Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика философского знания и его функции.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исходя из структуры философского знания, выделим основные функции философии. Онтологическая вырабатывает самые общие теоретические основания представлений людей о бытии. Праксиологическая функция проявляется в опосредованном воздействии философии на практическую деятельность людей, определении их социальных целей и идеалов, выборе средств и методов индивидуальных и массовых действий. Гносеологическая функция заключается в доказательстве возможности адекватного познания мира, разработке универсальных методов научного познания и логического мышления. Аксиологическая функция рассматривает коренные основания ценностных ориентации людей, их нравственно-эстетических идеалов, регуляторов поведения22. Философ-ско-антропологическая функция синтезирует предыдущие, и философия предстает как система принципов, законов и категорий, на основе которых человек познает, оценивает и преобразует мир для себя и себя для мира. Философия есть не что иное, как стратегия жизни - учение о том, "каким надо быть, чтобы быть человеком"23. Социально-философская функция выявляет механизмы формирования и функционирования общества, общие черты и направления исторического процесса. Все названные основные функции философии взаимосвязаны, дополняют друг друга. Исходя из предмета философии (самоопределение человека в диалоге с миром), мировоззренческая функция, обеспечивающая ориентацию человека в усложняющемся мире, интегрирует остальные функции философии. В историческом развитии познавательного, оценочного и преобразовательного отношения человека к миру вырабатываются определенные принципы, имеющие важное методологическое значение. Методологическая функция философии, тесно связанная с мировоззренческой, направляет человека в его отношении к миру (термин "метод" в античной древнегреческой философии означал путь, исследование, прослеживание). Проблемы метода не ограничиваются рамками познания и ценностных ориентации людей, а выходят в сферу практики и решаются в широком социокультурном аспекте. Конкретизируем обозначенные основные функции философии. Одна из особенностей философии состоит в том, что она решает задачу "свободной и универсальной теоретической рефлексии"2*. (Термин "рефлексия" означает отражение, а также исследование познавательного акта.) Данная функция выражается через рационально-рассудочную деятельность. "Поэзия превращает каплю росы, сверкающей не дереве всеми красками, в бриллиант; но философия, для того, чтобы отличить сущность от видимости, касается водяной капли указательным пальцем рассудка и, размазывая ее, кладет таким образом конец блестящей иллюзии..."25. Обращенность философии на исследование познавательных актов нередко преувеличивалась. Аристотель полагал, что философствование означает избавление от незнания ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. А. Шопенгауэр настаивал на том, что философия по существу своему только размышляет и исследует, а не предписывает. Отсюда вытекает суждение, что философия якобы представляет собой автономное царство разума, не имеет собственных реальных проблем. Относительная автономность философии в определенной мере оправдана, ибо "... одна философская система опирается на другую, для понимания одной неизменно требуется знание другой, предшествующей ей, и все философии образуют одну связную цепь, знание одного звена неизменно требует знания другого"26. Это свидетельствует о системности философии. Философское познание есть синтез человеческих знаний, что осуществляется через категории. Термин категория (по-гречески - высказывание) в философию ввел Аристотель. Он рассматривал категории через соотнесение содержания высказываний о неком сущем с самим этим сущим. Аристотель выделил следующие категории: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Кант трактовал категории как всеобщие формы, в которых мы мыслим воспринимаемое, априорные формы созерцания и рассудка, упорядочивания нашего опыта. Если в аристотелевском учении о категориях определяющей является их разделяющая (аналитическая) функция, то в концепции Канта - синтетическая. Кант определил следующую систему категорий: количество (единство, множество, цельность), качество (реальность, отрицание, ограничение), отношение (присущность и самостоятельное существование, причинность и зависимость, общение как взаимодействие), модальность (возможность,- невозможность, существование - несуществование, необходимость и случайность). В отличие от аристотелевской она более полно и структурно организована по определенному принципу: каждая третья категория (или их пара) есть