Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Строение и динамика научного знания. Методология научного познания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наука включает в себя все условия производства новых знаний о природе, обществе и мышлении: а) ученых* с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; б) научные учреждения, экспериментальное и научное оборудование; в) систему научной информации, всю совокупность знаний, выступающих как предпосылка, средство и результат научного производства. Наука охватывает исторически подвижное соотношение: природоведения и обществоведения, естествознания и философии, теории и метода, теоретических и прикладных исследований. Различают гуманитарные, естественные и технические науки. В структуре науки выделяются три слоя: 1) всеобщего знания - философия и математика; 2) частно-научного знания, изучающего объекты в рамках одной из форм материи и движения, либо на стыке структурных уровней материального мира; 3) междисциплинарного интегративного характера - общая теория систем и теоретическая кибернетика (с середины XX в.). С точки зрения характеристики знаний различают: а) эмпирические знания; б) теоретические знания; в) мировоззренческие, философские основы и выводы. Прогресс науки, - отмечал Пасгер, - определяется трудами ее ученых и ценностью их открытий. Основаниями каждой науки выступают: а) идеалы и нормы исследования; б) научная картина мира; в) философские принципы. Формы, в которых реализуются и функционируют идеалы и нормы исследования, выражающие ценностные и целевые установки науки, включают: а) доказательность и обоснованность знания; б) объяснения и описания; в) построения и организации знания. Научная картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки, функционирует как исследовательская программа, которая целенаправляет постановку задач научного поиска и выбор средств их решения. Известный методолог И. Лакатос (1922-1974) считал научно-исследовательскую программу основной единицей развития знания. В ее структуре были выделены: а) "жесткое ядро" - система специфических фундаментальных допущений; б) защитный пояс - совокупность вспомогательных гипотез, предохраняющих "ядро" от опровержений; в) позитивная и негативная эвристика - нормативные, методологические правила - регулятивы, предписывающие, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования, а каких путей необходимо избегать. Лакатос указывает, что его методология исследовательских программ предполагает их соперничество, допускает существование и снятие возникающих в теориях противоречий, имеет предсказательные функции. Философские принципы* участвуют в построении новых теорий, направляя перестройку нормативных структур науки и картин реальности. На первом этапе (классическом) идеалом познания было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы. Главное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных онтологических принципов. На втором этапе (неклассическом) происходит отказ от прямолинейного онтологизма, развивается понимание относительной истинности картины природы. На третьем этапе (постнеклассическом) осуществляется осмысление исторической изменчивости не только онтологии, но и самих идеалов и норм научного познания, видение науки в контексте социальных условий и социальных последствий, обоснование допустимости и необходимости включения аксиологиче-ских (ценностных) факторов при объяснении и описании ряда Принцип - руководящий мотив ищущей мысли, ее исходная первопричина. У Фалеса такой первопричиной была вода, у Гегеля - "абсолютная идея", Шопенгауэра — воля, у Маркса - материя и т. п. сложных системных объектов (например, теоретическое описание экологических процессов, глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии). Во взаимодействии с наукой философия в различных конкретных проявлениях: а) стоит над наукой как ее ориентир; б) входит в науку как неотъемлемый ее компонент; в) находится в фундаменте науки как ее системообразующее начало. Наука и философия взаимосвязаны, но вместе с тем и различны. Главный признак, отличающий философское познание от научного, считает Н. А. Бердяев, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, наука же познает бытие как бы вне человека. Бердяев придерживается мнения, что философия есть скорее искусство, а не наука; искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости и проникающих в сущность мира153. Действительно, философия - одна из сфер культуры, где критерии науки в полной мере не действуют. Скепсис в отношении философии как науки выражается в