Естествознание как особая форма знания. Всеобщий характер законов природы 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Естествознание как особая форма знания. Всеобщий характер законов природы



Введение

Концепция от латинского conceptio означает единый, определяющий замысел, ведущая мысль. Под концепцией естествознания понимают фундаментальные естественнонаучные идеи, модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках. Естествознание - это совокупность наук о природе и связи между естественнонаучными дисциплинами. В курсе изучаются не только связи между естественнонаучными дисциплинами, но и трансдисциплинарные концепции от (лат. trans - сквозь, через) - более высокий уровень универсализации по сравнению с междисциплинарной концепцией, о которой принято говорить как о признаке единства естественнонаучного знания.

Современные естественнонаучные знания оказывают существенное влияние на культурный потенциал эпохи, определяющий стиль мышления не только ученых, но и государственных деятелей, оказывают воздействие на идеологию и психологию людей, являются условием для восхождения мышления личности на более высокие ступени научной рациональности.

Естествознание как особая форма знания. Всеобщий характер законов природы

Все, что окружает человека, есть материя в самых разных формах ее проявления. Совокупность проявлений материи образует единую систему - Вселенную.

Развитие научного знания привело к представлению о глобальном единстве материальных миров. «Земной» атом совершенно не отличим от атома вблизи пределов наблюдаемой Вселенной, физические процессы, происходящие в отдельных друг от друга областях космоса, идентичны, а законы, их описывающие, - универсальны.

Мир един, в нем «все связано со всем», нет изолированных систем со своей «автономной жизнью». Законы материального мира обладают естеством на фундаментальном уровне.

Две культуры как отражение двух типов мышления

Человек, изучая окружающую природу и самого себя, выстраивает систему достоверных и обобщенных знаний об окружающем мире - науку.

Эта система включает в себя две большие подсистемы:

Ш - естественные науки;

Ш - гуманитарные и социальные науки.

На ранних этапах эти две отрасли знания развивались совместно. Это был период умозрительных заключений, и носителями этих знаний были одни и те же люди. Затем неизбежная специализирующая интеллектуального труда разделила эти два направления и проявилась в дальнейшей дифференциации наук.

Объектами изучения в естественных науках стали все формы неживой природы и простейшие формы живой. Объектами изучения в гуманитарных и социальных науках являются наиболее сложные формы живой природы, связанные с человеком, - человеческое сознание, творчество, общественные явления, а также идеальные системы, созданные человеком (языки, право, религия).

Эти науки выработали независимые методы, достигли различающихся уровней развития. В связи с этим стали говорить о формировании двух различных культур - естественнонаучной (основанной на фактических знаниях и теориях) и гуманитарной (основанной на разновариантности представлений, оценок и позиций).

Между этими двумя культурами начались противоречия, связанные с различием традиций, целей и методов, которые составляют проблему двух культур, носителями которых является научно-техническая и гуманитарная интеллигенция.

В настоящее время наблюдаются всевозрастающее взаимопроникновение различных направлений научного знания, взаимодействие двух культур (конвергенция - приближение), т. к. сложные современные проблемы человеческой цивилизации требуют комплексного, многостороннего подхода, совместной работы специалистов - естественников и гуманитариев.

Для современной науки характерным становится проблемный подход - для решения конкретных и важных вопросов науки объединяют усилия ученые разных специальностей, создаются смешанные научные коллективы.

Существенные и личностные аспекты взаимодействия двух культур, проявлением которого становится активное участие видных ученых-естественников в решении крупных общечеловеческих проблем.

Таким образом, единство всего материального мира и необходимость решения глобальных проблем человечества является основой сближения двух культур.

Научные методы

Метод (от греч. методос - путь к чему либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию.

Область знания, которая занимается изучением методов, называют методологией. Методология дословно означает «учение о методах», и изучает происхождение, сущность, эффективность и другие характеристики методов познания.

Методы научного познания подразделяются по степени общности, т.е. по широте применимости в научных исследованиях.

Всеобщие методы: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим.

Вторая группа методов познания - общенаучные методы. Эти методы используются на разных уровнях научного познания - эмпирическом и теоретическом.

Эмпирический уровень - это непосредственное исследование реально существую щих чувственно воспринимаемых предметов.

На этом уровне происходит процесс накопления информации путем наблюдений, применений, постановки экспериментов и проводится первичная систематизация полученных данных в виде таблиц, схем, графиков. На этом уровне результатом является формирование некоторых закономерностей.

