Тв-жанры:принципы классификации, совр. тенденции,развития



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тв-жанры:принципы классификации, совр. тенденции,развития



Телевизионные жанры.
Вне системы жанров наша профессия не существует! (с) Вроде сама Блинова сказала!
Проблема жанров в ТВ-журналистике одна из самых дискуссионных. Споры идут о классификации, и тенденциях из развития.
С одной стороны, категория жанров формируется исторически, она консервативна. «Жанр – это память культуры!» (с) Бахтин. С другой стороны, жанр очень подвижен, чутко реагирует на изменения жизни (и в содержании, и в форме). «Жанр всегда живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, начало» (с) Бахтин.
В современных дискуссиях о жанрах можно выделить 2 подхода:
1) Подход модернистский – отрицает необходимость сохранения жанров его неизменном виде. Автор должен экспериментировать, ломать схемы. Профессор Кройциков: «Все надо менять», предлагает свою, новую классификацию жанров.
2) Подход консервативный – отрицает серьезное изменение жанра, возможны только нововведения. Недостаток современных журналистов в упрощении жанра.
*** Технологический подход (его не относят к этим двум) – новые технологии рождают новые жанровые формы и они требуют осмысления.
Теория жанров меняется с изменением жизни. В мировой журналистике жанры сформировались в конце 19 – нач. 20 века. Сначала в газетной журналистике, затем в радийной журналистике, только потом в телевизионной.
В российской журналистике жанры сформировались в тесной связи с литературой, следовательно здесь более повышенное требование к жанрам. В России система жанров сформировалась в 20х гг. 20 века. История жанров на телевидении складывалась поэтапно:
1) 20-30е гг. Телевизионные жанры дублировали газетные и радийные. Популярно на ТВ чтение газетных материалов.
2) 40-50е гг. – процесс приспособления жанров к ТВ-специфике
3) С 60х гг. – ТВ – жанры приобретают свою специфику. Появились новые, чисто ТВ-жанры (ток-шоу, реалити-шоу) + идет процесс развития технологий.
Жанр - исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом устойчивых признаков.
К устойчивым признакам относятся:
• Функции, цели
• Объект, предмет жанра
• Метод, который использует журналист
• Изобразительно-выр. Средства
• Действенность, эффективность жанра
• Техника и технология (относит. Только к ТВ-жанрам)
Понятия формат, проект, текст часто путают с жанром.
Формат – более широкое понятие, чем жанр. Включает такие понятия как: хронометраж, участники, требования к ведущему и множество других конкретных вещей. Формат утверждается при договоре.
Проект – более свободное понятие, должна быть оригинальность, новаторство. Жанр – это элемент проекта.
Текст – больше относится к газетным жанрам.
Классификация жанров.
Классификация важна для более точной работы журналиста. Существуют различные критерии классификации, система жанров постоянно меняется. Большинство теоретиков основывают классификацию на 3 типах:
Информационная группа.
Цель – информация о фактах, событиях
Объект – единичный факт, событие
Метод – наблюдение, работа с документами, синхронны со свидетелями
Выр. Средства – слово и изображение. Лаконичность, детали, удачное слово. Важны первая и последняя фраза
Действенность – суметь правильно отобрать, оценить т оперативно прокомментировать информацию.
1) Информационная заметка (как обычный сюжет, так и Устная инофрмация+видео)
2) Отчет
3) Обзор
4) Зарисовка
5) Репортаж
6) Интервью
Экранная публицистика:
• Аналитические жанры
• Художественно-публицистичекие
Цель – анализ фактов
Объект – типичные факты и события
Метод – анализ, синтез, сопоставление, рассуждение
Выр. Средства – слово и изображение усложняются, есть оценка, дается характеристика.
Действенность – суметь проанализировать, оценить. Дать ответы на вопросы: Почему? В чем причина? Кто виноват и что делать?
1) Публицистический монолог
2) Проблемная беседа
3) Аналитический комментарий
4) Проблемное обозрение
5) Корреспонденция
6) Информационно-аналитическая программа
Художественно-публицистичекие:
1) Очерк
2) Эссе
3) Сатирические

