Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурная организация усвоенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все исследователи усвоения (учения) отмечают, что это неоднородный процесс, включающий в себя несколько компонентов, ступеней или фаз. Так, к понятию «психологических компонентов усвоения» были отнесены: 1) положительное отношение учащихся, 2) процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом, 3) мышление как процесс активной переработки полученного материала и 4) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации. Эти психологические компоненты усвоения (С. Л. Рубинштейн, Н. Д. Левитов) были дидактически интерпретированы В. А. Крутецким1 и представлены в свою очередь определенными психическими состояниями, которыми эти компоненты выражаются. Так, положительное отношение учащихся выражается в их внимании, интересе к содержанию урока. Это дидактически связывается с оптимальным для усвоения учебного материала учащимися каждого конкретного возраста темпом учебной работы. Отмечая роль процессов «непосредственного чувственного ознакомления» с учебным материалом, В. А. Крутецкий подчеркнул два существенных момента их организации в процессе усвоения: наглядность самого материала и воспитание наблюдательности у обучаемых. При этом отмечается необходимость связи предметной, изобразительной (включая символическую) и словесной наглядности. Третий компонент усвоения — процесс мышления рассматривается в терминах осмысливания и понимания всех связей и отношений, включения нового материала в уже имеющуюся в опыте обучающегося систему. Четвертый компонент усвоения связан с процессами запоминания и сохранения в памяти. Ма- 1 Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников М., 1976. С. 152—159.
териалы многочисленных исследований в этой области (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов и др.) позволяют отметить, что наибольшая эффективность этих процессов определяется: а) конкретностью установки на условия запоминания (время, цель, характер использования в практике и т. д.) и б) включенностью в активную собственную деятельность. Так, в условиях установки на важность, значимость учебного правила (положения) и ориентации на то, что его можно будет использовать в жизни, и в то же время сравнения его с другими правилами, например по точности формулировки, оно будет зафиксировано, удержано в памяти прочнее, чем в том случае, если бы оно специально произвольно заучивалось. Компонентность усвоения отмечается всеми исследователями этого процесса, хотя сами компоненты называются по-разному. На основе системного анализа основного массива теорий учения (усвоения) И. И. Ильясов пришел к выводу, что, по существу, могут быть выделены только: «1) получение усваиваемых знаний об объекте и действиях с ним и 2) отработка, освоение знаний и действий»1. Ниже приведена аргументация И. И. Ильясова, свидетельствующая о правомерности такого вывода. Так, И. И. Ильясов считает, что...в качестве первого и второго из двух данных компонентов в разных концепциях выступают соответственно такие макрокомпоненты, как понимание и заучивание (Коменский); углубление (ясность, ассоциации, восприятие, переработка, выражение, система) и метод (Герберт); нахождение знания и закрепление (Дистервег); восприятие, переработка и выражение в действии (Лай); получение и закрепление (Ушинский), получение, переработка и применение (Каптерев); восприятие, отвлечение и проверка в деятельности (Лесгафт); установление связи и упрочение связи (Торндайк); успех и память (Коффка); селективное восприятие и кодирование, хранение, выполнение (Гэгни); 1 Ильясов И. И. Структура процесса учения. М., 1986. С. 76.
ориентировка и проработка (Лингарт); внимание, понимание, память, моторика (Бандура и др.), оценка, выбор способов действия и реализация (Пэрис и Кросс); восприятие, понимание и выполнение, проверка (Леонтьев); уяснение, ориентировка и отработка (Гальперин); восприятие, осмысление и закрепление, овладение (Рубинштейн); усвоение объяснения и закрепление в действии (Кабанова-Меллер); восприятие, поиск и заучивание (Ительсон); осознание средств и упражнения (Щедровицкий); когнитивное усвоение деятельности и практическое действие (Шадриков)1. В то же время глубинный анализ процесса усвоения, по С. Л. Рубинштейну, прежде всего предполагает не столько наименование его компонентов и их количество, сколько понимание того, что все входящие в условие процессы — восприятие, запоминание, мышление «формируются в самом ходе обучения», что они — «в двухстороннем процессе обучения, где взаимосвязаны и взаимообусловлены учитель-ученик-учебный материал». Это первый и основной принцип, по С. Л. Рубинштейну, правильной трактовки самих этих процессов в учебной деятельности и усвоения в целом. Вслед за С. Л. Рубинштейном, необходимо подчеркнуть взаимопроникновение, взаимообусловленность всех этих психических процессов в усвоении. «Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала, а осмысленное его восприятие — не только от первичного с ним ознакомления, но и от всей последующей работы»2. Наконец, важным для усвоения является его заключительный, результирующий этап — применение, использование на практике (С. Л. Рубинштейн) или то, что подчеркивалось Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской — экстериоризация знаний. Рассмотрим с этих позиций этапы усвоения учебного материала. 1 Ильясов И. И. Структура процесса учения. С. 76. 2 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. С. 85.
