Блок 1. Особенности, значение и история естественно-научного познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок 1. Особенности, значение и история естественно-научного познания



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЕН.Ф Концепции современного естествознания

 

Специальность 050401.65 История с дополнительной специальностью юриспруденция

 

Квалификация Учитель истории и права

 

Форма обучения Очная

 

 

Составитель:

к.филос.н., доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин

 

_________________ В.М.Журавлев

 

Бийск 2013


Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности 050401.65 История с дополнительной специальностью право (утвержден 31 января 2005 г. № 702) и учебного плана по специальности 050401.65 История с дополнительной специальностью право, утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГАО» (от 10.05.2011 г, протокол № 8).

 

 

Распределение по семестрам

 

Номер семестра Учебные занятия Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
Общий объем В том числе
Аудиторные Самостоя-тельная работа
Всего Из них
Лекции Практ. Лабор.
9,10               зачет

 

Программа обсуждена на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № 1 от «30» августа 2013 г.

 

Заведующий кафедрой _____________________ А.М.Беспалов

 

1.Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

 

Дисциплина «Концепции современного естествознания» (далее – КСЕ) входит в блок общих математических и естественно-научных дисциплин профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.

Введение данной дисциплины продиктовано тем, что в связи с превращением науки в производительную силу и бурным развитием технологий деятельность человека стала явлением планетарного масштаба. В этих условиях выживание человечества невозможно без понимания личной ответственности за судьбу планеты, без широкого распространения в обществе целостного научного мировоззрения, в основе которого лежат современные представления о единстве материального мира во всем многообразии его проявлений, о природе, месте и роли человека в мироздании

Целью дисциплины «КСЕ» является формирование целостной современной научной картины мира через изучение многообразия форм существования материи, выявление единства закономерностей, определяющих свойства и развитие материальных систем на разных уровнях организации, а также определение границ естественно-научных методов в познании природы и человеческого сознания.

Дисциплина «КСЕ» предусматривает решение следующих задач:

· формирование представлений о естествознании как важнейшем компоненте единой культуры, о месте и роли естественных наук в познании материального мира;

· ознакомление с основными этапами становления стратегий научного познания и ролью естествознания в развитии человеческого общества;

· определение задач, возможностей и особенностей рационального естественно-научного метода; ознакомление с основными парадигмами естествознания;

· формирование представления о научной картине мира как систематизированном и целостном представлении о мироздании на данном этапе развития научного познания;

· изучение фундаментальных законов и принципов существования материального мира как основы частных закономерностей в различных областях естествознания;

· формирование представлений о самоорганизации материи и всеобщем эволюционизме как универсальных принципах развития неживых, живых и социальных систем;

· изучение особенностей живого как одной из форм движения материи, формирование представлений о биосфере как открытой многоуровневой системе, о планетарной и космической роли живого вещества;

· формирование представлений о биосоциальной сущности человека, его положении в системе живой природы, влиянии на биосферу;

· ознакомление с гипотезами об эволюционном будущем человечества и теориями ноосферы.

Методология дисциплины «КСЕ» основывается на законах диалектики и системном подходе, что позволяет рассматривать естествознание как динамическую, развивающуюся систему знаний, формировать представление об относительности научной истины.

 

 

Содержание по ГОС

ЕН. Ф. Концепции современного естествознания

Естественно-научная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

 

2.Содержание дисциплины

 

2.1.1. Содержание дисциплины разбито на четыре блока:

1. Особенности, значение и история естественно-научного познания.

2. Структура и общие свойства материального мира.

3. Особенности биологической формы движения материи.

4. Человек в системе материального мира.

Содержание блоков соответствует Госстандартам данной дисциплины для педагогических вузов.

Первый блок является вводным, в нем рассматриваются общие вопросы естествознания, история и основные тенденции развития естественных наук, особенности естественно-научного метода познания природы, формируется представление о единой научной картине мира и научном мировоззрении, закладываются основы понятийного аппарата и обозначаются проблемы, рассматриваемые при дальнейшем изучении курса.

Во втором блоке излагаются основные концепции описания природы, изучаются фундаментальные свойства материи на разных уровнях организации и законы, определяющие ее существование и развитие. Это способствует формированию у студентов целостного, диалектического видения окружающего мира.

В третьем блоке раскрывается проблема сущности живого; с позиций универсального эволюционизма рассматриваются свойства и закономерности развития живых систем. Обсуждаются условия возникновения и стабильного существования биосферы. Эти знания являются необходимой основой для формирования экологического мировоззрения и бережного отношения к окружающей среде.

