Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. 1. Жизнь. Системность в организации живого

Поиск

Биология как комплекс наук о живой материи. Понятие жизни. Признаки живого как одной из форм движения материи. Физико-химические основы жизни. Особенности возрастания энтропии в живых системах. Живой организм как самоорганизующая система. Проблема выделения существенно важных свойств жизни. Структурные уровни организации живого: молекулярный, субклеточный, клеточный, органно-тканевой, организменный, популяционный, видовой, биогеоценотический, биосферный. Проблема элементарной живой системы. Концепция целостности жизни.

Тема 3.2. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.
Генетика и эволюция

Генетика как наука о наследственности и изменчивости живых существ. Закономерности наследования (Мендель, Морган). Онтогенез как поэтапная реализация генетической программы. Онтогенез и филогенез. Относительность постоянства признаков – основа эволюционного процесса. Развитие эволюционизма в биологии (Линней, Бюффон, Ломоносов, Ламарк, Дарвин). Принципы биологической эволюции: необратимость, векторный характер. Факторы эволюции: наследуемая изменчивость признаков, естественный отбор. Популяция как эволюционная единица. Сопряженная эволюция.

Тема 3.3. Многообразие живых организмов – основа организации
и устойчивости биосферы

Разнообразие живых организмов. Жизнь как биологический круговорот веществ, его емкость и интенсивность. Условия существования биосферы как открытой неравновесной системы: поток энергии, внутренняя структура. Живое вещество как мощная геологическая сила (планетарная роль живого вещества). Типы питания (авто-, гетеротрофы). Первичная продуктивность экосистем. Взаимоотношения в биогеоценозах (трофические, топические, фабрические, форические). Разнообразие трофических взаимодействий – основа устойчивости экосистем (группы организмов по месту в цепи питания, распределение энергии по трофическим уровням, виды взаимодействий).

Тема 3.4. Проблема происхождения жизни: возможности естествознания

Гипотезы происхождения жизни: креационизм, самопроизвольное зарождение, стационарное состояние, панспермия, биохимическая эволюция. Протожизнь. Возникновение клетки. Эволюция клеточных структур. Возникновение эукариот. Возникновение аэробов. Возможности методов естествознания в решении проблемы происхождения жизни. Проблема распространенности жизни во Вселенной.

Блок 4. Человек в системе материального мира

Тема 4.1. Человек как предмет естественно-научного познания

Человек как предмет естественно-научного познания. Биосоциальная природа человека: индивид и личность – двойственность или целостность? Возможности и ограничения естественно-научных методов в изучении человека. Место человека в системе живой природы: биологическая и экологическая характеристика вида человек разумный. Социальная характеристика человека. Проблема соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека. Индивидуальное и популяционное здоровье. Эмоции, творчество,
работоспособность.

Тема 4.2. Происхождение и эволюция человека

Развитие представлений о возникновении человека: креационизм, ранние эволюционные представления. Значение работ Ч. Дарвина. Трудовая теория антропогенеза (Ф. Энгельс). Современные представления о происхождении человека: основные гипотезы, этапы антропогенеза, проблемы. Соотношение биологических и социальных факторов в филогенезе человека, значение окружающей среды. Современный этап эволюции человека. Этнос. Теория этногенеза (Л. Гумилев). Прогнозы эволюционного будущего человека.

Тема 4.3. Человек и биосфера: проблемы взаимодействия

Человек как элемент биосферы. Хозяйственная деятельность человека: обратимые и необратимые последствия. Непосредственные и опосредованные воздействия на биосферу. Влияние человека на абиотический компонент биосферы: атмосферу, литосферу, гидросферу. Влияние человека на биотический компонент биосферы. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Рациональное природопользование. Экологические катастрофы и проблема устойчивости биосферы.

Тема 4.4. Человек как планетарное и космическое явление

Космические циклы, влияние космо-земных связей на человека (Чижевский, Гумилев). Космическое будущее человека (К. Э. Циолковский). Человек как геологическая сила (Вернадский). Формирование техносферы. Соотношение скорости социальной эволюции и эволюции биологической. Развитие представлений о ноосфере. Биоэтика. Путь к единой культуре. Модели будущего человечества. Человечество как диссипативная система: проблема предсказуемости. Принцип универсального эволюционизма.

