Проблемно-аналитический материал для учебной дискуссии по теме «Личность. Социальные и биологические факторы развития личности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемно-аналитический материал для учебной дискуссии по теме «Личность. Социальные и биологические факторы развития личности»



1. «В последнее время вошли в моду... изощренные биологические модели природы ребенка, которые оказывают значительное влияние на систему образования. Ребенок так же, как и взрослый человек, есть некое сочетание сложных механизмов. Это – юное подобие "голой обезьяны". Как и голуби, и крысы в опытах Скиннера, дети могут быть приучены реагировать на стимулы так, как того хочет экспериментатор. Акцент делается на пове­денческом аспекте, а не на интеллекте (в этой теории предполага­ется, что интеллекта у ребенка нет вообще, а обучение должно быть направлено на изменение поведения).

Другая концепция природы ребенка - понимание его как ком­пьютерной системы: сознание и мозг рассматриваются как ее взаимосвязанные части. Ребенок - биологический компьютер, очень сложный, но ждущий своей очереди, чтобы получить соот­ветствующую программу. А есть ли лучший путь программирова­ния, чем использование других компьютеров? Каждый ребенок занят только со своим компьютером, он сидит и нажимает кнопки и клавиши, связывается с Центральным компьютером».

Ричардсон Г. Образование для свободы / Пер. с англ. - М, 1997.-С 40

2. «Воспитание может все» (К.А. Гельвеций)

3. «Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить приносить ее желуди». (В.Г. Белинский).

4. «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах» (Вольтер).

5. «Все, чего мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием» (Ж.-Ж. Руссо).

6. «Воспитатель никогда не добьется того, чтобы на дикой яблоне росли персики, но он может достигнуть того, что яблоки этого дерева будут сладки» (У. Гарвей).

7. «Человек не бывает от природы тем, кем он должен быть, поэтому он нуждается в эффективном образовании» (Канке, В.А. Миропонимание и этика ответственности. – Калуга: Издательский центр «Гриф», 2004. – С. 190).

8. «Н.Х. Вессель, рассматривая ребенка как «субъект» и «объект» педагогического воздействия, отмечал, что в первом случае большее значение имеет его наследственность, а во втором – воспитание. Причем сама среда выступает условием как раскрытия и совершенствования наследственных способностей, так и подавления нежелательных наклонностей с помощью продуманного воспитания» (Баркова Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике// Педагогика. - №3. – 2002. – С. 76.)

9. «… Чем богаче деятельностная основа существования индивида, тем более широкие потенциальные возможности открываются для формирования его как личности». (Мошкова Г.Ю. Биографический метод и творческая личность ученого// Вопросы психологии. – 1994. - №2. – С. 136).

10. «Самое действенное и плодотворное воспитание, - писал П.П. Блонский, - такое, которое обращается к собственным силам воспитываемой личности, действует на последнюю не посредством внешнего воздействия, но, так сказать, изнутри».

11. «Унаследованное свойство есть природа субъекта; а природу гони в дверь – она влетит в окно». (П.Ф. Каптерев).

12. «Если всякое культурное растение, если всякое домашнее животное нуждается в воспитании, то всем должно быть ясно, в какой мере нуждается в воспитании культурный человек» (В.М. Бехтерев).

13. «Главнейшая воспитательная сила школы – не в школьном здании, не в директоре и даже не в учителях, не в программах и планах, а в самих детях, их взаимоотношениях, в их взаимной влиянии» (П.Ф. Капетерев).

14. «Из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство, является наименьшим насилием, а воспитание – наибольшим» (Максимилиан Волошин).

15. «Каждый живет для проявления своей индивидуальности, воспитание стирает ее» (А. Толстой).

16.


Р.Рождественский «Алешкины мысли»

Мне на месте не сидится.

Мне – бежится!

Мне – кричится!

Мне – играется,

рисуется,

лазается и танцуется!

Вертится,

ногами дрыгается,

ползается и подпрыгивается!