Документально-игровые жанры:
Реальные факты, проблемы. Игра становится стержнем жанра, проявляется в характере, стиле передачи.
1) Ток-шоу (от проблемного до развлекательного)
2) Реалити-шоу
3) Чисто игровые программы (КВН)

Художественные жанры:
Это даже не журналистика, но эти жанры взаимодействуют с журналистикой, оказывают влияние.
1) ТВ-спекталь
2) ТВ-концерт
3) ТВ-фильм
Цель – эстетическое, образное отражение действительности.
Объект – вся жизнь, без ограничений.

26.культура и искусство на тв:осн. направления. общая и краткая х-ка канала "Культура"
Сила российского телевидения – это качество и высота культурно – просветительских и художественных передач на экране. Корни этого высокого качества в нашей великой литературе, в высоких достижениях кинематографа, русского театра (система Станиславского признается во всем мире). Любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к культуре. Но есть такие программы и особый канал на отечественном телевидении, которые специально создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры.
ТВ- искусство можно разделить на 3 главных направления:
1) ТВ – репродуцирует, передает различные произведения искусства. Телевидение приобщает зрителей к ценностям культуры, полностью транслируя театральный спектакль или ставя игровой телефильм. Показ произведений искусства с комментариями писателей, музыкантов, художников, искусствоведов строится, как и всякая передача, по законам драматургии и гармонии. Есть проблема репродукции – даже спектакль можно показать совершенно по-другому, пересоздать в монтаже, показе зрителей, кулис и т.д.
2) ТВ – создает свои культурные ценности (ТВ-концерт, ТВ – фильм, ТВ – театр).
3) Собственно художественные программы.
Сколько бы ни говорили о «неполноценности» приобщения к искусству посредством телевидения, следует признать: для многих россиян это единственная возможность познакомиться с классикой и лучшими работами современных мастеров искусства.

Главная задача – просветительская. Представить лучшие произведения искусства не только в России, но и по всему миру + показать личностей искусства, культуры.
Особенности телеканала «Культура»:
Разнообразие искусств. Показаны все существующие виды искусства. «Оркестровая яма» - о музыке. «Апокриф» - поднимаются острые проблемы культуры.

Сегодня телеканал «Культура» переживает не лучшие времена. Т.к это государственная телекомпания, отсутствуют денежные средства, что приводит к существенному сокращению программ.
В культурно-просветительских программах, так или иначе, присутствует элемент нравоучения, назидательности. Важно сделать его ненавязчивым, деликатным.

Очерк

Очерк.
Цель – раскрыть на фоне событий характеры людей. Очерк – это история характера.
Объект – реальные события и факты. Главный предмет очерка - человек как субъект действия.
Метод – длительное наблюдение, портретное интервью, «скрытая камера», архивные кадры. Все то, что помогает всесторонне раскрыть человека, все отрасли его жизни. Поэтому для очерка необходима яркая личность (герой).
Разновидности:
1) Портретный очерк – раскрываются обстоятельства жизни героя, личностные качества, поступки ит.д. История характера.
2) Путевой очерк – смена объектов, обостренная динамика повествования, колорит местности раскрывается через автора, т.е рассказчика, очеркиста. («Вокруг света», «Непутевые заметки»).
3) Игровой очерк – по другому проблемный. Актеры играют роль реальных людей. Сочетание игры и жизни. («Криминальная Россия»).
Современный очерк не делится четко на эти подвиды. В нем переплетаются все элементы.
Изобразительно–выразительные средства - события и факты осмысливаются, оцениваются под углом зрения автора. Автор создает образ героя. Он может быть фабульным героем (т.е сам входит в сюжет – «Хребет России» с Парфеновым) или же может быть исследователем за кадром, который обнаруживает новые факты – «Серебряный шар» с Виталием Вульфом.
Требования к журналисту – необходим особый дар исследования, способность к образному мышлению, умение создать зрелищно-публицистическую структуру. Также важна авторская и режиссерская фантазия. Очерк не терпит пышности фраз. Главное – простота, лаконичность.