 

Структура курса и вопросы к семинарам по КСЕ

ФИиП группы И-ИЮ081 – И-ИЮ082 2012-2013 уч. год

Семестр: лекций -22 ч, семинары – 10 ч

Семестр: лекций – 24 ч, семинары – 10 ч

 

Требования к зачету.

  1. Выступить с докладом на семинаре (4 доклада на семинар, 2 доклад на человека, в течение года).
  2. Доклады (длительность до 15 минут) в форме презентации.
  3. Тесты по первому и второму блокам в первом семестре и итоговое тестирование по всему курсу.
  4. Реферат (по учебной литературе) в первом семестре (тематика 1 и 2 блоков) и творческая работа (по научным и научно-популярным изданиям – статьи или видеофильмы) во втором семестре (тематика 3 и 4 блоков).

 

Структура курса

Блок 1. Особенности, значение и история естественно-научного познания. Лекция1-3.

Блок 2. Структура и общие свойства материального мира.

Лекция 4 -11

Блок 3. Особенности биологической формы движения материи.

Лекция 12-17.

Блок 4. Человек в системе материального мира.

Лекция 18-23.

Учебники.

 

Учебники и учебные пособия в текстовом и электронном вариантах.

 

 

Семинары.

(1 семестр)

Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. (2 часа)

Вопрос 1. Специфика и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур.

Вопрос 2. Наука в духовной культуре общества

Вопрос 3. Этика науки.

Вопрос 4. Нобелевская премия. История возникновения и механизм присуждения. Советские и российские лауреаты.

 

Тема 2. Научный метод. Структура научного познания. (2 часа)

Вопрос 1. Стратегии естественнонаучного мышления: классическая и неклассическая. (Суханов А.Д. КСЕ:учебник для вузов. М.:2006, стр. 34-48)

Вопрос 2.Проблема классификации наук: исторические варианты.

Вопрос 3. Методы научного познания. Границы научного метода.

Вопрос 4. Структура научного познания. Критерии и принципы научности.

 

 

Тема 3. Логика и закономерности развития науки. (2 часа)

Вопрос 1. Общие модели развития науки.

Вопрос 2. Научные революции, исторические этапы – Аристотель, Ньютон, Эйнштейн.

Вопрос 3. Развитие естествознания и науки в России (учебник Лихина)

Вопрос 4. Особенности современной естественнонаучной картины мира.

 

Тема 4. Структурные уровни материального мира. (2 часа)

Вопрос 1. Свойства объектов микромира.

  • Научные исследования на Большом адроном коллайдере.
  • Фрактальность мира.
  • Нанотехнологии.

 

Вопрос 2. Свойства объектов макромира.

 

  • Золотое сечение – закон проявления гармонии в природе.

 

  • Числа Фиббоначи и их проявление в природе

Вопрос 3. Материя в пространстве и времени

  • Специальная и общая теории относительности.

Вопрос 4. Современные концепции пространственно-временной структуры мира.

  • Параллельные миры.

Тема 5. Структурные уровни материального мира. (2 часа)

Вопрос 1. Современные концепции строения Вселенной.

  • Черные дыры.
  • Темная материя и темная энергия.

Вопрос 2. Планеты солнечной системы и их спутники.

Вопрос 3. Происхождение и внутреннее строение Земли.

Вопрос 4. Теория литосферных плит Земли.

 

(2 семестр)

Тема 1. Жизнь: происхождение и признаки.

Вопрос 1. Современные концепции происхождения жизни.

Вопрос 2. Проблема признаков жизни.

Вопрос 3. Жизнь и смерть. Естественнонаучное постижение смерти

Вопрос 4. Поиски жизни во Вселенной.

Тема 2. Строение живого.

Вопрос 1. Клетка-основа жизни на Земле.

Вопрос 2. Уровни организации жизни.

Вопрос 3. Классическая генетика – история и современность.

Вопрос 4. Волновая генетика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.29 (0.007 с.)