Мне кривляется,

дурачится,

улыбается и плачется,

ерзается и поется,

падается

и встается!

Лично

и со всеми вместе

к небу хочется взлететь!

Не сидится мне

на месте…

А чего на нем сидеть?!


Очень часто действия ребенка не укладываются в нормы предписываемого ему поведения, он бунтует против подавления естественных потребностей, развития его природы – физической и психической. И как это не парадоксально, чем выше статус личности ребенка, тем сложнее оказывается совершение педагогического воздействия на него. В связи с этим сформулируйте что должен знать и уметь педагог, чтобы развитие проходило гармонично?

 

В ходе обсуждения проблемно-аналитического материала студенты под руководством преподавателя должны прийти к выводу о том, что все факторы развития личности являются равноправными. Ни один из них не должен рассматриваться в качестве ведущего.

Дополнительные материалы.

Б. Слуцкий

«Музшкола имени Бетховена в Харькове».


Меня оттуда выгнали за проф

Так называемую непригодность.

И все-таки не пожалею строф

И личную не пощажу я

гордость,

Чтоб этот домик маленький воспеть,

Где мне пришлось терпеть и претерпеть.

Я был бездарен, весел и умен,

И потому я знал, что я – бездарен.

О, сколько бранных прозвищ и имен

Я выслушал: ты глуп, неблагодарен,

Тебе на ухо наступил медведь.

Поешь? Тебе в чащобе бы реветь!

Ты никогда не будешь понимать

Не то, что чижик-пыжик – даже

гаммы!

Я отчислялся – до прихода мамы,

Но приходила и вмешивалась мать.

Она меня за шиворот хватала

И в школу шла, размахивая мной.

И объясняла нашему кварталу:

- Да он ленивый, да, он озорной,

Но он способный: поглядите

руки,

Какие пальцы: дециму берет.

Ты будешь пианистом.

Марш вперед!

И я маршировал вперед.

На муки.

Я не давался музыке. Я знал,

Что музыка моя - совсем другая.

А рядом, мне совсем не помогая,

Скрипели скрипки и хирел хорал.

Так я мужал в музшколе той вечерней,

Одолевал упорства рубежи,

Сопротивляясь музыке учебной

И повинуясь музыке души.


 

Слуцкий Б.А. Я историю излагаю… Книга стихотворений. – М.: Правда, 1990. – С.10.

- Какие психолого-педагогические особенности учащегося музыкальной школы выделены в стихотворении Б. Слуцкого?

- Как вы оцениваете поведение мамы мальчика?

 

 

® Задания для самостоятельной работы студентов

Задания А.

1.Что такое человек? Отметьте правильный, на Ваш взгляд, ответ:

- конечный результат органической эволюции на Земле;

- цель, объект и субъект воспитания;

- единственный носитель социальных ценностей, духа и разума

2. Что такое личность?

- индивидуальность человека;

- социальная сущность человека, формируемая в деятельности и общении;

- выдающиеся люди, повлиявшие на ход развития человечества

3.Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

А) “Общее понятие о педагогической антропологии”.

Б) “Внутренние и внешние факторы развития ребенка: наследствен­ность, среда и образование как целенаправленное обучение и воспитание ребенка”.

В)“Трудные дети, одаренные дети: в чем проблема их развития?”.

Г) "Акселерация и ее последствия".

 

Задания Б.

1. Прочитайте отрывок из произведения Ш. Бронте «Джейн Эйр». Что от природы дается человеку? Как это проявляется в процессе развития личности? Какие факторы влияют на развитие личности? Как это нужно учитывать в педагогической деятельности?

«- Мисс Темпль, что это за девочка с кудрявыми волосами? Рыжие волосы, сударыня, и кудрявые, вся голова кудрявая!..

- Волосы у Джулии вьются от природы, - ответила Мисс Темпль…

- От природы! Но мы не можем подчиняться природе… Я повторял без конца мое требование, чтобы волосы были зачесаны скромно и гладко… Эту девушку надо остричь наголо. Завтра же у вас будет парикмахер!»

