Концепции современного естествознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепции современного естествознания



Кафедра мировой экономики

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе

______________ Болтовская Л.А.

«______» ______________ 2012 г.

 

 

Концепции современного естествознания

 

программа дисциплины

для студентов 1 курса экономического факультета

очной формы обучения

 

Направления и профили подготовки:

080100.01 Экономика: Экономика предприятия и предпринимательская деятельность

080100.02 Экономика: Мировая экономика

080200.01 Менеджмент: Менеджмент организации

080400 Управление персоналом

081100 Государственное и муниципальное управление

100700 Торговое дело

 

 

ЧИТА 2012

 


Концепции современного естествознания: программа дисциплины для образовательного учреждения высшего профессионального образования для студентов 1 курса, обучающихся по направлениям бакалавриата 080100 Экономика (профили Мировая экономика, Экономика предприятия и предпринимательская деятельность), 08020001 Менеджмент (профильМенеджмент организации), 080400 Управление персоналом, 081100 Государственное и муниципальное управление, 100700 Торговое дело.

 

 

Составитель: доцент, к.б.н. Лобанова Наталья Леонидовна

 

Рецензент:

 

 

Программа дисциплины обсуждена и одобрена на заседании кафедры мировой экономики ЧИ БГУЭП

 

Протокол № _______ от «_____» ________________ 2011 года

 

 

Программа дисциплины рассмотрена и утверждена к печати на заседании УМК ЧИ БГУЭП

 

 

Протокол № _______ от «_____» ________________ 2011 года

 

 


Пояснительная записка

Учебная дисциплина “Концепции современного естествознания” (КСЕ) является обязательным компонентом в подготовке специалистов по гуманитарным направлениям. Это принципиально новая общеобразовательная дисциплина из цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин. Основное назначение КСЕ – повышение общекультурного статуса через ознакомление с естественнонаучной культурой и уровня эрудиции в области современного естествознания, достижение высокого и устойчивого уровня профессионализма через фундаментализацию образования.

Общий замысел курса состоит в том, чтобы представить естествознание как феномен мировой культуры. Эта цель подразумевает изложение не только технических и технологических приложений естественных наук, но, прежде всего, представлений о классической и неклассической стратегиях мышления. Эти стратегии исторически формировались благодаря изучению природы, но сейчас их следует рассматривать как достояние единой мировой культуры. Оно состоит в том, что благодаря становлению стратегий естественнонаучного мышления человечество обрело дар понимания природы и одновременного осознания значимости мысленной позиции исследователя для получения того или иного знания.

Данная программа составлена с трансдисциплинарных позиций, позволяющих установить единство естественных наук в целях построения концептуального каркаса целостной естественнонаучной картины мира (ЕНКМ). Структура программы подчинена изложению некоторых ведущих трансдисциплинарных естественнонаучных идей, в которых отражается квинтэссенция современных представлений о природе, не зависящих от области научной специализации естествоиспытателя. Различия между предметами и методами исследования физики, химии и биологии, приводящие к дисциплинарной интерпретации общих естественнонаучных концепций, учитываются в их изложении.

Концепция формирования содержания данной программы дисциплины КСЕ сводится к следующему:

ü Естествознание рассматривается как самостоятельная наука со своим предметом и методами исследования.

ü В естествознании существуют сквозные специфические естественнонаучные идеи и принципы, отличные от общеметодологических и частнодисциплинарных.

ü Естествознание является одним из центров роста и объединения мировой культуры.

Цели и задачи изучения дисциплины

· понимание специфики гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры, ее связей с особенностями мышления,

· формирование представлений о ключевых особенностях стратегий естественнонаучного мышления;

· понимание сущности трансдисциплинарных идей и важнейших естественнонаучных концепций, определяющих облик современного естествознания;

· формирование представлений о естественнонаучной картине мира (ЕНКМ) как глобальной модели природы, отражающей целостность и многообразие естественного мира;

· осознание проблем экологии и общества в их связи с основными концепциями естествознания;

· ознакомление с методологией естественнонаучного познания, принципами теоретического моделирования объекта в естествознании, возможностями перенесения методологического опыта естествознания в гуманитарные науки.

