Глава 5. Проблема формирования профессионализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Проблема формирования профессионализма



В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ.

Профессионализм в социальной работе: сущность,

Факторы формирования.

На современном этапе формирования и развития социальной работы серьезное внимание уделяется проблеме становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий социальных работников.

Профессиональная социальная работа специалистов различного профиля – это адекватная реакция на социально - экономическую и духовно-нравственную ситуацию, сложившуюся в современных условия в Беларуси, а ее назначение – помогать и восстанавливать взаимовыгодное взаимодействие между личностью и обществом для улучшения качества жизни каждого.

Востребованность такого подхода очевидна. В Республике за последние годы значительно выросла сеть социальных служб: территориальные центры социального обслуживания населения функционируют практически в каждом районе. В Витебской области, к примеру, их насчитывается 27. Вместе с тем не все социальные службы имеют достаточный кадровый потенциал.

Понятие «профессионализм в социальной работе» получило распространения не сразу. Еще в начале ХХ в. утверждалось, что социальная работа – это не профессия, а социальный работник – это второстепенная должность, которую легко может освоить практический каждый человек. Однако постепенно статус и социальной работы и самого социального работника изменился. Значительно повысился авторитет профессии, ее роль в общественном сознании, что нашло отражении в научных исследованиях, социальной практике, разработке нормативно-законодательной базы во многих странах мира: США, странах Европы и актуализировало проблемы формирования профессионализма у специалистов по социальной работе.

Профессионализм в социальной работе выступает в качестве сущностной характеристики таких специфических видов деятельности, как социальное обслуживание, социальное образование, социальное исследование, социальная реабилитация и др. и трактуется как высокий уровень знаний, умений и навыков специалиста, которые обеспечивают квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем.

Профессионализм характеризуется наличием у специалиста:

--профессионального призвания;

--глубокой мотивацией к выполнению труда;

--духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми;

--профессионального мастерства;

--профессиональных знаний, умений и навыков;

--объективно-критического отношения к своей деятельности.

Нужно отметить, что нет единого подхода к определению профессионализма. Разные исследователи выделяют те или иные компоненты профессионализма. Так, социологи акцентируют внимание на таких составных компонентах профессионализма как: профессиональные ценности, профессиональное призвание, способы социального действия, глубокая мотивация к профессиональной деятельности социального работника, профессиональная подготовка, профессиональное мастерство, профессиональная культура, трудовые навыки, квалификация.

Педагоги, основополагающими элементами профессионализма считают мотивационно - ценностное отношение к профессии, профессиональное сознание и самосознание, профессионально обусловленные качества и свойства личности, готовность к профессиональной деятельности.

Психологи уделяют внимание таким аспектам становления профессионализма социальных работников как престижность профессии; профессиональное мастерство; социальная престижность и успешность профессиональной деятельности; знания, умения и навыки профессиональной деятельности; определенные индивидуально-психологические свойства и состояния личности социального работника; направленность личности. На этой основе они выделяют три компонента профессионализма: профессионализм собственно деятельностный, профессионализм собственно личностный и профессионализм по отношению к другому.

Примечательно то, что практически во всех подходах к трактовке профессионализма присутствует такой компонент как профессиональное мастерство. Профессиональное мастерство – часть профессионализма, представляет собой совокупность определенных качеств специалиста, которые отражают степень его квалификации, уровень знаний, умений и навыков в осуществлении комплекса мер по социальной защите населения, а также творческое начало в решении профессиональных задач. Слагаемыми элементами профессионального мастерства выступают:

- высокая квалификация работника, прошедшего специализированную подготовку, обладающего устойчивыми умениями и навыками, системой знаний в области работы с различными категориями населения;

- высокая компетентность и соответствие требованиям государственных стандартов в области социальной защиты и социального обслуживания населения;

- максимальное использование знаний и умений в области социальной работы в сочетании с индивидуальными способностями;

- надежность и ответственность;

- умение завоевывать доверие клиентов и коллег и т.д.;

- умение использовать достижения социальных наук и социальных технологий для гармонизации отношений в социуме.

