Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма.

Поиск

11) Что такое самоорганизация в природных и социальных системах? Приведите примеры.

12) Что изучает синергетика? В чем проявляется ее междисциплинарный характер?

13) Каковы необходимые условия самоорганизации? Что такое точка бифуркации? Что такое диссипация (рассеяние) энергии в неравновесной системе? Что происходит с энтропией системы и энтропией окружающей среды при самоорганизации?

Космология (мегамир)

14) Что изучает космология? Что является теоретической основой современной научной космологии?

15) В чем основная идея космологической модели Фридмана? Каковы ее экспериментальные доказательства?

16) Каков основной тезис модели горячей Вселенной Гамова? Что такое космологическая сингулярность?

Геологическая эволюция

17) В чем заключаются отличия Земли как планеты от других планет земной группы?

18) Каков химический состав Земли? Какова структура магнитного поля Земли и его роль для жизни на планете? Каково внутреннее строение Земли? Какие методы исследования дают основную информацию об этом? Какими методами оценивается возраст Земли? Каков он согласно современным данным?

19) В чем заключается концепция тектоники литосферных плит? Каковы взгляды на возникновение океанов и атмосферы на Земле?

20) Какова структура и химический состав атмосферы Земли?

Эволюция и развитие живых систем

21) Каков был состав первичной атмосферы Земли?

22) Объясните схему перехода от химической эволюции к биологической. Объясните начальную стадию биологической эволюции и ее этапы. Что такое абиогенез? В чем отличие прокариот и эукариот? Как проявляется эффект Пастера?

23) Назовите этапы эволюции условий жизни на Земле. В чем отличие гетеротрофов и автотрофов? Какие организмы называют анаэробами и аэробами?

24) Какие существуют два методологических подхода к вопросу возникновения жизни? Объясните, что такое голобиоз и генобиоз. Назовите исторические концепции происхождения жизни.

25) Назовите основные этапы эволюции основных форм живой природы. Что такое филогенез и онтогенез?

26) Назовите основные положения дарвинизма. Что включает «триада Дарвина»? Назовите основные положения синтетической теории эволюции?

27) Охарактеризуйте две стороны эволюционного процесса: микроэволюцию и макроэволюцию. Какую роль в эволюции играют ароморфозы и идиоадаптации? Назовите некоторые важнейшие ароморфозы.

28) Что называют геологическими эрами и периодами? Как связаны границы между эрами с геологическими и палеонтологическими изменениями? Укажите основные таксономические группы растений и животных и последовательность их эволюции. Что понимают в науке под терминами «флора» и «фауна»?

Генетика и эволюция

29) Что такое ген, аллель? Какие гены считают рецессивными и доминантными? Что такое геном, генотип и фенотип, генофонд? Каковы свойства генетического материала?

30) Что относят к наследуемой и ненаследуемой изменчивости? Назовите свойства мутаций.

Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы

31) Сформулируйте понятия «экосистема» и «биогеоценоз». В чем различие этих понятий?

32) Какие элементы входят в экосистему? Какова биотическая структура экосистем? За счет чего обеспечивается целостность экосистем?

33) Что такое биоразнообразие? Какова его роль для живых систем? Назовите виды природных экосистем.

34) Что такое пищевые (трофические) цепи и пирамиды? Как проходят энергетические потоки в экосистемах? В чем заключается правило 10%?

35) Назовите основные экологические факторы. Приведите примеры. Что такое толерантность и пределы толерантности?

36) Назовите основные формы биотических отношений.

37) Что такое местообитание и экологическая ниша? В чем различие этих понятий?

38) Что такое биосфера и каковы ее границы? Какие компоненты входят в состав вещества биосферы? Назовите системные свойства биосферы. Назовите функции живого вещества в биосфере.

39) Как осуществляется биогенная миграция атомов химических элементов? Каковы биогеохимические принципы миграции?

Человек в биосфере

40) Что такое антропогенез? Какие палеонтологические находки предков человекообразных обезьян и человека известны современной науке? Назовите основные этапы эволюции рода Homo и его предшественников. Какие гипотезы существуют о происхождении Человека разумного? Каковы генетические доказательства? Каковы основные закономерности антропогенеза? Укажите последовательность происхождения рас Человека разумного.

41) Охарактеризуйте место вида Человек разумный(Homo sapiens) в системе живого. В чем сходства и отличия человека от других животных?

42) Назовите основные концепции, характеризующие нервную систему человека. Каковы основные принципы клеточной организации и функционирования мозга? Как проявляется функциональная асимметрия головного мозга человека? Что такое сознание? Как соотносится сознательное и бессознательное?

43) В чем проявляется коэволюция человека и биосферы? Когда произошла неолитическая революция и каковы ее экологические последствия?

Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье)

44) Что такое деградация окружающей среды? Каковы ее составляющие? Что такое глобальный экологический кризис и каковы его индикаторы?

45) Что понимают под термином «ноосфера»? Что такое устойчивое развитие?

Письменный контроль

Темы, включенные в контрольную работу:

1. Динамические и статистические закономерности в природе.

2. Принцип возрастания энтропии.

3. Концепция целостности природы.

4. Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма..

5. Космология (мегамир).

6. Геологическая эволюция.

7. Эволюция и развитие живых систем.

8. Генетика и эволюция.

9. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы.

10. Человек в биосфере.

11. Глобальный экологический кризис.


2. Перечень тем самостоятельных заданий

2.1. Темы презентаций докладов (выполняется обязательно, текущий контроль)

1. Наука древнего мира.

2. Естествознание в эпоху Средневековья и Возрождения.

3. Естествознание Нового времени (XVII-XIX вв.).

4. Естествознание XX – XXI вв.

5. Эффект бабочки в теории хаоса.

6. Вселенная в разных масштабах: микро-, макро- и мегамиры.

7. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы.

8. Генетический паспорт человека.

9. История жизни на Земле.

Методические указания:

ü !!! ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Краткие пояснения к содержанию докладов – см. в соответствующих темах (Планы практических занятий).

ü В течение семестра студент может выполнить одну презентацию по предложенным вопросам.

ü Общие требования к выполнению презентаций – см. п.2.5.

Рейтинговая оценка:

ü до 10 баллов за презентацию доклада

2.2. Вопросы для написания эссе (выполняется по желанию, для премиальных баллов):

ü В течение семестра студент может выполнить от одного до четырех эссе по предложенным вопросам (но не более одного эссе из каждого раздела).

Рейтинговая оценка:

ü до 5 баллов за одно эссе

Раздел 1

1. Почему в XXI веке до сих пор жива псевдонаука (лженаука)?

2. Математика как язык естествознания: почему математику называют «царицей наук»?

3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры – проблема двух культур в науке. Путь к единой культуре.

4. Когда и где возникла наука как сфера человеческой деятельности?

5. Роль науки на разных исторических этапах.

6. Роль естественных наук в XXI веке.

Раздел 2

7. Значение нарушений симметрии в эволюции живого.

8. Проблема времени в естественных и гуманитарных науках.

Раздел 3

9. Углерод – главный элемент живого.

10. Вода и ее роль для живой природы.

11. Симметрия и асимметрия живого. Хиральность молекул живого.

Раздел 4

12. Что было в начале и что будет в конце – порядок или хаос?

13. «Энтропийный капкан» для современной цивилизации.

14. Иерархичность природных структур как отражение системности природы.

Раздел 5

15. Проблемы эволюции Вселенной.

16. Проблемы эволюции Солнечной системы.

17. Проблемы эволюции планеты Земля.

18. Проблема возникновения жизни на Земле.

19. Человек – существо биологическое или социальное?

20. Трансгенные организмы: проблема жизни в генетически модифицированном мире

21. Клонирование и его возможности: вымысел и реальность.

Раздел 6

22. Проблемы коэволюции человека и биосферы.

Методические указания:

Эссе (рассуждение на заданную тему, 1,5-2 стр.) должно включать:

- во-первых, АРГУМЕНТАЦИЮ одной из позиций по данному вопросу, почерпнутой из учебной и специальной литературы - с цитатами и ссылками;

- во-вторых, с СОБСТВЕННЫМИ ОРИГИНАЛЬНЫМИ рассуждениями и собственной мотивированной позиции в дискуссии по данной теме.

Эссе выполняется на отдельных листах.

Рекомендации по написанию эссе – см. п. 2.3. и Приложение 2

2.3. Общие требования к самостоятельным работам:

ü Индивидуальные темы для самостоятельной работы по курсу предлагаются студентам на выбор в начале семестра. Каждую тему готовят 1-4 студента.

ü Самостоятельная работа, оформленная в виде ПРЕЗЕНТАЦИИ Microsoft PowerPoint, должна соответствовать изложенным ниже требованиям к презентации, в противном случае балльная оценка снижается. (см. также Приложение 1)

Файл презентации должен быть выполнен в программе MS PowerPoint 2003, 2007 либо в программе, выполняющей аналогичные функции. Такой файл должен либо открываться в MS PowerPoint, либо иметь возможность просмотра без использования сторонних программ. В последнем случае файл должен позволять получать доступ к ЛЮБОМУ из слайдов презентации в произвольном порядке.

Файл презентации должен быть предоставлен на CD или с флеш-карты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.88 (0.008 с.)