 

29.

Отчет
Тематическая основа отчета, как правило, официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется необходимость «протокольной» фиксации, детального и длительного показа.
Сценарный план отчета обычно не пишется заранее, однако целесообразно, чтобы журналист присутствовал на съемке: это поможет ему при написании текста, которым сопровождается показ отснятого материала.
Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события. Скажем, то или иное мероприятие полностью записывают на видеомагнитофон, затем показывают его в удобное для зрителей время в сокращенном виде. Сокращения, как правило, согласовывают с официально выделенными для этого представителями участников встречи (так поступают при подготовке отчетов с заседаний парламентов суверенных государств, сессий местных органов власти и т.п.).
В этом случае жанровые особенности отчета полностью совпадают с некомментированным репортажем (об этом подробнее ниже). Нередко отчетом также называют прямую трансляцию того или иного официального события.

30.

Информационное сообщение (видеосюжет)
Любой род человеческой деятельности, каждая профессия начинается с чего-то очень простого, с неких основ, которые, совершенствуясь, постоянно усложняясь, ведут к вершинам профессионального мастерства. С чего начинается журналист? Может быть, с наблюдательности? Увидел нечто интересное, обнаружил что-то ранее неизвестное, обратил внимание на что-то – отметил в уме, запомнил – сделал краткую запись – вот и готово сообщение для средств массовой информации. Эту логическую цепочку мы выстроили, пользуясь объяснениями толкового словаря к словам «заметить» и «заметка». Значит, заметка – информационный жанр журналистики, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. Это общежурналистский жанр, используемый в печати, на радио, телевидении. Заметку нередко называют также хроникальным сообщением (от греч. chronos – время). Хроника – это запись исторических событий в хронологической последовательности (поэтому журналистов часто называют летописцами событий, летописцами современности). И хроника в журналистике – это краткое сообщение о факте. Стало быть, заметка и хроникальное сообщение – определения-синонимы.
На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка. В документальном кинематографе видеозаметку часто называют хроникальным репортажем: это короткие материалы, показывающие основные моменты события в их естественной последовательности. Что же касается практиков телевидения, то в их обиходе бытуют названия «информация» (о любом хроникальном сообщении, в том числе устном), «сюжет» (как правило, о видеозаметке, иногда об отдельной «страничке» сложной сценарной передачи). По-видимому, нет особой необходимости ломать обиходные привычки практиков и бороться за искоренение хотя и неточно употребляемого, но столь широко распространенного термина.
Заметка – наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент бюллетеней (выпусков) новостей.
Заметка в вербальной (словесной) форме или устное сообщение передается без видеоряда. Обстоятельство, оправдывающее ее использование, состоит в особой оперативности, когда новость представляет безусловный и всеобщий интерес, а съемки по той или иной причине невозможны, либо видеоматериалы еще не получены. Вот пример такого сообщения: «Как передает агентство Рейтер, в полдень президент такой-то страны тайно покинул осажденную оппозиционерами резиденцию и отбыл в неизвестном направлении...» Новость одним предложением сообщает, кто, что, где и когда сделал, совершил. Причинно-следственные связи действия остаются «за кадром». Этот журналистский жанр не дает ответа на вопросы: как? и почему? Если новость того заслуживает, она будет прокомментирована, проанализирована, получит должную оценку, но для этого существуют другие жанры, используемые, как правило, в других передачах.
Подготовка и передача устного сообщения в эфир сводятся к отбору, редактированию и воспроизведению в кадре. Критерии отбора – общественная важность, значимость сообщаемого материала либо его познавательная ценность (наконец, учет такого фактора, как «интересность» – сообщаемый факт может и не обладать особой общественной значимостью, но по той или иной причине представлять определенный интерес для значительной части аудитории).
