Чем «объяснение» (в естествознании) отличается от «понимания» (в гуманитарных науках)? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем «объяснение» (в естествознании) отличается от «понимания» (в гуманитарных науках)?



У естествознания - приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук —метод понимания.

Дильтей заложил основы философской герменевтики, стремясь обосновать специфику наук о духе (то есть гуманитарных наук) в их отличии от естественных наук. Такое отличие он усматривал в методе понимания как непосредственного, интуитивного постижения некоторой духовной целостности (или целостного переживания). Если науки о природе прибегают к методу объяснения, который имеет дело с внешним опытом и связан с деятельностью рассудка, то для постижения письменно фиксированных проявлений жизни, для изучения культуры прошлого, согласно Дильтею, необходимы понимание и истолкование ее явлений как моментов целостной духовной жизни той или иной эпохи, что и определяет специфику наук о духе. Далее 42.

НАТУРАЛИЗМ (лат, natural -естественный) — философское направление, объединившее различные философские школы. Натуралистический подход в философии существовал на протяжении всего ее существования, однако как философское направление был осознан в XVIII-XIX ев. Согласно П., природа является единственным «предельным» принципом объяснения всего существующего, обращение к природе — основа решения всех философских проблем.

 

Для Н. характерны следующие особенности. Природа рассматривается в качестве единственного субстанционального начала. Все законы, действующие в мире, имманентны природе, не существует трансцендентных, запредельных природе законов. Социальная жизнь подчиняется те» же закономерностям, что и природные явления. И. свойствен редукционизм — сведение социальных явлений к природным. 6 природе отсутствует осмысли, ориентация на человека, скрытая «благаяв Цель. Натуралистический взгляд на мир лишает человека уникальности, неповторимости: человек не мо-жег стать выше природы, Н. предлагает человеку осознанно подчиниться природным закономерностям. Призыв Голь-бита «покоримся природе» как нельзя лучше выражает суть отношения Н. к человеку.

В теории познания Н, проявляется г постулировании универсальных методов исследования, применимых в равной степени к исследованию неживой природы, живых организмов, человека и общества. Применение исторического подхода к явлениям социальной жизни в Н. крайне ограничено; исключается, как правило, ценностный подход в познании.

6 области социальной философии Н. проявляется в многочисленных попытках выявлений природных факторов, определяющих развитие общества (неомальтузианство, географический детерминизм, геополитика), в рассмотрении общества как гигантского живого организма, подчиняющегося законам Биологической эволюции (социал-дарвинизм, эволюционизм), ■ рассмотрении социальных изменений как результата возрастания или уменьшения энергии (социальный энергетизм).

В философской антропологии Н. сводит сущность человека, особенности его поведения к набору врожденных ■природных» качеств: инстинкта самосохранения, сексуального инстинкта, агрессивной установки.

В этике Н. обнаруживает себя в теориях утилитаризма и гедонизма.

В эстетике Н. проявляется в принципе подражании природе во всех подробностях; в отказе от ценностной интерпретации изображаемого.

Вместе с тем различных представителей Н. многое не только объединяет, но иразделмт. Понятие -природа» крайне широко и неопределенно, содержание его определяется историческими условиями, состоянием наук о природе, индивидуальными установками исследователя. В рамках Н. может родиться уверенность в познавательных и социально-преобразовательных возможностях человека (Г. Спенсер. Дм. Писарев),» Могут возникнуть фаталистические настроения. Н. может принять как форму пантеизма и гилозоизма (Спиною, Дт. Бруно), так и материализма {Гольбах, Латтри). Н. хорошо уживается с познавательным рационализмом, но чаще ориентируется на эмпиризм. Н. старается избавиться от эмоций, аффектов в процессе познания природы, но порой включает эмоциональное отношение к природе, экзальтированную любовь, поклонение ей, сопровождающееся отрицательным отношением к ее познанию {Ж.-Ж. Руссо).

