираясь на психолого-этические нормативы, направляя поведение родителей, инициируя культурные формы, поддерживая родителей незаметно в наилучших и тонких проявлениях. При этом педагога заботит не столько само уважение к нему лично, сколько общее уважение к педагогу и человеку, к школе и классу, отношение, выраженное в каких-то лицезримых формах. Они доступны ребенку – значит, они тоже фактор ребенка.

Классный руководитель созидает взаимное уважение родителей и педагога.

Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология.– М., 1999.– С. 166.

3. Прокомментируйте слова П. Ларошфуко:

Пожилые люди любят давать молодым добрые советы, потому что они не в состоянии больше подавать дурные примеры.

 

4. В чем заключается мысль Марка Твена?

Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел.

5. Прочтите фрагмент и ответьте на поставленные автором вопросы.

Создавать автономную систему воспитания класса все равно, что конструировать автономно одно колесо автомобиля, совершенствовать его, игнорируя остальные три колеса и весь автомобиль в целом. Нет системы воспитания детей одного класса, поскольку это может быть только подсистемой школьного воспитания. Но, разумеется, она есть, эта система, если выступает в качестве элемента школьной системы при осмысленной и продуманной цели воспитания всем педагогическим коллективом школы.

Ставить вопрос надо не о системе воспитания детей в одном классе – вопрос должен быть поставлен иначе: какова система классного руководства как элемента системы воспитания в школе? То есть какие необходимые и достаточные элементы профессиональной работы классного руководителя позволят ему выполнить свое назначение? Перефразируем: при каком структурном составе работа классного руководителя делается элементом школьного воспитания?

Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология.– М., 1999.– С. 19.

Как это высказывание Н. Е. Щурковой согласуется с понятием системный подход в воспитании?

6. Проанализируйте предложенное высказывание.

Мы постоянно слышим о грубости нынешней молодежи. Я старый человек и должен бы встать на сторону старших, но меня куда чаще поражает грубость родителей. Кто из нас не мучился в гостях, когда мать или отец так обращались со взрослыми детьми, что человек чужой просто ушел бы и хлопнул дверью? Они категорически говорят о вещах, которые дети знают, а они – нет; они прерывают детей, когда им вздумается, высмеивают то, что детям дорого; пренебрежительно (если не злобно) отзываются об их друзьях. А потом удивляются: «И где их носит? Всюду им хорошо, лишь бы не дома...».

Если вы спросите, почему родители так ведут себя, они ответят: «Где же побыть собой, как не дома? Не в гостях же мы! Все тут люди свои, какие могут быть обиды!».

Льюис К. С. Любовь // Вопр. философии.– 1989.– № 8.– С. 140.

А как вы ответите на вопрос, почему родители так ведут себя?

7. Рассмотрите предложенную ситуацию.

К психологу обратилась за помощью молодая мать. Она жаловалась на непослушание, упрямство, лень и умственную неполноценность дочери – девочки 10 лет. Психолог предложил ей для начала исследовать поведение ребенка с тем, чтобы объективно установить меру его упрямства и непослушания. Для этого матери предложили носить с собой блокнот и отмечать в нем черточкой каждый случай ее обращения к ребенку с просьбой или требованием. В случае послушания черточка вычеркивается. Перед отходом ко сну матери оставалось только подсчитать вычеркнутые черточки и вычислить их долю среди всех «зарубок», сделанных за день. Полученная цифра и есть «коэффициент послушания».

Каково же было удивление молодой женщины, когда она уже на третий день обнаружила, что ее дочь – очень хорошая и послушная девочка, и все характеристики, которые она давала ей ранее, включая «умственную неполноценность» – просто-напросто досужий вымысел.

Как объяснить поведение матери? В чем была идея психолога?

8. Проанализируйте следующие тексты. В чем специфика взглядов педагогов на проблемы семейного воспитания? Чем, на ваш взгляд, она объясняется?

П.Ф. Лесгафт (1837-1909),педагог, анатом, врач

Семейная жизнь ребенка

(выдержки) (1885-1890 гг.)

«Во время семейного периода жизни ребенка склады­вается его тип, усваиваются им обычаи и привычки дан­ной местности и семьи, и поэтому этот период имеет боль­шое влияние на жизнь человека и оставляет почти неиз­гладимый след на всем его будущем существовании. Цель воспитания - содействовать развитию человека, отлича­ющегося своей мудростью, самостоятельностью, художе­ственной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он вырабо­тал идейного человека и стремился в жизни руководиться этим идеалом.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время его семейной жизни: I) чистота; 2) последовательность в отношении слова и Дела при обращении с ребенком; 3) отсутствие произвола Действиях воспитателя или обусловленность этих дей­ствий; 4) признание личности ребенка постоянным обра­стем с ним как с человеком и полное признание за ним права личной неприкосновенности».

Лесгафт П.Ф. Семейная жизнь ребенка // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М., 1990. – С.295.

А.С. Макаренко (1888-1939), выдающийся педагог, писатель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.066 с.)