Система методов, способов этих педагогических действий, совокупность их, образующая единство, представляет собой методику изучения учащихся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система методов, способов этих педагогических действий, совокупность их, образующая единство, представляет собой методику изучения учащихся.



Что же нужно изучать в ребенке, чтобы определить уровень его развития?

  • Возраст ребенка (хронологический, биологический, психологический);
  • Наличие неравномерности, дисгармонии в развитии отдельных сторон психического развития (умственного, личностного, физического);
  • Соотношение индивидуальных особенностей ребенка с возрастной нормой и др.

Чаще всего изучением уровня развития учащихся занимается школьный психолог. При определении уровня образования обычно исходят из «предметной нормы», т.е. какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть ученик, чтобы освоить содержание конкретного предмета, которое заложено в учебной программе на основе государственного стандарта. Уровень образования определяет учитель-предметник.

При определении уровня воспитанности обычно имеют в виду три стороны (слагаемых);

-интеллектуальную (начитанность, кругозор и др.), в основе которой - знания;

- эмоционально чувственную (отзывчивость, доброжелательность и др., интересы и увлечения, творчество и пр.), в основе - оценочные суждения;

- действенно практическую (умения, навыки, привычки, характер поведения и др.), в основе которой - действия, поступки.

Воспитанность человека – это сложное социально-психологическое образование, содержащее в себе элементы:

* общего, в которых отражена связь личности с окружающей действительностью;

* индивидуального, в котором проявляется своеобразие данной личности: специфика сознания, чувств, своеобразие ее субъективного жизненного опыта т.е. это интегративная особенность личности.

Уровень воспитанности школьника определяет воспитатель (классный руководитель, педагог-организатор), он же еще интегрирует то, что сделано психологом и учителем-предметником.

При планировании ВР в классе можно использовать самую большую группу методов- опросы, которые проводятся для выявления ценностных ориентации уч-ся, их знаний, установок, позиций, отношений к сверстникам, окружающему миру, к себе.

Анкеты-комментарии ( например: почему человеку необходимо учиться и получать образование)

Анкеты с ранжированием

Стандартизированные анкеты по оценке и самооценке

Анкеты-интервью - один из наиболее подходящих и результативных методов для начальной диагностики. Их преимущество - в сочетании программированных вопросов и беседы. Этот метод включает также элементы наблюдения и создания ситуаций. Кл. рук. имеет возможность наблюдать реакцию, эмоциональное отношение учащегося к себе и задаваемым вопросам.

Методы оценивания (рейтинг): взаимные, перекрестные, независимые характеристики, оценки компетентных судей, экспертные оценки и самооценки.

Тестовые методики

Изучение поведения детей в определенной педагогической ситуации: в устной форме задается определенная ситуация, по которой необходимо решить задачу. Педагогические ситуации по своему характеру бывают естественными (возникают в процессе деятельности и общения учеников), создаваемыми специально и примеры ситуации, взятые из жизни и предложенные для анализа учащимся.

Анализ продуктов деятельности ученика

Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей. Начальная диагностика завершается составлением психолого-педагогической характеристики на учеников и классный коллектив.

2. Текущая (корректирующая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе в целом. Одновременно оценивается правильность выбора решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает кл.рук. быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику ВР.

Через корректирующую диагностику кл.рук. имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности школьников, тем самым обеспечить возможность более активного, самостоятельного и творческого участия воспитанников в деятельности своего коллектива. Планируя ВР, кл.рук. не всегда в состоянии предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств индивидуального воздействия. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

Наиболее распространенный метод текущей диагностики- дискуссия ( в старших и средних классах частично). В процессе дискуссии выявляются и знания учеников и их ценностные ориентации и жизненная позиция, устанавливается динамика взаимоотношений учеников, их коммуникативные качеств, референтный статус каждого, микроклимат в коллективе и т.д. В общей системе методов дискуссия носит вспомогательный характер. В совокупности текущая диагностика позволяет вносить в воспитание повседневную коррекцию.