Четвертый блок посвящен проблемам, возникающим в естествознании при изучении человека. В нем рассматриваются вопросы происхождения и эволюции человека, его взаимодействия с биосферой. Обсуждается планетарная и космическая роль человечества. Включение этих вопросов в программу курса «КСЕ» обусловлено с одной стороны тем, что именно гуманизация стала характерной чертой естествознания второй половины XX в. С другой стороны, именно рассмотрение вопросов, связанных с человеком, особенно ярко показывает необходимость распространения в обществе основ современных естественно-научных знаний как одного из условий устойчивого развития.

2.1.2. Примерный тематический план учебной дисциплины

Наименование темы Количество часов
Лекции Практические и семинарские занятия Самостоятельная работа Всего часов по теме
Блок 1. Особенности, значение и история естественно-научного познания
1.1. Естественно-научная и гуманитарная культуры. Наука и общество        
1.2. Естествознание как комплекс наук о природе. Научный метод        
1.3. История естествознания        
Блок 2. Структура и общие свойства материального мира
2.1. Развитие представлений о структуре материального мира      
2.2. Свойства объектов микромира. Принципы дополнительности, неопределенности, суперпозиции        
2.3. Материя в пространстве и времени        
2.4. Законы сохранения как проявление симметрии материального мира   -    
2.5. Физические свойства объектов макромира. Хаос и самоорганизация        
2.6. Химические процессы в макросистемах      
2.7. Развитие представлений о строении и эволюции мегамира        
Блок 3. Особенности биологического уровня организации материи
3.1. Жизнь. Системность в организации живого        
3.2. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Генетика и эволюция        
3.3. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы   -    
3.4. Проблема происхождения жизни: возможности естествознания   -    
Блок 4. Человек в системе материального мира
4.1. Человек как предмет естественно-научного познания   -    
4.2. Происхождение и эволюция человека        
4.3. Человек и биосфера: проблемы взаимодействия        
4.4. Человек как планетарное и космическое явление. Модели будущего человечества        
ИТОГО        

Примечание. Так как в соответствии с Государственными образовательными стандартами количество часов, отводящееся на изучение данной дисциплины, на разных специальностях неодинаково, данный тематический план является примерным. Количество часов, отводящееся на изучение отдельной темы, увеличивается или уменьшается пропорционально общему объему часов, предусмотренному для конкретной специальности (см. п. 2).

2.2. Содержание тем учебной дисциплины

Учебники.

 

Учебники и учебные пособия в текстовом и электронном вариантах.

 

 

Семинары.

(1 семестр)

Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. (2 часа)

Вопрос 1. Специфика и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур.

Вопрос 2. Наука в духовной культуре общества

Вопрос 3. Этика науки.

Вопрос 4. Нобелевская премия. История возникновения и механизм присуждения. Советские и российские лауреаты.

 

Тема 2. Научный метод. Структура научного познания. (2 часа)

Вопрос 1. Стратегии естественнонаучного мышления: классическая и неклассическая. (Суханов А.Д. КСЕ:учебник для вузов. М.:2006, стр. 34-48)

Вопрос 2.Проблема классификации наук: исторические варианты.

Вопрос 3. Методы научного познания. Границы научного метода.

Вопрос 4. Структура научного познания. Критерии и принципы научности.

 

 

Тема 3. Логика и закономерности развития науки. (2 часа)

Вопрос 1. Общие модели развития науки.

Вопрос 2. Научные революции, исторические этапы – Аристотель, Ньютон, Эйнштейн.

Вопрос 3. Развитие естествознания и науки в России (учебник Лихина)

Вопрос 4. Особенности современной естественнонаучной картины мира.

 

Тема 4. Структурные уровни материального мира. (2 часа)

Вопрос 1. Свойства объектов микромира.

  • Научные исследования на Большом адроном коллайдере.
  • Фрактальность мира.
  • Нанотехнологии.

 

Вопрос 2. Свойства объектов макромира.

 

  • Золотое сечение – закон проявления гармонии в природе.

 

  • Числа Фиббоначи и их проявление в природе

Вопрос 3. Материя в пространстве и времени

  • Специальная и общая теории относительности.

Вопрос 4. Современные концепции пространственно-временной структуры мира.

  • Параллельные миры.

Тема 5. Структурные уровни материального мира. (2 часа)

Вопрос 1. Современные концепции строения Вселенной.

  • Черные дыры.
  • Темная материя и темная энергия.