Этапы, стадии усвоения Согласно С. Л. Рубинштейну, выделяются следующие стадии процесса усвоения: «...первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом — в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике»1. Каждая из этих стадий связана с другой и обусловлена характером взаимодействия учителя — ученика, каждая из них определяет конечный эффект усвоения. Начальный этап ознакомления с учебным материалом, или «первая встреча» с ним, имеет большое значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предпосылается восприятию, или апперцепция, она «включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому, которое не исчерпывается содержанием представлений»2 и не сводится к их массе. Само восприятие включает в себя осмысление. Мыслительная работа «охватывает восприятие со всех сторон: предваряя его, в него включаясь и над ним надстраиваясь»3. Второй этап — осмысление, входя в первый, является основой третьего — запоминания. Запоминание учебного материала есть, по С. Л. Рубинштейну, не только постоянное осмысление, включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Существенно, что все время должно осуществляться не только «повторительное», но и свободное воспроизведение учебного материала. «Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочно ее запечатлевает», — это положение С. Л. Рубинштейна является основополагающим для 1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. С. 85. 2 Там же. С. 86. 3 Там же.
организации усвоения. Соответственно, следует два вывода: 1) собственное изложение учащихся должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятельности и 2) особенно важно готовить первое самостоятельное воспроизведение усваиваемого материала обучающимися. Четвертый этап усвоения — применение на практике — есть не только результат учения, но и способ овладения знаниями, их закрепления, формирования прочных навыков. Существенна мысль С. Л. Рубинштейна, что на этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие, практические, цели. Это «жизненный контекст, в котором знание и умение приобретают иные качества», по С. Л. Рубинштейну. Данная развернутая схема усвоения от первой встречи с учебным материалом до его использования в различных ситуациях на практике представляет общую стратегию усвоения. Она может быть сопоставлена с одной из наиболее разработанных в психолого-дидактическом плане конкретных схем поэтапного управления формированием умственных действий, по П. Я. Гальперину, Н. Ф. Талызиной. Как отмечает Н. Ф. Талызина, «...рассматриваемая теория выделяет в процессе усвоения принципиально новых действий пять этапов». На первом, ознакомительном этапе учащиеся получают необходимые разъяснения о цели действия, им показывают, на что следует ориентироваться при выполнении действия, как надо его выполнять. На втором — этапе материального (или материализованного) действия1 учащиеся уже выполняют действия, но пока во внешней, материальной, развернутой форме. Этот этап позволяет ученикам усваивать содержание действия (состав всех операций, 1 Название второго и последующих этапов совпадает с названием форм действия. Однако содержание понятий форма действия и этап его формирования различны: смена форм действия характеризует его изменение лишь по одному параметру, этапы же выделяются о учетом изменений по всем четырем параметрам (Н. Ф. Талызина).
правило выполнения), а обучающемуся — вести объективный контроль за выполнением каждой входящей в действие операции. В этих условиях, как показали исследования, все учащиеся овладевают заданным действием. После того, как все содержание действия оказывается усвоенным, действие необходимо переводить на третий этап — внешнеречевой, где все элементы действия представлены в форме внешней речи (устной или письменной). Действие проходит дальнейшее обобщение, сокращение, но оно еще не автоматизировано. Четвертый этап — этап «внешней речи про себя»: действие выполняется в форме проговаривания про себя и претерпевает дальнейшие изменения по параметрам обобщения и свернутости. Окончательное становление действия происходит на пятом — умственном — этапе. Действие выполняется в форме внутренней речи, максимально сокращается, автоматизируется1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.108 (0.007 с.) |