Теоретический уровень - раскрывает наиболее глубокие, существенные стороны, связи, закономерности. Это более высокая степень в научном познании. Результатами этого уровня становятся гипотезы, теории, законы. Оба эти уровня взаимосвязаны.

Эмпирический - это фундамент теоретического осмысления. Теоретический - определяет направление исследований эмпирического уровня.

К общенаучным методам эмпирического познания относятся:

Ш наблюдение - целенаправленное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования;

Ш эксперимент - исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования;

Ш описание - фиксирование данных эксперимента или наблюдение с помощью определенных систем обозначений;

Ш изменение - определение характеристик объектов с помощью измерительных приборов.

Общенаучными методами теоретического познания являются:

Ш абстрагирование - отвлечение от несущественных свойств явления, с выявление более существенных;

Ш идеализация - особый вид абстрагирования, мысленное внесение изменений в изучаемый объект;

Ш мысленный эксперимент - оперирование идеализированным объектом;

Ш формализация - отображение результатов мышления в точных понятиях с использованием специальной символики;

Ш индукция и дедукция - движение от частного к общему (от единичных фактов к общим положениям), и наоборот - от общего к частному.

К общенаучным методам эмпирического и теоретического познания относятся:

Ш анализ и синтез - процессы мысленного разложения целого на составные части или воссоединении целого из частей;

Ш аналогия - прием познания, с помощью которого обнаруживается сходство объектов в некоторых значимых характеристиках;

Ш моделирование - воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом, специально созданном для их изучения.

К третьей группе методов научного познания относятся частно-научные методы, используемые только в рамках какой-то конкретной науки.

Каждая наука имеет свои специфические методы исследования.

Из истории естествознания

Первой в истории человечества наукой была философия. Она являлась вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а наука о природе была ее составной частью и называлась натурфилософией, т.е. философией природы.

Натурфилософия стала первой формой существования естествознания. Первое понимание природы содержало много вымышленного, фантастического, далекого от действительности.

Недостаток научных фактов, познание причины явлений заменялось придуманными силами и связями (например, жизненная сила вещества), которыми пытались заменить проблемы в естественнонаучном знании.

Многое существовало лишь в воображении философов до тех пор, пока не был накоплен большой фактический материал, систематизация которого привела к возникновению науки.

Впервые наука в истории человечества возникает в Древней Греции в VI веке до н.э., когда появилась система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей и научного сообщества.

Древнегреческий ученый и философ Аристотель собрал и систематизировал знания, накопленные в древнем мире, и попытался дать классификацию наук.

Он разделил все науки на 3 группы:

1) науки «умозрительные» - познают предмет только с помощью разума - это философия, физика, математика;

2) науки «практические» - политика, этика, экономика;

3) науки «творческие» - ремесла, врачевание, строительство.

Первая группа - это высшие науки, постигающие самое главное - причину бытия. Древнегреческие мыслители были одновременно и философами и учеными. Каждый ученый стремился представить все мировоззрение в целом. Достижения античных мыслителей в математике и механике нового вошли в историю науки.

В Древней Греции господствовала идея о существовании первоначал, лежащих в основе мироздания. К ним отнесли и стихии - воду, огонь, землю.

Эти представления сменились идеологией атомизма Демокрита и Эпикура.

Основные принципы этих воззрений следующие:

Ш вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц - атомов и незаполненного пространства - пустоты;

Ш атомы вечны, поэтому вся Вселенная существует вечно;

Ш атомы - мельчайшие неделимые частицы, находящиеся в постоянном движении;

Ш они различаются по форме, величине, тяжести;

Ш все предметы материального мира образуются из атомов различных форм и различного порядка их сочетаний (форм, величины, активности).

Эта теория положила начало развитию физики. Величайшим ученым и философом античности был Аристотель. Он создал космологическое учение, которое повлияло на миропонимание многих поколений.

Аристотель считал мироздание конечным состоянием многих сфер. Внешняя соприкасается с Перводвигателем Вселенной, или Богом, которого он понимал в виде разума мирового масштаба, источника энергии. Землю он представлял как шар в центре Вселенной.

Теорию математически оформил Клавдий Птолемей (до 168г. до н.э.) - крупнейший ученый античности. Главный его труд - «Математическая система». Эта эпоха прославилась вкладом в развитие математики древнегреческого ученого Пифагора.

В III веке до н.э. Евклид привел в системе математические достижения того времени и создал метод аксиом, что позволило создать геометрию, которая и сейчас носит его имя («Начало»).

