Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Телепрограммирование — этапы, факторы, современные проблемы многопрограммного вещания.
Похожие статьи вашей тематики
Телепрограммирование — этапы, факторы, современные проблемы многопрограммного вещания.
Создание телепрограммы - процесс сложный, непрерывный, состоящий из множества этапов. Этапы: социально-экономическое прогнозирование: Изучение соц.-эконом.состояния в регионе, стране... Предполагает реальное изучение аудитории (пол, возраст, свободное время), учет всего, что связано с каналом (творческий уровень кадров, техника, финансы, время вещания...), учет программ-конкурентов. планирование и верстка: Планы: а) Перспективные (на полгода, год, 3 месяца): рубрики, циклы, блоки — крупные элементы можно наполнять содержанием дня. б) Текущие (на день, неделю, месяц) межпрпограммная верстка и планирование.
Рубрики — объединение программ по теме.Дают возможность редакции наполнять программу актуальным содержанием. Циклы — объединение программ по жанрам. Имеют определенное место в эфире. Серии — документальные. Блоки — дневные, вечерние... На определенную аудиторию.
Перспективный план служит основой для текущего: все блоки, циклы...детализируются.
Межпрограммная верстка
В большинстве центральные каналы являются хозяевами и задают тон. Действует принцип конкуренции. (дальше — по Ершову. Извините, у меня сейчас нет рядом его лекций)
11.тележурналист как коммуникатор. Соц. И личностные факторы в телекоммуникации (нужен пример ведущего)
Тв как тип коммуникации. Типы общения: племенное — общение межличностное, это конкретная информация, которая передается при помощи слова, жеста, рисунка... письменное — началось с рукописных книг, потом газеты, журналы... Это воздействие на разум человека, а через него на чувство, прежде всего, на зрение. Теряется связь между текстом и читателем, автор не может узнать эмоции читателя, и читатель не может высказать чувств. Электронное общение — 20век, кино, радио, тв, интернет, мобильная связь. Это своеобразное межличностоное общение через рамку экрана. Этот способ более построен на конкретной информации, воздействие на все органы чувств. Предполагает сотворчество зрителя. Это глобальное межличностное общение, связанное с техникой и технологией.
Журналист как телекоммуникатор
Это глобальный коммуникатор Это коммун-р какого-либо канала это телекоммуникация — которая вещает на свою аудиторию предполагает наличие творческой группы ведущий, журналист.
Журналист — важнейшая фигура телекоммуникации. Человек на экране — новое в телекоммуникации. Он дорого оплачивается, но имеет большую ответственность. Он — посредник между разными группами лиц и мировыми явлениями. Мы его видим, слышим, воспринимаем как живого человека. Есть много исследований образа коммуникатора.
1.Харизматическая теория Голдхабера Харизма — личный магнетизм. Три типа личности: - герой — идеализированная личность, мы идем за ним - антигерой — мы стоим рядом с ними - мистическая личность — чужой, необычный, интересный... 2.Современные исследования: Е.Пронина: - по уровню близости жур-та к аудитории — теория Голдхабера. - По особенностям контакта — друг/авторитет/эксперт - по функциям — учитель/вожак/кумир/мэтр/командир - по типу текста и по мышлению — моралист, мифотворец, прагматик, игрок, психоаналитик.
Тележурналист-коммуникатор работает в соц.обществе, на него действуют соц. Факторы - установки - ценности - цели соц.системы.
В советское время от журналиста требовали анонимность, безаппеляционность, непримиримость с другими точками зрения, всезнайство, назидательность, монополия на правду. Многие недостатки командно-административной системы сохранились: -безадресность общения -некоторая мрачность -скованность -убогость речи
На пути к демократическому обществу от жур-та потребовалось умение работы на свою Ау, уважение разных точек зрения. Этот переход оч.сложен, может приводить к утрированию.