Понятие природы, центральное в Н„ несет в себе скрытую оппозицию иному, это «соотносительное» понятие. Исторически самой ранней формой Н. можно назвать философию досократиков, где природа — это гармоническое целое, одушевленный космос вечно движущийся и стоящий на месте, находящийся за пределами добра и зла, оптимизма и пессимизма. Он несет в себе как единое противопоставление «многого» — частному, отдельному. В эпоху Возрождения Н. противопоставляет природу миру трансцендентного — Богу теизма. В Новое время сливается с механицизмом; главная оппозиция здесь — противопоставление «естественности» как следования природе, где действуют «разумные» законы, человеческой субъективности, неразумности, предрассудкам. В ВД в. И. обосновывается в сфере познания социальных явлений. Появляется эволюционная социология Г. Спенсера, идеи Н. подхвачены в 'осени. Природа понимается преимущественно как живая природа «естественность», органичность, целостность, способность к самоорганизации. Эта «природа» противопоставляется «искусственному» — механическому мертвому, сконструированному человеком, природа противопоставляется культуре. «Философия жизниа попыталась примирить противоположности естественного и искусствен ног о, природы и культуры в ПОНЯТИИ «ЖИЗНЬ».

42.Герменевтика. Генезис, значение для 20 века.

43.Постмодернизм.Характеристика.

Этот термин используется для обозначения нескольких сходных течений. Постмодернизм возник в 1976 г. в результате искусствоведческой дискуссии. Обсуждаемая проблема: неудовлетворенность модернизмом.

1980 г. – взлет постмодернизма. Представители: Р.Рорти (теоретик постмодернизма), Ж.Деррида (род. 1930), Ж.Ф.Лиотар (род. 1924), Юрген Хабермас (род. 1929).

Модернизм - ряд направлений в искусстве (формализм, символизм, абстракционизм: Малевич, Пикассо; атональная музыка). Основной мотив: отказ от предшествующих традиций, попытка создать оригинальный современный стиль. Это эпоха Просвещения с культом разума и науки. Это то, что характеризует современное индустриальное общество.

Постмодернизм - сожаление об утраченном; критика разума и науки, стремление к разрушению логоцентризма современной культуры. Выступает против деспотизма, рационализма.

Стиль постмодернизма - это смешение всех стилей, коллаж; отсутствие своего собственного стиля. Это искусство смешения всех стилей, используя ассоциативность, алогичносить. Идеология постмодернизма: в наш век уже невозможно создать оригинальное художественное произведение, которое расширило бы средства художественного выражения (мыслей, чувств...). Мы больше не можем создать универсальных, рациональных рамок нашей жизни. Все, что нам осталось - это цитирование, интерпретация (даже без поиска смысла), компиляция.

Отказ от рациональной культуры. Попытка иррациональными средствами овладеть многообразием человеческой культуры (``Игра в бисер''). (Русская культура: только внешние черты постмодернизма, но для нее более важны рациональные тенденции.)

Ключевое понятие постмодернизма (ввел Деррида): деконструкция - процесс разложения, расслоения структур, разбиения на части. И не ради чего-то, а ради ней самой. Это не есть разрушение. Это не анализ и не критика (последние также должны быть деконструированы). Это событие, которое предшествует любому размышлению.

Цитата: ``Наше современное общество - это феодализм с постмодернистским лицом''.

