Специфика философского знания и его функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика философского знания и его функции.



Исходя из структуры философского знания, выделим основ­ные функции философии. Онтологическая вырабатывает самые общие теоретические основания представлений людей о бытии. Праксиологическая функция проявляется в опо­средованном воздействии философии на практическую деятель­ность людей, определении их социальных целей и идеалов, вы­боре средств и методов индивидуальных и массовых действий. Гносеологическая функция заключается в доказательстве возможности адекватного познания мира, разработке универ­сальных методов научного познания и логического мышления. Аксиологическая функция рассматривает коренные осно­вания ценностных ориентации людей, их нравственно-эстетических идеалов, регуляторов поведения22. Философ-ско-антропологическая функция синтезирует преды­дущие, и философия предстает как система принципов, законов и категорий, на основе которых человек познает, оценивает и пре­образует мир для себя и себя для мира. Философия есть не что иное, как стратегия жизни - учение о том, "каким надо быть, чтобы быть человеком"23. Социально-философская функция выявляет механизмы формирования и функционирования общества, общие черты и направления исторического процесса.

Все названные основные функции философии взаимосвяза­ны, дополняют друг друга. Исходя из предмета философии (са­моопределение человека в диалоге с миром), мировоззрен­ческая функция, обеспечивающая ориентацию человека в ус­ложняющемся мире, интегрирует остальные функции филосо­фии. В историческом развитии познавательного, оценочного и преобразовательного отношения человека к миру вырабатывают­ся определенные принципы, имеющие важное методологическое значение. Методологическая функция философии, тесно связанная с мировоззренческой, направляет человека в его отно­шении к миру (термин "метод" в античной древнегреческой фи­лософии означал путь, исследование, прослеживание). Проблемы метода не ограничиваются рамками познания и ценностных ори­ентации людей, а выходят в сферу практики и решаются в широ­ком социокультурном аспекте.

Конкретизируем обозначенные основные функции филосо­фии. Одна из особенностей философии состоит в том, что она решает задачу "свободной и универсальной теоретической реф­лексии"2*. (Термин "рефлексия" означает отражение, а также ис­следование познавательного акта.) Данная функция выражается через рационально-рассудочную деятельность. "По­эзия превращает каплю росы, сверкающей не дереве всеми крас­ками, в бриллиант; но философия, для того, чтобы отличить сущность от видимости, касается водяной капли указательным пальцем рассудка и, размазывая ее, кладет таким образом конец блестящей иллюзии..."25.

Обращенность философии на исследование познавательных актов нередко преувеличивалась. Аристотель полагал, что фило­софствование означает избавление от незнания ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. А. Шопенгауэр настаивал на том, что философия по существу своему только размышляет и иссле­дует, а не предписывает. Отсюда вытекает суждение, что фило­софия якобы представляет собой автономное царство разума, не имеет собственных реальных проблем. Относительная автоном­ность философии в определенной мере оправдана, ибо "... одна философская система опирается на другую, для понимания одной неизменно требуется знание другой, предшествующей ей, и все философии образуют одну связную цепь, знание одного звена неизменно требует знания другого"26. Это свидетельствует о системности философии.

Философское познание есть синтез человеческих знаний, что осуществляется через категории.

Термин категория (по-гречески - высказывание) в филосо­фию ввел Аристотель. Он рассматривал категории через соотне­сение содержания высказываний о неком сущем с самим этим сущим. Аристотель выделил следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, со­стояние, действие, страдание.

Кант трактовал категории как всеобщие формы, в которых мы мыслим воспринимаемое, априорные формы созерцания и рассудка, упорядочивания нашего опыта. Если в аристотелевском учении о категориях определяющей является их разделяющая (аналитическая) функция, то в концепции Канта - синтетическая. Кант определил следующую систему категорий: количество (единство, множество, цельность), качество (реальность, отрица­ние, ограничение), отношение (присущность и самостоятельное существование, причинность и зависимость, общение как взаи­модействие), модальность (возможность,- невозможность, существование - несуществование, необходимость и случайность). В отличие от аристотелевской она более полно и структурно орга­низована по определенному принципу: каждая третья категория (или их пара) есть результат взаимодействия первых двух (или их пар). В этом ее достоинство и преимущество, но она имеет и не­достатки: а) статична; б) исключает источник возникновения и развития знания, в том числе источник развития самих катего­рий; в) категории Канта оказались априорными понятиями чело­веческого рассудка, т. е. внешняя действительность якобы долж­на выводиться и упорядочиваться по таблице категорий.