результат взаимодействия первых двух (или их пар). В этом ее достоинство и преимущество, но она имеет и недостатки: а) статична; б) исключает источник возникновения и развития знания, в том числе источник развития самих категорий; в) категории Канта оказались априорными понятиями человеческого рассудка, т. е. внешняя действительность якобы должна выводиться и упорядочиваться по таблице категорий. Категории у Гегеля - развивающееся целое. Они связаны единством происхождения и развития: каждая вытекает из всего предшествующего движения как его необходимый результат. В понимание категорий введены идея становления, логическое основание, механизм развития. Развертывание категорий осуществляется силой внутреннего противоречия, лежащего в природе самого развивающегося понятия, так что мышление в целом оказывается постоянным возникновением и развитием противоречий. Но понимание категорий и их развития у Гегеля мистифицировано; категории выступают ступенями саморазвивающегося абсолютного духа. В диалектико-материалистической философии категории определяются как всеобщие нормативы познавательно-мировоззренческого отношения человека к действительности. Категории — отражение общественно развитым человеком объективного мира, они выполняют логико-организующую и интегрирующую функции в научном познании, являются ориентирами познания и практического преобразования действительности. С помощью категорий философия формирует обобщенный теоретический образ мира (обобщающая функция, связанная с задачей синтеза знаний). Гегель назвал философию духовной квинтэссенцией времени, самосознанием эпохи. Философия сводит воедино различные науки и отрасли знания, преодолевает разобщенность естественных и гуманитарных наук, содействует осуществлению связей между наукой, искусством и моралью. Координационно-интегративную функцию философии высоко ценил М. М. Бахтин: "Место философии. Она начинается там, где кончается точная научность и начинается инонаучность. Ее можно определить как метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания)". Философия способна придать всем другим наукам, достижениям культуры систематическое единство. Аристотель первым очертил специфический философский подход к миру как связному целому. Философия в изначальном смысле своем, по мнению Э. Гуссерля, обозначает универсальную науку о мировом целом, о всеохватном единстве всего сущего. Философия, с точки зрения П. Л. Лаврова, есть понимание всего сущего как единого и воплощение этого понимания, мысли в образ и в действие. Интегративность философии не исключает, а предполагает обращенность философии ко всему многообразию сущего и общественно-исторического опыта людей (плюралистическая * функция). Аристотель считал, что Сущее-Бытие выходит к свету многими путями. (Философский плюрализм не означает бессистемное, беспринципное смешение разнородных представлений и взглядов.) Богатство и разнообразие мира обусловливают и иные (кроме ранее названных) предназначения философии. О. Конт выделил следующие ее функции: "рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума", способст-вование "прогрессу отдельных положительных наук" и общественно-преобразовательную28. Рационально-логическая функция выражается в переводе знаний в понятийную форму. Помимо обращенности философии на себя, утверждается тезис об ориентации философии на практику, на "вызов бытия". Назначение философии в том, считал Т. Гоббс, что мы можем на основании наших знаний по мере сил и способностей вызывать действия для умножения жизненных благ, о чем свидетельствует роль техники в функционировании общества29. Э. Гуссерль подчеркивал, что философия не ограничивается познанием мира, а обращается на человеческое отношение, проявляющееся в практической жизни со всеми ее потребностями и целями. Философия, по мнению В. С. Соловьева, имеет не только теоретическое, но также практическое и эстетическое значение, находясь во внутреннем взаимодействии со сферами творчества и практической деятельности, хотя и различаясь от них. Н. А. Бердяев выдвигал тезис о создании новой философии путем воссоединения мышления с живыми корнями бытия. Философия не может быть оторвана от жизни, не может быть исключительно теоретической, она должна быть действием и связана с улучшением жизни. В трактовке К. Маркса философия предстала как форма социально-исторического знания, получающая импульсы для теоретического мышления от жизни, практики, как способ отражения и преобразования исторического бытия во всей его полноте. Философия призвана вносить в общество мудрость и разум и тем самым содействовать общественно-историческому прогрессу (культурно-творческая функция). Творческая функция выражается в том, что философия как тип (способ) миропостижения характеризуется "выходом за рамки наличного бытия, его рутинности и суетности, за пределы любой ограниченности (прежде всего - своей собственной), любых произвольно устанавливаемых "табу"30. Философские прозрения нередко намного опережают открытия и выводы науки. К ним относятся, например, идеи атомистики, отражения, разработка Гегелем диалектики как логики и теории познания. Философия, основывающаяся на знании, логике и сомнении, взвешенности оценок, альтернативности подходов, содержит в себе критическое начало. В античной философии (у Сократа, Платона, Аристотеля) критика выражалась в логико-риторической форме и использовалась в качестве средства обнаружения логических противоречий в суждениях и определения способов избавления от них. В средневековой философии (во взглядах Ансельма, Р. Бэкона, Д. Скота, У. Оккама) критика выступала как проблемный метод познания бытия, средство преодоления ограниченности мышления, как способ опровержения догм. Эту традицию в новое время продолжил Ф. Бэкон, который отмечал, что во все века философия встречала на своем пути суеверие, предрасположение к догматическому способу познания, приверженность заранее данным понятиям, принципам. Леонардо да Винчи заметил, что противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть. Критическая функция философии проявилась в борьбе с феодальным строем, когда, стремясь стать наставниками человечества, философы расшатывали престол и пытались опрокинуть алтарь. В немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель) идея критики выражена в глубокой разработке понятия отрицания. Если у Канта отрицание приобрело вид логико-гносеологического, то у Гегеля критика осуществляется на предметно-теоретическом уровне. Критика в марксизме выступает как конструктивный метод преобразования социальной действительности. Вместе с тем порой разрушительное начало в критике (например, в идее необходимости уничтожения буржуазного общественного строя) преувеличивалось. Продуктивен взвешенно-реалистический подход к критике, включающий в себя негативное отношение к предшествовавшим учениям и одновременно преемственность. Философия расшатывает устаревшие взгляды и в то же время стремится сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное. В целом философская критика есть духовно-теоретический способ освоения бытия, оценки явлений, отражает неудовлетворенность субъекта их состоянием и развитием и выражает необходимость преобразования реалий, обусловленную стремлениями и целями человека. По мере развития познания и практики круг философских проблем и соответственно функций философии изменялся. Кроме названных, философия выполняет задачи уяснения ценностей (В. Виндельбанд), раскрытия разумом "вселенской" истины (Н. А. Бердяев), объяснения смысла высказываний (М. Шлик) и т. д.
Древняя философия. Античная философия складывалась в условиях утверждения зрелых рабовладельческих отношений и установления демократического строя, что обусловило высокий теоретический уровень поисков. Греческая философия, особенно ранняя, ориентирована на Космос как на безусловную реальность и высшую ценность. В постановке вопроса о первоначале всего сущего ("архэ") проходит мысль о невидимом и умопостигаемом единстве мира, которое скрыто за чувственно воспринимаемым многообразием явлений. Милетская школа первоначало вещей видела в образе некоего телесного элемента или материальной стихии. Для Фалеса (625-547 до н. э.) это вода, для Анаксимена (VI в. до н. э.) — воздух, для Анаксимандра (VI в. до н. э.) - "апейрон", среднее между ними и потому неопределенное состояние вещества. Мир воспринимался в его рождении, становлении и развитии, а космической гармонии должна соответствовать гармония человеческой жизни. Космос, в отличие от конечного человека, вечен и бессмертен. Бытие Вселенной, по Гераклиту (ок. 544-483 до н. э.), осуществляется на 'основе извечных превращений вещественной стихии огня. Идея становления, взаимопревращения вещей ("все течет") выступает основой единства мира, которым правит "логос" - закон, поддерживающий порядок. Гераклит, развив наивные диалектические представления своих предшественников, положил начало осознанию диалектики как философского метода мышления, указал на всеобщий источник движения и изменения вещей: противоречие как единство ("гармония") и борьба противоположностей (день - ночь, изобилие — голод и т. д.), пронизывающих космос в целом и каждое явление в отдельности. Эмпе-докл (ок. 490-430 до н. э.) высказал плодотворную догадку о закономерной эволюции живых существ в результате естественного отбора более жизнеспособных сочетаний. Человек рассматривался по аналогии с природным космосом. Сократ (470-399 до н. э.) избрал принципом своих размышлений суждение "Познай самого себя". Основой деятельности человека названы всеобщие понятия, что отличает человека от действия стихийных природных сил. Методом обнаружения понятий Сократ считал процедуру подведения собеседника к правильному ответу путем наводящих вопросов, обнаружения противоречий в мыслях оппонента. Первоначальный материализм греков имел ряд особенностей. 