Курс предназначен для студентов, обучающихся на финансово-информационном факультете. Курс в объеме 100 часов общей трудоемкости (в том числе 33 часа аудиторных занятий) читается на 1-м году обучения во 3 триместре и связан с изучением дисциплин «Философия», «История».

Освоение содержания курса предполагает проведение промежуточного и итогового контроля знаний. Промежуточный контроль осуществляется при помощи оценки выполнения контрольных работ, а также подготовки докладов и эссе. Итоговая оценка выставляется по результатам устного зачета.

 


ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1

Проблемный семинар

Естествознание в системе науки и культуры

План занятия:

1) Экспресс-опрос (устный и письменный)

2) Обсуждение проблемных вопросов

Рейтинговая оценка:

ü до 6 баллов за участие в опросе и обсуждении (баллы текущего контроля)

ü до 5 баллов за эссе по проблемному вопросу (премиальные баллы)

Экспресс-опрос // обсуждение проблемных вопросов (групповая дискуссия в «проблемной зоне»)

Контрольные вопросы:

1) Что такое познание? Что относят к донаучному, вненаучному и научному познанию?

2) Что такое наука? Каковы специфические черты науки? Объясните принципы верификации и фальсификации. Назовите отличия науки от других сфер человеческой деятельности.

3) Что такое псевдонаука (лженаука, паранаука)? В чем заключаются ее отличительные признаки? // проблемный вопрос *: Почему в XXI веке популярны псевдонауки (лженауки)?

4) Какова цель фундаментальной науки? Приведите примеры фундаментальных наук. Какова цель прикладной науки? Приведите примеры прикладных наук.

5) Что такое научная истина? Что выступает критерием естественнонаучной истины?

6) Что такое научный метод? Дайте определение следующим научным методам: наблюдение; эксперимент; измерение; моделирование; индукция; дедукция; анализ; синтез; абстрагирование.

7) Что дает использование математического языка в науке? // проблемный вопрос *: Математика как язык естествознания: почему математику называют «царицей наук»?

8) Дайте определение следующим структурным элементам научного знания: научный факт, понятие, постулат, закон, гипотеза, теория, концепция, парадигма, картина мира.

9) Как формируется триадность научной картины мира?

10) Какие выделяют уровни в структуре научного познания? Каковы цель, основные методы и элементы, слагающие процесс познанияна эмпирическом и теоретическом уровнях?

11) Как подразделяется система знаний в соответствии с предметной областью науки? Дайте определение современного естествознания. В чем проявляются социальные функции естествознания? Какая наука лежит в основе всей системы современного естествознания, определяет его основное идейно-понятийное содержание?

12) Сравните естественнонаучное и гуманитарное знание. // проблемный вопрос *: Естественнонаучная и гуманитарная культуры – проблема двух культур в науке. Путь к единой культуре.

Методические указания

1) Подготовка к экспресс-опросу:

Каждый студент готовится к ответу и аудиторному обсуждению указанных вопросов, используя лекционный материал, материалы в электронном виде, учебную и специальную литературу. Конспектирование вопросов осуществляется по желанию.

2) Процедура опроса:

Опрос проходит в быстром темпе в режиме «вопрос-ответ». В завершение занятия каждому студенту может быть предложен один вопрос для письменного ответа.

*3) Обсуждение проблемных вопросов (групповая дискуссия в «проблемной зоне»)

«Проблемные зоны» семинара:

1. Почему в XXI веке популярны псевдонауки (лженауки)? (см. вопрос №3)

2. Математика как язык естествознания: почему математику называют «царицей наук»? (см. вопрос №7)

3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры – проблема двух культур в науке. Путь к единой культуре. (см. вопрос №12)

Подготовка к работе в «проблемной зоне»:

Каждый студент готовится к аудиторному обсуждению указанных проблем и индивидуально подбирает материал по ОДНОМУ из вопросов (ПО ВЫБОРУ):

ü устно либо письменно в форме эссе (рассуждения на заданную тему, 1,5-2 стр.), которое должно включать:

- во-первых, АРГУМЕНТАЦИЮ одной из позиций по данному вопросу, почерпнутой из учебной и специальной литературы - с цитатами и ссылками;

- во-вторых, с СОБСТВЕННЫМИ ОРИГИНАЛЬНЫМИ рассуждениями и собственной мотивированной позиции в дискуссии по данной теме;

Работа в «проблемной зоне»:

ü По предложению преподавателя студент комментирует (зачитывает) свои материалы.

