Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные концепции естествознания
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Программа курса для студентов факультета Психологии МГУ имени М.В.Ломоносова
Составитель: доц. Брызгалина Елена Владимировна edu@philos.msu.ru телефон 939-20-08
Москва 2012 год Изучение дисциплины имеет цель - сформировать общенаучные компетенции психолога, в частности выпускник факультета психологии должен иметь сформированное мировоззрение и понимание современных концепций картины мира на основе овладения достижениями естественных и общественных наук. Достижение этой компетенции предусматривает ознакомление студентов, обучающихся по психологическим направлениям, с особенностями гуманитарной и естественнонаучной сфер культуры, основаниями их противопоставления и необходимостью их синтеза на основе целостного взгляда на окружающий мир. В данном курсе анализируются ключевые этапы развития естествознания, указывается на преемственность и непрерывность в изучении природы. Программа курса отражает основной комплекс проблем естествознания конца ХХ – начала ХХ1 века. Для изучения предлагаются те концепции и проблемы, которые определяют облик современного естествознания и задают место научного подхода в культуре. Для студента-будущего специалиста в сфере психологии особенно принципиально осознание основных концепций и законов естествознания в их связи с проблемами общественно-политической жизни в аспекте их влияния на общественное сознание и индивидуальный психологический статус: проблем взаимоотношений природы и общества на современном этапе развития цивилизации, перспектив решения демографических проблем, проблемы голода и нехватки ресурсов, проблем биополитики, биоэстетики и биоэтики. Предлагаемый курс представляет собой не просто совокупность актуальных вопросов из традиционных курсов физики, химии, биологии, экологии, антропологии и прочее, а является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского и культурологического подходов. Настоящая программа составлена в соответствии с требованиям собственных образовательных стандартов МГУ имени М.В.Ломоносова.
Содержание курса. 2 Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности. 2 Тема 2. История естествознания: традиции изучения природы. 3 Тема 3. Современная научная космология. 4 Тема 4. Образы мира живого. Проблема происхождения жизни. 5 Тема 5. Мир как система. Системный подход в современной науке. 5 Тема 6. Концепция эволюционизма. 6 Тема 7. Современное естествознание и человековедческая проблематика. 7 Тема 8. Проблема индивидуальности человека в современной науке. 8 Тема 9. Ценностные регулятивы развития современного естествознания. 8 Учебники по курсу «Современные концепции естествознания». 10
Содержание курса
Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности. Наука как знание, наука как вид деятельности и наука как социальный институт. Функции научного познания. Наука и другие формы духовного освоения мира. Природа научного знания и его основные характеристики. Специфика предмета науки. Основные методы научного познания. Особенности научного языка. Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Проблема предмета естественных наук. Цели и задачи естествознания. Познавательные функции естествознания. Методы, приемы и средства естественнонаучных исследований. Естествознание как единая наука о природе: система естественнонаучных дисциплин.
Вопросы для самопроверки. 1. Укажите черты, позволяющие отделить науку от других сфер духовного освоения действительности (искусства, религии). 2. Что изучает естествознание? 3. Что такое точное естествознание, и какие науки можно к нему отнести? 4. Как соотносятся друг с другом основные естественные науки? 5. Каковы возможности математизации (формализации знания) в различных научных дисциплинах? 6. Сравните естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Укажите черты сходства и различия.
Литература. 1. Брызгалина Е.В. Методические рекомендации по курсу «Концепции современного естествознания» М., изд-во Юридического Колледжа МГУ, 1996. гл.1 2. Кассирер Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры // Вопросы философии, 1995, № 8, с. 158 - 174 3. Моисеев Н.И. Идеи естествознания в гуманитарной науке. // Человек, 1992, №2 4. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988 5. Современная философия науки. М. Логос, 1996, с. 394 6. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000. 7. Философия и методология науки М., 1996 С. 7-30 Тема 4. Образы мира живого. Проблема происхождения жизни.
Проблема определения жизни. Основные этапы развития представлений о сущности и происхождении живого. Религиозно-мифологические представления (креационизм). Концепция спонтанного, самопроизвольного зарождения жизни (Аристотель, Реди). Жизнь как свойство Вселенной (концепция панспермии). Панспермия направленная и ненаправленная. Концепция эволюционного происхождения жизни на основании физико-химических закономерностей. Эволюционная модель происхождения жизни: гипотеза Опарина-Холдейна. Проблема экспериментального подтверждения представлений о происхождении жизни. Современные исследования проблемы происхождения жизни. Современные представления о сущностных характеристиках живого.