мнении, что философия будто бы занимается лишь умозрительным анализом понятий о свойствах предметов, а не фактов о природе (античные философы, Г. Гегель и др.), что это не система знаний, а лишь мыслительная деятельность (Д. Мерсье). И все же философия обладает рядом признаков научного знания: системностью, фиксированием в понятиях, категориях и законах, логичностью аргументации, доказательностью, объективной истинностью. По мнению Вильгельма Виндельбанда (1848-1915), высшим понятием по отношению к философии служит понятие науки. В. С. Соловьев существенные признаки науки свел к двум условиям: 1) наибольшей проверенности или доказательности со стороны содержания; 2) наибольшей систематичностью со стороны формы. Оба эти условия ставят науку в связь с философией, в которой проверяются понятия и принципы, предполагаемые различными науками, и сводятся к всеобъемлющему единству все частные обобщения наук. Павел Александрович Флоренский (1882-1937) отметил, что философия имеет своим предметом не один закрепленный, а подвижный, переменный ракурс жизни, поэтому своим методом философия избрала диалектику154. Постоянно развивается также наука, меняя картины мироздания, углубляясь, уходя в детали и никогда не давая полной ясности155. Наука, - считает А. Эйнштэйн. - не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех привносит новые вопросы, а всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности. Итак, построения наук и философии преходящи. Но как смысложизненная ориентация сознания философское учение обращается к Вечности, а потому не может "устареть". Нечто вечное присуще и науке: постоянное стремление к совершенствованию. Философия обладает определенной избыточностью содержания по отношению к запросам науки каждой эпохи. Нельзя придумать ничего столь странного и невероятного, считает Р. Декарт, что не было бы уже высказано кем-либо из философов. А. Эйнштейн отмечает, что если под философией понимать поиски знаний в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то ее, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий. Так, идеи атомистики, первоначально выдвинутые в античной философии, лишь в XVII-XVHI вв. превратились в естественнонаучный факт; в разработанном Гегелем категориальном аппарате были отражены многие наиболее общие сущностные характеристики сложных самопазвивающихся систем; кантовское положение о человеке как высшей цели, борьба линий тотальности и индивидуальности в человеке в русской философии XIX в. предвосхитили ныне острые теоретические и практические задачи совершенствования личности. Наиболее важные синтетические теории естествознания отличаются ярко выраженным философским характером. Так, понимание закона сохранения и превращения энергии и закона энтропии невозможно без уяснения философских вопросов о вечности и бесконечности материи и движения, об их "количественной и качественной неуничтожимое™. Теория относительности устанавливает связь пространства, времени и движущейся материи, квантовая теория раскрывает взаимоотношение прерывности и непрерывности в микромире, а это не только физические, но и философские проблемы. Вместе с тем "философские предубеждения", отметил А. Эйнштэйн, способны мешать "даже ученым со смелым мышлением и с тонкой интуицией"156, в частности, Э. Маху и В. Оствальду, не принявшим атомной теории. Отдельные положения эти исследователи выражали не в соответствии с фактическим материалом, а по причинам мировоззренческого, философского характера. Идеологическая заданность, облеченная в догматическую философскую форму, навредила в СССР кибернетике и генетике, социологии. Развитие знаний, как и любых явлений действительности, I происходит постепенно, а также в форме научных революций. Каждая из них содержит разрушительную сторону - освобождение от устаревших представлений - и созидательную - формирование новых взглядов (научная новизна), удержание в обновленном знании полезного из прежнего багажа (преемственность). При этом обогащается понятийный аппарат, создаются более емкие теории, меняются методы познания, стиль научного и философского мышления. Первая крупная революция в науке, преимущественно в естествознании (XV-XVII вв.), разрушила геоцентрическую систему Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона, т. е. создала классическую (механистическую) картину миропонимания. Схоластику заменил стиль мышления, основанный на использовании эмпирического метода. Утвердилась система мышления, представившая мир как твердую материю, подчиненную жестким законам. Человек в этом мире - побочный продукт звездной эволюции. Вселенная