Нередко вербальные заметки предлагаются телеаудитории непродолжительными блоками, где отдельные сообщения объединены по тематическому признаку. Здесь эффективный прием, «подогревающий» интерес зрителей, – контрастное расположение материалов. К примеру, рядом с приведенной выше заметкой звучит сообщение: «Между тем посольство этой страны в таком-то государстве завтра должно отпраздновать новоселье в новом здании – хотя и в отсутствие посла, вызванного – в связи с известными событиями – на родину...»
Видеосюжеты можно условно разделить на две разновидности.
Первая – сообщение об официальном, традиционном по форме событии: от сессии высшего законодательного органа до пресс-конференции. При съемке таких мероприятий опытный оператор не нуждается в указаниях журналиста. Стандартный монтажный лист включает в себя несколько общих планов зала, крупный план выступающего, панораму по президиуму, несколько кадров слушающих, конспектирующих выступление участников встречи (в первом случае – депутатов, во втором – журналистов); вопрос с места – ответ с трибуны. Таков визуальный материал, поступающий в редакцию. Дальнейшая работа состоит в монтаже отснятого на кино- или видеопленку и написании закадрового текста.
Вторую разновидность можно назвать сценарной, или авторской. Здесь более ощутимо участие журналиста во всем творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации. Автор подбирает достойный экрана факт, заранее продумывает характер съемки и монтажа. От молодого журналиста (студента-практиканта, стажера, новичка в штате творческого коллектива) потребуют представить сценарный план, в котором излагается краткое содержание (тема, идея, фактический материал сюжета), изобразительное решение, обычно поэпизодно. Такой видеосюжет представляет собой, по сути дела, мини-репортаж.
Автор-журналист обязательно присутствует на съемке, на него возлагается организация работы, решение любых производственных и творческих вопросов, возникающих на съемочной площадке. Такова традиция отечественного телевидения, которая будет существовать до тех пор, пока у нас не утвердится такая профессия, как продюсер (исполнительный продюсер на телевидении, вопреки устойчивому мнению, отвечает не столько за финансирование программы, сколько за организацию работ, решает любые вопросы – и творческие и административные).
Таким образом, журналистская работа при подготовке авторского сюжета состоит из таких этапов: выбор и утверждение темы, изучение объекта съемки и создание сценарного плана, участие в съемке, монтаже и написании текста.
Во всех случаях текст должен быть лаконичным, но давать ответ на вопросы, которые могут возникнуть у зрителя. Здесь особенно важно, чтобы вербальная часть сюжета не дублировала видеоряд. Кажется, это понятно даже начинающему тележурналисту, тем не менее, слишком часто мы слышим в закадровом тексте информационных видеозаметок предложения такого типа: «На трибуну поднимается...»; «Зал встретил это выступление горячими аплодисментами...» Но ведь это достаточно хорошо видно на экране, не нуждается в словесных объяснениях.
При написании текста следует также учитывать отличие устной речи от письменной. Даже официальные («протокольные») материалы можно «очеловечить», сделать их не такими казенными, сухими. Для этого избегают длинных предложений, естественных при чтении «про себя», но трудно воспроизводимых при устном исполнении. Телевизионная лексика не терпит канцеляризмов, профессионализмов и чисто научной терминологии.
Закадровый текст официального сюжета читает ведущий информационной программы (или диктор). Закадровый текст авторского сюжета обычно до эфира записывает автор-журналист; тембр голоса подчеркивает своеобразие данного информационного материала. Не только на радио, но и на телевидении многих журналистов мы узнаем по голосам. И это еще один из показателей профессионального мастерства.