Архимед - ученый, математик и механик. Ему принадлежит решение ряда задач по вычислению площадей поверхностей и объемов, значение числа; он ввел понятие центра тяжести, дал математический вывод законов рычага. Ему приписывают знаменитое выражение: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю».

Широкую известность получил закон Архимеда, касающийся плавучести тел. Ему принадлежит изобретение различных рангов, блоков, винтов для поднятия тяжестей, военные метательные машины.

Изобретения Архимеда опередили время и были оценены по достоинству только через 1,5 тыс. лет, они получили дальнейшее развитие в эпоху Возрождения.

Эпоха средних веков характерна развитием в Европе христианской науки, философии, теологии и прогрессом науки на Востоке. С VIII века научное лидерство переместилось из Европы на Восток. В мусульманском мире получила известность древнегреческая наука, и это способствовало развитию астрономии и математики.

В истории известны такие имена арабских ученых, как:

1. Мухаммед аль-Батани (850-929 гг.).

2. Ибн-Юнас (950-1009 гг.) достигший заметных успехов в тригонометрии и сделавший много наблюдений в лунных и солнечных затмениях.

3. Ибн-али-Хайсам (965-1020 гг.), известный своими работами в оптике.

4. Ибн-Рушд (1126-1198 гг.), философ и естествоиспытатель, последователь Аристотеля.

Первая научная революция

С XVI в. характер научного прогресса от количественных изменений переходит к качественными изменениям. Наука выходит на новый уровень знаний в результате меняющегося видения мира. Наука проходит через переломные этапы, получившие название научных революций.

Научная революция эпохи Возрождения характеризовалась возвращением культурных ценностей античности, расцветом искусства, утверждением идей гуманизма.

В науке существенным прогрессом стало появление гелиоцентрического учения великого польского астронома Николая Коперника (1473-1543 гг.) В своем труде «Об обращениях небесных сфер» Коперник утверждал что Земля не является центром мироздания.

На основе большого числа астрономических наблюдений и расчетов Коперник создал новую гелиоцентрическую систему мира, что и являлось первой в истории человечества научной революцией.

Земля - одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам. Совершая обращение вокруг Солнца, Земля одновременно вращается и вокруг собственной оси, чем и объясняется смена дня и ночи, видимое нами движение звездного неба.

Коперник высказал мысль о движении как естественном свойстве небесных и земных объектов, подчиненном общим закономерностям единой механики. Этим было разрушено догматизированое представление Аристотеля о неподвижном «перводвигателе», приводящем в движении Вселенную.

Одним из активных сторонников учения Коперника, поплатившимся жизнью за свои убеждения, был знаменитый итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600 гг.)

Но он пошел дальше Коперника, отрицая наличия центра Вселенной вообще и отстаивая тезис о бесконечности Вселенной. Бруно говорил о существовании во Вселенной множества тел, подобных Солнцу, и окружающих его планетах. Причем многие их бесчисленного количества миров, считал он, обитаемы и, по сравнению с Землей, «если не больше и не лучше, то, во всяком случае, не меньше и не хуже».

Он был арестован инквизицией, 8 лет находился в тюрьме и 17 февраля 1600 г. как нераскаявшийся еретик был сожжен на костре в Риме. Но это не остановило прогресс познания человеком мира.

Первая научная революция

С XVI в. характер научного прогресса от количественных изменений переходит к качественными изменениям. Наука выходит на новый уровень знаний в результате меняющегося видения мира. Наука проходит через переломные этапы, получившие название научных революций.

Научная революция эпохи Возрождения характеризовалась возвращением культурных ценностей античности, расцветом искусства, утверждением идей гуманизма.

В науке существенным прогрессом стало появление гелиоцентрического учения великого польского астронома Николая Коперника (1473-1543 гг.) В своем труде «Об обращениях небесных сфер» Коперник утверждал что Земля не является центром мироздания.

На основе большого числа астрономических наблюдений и расчетов Коперник создал новую гелиоцентрическую систему мира, что и являлось первой в истории человечества научной революцией.

Земля - одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам. Совершая обращение вокруг Солнца, Земля одновременно вращается и вокруг собственной оси, чем и объясняется смена дня и ночи, видимое нами движение звездного неба.

Коперник высказал мысль о движении как естественном свойстве небесных и земных объектов, подчиненном общим закономерностям единой механики. Этим было разрушено догматизированое представление Аристотеля о неподвижном «перводвигателе», приводящем в движении Вселенную.