Вопрос 2. Планеты солнечной системы и их спутники.

Вопрос 3. Происхождение и внутреннее строение Земли.

Вопрос 4. Теория литосферных плит Земли.

 

(2 семестр)

Тема 2. Строение живого.

Вопрос 1. Клетка-основа жизни на Земле.

Вопрос 2. Уровни организации жизни.

Вопрос 3. Классическая генетика – история и современность.

Вопрос 4. Волновая генетика.

Тема 4. Человек.

Вопрос 1. Проблема происхождения человека.

Вопрос 2. Человек и космос, их взаимосвязь. Антропный принцип.

Вопрос 3. Мозг и сознание.

Вопрос 4. Человеческий разум и искусственный интеллект.

Блок 1

1. Сущность и предмет философских проблем естествознания.

2. Социальные функции естествознания.

3. Роль и взаимосвязь естественных наук и философских представлений.

4. Секреты мироздания.

5. В консерватизме — мудрость природы

6. Научно-технический прогресс, человек и проблемы экологической этики.

7. Ответственность ученых за судьбы мира.

8. Многообразие связей частей в целое.

9. Самоорганизация и развитие науки.

10. Прогнозы «Римского клуба» — путеводитель и тупик.

11.. Разработка эколого-этического аспекта морали.

Блок 2

12. Принцип неисчерпаемости материи.

13. Вселенная в атоме. Атомы Вселенной.

14. Хаос и современность. Хаос и социальные катаклизмы.

15. Понимание хаоса как основания для установления упорядоченности.

16. Золотое сечение — одно из наиболее ярких проявлений гармонии природы.

17. Различие живой и неживой природы по принципам симметрии.

18. Симметрия и проблема поиска единого принципа для всего естествознания.

19. Обнаружение золотого сечения в различных областях внешнего мира.

20. Связь аддитивного и мультипликативного принципов при исследовании золотого сечения.

21. Гипотезы профессора Н.А. Козырева о новых свойствах времени

22. Путешествие в прошлое и будущее. Возможно ли это?

23. Параллельные миры и антимиры.

24. n-мерность пространства и времени

25. Синергетика и восточная философия о мировой гармонии.

26. Фракталы

27. Детерминированный хаос и фрактальность

28. Самоорганизация в природе

Блок 3

29. Биологическая вечность жизни.

30. Субмикромир — колыбель жизни.

31. Современные концепции происхождения жизни.

32. Активность живого и проблемы целесообразности в современной биологии.

33. Управление и цель в живых системах

34. Роль и место информации в ходе развития живой природы и общества.

35. Биосфера и предельные возможности Земли.

36. Единство живого вещества и биосферы Земли

37. Проблема оптимизации биосферы.

38. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии.

39. Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания.

40. Биологическая целостность мира.

41. Причуды генетики.

42. Генная инженерия. Новые возможности и проблемы.

43. Соотношение случайного и необходимого в развитии живого. Место случайности в механизме наследственности.

44. Возникновение генетической памяти и обратных связей

45. Прогресс генетики и будущее человека.

46. Гипотезы о происхождении жизни

47. Что такое жизнь?

48. Геномодифицированные организмы (ГМО) и проблема сохранения биосферы.

 

Блок 4

49. Эволюция и становление интеллекта.

50. Жизнь после смерти?

51. Искусственный интеллект и эволюционное моделирование.

52. Социальная экология и ее задачи.

53. Эволюционно-экологические основы феномена здоровья.

54. Человек как часть монолита живого вещества.

55. Воспитание чувств и здоровья.

56. Экстрасенсы — миф или реальность?

57. Нетривиальные проблемы экологии человека и био-энергоинформатика.

58. Здоровье без лекарств.

  1. Креационизм и его современное состояние
  2. Клонирование: плюсы и минусы
  3. Солнечная активность и солнечно-земные связи
  4. Космические циклы: климат и человек
  5. Синергетика и мышление
  6. Ноосфера и ноосферное мышление

 

 

Вопросы и тестовые задания для подготовки к итоговому контролю знаний

Учебно-методическое обеспечение курса

1. Основная рекомендуемая литература

(учебники, учебные пособия, хрестоматии):

 

1. Горелов, Анатолий Алексеевич. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / А. А. Горелов. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 512 с. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-691-00122-1

2. Карпенков, Степан Харланович. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / С. Х. Карпенков. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект, 2003. - 640 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0246-3

3. Дубнищева, Татьяна Яковлевна. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Т. Я. Дубнищева. - 3-е изд. - М.: Маркетинг, 2001. - 832 с.

4. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / ред.: В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 303 с.

5. Дубнищева, Татьяна Яковлевна. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Т. Я. Дубнищева. - 4-е изд. - Новосибирск: ЮКЭА, 2003. - 823 с. - ISBN 5-93376-036-6

6. Дерюшев, Владимир Викторович. Концепции современного естествознания: сборник тестов и терминологический словарь / В. В. Дерюшев, С. М. Илющенко, О. В. Ярков. - Бийск: Бийский педагогический гос. университет им. В. М. Шукшина, 2005. - 103 с.

7. Грядовой, Дмитрий Иосифович. Концепции современного естествознания: структурированный учебник для вузов / Д. И. Грядовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 239 с. - ISBN 5-238-00483-4

8. Горелов, Анатолий Алексеевич. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / А. А. Горелов. - М.: АСТ; М.: Астрель, 2004. - 380 с. - (Высшая школа). - ISBN 5-17-018947-8
Рекомендовано Мин. образования

9. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / ред.: В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 317 с. - ISBN 5-238-00530-X
Рекомендовано Мин. Образования

10. Карпенков, Степан Харланович. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / С. Х. Карпенков. - 9-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект; М.: Мир, 2005. - 640 с.: ил. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0527-6
Рекомендовано Мин. образования

11. Суханов, Александр Дмитриевич. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / А. Д. Суханов, О. Н. Голубева; ред. А. Ф. Хохлов. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2006. - 256 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-358-01300-8
Рекомендовано Мин. образования

12. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / ред.: В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 319 с. - ISBN 978-5-238-01225-4
Рекомендовано Мин. Образования

13. Белкин, Павел Николаевич. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / П. Н. Белкин. - М.: Высшая школа, 2004. - 335 с.: ил. - ISBN 5-06-004505-6 (в пер.)
Рекомендовано УМО

14. Дмитриева, Валентина Феофановна. Концепции современного естествознания: программа, методические указания и контрольные задания для студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям / В. Ф. Дмитриева, Ю. Б. Икренникова, М. А. Михайлов. - М.: Высшая школа, 2003. - 135 с.: ил. - ISBN 5-06-004466-1

15. Карпенков, Степан Харланович. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / С. Х. Карпенков. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2005. - 535 с.: ил. - Библиогр.: с. 507. - ISBN 5-06-004242-1
Рекомендовано Мин. образования

16. Карпенков, Степан Харланович. Концепции современного естествознания: краткий курс: учебник для вузов / С. Х. Карпенков. - 4-е изд., испр. и перераб. - М.: Высшая школа, 2004. - 446 с.: ил. - Библиогр.: с. 446. - ISBN 5-06-004468-8
Рекомендовано Мин. образования

17. Карпенков, Степан Харланович. Концепции современного естествознания: справочник: учебное пособие для вузов / С. Х. Карпенков. - М.: Высшая школа, 2004. - 632 с.: ил. - Библиогр.: с. 605. - ISBN 5-06-004743-1 (в пер.)
Рекомендовано Мин. образования

18 Карпенков, Степан Харланович. Концепции современного естествознания: практикум: учебное пособие для вузов / С. Х. Карпенков. - М.: Высшая школа, 2007. - 327 с.: ил. - Библиогр.: с. 327. - ISBN 978-5-06- Рузавин, Георгий Иванович.

19. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Г. И. Рузавин. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 287 с. - 5 000 экз. - ISBN 5-238-00564-4
Рекомендовано Мин. образования

004257-3 (в пер.)
Рекомендовано Мин. образования

20. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / В. О. Голубинцев [и др.]; ред. С. И. Самыгин. - 9-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 412 с. - (Высшее образование). - 3 000 экз. - ISBN 978-5-222-12498-7
Рекомендовано Мин. Образования

 

Учебники и тезаурусы в электронном варианте из библиотеки преподавателя.

 

 

Дополнительная рекомендуемая литература

1. Аженов Г.П. О причине времени //Вопросы философии, 1996, №1.

2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1982.

3. Андреев Э.П. Пространство микромира. М., 1069.

4. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., ИФ РАН, 1999.

5. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспектива. М., 1982.

6. Ахутин А.В. Понятие «периода» в античности и в новое время. М., 1988.

7. Будавнов В.Г. Трансдисциплинарное образование и принципы синергетики. М.: Прогресс-Трансляция, 2000.

8. Буданов В.Г. Эволюционно-синергетическая концепция естественнонаучного образования гуманитариев. ВШ России, №4, 1994.