 

2. Прочитайте текст, выделите его главную мысль.

«Борис Никитин предложил пять условий успешного развития ребенка:

- первое условие успешного развития – раннее начало;

- второе важное условие, насколько это возможно, - заранее окружить ребенка такой средой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность;

- третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше;

- четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий, в выборе способов работы и т.д.;

- обязательное выполнение пятого условия: ненавязчивой, умной, доброжелательной помощи взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку».

 

Задание В.

1.Напишите сочинение-рассуждение на тему «Легко ли быть одаренным ребенком?».

***2.Напишите сочинение "Я как индивид, личность, индивидуальность".

** 3.Прочитайте отрывок сказки.

«И когда Маугли с тяжелым сердцем взобрался по хорошо знакомым скалам на то место, где его когда-то приняли в Стаю, он застал там только свою четверку волков, Балу, почти совсем ослепшего от старости, и тяжеловесного, хладнокровного Каа, свернувшегося кольцом вокруг опустевшего места Акелы.

- Значит, твой путь кончается здесь? – сказал Каа, когда Маугли бросился на землю. – Еще когда мы встретились в холодных берлогах, я это знал. Человек в конце концов уходит к человеку, хотя джунгли его и не гонят.» (Киплинг Р. Маугли: повесть – сказка. – М., 1978. – С. – 189.)

Киплинг предложил читателю домыслить судьбу своего героя. Попытайтесь это сделать, представить себя в качестве апологета биологической, социологической и биосоциальной философско-педагогических концепций. Не забывайте, что апологет – это убежденный сторонник какой – либо идеи, который, отстаивая свое мнение, умеет выстраивать систему логических доказательств, находить необходимые аргументы.

 

**4. Говорят: трудные дети, трудные семьи. Им самим неблагополучно; трудно и с ними. А почему мы совсем не беспокоимся о другом явлении, распространенном, быть может, не меньше: трудная...школа. Для ребенка. И речь идет не о трудностях в учении, в привыкании к режиму (вторая, а то и третья смены): одни – естественны, другие – объективны и пока непреодолимы. Мы говорим о психологическом дискомфорте, когда ребенку неуютно от открытости происходящего, от того, что его не понимают товарищи и учителя, не принимают его индивидуальности, когда учительница несправедлива («она меня не любит», «она ко мне придирается») или сложна по характеру, когда ребят дразнят, когда «достает» расслоение на «богатых» и «бедных», когда в классе презирают тех, кто хочет хорошо учиться, когда честный ребенок не хочет участвовать в коллективном прогуле... Чем отличается круговая порука от общественного мнения? Приходилось ли вам переживать такие или подобные трудности в школьные, а то и в студенческие годы? Как Вы их преодолевали самозащищаясь? Кто Вам помогал, что помогало? Поразмышляйте над данными вопросами в своем сочинении.

 

5. Современное воспитание - это воспитание личности.

Что такое личность? Существуют десятки определений этого слова, разработано великое множество теорий личности. Но вду­маемся, когда мы говорим о человеке: "Это личность!"? Прежде всего, мы отмечаем в личности неординарность, непохожесть на других. Личность выделяется в толпе, не может быть толпы лич­ностей. С другой стороны, учителя часто говорят: "Сильный класс! Все - личности". Это значит обычно, что каждый мыслит по-своему и вообще - мыслит. Ведь мыслить, думать можно только по-своему, самостоятельно. Думать как все, т.е. пользоваться чужими мыслями, вовсе не значит думать. Личность несоединима с бездумностью.

Личность - человек, думающий самостоятельно. Это сказывает­ся и на поведении его. Личность независима; у человека, которого мы называем личностью, как правило, независимый характер. С ним труднее, чем с другими, он не подчиняется нелепым, нера­зумным требованиям, он чаще идет на конфликт, он умеет отстоять себя, он обычно имеет свое мнение и сохраняет его. Но это не уп­рямец, не гордец - глупый человек личностью быть не может.