Одним из активных сторонников учения Коперника, поплатившимся жизнью за свои убеждения, был знаменитый итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600 гг.)

Но он пошел дальше Коперника, отрицая наличия центра Вселенной вообще и отстаивая тезис о бесконечности Вселенной. Бруно говорил о существовании во Вселенной множества тел, подобных Солнцу, и окружающих его планетах. Причем многие их бесчисленного количества миров, считал он, обитаемы и, по сравнению с Землей, «если не больше и не лучше, то, во всяком случае, не меньше и не хуже».

Он был арестован инквизицией, 8 лет находился в тюрьме и 17 февраля 1600 г. как нераскаявшийся еретик был сожжен на костре в Риме. Но это не остановило прогресс познания человеком мира.

Принципы относительности

Галилей открыл принцип инерции, движения тела в пустоте, где нет сопротивления. Сопротивление среды он считал несущественным.

Он также сформулировал принцип относительности: во всех инерциальных системах отчета все физические явления происходят одинаково. Эти два принципа описывают свойство пространства Вселенной.

Окончательную формулировку эти принципы получили в механике Ньютона. Он соединил идею пустого пространства и прямолинейного инерционного движения.

Пустое пространство - это «абсолютное» пространство - всегда одинаковое и неподвижное. Он определил также абсолютное истинное математическое время: оно протекает равномерно, без отношения к чему-либо внешнему и называется длительностью. Время и пространство представляют собой вместилище самих себя и всего сущего. Во времени все располагается в смысле порядка последовательности, а в пространстве - в смысле порядка положения. Это места, перемещения мест составляет абсолютное движение.

Ньютон подчеркивает, что движение имеет относительный характер и зависит от системы отчета. Система отчета должна или покоиться, или двигаться равномерно и прямолинейно к абсолютному пространству.

Абсолютное время - это время, не зависящее от движения. Время одинаково во всех системах отчета.

Принципы относительности

Галилей открыл принцип инерции, движения тела в пустоте, где нет сопротивления. Сопротивление среды он считал несущественным.

Он также сформулировал принцип относительности: во всех инерциальных системах отчета все физические явления происходят одинаково. Эти два принципа описывают свойство пространства Вселенной.

Окончательную формулировку эти принципы получили в механике Ньютона. Он соединил идею пустого пространства и прямолинейного инерционного движения.

Пустое пространство - это «абсолютное» пространство - всегда одинаковое и неподвижное. Он определил также абсолютное истинное математическое время: оно протекает равномерно, без отношения к чему-либо внешнему и называется длительностью. Время и пространство представляют собой вместилище самих себя и всего сущего. Во времени все располагается в смысле порядка последовательности, а в пространстве - в смысле порядка положения. Это места, перемещения мест составляет абсолютное движение.

Ньютон подчеркивает, что движение имеет относительный характер и зависит от системы отчета. Система отчета должна или покоиться, или двигаться равномерно и прямолинейно к абсолютному пространству.

Абсолютное время - это время, не зависящее от движения. Время одинаково во всех системах отчета.

Теория поля и вакуума

В 1927 году английский физик Поль Дирак составил уравнение, которое описывало движение электрона с учетом законов квантовой механики и теории относительности Эйнштейна и получил формулу с двумя решениями: электрон с положительной энергией и электрон-двойник с отрицательной энергией. Так возникло представление о частицах и античастицах, мирах и антимирах.

Обнаружение античастиц углубило представление об электромагнитном поле, его дискретности (прерывистости). Считалось, что электромагнитного поля нет, если нет квантов поля - фотонов, и значит, в этой области пространства должна быть пустота, или вакуум.

Открытие античастиц привело к открытию виртуальных частиц, которые то возникают то исчезают, изменяя заряд электрона (без этих частиц заряд электрона равнялся бы бесконечности). Вакуум наполнился виртуальными Гейзенберга античастицами. Такое представление о вакууме привело к открытию принципа неопределенности Гейзенберга, согласно этому принципу квантовые эффекты могут на время нарушать закон сохранения энергии. В течение этого времени энергия, взятая как бы «взаймы», может расходоваться на рождение короткоживущих частиц, исчезающих при возвращении энергии. Таким образом, вакуум в физике оказывается не пустым, а представляет собой море рождающихся и гасящихся всплесков.

Квантовая теория поля давала представление о физической неразложимости мира, о невозможности свести его к отдельным элементам. Это принцип целостности, который рассматривает взаимодействие микрообъектов с определенным состоянием физического вакуума, а вакуум играет роль микроусловий, в которых элементарные частицы проявляют свои свойства.

В рамках концепции целостности Вселенная рассматривается как целостная система, находящаяся в супер-симметричном состоянии. В процессе эволюции происходят моменты нарушения симметрии, приводящие к многообразию мира.

В определенные исторические моменты происходит спонтанное нарушение симметрии исходного вакуума. Концепция целостности содержит в себе концепцию развития, самовыдвижения, самоорганизации, выраженных в категориях симметрии и ассиметрии.

В рамках этого периода вакуум является прародителем известного нам мира.

Происхождение человека

Происхождение человека является одной из фундаментальных переменных проблем современного научного познания. Долгое время существовал традиционный подход к проблеме человека в ключе рассуждений о взаимосвязи биологического и социального, понимаемый как «биосоциальный» синтез. Более перспективным является подход, рассматривающий человека как продукт длительной биологической эволюции, воспроизводящей в информацже сформулировал принцип относительности: во всех инерциальных системах отчета все физические явления происходят одинаково. Эти два принципа описывают свойство пространства Вселенной.

Окончательную формулировку эти принципы получили в механике Ньютона. Он соединил идею пустого пространства и прямолинейного инерционного движения.

Пустое пространство - это «абсолютное» пространство - всегда одинаковое и неподвижное. Он определил также абсолютное истинное математическое время: оно протекает равномерно, без отношения к чему-либо внешнему и называется длительностью. Время и пространство представляют собой вместилище самих себя и всего сущего. Во времени все располагается в смысле порядка последовательности, а в пространстве - в смысле порядка положения. Это места, перемещения мест составляет абсолютное движение.

Ньютон подчеркивает, что движение имеет относительный характер и зависит от системы отчета. Система отчета должна или покоиться, или двигаться равномерно и прямолинейно к абсолютному пространству.

Абсолютное время - это время, не зависящее от движения. Время одинаково во всех системах отчета.

Теория поля и вакуума

В 1927 году английский физик Поль Дирак составил уравнение, которое описывало движение электрона с учетом законов квантовой механики и теории относительности Эйнштейна и получил формулу с двумя решениями: электрон с положительной энергией и электрон-двойник с отрицательной энергией. Так возникло представление о частицах и античастицах, мирах и антимирах.

Обнаружение античастиц углубило представление об электромагнитном поле, его дискретности (прерывистости). Считалось, что электромагнитного поля нет, если нет квантов поля - фотонов, и значит, в этой области пространства должна быть пустота, или вакуум.

Открытие античастиц привело к открытию виртуальных частиц, которые то возникают то исчезают, изменяя заряд электрона (без этих частиц заряд электрона равнялся бы бесконечности). Вакуум наполнился виртуальными Гейзенберга античастицами. Такое представление о вакууме привело к открытию принципа неопределенности Гейзенберга, согласно этому принципу квантовые эффекты могут на время нарушать закон сохранения энергии. В течение этого времени энергия, взятая как бы «взаймы», может расходоваться на рождение короткоживущих частиц, исчезающих при возвращении энергии. Таким образом, вакуум в физике оказывается не пустым, а представляет собой море рождающихся и гасящихся всплесков.

Квантовая теория поля давала представление о физической неразложимости мира, о невозможности свести его к отдельным элементам. Это принцип целостности, который рассматривает взаимодействие микрообъектов с определенным состоянием физического вакуума, а вакуум играет роль микроусловий, в которых элементарные частицы проявляют свои свойства.

В рамках концепции целостности Вселенная рассматривается как целостная система, находящаяся в супер-симметричном состоянии. В процессе эволюции происходят моменты нарушения симметрии, приводящие к многообразию мира.

В определенные исторические моменты происходит спонтанное нарушение симметрии исходного вакуума. Концепция целостности содержит в себе концепцию развития, самовыдвижения, самоорганизации, выраженных в категориях симметрии и ассиметрии.

В рамках этого периода вакуум является прародителем известного нам мира.

Происхождение человека

Происхождение человека является одной из фундаментальных переменных проблем современного научного познания. Долгое время существовал традиционный подход к проблеме человека в ключе рассуждений о взаимосвязи биологического и социального, понимаемый как «биосоциальный» синтез. Более перспективным является подход, рассматривающий человека как продукт длительной биологической эволюции, воспроизводящей в информационном аспекте развитие нашей Вселенной после Большого взрыва, вместе с социокультурной эволюцией, с которой связана его психическая эволюция.

