![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления
|
Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма.
11) Что такое самоорганизация в природных и социальных системах? Приведите примеры. 12) Что изучает синергетика? В чем проявляется ее междисциплинарный характер? 13) Каковы необходимые условия самоорганизации? Что такое точка бифуркации? Что такое диссипация (рассеяние) энергии в неравновесной системе? Что происходит с энтропией системы и энтропией окружающей среды при самоорганизации? Космология (мегамир) 14) Что изучает космология? Что является теоретической основой современной научной космологии? 15) В чем основная идея космологической модели Фридмана? Каковы ее экспериментальные доказательства? 16) Каков основной тезис модели горячей Вселенной Гамова? Что такое космологическая сингулярность? Геологическая эволюция 17) В чем заключаются отличия Земли как планеты от других планет земной группы? 18) Каков химический состав Земли? Какова структура магнитного поля Земли и его роль для жизни на планете? Каково внутреннее строение Земли? Какие методы исследования дают основную информацию об этом? Какими методами оценивается возраст Земли? Каков он согласно современным данным? 19) В чем заключается концепция тектоники литосферных плит? Каковы взгляды на возникновение океанов и атмосферы на Земле? 20) Какова структура и химический состав атмосферы Земли? Эволюция и развитие живых систем 21) Каков был состав первичной атмосферы Земли? 22) Объясните схему перехода от химической эволюции к биологической. Объясните начальную стадию биологической эволюции и ее этапы. Что такое абиогенез? В чем отличие прокариот и эукариот? Как проявляется эффект Пастера? 23) Назовите этапы эволюции условий жизни на Земле. В чем отличие гетеротрофов и автотрофов? Какие организмы называют анаэробами и аэробами? 24) Какие существуют два методологических подхода к вопросу возникновения жизни? Объясните, что такое голобиоз и генобиоз. Назовите исторические концепции происхождения жизни. 25) Назовите основные этапы эволюции основных форм живой природы. Что такое филогенез и онтогенез? 26) Назовите основные положения дарвинизма. Что включает «триада Дарвина»? Назовите основные положения синтетической теории эволюции? 27) Охарактеризуйте две стороны эволюционного процесса: микроэволюцию и макроэволюцию. Какую роль в эволюции играют ароморфозы и идиоадаптации? Назовите некоторые важнейшие ароморфозы.
28) Что называют геологическими эрами и периодами? Как связаны границы между эрами с геологическими и палеонтологическими изменениями? Укажите основные таксономические группы растений и животных и последовательность их эволюции. Что понимают в науке под терминами «флора» и «фауна»? Генетика и эволюция 29) Что такое ген, аллель? Какие гены считают рецессивными и доминантными? Что такое геном, генотип и фенотип, генофонд? Каковы свойства генетического материала? 30) Что относят к наследуемой и ненаследуемой изменчивости? Назовите свойства мутаций. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы 31) Сформулируйте понятия «экосистема» и «биогеоценоз». В чем различие этих понятий? 32) Какие элементы входят в экосистему? Какова биотическая структура экосистем? За счет чего обеспечивается целостность экосистем? 33) Что такое биоразнообразие? Какова его роль для живых систем? Назовите виды природных экосистем. 34) Что такое пищевые (трофические) цепи и пирамиды? Как проходят энергетические потоки в экосистемах? В чем заключается правило 10%? 35) Назовите основные экологические факторы. Приведите примеры. Что такое толерантность и пределы толерантности? 36) Назовите основные формы биотических отношений. 37) Что такое местообитание и экологическая ниша? В чем различие этих понятий? 38) Что такое биосфера и каковы ее границы? Какие компоненты входят в состав вещества биосферы? Назовите системные свойства биосферы. Назовите функции живого вещества в биосфере. 39) Как осуществляется биогенная миграция атомов химических элементов? Каковы биогеохимические принципы миграции? Человек в биосфере 40) Что такое антропогенез? Какие палеонтологические находки предков человекообразных обезьян и человека известны современной науке? Назовите основные этапы эволюции рода Homo и его предшественников. Какие гипотезы существуют о происхождении Человека разумного? Каковы генетические доказательства? Каковы основные закономерности антропогенеза? Укажите последовательность происхождения рас Человека разумного.