Соц.факторы: -уровень ау, ее качества -обстановка в телекомпании, на канале (концепция, уровень кадров, техника, начальство, общая атмосфера) Субъективные факторы: (Б.Льюис) -широкое образование, знание жизни и людей -ум и находчивость -чувство юмора -терпение -воображение -энтузиазм -скромность, основанная на вере в себя -способность работать в коллективе.
Мастерство ТВ- жур-та: знания, умения, навыки.
Основа всех качеств теле жур-та – его позиция, взгляд на жизнь и человека. Психологи добавляют: внутренняя позиция, т.е. это отношение к тому, что он говорит, вера, убежденность, отношение к ау. Голос жур-та – индикатор его чувств Невербальные элементы: мимика, жесты. В разных жанрах возможности проявления личной позиции различны. Меньше всего индивидуальности – в новостях. Гораздо острее проявляется взгляд ж-та в публиц-х, полит.-х передачах. По-своему – в развлекательных. Проф-зм ж-та включает совокупность знаний, умений, навыков, способностей. Знание: -общая гуманитарная культура -знание современной политики, экономики, социологии,философии -профессиональные жур-стские знания: история, методика, теория жур-ки. -знание к-либо конкретной темы. Навыки -умение писать текст выразительно, ярко, грамотно. Есть своя специфика: за словом тележ-т должен видеть картинку. -умение видеть, возможность пластического мышления. -тележ-т – актер в определенной степени. -знание техники (камеры, монтажа) Способности: -наблюдательность -оперативная память -воля, способность сконцентрировать свои силы. -развитая эмоциональная сфера – эмпатия.
На ТВ у ж-та создается образ и имидж. Образ на экране создает сам ж-т своими качествами, вся творческая группа,зритель (достраивает образ). Образ связан с качествами ж-та. Специфика передачи накладывает свой отпечаток, как и роль ж-та в этой передаче. Тв образ документален, конкретен.создается на наших глазах. Имидж связан с личностью ж-та,носвязан больше с модой, временем, требованиями общества. Может меняться. Он уже сконструированный, возникает не на наших глазах.
Очерк
Очерк. Цель – раскрыть на фоне событий характеры людей. Очерк – это история характера. Объект – реальные события и факты. Главный предмет очерка - человек как субъект действия. Метод – длительное наблюдение, портретное интервью, «скрытая камера», архивные кадры. Все то, что помогает всесторонне раскрыть человека, все отрасли его жизни. Поэтому для очерка необходима яркая личность (герой). Разновидности: 1) Портретный очерк – раскрываются обстоятельства жизни героя, личностные качества, поступки ит.д. История характера. 2) Путевой очерк – смена объектов, обостренная динамика повествования, колорит местности раскрывается через автора, т.е рассказчика, очеркиста. («Вокруг света», «Непутевые заметки»). 3) Игровой очерк – по другому проблемный. Актеры играют роль реальных людей. Сочетание игры и жизни. («Криминальная Россия»). Современный очерк не делится четко на эти подвиды. В нем переплетаются все элементы. Изобразительно–выразительные средства - события и факты осмысливаются, оцениваются под углом зрения автора. Автор создает образ героя. Он может быть фабульным героем (т.е сам входит в сюжет – «Хребет России» с Парфеновым) или же может быть исследователем за кадром, который обнаруживает новые факты – «Серебряный шар» с Виталием Вульфом. Требования к журналисту – необходим особый дар исследования, способность к образному мышлению, умение создать зрелищно-публицистическую структуру. Также важна авторская и режиссерская фантазия. Очерк не терпит пышности фраз. Главное – простота, лаконичность.
29.
Отчет Тематическая основа отчета, как правило, официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется необходимость «протокольной» фиксации, детального и длительного показа. Сценарный план отчета обычно не пишется заранее, однако целесообразно, чтобы журналист присутствовал на съемке: это поможет ему при написании текста, которым сопровождается показ отснятого материала. Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события. Скажем, то или иное мероприятие полностью записывают на видеомагнитофон, затем показывают его в удобное для зрителей время в сокращенном виде. Сокращения, как правило, согласовывают с официально выделенными для этого представителями участников встречи (так поступают при подготовке отчетов с заседаний парламентов суверенных государств, сессий местных органов власти и т.п.). В этом случае жанровые особенности отчета полностью совпадают с некомментированным репортажем (об этом подробнее ниже). Нередко отчетом также называют прямую трансляцию того или иного официального события.