Категории у Гегеля - развивающееся целое. Они связаны единством происхождения и развития: каждая вытекает из всего предшествующего движения как его необходимый результат. В понимание категорий введены идея становления, логическое ос­нование, механизм развития. Развертывание категорий осущест­вляется силой внутреннего противоречия, лежащего в природе самого развивающегося понятия, так что мышление в целом ока­зывается постоянным возникновением и развитием противоре­чий. Но понимание категорий и их развития у Гегеля мистифи­цировано; категории выступают ступенями саморазвивающегося абсолютного духа.

В диалектико-материалистической философии категории оп­ределяются как всеобщие нормативы познавательно-мировоз­зренческого отношения человека к действительности. Категории — отражение общественно развитым человеком объективного мира, они выполняют логико-организующую и интегрирующую функ­ции в научном познании, являются ориентирами познания и практического преобразования действительности.

С помощью категорий философия формирует обобщенный теоретический образ мира (обобщающая функция, связан­ная с задачей синтеза знаний). Гегель назвал философию духов­ной квинтэссенцией времени, самосознанием эпохи.

Философия сводит воедино различные науки и отрасли зна­ния, преодолевает разобщенность естественных и гуманитарных наук, содействует осуществлению связей между наукой, искусст­вом и моралью. Координационно-интегративную функцию философии высоко ценил М. М. Бахтин: "Место фило­софии. Она начинается там, где кончается точная научность и начинается инонаучность. Ее можно определить как метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания)".

Философия способна придать всем другим наукам, достиже­ниям культуры систематическое единство. Аристотель первым очертил специфический философский подход к миру как связному целому. Философия в изначальном смысле своем, по мне­нию Э. Гуссерля, обозначает универсальную науку о мировом це­лом, о всеохватном единстве всего сущего. Философия, с точки зре­ния П. Л. Лаврова, есть понимание всего сущего как единого и во­площение этого понимания, мысли в образ и в действие.

Интегративность философии не исключает, а предпо­лагает обращенность философии ко всему многообразию сущего и общественно-исторического опыта людей (плюралисти­ческая * функция). Аристотель считал, что Сущее-Бытие выходит к свету многими путями. (Философский плюрализм не означает бессистемное, беспринципное смешение разнородных представ­лений и взглядов.) Богатство и разнообразие мира обусловлива­ют и иные (кроме ранее названных) предназначения философии. О. Конт выделил следующие ее функции: "рациональное средст­во обнаружить логические законы человеческого ума", способст-вование "прогрессу отдельных положительных наук" и общест­венно-преобразовательную28. Рационально-логическая функция выражается в переводе знаний в понятийную форму.

Помимо обращенности философии на себя, утверждается тезис об ориентации философии на практику, на "вызов бытия". Назначение философии в том, считал Т. Гоббс, что мы можем на основании наших знаний по мере сил и способ­ностей вызывать действия для умножения жизненных благ, о чем свидетельствует роль техники в функционировании общества29. Э. Гуссерль подчеркивал, что философия не ограничивается по­знанием мира, а обращается на человеческое отношение, прояв­ляющееся в практической жизни со всеми ее потребностями и целями. Философия, по мнению В. С. Соловьева, имеет не только теоретическое, но также практическое и эстетическое значение, на­ходясь во внутреннем взаимодействии со сферами творчества и практической деятельности, хотя и различаясь от них. Н. А. Бердяев выдвигал тезис о создании новой философии путем воссоединения мышления с живыми корнями бытия. Философия не может быть оторвана от жизни, не может быть исключительно теоретической, она должна быть действием и связана с улучшением жизни.