(Педагогический манифест «От ученика к личности»// Первое сентября. – 1996. - № 83. – С.1)

Вопросы и задания к тексту

Чем отличаются житейское и научное определение личности и что в них общего?

 

 

® Блок самоконтроля

№ 1. Как Вы понимаете приведенное в Российской педагогической энциклопедии высказывание А. Г. Асмолова и А. В. Петровского: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают"?

№ 2. Различные науки опираются на различную возрастную периодизацию. Заполните таблицу по примеру, данному в первой строке, сравните результаты, сделайте выводы.

В возрастной физиологии В медицине В педагогике Ведущий тип деятельности
Новорожденность (первые 10 дней) Новорожденность (первые 3-4 недели) Младенчество (от рождения до 1 года) Эмоциональное общение со взрослыми
Грудной возраст (10 дней – 1 год) Грудной (младший ясельный) возраст (4 недели - 1 год)
Раннее детство (1 - 3 года) Предшкольный (старший ясельный) возраст (1 -3 года)
Первое детство (4 - 7 лет) Дошкольный возраст (3 - 7 лет)
Второе детство (8 12 лет) Младший школьный возраст (7 - 12 лет)
Подростковый возраст (13 - 15 лет) Подростковый возраст (13 - 15 лет)
Юношеский возраст (17 – 21 год) Старший школьный возраст (16 - 18 лет)
Выводы:  

 

® Рекомендуемая литература

Основная:

1. Педагогика. Учебное пособие для пед. вузов/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2007.

2. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2007.

Дополнительная:

 

1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пос. длч студ. высш. уч. зав. / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008.

 

 

Модуль 3

Теория обучения.

Тема: Образование как ценность, процесс и результат. Сущность, закономерности и принципы процесса обучения. Современные дидактические концепции.

® Цели изучения

продолжить формирование у студентов знаний об аксиологических аспектах образования, сущности образования как социокультурном феномене и педагогическом процессе. Сформировать у студентов понятия о сущности процесса обучения, его движущих силах, структуре. Закрепить и углубить понятия о закономерностях и принципах обучения, дать представление об основных концепциях процесса обучения.

 

® Основные понятия темы

дидактика, образование, процесс обучения, преподавание, учение, функции процесса обучения, движущие силы процесса обучения, структура процесса обучения, концепции процесса обучения.

® Рекомендуемая форма изучения

лекция, семинар, самостоятельная работа студентов

® Основное содержание темы

Можно выделить по меньшей мере четыре аспекта содержательной трактовки понятия «образование»:

- образование как ценность;

- образование как система;

- образование как процесс;

- образование как результат.

Конечно, такое аспектное разделение понятия «образование» не означает нарушения его целостности. Все указанные аспекты отражают лишь возможность и необходимость акцентирования внимания на тех или иных сторонах функционирования образования по мере исследования его сущностных характеристик и их реализации в образовательной практике.

Ценностная (аксиологическая) характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков:

- образование как ценность государственная;

- образование как ценность общественная;

- образование как ценность личностная.

Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. В этом заключается государственная ценность образования: любое государство должно быть заинтересовано в развитии образования, в придании этой сфере приоритетной государственной значимости. Поэтому в Законе Российской Федерации «Об образовании» указано: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной» (Статья 1). А в принятой в 2000 г. «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» говорится о решимости и воле государства «принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России».

Общественная ценность образования означает, что общество заинтересовано в прогрессивном развитии образования, поскольку именно образование как наиболее подвижная часть культуры, образно говоря, держит руку на пульсе человеческих ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих приоритетов и конкретных поступков. Именно образование, по самой своей сути работающее на будущее, закладывает основы грядущих изменений в обществе, предопределяя, в конечном счете, его развитие. В Национальной доктрине образования подчеркивается, что стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

- укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общства.

Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Образование призвано воспитывать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

При всей важности коллективистских начал, предопределяющих государственно-общественную значимость образования, главное – это личностная ценность образования, индивидуально мотивированное отношение человека к собственному образованию, его уровню и качеству. В этом смысле естественное стремление человека ко все более глубокому познанию и преобразованию мира должно соответствовать не только искусственно созданной педагогической среде в учебном заведении того или иного типа, но и природосообразнойобразовательно-воспитательной и развивающей педагогической деятельности.

Поэтому в Национальной доктрине образования в качестве целей образования обозначено:

- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализация личности, формирование трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- непрерывность образования в течение всей жизни человека;

- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание.

Все указанные аксиологические блоки (государственная, общественная и личностная ценность образования) составляют единство категории «ценность образования».

Образование как система представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Различают по уровню: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее; начальное, среднее и высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование. По форме получения: стихийное, получаемое в процессе как целенаправленных, так и спонтанных действий; и формальное, организованное, получаемое в специальных образовательных системах. По содержанию: общее, профессиональное, специальное (предоставляемое детям и взрослым, имеющим отклонения в психическом и физическом развитии).

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется переход к многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Первый уровень в системе многоступенчатого высшего профессионального образования – бакалавриат. Это система и форма подготовки бакалавров, 4-летний курс обучения. Бакалавр – ученая степень, присваиваемая студенту после освоения базовых предметов высшего образования, успешной сдачи экзаменов и, как правило, защиты выпускной работы.

Магистратура – это система и форма подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием (со степенью бакалавра) в течение 2 лет, с защитой магистерской диссертации. Магистр – ученая степень, присваиваемая по окончании магистратуры.

Управление образованием – сложная организационно-структурная система.

Министерство образования и науки Российской федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Министерство образования и науки осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и Федерального агентства по образованию.

Министерство образования и науки занимается следующими вопросами:

· образование, включая дошкольное и общее образование, начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование, социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, научная, научно-техническая и инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, а также молодежная политика;

· формирование приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности Российской Федерации;

· координация научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности;

· разработка и утверждение государственных стандартов дошкольного и общего образования, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;

· деятельность Высшей аттестационной комиссии;

· развитие информационных технологий в сфере образования и науки.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки:

· контроль и надзор за исполнением законодательства в области образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров;

· самостоятельно и совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации осуществляет государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях;

· лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования);

· рассмотрение вопросов, связанных с подтверждением, признанием и установлением эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации;

· рассмотрение вопросов присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, а также лишения (восстаносвления) указанных ученых званий, вопросов присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук и выдачу соответствующих дипломов установленного образца;

· создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), установление их компетентности.

 

Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики:

· организацию деятельности образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образовния;

· организацию повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

(Постановления Правительства РФ от 06.04.04 №158, 159,168 // Вестник образования России. – 2004. - № 12. – С.3-7.)

Система управления образованием включает также:

- организационную структуру регионального управления образованием;

- муниципальные структуры управления образованием;

- организационные структуры управления самих образовательных учреждений.

Важнейшими участниками процесса управления являются учредители, заказчики, представители властных структур, социальные партнеры. Тем самым реализуется важный принцип общественно-государственного характера управления образованием.

Образование как процесс представляет собой освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

Образование как результат – характеристика достигнутого уровня образованности.

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования.

Обучение – двусторонний, целенаправленный, организованный и планомерный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью формирования у учащихся знаний, умений и навыков, мировоззрения.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Обучение, как всякий процесс, связано с движением, оно имеет заданную структуру, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания. В обучении в тесном взаимодействии находятся педагоги и учащиеся, поэтому в этом двустороннем процессе можно выделить преподавание и учении. Преподавание – деятельность учителя, учение – деятельность ученика. В современной дидактике акцент делается на активизацию деятельности учения в учебном процессе.