ü Остальные студенты должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам.

 


Тема 2

Творческий семинар

Проблемные зоны» семинара

1. Когда и где возникла наука как сфера человеческой деятельности?

2. Роль науки на разных исторических этапах.

3. Роль естественных наук в XXI веке.

Методические указания

1) Подготовка к семинару:

В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов.

Время выступления – 10-12 мин. Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории. Если слушатели не могут дать ответа на поставленные вопросы, балльная оценка докладчикам снижается.

2) Процедура семинара:

ü Студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы.

ü Если студент (или группа студентов) выбрал форму обычного сообщения (без демонстрации презентации), то при выступлении можно опираться только на СОБСТВЕННЫЕ записи. Использование копий и распечаток при ответе не допускается.

ü Остальные студенты должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Если слушатели не могут задать вопросы, балльная оценка докладчикам снижается.

ü Те, кто не успевают выступить на семинаре, в тот же день сдают свои материалы на проверку. В конце занятия студенты также сдают подготовленные эссе.

3) Подготовка к работе в «проблемной зоне»

Студенты, не участвующие в подготовке докладов с презентациями, готовят ответы на проблемные вопросы, указанные в п.3 данной темы, и индивидуально подбирают материал по ОДНОМУ из вопросов (ПО ВЫБОРУ):

ü устно либо письменно в форме эссе (рассуждения на заданную тему, 1,5-2 стр.), которое должно включать:

- во-первых, АРГУМЕНТАЦИЮ одной из позиций по данному вопросу, почерпнутой из учебной и специальной литературы - с цитатами и ссылками;

- во-вторых, с СОБСТВЕННЫМИ ОРИГИНАЛЬНЫМИ рассуждениями и собственной мотивированной позиции в дискуссии по данной теме;

4) Работа в «проблемной зоне» (при наличии времени):

ü По предложению преподавателя студент комментирует (зачитывает) свои материалы.

ü Остальные студенты должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам.

ü В конце занятия работы сдаются на проверку.


Тема 3

Контрольный семинар №1

Экспресс-опрос

Контрольные вопросы:

Письменный контроль

Темы, включенные в контрольную работу:

1. Естествознание в системе науки и культуры (эволюция научного метода) (тема 1 в Плане практических занятий).

2. История естествознания: ретроспективный взгляд на ЕНКМ и панорама современного естествознания (тема 2 в Плане практических занятий).

3. Развитие научных исследовательских программ и картин мира.

4. Развитие представлений о материи.

5. Развитие представлений о движении.

6. Развитие представлений о взаимодействии.

7. Принципы симметрии, законы сохранения.

8. Эволюция представлений о пространстве и времени.

9. Специальная теория относительности (СТО).

10. Общая теория относительности(ОТО).


Тема 4

Творческий семинар

ГЕНЕТИКА и Эволюция

План занятия:

1) Презентации докладов или краткие сообщения

Рейтинговая оценка:

ü до 4 баллов за участие в опросе и обсуждении темы (баллы текущего контроля)

ü до 10 баллов за доклад с презентацией / до 4 баллов за сообщение по теме (баллы текущего контроля)

ü до 5 баллов за эссе по проблемному вопросу (премиальные баллы)

Проблемные зоны» семинара

7. Значение нарушений симметрии в эволюции живого.

8. Проблема времени в естественных и гуманитарных науках.

9. Что было в начале и что будет в конце – порядок или хаос?

10.«Энтропийный капкан» для современной цивилизации.

11. Проблема возникновения жизни на Земле.

12. Человек – существо биологическое или социальное?

13. Трансгенные организмы: проблема жизни в генетически модифицированном мире

14. Клонирование и его возможности: вымысел и реальность.

15. Проблемы коэволюции человека и биосферы.

Методические указания

Подготовка к семинару и процедура семинара: см. рекомендации к теме 2


Тема 5

Контрольный семинар №2

Экспресс-опрос

Контрольные вопросы:

Космология (мегамир)

14) Что изучает космология? Что является теоретической основой современной научной космологии?