Профессиональное мастерство специалиста по социальной работе связано с уровнем развития его духовно-нравственных качеств.

При оценке профессионально-личностного развития специалиста по социальной работе наряду с такими сущностными характеристиками как «профессионализм», «профессиональное мастерство», используется и такое понятие как «профессиональная компетентность».

Профессиональная - компетентность (от лат. соответствующий, способный, обладающий компетенцией) – это высокий уровень подготовленности специалиста, обусловленный знанием стратегии продуктивной социально-педагогической деятельности, знанием взаимодействующих в ней структурных компонентов и критериев для измерения степени ее эффективности.

В качестве структурных компонентов профессиональной компетентности выступают: знания и умения профессиональные, опыт социального работника, способность предвидеть результаты, диагностировать ситуацию, анализировать социальную проблему, моделировать эффективную систему действий в процессе достижения искомых результатов, корректировать собственную профессиональную деятельность и способность обосновывать пути ее совершенствования.

М.В.Фирсов под профессиональной компетентностью подразумевает сформированную в процессе обучения и самообразования систему научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач; развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем.

Профессиональную компетентность социального работника он подразделяет на:

управленческую компетентность -- включает теоретические знания и практические умения социального работника, необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и для организации социальной защиты прав человека.Базу этого вида компетентности составляют знания научных основ организации соответствующих государственных структур, знания технологии работы, основ теории организации управления, этики, психологии руководства, культуры речи;

психолого-педагогическая компетентность – формируется за счет знания психологии и педагогики. Психологическая компетентность социального работника должна быть высокого уровня, так как ему приходиться решать общепсихологические, дифференциально-психологические, социально-психологические и другие проблемы.

Выделяют следующие группы показателей профессионализма личности и деятельности специалиста по социальной работе (по М.В. Фирсову):

1.Показатели объективного и субъективного характера:

а) объективные показатели - т.е. насколько человек соответствует требованиям профессии, его вклад в социальную практику. В социальной работе выделяют такие объективные критерии как решение и разрешение проблем клиента, оказание разнообразных видов помощи различным категориям населения, профессиональные знания, умения и навыки, которые позволяют социальному работнику выполнять разнообразные профессиональные роли.

б) показатели субъективного характера – т.е. насколько профессия соответствует требованиям личности., ее интересам, склонностям, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью. В социальной работе субъективными показателями профессионализма выступают профессиональная направленность, профессиональная мотивация, ценностное отношение к профессии, понимание ее значимости, личностные качества и т.д.

2. Процессуально - результативные показатели – т.е. достигает ли личность желаемых результатов в труде, использует ли специалист по социальной работе инновационные методы, технологии решения проблем клиента, умеет ли оценивать, анализировать ситуацию клиента, включать его в различные виды социальной деятельности, умеет ли оценивать социально-психологическую обстановку, микроклимат с социальной среде.

3. Нормативно-этические показатели- т.е. соблюдение норм, этических принципов и стандартов профессии.

4. Показатели наличного базиса – достигает ли специалист в данный момент высокого уровня профессионализма личности и деятельности; это и личностные ресурсы, которые он применяет для достижения результата: знания, умения, навыки, личностные качества.

6. Прогностические показатели – имеет ли человек перспективы роста,

какова зона его ближайшего личностного и профессионального развития.

7.Показатели профессиональной обучаемости - стремиться ли специалист к образованию, повышению своего профессионального уровня и профессиональной квалификации, готов ли обмениваться опытом работы с коллегами

8. Показатели социальной активности, конкурентоспособности профессии

в обществе: насколько специалист умеет заинтересовать общество результатами своего труда, привлечь внимание к насущным потребностям профессии.

9.Технологические показатели. К ним относят владение практическим контролем и самоконтролем результативности процесса социальной помощи, коррекции, реабилитации человека; технологиями социальной работы.

10.Показатели инновационного характера: новаторство, индивидуальность, творчество в применении различных технологий в профессиональной деятельности.