В процессе обучения реализуются три функции: образовательная (основной смысл функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений и навыков и ее использования на практике); воспитательная (обучение воспитывает всегда, но не автоматически, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно поставленных задач воспитания на том или ином этапе развития общества; важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции является формирование мотивов учебной деятельности); развивающая (осуществляется наиболее эффективно пи специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности, эта направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучении»).

Процесс обучения надо рассматривать в его противоречивости. Основное противоречие, которое является движущей силой процесса обучения, вытекает из неисчерпаемости самого процесса познания. Это противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений.

Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирование, организацию, регулирование (стимулироване), контроль, оценку и анализ результатов.

Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебной задачи перед учащимися и создание благоприятных условий для ее выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др.

Преподавание предполагает регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля, т.е. получения информации о ходе научения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности. Результаты текущего контроля, осуществляемого в форме простого наблюдения, устных и письменных опросов, проверки классных и домашних самостоятельных работ и с помощью других приемов и методов, учитываются учителем как непосредственно на данном занятии, так и в перспективе.

Регулирование и корригирование процесса обучения с использованием средств стимулирования обеспечиваются не только продуманной системой оценивания, предполагающей подбадривание, воодушевление, вселение уверенности в собственных силах и учебных возможностях, увлечение перспективами, порицание и т.п., но и использованием системы отметок, срабатывающей особенно в начальных и средних классах.

Завершающим этапом обучения, как и педагогического процесса в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи. Он осуществляется с позиции достижения в единстве образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы, учебные действия (операции), действия контроля, оценки и анализ результатов.

Одной из функций дидактики является познание процесса обучения и установление лежащих в его основе закономерностей.

Закономерностью в философии называется объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие.

Выявить закономерные связи процесса обучения помогает системно-структурный анализ возможных связей, присущих этому процессу, что позволяет установить, какие из них являются существенными, необходимыми, без которых нельзя выявить сущность этого процесса и охарактеризовать его развитие.

Таким образом, закономерности обучения – это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.).

По мнению многих авторов (Ю.К. Бабанского, П.И. Пидкасистого и др.), связи между предметами и явлениями носят внешний и внутренний характер. Поэтому наряду с внешними закономерностями процесса обучения данные авторы выделяют и внутренние.

Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования.

Среди внешних выделяют следующие закономерности:

1) процесс обучения, его цель, задачи, содержание, формы и методы обусловлены социально-экономическими потребностями общества;

2) задачи, содержание, формы и методы процесса обучения зависят не только от потребностей, но и от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс.

(Ю.К. Бабанский)

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, формами, средствами. Иначе говоря – это зависимость между преподавателем, учеником и изучаемым материалом.

По мнению П.И. Пидкасистого, к внутренним закономерностям следует отнести:

1) обучающая деятельность преподавателя преимущественно всегда носит воспитывающий характер;

2) существует зависимость между взаимодействием учителя и ученика к результатам обучения;

3) прочность усвоения учебного материала зависит от системного повторения изученного, взаимосвязи изученного материала с вновь изученным.

Кроме перечисленных выше, к внутренним закономерностям следует отнести следующие связи:

- связи между процессами обучения, образования, воспитания и развитии;

- связи между процессами преподавания и учения;

- связи между деятельностью и общением личности и результатами ее развития;

- связи между возможностями личности (возрастными, индивидуальными) и характером педагогических влияний на нее;

- связи между коллективом и личностью в педагогической системе;

- связи между задачами, содержанием, формами, методами процесса обучения.

Многие ученые, наравне с перечисленными, выделяют и другие закономерности обучения.

Из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой, должны вытекать основополагающие требования к практической организации учебного процесса. В качестве таких требований выступают принципы обучения.

Принципы обучения - основные требования, предъявляемые к процессу обучения.

(Педагогическая энциклопедия)

)

К настоящему времени сложились две основные теории обучения: ассоциативная (ассоциативно-рефлекторая) и деятельностная.

Ассоциативная теория обучения оформилась в XVII в. Ее методо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.127 с.)