Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. 1. Жизнь. Системность в организации живогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Биология как комплекс наук о живой материи. Понятие жизни. Признаки живого как одной из форм движения материи. Физико-химические основы жизни. Особенности возрастания энтропии в живых системах. Живой организм как самоорганизующая система. Проблема выделения существенно важных свойств жизни. Структурные уровни организации живого: молекулярный, субклеточный, клеточный, органно-тканевой, организменный, популяционный, видовой, биогеоценотический, биосферный. Проблема элементарной живой системы. Концепция целостности жизни. Тема 3.2. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Генетика как наука о наследственности и изменчивости живых существ. Закономерности наследования (Мендель, Морган). Онтогенез как поэтапная реализация генетической программы. Онтогенез и филогенез. Относительность постоянства признаков – основа эволюционного процесса. Развитие эволюционизма в биологии (Линней, Бюффон, Ломоносов, Ламарк, Дарвин). Принципы биологической эволюции: необратимость, векторный характер. Факторы эволюции: наследуемая изменчивость признаков, естественный отбор. Популяция как эволюционная единица. Сопряженная эволюция. Тема 3.3. Многообразие живых организмов – основа организации Разнообразие живых организмов. Жизнь как биологический круговорот веществ, его емкость и интенсивность. Условия существования биосферы как открытой неравновесной системы: поток энергии, внутренняя структура. Живое вещество как мощная геологическая сила (планетарная роль живого вещества). Типы питания (авто-, гетеротрофы). Первичная продуктивность экосистем. Взаимоотношения в биогеоценозах (трофические, топические, фабрические, форические). Разнообразие трофических взаимодействий – основа устойчивости экосистем (группы организмов по месту в цепи питания, распределение энергии по трофическим уровням, виды взаимодействий). Тема 3.4. Проблема происхождения жизни: возможности естествознания Гипотезы происхождения жизни: креационизм, самопроизвольное зарождение, стационарное состояние, панспермия, биохимическая эволюция. Протожизнь. Возникновение клетки. Эволюция клеточных структур. Возникновение эукариот. Возникновение аэробов. Возможности методов естествознания в решении проблемы происхождения жизни. Проблема распространенности жизни во Вселенной. Блок 4. Человек в системе материального мира Тема 4.1. Человек как предмет естественно-научного познания Человек как предмет естественно-научного познания. Биосоциальная природа человека: индивид и личность – двойственность или целостность? Возможности и ограничения естественно-научных методов в изучении человека. Место человека в системе живой природы: биологическая и экологическая характеристика вида человек разумный. Социальная характеристика человека. Проблема соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека. Индивидуальное и популяционное здоровье. Эмоции, творчество, Тема 4.2. Происхождение и эволюция человека Развитие представлений о возникновении человека: креационизм, ранние эволюционные представления. Значение работ Ч. Дарвина. Трудовая теория антропогенеза (Ф. Энгельс). Современные представления о происхождении человека: основные гипотезы, этапы антропогенеза, проблемы. Соотношение биологических и социальных факторов в филогенезе человека, значение окружающей среды. Современный этап эволюции человека. Этнос. Теория этногенеза (Л. Гумилев). Прогнозы эволюционного будущего человека. Тема 4.3. Человек и биосфера: проблемы взаимодействия Человек как элемент биосферы. Хозяйственная деятельность человека: обратимые и необратимые последствия. Непосредственные и опосредованные воздействия на биосферу. Влияние человека на абиотический компонент биосферы: атмосферу, литосферу, гидросферу. Влияние человека на биотический компонент биосферы. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Рациональное природопользование. Экологические катастрофы и проблема устойчивости биосферы. Тема 4.4. Человек как планетарное и космическое явление Космические циклы, влияние космо-земных связей на человека (Чижевский, Гумилев). Космическое будущее человека (К. Э. Циолковский). Человек как геологическая сила (Вернадский). Формирование техносферы. Соотношение скорости социальной эволюции и эволюции биологической. Развитие представлений о ноосфере. Биоэтика. Путь к единой культуре. Модели будущего человечества. Человечество как диссипативная система: проблема предсказуемости. Принцип универсального эволюционизма.
Структура курса и вопросы к семинарам по КСЕ ФИиП группы И-ИЮ081 – И-ИЮ082 2012-2013 уч. год Семестр: лекций -22 ч, семинары – 10 ч Семестр: лекций – 24 ч, семинары – 10 ч
Требования к зачету.
Структура курса Блок 1. Особенности, значение и история естественно-научного познания. Лекция1-3. Блок 2. Структура и общие свойства материального мира. Лекция 4 -11 Блок 3. Особенности биологической формы движения материи. Лекция 12-17. Блок 4. Человек в системе материального мира. Лекция 18-23. Учебники.
Учебники и учебные пособия в текстовом и электронном вариантах.
Семинары. (1 семестр) Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. (2 часа) Вопрос 1. Специфика и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур. Вопрос 2. Наука в духовной культуре общества Вопрос 3. Этика науки. Вопрос 4. Нобелевская премия. История возникновения и механизм присуждения. Советские и российские лауреаты.
Тема 2. Научный метод. Структура научного познания. (2 часа) Вопрос 1. Стратегии естественнонаучного мышления: классическая и неклассическая. (Суханов А.Д. КСЕ:учебник для вузов. М.:2006, стр. 34-48) Вопрос 2.Проблема классификации наук: исторические варианты. Вопрос 3. Методы научного познания. Границы научного метода. Вопрос 4. Структура научного познания. Критерии и принципы научности.
Тема 3. Логика и закономерности развития науки. (2 часа) Вопрос 1. Общие модели развития науки. Вопрос 2. Научные революции, исторические этапы – Аристотель, Ньютон, Эйнштейн. Вопрос 3. Развитие естествознания и науки в России (учебник Лихина) Вопрос 4. Особенности современной естественнонаучной картины мира.
Тема 4. Структурные уровни материального мира. (2 часа) Вопрос 1. Свойства объектов микромира.
Вопрос 2. Свойства объектов макромира.
Вопрос 3. Материя в пространстве и времени
Вопрос 4. Современные концепции пространственно-временной структуры мира.
Тема 5. Структурные уровни материального мира. (2 часа) Вопрос 1. Современные концепции строения Вселенной.
Вопрос 2. Планеты солнечной системы и их спутники. Вопрос 3. Происхождение и внутреннее строение Земли. Вопрос 4. Теория литосферных плит Земли.
(2 семестр) Тема 1. Жизнь: происхождение и признаки. Вопрос 1. Современные концепции происхождения жизни. Вопрос 2. Проблема признаков жизни. Вопрос 3. Жизнь и смерть. Естественнонаучное постижение смерти Вопрос 4. Поиски жизни во Вселенной. Тема 2. Строение живого. Вопрос 1. Клетка-основа жизни на Земле. Вопрос 2. Уровни организации жизни. Вопрос 3. Классическая генетика – история и современность. Вопрос 4. Волновая генетика.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.29 (0.007 с.) |