30. Информационное сообщение (видеосюжет) Любой род человеческой деятельности, каждая профессия начинается с чего-то очень простого, с неких основ, которые, совершенствуясь, постоянно усложняясь, ведут к вершинам профессионального мастерства. С чего начинается журналист? Может быть, с наблюдательности? Увидел нечто интересное, обнаружил что-то ранее неизвестное, обратил внимание на что-то – отметил в уме, запомнил – сделал краткую запись – вот и готово сообщение для средств массовой информации. Эту логическую цепочку мы выстроили, пользуясь объяснениями толкового словаря к словам «заметить» и «заметка». Значит, заметка – информационный жанр журналистики, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. Это общежурналистский жанр, используемый в печати, на радио, телевидении. Заметку нередко называют также хроникальным сообщением (от греч. chronos – время). Хроника – это запись исторических событий в хронологической последовательности (поэтому журналистов часто называют летописцами событий, летописцами современности). И хроника в журналистике – это краткое сообщение о факте. Стало быть, заметка и хроникальное сообщение – определения-синонимы. На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка. В документальном кинематографе видеозаметку часто называют хроникальным репортажем: это короткие материалы, показывающие основные моменты события в их естественной последовательности. Что же касается практиков телевидения, то в их обиходе бытуют названия «информация» (о любом хроникальном сообщении, в том числе устном), «сюжет» (как правило, о видеозаметке, иногда об отдельной «страничке» сложной сценарной передачи). По-видимому, нет особой необходимости ломать обиходные привычки практиков и бороться за искоренение хотя и неточно употребляемого, но столь широко распространенного термина. Заметка – наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент бюллетеней (выпусков) новостей. Заметка в вербальной (словесной) форме или устное сообщение передается без видеоряда. Обстоятельство, оправдывающее ее использование, состоит в особой оперативности, когда новость представляет безусловный и всеобщий интерес, а съемки по той или иной причине невозможны, либо видеоматериалы еще не получены. Вот пример такого сообщения: «Как передает агентство Рейтер, в полдень президент такой-то страны тайно покинул осажденную оппозиционерами резиденцию и отбыл в неизвестном направлении...» Новость одним предложением сообщает, кто, что, где и когда сделал, совершил. Причинно-следственные связи действия остаются «за кадром». Этот журналистский жанр не дает ответа на вопросы: как? и почему? Если новость того заслуживает, она будет прокомментирована, проанализирована, получит должную оценку, но для этого существуют другие жанры, используемые, как правило, в других передачах. Подготовка и передача устного сообщения в эфир сводятся к отбору, редактированию и воспроизведению в кадре. Критерии отбора – общественная важность, значимость сообщаемого материала либо его познавательная ценность (наконец, учет такого фактора, как «интересность» – сообщаемый факт может и не обладать особой общественной значимостью, но по той или иной причине представлять определенный интерес для значительной части аудитории). Нередко вербальные заметки предлагаются телеаудитории непродолжительными блоками, где отдельные сообщения объединены по тематическому признаку. Здесь эффективный прием, «подогревающий» интерес зрителей, – контрастное расположение материалов. К примеру, рядом с приведенной выше заметкой звучит сообщение: «Между тем посольство этой страны в таком-то государстве завтра должно отпраздновать новоселье в новом здании – хотя и в отсутствие посла, вызванного – в связи с известными событиями – на родину...» Видеосюжеты можно условно разделить на две разновидности. Первая – сообщение об официальном, традиционном по форме событии: от сессии высшего законодательного органа до пресс-конференции. При съемке таких мероприятий опытный оператор не нуждается в указаниях журналиста. Стандартный монтажный лист включает в себя несколько общих планов зала, крупный план выступающего, панораму по президиуму, несколько кадров слушающих, конспектирующих выступление участников встречи (в первом случае – депутатов, во втором – журналистов); вопрос с места – ответ с трибуны. Таков визуальный материал, поступающий в редакцию. Дальнейшая работа состоит в монтаже отснятого на кино- или видеопленку и написании закадрового текста. Вторую разновидность можно назвать сценарной, или авторской. Здесь более ощутимо участие журналиста во всем творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации. Автор подбирает достойный экрана факт, заранее продумывает характер съемки и монтажа. От молодого журналиста (студента-практиканта, стажера, новичка в штате творческого коллектива) потребуют представить сценарный план, в котором излагается краткое содержание (тема, идея, фактический материал сюжета), изобразительное решение, обычно поэпизодно. Такой видеосюжет представляет собой, по сути дела, мини-репортаж. Автор-журналист обязательно присутствует на съемке, на него возлагается организация работы, решение любых производственных и творческих вопросов, возникающих на съемочной площадке. Такова традиция отечественного телевидения, которая будет существовать до тех пор, пока у нас не утвердится такая профессия, как продюсер (исполнительный продюсер на телевидении, вопреки устойчивому мнению, отвечает не столько за финансирование программы, сколько за организацию работ, решает любые вопросы – и творческие и административные). Таким образом, журналистская работа при подготовке авторского сюжета состоит из таких этапов: выбор и утверждение темы, изучение объекта съемки и создание сценарного плана, участие в съемке, монтаже и написании текста. Во всех случаях текст должен быть лаконичным, но давать ответ на вопросы, которые могут возникнуть у зрителя. Здесь особенно важно, чтобы вербальная часть сюжета не дублировала видеоряд. Кажется, это понятно даже начинающему тележурналисту, тем не менее, слишком часто мы слышим в закадровом тексте информационных видеозаметок предложения такого типа: «На трибуну поднимается...»; «Зал встретил это выступление горячими аплодисментами...» Но ведь это достаточно хорошо видно на экране, не нуждается в словесных объяснениях. При написании текста следует также учитывать отличие устной речи от письменной. Даже официальные («протокольные») материалы можно «очеловечить», сделать их не такими казенными, сухими. Для этого избегают длинных предложений, естественных при чтении «про себя», но трудно воспроизводимых при устном исполнении. Телевизионная лексика не терпит канцеляризмов, профессионализмов и чисто научной терминологии. Закадровый текст официального сюжета читает ведущий информационной программы (или диктор). Закадровый текст авторского сюжета обычно до эфира записывает автор-журналист; тембр голоса подчеркивает своеобразие данного информационного материала. Не только на радио, но и на телевидении многих журналистов мы узнаем по голосам. И это еще один из показателей профессионального мастерства.
31. Информационно-аналитическая программа Впервые появилась в 1989г на Первом, «семь дней»Э.Сагалаева и А.Тихомирова.Она просуществовала год, ЦК КПСС ее закрыл. Потом в 1992 появилась на Первом программа «Итоги»Киселева, «Воскресенье»Алексеева, «времена»Познера. На т/к «Россия» «Зеркало»Сванидзе, «Вести недели»: Брилёв в субботу как разговор с разными людьми, в воскресенье Ревенко – репортажи. На НТВ с 1993-2003 «Итоги»Киселева, «Личный взгляд» с Герасимовым, «Намедни»… РенТВ: «Неделя с М.Максимовской» ТВц: «пост скриптум» А.Пушков, «Момент истины» А.караулова. С 1990-х – местные: Тв2 «Час-пик суббота» Гтрк «События недели» Инф.-аналит.программа – это форма, соединяющая разные жанры. Цель: проблемный анализ событий за неделю.Все факты полноправны. Публ.анализ ведет ведущий с помощью экспертов, местной власти, полит.деятелей, с помощью самих фактов, опросов аудитории. Проблема верстки и проблема ведущего. Типы инф.-аналит.программ: 1.Обзорные Цель – обзор событий за неделю. Состоит из сюжетов, объединенных ведущим, выделяются главные сюжеты. Все элементы структурированы.Постоянный ведущий. 2.Проблемные Выделяются 1-2 проблемы, актуальные за неделю,Важно различие мнений.Постоянный ведущий. («Момент истины»ТВц) Тенденции к более глубокому анализу, большему профессионализму. «Час-пик суббота» - критика, острая направленность. «События недели»ГТРК – дипломатичность, направленность на область, деловитость.