31. Информационно-аналитическая программа
Впервые появилась в 1989г на Первом, «семь дней»Э.Сагалаева и А.Тихомирова.Она просуществовала год, ЦК КПСС ее закрыл. Потом в 1992 появилась на Первом программа «Итоги»Киселева, «Воскресенье»Алексеева, «времена»Познера. На т/к «Россия» «Зеркало»Сванидзе, «Вести недели»: Брилёв в субботу как разговор с разными людьми, в воскресенье Ревенко – репортажи.
На НТВ с 1993-2003 «Итоги»Киселева, «Личный взгляд» с Герасимовым, «Намедни»…
РенТВ: «Неделя с М.Максимовской»
ТВц: «пост скриптум» А.Пушков, «Момент истины» А.караулова.
С 1990-х – местные:
Тв2 «Час-пик суббота»
Гтрк «События недели»
Инф.-аналит.программа – это форма, соединяющая разные жанры. Цель: проблемный анализ событий за неделю.Все факты полноправны.
Публ.анализ ведет ведущий с помощью экспертов, местной власти, полит.деятелей, с помощью самих фактов, опросов аудитории.
Проблема верстки и проблема ведущего.
Типы инф.-аналит.программ:
1.Обзорные
Цель – обзор событий за неделю. Состоит из сюжетов, объединенных ведущим, выделяются главные сюжеты. Все элементы структурированы.Постоянный ведущий.
2.Проблемные
Выделяются 1-2 проблемы, актуальные за неделю,Важно различие мнений.Постоянный ведущий. («Момент истины»ТВц)
Тенденции к более глубокому анализу, большему профессионализму.
«Час-пик суббота» - критика, острая направленность. «События недели»ГТРК – дипломатичность, направленность на область, деловитость.

32 (выступление в кадре)
Выступление (монолог в кадре)

Мы уже встречались с простейшей разновидностью выступления в кадре, когда говорили об устном информационном сообщении (хроникальной заметке). Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре.
Естественно, может возникнуть вопрос: не расходится ли предложенный термин «выступление в кадре» с теми жанровыми определениями, с которыми мы познакомились выше? Но дело в том, что выступление – это скорее не жанр, а метод, при помощи которого автор может донести до зрителя практически любую информацию. От краткого информационного сообщения (например, так называемого прямого включения репортера с места события) до телевизионного фильма-очерка, содержащего яркое, образное, художественное выступление блестящего в своем артистизме человека (вспомним фильмы Ираклия Андроникова), – все это выступления в кадре.
Выступление может сопровождаться показом кинокадров, фотографий, графических материалов, документов; если выступление происходит за пределами студии, может быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта, однако основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение к ней.
Выступление – одна из форм ораторского искусства, известного с древнейших времен и по-прежнему остающегося могущественным средством воздействия на общественное мнение.
В 335 г. до н. э. Аристотель в «Риторике» наметил три плана рассмотрения ораторского искусства: принципы построения речи; личные свойства и способности, необходимые оратору; техника, способы, приемы, используемые в ораторской речи. Подобный подход и сегодня вполне правомерен. Однако начнем мы со второго: личность оратора.
С появлением телевидения встал вопрос о необходимости выделить и определить новую категорию людей – выступающих. Привычное слово «оратор» мы теперь относим по преимуществу к людям, поднимающимся на трибуну того или иного общественного собрания (съезд, форум, симпозиум, публичная лекция) и непосредственно обращающимся к публике, находящейся в зале. На телевидении выступающий обращается к объективу телекамеры, мысленно представляя за ним рассредоточенную в пространстве, как правило, весьма многочисленную аудиторию.
Именно массовость телеаудитории, масштаб публичности выступления по телевидению выдвигают особые требования к личности выступающего. Прежде всего, это должна быть именно личность – человек, представляющий безусловный интерес для многих либо в силу своего общественного положения (политические, государственные деятели), рода деятельности (изобретатели, ученые, артисты, писатели), либо обладающий в силу тех или иных обстоятельств ценной информацией (типичная или уникальная биография, свидетели исторических или редких событий). Наконец, поводом для появления на телеэкране чаще всего служит умение выступающего ярко и оригинально мыслить, анализировать известные явления и события глубоко и всесторонне, исходя из известных фактов делать неожиданные и верные выводы. Вот почему оправдано появление на домашнем телеэкране не только выдающихся людей, всевозможных знаменитостей, но и людей, на первый взгляд ничем не замечательных, обычных, а также журналистов, чья профессия как раз и предполагает общественную деятельность по распространению массовой информации всеми средствами, в том числе опосредованное общение с аудиторией при помощи технических средств (в нашем случае – аудиовизуальных).