развивается без участия сознания и разума, а жизнь зарождается случайно как результат беспорядочных химических реакций. Вторая глобальная научная революция связана с такими достижениями в естествознании, как эволюционное учение Дарвина, появление клеточной теории, открытие закона сохранения и превращения энергии, менделеевской системы химических элементов (XIX в.). Было воздвигнуто неклассическое естествознание. По разрушительному характеру это была антиметафизическая, а по созидательному - диалектическая революция. Третья революция' в науке произошла на рубеже XIX-XX вв., охватила значительную часть нашего столетия. Теория относительности Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работы Н. Бора, другие исследования в ряде наук показали, что мир сложен и что сознание человека включено в восприятие действительности. Пространство многомерно, время не линейно, они тесно переплетены и образуют пространственно-временной континуум. Мир - сплошная динамика, не позволяющая говорить о фиксированном месте в пространстве и о массе покоя. Элементарные частицы являют собой сгустки поля. Внутриатомные события неопределенны, возникают спонтанно и могут быть описаны на языке математических вероятностей. Научная картина мира менялась под влиянием неаристотелевской логики и неевклидовой геометрии (XIX в.), теории относительности и квантовой механики (начало XX в.), общей теории систем и теоретической кибернетики (с середины XX в.). В построении современной научной картины мира важную роль сыграли теория нестационарной Вселенной, синергетика, теория биологической эволюции и развитие на ее основе концепции биосферы и ноосферы157. В современную эпоху осуществляются новые радикальные изменения в основаниях науки в рамках новейшей глобальной научной революции, в ходе которой рождается постнеклассиче-ская наука. Если на классическом этапе науки осваивались преимущественно малые системы, на неклассическом - сложные саморегулирующиеся системы, то постнеклассическая рациональность проявляется при переходе к исследованию сложных исторически развивающихся систем. Такие системы характеризуются открытостью, нелинейностью, возникновением в процессе эволюции все новых уровней организации, кооперативными эффектами, изменениями по схеме: порядок - динамический хаос - порядок. В работах Нобелевского лауреата Ильи Пригожина (бельгийского ученого и философа русского происхождениях Джеффри Чу и других вырабатывается новое понимание эволюции. За Вселенной признается первичная динамическая неопределенность, все существующие системы имеют прирожденную способность мутировать в направлении усложнения. Вселенная - клубок, где события непрерывно перетекают в другие. Все теории естествознания - лишь создания человеческого разума, их не надо путать с самой реальностью, которая в следующий момент может повернуться совс9м другой стороной. Было показано, что мир есть многозначная ветвящаяся древовидная крона ходов движения Космоса, биосферы и истории. Развитие через неустойчивость, "вспышки" в критических точках, обострение ситуации - все это вошло в арсенал неоклассической парадигмы науки158. Переход от классической к неклассической и постнеклассической науке характерен также и для общест-вознания (конкретнее см. в разделе о социуме). В целом философия обобщает материал исторического развития культуры, участвует в свершении научных революций, готовит категориальный аппарат, новые способы понимания, осмысления и переживания человеком мира. Философия - и эвристика научного поиска, и средство адаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам. Различные отрасли науки, в свою очередь, оказывают влияние на философское мышление каждого поколения. Методология научного познания. В своем сочинении "Об уме" К. Гельвеции определил метод как средство, употребляемое для достижения поставленной цели. Вырастая из теории, метод служит средством ее дальнейшего развития. К. Маркс говорил, что не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод, отмечал Л. Д. Ландау, важнее открытия, ибо правильный метод исследования приведет к новым, еще более ценным открытиям. Методология - наиболее общая теория метода. В современном представлении под методологией подразумевается система исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер и направленность познавательной и практической деятельности. С отделением частных наук от философии помимо философских методологических изысканий развились внугринаучные. В частных науках изучаются не только те или иные объекты и их свойства, но и приемы и средства постижения этих