32 (выступление в кадре) Выступление (монолог в кадре) Мы уже встречались с простейшей разновидностью выступления в кадре, когда говорили об устном информационном сообщении (хроникальной заметке). Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Естественно, может возникнуть вопрос: не расходится ли предложенный термин «выступление в кадре» с теми жанровыми определениями, с которыми мы познакомились выше? Но дело в том, что выступление – это скорее не жанр, а метод, при помощи которого автор может донести до зрителя практически любую информацию. От краткого информационного сообщения (например, так называемого прямого включения репортера с места события) до телевизионного фильма-очерка, содержащего яркое, образное, художественное выступление блестящего в своем артистизме человека (вспомним фильмы Ираклия Андроникова), – все это выступления в кадре. Выступление может сопровождаться показом кинокадров, фотографий, графических материалов, документов; если выступление происходит за пределами студии, может быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта, однако основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение к ней. Выступление – одна из форм ораторского искусства, известного с древнейших времен и по-прежнему остающегося могущественным средством воздействия на общественное мнение. В 335 г. до н. э. Аристотель в «Риторике» наметил три плана рассмотрения ораторского искусства: принципы построения речи; личные свойства и способности, необходимые оратору; техника, способы, приемы, используемые в ораторской речи. Подобный подход и сегодня вполне правомерен. Однако начнем мы со второго: личность оратора. С появлением телевидения встал вопрос о необходимости выделить и определить новую категорию людей – выступающих. Привычное слово «оратор» мы теперь относим по преимуществу к людям, поднимающимся на трибуну того или иного общественного собрания (съезд, форум, симпозиум, публичная лекция) и непосредственно обращающимся к публике, находящейся в зале. На телевидении выступающий обращается к объективу телекамеры, мысленно представляя за ним рассредоточенную в пространстве, как правило, весьма многочисленную аудиторию. Именно массовость телеаудитории, масштаб публичности выступления по телевидению выдвигают особые требования к личности выступающего. Прежде всего, это должна быть именно личность – человек, представляющий безусловный интерес для многих либо в силу своего общественного положения (политические, государственные деятели), рода деятельности (изобретатели, ученые, артисты, писатели), либо обладающий в силу тех или иных обстоятельств ценной информацией (типичная или уникальная биография, свидетели исторических или редких событий). Наконец, поводом для появления на телеэкране чаще всего служит умение выступающего ярко и оригинально мыслить, анализировать известные явления и события глубоко и всесторонне, исходя из известных фактов делать неожиданные и верные выводы. Вот почему оправдано появление на домашнем телеэкране не только выдающихся людей, всевозможных знаменитостей, но и людей, на первый взгляд ничем не замечательных, обычных, а также журналистов, чья профессия как раз и предполагает общественную деятельность по распространению массовой информации всеми средствами, в том числе опосредованное общение с аудиторией при помощи технических средств (в нашем случае – аудиовизуальных).
