Тема: Педагогическая диагностика в деятельности классного руководителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Педагогическая диагностика в деятельности классного руководителя.



Тема: Педагогическая диагностика в деятельности классного руководителя.

 

Вопросы:

1. Роль педагогической диагностики в организации воспитательного процесса.

2. Организация изучения личности учащихся и ученических коллективов.

3. Функции и методы диагностики в работе классного руководителя.

1. Педагогическая диагностика- изучение результативности УВП в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей. Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: - кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объем воспитания, критерии воспитанности); при каких условиях воспитывать (воспитательная ситуация).

В наше время в любой деятельности повышается роль диагностики. К сожалению, в школьной практике диагностика не воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса. Это неизбежно ведет не только к поверхностному знанию детей, но и к усредненности всех педагогических требований и установок, к стандартизации обучения и воспитания при все возрастающем индивидуальном своеобразии школьников. Еще К.Д.Ушинский утверждал: «Чтобы воспитывать личность во всех отношениях, надо знать ее тоже во всех отношениях».

В практике работы школ изучение учащихся, деятельности учителей, воспитательных воздействий семьи, различных объединений взрослых и воспитанников нередко осуществляется неквалифицированно или игнорируется вообще. Необъективное представление о школьниках, родителях часто вызывает конфликты между детьми и взрослыми, ведет к противоречивым позициям в самом педагогическом коллективе, затрудняет планирование воспитательной работы. Для достижения эффективных результатов деятельности необходимо осуществлять педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг - это диагностика, оценка, и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития.

Начинается эта деятельность с постановки конкретной задачи: педагог должен знать уровень развития коллектива; уровень развития, образованности и воспитанности каждой отдельной личности. Он должен знать ту микросреду, в которой находится его воспитанник.

Далее, организовывая свою собственную деятельность, направленную на личность школьника, его деятельность, отношения, которые возникают между участниками педагогического процесса, на обстоятельства и условия, педагог изучает, избирает, отслеживает эффективность намеченных или уже избранных форм, методов, средств. Он отбирает и прогнозирует результативность избранных им влияний (прямых, косвенных, непосредственных, опосредованных).

На следующем этапе, когда влияния перерабатываются, в личности школьника педагог отслеживает те внутренние процессы, которые доступны для изучения, диагностирования, прогнозирования: он проектирует возможные варианты деятельности школьника, изучает и отслеживает мотивы его деятельности, предполагает перспективу реализации поставленной задачи. Наконец, достигнув определенных результатов в педагогическом процессе, он оценивает их, отслеживает положительные и отрицательные изменения в развитии, образовании и сформированности личности школьника. Таким образом, мониторинг «присутствует» на всех этапах педагогического процесса.

Педагоги-классики о необходимости изучения школьников и ученических коллективов.

Н. К. Крупская «Педагоги часто забывают основное положение педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь, в частности... Важно знание интересов ребенка, его взглядов, стремлений, его жизненного опыта, необходимое знание людей, которые его окружают, условий, в которых он живет. Без такого знания ребят нельзя по - настоящему организовать не только воспитательной, но и учебной работы, без знания ребят легко скатиться на путь шаблона- уравниловки в подходе к детям».

* А.С. Макаренко: «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания. Знания о ребенке не должны лежать мертвым грузом, они должны служить практическому воспитанию учащихся».

* В.А. Сухомлинский: «Знать ребенка- это та самая точка, где соприкасаются теория я практика педагогики».

Педагогический мониторинг - это деятельность, которая лежит в основе организации целостного педагогического процесса.

В этой деятельности необходимо сотрудничество учителей-предметников, психологов, организатора воспитательного процесса (классного руководителя, координатора и др.). Изучая, обследуя и анализируя свою область, каждый специалист все они отслеживают развитие, образование и формирование целостной личности. С одной стороны, они разграничивают свою профессиональную компетенцию, с другой - действуют сообща, в единстве, с чувством глубокого взаимопонимания. Методика педагогического мониторинга зависит от общего подхода к его объекту, предмету, цели и задачам.

Педагогическая диагностика обеспечивает научный подход к организации учебной и воспитательной деятельности. Педагогическая диагностика- коллективный процесс. Чтобы узнать о ребенке все или почти все, необходимо объединить усилия учителей, классных руководителей, родителей, ученического актива, поскольку:

  • учитель - лучше видит умственное развитие ученика, отношение его к учению;
  • классный руководитель- отношение к людям, товарищам, к труду;
  • ученический актив - к коллективу, к самому себе;
  • родители - отношение к старшим, к бытовому труду, семейным обязанностям.

