По курсу «Концепции современного естествознания» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По курсу «Концепции современного естествознания»



1. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.

2. Наука в духовной культуре общества.

3. Этика науки.

4. особенности научного знания.

5. Структура научного познания.

6. Критерии и нормы научности.

7. Границы научного метода.

8. Общие модели развития науки.

9. Научные революции.

10. Дифференциация и интеграция научного знания.

11. Математизация естествознания.

12. Сущность глобального эволюционизма.

13. Синергетика – теория самоорганизации.

14. Общие контуры современной естественнонаучной картины мира.

15. Уровни организации материи.

16. Макромир.

17. Фундаментальные открытия в области физики конца 19 – начала 20 веков.

18. Рождение и развитие представлений о квантах.

19. Теория атома Н. Бора.

20. Корпускулярно-волновой дуализм в современной физике.

21. Элементарные частицы как глубинный уровень структурной организации материи.

22. Звездная форма бытия космической материи.

23. Планеты.

24. Современные космологические модели Вселенной.

25. Этапы космической эволюции.

26. Развитие взглядов на пространство и время в истории науки.

27. Пространство и время в специальной и новой теории относительности А. Эйнштейна.

28. Предмет познания химической науки и ее проблемы.

29. Методы и концепции познания в химии.

30. Проблемы элементарного и молекулярного состава и их решение.

31. проблемы и решения на уровне структурной химии.

32. Проблемы и решения на уроне учения о химических процессах.

33. Эволюционная химия как высший уровень развития химических знаний.

34. Предмет биологии, ее структура и этапы развития.

35. Сущность живого. Его основные признаки.

36. Структурные уровни живого.

37. Клетка, как первокирпичик живого, ее строение и функционирование.

38. Принципы биологической эволюции.

39. Предмет генетики.

40. Биоэтика.

41. Понятие биосферы.

42. Человек и биосфера.

43. Влияние природы на человека. Географическая среда.

44. Географический детерминизм.

45. Окружающая среда, ее компоненты.

46. Влияние человека на природу. Техносфера.

47. Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

48. Взаимосвязь космоса и живой природы.

49. Противоречия в системе «природа-биосфера - человек».

50. Человек – дитя Земли.

51. Проблема антропогенеза.

52. Биологическое и социальное в историческом развитии человека.

53. Биологическое и социальное в онтогенезе человека.

54. Социобиология о природе человека.

55. Социально-этические проблемы генной инженерии человека.

56. Бессознательное и сознательное в человеке.

57. Человек: индивид и личность.

 

 

Тесты по КСЕ

 

1. Выберите варианты ответов, дающие верное определение науки.

1) Наука – это совокупность способов деятельности людей, направленных на получение объективно-истинных знаний о мире и систематизацию доступной человеку и обществу информации.

2) Наука – это наличие объяснительного потенциала в знаниях о мире.

3) Наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

4) Наука – это появление особых людей в обществе с феноменальными способностями.

2. Выберите верное определение научной революции.

1) Научная революция – это открытие новых законов.

2) Научная революция – это переворот во взглядах на мир.

3) Научная революция – это смена парадигмы.

4) Научная революция – это сбор эмпирических фактов.

3. Выберите верные варианты ответов. Научно-техническая революция – это:

1) Коренное преобразование производительных сил общества на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства и всей жизни общества.

2) Утверждение новых производственных отношений на основе изменившихся производительных сил общества.

3) Разновидность технического прогресса в условиях, когда происходит совпадение коренных преобразований науки и техники, и когда ведущая роль в развитии переходит к науке.

4) Более полное использование открытых законов природы и общества.

4. Выберите верные варианты ответов. Какие социальные последствия современной научно-технической революции положительного свойства можно считать общечеловеческими?

1) Сокращение необходимого рабочего времени для производства продукции.

2) Преобладание в общественном сознании элементов массовой культуры.

3) Возрастание жизненного уровня людей.

4) Интенсификация труда.

5. Религия использует веру людей в сверхъестественное и в чудеса. На что опирается наука, при объяснении природных и общественных явлений?

1) На мифы.

2) На эксперимент.

3) На законы природы и общества.

4) На интуицию.

6. Выберите специфические черты, присущие науке как сфере человеческой деятельности.

1) Изучает бытие в целом, а не отдельные фрагменты реальности.

