Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Две культуры как отражение двух типов мышления

Поиск

Человек, изучая окружающую природу и самого себя, выстраивает систему достоверных и обобщенных знаний об окружающем мире - науку.

Эта система включает в себя две большие подсистемы:

Ш - естественные науки;

Ш - гуманитарные и социальные науки.

На ранних этапах эти две отрасли знания развивались совместно. Это был период умозрительных заключений, и носителями этих знаний были одни и те же люди. Затем неизбежная специализирующая интеллектуального труда разделила эти два направления и проявилась в дальнейшей дифференциации наук.

Объектами изучения в естественных науках стали все формы неживой природы и простейшие формы живой. Объектами изучения в гуманитарных и социальных науках являются наиболее сложные формы живой природы, связанные с человеком, - человеческое сознание, творчество, общественные явления, а также идеальные системы, созданные человеком (языки, право, религия).

Эти науки выработали независимые методы, достигли различающихся уровней развития. В связи с этим стали говорить о формировании двух различных культур - естественнонаучной (основанной на фактических знаниях и теориях) и гуманитарной (основанной на разновариантности представлений, оценок и позиций).

Между этими двумя культурами начались противоречия, связанные с различием традиций, целей и методов, которые составляют проблему двух культур, носителями которых является научно-техническая и гуманитарная интеллигенция.

В настоящее время наблюдаются всевозрастающее взаимопроникновение различных направлений научного знания, взаимодействие двух культур (конвергенция - приближение), т. к. сложные современные проблемы человеческой цивилизации требуют комплексного, многостороннего подхода, совместной работы специалистов - естественников и гуманитариев.

Для современной науки характерным становится проблемный подход - для решения конкретных и важных вопросов науки объединяют усилия ученые разных специальностей, создаются смешанные научные коллективы.

Существенные и личностные аспекты взаимодействия двух культур, проявлением которого становится активное участие видных ученых-естественников в решении крупных общечеловеческих проблем.

Таким образом, единство всего материального мира и необходимость решения глобальных проблем человечества является основой сближения двух культур.

Научные методы

Метод (от греч. методос - путь к чему либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию.

Область знания, которая занимается изучением методов, называют методологией. Методология дословно означает «учение о методах», и изучает происхождение, сущность, эффективность и другие характеристики методов познания.

Методы научного познания подразделяются по степени общности, т.е. по широте применимости в научных исследованиях.

Всеобщие методы: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим.

Вторая группа методов познания - общенаучные методы. Эти методы используются на разных уровнях научного познания - эмпирическом и теоретическом.

Эмпирический уровень - это непосредственное исследование реально существую щих чувственно воспринимаемых предметов.

На этом уровне происходит процесс накопления информации путем наблюдений, применений, постановки экспериментов и проводится первичная систематизация полученных данных в виде таблиц, схем, графиков. На этом уровне результатом является формирование некоторых закономерностей.

Теоретический уровень - раскрывает наиболее глубокие, существенные стороны, связи, закономерности. Это более высокая степень в научном познании. Результатами этого уровня становятся гипотезы, теории, законы. Оба эти уровня взаимосвязаны.

Эмпирический - это фундамент теоретического осмысления. Теоретический - определяет направление исследований эмпирического уровня.

К общенаучным методам эмпирического познания относятся:

Ш наблюдение - целенаправленное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования;

Ш эксперимент - исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования;

Ш описание - фиксирование данных эксперимента или наблюдение с помощью определенных систем обозначений;

Ш изменение - определение характеристик объектов с помощью измерительных приборов.

Общенаучными методами теоретического познания являются:

Ш абстрагирование - отвлечение от несущественных свойств явления, с выявление более существенных;

Ш идеализация - особый вид абстрагирования, мысленное внесение изменений в изучаемый объект;

Ш мысленный эксперимент - оперирование идеализированным объектом;

Ш формализация - отображение результатов мышления в точных понятиях с использованием специальной символики;

Ш индукция и дедукция - движение от частного к общему (от единичных фактов к общим положениям), и наоборот - от общего к частному.

К общенаучным методам эмпирического и теоретического познания относятся:

Ш анализ и синтез - процессы мысленного разложения целого на составные части или воссоединении целого из частей;

Ш аналогия - прием познания, с помощью которого обнаруживается сходство объектов в некоторых значимых характеристиках;

Ш моделирование - воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом, специально созданном для их изучения.