объектов. Значительный вклад в разработку метода исследования внесли Ф. Бэкон и Р. Декарт. Всякое познание и изобретение, полагал Бэкон, должны опираться на опыт, двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. Такой метод получил название индуктивного. Естествознание должно пользоваться двумя средствами: перечислением и исключением. Попытки познания без метода - это ходьба ощупью в ночное время. Истинное знание достигается посредством выяснения причинных связей. Первая ступень познания - опыт, вторая - разум. Ученый не должен уподобляться ни муравью (постулирование общих аксиом), ни пауку (эмпиризм), а быть подобием пчелы. Но Ф. Бэкон не видел еще диалектического характера связи между чувственным восприятием и абстрактным мышлением. Р. Декарт также выступал за науку, развивающуюся с помощью единого метода. Лучше совсем не помышлять об отыскании истин, считал Декарт, чем делать это без всякого метода, ибо беспорядочные занятия омрачают ум. Создание нового метода мышления требует прочного основания. Такое основание содержится в разуме, в его первоисточнике - самосознании. Метод, как его понимает Декарт, должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайностей. Ориентируясь на конструктивные возможности математического знания, Декарт сформулировал правила метода: допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызывать сомнений в их истинности; расчленять "каждое из исследуемых... затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления"; "придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного"; "составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений"159, т. е. не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Сходные положения "искусства открытия" (метода рационального познания) сформулированы Лейбницем: рассмотрение всех "реквизитов" вещей; разделение трудностей на части; последовательность мыслительных операций; исследование вещей от легких к более трудным; составление "каталогов" мыслей"160. В. И. Ленин, рассуждая о познании предмета, также отметил необходимость охвата всех его сторон, связей и "опосредова-ний". Подчеркнуто, что, стремясь к всестороннему изучению вещей, мы никогда не достигнем этого полностью. Ленин (вслед за Гегелем) указывал также на необходимость брать предмет в его развитии, "самодвижении", изменении. При этом вся человеческая практика должна войти в полное "определение" предмета. Подчеркнута конкретность истины161. Весомый вклад в развитие метода исследования внесли представители сциентистских и антропологических направлений в философии. Они, разрабатывая принципы верификации, опровержения и подтверждаемости, гипотетико-дедуктивные, рациональные и интуитивные модели строения научного знания, показали роль языка в построении картины мира. На этой основе разрабатываются аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и другие философские методы. Делаются попытки соединить разные методы. Например, Гадамер пытается совместить герменевтику с рационалистической диалектикой. В соответствии со структурой науки выделяются уровни: а) философской методологии, рассматривающей общие принципы познания и категориальный строй науки; б) общенаучных принципов и форм исследования (теоретическая кибернетика, системный подход), применяемых в различных отраслях науки; в) конкретнонаучной методологии, т. е. совокупность методов, принципов и процедур исследования, используемых в конкретix научных дисциплинах; г) методики и техники исследования, г. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверных >мпирических данных и их первичную обработку. К философским методам относятся, прежде всего, диалекти-1еский и метафизический. Концепцию единства диалектики, ложи (науки о мышлении, о законах, формах и средствах рассуждений) и теории познания на идеалистической основе разработал чегель. Специфика философского подхода к познанию с позиций!алектического материализма выражена в формуле: "Логика;сть учение не о внешних формах мышления, а о законах разви-"всех материальных, природных и духовных вещей", т. е. шития всего конкретного содержания мира и познания его, е. итог, сумма, вывод истории познания мира". Под логикой 5десь понимается диалектическая логика, т. е. материалистическая диалектика в ее функции философского учения о познании. Формальная логика в понятиях фиксирует устойчивость и дискретность, результат, а диалектическая логика в понятиях воплощает единство устойчивости и изменчивости, дискретности и 1епрерывности, имеет дело не только с результатом, но и провесом. Законы и категории материалистической диалектики Также выступают в качестве вывода истории познания мира, (иалектика мысли отражает динамизм мира, что свидетельствует относительном тождестве объективной и субъективной диа-1ектики. В то же время познание, с каждой новой вехой шире и югаче постигая мир, никогда не охватывает его полностью. 