Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 73. Организация профессионального обучения

Поиск

1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.

6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

7. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

9. Типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Статья 74. Квалификационный экзамен

1. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.

2. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

3. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.

 

Комментарий.

В отличие от профессионального образования, отражающего статику и общую характеристику образования (подробнее см. комментарий к гл. 8), данная глава посвящена динамике: правовому регулированию процесса обучения. Как определяет комментируемый Закон, профессиональное обучение - это вид образования, направленного на приобретение обучающимися опыта деятельности, знаний, умений и компетенций (подробнее см. комментарий к гл. 1).

Поэтому остаётся не вполне ясной логика авторов Закона, которые в ст. 75 специально подчёркивают, что профессиональное обучение не предполагает изменение образовательного ценза. А в ст. 78 той же главы устанавливают, что по итогам обучения выдаётся свидетельство о получении профессии (квалификации).

Целью профессионального обучения является получение обучаемыми профессий рабочего или должностей служащего. Перечень этих профессий и должностей утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. В большинстве случаев - это Министерство образования и науки России, хотя в отдельных случаях - это Министерство транспорта Российской Федерации. Во всех случаях итогом обучения является сдача квалификационного экзамена, подтверждающего факт успешного завершения образования.

Профессиональное обучение осуществляется по программам профессиональной подготовки, утверждаемым теми же органами исполнительной власти, в специализированных организациях, в том числе - в учебных центрах, в установленных настоящим Законом случаях - бесплатно.

Следующая статья комментируемой главы Закона устанавливает формы профессионального обучения, которые в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и принципом непрерывности обучения делятся на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. В статье специально подчёркивается, что профессиональное обучение осуществляется только с одновременным получением среднего общего образования.

В отдельной статье определяется правовой статус учебных центров профессиональных квалификаций. В соответствии с Законом такие центры могут создаваться в виде самостоятельных юридических лиц в любых организационно-правовых формах, а также в виде структурных подразделений организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Во всех случаях такие центры осуществляют свою деятельность в соответствии с договорами с региональными и местными органами публичной власти, а также физическими и юридическими лицами (в т.ч. - обучаемыми), заключаемыми с учётом потребностей регионального (местного) рынка труда.

Что касается завершения профессионального образования, то его знаменует квалификационный экзамен, сдаваемый обучаемыми, общие требования к которому определены ст. 78. Поскольку этот вид обучения ориентирован на потребности конкретного рынка труда, к проведению экзамена привлекаются представители работодателя или профессионального сообщества.

Глава 10.

Дополнительное образование

Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями 3 - 7 статьи 83 и частями 4 - 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования
и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации
и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

Комментарий.

Комментируемая глава (ст. 75-76) посвящена вопросам получения детьми и взрослыми дополнительного и дополнительного профессионального образования.

Кому и как управлять системой высшего юридического образования - важный вопрос об управлении педагогическими системами и образовательными моделями высшего юридического образования в стране и кадрах для выполнения этих задач. Любое образовательное учреждение высшего юридического образования в зависимости от выполняемых программ, целей и задач имеет свою неповторимую специфику и особенности управления, каждый педагогический коллектив высшей школы представляет собой трудовой коллектив особого типа, со своими отличительными чертами, присущими только коллективам, занимающимся юридическим образованием и воспитанием.

Анализ основных проблем, которыми занимается юридическая педагогика, и ее функций делает понятными и практически очевидными задачи, которые она решает и должна решать. Изучение каждого из перечисленных вопро­сов, раскрытие их сущности и разработка методик и технологий их вопло­щения - то, чем заняты ученые и работники сферы образования.

К целям и ценностям современного российского образования относятся:

- современные философско-методологические основы педагогической теории высшего юридического образования;

- история развития отечественной и зарубежной юридической педагогики и образования;

- научные основы образовательной политики в сфере высшего юридического образования;

- категориальная система педагогической и психологической науки в системе высшего юридического образования;

- юридическое воспитание как объект педагогического исследования;

- прогнозирование развития российского юридического образования.

К новым моделям и содержанию юридического образования следует относить:

- теорию современного непрерывного юридического образования в условиях информационно-технологического развития общества;

- трансформацию образовательных систем юридического образования в новых социально-экономических условиях;

- новые модели содержания юридического образования;

- теоретические основы информатизации юридического образования;

- психолого-педагогические основы юридического образования;

- государственные образовательные стандарты юридического образования;

- модели и содержание юридического образования;

- научно-педагогические основы преемственности юридического образования;

- психолого-педагогические основы создания учебно-методических комплексов юридического образования;

- развитие системы юридического образования;

- психолого-педагогические и эргономические основы учебно-материальной базы юридического образования в современной школе;

- психолого-педагогические основы проектирования новых образовательных систем юридического образования;

- теоретико-методологические основы непрерывного юридического образования;

- социально-психологические проблемы профессиональной подготовки юристов.