В основе любого публичного, в том числе телевизионного, выступления, безусловно, лежит идея, мысль, раскрываемая при помощи строго отобранных и расположенных соответствующим образом фактов, аргументов, доказательств. Именно доказательств, потому что в процессе публичного выступления всегда должна присутствовать необходимость убедить в чем-то, есть убеждающий и убеждаемый, идет борьба взглядов, мнений – и победа должна быть достаточно убедительной. Стало быть, текст выступления должен быть «активным», наступательным, а само выступление строиться по законам драматургии.
И снова возникает вопрос: как же так – драматургия требует диалогичности, а выступление всегда монолог? Но в том-то и дело, что диалогическая природа телевидения накладывает свой отпечаток на телевизионное выступление, предполагая своеобразный диалог между выступающим и аудиторией, диалог условный, мысленный, когда сам выступающий заранее обдумывает, старается предположить, какие вопросы могут возникнуть у зрителей, и отвечает на эти вопросы, соответствующим образом выстраивая свою речь.
Здесь мы перешли уже к принципам построения публичного выступления, выступления в кадре. Композиция – важнейший, организующий элемент формы, придающий любому произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому; это логичное, мотивированное расположение компонентов, их взаимодействие.
Основные требования к композиции выступления: сначала определить тему, ввести слушателя в круг обсуждаемых вопросов (вступление), затем познакомить его с основными фактами, доказательствами (основная часть) и сделать краткие и точные выводы из сказанного (заключение). Понятно, что составные части выступления должны быть соразмерными. Если вступление продолжительнее основной части, выступление произведет впечатление недостаточно аргументированного, легкомысленного. Затянутое заключение создаст ощущение у зрителей, что автор не уверен в своих выводах, сделает речь неубедительной. Но это очевидные и слишком общие замечания.