В строгом смысле философия постмодернизма не существует: постмодернистская рефлексия направлена на доказательство невозможности философии как таковой, невозможности выработки нового философского стиля мышления, понимаемого как создание целостной объясняющей мировоззренческо-теоретической системы. Ж. Деррида развивает тезис об исчерпанности философии и разума в классических формах, основанных на понимании бытия как присутствия. Способом преодоления кризисной ситуации в философии он считает предложенный им метод деконструкции. Это основной метод освобождения человека от разрушающего и деформирующего влияния со стороны репрессивных структур государства. Ж. Деррида избегает конструирования сколь-нибудь систематического мировоззрения, относя систематичность, определенность к характеристикам метафизического мышления. Разработка постмодернистских идей осуществляется и в работах Ж. Делёза и Ф. Гваттари, синтезирующих в них философию, психоаналитические подходы, политическую теорию и претендующих на создание теории, направленной против европейского панлогизма и рационализма. Они исследуют проблему желания, его рефлексии, фиксации и кодификации, что связано с языковым оформлением желания, его конструированием “грамматикой” культуры, которая определяет место человека в “социальной машине”. С критикой модернизма и постмодернизма выступил Ричард Рорти, представитель современной модификации прагматизма, обогащенного поздними версиями аналитической философии и европейским нигилизмом. Его неопрагматизм являет собой попытку «наведения мостов» между модернизмом и постмодернизмом. Он противопоставляет неопрагматизм всей остальной философии как наиболее целостное, открытое и творческое мировосприятие. История философии, согласно Р. Рорти, есть давний спор прагматизма с репрезентативизмом или эпистемологией как квинтэссенцией дуалистического мышления. На место философии должно быть поставлено, по Рорти, всестороннее, индифферентное к дисциплинарным и мировоззренческим делениям исследование индивидуальности и социума. Рорти отождествляет социум с общением, его идеал – либерально-демократическое общество, не приемлющее никакой власти и унификации, кроме общего интереса “собеседников”. В идеях Р. Рорти нашла выражение коммунологическая тенденция современной философии. Он трактует философию как “голос в разговоре человечества, картину всеобщей связи, посредницу во взаимопонимании людей”. Таким образом, к концу XX века в философии произошли существенные сдвиги в видении мира. На смену модернистскому взгляду на мир, для которого был характерен позитивистский, техноцентристский и рационалистический универсализм, приходит видение мира плюралистического и фрагментарного, отдающего предпочтение различию и подвижности.

 

44.Неопрагматизм Р.Рорти – в чем его особенности?

В строгом смысле философия постмодернизма не существует: постмодернистская рефлексия направлена на доказательство невозможности философии как таковой, невозможности выработки нового философского стиля мышления, понимаемого как создание целостной объясняющей мировоззренческо-теоретической системы. Ж. Деррида развивает тезис об исчерпанности философии и разума в классических формах, основанных на понимании бытия как присутствия. Способом преодоления кризисной ситуации в философии он считает предложенный им метод деконструкции. Это основной метод освобождения человека от разрушающего и деформирующего влияния со стороны репрессивных структур государства. Ж. Деррида избегает конструирования сколь-нибудь систематического мировоззрения, относя систематичность, определенность к характеристикам метафизического мышления. Разработка постмодернистских идей осуществляется и в работах Ж. Делёза и Ф. Гваттари, синтезирующих в них философию, психоаналитические подходы, политическую теорию и претендующих на создание теории, направленной против европейского панлогизма и рационализма. Они исследуют проблему желания, его рефлексии, фиксации и кодификации, что связано с языковым оформлением желания, его конструированием “грамматикой” культуры, которая определяет место человека в “социальной машине”. С критикой модернизма и постмодернизма выступил Ричард Рорти, представитель современной модификации прагматизма, обогащенного поздними версиями аналитической философии и европейским нигилизмом. Его неопрагматизм являет собой попытку «наведения мостов» между модернизмом и постмодернизмом. Он противопоставляет неопрагматизм всей остальной философии как наиболее целостное, открытое и творческое мировосприятие. История философии, согласно Р. Рорти, есть давний спор прагматизма с репрезентативизмом или эпистемологией как квинтэссенцией дуалистического мышления. На место философии должно быть поставлено, по Рорти, всестороннее, индифферентное к дисциплинарным и мировоззренческим делениям исследование индивидуальности и социума. Рорти отождествляет социум с общением, его идеал – либерально-демократическое общество, не приемлющее никакой власти и унификации, кроме общего интереса “собеседников”. В идеях Р. Рорти нашла выражение коммунологическая тенденция современной философии. Он трактует философию как “голос в разговоре человечества, картину всеобщей связи, посредницу во взаимопонимании людей”. Таким образом, к концу XX века в философии произошли существенные сдвиги в видении мира. На смену модернистскому взгляду на мир, для которого был характерен позитивистский, техноцентристский и рационалистический универсализм, приходит видение мира плюралистического и фрагментарного, отдающего предпочтение различию и подвижности.