1так, теоретическую основу всех форм научного познания сселяет материалистическая диалектика, выступающая как ло-1ка и теория познания и вместе с тем не сводимая к ним. Диа-йектический метод включает в себя принципы историзма (рассмотрение предмета в его развитии), всесторонности рассмотрения во всей системе связей и отношений, объективности, конкретности, детерминизма, противоречия ("раздвоения единого") и др. Вопросы метода не ограничиваются лишь рамками науки и [философии, а выходят в сферу практики. Современная диалектико-материалистическая методология яауки рассматривает во взаимосвязи: а) объект того или иного научного исследования, т. е. сферу действительности, с которой имеет дело данное исследований; б) предмет анализа, т. е. ту особую сторону объекта, которая изучается в данном конкретном: случае; в) задачу, поставленную в исследовании; г) этапы дея-(тельности исследователя в процессе решения научной задачи. Среди методологических тенденций XX в. выделим теорию научных парадигм и синтагм. Философское обоснование теории парадигм (от греч. - пример, образец) было выдвинуто в 60-е годы американскими философами науки Т. Куном и С. Тулминым. Парадигма является основанием выбора проблем в той или иной дисциплине в определенную историческую эпоху. В характеристику парадигмы входят: общепринятые в данном сообществе ученых методологические требования и ценностные ориентации (теоретические концепции должны быть простыми, непротиворечивыми, проверяемыми, научные предсказания - точными, по возможности количественно выраженными и т. п.); общепринятые образцы, по которым "изготавливаются" научные описания и объяснения, а также базисные примеры решения конкретных научных проблем. Парадигма "обозначает всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т. д., которая характерна для членов данного сообщества..., указывает один вид элемента в этой совокупности — конкретные решения головоломок"ш на основе моделей или примеров. Парадигма способна успешно решать типичные научные задачи в изолированных друг от друга областях (механике, физике, химии, астрономии и т. п.). К тому же, "все методологические предписания имеют свои пределы"164. Американский методолог науки П. Фейерабенд считает, что требования любого метода справедливы только при точно сформулированных условиях. Единственно правильного научного метода просто не существует. Ученый, полагает Фейерабенд, должен творчески и критически применять плюралистическую методологию, а "эпистемоло-гический анархизм" необходим как для внутреннего прогресса науки, так и для развития культуры. Наука эволюционирует, пока не обнаруживаются факты, не поддающиеся объяснению с помощью теории и гипотез, сложившихся на основе той или иной парадигмы. Тогда наступает кризис, а затем и научная революция, вследствие которой старая парадигма заменяется новой. В таких достижениях, как изобретение атомизма в античности, коперниковская революция, развитие современного атомизма (кинетическая теория, квантовая и т. д.) приходилось сознательно или непроизвольно разрывать путы "очевидных" методологических правил. Обнаружилось, что для разработки ряда теорий (например, искусственного интеллекта, компьютеров) необходимо в одном комплексе объединить разнородные знания, относящиеся к физике, химии, лингвистике, | психологии, нейрофизиологии, социологии, логике, философии и т. д. Синтагма (от греческого — нечто соединенное) представляет I собой особую систему знаний, построенную из неоднородных подсистем, объединяемых для решения определенного комплекса сложных задач, не поддающихся решению на основе какой-либо одной или нескольких научных дисциплин. Образование синтагм происходит не механическим сближением различных дисциплин, |а путем выделения из них блоков результатов, достижений, методов, которые "нанизываются" на определенный проблемный спектр и используются для решения нестандартного комплекса | задач (например, в теории искусственного интеллекта, социального управления, в современной экологии). Доминирующей становится тенденция, при которой разнородные знания, методы и сообщества специалистов группируются не по дисциплинам и окостеневшим парадигмам, а по динамичным, быстро сменяющимся и преобразующимся синтагмам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.187 (0.01 с.) |