9. Буданов В.Г., Мелехова О.П. Концепции современного естествознания 1998. МГТУГА. 114 с.

10. Бурин М.В., Кузнецов В.И. Аксиологические аспекты научных теорий. Киев, 1991.

11. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

12. Волков Г. У колыбели науки. М., 1971.

13. Глобальная экологическая проблема. М., 1988.

14. Григорьев В.И. Наука в контексте культуры. М., 1981.

15. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994.

16. Девис П. Суперсила. М.: Мир, 1989.

17. Дубинин Н.П. Генетика и человек. М., 1978.

18. Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творца. М., 1984.

19. Ильин В.В. Критерии научного знания. М., 1989.

20. Казанцев В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996.

21. Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск, 1989.

22. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогноз будущего. М.: Наука, 1997.

23. Капра Ф. Дао физики. СПб.: ОРИС, 1994.

24. Кассирэр Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры //Вопросы философии. 195, №8.

25. Кибернетика живого: человек в разных аспектах. М., 1985.

26. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

27. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., Наука, 1994.

28. Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994.

29. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1974.

30. Кузнецов В.И. Естествознание. М., 1996.

31. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. М., 1989.

32. Кузнецов В.И. Эволюция представлений об основных законах. М., 1967.

33. Кузьменко Н.Е., Еременко В.В. Химия. Ответы на вопросы. М., 1997.

34. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

35. Купер Л. Физика для всех. М.: Мир, 1973.

36. Кухлинг Х. Справочник по физике. М., 1985.

37. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ //Вопросы философии, 1995. №4.

38. Мелехова О.П. Биология в фундаментальном образовании гуманитариев. Биология, гуманитарные науки и образование. М.: МГУ, 1997.

39. Мелехова О.П. Синергетика как общая методология современного образования в области наук и жизни. Синергетика. Т.2. М.: МГУ, 1999.

40. Мелехова О.П., Буданов В.Г., Степин В.С. Современное естествознание – фундаментальная общеобразовательная дисциплина. Предложение к новому поколению ГОС. Тезисы конференции. Н. Новгород, 1999.

41. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Прогресс, 1985.

42. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М.: Мир, 1993.

43. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мир. 1990.

44. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М., 1983.

45. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Мир, 1990.

46. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. М., 1995.

47. Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993.

48. Серебровская К.Б. Сущность жизни. История поиска. М., 1994.

49. Современная философия науки. М., Логос, 1996.

50. Степин В.С. Естественнонаучное образование гуманитариев. ВШ России, №1, 1994.

51. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., высшая школа, 1992.

52. Степин В.С., Кузнецова Л.И. Современная научная картина мира. М.: Наука, 1997.

53. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

54. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в науке. М.: Наука.

55. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба //Вопросы философии. 1994, №2.

56. Философия и методология науки. М., 1996.

57. Фролов И.Т. Философия и история генетики. М., 1988.

58. Хакен Г. Синергетика. Гл. 1. М.: Мир, 1980.

59. Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе. Тула. 1986.

60. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992.

61. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.

62. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., 1975.

63. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1994.

64. Шкловский И.С. Звезды, их рождение, жизни и смерть. М., 1977.

65. Экологические уроки прошлого и современность. М., 1991.

66. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М., 1988.

 


Форма А.3.

Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами

специальности на 2013 -2014 уч. г.

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину Кафедры, обеспечивающие изучение этих дисциплин Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д. (по разделу 2 раб. программы) Подпись зав. кафедрой
Культурология   Философии и социально-гуманитарных дисциплин   Изменений нет. . Беспалов А.М.  

Примечание:

в графе 1 -

в графе 2 -


Форма А. 4

График учебного процесса студентов 5 курса,

исторического факультета групп в 9 семестре 2013-2014 уч. г.

Теоретические занятия 10 недель

Наименование дисциплины, семестра Виды и объемы аудиторных занятий по учеб. плану, час. Виды и объем самостоятельной работы, час. Всего за семестр
Л ЛР П Н КП Всего за сем. Подготовка к очередным занятиям Подготовка к текущему контролю Выполнение индивидуальных заданий
Л ЛР П Н К КР КО КП КР Р Д  
КСЕ                                    
                                     

Примечание: Л - лекции; ЛР - лабораторные работы; П - практические задания; К - коллоквиум; КР - контрольные работы; КП - курсовое проектирование; КО -контрольный опрос; Н - семинарский зачет; КР - курсовая работа; Р - реферат; РЗ - расчетное (граф.) задание

Всего часов в неделю аудиторных занятий - 3 час.