К третьей группе методов научного познания относятся частно-научные методы, используемые только в рамках какой-то конкретной науки.

Каждая наука имеет свои специфические методы исследования.

Из истории естествознания

Первой в истории человечества наукой была философия. Она являлась вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а наука о природе была ее составной частью и называлась натурфилософией, т.е. философией природы.

Натурфилософия стала первой формой существования естествознания. Первое понимание природы содержало много вымышленного, фантастического, далекого от действительности.

Недостаток научных фактов, познание причины явлений заменялось придуманными силами и связями (например, жизненная сила вещества), которыми пытались заменить проблемы в естественнонаучном знании.

Многое существовало лишь в воображении философов до тех пор, пока не был накоплен большой фактический материал, систематизация которого привела к возникновению науки.

Впервые наука в истории человечества возникает в Древней Греции в VI веке до н.э., когда появилась система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей и научного сообщества.

Древнегреческий ученый и философ Аристотель собрал и систематизировал знания, накопленные в древнем мире, и попытался дать классификацию наук.

Он разделил все науки на 3 группы:

1) науки «умозрительные» - познают предмет только с помощью разума - это философия, физика, математика;

2) науки «практические» - политика, этика, экономика;

3) науки «творческие» - ремесла, врачевание, строительство.

Первая группа - это высшие науки, постигающие самое главное - причину бытия. Древнегреческие мыслители были одновременно и философами и учеными. Каждый ученый стремился представить все мировоззрение в целом. Достижения античных мыслителей в математике и механике нового вошли в историю науки.

В Древней Греции господствовала идея о существовании первоначал, лежащих в основе мироздания. К ним отнесли и стихии - воду, огонь, землю.

Эти представления сменились идеологией атомизма Демокрита и Эпикура.

Основные принципы этих воззрений следующие:

Ш вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц - атомов и незаполненного пространства - пустоты;

Ш атомы вечны, поэтому вся Вселенная существует вечно;

Ш атомы - мельчайшие неделимые частицы, находящиеся в постоянном движении;

Ш они различаются по форме, величине, тяжести;

Ш все предметы материального мира образуются из атомов различных форм и различного порядка их сочетаний (форм, величины, активности).

Эта теория положила начало развитию физики. Величайшим ученым и философом античности был Аристотель. Он создал космологическое учение, которое повлияло на миропонимание многих поколений.

Аристотель считал мироздание конечным состоянием многих сфер. Внешняя соприкасается с Перводвигателем Вселенной, или Богом, которого он понимал в виде разума мирового масштаба, источника энергии. Землю он представлял как шар в центре Вселенной.

Теорию математически оформил Клавдий Птолемей (до 168г. до н.э.) - крупнейший ученый античности. Главный его труд - «Математическая система». Эта эпоха прославилась вкладом в развитие математики древнегреческого ученого Пифагора.

В III веке до н.э. Евклид привел в системе математические достижения того времени и создал метод аксиом, что позволило создать геометрию, которая и сейчас носит его имя («Начало»).

Архимед - ученый, математик и механик. Ему принадлежит решение ряда задач по вычислению площадей поверхностей и объемов, значение числа; он ввел понятие центра тяжести, дал математический вывод законов рычага. Ему приписывают знаменитое выражение: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю».

Широкую известность получил закон Архимеда, касающийся плавучести тел. Ему принадлежит изобретение различных рангов, блоков, винтов для поднятия тяжестей, военные метательные машины.

Изобретения Архимеда опередили время и были оценены по достоинству только через 1,5 тыс. лет, они получили дальнейшее развитие в эпоху Возрождения.

Эпоха средних веков характерна развитием в Европе христианской науки, философии, теологии и прогрессом науки на Востоке. С VIII века научное лидерство переместилось из Европы на Восток. В мусульманском мире получила известность древнегреческая наука, и это способствовало развитию астрономии и математики.

В истории известны такие имена арабских ученых, как:

1. Мухаммед аль-Батани (850-929 гг.).

2. Ибн-Юнас (950-1009 гг.) достигший заметных успехов в тригонометрии и сделавший много наблюдений в лунных и солнечных затмениях.

3. Ибн-али-Хайсам (965-1020 гг.), известный своими работами в оптике.

4. Ибн-Рушд (1126-1198 гг.), философ и естествоиспытатель, последователь Аристотеля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.212 (0.012 с.)