Тестовые методики

Изучение поведения детей в определенной педагогической ситуации: в устной форме задается определенная ситуация, по которой необходимо решить задачу. Педагогические ситуации по своему характеру бывают естественными (возникают в процессе деятельности и общения учеников), создаваемыми специально и примеры ситуации, взятые из жизни и предложенные для анализа учащимся.

Методика изучения учащихся.

А в г у с т

  1. Изучить документы учащихся (личные дела, характеристики, если они имеются, классный журнал за прощлый год), что дает возможность педагогу получить первые сведения о коллективе и о каждом учащемся в отдельности.
  2. Побеседовать с учителями, работавшими ранее с классом, с директором школы, организатором, врачом, библиотекарем, с целью накопления информации.
  3. Побеседовать с учащимися, их родителями. В беседах, которые проводятся в августе с учителями, родителями, врачом, педагог должен поинтересоваться состоянием здоровья ребенка, выяснить его положительные и отрицательные стороны. В беседах о коллективе учащихся в целом необходимо обратить внимание на положительные и отрицательные явления и события, детей, требующих особенного внимания.

4. Посетить семьи учащихся с целью выяснения:

- домашних условий (материальное положение, рабочее место ученика);

- какие книги, журналы, газеты читают в семье(читает ли их ребенок, помогают ли ему взрослые в выборе книг);

- какие взаимоотношения в семье;

- режим дня школьника (как и кем он составлялся, есть ли у ребенка обязанности в семье)

- каковы индивидуальные особенности ученика, его интересы, занятия в часы досуга.

Прим.: Информацию первого периода изучения заносят в дневник учителя, воспитателя или рабочую книгу психолога или в память компьютера. (Отслеживание хода и результатов педагогического процесса невозможно без хранения собранных) данных. Иногда эта информация дополняется материалами, полученными во время встреч с классом до начала учебного года. В это время делаются только первые выводы о составе класса, определяется социальный статус каждого из родителей.

5. Провести совещание с учителями предметниками, назначенными на работу в класс, с целью постановки единых требований к учащимся, а также для беседы об индивидуальной работе с ними, для характеристики коллектива в целом.

6. Составить характеристику класса. Продумать основные задачи воспитания, вытекающие из этой характеристики.

Сентябрь

Это сложный, организационный период, от которого во многом зависит вся дальнейшая работа.

1. Провести трехзамерный социаметрический срез, составить социограмму, проанализировать

полученные данные.

2. Сформулировать педагогические задачи.

3. Определить возраст учащихся (хронологический, биологический, психологический)

Прим.: психолог по специальным методикам.

4. Сделать сообщение на первом родительском собрании:

- о необходимости систематического изучения детей;

- о единых требованиях семьи и школы,:

- о сотрудничестве и функциях учителей предметников, классного руководителя,

школьного психолога в педагогическом мониторинге.

5. Провести на первом собрании анкетирование на тему: «Как изменились наши дети за лето.

6. Провести анкету с учащимися о далеких и близких перспективах воспитанников.

Октябрь

Ноябрь

Изучение развития социальной активности учащегося.

1. Организовать составление характеристики командира класса.

2. Изучить:

- кто из учащихся, где и в каких формах дополнительного образования участвует:

- в каких детских объединениях состоит:

- степень активности, результаты;

3. Провести сочинение на тему: «Мое общественное поручение». Часто ребята не понимают смысла, не знают назначения своего поручения и поэтому очень важно вовремя выявить подобного рода проблему и помочь учащимся в выполнении разного рода общественных поручений.

4. Продолжить посещение уроков с целью изучения учащихся, установления единых требований, корректировки воспитательных влияний.

Психолог: организует специальную работу по выявлению неравномерности, дисгармонии в развитии отдельных сторон психики; уместны методики по выявлению соотношения индивидуальных особенностей ребенка с возрастной нормой.

5. Составить характеристику. В характеристиках чаще подчеркиваются доминанты (положительные и отрицательные) в развитии, образовании, воспитанности личности. Обсуждение их существенно влияет на формирование общественного мнения в классе. Эта форма особенно отвечает возрастным особенностям подростков, которые придают большое значение взаимному общению и мнению товарищей. В процессе общения они узнают положительные и отрицательные стороны друг друга, сравнивают себя с товарищами, оценивают свое поведение и поведение товарищей. Коллективное обсуждение побуждает школьников к самосовершенствованию, самовоспитанию, помогает сформировать правильное мнение об идеале, к которому надо стремиться. Научить школьника правильно реагировать на критику: справедливо, честно, доброжелательно высказывать мнение о товарищах, видеть в других и в себе хорошее и плохое. Показать роль общественного мнения - важные задачи по нравственному формированию личности.