 

45.Деконструкция как метод философствования – в чем его особенности?

46.Философия жизни Ф.Ницше и её историческое значение.

В основе мировоззрения Ницше лежит не Библия (её он отвергает) и не рациональная философия (её он критикует и игнорирует), а природный инстинкт, выраженный в стремлении всего живого к господству и власти. Следуя за А. Шопенгауэром в оценке мировой воли в качестве первообразующего принципа бытия, Ницше модифицирует этот принцип в волю к власти. Отсюда последовал вывод о безосновности традиционно понимаемой сущности вещей, ибо таковая связывается с причинностью. Но причинность мы выдумали сами, тогда как в сущности вещей есть только воля, сильная или слабая.

Жизнь, по Ницше, определяется законом подчинения слабого сильному, и в этом состоит предельно широкий принцип бытия. Господство проявляется в экономических, политических, социальных, межличностных и даже интимных отношениях; им наполнено реальное содержание человеческой истории. Оно наблюдается и в природе. Его можно скрывать, ему можно противодействовать как принципу, но его невозможно перечеркнуть. В этом Нищие усматривает лицемерие христианской морали — она – " великая обольстительница", — и всей европейской культуры.

Воля к власти как принцип раскалывает общество на рабов (слабых) и господ (сильных); отсюда две морали: аристократическая и мораль толпы, народа, массы. Последняя культивируется Христианством и гуманистической европейской культурой и поэтому отвергается Ницше.

Воля к власти рассматривается Ницше как проявление инстинкта свободы. Но к свободе, как и к господству, воспитывает война. Мирная жизнь убивает волю к власти, делает из человека слабую личность и превращает её в стадное животное. В частности такое понятие как "совесть" делает человека рабом стадного инстинкта, с позиции христианской морали моральный означает неэгоистичный, но это, считает Ницше, есть предрассудок. Это касается и таких понятий как "хороший", "истинный" — в контексте позитивистской философии они означают "целесообразный", "полезный" и т. п.

Мерилом истинной ценности у Ницше является свобода от общественных норм современного ему общества. Так кто же свободен? Это тот, кто находится "по ту сторону добра и зла", то есть вне морали и законов общества. Ницше видел своего героя в образе "белокурой бестии", т. е. человека арийского происхождения, но не отягощенного совестью и моральными сомнениями. Историческими прототипами такого героя он называл князя Н. Макиавелли и Наполеона.

Фридрих Ницше (1844-1900) родился в семье протестантского пастора. Он рано усвоил дух независимого фанатизма, стремление следовать внутренней логике духовного развития во многом определило всю его дальнейшую судьбу, которая поражает своей последовательностью и целеустремленностью.

Разработанная Ницше метафизика жизни излагается им и в символической поэме "Так говорил Заратустра" (1883-1884), и в трактатах: "По ту сторону добра и зла" (1886), "Генеалогии морали" (1887), "Антихрист" (1888), "Ницше contra Вагнер" (1888), "Ессе homo" (1888). Ее должен был завершить основной труд, подытоживающий духовные поиски мыслителя, - "Воля к власти" (опубликован в 1889-1901 годах). Однако в первых числах января 1889 года психическая болезнь прервала творческую деятельность Ницше.