Большой вклад в разработку проблем обра­зования вносят как сами преподаватели и учителя, так и школы, средние и средние специальные учебные заведения, вузы, государственные органы управления образованием, которые стараются подходить к вопросам воспитания и обучения подрастающего поколения творчески. Источниками педагогики являются теоретические исследования ученых настоящего и прошлого, а также педагогическая практика и опыт. Объектом практики выступает ре­альное взаимодействие участников педагогического процесса, а пред­метом - способы, формы и содержание этого взаимодействия.

Например, индивидуальный результат юридического образования – юридическая образованность личности, определяемая как по формальным признакам (получение диплома о высшем юридическом образовании), так и по фактическим (понимание юридических механизмов и системы функционирования государства и своего места в ней как гражданина и юриста-специалиста). Юридическое образование, как и всякое другое образование, имеет воспитательное и развивающее значение и должно осуществляться с достижением соответствующих педагогических результатов. Содержание образования, как отмечает Ю.Г. Татур, должно обеспечивать:

- адекватный мировому уровень общей и профессио­нальной культуры общества;

- формирование у обучающегося адекватной современ­ному уровню знаний и уровню образовательной програм­мы (ступени обучения) картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую куль­туру;

- формирование человека и гражданина, интегрирован­ного в современное ему общество и нацеленного на со­вершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.[127]

Основными системными педагогическими явлениями, вовлеченными в процесс получения юридических знаний (юридической специальности) и формирования профессионального и личностного мировоззрения юриста, изучаемыми юридической педагогикой, выступают юридическое образование, юридическое обучение, юридическое воспитание, юридическое развитие, правовая система, педагогический процесс.

Образование - сложное понятие, имеющее много значений и оп­ределений. В 1990-х гг. появились тенденции сделать понятие «об­разование» более обширным и всеобъемлющим, чем понятие «вос­питание». Однако это представляется нецелесообразным. Есть понятие образования как системы, которое во многом выхо­дит за рамки воспитания как педагогического явления, так как сис­тема образования определяется задачами и целями государства и об­щества, уровнем экономического и социального развития, но решение конкретных воспитательных и образовательных задач яв­ляется компетенцией педагогики.[128] Образование в качестве педагогического явления рассматривается как:

1) процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства;

2) многообразная личностно-ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение и самореализацию личности в из­меняющейся социокультурной среде;

3) становление, развитие, рост самой личности как таковой.

В соответствии с Большой советской энциклопедией воспитание – это «процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни». Воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и образовательных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности[129]. Само по себе воспитание тесно связано с обучением, и многие его задачи достигаются, главным образом, в процессе обучения.

Вообще, как общественное явление воспитание означает передачу накопленного опыта от одного поколения к другому, таким об­разом обеспечивая их преемственность. Воспитание - явление общественное еще и потому, что осуществляется только в общест­ве: не будет общества — некого и незачем будет воспитывать. Общество дает своего рода социальный заказ институтам воспитания: семье, школе, вузу, учреждениям среднего, среднего специального и дополнительного образования, - какой тип личности востребован и необходим в современных условиях.[130]

Когда говорят о воспитании в широком смысле, имея в виду воздействие общества и его институтов на личность, то фактически отождествляют воспитание с социализацией, а когда рассматривают воспитание в узком смысле, име­ют в виду целенаправленное воздействие на человека для формирования у него определенных качеств и свойств, на­пример сопереживания, трудолюбия, любви к Родине, коммуникативности и т.п.

Социализация современной наукой толкуется по-разно­му, но, в принципе, в ее содержании отчетливо просматрива­ются две взаимосвязанные, хотя и совершенно различные по природе и проявлениям, стороны: социализация обо­значает весь поток внешних — природных, социальных, психо­логических — влияний на человека, продвигающих его со­циальность. С этой точки зрения естественный «социализатор» — вся наша жизнь. Однако явления жизни неоднозначны: среди них немало и явно отрицательных — расслоение общества, об­нищание значительной части населения, в том числе и студен­ческой молодежи, недовольство образовательной политикой, инфляция и коррупция; и негативных, но привлекательных для определенной части молодежи, например наркомания и преступ­ность, определенные тенденции моды и нецензурная брань, аг­рессивность и жестокость.