2) Универсальность.

3) Получает знания, пригодные для отдельного народа, культуры.

4) Стремление постичь абсолютную истину.

 

7. Выделите признаки, отличающие науку от искусства.

1) Рациональность.

2) Восприятие мира на уровне образов.

3) Эмпирическая проверка полученных результатов.

4) Использование художественных образов.

8. Укажите время возникновения современной науки.

1) XIX век.

2) XVI- XVII века.

3) VI-IV века до н.э.

4) XX век.

9. Укажите черты, характеризующие отличительные особенности естествознания по сравнению с обществознанием.

1) Влияние ценностей существенно, значимо.

2) Идеологический нейтралитет.

3) Большое значение имеет переживание изучаемого события, субъективное отношение к нему.

4) Объект исследования – человек, общество.

5) Отсутствие антропоцентризма.

10. Укажите время, когда возник термин НТР.

1) XVI-XVIII века.

2) середина XX века.

3) XIX век.

4) XIV век.

11. Выделите черты, определяющие сущность сциентизма.

1) Абсолютизация стиля и методов гуманитарных наук, объявление их вершиной знания.

2) Представление о науке, особенно естествознании, как высшей, если не абсолютной ценности.

3) Отрицание естественнонаучной проблематики как не имеющей познавательного значения.

4) Наука рассматривается как единственная сфера духовной культуры, которая в будущем поглотит её нерациональные формы.

12. Выберите варианты ответов, определяющие объект исследования эмпирического уровня познания.

1) Природные объекты.

2) Идеализированные конструкции.

3) Объекты социальной действительности.

4) Объекты, которые строятся с помощью абстракции.

13. Выберите варианты ответов, определяющие объект исследования теоретического уровня познания.

1) Природные объекты.

2) Идеализированные конструкции.

3) Объекты социальной действительности.

4) Объекты, которые строятся с помощью абстракции.

14. Выберите вариант ответа, определяющий сущность принципа фальсифицируемости.

1) Научные истины в принципе опровергаемы на практике.

2) Научные истины должны подтверждаться на практике путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом.

3) Научные истины не требуют подтверждения практикой, а принимаются на веру.

4) Научные истины должны соответствовать интересам определенных слоёв общества.

15. Выделите эмпирические методы.

1) Наблюдение.

2) Аксиоматизация.

3) Описание.

4) Формализация.

5) Измерение.

6) Гипотетико-дедуктивный метод.

7) Эксперимент.

16. Выделите теоретические методы.

1. Аксиоматизация.

2. Описание.

3. Формализация.

4. Наблюдение.

5. Измерение.

6. Гипотетико-дедуктивный метод.

7. Эксперимент.

17. Выберите варианты ответов, характеризующие естественнонаучную картину мира Нового времени.

1) Механистическая картина мира, где нет места случайности, где любое событие однозначно определено начальными условиями, задаваемыми абсолютно точно.

2) Материя, Вселенная в целом и во всех её элементах не могут существовать вне развития. При этом развитие идет как саморазвитие.

3) Человек, как рациональное существо, созданное Богом по своему образу и подобию, способен познать мир.

4) Естественнонаучное знание неразрывно связано с гуманитарным.

18. Выберите варианты ответов, характеризующие современную естественнонаучную картину мира.

1) Механистическая картина мира, где нет места случайности, где любое событие однозначно определено начальными условиями, задаваемыми абсолютно точно.

2) Материя, Вселенная в целом и во всех её элементах не могут существовать вне развития. При этом развитие идет как саморазвитие.

3) Человек, как рациональное существо, созданное Богом по своему образу и подобию, способен познать мир.

4) Естественнонаучное знание неразрывно связано с гуманитарным.

 

19. На чем основывается модель расширяющейся Вселенной?

1) На интуиции.

2) На законах природы.

3) На теории Большого Взрыва.

4) На утверждении, что это сделал Бог.

 

20. Что такое Метагалактика?

1) Совокупность звёзд.

2) Совокупность планет.

3) Совокупность звездных систем – галактик.

4) Совокупность астероидов и комет.

21. Продолжается ли образование звёзд в настоящее время?

1) Нет.

2) Да.

3) Неизвестно науке.

4) Возможно, в далёком космосе.