В основе любого публичного, в том числе телевизионного, выступления, безусловно, лежит идея, мысль, раскрываемая при помощи строго отобранных и расположенных соответствующим образом фактов, аргументов, доказательств. Именно доказательств, потому что в процессе публичного выступления всегда должна присутствовать необходимость убедить в чем-то, есть убеждающий и убеждаемый, идет борьба взглядов, мнений – и победа должна быть достаточно убедительной. Стало быть, текст выступления должен быть «активным», наступательным, а само выступление строиться по законам драматургии. И снова возникает вопрос: как же так – драматургия требует диалогичности, а выступление всегда монолог? Но в том-то и дело, что диалогическая природа телевидения накладывает свой отпечаток на телевизионное выступление, предполагая своеобразный диалог между выступающим и аудиторией, диалог условный, мысленный, когда сам выступающий заранее обдумывает, старается предположить, какие вопросы могут возникнуть у зрителей, и отвечает на эти вопросы, соответствующим образом выстраивая свою речь. Здесь мы перешли уже к принципам построения публичного выступления, выступления в кадре. Композиция – важнейший, организующий элемент формы, придающий любому произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому; это логичное, мотивированное расположение компонентов, их взаимодействие. Основные требования к композиции выступления: сначала определить тему, ввести слушателя в круг обсуждаемых вопросов (вступление), затем познакомить его с основными фактами, доказательствами (основная часть) и сделать краткие и точные выводы из сказанного (заключение). Понятно, что составные части выступления должны быть соразмерными. Если вступление продолжительнее основной части, выступление произведет впечатление недостаточно аргументированного, легкомысленного. Затянутое заключение создаст ощущение у зрителей, что автор не уверен в своих выводах, сделает речь неубедительной. Но это очевидные и слишком общие замечания.
Успех выступления в кадре во многом зависит от техники, приемов, используемых в авторской речи. Блестящий русский оратор А. Ф. Кони считал, что привлечь, завоевать внимание слушателей – первый ответственный момент и самое трудное дело. По его мнению, внимание людей возбуждается простым, интересным и близким к тому, что, наверно, переживал и испытал каждый. Значит, первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны «зацепить» внимание). И таких «крючков» может быть очень много: что-нибудь из жизни, какой-нибудь парадокс, неожиданный вопрос. Чтобы найти такое начало, надо обдумать, взвесить основные положения будущей речи и сообразить, какой из тезисов поставить на первое место. Это работа целиком творческая. В любом случае тележурналисту, которому либо самому предстоит выступать в кадре, либо готовить к этому других людей, неплохо хотя бы в самом общем виде познакомиться с основными риторическими операциями (членимость речи, соотносимость текста с его материалом, избыточность текста, редукция – сведение сложного к простому и пр.) и типами риторических фигур (метафора, метонимия, синекдоха, синонимия, гиперболизация, эвфемизм и т.д.). Это относится к тексту выступления. Однако на телевидении мы не только слышим слова, но и видим говорящего. Психологи считают, что до сорока процентов информации может нести интонация. Добавьте сюда мимику, жест, весь внешний облик выступающего, стереотип восприятия, возникший в результате его предыдущих появлений в кадре, либо эффект первого появления на экране. Все это делает телевизионное выступление отнюдь не простым делом, а жанровые разновидности, включаемые в это понятие, – заслуживающими серьезного освоения на практических занятиях по методике тележурналистики. К числу чисто технических приемов произнесения выступления относятся дикция, правила литературного произношения, логическое чтение сложных периодов (логическая пауза и логическое ударение). На телевидении выделяют три основные формы выступлений в кадре: – текстовое выступление, написанное самим выступающим и отредактированное телевизионным редактором; – тезисное выступление, где заранее обозначена тема, основной ход мысли, кратко прокомментированы центральные вопросы, которые намеревается затронуть выступающий. Таким образом, тезисы – это своеобразный сценарный план, определяющий содержание выступления и характер сопутствующего показа (фотографии, карты, схемы, макеты и пр.); – импровизированное выступление, где предварительно обозначены лишь тема и продолжительность (хронометраж) выступления. При подготовке этих форм выступления следует учитывать, что текстовое выступление наименее желательно на телевидении; тезисное и особенно импровизированное выступление весьма органично на телеэкране и требует тщательного подбора выступающих (уровень компетентности, речь, «телегеничность» и т. д.). В чистом виде выступление в кадре, т. е. монолог человека на экране, предпочитается другим формам телевизионных передач в тех случаях, когда личность выступающего, его основное условие успешного выступления в кадре – умение публично думать, говорить просто о сложном, убедить зрителя, сделав это ненавязчиво, без излишней дидактики – легко, живо, артистично. Ведь зритель оценивает не только то, что говорит выступающий, но и то, как он говорит, каков он сам. Впечатление от личности говорящего люди склонны переносить на предмет разговора. Так что, как видим, действенность выступления в кадре зависит от многих элементов, освоить которые и понять необходимо каждому телевизионному журналисту.