Воля к власти - это всего лишь одна из разновидностей волевых импульсов человеческого поведения. Однако Ницше не только считал ее определяющим стимулом деятельности и главной способностью человека, но и "внедрял" ее в "глубины всей жизни". По его мнению, чтобы понять, что такое "жизнь" и какой род стремления и напряжения она представляет, формулу воли к власти надо относить "как к дереву и растению, так и к животному". Более того, воля к власти подается им в своеобразной физикалистской упаковке, обретает как бы характер естественно-научной гипотезы. "Восторжествовавшее понятие "сила", - пишет Ницше, - с помощью которого наши физики создали Бога и мир, требует, однако, дополнения: в него должна быть внесена некоторая внутренняя воля, которую я называю "волей к власти", т. е. ненасытное стремление к проявлению власти или применение власти, пользование властью как творческий инстинкт, и т.д." [Ницше Ф. Воля к власти. М., 1910. С. 298.]. Используя идеи хорватского математика XVIII века Р. Бошковича, Ницше сформулировал понятие "атома власти", или "кванта власти", которое характеризуют два основных свойства: притяжение и отталкивание. "В сущности, имеется только воля к насилию и воля защищать себя от насилия. Не самосохранение: каждый атом производит свое действие на все бытие, - мы упраздним атом, если мы упраздним это излучение воли к власти. Ницше утверждает, что жизнь как таковая "стремится к максимуму чувства власти". "Рассматриваемая механистически энергия вселенной остается постоянной; рассматриваемая экономически, она подымается до известной точки высоты и снова опускается в вечном круговороте. Эта "воля к власти" выражается в направлении, в смысле, в способе затраты силы: с этой точки зрения превращение энергии в жизнь и в "жизнь в высшей потенции" является целью".Подобная мифологизация воли, онтологизация (то есть "внедрение" в само бытие) этой нерациональной человеческой способности как нельзя более соответствует всему духу и стилю ницшеанского философствования, которое представлено в виде броских афоризмов, парадоксальных мыслей, памфлетов и притч.

Однако "внедрение" воли к власти в самые "недра" Вселенной, апелляция к энергичным "волевым" импульсам самой жизни - нечто большее, чем экстравагантная метафора философского языка. За этим мыслительным приемом скрываются и определенные устремления. Так, Ницше, с одной стороны, резко и оправданно критикует современное ему общество, бездуховность, аморализм жизни, лицемерие религии, с другой - пытается обосновать культ "сверхчеловека" с его гипертрофированной волей к власти. Если воля, лежащая в основе шопенгауэровского мира, становится у Ницше волей к власти, то шопенгауэровский мир как представление предстает у него в виде "перспективизма", или "перспективной оптики жизни". Оценивая попытки физиков нарисовать "научную картину" мира, Ницше пишет: "И, наконец, они, сами того не зная, кое-что в своей системе опустили: именно необходимый перспективизм, с помощью которого всякий центр силы - не только человек - конструирует из себя весь остальной мир; то есть меряет его своей силой, осязает, формирует... Они позабыли включить в истинное бытие эту полагающую перспективы силу, или, говоря школьным языком: бытие в качестве субъекта"

В результате деструктивной критики науки и философии Ницше создал концепцию, в определенной степени предвосхищавшую постмодернистскую мысль конца XX века: нет ни истории, ни горизонта времени, нет причины, общих принципов детерминизма, центра и периферии, иерархии, порядка, стратегии научного познания. Сгустки атомов, "кванты" воли к власти воздействуют друг на друга в процессе вечного становления, "возвращения того же самого", создают бесчисленные комбинации, ансамбли, новые сгустки воли к власти только для того, чтобы вновь распасться и играть эту игру бесконечно - таков "перспективный" характер бытия, вытекающий из динамической картины мира, предлагаемой Ницше. Сама жизнь, как высшее выражение воли к жизни Шопенгауэра, в философии Ницше - это только "средство к чему-то: она есть выражение форм роста власти". И конечный вывод: "Нет никакой воли, есть только пунктуации воли, которые постоянно увеличивают или теряют свою власть".

Перерастание философии в мифологию делает философию Ницше весьма популярной среди творческой интеллигенции конца XIX - начала XX века. Отзвуки ее, ее явное и неявное влияние испытывают многие направления философии, объединившиеся под широким крылом "философии жизни".

 

47.Натурализм как направление в философии. Особенности современного эволюционного натурализма.

НАТУРАЛИЗМ (лат, natural -естественный) — философское направ­ление, объединившее различные фило­софские школы. Натуралистический под­ход в философии существовал на протя­жении всего ее существования, однако как философское направление был осоз­нан в XVIII-XIX ев. Согласно П., приро­да является единственным «предельным» принципом объяснения всего существую­щего, обращение к природе — основа решения всех философских проблем.