22. Как понимать выражение “ Расширяющаяся Вселенная”?

1) Движение галактик в пространстве.

2) Отодвигание галактик друг от друга.

3) Неограниченность Вселенной.

4) Увеличение скоростей движения планет.

23. Как называется галактика, в которую входит Солнечная система?

1) Альфа Центавра.

2) Процион.

3) Млечный путь.

4) Туманность Андромеды.

24. Что такое квазар?

1) Космический корабль.

2) Астероид.

3) Источник сверхмощного излучения и сверхмощной светимости.

4) Спутник Сатурна.

25. Кто заложил основы теории космических полетов?

1) К.Э. Циолковский.

2) В. фон Браун.

3) С.П. Королёв.

4) И. Ньютон.

26. Выберите верный вариант ответа. Принцип относительности Галилея:

1) Все физические явления происходят одинаково во всех инерциальных системах.

2) Физические явления уникальны в каждой галактике.

3) Все физические явления самостоятельны в различных системах.

4) Все физические явления подчинены законам, открытым Ньютоном.

27. Что такое квант?

1) Мельчайшая порция энергии.

2) Составная часть светового излучения.

3) Произведение скорости на частоту.

4) Длина волны света.

28. Каковы, по Ньютону, сущностные характеристики пространства и времени?

1) Время характеризуется продолжительностью, а пространство – протяжённостью.

2) Время – это сроки взаимодействия, а пространство – это арена взаимодействия.

3) Пространство и время – вместилища самих себя и всего существующего.

29. Какое суждение точнее характеризует пространство и время?

1) Это формы, отражающие наличие косного вещества.

2) Это отражение космоса.

3) Это отражение земных процессов.

4) Это всеобщие формы бытия материи.

30. В чём сущность принципа неопределенностей Гейзенберга?

1) Микрочастицы движутся по своим законам.

2) Нельзя одновременно точно установить координаты и импульс микрочастицы.

3) Движение микрочастиц не подчиняется законам классической механики.

4) При распаде микрочастицы не всегда часть меньше целого.

31. Выберите правильный вариант ответа.

1) Квантовая механика определяет динамические законы движения микрочастиц.

2) Квантовая механика определяет статистические законы движения микрочастиц.

3) Квантовая механика определяет законы движения ансамбля микрочастиц.

4) Квантовая механика характеризует то, как движутся микрочастицы в космосе.

32. Что представляет собой система?

1) Это замкнутая в себе вещь.

2) Часть материи с группой закономерностей.

3) Это совокупность элементов и связей между ними, характеризующаяся целостностью.

4) Часть пространства, заполненная материей.

33. Что изучает кибернетика? Как управлять:

1) Кораблём на море.

2) Сложными системами с обратной связью.

3) Космическим кораблём.

4) Автомобилем.

34. Кто является основателем кибернетики?

1) К.Э. Циолковский.

2) В.М. Глушков.

3) Н. Винер.

4) Д. Белл.

35. Выберите верные варианты ответов. Что такое информация вообще?

1) Мера разнообразия (сложности, организации, порядка) процессов в мире.

2) Мера изменений, которыми сопровождаются все процессы в мире.

3) Мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени.

4) Мера организованности, упорядоченности системы.

36. Какой новый метод исследования дала кибернетика науке?

1) Ретроспективный.

2) Метод актуализации.

3) Моделирования на ЭВМ.

4) Метод разрешения противоречий – антиномий.

37. Что увеличивает информацию?

1) Понижение энтропии.

2) Повышение энтропии.

3) Неизменность энтропии.

4) Изменение энтропии на изменение информации не влияет.

38. Флуктуация – это:

1) Хаотическое отклонение состояния системы от средних значений.

2) Плановое изменение состояния системы.

3) Стационарное состояние системы.

4) Развитие системы.

39. Выберите верные варианты ответов. Точка бифуркации – это:

1) Неустойчивость системы относительно флуктуаций.

2) Предопределенность изменения системы.

3) Конец устойчивости системы, обеспечивающейся связью между элементами системы.

4) В этой точке организация системы становится устойчивой.

40. Какое положение синергетики является новаторским?

1) Процесс непрерывного развития.

2) Возможность управлять процессом развития.

3) Развитие идет через случайный выбор одной из нескольких возможностей.

4) Возможность получать одни материалы из других.