33 вопрос: Комментарий на ТВ. Комментарий - одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общ.-политич. события, документа и т. д. ТВ- комментарий - это чаще всего разновидность выступления в кадре. Но есть и закадровый. Комментарий может быть приемом и отдельным жанром. Относится в аналит. публ-ке потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает прежде всего причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основа комм-я: авт оценка, анализ. Важны манеры, стиль комментатора. Комм-й может быть составной частью др.жанра, например интервью. Правила закадрового комм-я: - приоритет изображения - текст не дублирует изображение, не описывает его - должна быть оценка события, суждение о нем, отношение автора - точка зрения автора текста должна совпадать с точкой зрения изображения: его глазами смотрится то, что на экране Комм-й как жанр встречается на ТВ нечасто.
34. Очерк. Жанровые особенности очерка подробно выявлены в теории литературы. Очерк – пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом (в литературоведческом определении последнего). От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт-основа очерка. И нет, пожалуй, в публицистике другого жанра, который требовал бы столь очевидного проявления таланта, творческого мастерства, профессионализма, как очерк. Подобно тому, как репортаж составляет ядро информационной телепублицистики, очерк – ядро телепублицистики художественной. Подобно репортажному методу, метод очерковый распространяется и на другие жанры, становясь одним из главных в публицистическом творчестве. Очерк на телеэкране остается одним из наиболее сложных жанров публицистики, что как раз объясняется органичным сочетанием исследования документального материала и рассказа (эстетического освоения реальной действительности). Будучи построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений), очерк облекается в художественно обобщенную форму; для этого жанра характерны образность характеристик, значительная степень типизации. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше, чем какой-либо иной жанр телевизионной публицистики, драматургичен. Если в репортаже обнаруживается очевидная фактичность, в обозрении – проблемность, аналитичность как проявление авторской позиции, то очерк соединяет все эти качества, сочетаемые с яркой образностью в подходе к жизненному материалу и стилю его изложения. При всем многообразии очерка как жанра, обусловленного выбором изобразительных средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т. д., главный предмет очерка почти всегда – человек (исключением можно считать научно-популярный очерк). Если в информации на первом плане – действие, свершение, а человек (его «носитель») обычно статичен, то в очерке он на авансцене событий. Иначе говоря, предмет очерка – не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия. Даже в том случае, когда в центре очерка оказывается какое-либо событие, все же показ и рассказ ведутся автором с целью раскрыть на фоне событий характеры людей. Если репортаж – это история событий, то очерк – история характера. Поэтому наиболее распространенная разновидность жанра – портретный очерк, в котором автор прослеживает обстоятельства жизни своего героя, обнаруживает мотивы поступков, стараясь вскрыть глубинные личностные свойства (психологию, характер), а также социальный смысл деятельности. Здесь могут использоваться самые различные методы и приемы: длительное наблюдение, портретное интервью, «скрытая камера», архивные кадры. Тематически и композиционно более всего отличается от портретного также весьма распространенный на телевидении путевой очерк. Если первый пристально и с разных точек зрения рассматривает отдельного человека, то для второго характерна смена объектов, нередко обостренная динамика повествования. Путевой очерк использует репортажный метод съемки, однако с его помощью решаются иные, чем в репортаже, задачи: события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения автора, оцениваются, трактуются в свете его идейно-художественной позиции. Как известно, для художественной публицистики факт – не столько самоценный, сколько исходный материал для авторского творчества. Отсюда, и композиционное построение, не подчиненное «фабуле фактов», их свободный отбор и перегруппировка, а также особая монтажная стилистика (сопоставление, столкновение, ассоциативные сближения и пр.).И текст (обычно закадровый) путевого очерка, разумеется, отличается от обычного репортажного комментария, преследующего информационные цели: в очерке он строится на образных сравнениях, насыщен познавательными элементами, содержит индивидуальные оценки, ведущие к глубоким обобщениям.