15) В чем основная идея космологической модели Фридмана? Каковы ее экспериментальные доказательства?

16) Каков основной тезис модели горячей Вселенной Гамова? Что такое космологическая сингулярность?

Геологическая эволюция

17) В чем заключаются отличия Земли как планеты от других планет земной группы?

18) Каков химический состав Земли? Какова структура магнитного поля Земли и его роль для жизни на планете? Каково внутреннее строение Земли? Какие методы исследования дают основную информацию об этом? Какими методами оценивается возраст Земли? Каков он согласно современным данным?

19) В чем заключается концепция тектоники литосферных плит? Каковы взгляды на возникновение океанов и атмосферы на Земле?

20) Какова структура и химический состав атмосферы Земли?

Генетика и эволюция

29) Что такое ген, аллель? Какие гены считают рецессивными и доминантными? Что такое геном, генотип и фенотип, генофонд? Каковы свойства генетического материала?

30) Что относят к наследуемой и ненаследуемой изменчивости? Назовите свойства мутаций.

Человек в биосфере

40) Что такое антропогенез? Какие палеонтологические находки предков человекообразных обезьян и человека известны современной науке? Назовите основные этапы эволюции рода Homo и его предшественников. Какие гипотезы существуют о происхождении Человека разумного? Каковы генетические доказательства? Каковы основные закономерности антропогенеза? Укажите последовательность происхождения рас Человека разумного.

41) Охарактеризуйте место вида Человек разумный(Homo sapiens) в системе живого. В чем сходства и отличия человека от других животных?

42) Назовите основные концепции, характеризующие нервную систему человека. Каковы основные принципы клеточной организации и функционирования мозга? Как проявляется функциональная асимметрия головного мозга человека? Что такое сознание? Как соотносится сознательное и бессознательное?

43) В чем проявляется коэволюция человека и биосферы? Когда произошла неолитическая революция и каковы ее экологические последствия?

Письменный контроль

Темы, включенные в контрольную работу:

1. Динамические и статистические закономерности в природе.

2. Принцип возрастания энтропии.

3. Концепция целостности природы.

4. Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма..

5. Космология (мегамир).

6. Геологическая эволюция.

7. Эволюция и развитие живых систем.

8. Генетика и эволюция.

9. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы.

10. Человек в биосфере.

11. Глобальный экологический кризис.


2. Перечень тем самостоятельных заданий

2.1. Темы презентаций докладов (выполняется обязательно, текущий контроль)

1. Наука древнего мира.

2. Естествознание в эпоху Средневековья и Возрождения.

3. Естествознание Нового времени (XVII-XIX вв.).

4. Естествознание XX – XXI вв.

5. Эффект бабочки в теории хаоса.

6. Вселенная в разных масштабах: микро-, макро- и мегамиры.

7. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы.

8. Генетический паспорт человека.

9. История жизни на Земле.

Методические указания:

ü !!! ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Краткие пояснения к содержанию докладов – см. в соответствующих темах (Планы практических занятий).

ü В течение семестра студент может выполнить одну презентацию по предложенным вопросам.

ü Общие требования к выполнению презентаций – см. п.2.5.

Рейтинговая оценка:

ü до 10 баллов за презентацию доклада

2.2. Вопросы для написания эссе (выполняется по желанию, для премиальных баллов):

ü В течение семестра студент может выполнить от одного до четырех эссе по предложенным вопросам (но не более одного эссе из каждого раздела).

Рейтинговая оценка:

ü до 5 баллов за одно эссе

Раздел 1

1. Почему в XXI веке до сих пор жива псевдонаука (лженаука)?

2. Математика как язык естествознания: почему математику называют «царицей наук»?

3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры – проблема двух культур в науке. Путь к единой культуре.

4. Когда и где возникла наука как сфера человеческой деятельности?

5. Роль науки на разных исторических этапах.

6. Роль естественных наук в XXI веке.

Раздел 2

7. Значение нарушений симметрии в эволюции живого.

8. Проблема времени в естественных и гуманитарных науках.

Раздел 3

9. Углерод – главный элемент живого.