Вопросы для самопроверки. 1. Почему представления о сущности жизни связаны с решением вопроса о происхождении живого? 2. Какие этапы развития представлений о сущности и происхождении живого можно выделить и по каким основаниям? 3. Каковы основные положения гипотезы А.И.Опарина, сильные и слабые стороны этой концепции?
Задание для выполнения. В чем причины сохранения в современной культуре креационистских представлений? Возможно ли их исчезновение по мере развития науки? Результаты своих рассуждений запишите (объем не более 1 страница А4)
Литература. 1. Гиш Д. Ученые-креационисты отвечают своим критикам. СПБ, 1995 2. Кочубеевский Ф. Что вероятнее: случайное возникновение жизни на Земле или ее целенаправленное создание // Наука и религия, 1991, № 8 3. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996 С.291-297, 298-311 4. Мэтьюс Р. Как начиналась жизнь. Волгоград, 1992 5. Опарин А.И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие М., 1968 гл. 2,4 6. Руденко А.П. Химическая эволюция и биогенез.// Ежегодник. Философия и социология науки и техники. М. 1987 7. Савенков В.Я Новые представления о возникновении жизни на Земле. Киев 1991 8. Серебровская К. Сущность жизни. История поиска. М. 1994 9. Скибицкий М.М. Научный креационизм: претензии и действительность. М. 1987 10.Хокинг С. Будет ли необходимость в идее Создателя, когда нам станет понятен замысел Бога // Наука и религия. 1991, № 8 11.Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физика. М., Наука, 1972
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Программа курса для студентов факультета Психологии МГУ имени М.В.Ломоносова
Составитель: доц. Брызгалина Елена Владимировна edu@philos.msu.ru телефон 939-20-08
Москва 2012 год Изучение дисциплины имеет цель - сформировать общенаучные компетенции психолога, в частности выпускник факультета психологии должен иметь сформированное мировоззрение и понимание современных концепций картины мира на основе овладения достижениями естественных и общественных наук. Достижение этой компетенции предусматривает ознакомление студентов, обучающихся по психологическим направлениям, с особенностями гуманитарной и естественнонаучной сфер культуры, основаниями их противопоставления и необходимостью их синтеза на основе целостного взгляда на окружающий мир. В данном курсе анализируются ключевые этапы развития естествознания, указывается на преемственность и непрерывность в изучении природы. Программа курса отражает основной комплекс проблем естествознания конца ХХ – начала ХХ1 века. Для изучения предлагаются те концепции и проблемы, которые определяют облик современного естествознания и задают место научного подхода в культуре. Для студента-будущего специалиста в сфере психологии особенно принципиально осознание основных концепций и законов естествознания в их связи с проблемами общественно-политической жизни в аспекте их влияния на общественное сознание и индивидуальный психологический статус: проблем взаимоотношений природы и общества на современном этапе развития цивилизации, перспектив решения демографических проблем, проблемы голода и нехватки ресурсов, проблем биополитики, биоэстетики и биоэтики. Предлагаемый курс представляет собой не просто совокупность актуальных вопросов из традиционных курсов физики, химии, биологии, экологии, антропологии и прочее, а является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского и культурологического подходов. Настоящая программа составлена в соответствии с требованиям собственных образовательных стандартов МГУ имени М.В.Ломоносова.
Содержание курса. 2 Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности. 2 Тема 2. История естествознания: традиции изучения природы. 3 Тема 3. Современная научная космология. 4 Тема 4. Образы мира живого. Проблема происхождения жизни. 5 Тема 5. Мир как система. Системный подход в современной науке. 5 Тема 6. Концепция эволюционизма. 6 Тема 7. Современное естествознание и человековедческая проблематика. 7 Тема 8. Проблема индивидуальности человека в современной науке. 8 Тема 9. Ценностные регулятивы развития современного естествознания. 8 Учебники по курсу «Современные концепции естествознания». 10
Содержание курса
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.008 с.) |