Всего часов самостоятельной работы в неделю -3 час.

Общая недельная нагрузка - 6 час.

 

Форма А. 4

График учебного процесса студентов 5 курса,

Исторического факультета групп в 10 семестре 2013-2014 уч. г.

Теоретические занятия 12 недель

Наименование дисциплины, семестра Виды и объемы аудиторных занятий по учеб. плану, час. Виды и объем самостоятельной работы, час. Всего за семестр
Л ЛР П Н КП Всего за сем. Подготовка к очередным занятиям Подготовка к текущему контролю Выполнение индивидуальных заданий
Л ЛР П Н К КР КО КП КР Р Д  
КСЕ                                    
                                     

Примечание: Л - лекции; ЛР - лабораторные работы; П - практические задания; К - коллоквиум; КР - контрольные работы; КП - курсовое проектирование; КО -контрольный опрос; Н - семинарский зачет; КР - курсовая работа; Р - реферат; РЗ - расчетное (граф.) задание

Всего часов в неделю аудиторных занятий - 3 час.

Всего часов самостоятельной работы в неделю - 3 час.

Общая недельная нагрузка - 6 час.

 

Форма А.5.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЕН.Ф Концепции современного естествознания

 

Специальность 050401.65 История с дополнительной специальностью юриспруденция

 

Квалификация Учитель истории и права

 

Форма обучения Очная

 

 

Составитель:

к.филос.н., доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин

 

_________________ В.М.Журавлев

 

Бийск 2013


Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности 050401.65 История с дополнительной специальностью право (утвержден 31 января 2005 г. № 702) и учебного плана по специальности 050401.65 История с дополнительной специальностью право, утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГАО» (от 10.05.2011 г, протокол № 8).

 

 

Распределение по семестрам

 

Номер семестра Учебные занятия Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
Общий объем В том числе
Аудиторные Самостоя-тельная работа
Всего Из них
Лекции Практ. Лабор.
9,10               зачет

 

Программа обсуждена на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № 1 от «30» августа 2013 г.

 

Заведующий кафедрой _____________________ А.М.Беспалов

 

1.Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

 

Дисциплина «Концепции современного естествознания» (далее – КСЕ) входит в блок общих математических и естественно-научных дисциплин профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.

Введение данной дисциплины продиктовано тем, что в связи с превращением науки в производительную силу и бурным развитием технологий деятельность человека стала явлением планетарного масштаба. В этих условиях выживание человечества невозможно без понимания личной ответственности за судьбу планеты, без широкого распространения в обществе целостного научного мировоззрения, в основе которого лежат современные представления о единстве материального мира во всем многообразии его проявлений, о природе, месте и роли человека в мироздании

Целью дисциплины «КСЕ» является формирование целостной современной научной картины мира через изучение многообразия форм существования материи, выявление единства закономерностей, определяющих свойства и развитие материальных систем на разных уровнях организации, а также определение границ естественно-научных методов в познании природы и человеческого сознания.

Дисциплина «КСЕ» предусматривает решение следующих задач:

· формирование представлений о естествознании как важнейшем компоненте единой культуры, о месте и роли естественных наук в познании материального мира;

· ознакомление с основными этапами становления стратегий научного познания и ролью естествознания в развитии человеческого общества;

· определение задач, возможностей и особенностей рационального естественно-научного метода; ознакомление с основными парадигмами естествознания;

· формирование представления о научной картине мира как систематизированном и целостном представлении о мироздании на данном этапе развития научного познания;

· изучение фундаментальных законов и принципов существования материального мира как основы частных закономерностей в различных областях естествознания;

· формирование представлений о самоорганизации материи и всеобщем эволюционизме как универсальных принципах развития неживых, живых и социальных систем;

· изучение особенностей живого как одной из форм движения материи, формирование представлений о биосфере как открытой многоуровневой системе, о планетарной и космической роли живого вещества;

· формирование представлений о биосоциальной сущности человека, его положении в системе живой природы, влиянии на биосферу;

· ознакомление с гипотезами об эволюционном будущем человечества и теориями ноосферы.

Методология дисциплины «КСЕ» основывается на законах диалектики и системном подходе, что позволяет рассматривать естествознание как динамическую, развивающуюся систему знаний, формировать представление об относительности научной истины.

 

 

Содержание по ГОС

ЕН. Ф. Концепции современного естествознания

Естественно-научная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, гео



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.226 с.)