Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
11) Что такое самоорганизация в природных и социальных системах? Приведите примеры. 12) Что изучает синергетика? В чем проявляется ее междисциплинарный характер? 13) Каковы необходимые условия самоорганизации? Что такое точка бифуркации? Что такое диссипация (рассеяние) энергии в неравновесной системе? Что происходит с энтропией системы и энтропией окружающей среды при самоорганизации? Космология (мегамир) 14) Что изучает космология? Что является теоретической основой современной научной космологии? 15) В чем основная идея космологической модели Фридмана? Каковы ее экспериментальные доказательства? 16) Каков основной тезис модели горячей Вселенной Гамова? Что такое космологическая сингулярность? Геологическая эволюция 17) В чем заключаются отличия Земли как планеты от других планет земной группы? 18) Каков химический состав Земли? Какова структура магнитного поля Земли и его роль для жизни на планете? Каково внутреннее строение Земли? Какие методы исследования дают основную информацию об этом? Какими методами оценивается возраст Земли? Каков он согласно современным данным? 19) В чем заключается концепция тектоники литосферных плит? Каковы взгляды на возникновение океанов и атмосферы на Земле? 20) Какова структура и химический состав атмосферы Земли? Эволюция и развитие живых систем 21) Каков был состав первичной атмосферы Земли? 22) Объясните схему перехода от химической эволюции к биологической. Объясните начальную стадию биологической эволюции и ее этапы. Что такое абиогенез? В чем отличие прокариот и эукариот? Как проявляется эффект Пастера? 23) Назовите этапы эволюции условий жизни на Земле. В чем отличие гетеротрофов и автотрофов? Какие организмы называют анаэробами и аэробами? 24) Какие существуют два методологических подхода к вопросу возникновения жизни? Объясните, что такое голобиоз и генобиоз. Назовите исторические концепции происхождения жизни. 25) Назовите основные этапы эволюции основных форм живой природы. Что такое филогенез и онтогенез? 26) Назовите основные положения дарвинизма. Что включает «триада Дарвина»? Назовите основные положения синтетической теории эволюции? 27) Охарактеризуйте две стороны эволюционного процесса: микроэволюцию и макроэволюцию. Какую роль в эволюции играют ароморфозы и идиоадаптации? Назовите некоторые важнейшие ароморфозы. 28) Что называют геологическими эрами и периодами? Как связаны границы между эрами с геологическими и палеонтологическими изменениями? Укажите основные таксономические группы растений и животных и последовательность их эволюции. Что понимают в науке под терминами «флора» и «фауна»? Генетика и эволюция 29) Что такое ген, аллель? Какие гены считают рецессивными и доминантными? Что такое геном, генотип и фенотип, генофонд? Каковы свойства генетического материала? 30) Что относят к наследуемой и ненаследуемой изменчивости? Назовите свойства мутаций. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы 31) Сформулируйте понятия «экосистема» и «биогеоценоз». В чем различие этих понятий? 32) Какие элементы входят в экосистему? Какова биотическая структура экосистем? За счет чего обеспечивается целостность экосистем? 33) Что такое биоразнообразие? Какова его роль для живых систем? Назовите виды природных экосистем. 34) Что такое пищевые (трофические) цепи и пирамиды? Как проходят энергетические потоки в экосистемах? В чем заключается правило 10%? 35) Назовите основные экологические факторы. Приведите примеры. Что такое толерантность и пределы толерантности? 36) Назовите основные формы биотических отношений. 37) Что такое местообитание и экологическая ниша? В чем различие этих понятий? 38) Что такое биосфера и каковы ее границы? Какие компоненты входят в состав вещества биосферы? Назовите системные свойства биосферы. Назовите функции живого вещества в биосфере. 39) Как осуществляется биогенная миграция атомов химических элементов? Каковы биогеохимические принципы миграции? Человек в биосфере 40) Что такое антропогенез? Какие палеонтологические находки предков человекообразных обезьян и человека известны современной науке? Назовите основные этапы эволюции рода Homo и его предшественников. Какие гипотезы существуют о происхождении Человека разумного? Каковы генетические доказательства? Каковы основные закономерности антропогенеза? Укажите последовательность происхождения рас Человека разумного. 41) Охарактеризуйте место вида Человек разумный(Homo sapiens) в системе живого. В чем сходства и отличия человека от других животных? 42) Назовите основные концепции, характеризующие нервную систему человека. Каковы основные принципы клеточной организации и функционирования мозга? Как проявляется функциональная асимметрия головного мозга человека? Что такое сознание? Как соотносится сознательное и бессознательное? 