10. Вода и ее роль для живой природы.

11. Симметрия и асимметрия живого. Хиральность молекул живого.

Раздел 4

12. Что было в начале и что будет в конце – порядок или хаос?

13. «Энтропийный капкан» для современной цивилизации.

14. Иерархичность природных структур как отражение системности природы.

Раздел 5

15. Проблемы эволюции Вселенной.

16. Проблемы эволюции Солнечной системы.

17. Проблемы эволюции планеты Земля.

18. Проблема возникновения жизни на Земле.

19. Человек – существо биологическое или социальное?

20. Трансгенные организмы: проблема жизни в генетически модифицированном мире

21. Клонирование и его возможности: вымысел и реальность.

Раздел 6

22. Проблемы коэволюции человека и биосферы.

Методические указания:

Эссе (рассуждение на заданную тему, 1,5-2 стр.) должно включать:

- во-первых, АРГУМЕНТАЦИЮ одной из позиций по данному вопросу, почерпнутой из учебной и специальной литературы - с цитатами и ссылками;

- во-вторых, с СОБСТВЕННЫМИ ОРИГИНАЛЬНЫМИ рассуждениями и собственной мотивированной позиции в дискуссии по данной теме.

Эссе выполняется на отдельных листах.

Рекомендации по написанию эссе – см. п. 2.3. и Приложение 2

2.3. Общие требования к самостоятельным работам:

ü Индивидуальные темы для самостоятельной работы по курсу предлагаются студентам на выбор в начале семестра. Каждую тему готовят 1-4 студента.

ü Самостоятельная работа, оформленная в виде ПРЕЗЕНТАЦИИ Microsoft PowerPoint, должна соответствовать изложенным ниже требованиям к презентации, в противном случае балльная оценка снижается. (см. также Приложение 1)

Файл презентации должен быть выполнен в программе MS PowerPoint 2003, 2007 либо в программе, выполняющей аналогичные функции. Такой файл должен либо открываться в MS PowerPoint, либо иметь возможность просмотра без использования сторонних программ. В последнем случае файл должен позволять получать доступ к ЛЮБОМУ из слайдов презентации в произвольном порядке.

Файл презентации должен быть предоставлен на CD или с флеш-карты.

МАтериалы контроля знаний

3.1. Требования к работе и рейтинговая система оценки знаний студента

Изучение курса завершается ЗАЧЕТОМ. Освоение содержания курса предполагает проведение промежуточного и итогового контроля знаний.

ü Промежуточный контроль осуществляется:

· во-первых, по вопросам теоретической подготовки;

· во-вторых, при оценке докладов и сообщений;

· в-третьих, посредством оценки выполнения контрольных работ (по лекционному курсу, вопросам практических занятий и темам самостоятельной работы)

Студенты в течение семестра обязательно должны:

- выполнить 2 контрольные работы (до 10 баллов за одну работу) – см. п.1 «Планы практических занятий»;

- участвовать в работе на семинарах (до 14 баллов) – см. п.1 «Планы практических занятий»;

- подготовить и представить на семинаре один доклад с презентацией (до 10 баллов) – см. п.1 «Планы практических занятий» и п.2.1 в Перечне тем самостоятельных заданий;

ü Итоговая оценка выставляется либо по сумме баллов, набранных в течение семестра (в случае автоматического зачета), либо по результатам устного зачета (собеседование).

 

Максимально возможное количество баллов по дисциплине – 100 баллов.

Автоматический зачет – от 53 баллов.

Минимальный уровень аттестации – 40 баллов.

Кроме того, предусмотрено выполнение дополнительных заданий для получения премиальных баллов (до 30 баллов). Для повышения рейтинга (премиальные баллы) студент может выбрать:

- 1-6 эссе (до 5 баллов за одну работу) – см. п.2.2 в Перечне тем самостоятельных заданий.

 


Интернет-источники

1. http://ru.wikipedia.org Свободная энциклопедия Википедия

2. http://elementy.ru/ Элементы большой науки

3. http://novostinauki.ru/ Новости науки

4. http://www.rian.ru/science/ РИА «Новости» / Наука и технологии

5. http://www.evolbiol.ru/ Эволюционная биология


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Наполнение презентации

- Основная задача презентации – перевести Ваш доклад в визуальные образы, которые воспринимаются и запоминаются гораздо лучше, чем обычный текст.