В трактовке К. Маркса философия предстала как форма со­циально-исторического знания, получающая импульсы для тео­ретического мышления от жизни, практики, как способ отраже­ния и преобразования исторического бытия во всей его полноте. Философия призвана вносить в общество мудрость и разум и тем самым содействовать общественно-историческому прогрессу (культурно-творческая функция).

Творческая функция выражается в том, что философия как тип (способ) миропостижения характеризуется "выходом за рамки наличного бытия, его рутинности и суетности, за пределы любой ограниченности (прежде всего - своей собственной), лю­бых произвольно устанавливаемых "табу"30. Философские про­зрения нередко намного опережают открытия и выводы науки. К ним относятся, например, идеи атомистики, отражения, разра­ботка Гегелем диалектики как логики и теории познания.

Философия, основывающаяся на знании, логике и сомнении, взвешенности оценок, альтернативности подходов, содержит в себе критическое начало. В античной философии (у Со­крата, Платона, Аристотеля) критика выражалась в логико-риторической форме и использовалась в качестве средства обна­ружения логических противоречий в суждениях и определения способов избавления от них. В средневековой философии (во взглядах Ансельма, Р. Бэкона, Д. Скота, У. Оккама) критика вы­ступала как проблемный метод познания бытия, средство пре­одоления ограниченности мышления, как способ опровержения догм. Эту традицию в новое время продолжил Ф. Бэкон, который отмечал, что во все века философия встречала на своем пути суе­верие, предрасположение к догматическому способу познания, приверженность заранее данным понятиям, принципам. Леонар­до да Винчи заметил, что противник, вскрывающий ваши ошиб­ки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть.

Критическая функция философии проявилась в борьбе с фео­дальным строем, когда, стремясь стать наставниками человечества, философы расшатывали престол и пытались опрокинуть алтарь.

В немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель) идея критики выражена в глубокой разработке понятия отрица­ния. Если у Канта отрицание приобрело вид логико-гносеологического, то у Гегеля критика осуществляется на пред­метно-теоретическом уровне.

Критика в марксизме выступает как конструктивный метод преобразования социальной действительности. Вместе с тем порой разрушительное начало в критике (например, в идее необхо­димости уничтожения буржуазного общественного строя) пре­увеличивалось.

Продуктивен взвешенно-реалистический подход к критике, включающий в себя негативное отношение к предшествовавшим учениям и одновременно преемственность. Философия расшаты­вает устаревшие взгляды и в то же время стремится сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное.

В целом философская критика есть духовно-теоретический способ освоения бытия, оценки явлений, отражает неудовлетво­ренность субъекта их состоянием и развитием и выражает необ­ходимость преобразования реалий, обусловленную стремления­ми и целями человека.

По мере развития познания и практики круг философских про­блем и соответственно функций философии изменялся. Кроме на­званных, философия выполняет задачи уяснения ценностей (В. Виндельбанд), раскрытия разумом "вселенской" истины (Н. А. Бердяев), объяснения смысла высказываний (М. Шлик) и т. д.

 

Древняя философия.

Античная философия складывалась в условиях утверждения зрелых рабовладельческих отношений и установления демокра­тического строя, что обусловило высокий теоретический уровень поисков.