Успех выступления в кадре во многом зависит от техники, приемов, используемых в авторской речи. Блестящий русский оратор А. Ф. Кони считал, что привлечь, завоевать внимание слушателей – первый ответственный момент и самое трудное дело. По его мнению, внимание людей возбуждается простым, интересным и близким к тому, что, наверно, переживал и испытал каждый. Значит, первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны «зацепить» внимание). И таких «крючков» может быть очень много: что-нибудь из жизни, какой-нибудь парадокс, неожиданный вопрос. Чтобы найти такое начало, надо обдумать, взвесить основные положения будущей речи и сообразить, какой из тезисов поставить на первое место. Это работа целиком творческая.
В любом случае тележурналисту, которому либо самому предстоит выступать в кадре, либо готовить к этому других людей, неплохо хотя бы в самом общем виде познакомиться с основными риторическими операциями (членимость речи, соотносимость текста с его материалом, избыточность текста, редукция – сведение сложного к простому и пр.) и типами риторических фигур (метафора, метонимия, синекдоха, синонимия, гиперболизация, эвфемизм и т.д.).
Это относится к тексту выступления. Однако на телевидении мы не только слышим слова, но и видим говорящего. Психологи считают, что до сорока процентов информации может нести интонация. Добавьте сюда мимику, жест, весь внешний облик выступающего, стереотип восприятия, возникший в результате его предыдущих появлений в кадре, либо эффект первого появления на экране. Все это делает телевизионное выступление отнюдь не простым делом, а жанровые разновидности, включаемые в это понятие, – заслуживающими серьезного освоения на практических занятиях по методике тележурналистики.
К числу чисто технических приемов произнесения выступления относятся дикция, правила литературного произношения, логическое чтение сложных периодов (логическая пауза и логическое ударение).
На телевидении выделяют три основные формы выступлений в кадре:
– текстовое выступление, написанное самим выступающим и отредактированное телевизионным редактором;
– тезисное выступление, где заранее обозначена тема, основной ход мысли, кратко прокомментированы центральные вопросы, которые намеревается затронуть выступающий. Таким образом, тезисы – это своеобразный сценарный план, определяющий содержание выступления и характер сопутствующего показа (фотографии, карты, схемы, макеты и пр.);
– импровизированное выступление, где предварительно обозначены лишь тема и продолжительность (хронометраж) выступления.
При подготовке этих форм выступления следует учитывать, что текстовое выступление наименее желательно на телевидении; тезисное и особенно импровизированное выступление весьма органично на телеэкране и требует тщательного подбора выступающих (уровень компетентности, речь, «телегеничность» и т. д.).
В чистом виде выступление в кадре, т. е. монолог человека на экране, предпочитается другим формам телевизионных передач в тех случаях, когда личность выступающего, его основное условие успешного выступления в кадре – умение публично думать, говорить просто о сложном, убедить зрителя, сделав это ненавязчиво, без излишней дидактики – легко, живо, артистично. Ведь зритель оценивает не только то, что говорит выступающий, но и то, как он говорит, каков он сам. Впечатление от личности говорящего люди склонны переносить на предмет разговора. Так что, как видим, действенность выступления в кадре зависит от многих элементов, освоить которые и понять необходимо каждому телевизионному журналисту.

33 вопрос: Комментарий на ТВ.
Комментарий - одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общ.-политич. события, документа и т. д.
ТВ- комментарий - это чаще всего разновидность выступления в кадре. Но есть и закадровый.
Комментарий может быть приемом и отдельным жанром.
Относится в аналит. публ-ке потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает прежде всего причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основа комм-я: авт оценка, анализ. Важны манеры, стиль комментатора.
Комм-й может быть составной частью др.жанра, например интервью.
Правила закадрового комм-я:
- приоритет изображения
- текст не дублирует изображение, не описывает его
- должна быть оценка события, суждение о нем, отношение автора
- точка зрения автора текста должна совпадать с точкой зрения изображения: его глазами смотрится то, что на экране
Комм-й как жанр встречается на ТВ нечасто.