41. Кто одним из первых начал разрабатывать идеи синергетики?

1) И. Пригожин.

2) А. Эйнштейн.

3) М. Планк.

4) Л.де Бройль.

42. Определите всеобщие признаки живого.

1) Обмен веществ.

2) Полёт.

3) Воспроизводство самих себя.

4) Плавание.

43. Как трактует появление жизни креационизм?

1) Возникла естественным путем на Земле.

2) Создана сверхъестественным существом в определённое время.

3) Занесена на Землю из космоса.

4) Существовала на Земле всегда.

44. В чём суть концепции панспермии?

1) Жизнь возникла естественным путём на Земле.

2) Жизнь создана сверхъестественным существом в определённое время.

3) Жизнь занесена на Землю из космоса.

4) Жизнь существовала на Земле всегда.

45. В чём суть концепции происхождения жизни А.И.Опарина?

1) Создана сверхъестественным существом в определённое время.

2) Занесена на Землю из космоса.

3) Возникла на Земле в историческом прошлом в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.

4) Существовала на Земле всегда.

46. Какова субстратная основа жизни на Земле?

1) Кремниевая.

2) Углеродная.

3) Алюминиевая.

4) Серная.

47. Кто заложил основы генетики как науки?

1) Г.И. Мендель.

2) И.В. Мичурин.

3) К. Лоренц.

4) Н.И. Вавилов.

48. Выберите верный вариант ответа. Что такое мутации?

1) Способность генов к перестройке.

2) Появление организма нового вида.

3) Отбор организмом необходимых генов.

4) Игнорирование изменения генов.

49. Выберите верный вариант ответа. Где находится ген?

1) В тканях организма.

2) В скелете организма.

3) Внутри клеток организма.

4) Вне клеток организма.

50. Выберите верный вариант ответа. Что такое наследственность?

1) Генетические признаки, которые организм получает от родителей.

2) Возможности организма, обеспечивающие выживание.

3) Заложенный в организме запас прочности.

4) Способность организма победить трудности.

51. Выберите верный вариант ответа. Что такое геном организма?

1) Совокупность генов.

2) Совокупность клеток.

3) Совокупность тканей.

4) Совокупность систем.

52. Выберите верный вариант ответа. Какую роль играет фактор изменчивости в органическом мире?

1) Обновление организма.

2) Основа образования новых признаков в строении и функциях организма.

3) Обеспечение устойчивости развития организма.

4) Более полное освоение ресурсов места проживания.

53. Выберите верный вариант ответа. Что является «первокирпичиком» в биологии?

1) Молекулы, из которых состоит организм.

2) Живая клетка как мельчайшая система.

3) Химические элементы, используемые для построения организма.

4) Отдельный тип живого.

 

54. Выберите вариант ответа, определяющий экологию.

1) Наука о генетическом коде организма.

2) Наука о внутренней организации Вселенной.

3) Междисциплинарное научное направление, рассматривающее отношение к живой природе в свете нравственных ценностей.

4) Наука о местообитании живых существ, их взаимоотношении с окружающей средой.

55. Укажите, что является, по Дарвину, источником развития.

1) Тренировка органов.

2) Борьба за существование и выживание наиболее приспособленных.

3) Способность к взаимопомощи.

4) Природные катастрофы – кометы, изменения температуры и пр.

 

56. Что такое нейрон?

1) Нервная клетка со всеми отходящими от неё отростками.

2) Электрически нейтральная частица, входящая в состав ядра атома.

3) Это стабильная незаряженная элементарная частица, относится к лептонам

57. Назовите имя ученого, определившего роль условных рефлексов в процессе научения.

1) Н. Винер.

2) К. Лоренц.

3) И.П. Павлов.

4) Ч. Дарвин.

58. Что такое этология?

1) Наука о поведении человека, о взаимоотношениях между людьми.

2) Наука о наследственном здоровье человека и путях его улучшения.

3) Наука о поведении животных.

4) Наука о живой природе.

 

59. Какая концепция происхождения человека господствует в науке ХХ века?

1) Человек как творение божье по образу и по подобию божьему.

2) Предки человека произошли от животных и даже растений.

3) Человек есть порождение космических существ, когда-то посещавших Землю.

4) Теория эволюции: происхождение человека идет от высокоразвитых предков современных обезьян.

