Общепсихологический контекст проблемы педагогических затруднений




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общепсихологический контекст проблемы педагогических затруднений



В целом затруднения в общении являются как бы отражением всех особенностей партнеров общения, характера общения, особенностей коммуникативной ситуации и самого взаимодействия людей. Поэтому детальное рассмотрение этой проблемы есть рассмотрение проблемы «отношения» (В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина); проблемы социальной перцепции, т. е. восприятия человека человеком (А. А. Бодалев, В. А. Лабунская); проблемы познавательной деятельности, когнитивных стилей (У. Найссер, С. Д. Смирнов, Г. А. Берулава) и многих других общепсихологических проблем, без тщательного и заинтересованного изучения которых в курсах общей, возрастной психологии, психологии личности, конфликтологии, социальной психологии их основные механизмы и закономерности не могут быть поняты. Затруднения в большинстве из названных выше областей могут быть преодолены либо самостоятельной коррекцией, либо специальными тренинга-

1 Реан Л. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994. С. 75.

 

ми (Ю. И. Емельянов, Г. А. Ковалев, Л. А. Петровская, В. А. Кан-Калик, Л. М. Митина и др.), программа, технология работы в которых представлены этими авторами.

В то же время общепризнанной является необходимость первоначальной ориентировки педагога в уровне собственных коммуникативных особенностей. В. А. Кан-Калик1, подчеркивая важность формирования коммуникативной культуры учителя, отмечал, что одним из первых шагов в этом процессе является определение себя как «коммуниканта».

Ниже по В. А. Кан-Калику приводятся тест В. Ф. Ряховского для определения коммуникативных особенностей человека и процедура обработки полученных данных.

Тест В. Ф. Ряховского

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-нибудь вопрос)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 000 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

1 Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. С. 85—87.

 

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-нибудь в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Теперь рекомендуется самому оценить ответы: за каждое «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0. Затем общее число очков суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.

30—32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям тоже нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов, если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством — в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы обретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно, В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14—18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы и общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время вы не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9—13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.

4—8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами!

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям; наконец, подумайте и о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.

* * *

Педагогическое общение, учебно-педагогическая деятельность, являясь объектом воздействия множества внешних и внутренних факторов, заключают в себе большое количество сложных противоречивых моментов, которые их затрудняют, выступая в качестве психологических барьеров. Преодоление этих затруднений требует от участников взаимодействия осознания и коррекции вызвавших их причин в процессе самостоятельной работы или в специальных тренингах.

Вопросы для самопроверки

1. В чем разница между понятиями сложность явления (процесса) и трудность их преодоления?

2. Какие из названных областей затруднении общения относятся преимущественно к внешним, а какие к внутренним факторам?

3. Какая из трех сторон общения: информационная, перцептивная? интерактивная вызывает наибольшие затруднения в педагогическом взаимодействии?

Обязательная литература

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Леонтьев А. Н. Педагогическое общение. М., 1979.

Маркова А. К. Психология труда учителя. М.,1993.

Дополнительная литература

Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.

Львова Ю. Л. О некоторых вопросах психологии труда учителя // О некоторых вопросах нравственного воспитания детей и подростков. М., 1969.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенностьв себе и влиять на людей, выступая публично. Минск, 1990.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТУ — БУДУЩЕМУ ПЕДАГОГУ (вместо предисловия) 3

ЧАСТЬ I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 8

Глава I. Педагогическая психология — междисциплинарная отрасль научного знания 8

§1. Общенаучная характеристика педагогической психологии 8

§2. История становления педагогической психологии 17

Глава 2. Педагогическая психология: основные характеристики 28

§1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии 28

§2. Методы исследования в педагогической психологии 86

ЧАСТЬ II. ОБРАЗОВАНИЕ — ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 52

Глава 1. Образование в современном мире 52

§1. Образование как многоаспектный феномен 52

§2. Основные направления обучения в современном образовании 71

§3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса 96

Глава 2. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе 118

§1. Двухстороннее единство обучения — учения в образовательном процессе 118

§2. Обучение и развитие 126

§3. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе 152

ЧАСТЬ III. ПЕДАГОГ И УЧЕНИКИ — СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Глава 1. Субъекты образовательного процесса 162

§1. Категория субъекта 162

§2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса 168

Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности 173

§1. Педагог в мире профессиональной деятельности 173

§2. Субъектные свойства педагога 179

§3. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога 186

§4. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности 189

§5. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности 200

Глава 3. Обучающийся (ученик, студент) — субъект учебной деятельности 217

§1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности 217

§2. Школьник как субъект учебной деятельности 226

§3. Студент как субъект учебной деятельности 238

§4. Обучаемость — важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности 242

ЧАСТЬ IV. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 249

Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности 249

§1. Учебная деятельность — специфический вид деятельности 249

§2. Предметное содержание учебной деятельности 253

§3. Внешняя структура учебной деятельности 256

Глава 2. Учебная мотивация 285

§1. Мотивация как психологическая категория 285

§2. Учебная мотивация 294

Глава 3. Усвоение — центральное звено учебной деятельности обучающегося 307

§1. Общая характеристика усвоения 307

§2. Навык в процессе усвоения 316

Глава 4. Самостоятельная работа — высшая форма учебной деятельности 327

§1. Общая характеристика самостоятельной работы 327

§2. Самостоятельная работа как учебная деятельность 329

ЧАСТЬ V. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ 343

Глава 1. Общая характеристика педагогической деятельности 343

§1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание 343

§2. Мотивация педагогической деятельности 347

Глава 2. Педагогические функции и умения 353

§1. Основные функции педагогической деятельности 353

§2. Педагогические умения 366

Глава 3. Стиль педагогической деятельности 363

§1. Общая характеристика стиля деятельности 363

§2. Стиль педагогической деятельности 366

Глава 4. Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога 373

§1. Психологический анализ урока в деятельности педагога 373

§2. Уровни (этапы) психологического анализа урока 381

§3. Схема психологического анализа урока 388

ЧАСТЬ VI. УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 397

Глава 1. Взаимодействие субъектов образовательного процесса 397

§1. Общая характеристика взаимодействия 397

§2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса 401

Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество 406

§1. Общая характеристика учебного сотрудничества 406

§2. Влияние сотрудничества на учебную деятельность 410

Глава 3. Общение в образовательном процессе 420

§1. Общая характеристика общения 420

§2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса 433

Глава 4. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности 450

§1. Определение и общая характеристика затрудненного общения 450

§2. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии 453





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.01 с.)