Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическая профессия среди других профессийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте В исследованиях Е. А. Климова все многообразие профессий представлено схемами отношения человека к окружающему его миру природы, людей, техники и т. д. Предложенный Е. А. Климовым метод анализа профессий позволяет классифицировать их по предмету труда, целям труда, по характеру действий, орудиям труда и его условиям2. По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей) по А. Н. Леонтьеву. Соответственно, Е. А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: «Человек-Природа», «Человек-Техника», «Человек-Знак», «Человек-Образ», «Человек-Человек». 1Собкин В. С., Писарский П. С., Коломиец Ю. О. Указ. соч. С. 10. 2 Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1990.
Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек-Человек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении... способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т. д. При этом, если учесть, что профессия «Человек-Человек» характеризуется определенным набором типических предпочтений, интересов, личностных особенностей (Дж. Холланд, Е. А. Климов), то его профессиональная характеристика оказывается глубоко индивидуально типизированной. Так, по Е. А. Климову, человеку этой профессиональной схемы свойственны: 1) умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей», 2) умение слушать и выслушивать, 3) широкий кругозор, 4) речевая (коммуникативная) культура, 5) «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту», 6) «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше», 7) способность сопереживания, 8) наблюдательность, 9) «глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом», 10) решение нестандартных ситуаций, 11) высокая степень саморегуляции1. Существенным для анализа профессиональной пригодности человека, работающего по схеме «Человек- 1 Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессии. Обнинск, 1993. С. 47.
Человек», является перечень противопоказаний к этому типу профессиональной занятости. «Противопоказаниям к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку — интереса «просто так»1. Это как бы обобщенный портрет субъекта профессии типа «Человек-Человек». Входящая в этот тип педагогическая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых профессиональная компетентность и дидактическая культура являются основными. При рассмотрении, по Е. А. Климову, педагогической деятельности с позиции предмета труда, обращает на себя внимание то, что в ней аккумулированы и другие схемы отношений, и прежде всего «Человек-Знак». Знаковые, и в частности языковые системы, в педагогической деятельности являются основным средством передачи общественно-исторического опыта, в то же время сами знаковые системы являются предметом усвоения. Не меньшую роль в современном образовательном процессе играет и техника, электронно-вычислительная, компьютерная. Педагог использует ее и как средство передачи, и как предмет изучения, а затем и обучения учеников умению ею пользоваться. Анализируя состав действий для каждого типа профессий, Е. А. Климов наметил четыре их группы: 1. Двигательные (действия перемещения, расположения, поворота и т. д.). 2. Познавательные (гностические) действия, куда входят действия восприятия, воображения и логические действия. 3. Действия межличностного общения; диагностирующие, действие-требование, действие по информационному управлению партнером. 1 Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессии. Обнинск, 1993. С. 36—40
4. Действие по согласованию усилий. Отметим, что педагог как субъект деятельности осуществляет все эти действия (в меньшей степени действия первой группы, если это только механические действия). Это определяет разносторонность интеллектуальной и поведенческой культуры педагога как ее субъекта. Профессиональная деятельность может быть классифицирована в зависимости от цели, которую ставит субъект: гностическую (познавательную), цель преобразования или изыскания, причем, вторая и третья связаны с постановкой задачи и нахождением новых способов и средств их решения. Преобразующая деятельность соотносится с любым классом вещей, явлений, процессов, людей. Соответственно педагогическая деятельность прежде всего предполагает у ее субъекта умение ставить и решать задачи преобразования (изменения, развития) и изыскания новых средств и способов решения этих задач. Отмечая функциональные орудия труда — внешние по отношению к сознанию и внутренние, Е. А. Климов имеет в виду средства и способы, и прежде всего «устную и письменную речь, изображения». Приведенная общая характеристика педагога как субъекта педагогической деятельности на основании ее целей, предмета, средств, способов действий показывает всю сложность и многоаспектность этой позиции — субъекта педагогической деятельности.
Выбор профессии Что же определяет выбор профессии вообще и педагогической профессии, в частности. Отвечая на этот вопрос, Е. А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор: 1) позиция старших, семьи; 2) позиция сверстников; 3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т. д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; 6) притязание на общественное признание; 7) информированность о той или иной профессиональной деятельности; 8) склонности1. Эти факторы, безусловно, важны и для выбора педагогической деятельности в качестве профессии, но, как будет показано в следующей главе, одним из Показательно, что отмеченные Е. А. Климовым «общепрофессиональные» факторы выбора профессии оказываются значимыми и для педагогической деятельности. Среди них влияние: 1) учителя и любимого учебного предмета; 2) семьи, семейных традиций; 3) предшествующего опыта работы. Существенно также и удовлетворение от педагогической деятельности, профессии. По данным Н. В. Кузьминой, «индекс общей удовлетворенности профессией и процессом деятельности — у педагогов в целом высок»2, закономерно повышаясь по мере ее продуктивности. Таким образом, профессия педагога с позиции общей характеристики профессиональной деятельности представляет собой специфический ее вид в схеме отношений «Человек-Человек», определяясь прежде всего целью развития обучающегося, средствами учебных предметов и способами самой педагогической деятельности. 1 Климов Е. А. Как выбирать профессию. С. 121—128. 2 Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. С. 28.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.011 с.) |