Структура и основные компоненты педагогической деятельности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и основные компоненты педагогической деятельности



Рассматривая структуру профессиональной педагогической деятельности, выделяют социальный и психофизиологический уровни.

Профессиональная педагогическая деятельность может быть представлена как деятельность учебно-методическая, воспитательная, социально-педагогическая, научно-педагогическая.

Выделяют структурные и функциональные компоненты педагогической деятельности.

К структурным компонентам можно отнести субъект и объект педагогического воздействия, предмет их совместной деятельности, цели обучения и средства педагогической коммуникации.

К функциональным компонентам можно отнести конструктивную, организаторскую, коммуникативную, проектировочную, гностическую деятельность.

Конструктивная деятельность. Может быть представлена как реализация четырех функций: презентативной, которая позволяет педагогу предоставить студентам содержание учебного материала наилучшим образом; инсентивной, позволяющей побуждать студентов к сознательному усвоению материала через постановку вопросов и оценку ответов на них; корректирующей, нацеленной на исправление и сопоставление ответов обучаемых; диагностирующей, обеспечивающей обратную связь.

В самом общем плане конструктивная деятельность преподавателя как реализация четырех функций позволяет выделить то общее, что характеризует процесс обучения, протекающий в различных условиях учебно-воспитательного процесса.

Организаторская деятельность. Включает действия педагога, связанные с организацией учебной информации в процессе ее предъявления: деятельности студентов, связанной с ее усвоением; собственной деятельности и поведением преподавателя в процессе решения педагогической задачи.

Коммуникативная деятельность. Позволяет преподавателю установить педагогически целесообразные взаимоотношения со студентами и их родителями, с коллегами по работе, администрацией колледжа при решении педагогической задачи.

Проектировочная деятельность. Включает действия преподавателя, связанные с предвосхищением, предвидением возможных последствий от решения системы педагогических задач в течение обозримого времени, например всего периода обучения своему предмету или работы с учебной группой в качестве куратора. Следует отметить, что проектирование — это работа на перспективу, поэтому проектировочной деятельности свойственна некоторая степень неопределенности и в то же время проектирование опирается на планирование, программирование, прогнозирование.

Планирование можно рассматривать как этап проектировочной деятельности и как самостоятельную деятельность. Планирование— это осознание путей, способов, действий и сроков, необходимых и достаточных для достижения цели. Оно направлено на преодоление возникающих на этом пути неясностей, трудностей и препятствий. Это одна из форм субъективной деятельности людей, связанная прежде всего с умственным трудом.

Различают несколько видов планирования: тематическое, сетевое, целевое.

В методике тематического планирования происходит расчленение общей темы на относительно самостоятельные части, определение их формы, указание темы и содержания каждой из них. В качестве самостоятельной части, единицы может выступать, например, планирование учебного занятия, при котором преподавателю важно зафиксировать внимание на таких вопросах.

1. Какие познавательно-воспитательные цели и задачи на данном занятии будут решены?

2. Какие формы и методы будут применяться?

3. Какие внутрипредметные и межпредметные связи и связи с практикой будут установлены?

4. Какая система повторения, закрепления, учета и контроля будет использована?

5. Какие технические средства будут применены на занятиях? На все эти вопросы в тематическом плане дается предельно краткий ответ.

Основные понятия сетевого планирования — работа, событие, путь. Работа — любое действие, сопровождаемое затратами времени и энергии на подготовку занятия или его проведение.

Целевое планирование представляет собой иерархическую систему целей, которые необходимо осуществить, чтобы достичь предполагаемого или заранее заданного результата.

Планирование — это процесс разработки плана. План — заранее намеченный порядок, последовательность в осуществлении чего-либо, замысел, являющийся основанием той или иной деятельности. Он практически может реализовываться как схема, проект, модель, программа.

План педагога — это алгоритм ясной цели, последовательной совокупности задач как частных целей, путей и средств их разрешения, продумывания внешних, необходимых условий для достижения цели, а также учет педагогом своих возможностей как реализация внутренних условий достижения заданной цели, определение запасных вариантов, способствующих реализации обозначенных целевых ориентиров.

План позволяет структурировать и реализовывать определенное содержание, выступает как форма организации деятельности, поведения, выполняет управленческие функции групповой и коллективной деятельности, а также функции самоуправления. Между планом и его содержанием существует прямая и обратная связь, такая же, как между содержанием и формой.

Итак, в деятельности преподавателя планирование играет существенную роль и имеет определенное значение, так как процесс планирования означает ясное понимание существа предстоящей деятельности, что позволяет эффективно управлять ею и, как следствие, повышает эффективность и качество педагогического труда. Кроме этого, планирование упорядочивает процесс труда, дисциплинирует педагога и студентов, активизирует их совместную деятельность, повышает творческую активность.