41) Охарактеризуйте место вида Человек разумный(Homo sapiens) в системе живого. В чем сходства и отличия человека от других животных? 42) Назовите основные концепции, характеризующие нервную систему человека. Каковы основные принципы клеточной организации и функционирования мозга? Как проявляется функциональная асимметрия головного мозга человека? Что такое сознание? Как соотносится сознательное и бессознательное? 43) В чем проявляется коэволюция человека и биосферы? Когда произошла неолитическая революция и каковы ее экологические последствия? Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье) 44) Что такое деградация окружающей среды? Каковы ее составляющие? Что такое глобальный экологический кризис и каковы его индикаторы? 45) Что понимают под термином «ноосфера»? Что такое устойчивое развитие? Письменный контроль Темы, включенные в контрольную работу: 1. Динамические и статистические закономерности в природе. 2. Принцип возрастания энтропии. 3. Концепция целостности природы. 4. Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма.. 5. Космология (мегамир). 6. Геологическая эволюция. 7. Эволюция и развитие живых систем. 8. Генетика и эволюция. 9. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. 10. Человек в биосфере. 11. Глобальный экологический кризис. 2. Перечень тем самостоятельных заданий 2.1. Темы презентаций докладов (выполняется обязательно, текущий контроль) 1. Наука древнего мира. 2. Естествознание в эпоху Средневековья и Возрождения. 3. Естествознание Нового времени (XVII-XIX вв.). 4. Естествознание XX – XXI вв. 5. Эффект бабочки в теории хаоса. 6. Вселенная в разных масштабах: микро-, макро- и мегамиры. 7. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. 8. Генетический паспорт человека. 9. История жизни на Земле. Методические указания: ü !!! ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Краткие пояснения к содержанию докладов – см. в соответствующих темах (Планы практических занятий). ü В течение семестра студент может выполнить одну презентацию по предложенным вопросам. ü Общие требования к выполнению презентаций – см. п.2.5. Рейтинговая оценка: ü до 10 баллов за презентацию доклада 2.2. Вопросы для написания эссе (выполняется по желанию, для премиальных баллов): ü В течение семестра студент может выполнить от одного до четырех эссе по предложенным вопросам (но не более одного эссе из каждого раздела). Рейтинговая оценка: ü до 5 баллов за одно эссе Раздел 1 1. Почему в XXI веке до сих пор жива псевдонаука (лженаука)? 2. Математика как язык естествознания: почему математику называют «царицей наук»? 3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры – проблема двух культур в науке. Путь к единой культуре. 4. Когда и где возникла наука как сфера человеческой деятельности? 5. Роль науки на разных исторических этапах. 6. Роль естественных наук в XXI веке.
Раздел 2 7. Значение нарушений симметрии в эволюции живого. 8. Проблема времени в естественных и гуманитарных науках. Раздел 3 9. Углерод – главный элемент живого. 10. Вода и ее роль для живой природы. 11. Симметрия и асимметрия живого. Хиральность молекул живого. Раздел 4 12. Что было в начале и что будет в конце – порядок или хаос? 13. «Энтропийный капкан» для современной цивилизации. 14. Иерархичность природных структур как отражение системности природы. Раздел 5 15. Проблемы эволюции Вселенной. 16. Проблемы эволюции Солнечной системы. 17. Проблемы эволюции планеты Земля. 18. Проблема возникновения жизни на Земле. 19. Человек – существо биологическое или социальное? 20. Трансгенные организмы: проблема жизни в генетически модифицированном мире 21. Клонирование и его возможности: вымысел и реальность. Раздел 6 22. Проблемы коэволюции человека и биосферы. Методические указания: Эссе (рассуждение на заданную тему, 1,5-2 стр.) должно включать: - во-первых, АРГУМЕНТАЦИЮ одной из позиций по данному вопросу, почерпнутой из учебной и специальной литературы - с цитатами и ссылками; - во-вторых, с СОБСТВЕННЫМИ ОРИГИНАЛЬНЫМИ рассуждениями и собственной мотивированной позиции в дискуссии по данной теме. Эссе выполняется на отдельных листах. Рекомендации по написанию эссе – см. п. 2.3. и Приложение 2 2.3. Общие требования к самостоятельным работам: ü Индивидуальные темы для самостоятельной работы по курсу предлагаются студентам на выбор в начале семестра. Каждую тему готовят 1-4 студента. ü Самостоятельная работа, оформленная в виде ПРЕЗЕНТАЦИИ Microsoft PowerPoint, должна соответствовать изложенным ниже требованиям к презентации, в противном случае балльная оценка снижается. (см. также Приложение 1) Файл презентации должен быть выполнен в программе MS PowerPoint 2003, 2007 либо в программе, выполняющей аналогичные функции. Такой файл должен либо открываться в MS PowerPoint, либо иметь возможность просмотра без использования сторонних программ. В последнем случае файл должен позволять получать доступ к ЛЮБОМУ из слайдов презентации в произвольном порядке. Файл презентации должен быть предоставлен на CD или с флеш-карты.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.172.188 (0.023 с.) |