Стало быть, в путевом очерке, который внешне и тематически наиболее явно противостоит очерку портретному, сам автор оказывается тем центром, вокруг которого группируются факты, предметы, события. Его публицистические оценки, эмоциональные размышления, глубоко личное восприятие отснятого материала, наконец, талант являются решающими для определения той «меры типизации», уровня обобщения, с которыми мы справедливо связываем художественность телевизионной публицистики.
Очерк – отражение более или менее длительного временного процесса. Поэтому для экранного очерка, в отличие от литературного, одна из основных трудностей состоит в документальном отражении уже свершившихся фактов, т.е. изображение прошедшего. Не умея решить иначе эту проблему, теледокументалисты нередко прибегали к методу воссоздания событий, тех или иных ситуаций. Но для того чтобы результат в этом случае оказался успешным, чтобы на экране возникло не бледное правдоподобие, но подлинная правда жизни, требуются незаурядное мастерство, авторская и режиссерская фантазия, операторская изобретательность и обязательно соблюдение чувства меры, художественного такта. Зритель должен быть осведомлен, что перед ним воссоздание факта, имевшего место в прошлом. Инсценировка, выдаваемая за жизнь, противопоказана документальному экрану.
Для практики последних лет более актуален иной способ отражения документального материала – метод длительного наблюдения (так называемая «привычная камера» вместо «скрытой камеры»). Здесь предметом экранного изображений становится реальная жизнь в ее естественном течении, композиционно организуемая впоследствии (при отборе и монтаже) в соответствии с замыслом автора.
К сценарию очерка предъявляются самые высокие требования: о полном, тщательно разработанном сценарии можно говорить в применении именно к этому жанру. Работа журналиста здесь начинается с авторской заявки (либретто), позволяющей судить, во-первых, как о теме и объекте, так и об авторском подходе к ним, во-вторых, о возможностях экранного воплощения, об изобразительных средствах и методах, которые будут использованы для осуществления замысла.
Затем создается литературный сценарий, в котором подробно характеризуется объект очерка, предлагаемый характер и метод телевизионного исследования проблемы, содержатся описания героев, определяется композиционная структура всего произведения.
35. Экранная публ-ка: общая характеристика. Экр публ-ка разделяется на: - аналит-е - худ-публ жанры. Аналитические: - проблемный комментарий - проблемный обзор, обозрение - пробл корреспонденция - публ выступление - программный комментарий Худ-публ жанры: - очерк - эссе - памфлет - фельетон - зарисовка Все жанры имеют свои задачи, цели, но имеют общие особенности: - объединяют документальный материал - цель, функции - анализ Широкое использование всей палитры ИВС (ради анализа). Становление и развитие публицистики - процесс жесткий, неровный, сложный, который продолжается до сих пор. Определяется несколькими причинами: - техническими - взаимодействие журналистики с другими видами искусства - социально-историческими - субъективные (пришел новый человек - возникла новая программа) Проблемы: - хозяевам канала и власти не выгодно, чтобы люди думали - снижается уровень профессиональных журналистов, аналитиков. История: все началось от описательной зарисовки человека - к контакту людей (это Блинова сказала!), глубине анализа: - пристальное рассмотрение жизни - личный взгляд к человеку, лучше это заметно по авторским программам (Чтобы помнили, Острова) - условие диалога с аудиторией (этому способствовала технология) Глубине анилаза мешает ст<
|