- Не пишите текст доклада целиком на кадре. Нет ничего хуже, чем следить за докладчиком и читать то, что Вам и так рассказывают устно.

- На слайдах размещают схемы, таблицы, диаграммы, графики с краткими комментариями, а уж подробно об этих объектах Вы расскажете в процессе доклада.

- Таблицы, диаграммы можно готовить как в других программах (например, Visio), так и в PowerPoint. Но помните, что все составляющие элементы должны соответствовать общему стилю презентации. В РowerPoint имеется достаточное количество инструментов, чтобы сделать действительно красивую презентацию: это и разнообразные фигуры, линии, цвета, можно задавать прозрачность объектов, толщину линий, тень, объем. Есть много готовых форм. Пробуйте, экспериментируйте! Но не увлекайтесь, не забывайте о правилах целостности композиции. Во всем должно быть чувство меры.

- Для текста также необходимо задать стиль. Это делается в «Образце слайдов». Именно здесь можно определить шрифт (желательно выбрать Aril, Verdana, Times, Tahoma) чтобы не было проблем с показом презентации на других носителях, задать размер, отступ красной строки (если есть), интервал. Определить стили для заголовков. Необходимо также задать размещение текста на слайде. Текстовую информацию лучше представлять в виде списка 2-3 уровней. Каждый кадр должен быть закончен по смыслу. Используйте «чистые» цвета – синий, красный, черный, желтый для текста и для дизайна фона, а так же максимально крупный шрифт.

- Избегайте большого количества букв и слов на слайде. Длинный тезис сокращайте до 2-3 (максимум 6) слов. Оптимальное количество текста на экране – не больше 6 слов в 6 рядах. Помните – лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать. Лучше вставьте одну, но хорошую картинку, чем напишете «Войну и мир» на одном слайде. Стиль слайда скорее похож на общение с помощью SMS.

- Не увлекайтесь клипартами, которые входят в Office. Они очень сильно «заезжены». Лучше потратить время и подыскать в фотобанках действительно интересные изображения, которые соответствуют Вашей тематике. То же самое относится к фото изображениям. Используйте их обдуманно, чтобы они несли какую-то смысловую нагрузку и соответствовали тезисам слайда и Вашему докладу. Иллюстрации, как и все остальное, должны вписываться в общую композицию слайда. При использовании графических объектов сохраняйте чувство вкуса и меры. Чрезмерное количество двигающихся, скачущих и быстро меняющихся объектов в Power Point утомляет зрителей.

- Совет: не перегружайте слайд информацией, если уж так получилось, что все, что хотели не удается разместить на одном кадре – разделите на 2 и более кадров, но предложения и смысл должны быть законченным на каждом слайде.

4. Обязательно просматриваем конечный результат!

Подготовка аппаратуры и аудитории

Обязательно узнайте, на какой аппаратуре и в какой аудитории будет проходить Ваше выступление. Иначе может произойти так, что вся «красота» - градиенты, тени и полутени, полутона, разные оттенки одного цвета идеально смотрятся на мониторе компьютера и совершенно не будут видны на экране. Размер и начертание шрифта идеально смотрелось на мониторе и был слишком мелким на экране.

Раздаточный материал

Подготовьте раздаточный материал. Хорошо, если это будет CD-диск и распечатка вашего доклада в следующем виде. Распечатанную презентацию (на странице слева размещается кадр презентации, а справа место для заметок) надо раздать вначале семинара, чтобы слушатели могли делать заметки по ходу вашего доклада.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Требования к фактическим данным и другим источникам

ü При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения). Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту. Соответствующая спецификация данных по времени и месту — один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением).

ü Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом. Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы? насколько надежны данные для построения таких индикаторов? к какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий? и т.д.), и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

Качество текста складывается из четырех основных компонентов:

ü Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.

ü Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.

ü Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.

ü Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.

Кафедра мировой экономики

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе

______________ Болтовская Л.А.

«______» ______________ 2012 г.