6. Провести работу по составлению учащимися самохарактеристик, характеристик командира класса, лучшего друга, отдельных учащихся. Цель данного метода – узнать не только ученика, которого характеризуют, но и того, кто дает характеристику.

7. Проанализировать вместе с психологом характеристики, сообща сделать выводы, определить педагогические задачи.

Прим.: характеристики могут составляться как в устной так и в письменной форме, на классном часе или дома, на собрании или в свободном общении с воспитателем, психологом.

8. Предложить учащимся написать сочинение на тему: «Мое общественное поручение»

 

Декабрь

1. Продолжить работу по изучению социальной активности школьников через такие формы и методы как: сочинение «Моя и как я в не воспитываюсь»; составление характеристики лучшего друга, проведение педагогического консилиума.

2. Поделиться своими мыслями с учителями-предметниками, с администрацией школы, активом класса о работе с более трудными учениками. Подготовить и провести педагогический консилиум, на котором характеристики, составленные (желательно независимые друг от друга) психологом, классным руководителем, отдельными учителями-предметниками, обсуждаются в ходе коллективной беседы. Ценность этого метода в обмене мыслями по развитию, образованию, формированию личности конкретного ученика.

Январь

1. Провести сочинение (или анкету) «Есть ли в нашем классе коллектив?»

Психолог в лабораторных условиях продолжает работать по выявлению неравномерности умственного, физического, личностного развития каждого отдельного ребенка; по раскрытию ее неповторимости.

Февраль, март

1. Продолжить посещение уроков.

2. Организовать среди учащихся написание самохарактеристик.

3. Провести индивидуальные беседы с родителями с целью выявления особенностей развития, обстоятельств семейного воспитания, условий жизни ребенка.

4. Продолжить наблюдение за учащимися в различных видах деятельности.

Апрель

1. Провести педконсилиум по обмену опытом работы с особо трудными учениками.

2. Подвести итоги работы. Совместно разработать план действий по работе с отдельными школьниками, прогнозировать непрерывность воспитательных влияний.

3. Продолжать наблюдение за учащимися, посещать уроки.

4. Организовать индивидуальное собеседование с учащимися, их родителями, учителями.

5. Провести весенний социометрический срез (по той же методике, что и осенью). Сопоставление данных осеннего и весеннего срезов дают информацию об изменении внутреннего мира каждого воспитанника и общей картины взаимоотношений детей в коллективе.

Май

1. С целью обеспечения непрерывности воспитательного влияния во время летних каникул, спланировать задания отдельным ученикам на лето, в случае необходимости помочь организовать летний отдых.

Примерная программа изучения личности школьника

1. Общие сведения о ребенке (состояние здоровья, бытовые условия и пр.);

2. Воспитание в семье (атмосфера, отношения, традиции, организация жизни ребенка в семье и т.д.);

3. Успехи в учебе (отношение к учебе, интересы, склонности);

4. Положение в коллективе (общителен, инициативен. характер отношений с одноклассниками и т.д.);

5. Нравственные качества и свойства;

6. Доминанту в облике ребенка;

7. Выводы по дальнейшей работе с этим школьником.

Примерная программа изучения коллектива

1. Состав класса.

2. Его сплоченность и организованность.

3. Характер отношений меду ребятами.

4. Актив класса.

5. Связь классного коллектива с общешкольным.

6. Этап развития коллектива, перспективы его дальнейшего развития.

 

Возможные варианты

Направление «Здоровье»

  1. Методика изучения степени переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность;
  2. Методика изучения уровня тревожности

 

Направление «Интеллект»

  1. Анкета «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам»;
  2. Методика неоконченных предложений;
  3. Анкета «Выявление степени сформированности побудительных умений учащихся»;
  4. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (после обобщения полученных результатов, классный руководитель может предложить детям, начиная с 7-го класса завести личные книжки саморазвития;
  5. Методика «диагностическая контрольная работа»;
  6. Школьный тест умственного развития (ШТУР).

Направление «Досуг»

  1. Методика изучения результативности работы с классом

Нетрадиционные формы оперативной диагностики:

  • Рейтинг классных дел;
  • Защита авторских проектов;
  • «Сказочный цветок» и т.д.