В.И. Вернадский подчеркивает значимость высказываний американского геолога Д. Дона о том, что «в ходе геологического времени наблюдается (скачками) усовершенствование - рост - центральной нервной системы (мозга), начиная от ракообразных и моллюсков (головоногих) и кончая человеком. Раз достигнутый уровень мозга и эволюции идет не вспять, а только вперед». В таком случае появление человека - это закономерный результат развития биосферы, т.е. эволюция идет в определенном направлении.

Одной из наиболее принятых в научном мире теорий происхождения человека является эволюционная теория происхождения человека от живого предка - гоминид. Эволюция мозга этого предка считается особым процессом по двум причинам: во-первых, в связи с темпами - это был один из наиболее бурно протекающих процессов макроэволюции в истории позвоночных; во-вторых, в связи с феноменальными последствиями этого процесса, т.к. психика человека - явление уникальное.

Речь идет о следующих, связанных между собой, свойствах психики человека:

1) оперирование образами и понятиями, содержание которых свободно от ограничений пространства и времени и может относиться к воображаемым, никогда и нигде не происходившим, событиям;

2) познавательная способность, основанная на проникновении в структуру мира и построении модели мира;

3) способность к соблюдению моральных норм поведения и к разрушению и саморазрушению;

4) самопознание и рефлексия, проявляющаяся в способности созерцать собственное существование и осознавать смерть.

О сложности и многомерности внутреннего мира свидетельствует то, что он включает в себя правополушарное и левополушарное сознание, воображение и грезы, мечтания и память, медитацию и творческое мышление, сферы собственного сознания и бессознательного, интуицию и другие познавательные процессы, ценности и психологические установки.

Бурное развитие науки поставило на повестку дня проблемы связи человеческой психики с глубинами космоса, т.е. «микрокосмоса» с «макрокосмосом». Появилось несколько концепций, идей и гипотез, объясняющих эту связь:

Ш концепция человека как единство материального образования и неограниченного поля сознания, т.е. концепция корпускулярно-волновой природы человека;

Ш концепция человека как молекулы, содержащей в себе максимум информаций о Вселенной;

Ш гипотезы о галактическом разуме, об аналогиях характеристик физического вакуума и человеческого сознания и их возможных связях; о голографической природе Вселенной и сознания.

В настоящее время можно говорить о наступлении нового этапа в развитии науки, определяющим признаком которого становится формулирующаяся в наши дни эвалюционно-синергетическая парадигма.

Важнейшая ее составляющая - принцип глобального эволюционизма, т.е. признание невозможности существования всех рождаемых во Вселенной структур вне общей эволюции. Эта мысль органически связана с концепцией фундаментального единства материального мира; другой составляющей парадигмы является представление об универсальности алгоритма развития как проявление самоорганизации в самых разнообразных и социальных системах, т.е. синергетический подход.

Введение

Концепция от латинского conceptio означает единый, определяющий замысел, ведущая мысль. Под концепцией естествознания понимают фундаментальные естественнонаучные идеи, модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках. Естествознание - это совокупность наук о природе и связи между естественнонаучными дисциплинами. В курсе изучаются не только связи между естественнонаучными дисциплинами, но и трансдисциплинарные концепции от (лат. trans - сквозь, через) - более высокий уровень универсализации по сравнению с междисциплинарной концепцией, о которой принято говорить как о признаке единства естественнонаучного знания.

Современные естественнонаучные знания оказывают существенное влияние на культурный потенциал эпохи, определяющий стиль мышления не только ученых, но и государственных деятелей, оказывают воздействие на идеологию и психологию людей, являются условием для восхождения мышления личности на более высокие ступени научной рациональности.

Естествознание как особая форма знания. Всеобщий характер законов природы

Все, что окружает человека, есть материя в самых разных формах ее проявления. Совокупность проявлений материи образует единую систему - Вселенную.

Развитие научного знания привело к представлению о глобальном единстве материальных миров. «Земной» атом совершенно не отличим от атома вблизи пределов наблюдаемой Вселенной, физические процессы, происходящие в отдельных друг от друга областях космоса, идентичны, а законы, их описывающие, - универсальны.

Мир един, в нем «все связано со всем», нет изолированных систем со своей «автономной жизнью». Законы материального мира обладают естеством на фундаментальном уровне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.004 с.)