43) В чем проявляется коэволюция человека и биосферы? Когда произошла неолитическая революция и каковы ее экологические последствия? Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье) 44) Что такое деградация окружающей среды? Каковы ее составляющие? Что такое глобальный экологический кризис и каковы его индикаторы? 45) Что понимают под термином «ноосфера»? Что такое устойчивое развитие? Письменный контроль Темы, включенные в контрольную работу: 1. Динамические и статистические закономерности в природе. 2. Принцип возрастания энтропии. 3. Концепция целостности природы. 4. Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма.. 5. Космология (мегамир). 6. Геологическая эволюция. 7. Эволюция и развитие живых систем. 8. Генетика и эволюция. 9. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. 10. Человек в биосфере. 11. Глобальный экологический кризис. 2. Перечень тем самостоятельных заданий 2.1. Темы презентаций докладов (выполняется обязательно, текущий контроль) 1. Наука древнего мира. 2. Естествознание в эпоху Средневековья и Возрождения. 3. Естествознание Нового времени (XVII-XIX вв.). 4. Естествознание XX – XXI вв. 5. Эффект бабочки в теории хаоса. 6. Вселенная в разных масштабах: микро-, макро- и мегамиры. 7. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. 8. Генетический паспорт человека. 9. История жизни на Земле. Методические указания: ü !!! ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Краткие пояснения к содержанию докладов – см. в соответствующих темах (Планы практических занятий). ü В течение семестра студент может выполнить одну презентацию по предложенным вопросам. ü Общие требования к выполнению презентаций – см. п.2.5. Рейтинговая оценка: ü до 10 баллов за презентацию доклада 2.2. Вопросы для написания эссе (выполняется по желанию, для премиальных баллов): ü В течение семестра студент может выполнить от одного до четырех эссе по предложенным вопросам (но не более одного эссе из каждого раздела). Рейтинговая оценка: ü до 5 баллов за одно эссе Раздел 1 1. Почему в XXI веке до сих пор жива псевдонаука (лженаука)? 2. Математика как язык естествознания: почему математику называют «царицей наук»? 3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры – проблема двух культур в науке. Путь к единой культуре. 4. Когда и где возникла наука как сфера человеческой деятельности? 5. Роль науки на разных исторических этапах. 6. Роль естественных наук в XXI веке. Раздел 2 7. Значение нарушений симметрии в эволюции живого. 8. Проблема времени в естественных и гуманитарных науках. Раздел 3 9. Углерод – главный элемент живого. 10. Вода и ее роль для живой природы. 11. Симметрия и асимметрия живого. Хиральность молекул живого. Раздел 4 12. Что было в начале и что будет в конце – порядок или хаос? 13. «Энтропийный капкан» для современной цивилизации. 14. Иерархичность природных структур как отражение системности природы. Раздел 5 15. Проблемы эволюции Вселенной. 16. Проблемы эволюции Солнечной системы. 17. Проблемы эволюции планеты Земля. 18. Проблема возникновения жизни на Земле. 19. Человек – существо биологическое или социальное? 20. Трансгенные организмы: проблема жизни в генетически модифицированном мире 21. Клонирование и его возможности: вымысел и реальность. Раздел 6 22. Проблемы коэволюции человека и биосферы. Методические указания: Эссе (рассуждение на заданную тему, 1,5-2 стр.) должно включать: - во-первых, АРГУМЕНТАЦИЮ одной из позиций по данному вопросу, почерпнутой из учебной и специальной литературы - с цитатами и ссылками; - во-вторых, с СОБСТВЕННЫМИ ОРИГИНАЛЬНЫМИ рассуждениями и собственной мотивированной позиции в дискуссии по данной теме. Эссе выполняется на отдельных листах. Рекомендации по написанию эссе – см. п. 2.3. и Приложение 2 2.3. Общие требования к самостоятельным работам: ü Индивидуальные темы для самостоятельной работы по курсу предлагаются студентам на выбор в начале семестра. Каждую тему готовят 1-4 студента. ü Самостоятельная работа, оформленная в виде ПРЕЗЕНТАЦИИ Microsoft PowerPoint, должна соответствовать изложенным ниже требованиям к презентации, в противном случае балльная оценка снижается. (см. также Приложение 1) Файл презентации должен быть выполнен в программе MS PowerPoint 2003, 2007 либо в программе, выполняющей аналогичные функции. Такой файл должен либо открываться в MS PowerPoint, либо иметь возможность просмотра без использования сторонних программ. В последнем случае файл должен позволять получать доступ к ЛЮБОМУ из слайдов презентации в произвольном порядке. Файл презентации должен быть предоставлен на CD или с флеш-карты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.88 (0.008 с.) |