Греческая философия, особенно ранняя, ориентирована на Космос как на безусловную реальность и высшую ценность. В постановке вопроса о первоначале всего сущего ("архэ") прохо­дит мысль о невидимом и умопостигаемом единстве мира, кото­рое скрыто за чувственно воспринимаемым многообразием явле­ний. Милетская школа первоначало вещей видела в образе некое­го телесного элемента или материальной стихии. Для Фалеса (625-547 до н. э.) это вода, для Анаксимена (VI в. до н. э.) — воз­дух, для Анаксимандра (VI в. до н. э.) - "апейрон", среднее между ними и потому неопределенное состояние вещества. Мир воспринимался в его рождении, становлении и развитии, а космиче­ской гармонии должна соответствовать гармония человеческой жизни. Космос, в отличие от конечного человека, вечен и бес­смертен. Бытие Вселенной, по Гераклиту (ок. 544-483 до н. э.), осуществляется на 'основе извечных превращений вещественной стихии огня. Идея становления, взаимопревращения вещей ("все течет") выступает основой единства мира, которым правит "ло­гос" - закон, поддерживающий порядок. Гераклит, развив наив­ные диалектические представления своих предшественников, по­ложил начало осознанию диалектики как философского метода мышления, указал на всеобщий источник движения и изменения вещей: противоречие как единство ("гармония") и борьба проти­воположностей (день - ночь, изобилие — голод и т. д.), пронизы­вающих космос в целом и каждое явление в отдельности. Эмпе-докл (ок. 490-430 до н. э.) высказал плодотворную догадку о за­кономерной эволюции живых существ в результате естественно­го отбора более жизнеспособных сочетаний.

Человек рассматривался по аналогии с природным космосом. Сократ (470-399 до н. э.) избрал принципом своих размышлений суждение "Познай самого себя". Основой деятельности человека названы всеобщие понятия, что отличает человека от действия стихийных природных сил. Методом обнаружения понятий Со­крат считал процедуру подведения собеседника к правильному ответу путем наводящих вопросов, обнаружения противоречий в

мыслях оппонента.

Первоначальный материализм греков имел ряд особенностей.

1. Стихийные материалисты не перешли от образа к понятию и потому сущность вещей отождествляли с явлением, общее - с единичным, субстанцию - с ее конкретным вещественным выра­жением. Философия еще не освободилась от наглядности обы­денного сознания.

2. Внимание было поглощено универсальной подвижностью происходящих в природе процессов, упускался из виду струк­турно-устойчивый план сущего, постоянство и законосообраз­ность космоса.

3. Нечетко различались природа и дух, физическое и психи­ческое. Часто вещество, как и мироздание в целом, отождествля­ли с жизнью, душой и сознанием, т. е. материализм был гилозои-стичен. Так, согласно Фалесу (ок. 625 - ок. 547 до н. э.) "все пол­но богов" и "магнит имеет душу". В таком подходе закладыва­лась возможность идеализма.

Эта возможность была реализована в пифагорейской и элеат-ской школах. Там внимание было сконцентрировано не на веще­ственном субстрате мироздания, а на господствующем в нем конструктивно-разумном управленческом начале, которое при­дает смысл всему подвижному и изменчивому, будучи само не­подвластным пространственно-временной стихии становления. Исходя из регулярности и повторяемости астрономических явле­ний, Пифагор (576-496 до н. э.) пришел к выводу, что принцип, созидающий и упорядочивающий космос, есть числа с объеди­няющим их центром - единицей (монадой). Это убеждение не лишено рационального смысла, ибо, во-первых, преодолевалась наивная "физика" натурфилософов и предвосхищалась идея ма­тематического естествознания, во-вторых, философская мысль достигла уровня абстракции, при котором высказывалась идея о закономерности Вселенной.

Наиболее четко материализм выразился в мировоззрении Демокрита (460-370 до н. э.). В поисках причины движения су­щего философ выдвинул гипотезу о мельчайших неделимых час­тицах (атомах), движущихся благодаря присущей им силе тяже­сти. (Впрочем, впервые в древнегреческой философии идею об атомах как мельчайших неделимых материальных элементах, из которых состоят все предметы, выдвинул Левкипп.) Из атомов рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля33. На место мифологического порождения у Демокрита становилась матери­альная причина. Все процессы в природе есть продукт противо­речия между атомами и пустотой как условие возможности их движения*. Проводя этот детерминистический принцип, Демок­рит давал материалистическое объяснение происхождения Кос­моса из спонтанного вихревого движения атомов (впоследствии к этой гипотезе возвратился Декарт). С позиций атомистики Де­мокрит объяснял психические явления, сводя душу и все умст­венные процессы к движению особых атомов, отличающихся тонкостью, легкостью и проникающей способностью. Демокрит пришел к допущению двоякого рода качеств познаваемых объек­тов: действительных, присущих самим объектам (их физико-математические параметры), и качеств мнимых, зависящих от нашей способности чувственного восприятия (цвет, вкус, запах и т. д.). В философии истории Демокрит отрицал доктрину "золо­того века" (деградации общества от некоего идеального перво­бытного состояния), одним из первых выступил с идеей общест­венного прогресса. В этике философ ограничивал принцип на­слаждения и отстаивал идеал здорового, умеренного и миролю­бивого расположения духа. В политике Демокрит был сторонни­ком демократии, считал политику важнейшим искусством.