Для Н. характерны следующие осо­бенности. Природа рассматривается в качестве единственного субстанциональ­ного начала. Все законы, действующие в мире, имманентны природе, не существу­ет трансцендентных, запредельных при­роде законов. Социальная жизнь подчи­няется те» же закономерностям, что и природные явления. И. свойствен редук­ционизм — сведение социальных явле­ний к природным. 6 природе отсутствует осмысли, ориентация на человека, скры­тая «благаяв Цель. Натуралистический взгляд на мир лишает человека уникаль­ности, неповторимости: человек не мо-жег стать выше природы, Н. предлагает человеку осознанно подчиниться при­родным закономерностям.

. Одной из главных причин этого поворота к натурализму является, видимо, то, что перед лицом сверхреальной угрозы экологического кризиса и разрушения естественных биоценозов человечество конца XX века со всей силой осознало всю экзистенциальную значимость того тривиального факта, что оно есть всего лишь часть живой природы, поэтому не может и далее бесконтрольно и безнаказанно строить свои отношения с ней на началах хищнического потребления и истребления. Осознание этого потребовало переориентации установок с позиций наивного антропоцентризма на более реалистические позиции биоцентризма. Это обстоятельство уже само по себе привело к заметному повышению ранга естественных наук (прежде всего экологии и биологии в целом) в обсуждении традиционно гуманитарных проблем, в том числе и проблемы ценностей.

Другое обстоятельство, оказавшее огромное влияние на возрождение натурализма в наше время, - это глубокие концептуальные наработки и трансформации, которые происходят в современном естествознании (и в науке в целом) и которые уже привели к существенному изменению современных представлений о том, что такое природа, человек и каково его место в универсуме.

Однако решающим фактором нового поворота философской мысли к парадигме натурализма, безусловно, являются достижения теоретико-эволюционной мысли в биологии последних двух-трех десятилетий. Здесь имеются в виду прежде всего глубокие прорывы в понимании популяционно-генетических механизмов формирования сложных форм социального поведения и жизни в сообществах.

 

48.Как выглядит кантовское a priori в свете современной биологии?

Согласно Канту, категории пространства, времени, причинности и т.д. суть данности a priori, определяющие форму всего нашего опыта и делающие сам опыт возможным. Дееспособность этих первичных принципов разума абсолютна и фундаментальным образом независима от законов реальной природы, лежащей по ту сторону явлений. Их нельзя мыслить как производные от законов природы. Априорные категории и формы интуиции не могут быть соотнесены с внутренними законами «вещи в себе» посредством абстракции или как-либо иначе. По мнению Канта, единственное, что мы можем утверждать о вещи в себе, – так это реальность самого факта её существования.. По Канту, вещь в себе в принципе непознаваема, поскольку тот способ, каким она является нам, детерминируется чисто идеальными формами и категориями интуиции так, что явление оказывается не связанным с её сущностью

Действительная взаимосвязь между вещью в себе и специфической априорной формой её явленности детерминирована тем фактом, что последняя сложилась как адаптация к законам вещи в себе в процессе тесного взаимодействия с этими постоянно действующими законами на протяжении сотен тысяч лет эволюционной истории человечества. Такая адаптация обеспечила наше мышление внутренней структурой, в значительной степени соответствующей реальностям внешнего мира. «Адаптация» – слово с уже устоявшимся значением, и поэтому его легко можно истолковать неверно. В данном контексте оно не будет означать ничего иного, кроме того, что формы нашей интуиции и категории мышления «приспособлены» к реально-сущему аналогично тому, как ступни наших ног приспособлены к полу или рыбий плавник – к воде. Априори, детерминирующее формы явления реальных вещей нашего мира, – это, коротко говоря, некий орган, или, точнее, функция некоего органа. Чтобы продвинуться в понимании того, что такое априори, мы должны поставить перед ним вопросы, которые задают всему органическому: «Зачем?» «Откуда?» «Почему?» данное априори способствует. Мы убеждены, что априори базируется на центральной нервной системе, которая столь же реальна, как и вещи внешнего мира, чью феноменальную форму оно (априори) задает для нас.

 

49.Эволюционная эпистемология – сущность концепции, представители.