 

 

Концепции современного естествознания

 

программа дисциплины

для студентов 1 курса экономического факультета

очной формы обучения

 

Направления и профили подготовки:

080100.01 Экономика: Экономика предприятия и предпринимательская деятельность

080100.02 Экономика: Мировая экономика

080200.01 Менеджмент: Менеджмент организации

080400 Управление персоналом

081100 Государственное и муниципальное управление

100700 Торговое дело

 

 

ЧИТА 2012

 


Концепции современного естествознания: программа дисциплины для образовательного учреждения высшего профессионального образования для студентов 1 курса, обучающихся по направлениям бакалавриата 080100 Экономика (профили Мировая экономика, Экономика предприятия и предпринимательская деятельность), 08020001 Менеджмент (профильМенеджмент организации), 080400 Управление персоналом, 081100 Государственное и муниципальное управление, 100700 Торговое дело.

 

 

Составитель: доцент, к.б.н. Лобанова Наталья Леонидовна

 

Рецензент:

 

 

Программа дисциплины обсуждена и одобрена на заседании кафедры мировой экономики ЧИ БГУЭП

 

Протокол № _______ от «_____» ________________ 2011 года

 

 

Программа дисциплины рассмотрена и утверждена к печати на заседании УМК ЧИ БГУЭП

 

 

Протокол № _______ от «_____» ________________ 2011 года

 

 


Пояснительная записка

Учебная дисциплина “Концепции современного естествознания” (КСЕ) является обязательным компонентом в подготовке специалистов по гуманитарным направлениям. Это принципиально новая общеобразовательная дисциплина из цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин. Основное назначение КСЕ – повышение общекультурного статуса через ознакомление с естественнонаучной культурой и уровня эрудиции в области современного естествознания, достижение высокого и устойчивого уровня профессионализма через фундаментализацию образования.

Общий замысел курса состоит в том, чтобы представить естествознание как феномен мировой культуры. Эта цель подразумевает изложение не только технических и технологических приложений естественных наук, но, прежде всего, представлений о классической и неклассической стратегиях мышления. Эти стратегии исторически формировались благодаря изучению природы, но сейчас их следует рассматривать как достояние единой мировой культуры. Оно состоит в том, что благодаря становлению стратегий естественнонаучного мышления человечество обрело дар понимания природы и одновременного осознания значимости мысленной позиции исследователя для получения того или иного знания.

Данная программа составлена с трансдисциплинарных позиций, позволяющих установить единство естественных наук в целях построения концептуального каркаса целостной естественнонаучной картины мира (ЕНКМ). Структура программы подчинена изложению некоторых ведущих трансдисциплинарных естественнонаучных идей, в которых отражается квинтэссенция современных представлений о природе, не зависящих от области научной специализации естествоиспытателя. Различия между предметами и методами исследования физики, химии и биологии, приводящие к дисциплинарной интерпретации общих естественнонаучных концепций, учитываются в их изложении.

Концепция формирования содержания данной программы дисциплины КСЕ сводится к следующему:

ü Естествознание рассматривается как самостоятельная наука со своим предметом и методами исследования.

ü В естествознании существуют сквозные специфические естественнонаучные идеи и принципы, отличные от общеметодологических и частнодисциплинарных.

ü Естествознание является одним из центров роста и объединения мировой культуры.

Цели и задачи изучения дисциплины

· понимание специфики гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры, ее связей с особенностями мышления,

· формирование представлений о ключевых особенностях стратегий естественнонаучного мышления;

· понимание сущности трансдисциплинарных идей и важнейших естественнонаучных концепций, определяющих облик современного естествознания;

· формирование представлений о естественнонаучной картине мира (ЕНКМ) как глобальной модели природы, отражающей целостность и многообразие естественного мира;

· осознание проблем экологии и общества в их связи с основными концепциями естествознания;

· ознакомление с методологией естественнонаучного познания, принципами теоретического моделирования объекта в естествознании, возможностями перенесения методологического опыта естествознания в гуманитарные науки.

Курс предназначен для студентов, обучающихся на финансово-информационном факультете. Курс в объеме 100 часов общей трудоемкости (в том числе 33 часа аудиторных занятий) читается на 1-м году обучения во 3 триместре и связан с изучением дисциплин «Философия», «История».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.275 с.)