Античный идеализм свое систематическое выражение нашел в философии Платона (427-347 до н. э.), автора свыше 30 диало­гов ("Софист", "Парменид", "Государство" и др.), основателя школы-академии (по имени мифического героя Академа). В уче­нии о мире философ противопоставил предшествующей мате­риалистической космологии произвольную умозрительную кон­струкцию. Он допускал изолированное существование вневре­менного и внепространственного мира идей (бестелесных сущ­ностей, увенчанных идеей Блага), сообразно с которыми вселен­ский художник-создатель (Демиург-Творец) из неразумной и хаотической стихии материального мира формирует и благоуст­раивает космос, как и каждую отдельную вещь в нем. Идеи су­ществуют до предметов, выступают по отношению к вещам как их образцы, причины возникновения, смысловые структуры и цели, а вещи лишь причастны к идеям, подражают им, являются их тенями, подобиями или отпечатками. Гносеология Платона основана на постулате бессмертия души, способной к перево­площениям. Познание есть оживление и пробуждение памяти о некогда созерцаемых сущностях. Средство, которое этому слу­жит, есть диалектика. Платону принадлежат слова: "Из споров рождается истина". В социологии Платон выступил против древ­негреческой рабовладельческой демократии, противопоставив ей идеал замкнутого авторитарного общества (навеяно военизиро­ванным устройством Спарты) с жесткой социальной стратифика­цией (философы-правители, воины-стражники, земледельцы и ремесленники). Каждому сословию соответствует своя доброде­тель - мудрость, мужество и воздержанность (т. е. выполнение каждым соответствующей ему в государстве функции), в соче­тании образующие высшую добродетель - справедливость. Мысль о принципиальном тождестве человеческой природы и общественного устройства (государства) в дальнейшем в новых интерпретациях неоднократно воспроизводилась в философии. Античная философия была синтезирована Аристотелем (384-322 до н. э.). Основные его труды: "Метафизика", "О душе", "Органон", "Этика", "Политика", Поэтика", "Физика", "О возник­новении и уничтожении", "О небе". Аристотель выдвинул идеал науки, очищенной от религиозно-культовых соображений: создал науку о законах мышления, формальную логику как средство систематизации категориального аппарата науки и философии. Учение Аристотеля колеблется между материализмом и идеа­лизмом. Он исходит из доверия к чувственному опыту, к сфере индивидуального и единичного бытия, подвергая с позиций ма­териалистического сенсуализма платоновский идеализм критике (Аристотелю принадлежит изречение: "Платон мне друг, но ис­тина дороже"). Для каждой вещи, полагал Аристотель, может быть несколько образов (идея человека вообще, двуногого и т. д.). В учении о первоосновах бытия Аристотель изменил мате­риализму, полагая, что мировой процесс осуществляется не как внутренне детерминируемый, а вследствие надмировой цели (Первого Двигателя, Ума, Бога), стоящей за пределами космоса и генерирующей в нем внутренний мотив (позыв) к движению и совершенствованию. Соотношение государства, общества и че­ловека Аристотель рассматривал как соотношение целого и час­ти. Он сущность человека определял через деятельность души в государстве, руководствующейся разумом. Экономику Аристо­тель противопоставил накоплению денег ради денег.