Генетическая эпистемология

Жан Пиаже (1896-1988), швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Работы: ``Речь и мышление ребенка'' (1923): ключ к пониманию мышления ребенка - анализ детской речи; при этом ведущий фактор интеллектуального развития - процесс социализации. ``Психология интеллекта'' (1946): источник формирования и развития детской мысли - в действиях над вещами.

Основные положения:

Принцип генетического конструирования: объекты конструируются познающим. Он не непосредственно контактирует с предметами, а с помощью средств познания (конструирования). Операциональная концепция интеллекта: функцион-ние и развитие психики совершается в рамках адаптации человека к среде: ассимиляции (усвоения) нового материала уже имеющимися у индивида схемами поведения; аккомодации (приспособления) схем поведения и познавательных структур к новым ситуациям.

Принципы развития индивида:

развитие носит естественный характер (т.е. происходит под воздействием на индивида внутренних и внешних факторов); наблюдается наличие стадий развития индивида. Принцип равновесия: на любой стадии развития достигается равновесие между организмом и средой. Высшая форма уравновешивания субъекта и объекта - это образование операциональных структур. Операция - внутреннее действие субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия, и скоординированное с другими действиями в определенную систему. Роль интуиции: взрослый человек знает не только больше, но и качественно иначе. Любой ребенок в процессе своего развития проходит 4 стадии:

0-2 года: сенсомоторная - ребенок не выделяет себя из окружающего мира. Объекты есть продолжение его собственных действий. Лишь после этой стадии происходит разделение на субъект и объект.

2-7 лет: дооперациональная - чувственное познание.

7-12 лет: конкретно-операциональная - ребенок научается конкретным логическим (рациональным) операциям; но они еще завязаны на эмпирию.

12-14 лет: формально-операциональная - мыслительные операции отрываются от опыта и происходят независимо от него.

При переходе от одной стадии к другой происходит постепенное увеличение объективности. Но каждый следующий уровень не отменяет предыдущий.

Натуралистическая эпистемология

Основатель: Уиллард ван Орман Куайн Основные идеи программы Куайна:

Основной вопрос: как из такого скудного материала на входе (чувственные данные, или еще проще, удары волн и частиц о тело) мы получаем такой богатый выход (язык, разнообразные научные теории)? Как происходит обучение в принципе? Основной фактор в обучении родному языку играет контекст. Обучение - приобретение привычки отвечать определенной реакцией на определенные ситуации (различать ситуации). Условия обучения. Нужны: стандарты перцептуального сходства (перцепция – чистое восприятие): а) приобретенные; б) врожденные; стандарты рецептуального сходства: восприятие = аффекты (раздражения).

Рецептуально различное может оказаться перцептуально сходным (``обознался''). Но существует объективные критерии: стимул S → реакция R → награждаем; стимул S_1, сходный с S, но Sne S_1 → реакция R → наказываем; стимул S_2, причем S_2arox S, S_2arox S_1 → есть R & → &распознано сходство с S; нет R &→ &не распознано сходство с S.

Механизмы обучения: следы: воспринимаем предмет оживление следов в памяти; броскость: она проявляется при более интенсивном воздействии сдвиг следов. удовольствие: ``обучение есть обучение искусству получать удовольствие (Куайн) Возникает язык как средство обмена информацией. Изначально (у ребенка) слова ситуация. Т.е. речь = протокол наблюдений. Интерсубъективность наблюдений (как основа эмпирических наук): все принимают, что они увидели, что отпущенный камень упал.

Предикаты наблюдения - соединение различных понятий: ``черный'' + ``собака'' ``это черная собака Возникает онтология, независящая от субъекта. Категориалы наблюдения: если дым, то огонь. ``Если A, то будет B

Итог: мы поднялись от элементарных воздействий до простейших рассуждений.

 

Эволюционная эпистемология

Это направление последних 20-25 лет. Междисциплинарный подход к решению научных проблем. Исследуются познавательные способности человека на основе современной теории эволюции. Есть еще сходное направление: эволюционная теория развития науки (Карл Поппер, Тулмин). В нем изучается сходство биологической эволюции и процесса развития научных теорий.