Направление «Семья»

  1. Методика изучения взаимоотношений в системе «родитель-ребенок»:
  • «Наш ребенок»;
  • Анкета на изучение микроклимата в семье, ее нравственных приоритетов и т.д.

 

Тема: Педагогическая диагностика в деятельности классного руководителя.

 

Вопросы:

1. Роль педагогической диагностики в организации воспитательного процесса.

2. Организация изучения личности учащихся и ученических коллективов.

3. Функции и методы диагностики в работе классного руководителя.

1. Педагогическая диагностика- изучение результативности УВП в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей. Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: - кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объем воспитания, критерии воспитанности); при каких условиях воспитывать (воспитательная ситуация).

В наше время в любой деятельности повышается роль диагностики. К сожалению, в школьной практике диагностика не воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса. Это неизбежно ведет не только к поверхностному знанию детей, но и к усредненности всех педагогических требований и установок, к стандартизации обучения и воспитания при все возрастающем индивидуальном своеобразии школьников. Еще К.Д.Ушинский утверждал: «Чтобы воспитывать личность во всех отношениях, надо знать ее тоже во всех отношениях».

В практике работы школ изучение учащихся, деятельности учителей, воспитательных воздействий семьи, различных объединений взрослых и воспитанников нередко осуществляется неквалифицированно или игнорируется вообще. Необъективное представление о школьниках, родителях часто вызывает конфликты между детьми и взрослыми, ведет к противоречивым позициям в самом педагогическом коллективе, затрудняет планирование воспитательной работы. Для достижения эффективных результатов деятельности необходимо осуществлять педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг - это диагностика, оценка, и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития.

Начинается эта деятельность с постановки конкретной задачи: педагог должен знать уровень развития коллектива; уровень развития, образованности и воспитанности каждой отдельной личности. Он должен знать ту микросреду, в которой находится его воспитанник.

Далее, организовывая свою собственную деятельность, направленную на личность школьника, его деятельность, отношения, которые возникают между участниками педагогического процесса, на обстоятельства и условия, педагог изучает, избирает, отслеживает эффективность намеченных или уже избранных форм, методов, средств. Он отбирает и прогнозирует результативность избранных им влияний (прямых, косвенных, непосредственных, опосредованных).

На следующем этапе, когда влияния перерабатываются, в личности школьника педагог отслеживает те внутренние процессы, которые доступны для изучения, диагностирования, прогнозирования: он проектирует возможные варианты деятельности школьника, изучает и отслеживает мотивы его деятельности, предполагает перспективу реализации поставленной задачи. Наконец, достигнув определенных результатов в педагогическом процессе, он оценивает их, отслеживает положительные и отрицательные изменения в развитии, образовании и сформированности личности школьника. Таким образом, мониторинг «присутствует» на всех этапах педагогического процесса.

Педагоги-классики о необходимости изучения школьников и ученических коллективов.

Н. К. Крупская «Педагоги часто забывают основное положение педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь, в частности... Важно знание интересов ребенка, его взглядов, стремлений, его жизненного опыта, необходимое знание людей, которые его окружают, условий, в которых он живет. Без такого знания ребят нельзя по - настоящему организовать не только воспитательной, но и учебной работы, без знания ребят легко скатиться на путь шаблона- уравниловки в подходе к детям».

* А.С. Макаренко: «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания. Знания о ребенке не должны лежать мертвым грузом, они должны служить практическому воспитанию учащихся».

* В.А. Сухомлинский: «Знать ребенка- это та самая точка, где соприкасаются теория я практика педагогики».

Педагогический мониторинг - это деятельность, которая лежит в основе организации целостного педагогического процесса.

В этой деятельности необходимо сотрудничество учителей-предметников, психологов, организатора воспитательного процесса (классного руководителя, координатора и др.). Изучая, обследуя и анализируя свою область, каждый специалист все они отслеживают развитие, образование и формирование целостной личности. С одной стороны, они разграничивают свою профессиональную компетенцию, с другой - действуют сообща, в единстве, с чувством глубокого взаимопонимания. Методика педагогического мониторинга зависит от общего подхода к его объекту, предмету, цели и задачам.

Педагогическая диагностика обеспечивает научный подход к организации учебной и воспитательной деятельности. Педагогическая диагностика- коллективный процесс. Чтобы узнать о ребенке все или почти все, необходимо объединить усилия учителей, классных руководителей, родителей, ученического актива, поскольку:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.048 с.)