1. Стихийные материалисты не перешли от образа к понятию и потому сущность вещей отождествляли с явлением, общее - с единичным, субстанцию - с ее конкретным вещественным выражением. Философия еще не освободилась от наглядности обыденного сознания. 2. Внимание было поглощено универсальной подвижностью происходящих в природе процессов, упускался из виду структурно-устойчивый план сущего, постоянство и законосообразность космоса. 3. Нечетко различались природа и дух, физическое и психическое. Часто вещество, как и мироздание в целом, отождествляли с жизнью, душой и сознанием, т. е. материализм был гилозои-стичен. Так, согласно Фалесу (ок. 625 - ок. 547 до н. э.) "все полно богов" и "магнит имеет душу". В таком подходе закладывалась возможность идеализма. Эта возможность была реализована в пифагорейской и элеат-ской школах. Там внимание было сконцентрировано не на вещественном субстрате мироздания, а на господствующем в нем конструктивно-разумном управленческом начале, которое придает смысл всему подвижному и изменчивому, будучи само неподвластным пространственно-временной стихии становления. Исходя из регулярности и повторяемости астрономических явлений, Пифагор (576-496 до н. э.) пришел к выводу, что принцип, созидающий и упорядочивающий космос, есть числа с объединяющим их центром - единицей (монадой). Это убеждение не лишено рационального смысла, ибо, во-первых, преодолевалась наивная "физика" натурфилософов и предвосхищалась идея математического естествознания, во-вторых, философская мысль достигла уровня абстракции, при котором высказывалась идея о закономерности Вселенной. Наиболее четко материализм выразился в мировоззрении Демокрита (460-370 до н. э.). В поисках причины движения сущего философ выдвинул гипотезу о мельчайших неделимых частицах (атомах), движущихся благодаря присущей им силе тяжести. (Впрочем, впервые в древнегреческой философии идею об атомах как мельчайших неделимых материальных элементах, из которых состоят все предметы, выдвинул Левкипп.) Из атомов рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля33. На место мифологического порождения у Демокрита становилась материальная причина. Все процессы в природе есть продукт противоречия между атомами и пустотой как условие возможности их движения*. Проводя этот детерминистический принцип, Демокрит давал материалистическое объяснение происхождения Космоса из спонтанного вихревого движения атомов (впоследствии к этой гипотезе возвратился Декарт). С позиций атомистики Демокрит объяснял психические явления, сводя душу и все умственные процессы к движению особых атомов, отличающихся тонкостью, легкостью и проникающей способностью. Демокрит пришел к допущению двоякого рода качеств познаваемых объектов: действительных, присущих самим объектам (их физико-математические параметры), и качеств мнимых, зависящих от нашей способности чувственного восприятия (цвет, вкус, запах и т. д.). В философии истории Демокрит отрицал доктрину "золотого века" (деградации общества от некоего идеального первобытного состояния), одним из первых выступил с идеей общественного прогресса. В этике философ ограничивал принцип наслаждения и отстаивал идеал здорового, умеренного и миролюбивого расположения духа. В политике Демокрит был сторонником демократии, считал политику важнейшим искусством. Античный идеализм свое систематическое выражение нашел в философии Платона (427-347 до н. э.), автора свыше 30 диалогов ("Софист", "Парменид", "Государство" и др.), основателя школы-академии (по имени мифического героя Академа). В учении о мире философ противопоставил предшествующей материалистической космологии произвольную умозрительную конструкцию. Он допускал изолированное существование вневременного и внепространственного мира идей (бестелесных сущностей, увенчанных идеей Блага), сообразно с которыми вселенский художник-создатель (Демиург-Творец) из неразумной и хаотической стихии материального мира формирует и благоустраивает космос, как и каждую отдельную вещь в нем. Идеи существуют до предметов, выступают по отношению к вещам как их образцы, причины возникновения, смысловые структуры и цели, а вещи лишь причастны к идеям, подражают им, являются их тенями, подобиями или отпечатками. Гносеология Платона основана на постулате бессмертия души, способной к перевоплощениям. