Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль практики в процессе познания.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Знания, полученные на основе чувственного и абстрактного мышления, реализуются на практике. Практика – целесообразная целенаправленная деятельность человека (по материалистам); практика – это не только духовная деятельность сознания, духа, воли, но и божественного разума (по идеалистам); Практика – это психическая деятельность человека, обусловленная разумом, волей, интуицией. Вопрос №54. Творчество в жизнедеятельности человека. Сущность интуиции. Творчество, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Т. может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология Т. исследует процесс, психологический "механизм" протекания акта Т. как. субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущности Т., который по-разному ставился в разные исторические эпохи. ИНТУИЦИЯ (от лат.— пристально глядеть, всматриваться) способностьнепосредственного получения нового знания; получать истину напрямую, минуя на какое-то время логические доказательства и сенсорный опыт. В момент интуиции познание как бы перескакивает через целый ряд этапов, в обычных условиях для себя необходимых; мысль “свертывается”, уплотняется до готового вывода, окончательного решения по какой-то проблеме. Результат познания с помощью интуиции открывается досрочно. Отличия интуитивных моментов процесса познания: внезапность; бессознательность; непосредственность результата. Типы интуиции: предчувствие чего-то, догадка, прозрение. Виды интуиции различаются по ее содержанию: бытовая (“Ага!”), техническая (“Эврика!” “Есть идея!”), врачебная (“Диагноз ясен”), художественная (вдохновение), научная (открытие нового знания), и т.д., и т.п. Этапы интуитивного постижения истины: -предварительная профессиональная подготовка, накопленный жизненный опыт; -личные способности человека, тонкость его психического склада (более интуитивны по складу души женщины); -напряженный труд, длительные усилия, страстное увлечение человека каким-то делом; -сильное и длительное напряжение ума при решении некой проблемы; -случайная подсказка (аналогия, благоприятный фон) правильного решения; -интутивное озарение (наитие) — неожиданный приход идеи, решения, выхода; -осмысление интутивного знания, его проверка обычными методами логики и наблюдения. Недостатки интуитивного познания: оно может подвести, не прийти вовремя; может вести к недооценке обычных методов познания. его черновой работы. Достоинства интуиции: дешёвый метод, позволяющий экономить силы и средства, которые требуются для обычных исследований; выручает в динамичных, безвыходных ситуациях, когда нет времени долго думать, применять традиционные способы изучения проблемы; даёт новый для познания результат, который сам по себе часто недостижим при обычных способах исследования; практически любая сколько-нибудь стоящая гипотеза, идея, предложение рождаются интуитивно, спонтанно, неожиданно для субъекта познания и окружающих. Вопрос №56. Структура и динамика научного знания: эмпирический, теоретический и методологический уровни. Форм и методов научного познания довольно много. Каждый элемент методологии науки играет свою незаменимую “партию” в “оркестре”, называемом “естествознание” или же “обществоведение”. Наиболее принципиально деление методологии на два “этажа” — эмпирический и теоретический уровни научного исследования. Они предполагают друг друга, тесно взаимодействуют, однако отличаются своими познавательными целями, средствами и возможностями. Задачей эмпирического познания является количественное накопление знаний, причем в форме фактов и т.п. информации описательного, констатирующего характера. А на уровне теоретического исследования знания обновляются качественно, поскольку в этих формах они объясняют причины и законы явлений действительности, общие принципы ее устройства и тенденции развития. Соответственно разности задач и возможностей эмпирии и теории подбираются разные формы и методы научного познания. Вместе с тем, различие между эмпирическим и теоретическим уровнями науки относительно. Они невозможны по отдельности. Существующие теории направляют внимание ученых-эмпириков на те или иные факты, дают способы их интерпретации. А новые факты позволяют уточнять, вырабатывать новые теории. ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: В науке наблюдением называют преднамеренный, организованный и систематический процесс восприятия явлений действительности в их естественном виде с помощью органов чувств и специальных приборов. Следующий и, пожалуй, основной метод эмпирического познания — эксперимент (от лат. experimentum — опыт, проба, испытание) - способ изучения объекта науки в искусственных условиях, созданных самим ученым и подконтрольным ему. Именно с изобретением экспериментального метода естествознание стало наукой. Произошло это в XVII в., когда У. Гильберт провел первые в истории физики опыты с магнитом. Затем свои известные эксперименты поставил Г. Галилей, а Ф. Бэкон разработал методику обобщения экспериментальных данных с помощью разных видов индукции — умозаключения от частных фактов к общему правилу. Моделирование как метод научного познания состоит в замене реального объекта изучения на его аналогию, более или менее точную. Аналогия (греч. analogos — соответствующий, соразмерный) — теоретическая основа всякого моделирования и одновременно самостоятельный прием познания. Это умозаключение, при котором на основании сходства некоторых предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих же предметов и в других признаках. Факт — основной результат применения всех методов эмпирического исследования. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: Формы теоретизации научного знания располагаются по основным ступеням мысленного проникновения в сущность тех или иных событий, явлений, процессов. Проблема (греч. “преграда”, “трудность”, “задача”)— исходная форма теоретического познания. словесное, вообще знаковое выражение некоего затруднения в процессе познания, Гипотеза (греч. “основание”, “предположение”) представляет собой еще не доказанное теоретическое знание. Основным способом превращения научной гипотезы в теорию служит гипотетико-дедуктивный метод. Он предполагает выдвижение следствий, вытекающих из сформулированной гипотезы (предсказание новых, до тех пор неизвестных фактов), а затем их экспериментальную проверку (получение таких фактов на практике). Теория (греч. “рассмотрение”, “исследование”) —высшую форму систематизации научного знания, вбирающую в себя и располагающую все остальные, выше перечисленные его формы — факты, принципы, законы и т.д. Законом природы (или общества, человеческого бытия) называется определённый тип взаимосвязи между явлениями и процессами внешнего мира. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: К числу наиболее распространенных методов доказательства законов, вообще обоснования теорий относятся анализ и синтез. Анализ по-гречески означает “разложение”, “расчленение” (некоего целого на части). А синтез — “сочетание”, “соединение” (частей в одно целое). Индукция— умозаключение от частного (отдельных примеров, единичных случаев, разрозненных фактов) к общему (заключению, принципу). Напротив, дедукция - выведение — это путь мысли от общего к частному. Абстрагирование “отвлечение” (одного от другого, части от целого). Благодаря ей происходит мысленное выделение существенного в изучаемом объекте. Напротив, конкретизация по-латыни означает “сгущение”, “уплотнение”. В рассматриваемом плане имеется в виду концентрация знаний, информации об изучаемом нами объекте. Идеализация в науке добавляет к абстрактным соображениям об отдельных сторонах реальности допущения того, чего в действительности на самом деле нет. Формализация в процессе научного исследования представляет собой построение и использование в процессе познания искусственных языков. Моделирование как метод научного познания состоит в замене реального объекта изучения на его аналогию, более или менее точную. Вопрос №60. Проблема истины в философии и науке. Понятие абсолютной и относительной истины. Проблема истины – центральная проблема теории познания. Наряду с такими понятиями как добро, красота, справедливость относится также и к мировоззрению, к фундаментальным характеристикам человеческого бытия. В истории философии существует немалое количество определений истины. Это связано с различными подходами к ее трактовке в рамках различных школ и направлений. Наиболее характерные среди них: “Истина – это соответствие знаний действительности”; “Истина – это то, что просто и экономно описывает опыт” (эмпириокритицизм); “Истина – это знание, с которым все согласны” (конвенционализм); “Истина – это знание, ведущее к цели” (прагматизм). Понимание истины как соответствия знания вещам (принцип корреспонденции) восходит к Аристотелю. Подобное понимание истины разделяли и развивали далее Ф.Бэкон, Спиноза, Гельвеций, Гольбах, Ломоносов, Фейербах и другие. Платон и христианские философы средневековья рассматривали истину как абсолютное и неизменное свойство идеальных объектов (идеи, Бог). Немецкая классическая философия развивает понимание истины как согласие мышления с самим собой в результате диалектического развития. В.Соловьев понимал истину как безусловную действительность и безусловную разумность, воплощенную во всеединство. Современная западная философия рассматривает истину как внутренне согласованную систему, в рамках которой исследуются проблемы и соотношения логической и фактической истин, логического критерия, взаимоотношения объекта и субъекта, языка и другие. Современная трактовка истины, которой придерживается большинство отечественных философов, формулируется следующим образом: “истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания” или “истина – это верное отражение объекта познающим субъектом, которое воспроизводит познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания”. Истина фиксирует отношение между объектом познания и познаваемым объектом. Это отношение складывается в результате практической человеческой деятельности и является ее результатом. Поэтому истина субъектна, т.е. она не существует вне и помимо деятельности людей. Но одновременно она носит объективный характер, ибо ее содержание (правильность отражения человеческим сознанием реальности) не зависит от сознания человека и человечества. Из объективного характера истины следует ее конкретность. Знания всегда зависят от характера и формы различных отношений, проявляющихся между предметами, явлениями и процессами, условий их осуществления. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Так, любой экономический постулат имеет истинную значимость только в рамках определенных социально-экономических условий, игнорирование которых ведет к заблуждению и откровенной лжи. Или еще. Объект и субъект существуют в определенном временном измерении. Объективная истина – это не только неизменное, статичное, но также и динамичное образование; истина – это процесс, который заключает в себе самые различные качественные состояния. В связи с этим возникает вопрос об основных формах объективной истины, которыми являются абсолютная и относительная истины. Абсолютная истина как термин заключает в себе несколько значений. Во-первых, он указывает на то, что характеризуемое знание, которое носит окончательный характер и не может измениться в течение последующей практики. Во-вторых, к абсолютной истине относятся истины фактов, существование которых бесспорно и очевидно. И, наконец, в-третьих, под абсолютной истиной понимается гносеологический идеал, к которому стремится познание. В принципе, познать можно все, но реально это не осуществимо и поэтому в этом значении абсолютная истина является вектором познавательной деятельности, направленной на бесконечность бытия. Относительная истина означает, прежде всего, неполное знание, ограниченное конкретно – историческими условиями познавательной деятельности. Относительная истина– это часть абсолютной истины, и в этом отношении она есть момент развития знания от неполного к более полному. Относительная и абсолютная истины существуют в нераздельном единстве. Это единство определяется тем, что они объективны. Взаимодействие между ними характеризует реальный познавательный процесс, его направленность, и наиболее общую структуру. Вопрос №65. Концепции индустриального, постиндустриального и информационного типов общества. Формационный подход. Общество развивается от низших формаций к высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства, который в свою очередь изменяется благодаря производительным силам, те в свою очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные силы смогут развиваться и после изменения капиталистических производственных отношений. Формационная теория имеет активных сторонников и сейчас. Например: Уолтер Ростоу в своей теории стадийного роста рассматривает прогресс, как этапы развития техники и только техники. Интересную градацию предложил Дениел Бел – 3 этапа развития: 1. доиндустиальное общество (большая часть населения занята сельским хозяйством); 2. индустриальное общество (большая часть населения занята в промышленности); В обеих этих стадиях (в 1 и 2) люди не могут обеспечить себя всем необходимым. 3.технотронное информационное общество. (большая часть населения занимается получением, обработкой и произведением информации. Это общество на основе эффективных технологий не только обеспечивает само себя, но и снабжает основной мир.) Вопрос №66. Социальная структура современного общества. Социальная структура. Общество - система, так как это совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества понимается его внутреннее устройство. Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер. Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам: экономические; политические (парламент, армия, полиция, партия), институты родства (брак и семья); институты культуры (музеи, клубы); институты стратификации (касты, сословия, классы). Социальная организация - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Вопрос №67. Государство и его роль в социальной системе. Основные признаки государства: а) территориальная организация всего ареала проживания его подданных; границы на местности и географической карте сменили кровно-родственные, этнические, конфессиональные и все прочие признаки социального объединения; б) публичная власть — набранный из профессиональных чинов-ников аппарат управления, отличный и отделённый от остального народа, поставленный над ним в вопросах государственной компетенции; эту власть на постоянной основе осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государства; в) налоги на содержание аппарата управления и прочие общегосударственные нужды; г) кодифицированное (записанное и обнародованное)право — свод законов и прочих распоряжений носителей государственной власти. д) Армия, полиция, тюрьмы, суды … Структура государства включает в себя такие типичные элементы, как а) органы законодательной и исполнительной власти, верховной и местной; б) вооружённые силы для защиты и расширения государственной территории; в) службы охраны правопорядка (прокуратура, полиция, суды, тюрьмы, разведка и контрразведка, т.