Воздействия среды могут осознаваться или нет, оставлять более или менее глубокий след, охватывать широкие или уз­кие сферы жизни и так далее, но они существуют. Невозмож­но предвидеть всю их сложнейшую гамму, но педагогу нельзя не знать характера тех явлений, которые наиболее важны для того или иного человека, будь то учащийся, курсант военного училища, ученик мастера в цеху, ребенок в семье, студент.[131]

Воспитание — целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общест­ва и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоз­зренческих, патриотических, гуманных, поведенческих, мораль­ных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием дости­гается адаптация личности к жизни в обществе на уровне человеческой цивилизации, формирование гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, ува­жение к закону, правам и свободам человека, гуманистичности, уважение общечеловеческих ценностей, удовлетворение потребно­стей личности обеспечение условий для самоопределения в свободном, интеллектуальном и культурном развитии. Частью общего воспитания выступает профессиональное, нацеленное на формирование воспи­танности и ее компонентов у юриста.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку одаренных и талантливых детей. Дополнительное образование детей в пределах освоения основной общеобразовательной программы, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставляется бесплатно.

Государственная политика в области высшего образования существует столько, сколько существует государство. Она определяется решениями законодательной и исполнительной властей и представляет собой курс органов государственной власти, органов власти административно-территориальных образований в образования, связанной с отношениями между государством и большими социальными группами, и характеризует, в основном, деятельность субъектов управления, акцентируя их внимание на направленности деятельности в области высшего образования с учетом современных тенденций его развития в условиях мирового образовательного рынка, сформированного как результат глобализации экономики.

К числу основных современных изменений в мировой экономике, обусловливающих тенденции развития высшего образования, можно отнести:

1) динамику развития различных сегментов экономики, приобретающую резкое ускорение, что, в свою очередь, вызывает необходимость изменения акцента в высшем образовании людей в зависимости от быстро меняющихся экономических условий;

2) переход к информационному обществу, вызывающий значительное расширение масштабов применения мобайл-технологий в образовательном процессе;

3) возникновение и рост глобальных проблем в мировой экономике и, как следствие, в национальных экономиках, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества в сфере подготовки кадров высшей квалификации по наиболее значимым направлениям для решения этих проблем;

4) динамичное развитие экономики, рост конкуренции, в том числе, между учреждениями высшего образования, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников высшей квалификации, росте их профессиональной мобильности.

Рост в современных условиях значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80% от национального богатства, обусловливает основную тенденцию в развитии высшего образования – интенсивное, опережающее развитие высшего образования как молодежи, так и непрерывного образования взрослого населения по сравнению с различными сегментами экономки и социальной сферы9.

«Признано, что инвестиции в человеческий капитал приводят к росту производительности труда, так же как инвестиции в основной капитал и оборудование, и сегодня инвестиции в образование и профессиональную подготовку рассматриваются как важнейший фактор повышения конкурентоспособности ЕС, обеспечения роста его экономики.»[132]

Переход в значительной мере к рыночным отношениям в области высшего образования несет в себе и изменения, и диверсификацию в источниках доходов учреждений высшего образования, необходимых, прежде всего, для обеспечения их функционирования в рыночных условиях мирового образовательного рынка. Поэтому в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года значительное внимание уделено вопросам развития национальной образовательной системы. В Стратегии отмечено, что развитие национальной образовательной системы, его доступность, повышение качества и квалификации трудовых ресурсов будет способствовать обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан (п. 48)11.

Таким образом, развитие высшего образования в современных условиях, на наш взгляд, должно носить комплексный, синтезирующий характер. Ее содержание складывается из множества аспектов деятельности государства. В современных условиях тенденции развития высшего образования должны обеспечивать конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны, инновационное развитие национальной экономики.

Фактически развитие высшего образования представляет собой стабильное, динамично устойчивое состояние национальной системы высшего образования, позволяющее обеспечить непрерывную подготовку кадров высшей квалификации в современных условиях как направление деятельности государств, умело использующее современные тенденции развития высшего образования, обусловленные воздействием инноваций на национальную экономику и интеграционных процессов глобализации, для устойчивого, поступательного развития как в целом системы подготовки кадров высшей квалификации, так отдельных университетов и т.п. в частности.

Тенденции развития национальной системы высшего образования, на наш взгляд, должны быть направлены на обеспечение:

– интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций;

– активного выхода на рынок высшего образования, широкого участия высших учебных заведений и преподавателей в образовательных программах международных организаций и сообществ;

– преобразования учреждений высшего образования в центры образования, культуры, науки и новых технологий;

– интеграции образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством.