В системе прогнозирования результатов ВР проводится 3. обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

Изучение коллектива и личности учащихся должно проводиться кл.рук. постоянно. В обобщающей диагностике пользуются методом анализа продуктов творчества учеников в процессе их самостоятельной деятельности: художественной, эстетической, трудовой, учебной и т.д.

В период текущей и обобщающей диагностики необходимо повторить некоторые методы начальной диагностики, чтобы иметь возможность сравнивать развитие учащихся за определенный период.

Что следует изучать классному руководителю:

1.В процессе диагностики личности школьников:

- нравственную воспитанность школьников;

- идейно-политическое развитие;

- уровень развития познавательных возможностей и способностей учащихся;

- уровень владения знаниями, умениями и навыками по предметам (памяти, внимания, мышления и т.д.);

- потребности, интересы и склонности учащихся;

- эмоциональные и эстетические качества школьников;

- физическое развитие;

- степень готовности школьников к трудовой деятельности и т.д.

2. При изучении ученических коллективов

- уровень сформированности коллектива;

- сплоченность группы;

- степень эмоционального единства в классе;

- структуру межличностных отношений в коллективе;

- положение школьников в системе межличностных отношений.

Конкретный срез определения уровня воспитанности по времени не рекомендуется. Для познания одного ученика достаточно тщательного наблюдения, другой познается с помощью специальных методов. Определение уровня воспитанности является не самоцелью педагога, а фиксацией диагноза, который необходим для постановки прогноза: что делать дальше учителю, родителям в целях воспитания и как вести себя самому воспитаннику для совершенствования своей собственной личности.

Методика изучения учащихся.

А в г у с т

  1. Изучить документы учащихся (личные дела, характеристики, если они имеются, классный журнал за прощлый год), что дает возможность педагогу получить первые сведения о коллективе и о каждом учащемся в отдельности.
  2. Побеседовать с учителями, работавшими ранее с классом, с директором школы, организатором, врачом, библиотекарем, с целью накопления информации.
  3. Побеседовать с учащимися, их родителями. В беседах, которые проводятся в августе с учителями, родителями, врачом, педагог должен поинтересоваться состоянием здоровья ребенка, выяснить его положительные и отрицательные стороны. В беседах о коллективе учащихся в целом необходимо обратить внимание на положительные и отрицательные явления и события, детей, требующих особенного внимания.

4. Посетить семьи учащихся с целью выяснения:

- домашних условий (материальное положение, рабочее место ученика);

- какие книги, журналы, газеты читают в семье(читает ли их ребенок, помогают ли ему взрослые в выборе книг);

- какие взаимоотношения в семье;

- режим дня школьника (как и кем он составлялся, есть ли у ребенка обязанности в семье)

- каковы индивидуальные особенности ученика, его интересы, занятия в часы досуга.

Прим.: Информацию первого периода изучения заносят в дневник учителя, воспитателя или рабочую книгу психолога или в память компьютера. (Отслеживание хода и результатов педагогического процесса невозможно без хранения собранных) данных. Иногда эта информация дополняется материалами, полученными во время встреч с классом до начала учебного года. В это время делаются только первые выводы о составе класса, определяется социальный статус каждого из родителей.

5. Провести совещание с учителями предметниками, назначенными на работу в класс, с целью постановки единых требований к учащимся, а также для беседы об индивидуальной работе с ними, для характеристики коллектива в целом.

6. Составить характеристику класса. Продумать основные задачи воспитания, вытекающие из этой характеристики.

Сентябрь

Это сложный, организационный период, от которого во многом зависит вся дальнейшая работа.

1. Провести трехзамерный социаметрический срез, составить социограмму, проанализировать

полученные данные.

2. Сформулировать педагогические задачи.

3. Определить возраст учащихся (хронологический, биологический, психологический)

Прим.: психолог по специальным методикам.

4. Сделать сообщение на первом родительском собрании:

- о необходимости систематического изучения детей;

- о единых требованиях семьи и школы,:

- о сотрудничестве и функциях учителей предметников, классного руководителя,

школьного психолога в педагогическом мониторинге.

5. Провести на первом собрании анкетирование на тему: «Как изменились наши дети за лето.

6. Провести анкету с учащимися о далеких и близких перспективах воспитанников.

Октябрь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.132.66 (0.094 с.)