д.). Функции государства делятся на внешние (дипломатия, условия внешней торговли, таможенной политики; вооруженная защита его интересов, вплоть до войны и т.п. силовых акций) и внутренние (сбор налогов, их распределение на государственные и общенародные нужды; выработка законодательства; регулирование экономики; охрана общественной безопасности; координация развития культуры, образования и науки; социальное обеспечение нетрудоспособных). Вопрос №68. Индивид, индивидуальность, личность. Понятие права и правосознания. Моральные нормы и поведение. Человек - это понятие относится к человеческому роду в целом и выражающее те социальные характеристики, которые отличают его от животного. Индивид - отдельный представитель чел-го рода. Личность - это действительность индивида, как соц-ого феномена, это субъект общественных отношений, реализующий себя в соц-ой деятельности. Индивидуальность - это конкретная личность в её неповторимом сочетании социальных и психофизиологических особенностей. Наш отдаленный предок, находившийся в условиях первобытной орды и начальных стадий формирования сознания, еще не был личностью, но уже был человеком. Личность — это общественно развитый человек. Не только исторически, но и генетически человек становится личностью по мере создания социальной и мыслительной культуры и по мере своего индивидуального приобщения к ней. Ребенок, особенно в самом раннем возрасте, — это, разумеется, человек, но еще не личность. Таким образом, личность — это результирующая функция социального и биологического начал человека. Право — это социальные нормы, принимающие характер границ поведения человека в рамках данной государственности. Закон — это общепризнанное и безличное, т.е. не зависящее от личных мнений и желаний, определение права. Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования. Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-исторические задачи. Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей. Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях: регулятивная, воспитательная, познавательная, оценочно-императивная, ориентирующая, мотивационная, коммуникативная. Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание. Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3 типа нравственности: -первый тип связей – это естественные природные связи, характерные для начального этапа развития человека -второй тип связей – связи, отношения личной зависимости, обусловленные характером общественного устройства. В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на начальном этапе развития классового общества, где человек является собственностью другого человека. В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему этапу развития классового общества, для которого характерны социальное неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов, религиозных и нравственных механизмов. -третий тип связей характерен для общества, в котором процветает личная независимость. Вопрос №72. Конституция Российской Федерации о правах человека. Закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ важнейшая её функция, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Россйской Федерации. Не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества. Конституция РФ 1993 г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному этапу построения в России основ подлинно демократического и правового государства. Конституция Рф 1993 г. является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в современном миропонимании. Нормы, посвященные правовому статусу личности сосредоточены в Конституции главным образом в специальной Главе 2 “ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА”. Однако ряд важнейших принципов и норм можно найти уже в Главе 1 ”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”. Отдельные нормы, затрагивающие права человека, обнаруживаются также практически во всех других главах основного закона. В Главе 1 ”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ” закреплены такие фундаментальные принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека (статья 2) В Главе 2 закреплены принципы неотчуждаемости прав и свобод человека, прямого и непосредственного действия прав и свобод человека, равноправия (равенства перед законом и судом). Личные права и свободы Безусловно, важнейшим среди личных прав является право на жизнь. Вторым важнейшим из личных прав является право на личную неприкосновенность. Конституция РФ 1993 года провозглашает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных собщений. Новым и чрезвычайно актуальным для России является конституционное право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность. Свобода передвижения и поселения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.192 (0.014 с.) |