60. Кто является основателем психоанализа? Выберите правильный вариант ответа.

1) К. Юнг.

2) И.П. Павлов.

3) З. Фрейд.

4) И.М. Сеченов.

5) С. Гроф.

 

Учебно-методическое обеспечение курса

1. Основная рекомендуемая литература

(учебники, учебные пособия, хрестоматии):

 

1. Горелов, Анатолий Алексеевич. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / А. А. Горелов. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 512 с. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-691-00122-1

2. Карпенков, Степан Харланович. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / С. Х. Карпенков. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект, 2003. - 640 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0246-3

3. Дубнищева, Татьяна Яковлевна. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Т. Я. Дубнищева. - 3-е изд. - М.: Маркетинг, 2001. - 832 с.

4. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / ред.: В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 303 с.

5. Дубнищева, Татьяна Яковлевна. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Т. Я. Дубнищева. - 4-е изд. - Новосибирск: ЮКЭА, 2003. - 823 с. - ISBN 5-93376-036-6

6. Дерюшев, Владимир Викторович. Концепции современного естествознания: сборник тестов и терминологический словарь / В. В. Дерюшев, С. М. Илющенко, О. В. Ярков. - Бийск: Бийский педагогический гос. университет им. В. М. Шукшина, 2005. - 103 с.

7. Грядовой, Дмитрий Иосифович. Концепции современного естествознания: структурированный учебник для вузов / Д. И. Грядовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 239 с. - ISBN 5-238-00483-4

8. Горелов, Анатолий Алексеевич. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / А. А. Горелов. - М.: АСТ; М.: Астрель, 2004. - 380 с. - (Высшая школа). - ISBN 5-17-018947-8
Рекомендовано Мин. образования

9. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / ред.: В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 317 с. - ISBN 5-238-00530-X
Рекомендовано Мин. Образования

10. Карпенков, Степан Харланович. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / С. Х. Карпенков. - 9-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект; М.: Мир, 2005. - 640 с.: ил. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0527-6
Рекомендовано Мин. образования

11. Суханов, Александр Дмитриевич. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / А. Д. Суханов, О. Н. Голубева; ред. А. Ф. Хохлов. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2006. - 256 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-358-01300-8
Рекомендовано Мин. образования

12. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / ред.: В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 319 с. - ISBN 978-5-238-01225-4
Рекомендовано Мин. Образования

13. Белкин, Павел Николаевич. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / П. Н. Белкин. - М.: Высшая школа, 2004. - 335 с.: ил. - ISBN 5-06-004505-6 (в пер.)
Рекомендовано УМО

14. Дмитриева, Валентина Феофановна. Концепции современного естествознания: программа, методические указания и контрольные задания для студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям / В. Ф. Дмитриева, Ю. Б. Икренникова, М. А. Михайлов. - М.: Высшая школа, 2003. - 135 с.: ил. - ISBN 5-06-004466-1

15. Карпенков, Степан Харланович. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / С. Х. Карпенков. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2005. - 535 с.: ил. - Библиогр.: с. 507. - ISBN 5-06-004242-1
Рекомендовано Мин. образования

16. Карпенков, Степан Харланович. Концепции современного естествознания: краткий курс: учебник для вузов / С. Х. Карпенков. - 4-е изд., испр. и перераб. - М.: Высшая школа, 2004. - 446 с.: ил. - Библиогр.: с. 446. - ISBN 5-06-004468-8
Рекомендовано Мин. образования

17. Карпенков, Степан Харланович. Концепции современного естествознания: справочник: учебное пособие для вузов / С. Х. Карпенков. - М.: Высшая школа, 2004. - 632 с.: ил. - Библиогр.: с. 605. - ISBN 5-06-004743-1 (в пер.)
Рекомендовано Мин. образования

18 Карпенков, Степан Харланович. Концепции современного естествознания: практикум: учебное пособие для вузов / С. Х. Карпенков. - М.: Высшая школа, 2007. - 327 с.: ил. - Библиогр.: с. 327. - ISBN 978-5-06- Рузавин, Георгий Иванович.

19. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Г. И. Рузавин. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 287 с. - 5 000 экз. - ISBN 5-238-00564-4
Рекомендовано Мин. образования

004257-3 (в пер.)
Рекомендовано Мин. образования

20. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / В. О. Голубинцев [и др.]; ред. С. И. Самыгин. - 9-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 412 с. - (Высшее образование). - 3 000 экз. - ISBN 978-5-222-12498-7
Рекомендовано Мин. Образования

 

Учебники и тезаурусы в электронном варианте из библиотеки преподавателя.

 

 

Дополнительная рекомендуемая литература

1. Аженов Г.П. О причине времени //Вопросы философии, 1996, №1.

2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1982.

3. Андреев Э.П. Пространство микромира. М., 1069.

4. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., ИФ РАН, 1999.

5. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспектива. М., 1982.

6. Ахутин А.В. Понятие «периода» в античности и в новое время. М., 1988.

7. Будавнов В.Г. Трансдисциплинарное образование и принципы синергетики. М.: Прогресс-Трансляция, 2000.

8. Буданов В.Г. Эволюционно-синергетическая концепция естественнонаучного образования гуманитариев. ВШ России, №4, 1994.

9. Буданов В.Г., Мелехова О.П. Концепции современного естествознания 1998. МГТУГА. 114 с.

10. Бурин М.В., Кузнецов В.И. Аксиологические аспекты научных теорий. Киев, 1991.

11. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

12. Волков Г. У колыбели науки. М., 1971.

13. Глобальная экологическая проблема. М., 1988.

14. Григорьев В.И. Наука в контексте культуры. М., 1981.

15. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994.

16. Девис П. Суперсила. М.: Мир, 1989.

17. Дубинин Н.П. Генетика и человек. М., 1978.

18. Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творца. М., 1984.

19. Ильин В.В. Критерии научного знания. М., 1989.

20. Казанцев В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996.

21. Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск, 1989.

22. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогноз будущего. М.: Наука, 1997.

23. Капра Ф. Дао физики. СПб.: ОРИС, 1994.

24. Кассирэр Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры //Вопросы философии. 195, №8.

25. Кибернетика живого: человек в разных аспектах. М., 1985.

26. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

27. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., Наука, 1994.

28. Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994.

29. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1974.

30. Кузнецов В.И. Естествознание. М., 1996.

31. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. М., 1989.

32. Кузнецов В.И. Эволюция представлений об основных законах. М., 1967.

33. Кузьменко Н.Е., Еременко В.В. Химия. Ответы на вопросы. М., 1997.

34. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

35. Купер Л. Физика для всех. М.: Мир, 1973.

36. Кухлинг Х. Справочник по физике. М., 1985.

37. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ //Вопросы философии, 1995. №4.

38. Мелехова О.П. Биология в фундаментальном образовании гуманитариев. Биология, гуманитарные науки и образование. М.: МГУ, 1997.

39. Мелехова О.П. Синергетика как общая методология современного образования в области наук и жизни. Синергетика. Т.2. М.: МГУ, 1999.

40. Мелехова О.П., Буданов В.Г., Степин В.С. Современное естествознание – фундаментальная общеобразовательная дисциплина. Предложение к новому поколению ГОС. Тезисы конференции. Н. Новгород, 1999.

41. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Прогресс, 1985.

42. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М.: Мир, 1993.

43. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мир. 1990.

44. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М., 1983.

45. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Мир, 1990.

46. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. М., 1995.

47. Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993.

48. Серебровская К.Б. Сущность жизни. История поиска. М., 1994.

49. Современная философия науки. М., Логос, 1996.

50. Степин В.С. Естественнонаучное образование гуманитариев. ВШ России, №1, 1994.

51. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., высшая школа, 1992.

52. Степин В.С., Кузнецова Л.И. Современная научная картина мира. М.: Наука, 1997.

53. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

54. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в науке. М.: Наука.

55. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба //Вопросы философии. 1994, №2.

56. Философия и методология науки. М., 1996.

57. Фролов И.Т. Философия и история генетики. М., 1988.

58. Хакен Г. Синергетика. Гл. 1. М.: Мир, 1980.

59. Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе. Тула. 1986.

60. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992.

61. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.

62. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., 1975.

63. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1994.

64. Шкловский И.С. Звезды, их рождение, жизни и смерть. М., 1977.

65. Экологические уроки прошлого и современность. М., 1991.

66. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М., 1988.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.168 с.)