Рассматривая социального работника как специалиста широкого профиля, многие исследователи в понятие профессиональная компетентность включают комплекс особых профессиональных умений, соответствующих основным направлениям практической социальной работы. Для различных уровней социальной деятельности выделяются как базовые умения (умение диагностировать особенности объекта социальной работы, социальную ситуацию, социальную среду; умение прогнозировать развитие процессов, событий, вырабатывать оптимальные модели социального поведения, умение мобилизовывать и создавать дополнительные ресурсы для нуждающихся), так и специфические умения (консультирование, организационно-административные умения, умения принимать решения и прогнозировать их последствия).

По мнению Л.В. Топчего к профессиональной компетентности работников социального профиля необходимо отнести совокупность служебных и деловых качеств. К деловым качествам специалиста по социальной работе относятся:

стремление соответствовать самым высоким требованиям профессионального мастерства;

совершенное знание системы социального обслуживания населения конкретной службы и социального учреждения;

морально-психологические качества работников, способствующие интеграции деятельности учреждения и потребностей населения, специалистов и клиентов;

гуманистическая направленность личности;

стремление строить свои отношения на основе закона, уважения и доверия, обычаев и традиций отрасли, службы социального учреждения.

К служебным качествам, определяющим эффективность профессиональной деятельности социального работника, Топчий Л.В. относит:

преданность своей подсистеме, своему социальному учреждению, усвоение профессионально-этического кодекса специалиста по социальной работе, лояльность по отношению к руководству социальной системы на всех уровнях ее деятельности, идентификация индивидуальной деятельности с деятельностью своей службы;

участие в разработке и реализации социальной политики, в том числе социальной защиты, социального обслуживания, в развитии системы социальной помощи населению, активное участие в деятельности ассоциации социальных работников, других общественных объединений, связанных с поддержкой населения, моральная ответственность перед клиентом, обществом и коллегами за результаты социальной работы в определенном социуме и ведомстве.

В зарубежном опыте представление о профессиональной компетентности социального работника носит более интегральный характер. Там, социальную работу больше связывают с понятием «профессионализм», которое является ключевым в определении ее сути.

Ш. Рамон подчеркивает, что «профессия – социальная работа» обозначает некий круг проблем и набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявить и разрешить. Любая профессия базируется на только ей присущей системе знаний (теоретического, практического, прикладного характера), а также на критериях успешного решения определенных профессиональных проблем. В частности социальная работа – вырабатывает свою систему нравственных принципов, задающих некие «правильные» способы общения с клиентом, коллегами, внешними инстанциями, которые и позволяют отличить профессионала от непрофессионала и составляют суть «профессионализма социального работника»

Тогда «профессионализм» задает определенную модель, стандарт поведения, которые характеризуют социальную работу как некое профессиональное сообщество людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру речи и стиль одежды.

В зарубежной практики профессионализм в социальной сфере связывают с сочетанием различных типов компетентности: а) концептуальная (научная) компетентность, т.е. понимание специалистом теоретических основ профессии; б) инструментальная компетентность, владение базовыми профессиональными умениями; в) интегративная – способность сочетать теорию и практику; д) контекстуальная – понимание экономической, социальной и культурной среды в которой осуществляется практика; ж) адаптивная –умение предвидеть изменения, важные для профессии, и готовность к ним; к) коммуникативная – умение эффективно пользоваться письменными и устными средствами коммуникации.

В последние годы, отдельные российские исследователи (Платонова Н.) предлагают в структуре профессиональной компетентности специалиста по социальной работе выделять личностный, ролевой, функциональный аспекты компетентности, что и должно быть отражено в его квалификационной характеристике. Тогда ее базовыми составляющими могут стать:

1. Профессиональная позиция (мировоззрение) специалиста по социальной работе.

2. Инструментальная компетентность.

3. Интеграция энергетических возможностей (способность сочетать теорию и практику).

4. Синдром профессионально-эмоционального сгорания (понимание объективных социальных условий).

5. Адаптивность и готовность к социальным и политическим изменениям.

6. Компетентность в межличностной коммуникации (коммуникативные и организаторские способности).

7. Уровень профессиональных притязаний (принятие профессиональных норм и обязанностей).

8. Способность к самоопределению и самосовершенствованию.

9. Психологическая зрелость «Я-концепции».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.027 с.)