Гностическая (исследовательская) деятельность. Определяет возможные направления и цели деятельности педагога на основе характеристик, описаний свойств и состояний, особенностей и результатов функционирования педагогических систем и элементов, включает в себя анализ педагогической ситуации, формирование педагогической задачи, добывание новых знаний, необходимых для ее продуктивного решения, а также анализ процесса решения задачи, результатов ее решения и сопоставление искомого результата с реальным.

Гностика понимается как познание человека, для того чтобы определенным образом передать знания, накопленные цивилизацией, и в процессе передачи углубить и расширить эти предоставленные человечеством знания (Л. А. Чепляева).

Гностическая деятельность педагога в учебно-воспитательном процессе реализуется в направлении анализа, изучения, диагностики целостного педагогического процесса и деятельности субъектов этого процесса (как самого преподавателя, так и его студентов) посредством определенных показателей, критериев системы и их выявления, изучения, вероятного вариативного прогнозирования.

Во-первых, она направлена:

· на анализ достаточности человековедческого знания для научного проектирования педагогического процесса;

· семантическое содержание учебной информации;

· изучение и отбор необходимых для учебно-познавательного процесса средств, форм, методов индивидуализации и дифференциации процесса;

· выявление проблем и неизученных закономерностей и свойств педагогического процесса;

· •определение, выявление, изучение свойств, состояний, особенностей и результатов функционирования педагогических систем через показатели и критерии.

Во-вторых, в ходе гностической деятельности происходит:

· изучение преподавателем своей деятельности и личностных профессионально значимых качеств с целью совершенствования педагогического мастерства;

· прогнозирование этапов и уровней сформированности профессионального жизненного цикла;

· анализ профессиональной деятельности педагога для пополнения знаний и возможности использования своего профессионального опыта при создании и внедрении инноваций;

· интерпретация полученных диагностических данных в форме характеристик и описаний, пригодных для создания программ развивающего обучения.

В-третьих, гностическая деятельность педагога предназначена:

· для прогнозирования развития обучаемого в результате усвоения информации как знания и результатов его учебной деятельности;

· создания программы развития субъекта педагогической деятельности;

· изучения личности учащихся во всех формах проявлений, выявления ведущих качеств личности студента для определения видов учебной деятельности и общих, индивидуальных способов этой деятельности студентов;

· определения оптимальных форм самореализации обучаемых в образовательном процессе.

Гностические качества преподавателя.Это качества, которые представляют собой совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, позволяющих управлять педагогической системой через познание психики обучаемого, изучение и отбор для педагогического процесса методов, форм, средств, технологий, а также изучение преподавателем своей деятельности и личности с целью профессионального совершенствования.

В основе развития гностических качеств педагога лежит такое психологическое явление, как антиципация, т. е. способность представлять предмет, явление, результат своего действия еще до того, как они будут реально восприняты или осуществлены. Внутренне антиципация выражается в способности центральной нервной системы человека предвидеть, предсказывать события.

Выделяют структурную модель гностических качеств педагога (Л. А. Чепляева), характерными признаками которой являются следующие умения преподавателя:

· изучать личностные и индивидуальные качества студентов, определять ведущие подструктуры, наиболее восприимчивые к педагогическому воздействию;

· создавать общие и частные диагностико-прогностические технологии, технологии индивидуализации и дифференциации обучения;

· выявлять особенности учебной группы и динамические характеристики ее развития и на этой основе целенаправленно управлять ее деятельностью на протяжении всего курса обучения в рамках читаемой дисциплины;

· проектировать как отдельные учебные занятия, так и их систему в соответствии с данными диагностирования студентов;

· предвидеть возможные дидактические затруднения студентов по овладению учебной информацией и способами учебной деятельности;

· раскрывать систему перспективных линий развития учебной группы, предугадывать, определять, разрешать педагогические конфликты на основе миротворческих принципов;

· точно проектировать массовые, групповые и индивидуальные формы работы;

· выбирать оптимальные формы, приемы и способы усвоения учебной информации на всех этапах изучения учебной дисциплины для данной группы, каждого студента;

· формировать устойчивый познавательный интерес на основе направленности личности студента;

· организовывать исследовательско-поисковую работу студентов;

· организовывать собственную педагогическую деятельность на всех этапах;

· совершенствовать собственную систему профессионально значимых качеств с использованием компенсаторики;

· формировать коллектив родителей на основе совместной творческой деятельности со студентами;

· изучать педагогический опыт других педагогов и адаптировать его к собственному стилю деятельности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.009 с.)