Представителем поздней античной философии, основателем неоплатонизма является Плотин (205-270). Мировой процесс, согласно учению этого древнегреческого философа, жившего в Риме, начинается с непостижимого и невыразимого божествен­ного первоединого начала. Оно проявляется вовне - сначала как мировой ум, затем как душа мира и далее как единичные души, чувственный мир явлений, единичные тела, вплоть до материи, под которой Плотин разумел небытие. Цель человеческой жизни -восхождение к божественному началу, единение с ним в экстазе. Достигается эта цель путем обуздания телесных влечений, разви­тием духовных сил, в том числе познавательных. В концепции Плотина (основное сочинение - "Эннеады") прослеживается диа­лектика: усмотрение противоположностей и их единства, обу­словливающих в мире гармонию и красоту, зло и безобразие.

В период крушения полисных идеалов, социальной неста­бильности, разложения рабовладельческих отношений античная философия обратилась к односторонне трактуемой этике, отстаивающей достижение "атараксии" - невозмутимости. Предлага­лись разные пути преодоления возникших трудностей: следова­ние судьбе и долгу (стоики), воздержание от суждений (киники), предание удовольствию (эпикурейцы). Удовольствие Эпикур по­нимал не как утоление желания, а как избежание страдания. По­этому не рвитесь к богатству и почету, ибо они заставляют чело­века метаться; сторонитесь политики: чем выше власть, тем больше завистников, жаждущих причинить зло. Кредо Эпикура -умеренность и независимость.

Идею безмятежности как цели жизни продолжил Лукреций Кар (99-55 до н. э.), римский поэт и философ-материалист, ори­гинальный продолжатель Эпикура, автор поэмы "О природе ве­щей". Философ доказывал: ничто не может никогда возникнуть из ничего, по божественной воле; ничто не обращается в ничто (идея сохранения материи). Лукреций назвал три вида движения атомов: от толчка; вниз по прямой линии вследствие тяжести; самопроизвольное отклонение. Образование миров Лукреций объяснял внутренними причинами, отклонением атомов, указы­вая, что во Вселенной нет центра. Философ высказал догадку, что жизнь произошла из неорганической природы, что между животными идет борьба за существование. Развивая теорию по­знания, Лукреций утверждал, что атомы внешних тел воздейст­вуют на атомы органов чувств, производя ощущения, данные ко­торых истолковываются и обрабатываются разумом.

Ценную диалектическую идею триадичности высказал глава школы неоплатонизма Прокл (410-485, главные сочинения: "Теологическая первооснова", "О теологии Платона"). Исходя из мысли Платона о том, что единое раскрывается во многом, а это последнее стремится к единству, Прокл назвал три ступени раз­вития сущего: пребывание, устремление вперед, обратное стрем­ление. Развитие, считал Прокл, происходит не путем деления или превращения, а вследствие полноты сил, благодаря чему одно со­зидает другое, само не изменяясь.

В целом античная философия в своем развитии прошла пе­риоды становления (У1-У вв. до н. э.), расцвета (IV в. до н. э.) и упадка (III в. до н. э. - V в. н. э.). На первом этапе философия вы­ступала преимущественно в форме натурфилософии, была кос-моцентричной, поднимала проблему первооснов бытия. На вто­ром этапе произошел переход от преимущественного изучения внешнего мира к рассмотрению человека в различных его прояв­лениях, т. е. в философии возникла субъективистско-антропологическая тенденция. Философия стремилась перейти от рас­смотрения структуры природного космоса к анализу проблема­тики организации социального космоса. Наиболее яркими пред­ставителями классического этапа в развитии античной филосо­фии были Сократ, Платон и Аристотель. На третьем этапе инте­рес философии все больше сосредоточивался на познании лично­сти, на вопросе о том, как приспособиться к сложной и противо­речивой социальной жизни.

В античной философии имелись в зародыше все позднейшие типы мировоззрения, наметились по существу все основные фи­лософские проблемы, решение которых стало задачей после­дующей истории мысли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.33.175 (0.03 с.)