Основной тезис: ``Наш познавательный аппарат есть результат эволюции Сознание человека не пусто, оно содержит когнитивные (познавательные) способности (метод припоминания Платона).

Они - результат приспособления к внешнему миру. Они - субъективные структуры, необходимые для выживания. Формы созерцания и категории чувственности приспособлены к окружающему миру, как плавники к воде (наследуется теория Канта, но Кант не ставил вопроса о происхождении априорных структур). ``Наш познавательный механизм устроен подобно двигательному механизму инфузории-туфельки.

Основные принципы эволюционной эпистемологии:

Жизнь есть познавательный процесс, возможный благодаря способности приобретать и накапливать энергию и информацию. Любые живые существа снабжены системой диспозиций (``априорных'' когнитивных структур). Эти структуры сформировались в процессе эволюции: ``априори'' для индивида = ``апостериори'' для человеческого рода. Среди них закрепляются лишь те, которые способствуют выживанию. Эти структуры приспособлены к вполне определенным условиям (крот - слепой; человек - имеет зрение лишь в ``видимой'' части спектра и т.д.). Так, мы привыкли к линейному изменению величин; не умеем рассуждать о скоростях, близких к световой, о промежутках времени Delta tll 1 с. и т.п. Другой пример: комната зрительных иллюзий - когда человек попадает в условия, необычные для восприятия. Но что-то в нас сидит, что говорит нам: ``это - реально, а это – нет. Эти механизмы действуют на бессознательном уровне, независимо от воли и сознания познающего индивида.

 

50.Социобиология и эволюционная этика - основные понятия и подходы.

Социобиоло́гия (от социо- и биология) — междисциплинарная наука, сформировавшаяся на стыке нескольких научных дисциплин. Социобиология пытается объяснять поведение живых существ набором определенных преимуществ, выработавшихся в ходе эволюции. Эта наука часто рассматривается как ответвление биологии и социологии. В то же время исследовательское поле социобиологии пересекается с изучением эволюционных теорий, зоологией, генетикой, археологией и другими дисциплинами. В сфере социальных дисциплин социобиология близка эволюционной психологии и использует инструментарий теории поведения.

В видоизмененной форме современные биологистские теории морали принимают все постулаты классического эволюционизма, главный из которых заключается в том, что человечество проходило в своем становлении групповой отбор и на моральность, в частности, альтруизм. В XX в. благодаря достижениям эволюционной генетики и этологии был высказан ряд идей и концепций, позволивших показать биологическую обусловленность, эволюционную предзаданность человеческого поведения, в том числе и морали. Если классическая эволюционная этика говорила о качестве необходимых для выживания или размножения особей или группы, которые отбираются в ходе эволюции, а этология исходя из генетической обусловленности поведения животных и человека, стремится к тщательному, детальному изучению психофизиологических механизмов поведения, то в социобиологии были предприняты попытки раскрыть конкретные генетические механизмы поведения.

Эти механизмы, объясняющие процесс эволюционного отбора, выражены в нескольких концепциях.

Согласно классической эволюционной теории, механизмы приспособляемости сориентированы на выживание особи, а не вида; при способности особи к выживанию в выигрыше оказывается и вид в целом. Однако положение об индивидуальной приспособляемости плохо согласовывалось с многократно наблюдавшимися фактами помощи, даже жертвенной помощи у животных. Некоторые эволюционисты стали рассматривать взаимную помощь как реальный фактор эволюции. Русский мыслитель П.А. Кропоткин (1842-1921) вполне в духе классического эволюционизма рассматривал взаимопомощь как основной фактор эволюции: "Общительная сторона животной жизни играет гораздо большую роль в жизни природы, чем взаимное истребление... Взаимопомощь - преобладающий фактор природы".

Эволюционный подход в этике непосредственно связан с эволюционной научной теорией. В духе научного эволюционизма эволюционная этика рассматривает мораль в качестве момента в развитии природной (биологической) эволюции, коренящейся в самой природе человека. На этой основе он формулирует и основной нормативный принцип морали: морально положительно то, что способствует жизни в ее наиболее полных выражениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.051 с.)