34. Очерк.
Жанровые особенности очерка подробно выявлены в теории литературы. Очерк – пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом (в литературоведческом определении последнего). От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт-основа очерка. И нет, пожалуй, в публицистике другого жанра, который требовал бы столь очевидного проявления таланта, творческого мастерства, профессионализма, как очерк.
Подобно тому, как репортаж составляет ядро информационной телепублицистики, очерк – ядро телепублицистики художественной. Подобно репортажному методу, метод очерковый распространяется и на другие жанры, становясь одним из главных в публицистическом творчестве. Очерк на телеэкране остается одним из наиболее сложных жанров публицистики, что как раз объясняется органичным сочетанием исследования документального материала и рассказа (эстетического освоения реальной действительности). Будучи построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений), очерк облекается в художественно обобщенную форму; для этого жанра характерны образность характеристик, значительная степень типизации. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше, чем какой-либо иной жанр телевизионной публицистики, драматургичен.
Если в репортаже обнаруживается очевидная фактичность, в обозрении – проблемность, аналитичность как проявление авторской позиции, то очерк соединяет все эти качества, сочетаемые с яркой образностью в подходе к жизненному материалу и стилю его изложения.
При всем многообразии очерка как жанра, обусловленного выбором изобразительных средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т. д., главный предмет очерка почти всегда – человек (исключением можно считать научно-популярный очерк). Если в информации на первом плане – действие, свершение, а человек (его «носитель») обычно статичен, то в очерке он на авансцене событий. Иначе говоря, предмет очерка – не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия.
Даже в том случае, когда в центре очерка оказывается какое-либо событие, все же показ и рассказ ведутся автором с целью раскрыть на фоне событий характеры людей. Если репортаж – это история событий, то очерк – история характера. Поэтому наиболее распространенная разновидность жанра – портретный очерк, в котором автор прослеживает обстоятельства жизни своего героя, обнаруживает мотивы поступков, стараясь вскрыть глубинные личностные свойства (психологию, характер), а также социальный смысл деятельности. Здесь могут использоваться самые различные методы и приемы: длительное наблюдение, портретное интервью, «скрытая камера», архивные кадры.
Тематически и композиционно более всего отличается от портретного также весьма распространенный на телевидении путевой очерк. Если первый пристально и с разных точек зрения рассматривает отдельного человека, то для второго характерна смена объектов, нередко обостренная динамика повествования. Путевой очерк использует репортажный метод съемки, однако с его помощью решаются иные, чем в репортаже, задачи: события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения автора, оцениваются, трактуются в свете его идейно-художественной позиции. Как известно, для художественной публицистики факт – не столько самоценный, сколько исходный материал для авторского творчества. Отсюда, и композиционное построение, не подчиненное «фабуле фактов», их свободный отбор и перегруппировка, а также особая монтажная стилистика (сопоставление, столкновение, ассоциативные сближения и пр.).И текст (обычно закадровый) путевого очерка, разумеется, отличается от обычного репортажного комментария, преследующего информационные цели: в очерке он строится на образных сравнениях, насыщен познавательными элементами, содержит индивидуальные оценки, ведущие к глубоким обобщениям.

Стало быть, в путевом очерке, который внешне и тематически наиболее явно противостоит очерку портретному, сам автор оказывается тем центром, вокруг которого группируются факты, предметы, события. Его публицистические оценки, эмоциональные размышления, глубоко личное восприятие отснятого материала, наконец, талант являются решающими для определения той «меры типизации», уровня обобщения, с которыми мы справедливо связываем художественность телевизионной публицистики.

Очерк – отражение более или менее длительного временного процесса. Поэтому для экранного очерка, в отличие от литературного, одна из основных трудностей состоит в документальном отражении уже свершившихся фактов, т.е. изображение прошедшего. Не умея решить иначе эту проблему, теледокументалисты нередко прибегали к методу воссоздания событий, тех или иных ситуаций. Но для того чтобы результат в этом случае оказался успешным, чтобы на экране возникло не бледное правдоподобие, но подлинная правда жизни, требуются незаурядное мастерство, авторская и режиссерская фантазия, операторская изобретательность и обязательно соблюдение чувства меры, художественного такта. Зритель должен быть осведомлен, что перед ним воссоздание факта, имевшего место в прошлом. Инсценировка, выдаваемая за жизнь, противопоказана документальному экрану.

Для практики последних лет более актуален иной способ отражения документального материала – метод длительного наблюдения (так называемая «привычная камера» вместо «скрытой камеры»). Здесь предметом экранного изображений становится реальная жизнь в ее естественном течении, композиционно организуемая впоследствии (при отборе и монтаже) в соответствии с замыслом автора.

К сценарию очерка предъявляются самые высокие требования: о полном, тщательно разработанном сценарии можно говорить в применении именно к этому жанру. Работа журналиста здесь начинается с авторской заявки (либретто), позволяющей судить, во-первых, как о теме и объекте, так и об авторском подходе к ним, во-вторых, о возможностях экранного воплощения, об изобразительных средствах и методах, которые будут использованы для осуществления замысла.

Затем создается литературный сценарий, в котором подробно характеризуется объект очерка, предлагаемый характер и метод телевизионного исследования проблемы, содержатся описания героев, определяется композиционная структура всего произведения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.250.105 (0.018 с.)