Очевидно, что в современных условиях потребности быстро развивающейся экономики, с одной стороны, и необходимость обеспечения стабильности подверженного кризисам рынка труда, с другой стороны, вызывают необходимость акцентирования следующих аспектов высшего образования:

– культурном (всестороннее развитие личности студентов и трансляция культуры);

– экономическом (необходимость подготовки кадров высшей квалификации, приоритетность связи рынка высшего профессионального образования и рынка труда);

– социальном (высшее образование как основной канал вертикальной мобильности и способ «сглаживания» социального неравенства);

– инновационном (институты высшего образования не только как исследовательские центры, но и центры распространения инноваций).

Дополнительное образование детей и взрослых осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях дополнительного образования, в том числе в рамках сетевых форм реализации соответствующих основных общеобразовательных программ, а также иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при наличии соответствующей лицензии.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы реализуются для детей в сфере искусств, физической культуры и спорта.

Развитие экономики, процессы модернизации и демографического роста будут стимулировать спрос на дополнительное образование. Спрос на дополнительное образование не только возрастает количественно, он становится все более диверсифицированным. Традиционные квалификации дополнительного образования (звания и дипломы), несмотря на некоторое снижение их роли на рынке труда, по-прежнему сохранят свое значение как самое важное направление деятельности учреждений высшего образования. Они будут дополнены различными специализированными, профессионально ориентированными программами и учебными курсами, адаптированными к потребностям новых специализаций, возникающих в сфере экономики, характеризующейся глобализированным и либерализованным рынком рабочей силы, «глобализирующимися профессиями», мобильностью квалифицированной рабочей силы.

В настоящее время новые коммуникационные технологии и Интернет предлагают более гибкие возможности получения высшего и дополнительного образования, удовлетворяя потребности в тех случаях, когда традиционные учреждения высшего образования не способны этого сделать. Из приведенного выше можно сделать главный вывод о том, что дополнительное профессиональное образование становится одним из наиболее динамично развивающихся рынков. При этом необходимо отметить, что возникновение рынка дополнительного образования без границ не сопровождается пропорциональным увеличением государственных расходов, что приводит к росту коммерческого сектора получения дополнительного образования.

Значительное увеличение спроса на дополнительное образование, существующие проблемы бюджета и ресурсов, с которыми сталкиваются все, даже экономически развитые страны, желающие удовлетворить этот спрос, – все это определяет образовательное пространство, в котором учреждения высшего образования могут расширить предложения о получении дополнительного образования. По ряду направлений своей образовательной деятельности, таких, как например, бизнес управление, значительный рост новых учреждений высшего образования (отвечающих современным требованиям рынка труда) уже в настоящее время представляет собой прямую угрозу на рынке дополнительного образования для традиционных университетов. Как отмечаем, в определенной степени развитие этих учреждений обогащает сектор академического высшего и дополнительного образования, стимулирует инновации в старых академических учреждениях высшего образования, подвергает сомнению академические традиции и стимулирует их модернизацию. Удаляясь от старой академической культуры традиционных университетов, иногда откровенно подвергая ее сомнению, стирая разграничения между академическим обучением и профессиональной подготовкой, учреждения высшего образования нового, рыночного типа отвергают многовековые традиции университетов.

Формирование единого образовательного пространства, рынка в области высшего образования дает уникальные возможности для высшего образования и одновременно ставит вопрос о сопоставлении национальных образовательных систем. Поэтому возникает необходимость в сопоставимости национальных данных о высшем образовании путем введения международных образовательных стандартов. Эта необходимость вызвана и тем, что сегодня информационные технологии позволяют студентам свободно перемещаться в едином образовательном пространстве, т.е. начать обучение в одном университете, продолжить в другом и закончить в третьем или одновременно слушать курсы в разных учреждениях высшего образования. Это можно делать, даже не меняя места жительства.

Таким образом, воздействие глобализации на дополнительное образование требует определенных изменений в проведении образовательной политики путем введения международно-правовых регуляторов, прежде всего регуляторов глобального административного права23. Это связано с расширением негосударственного, коммерческого сектора высшего и дополнительного образования и с быстрым распространением транснационального образования.

По нашему мнению, государство не должно не только противиться, а, наоборот, конструировать свое позитивное отношение к частному высшему и дополнительному образованию, даже выступая в защиту подхода к высшему образованию, основанного на принципах «общественного достояния». При современном подходе к образовательной политике административно-правовое регулирование учреждений высшего образ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.66 (0.013 с.)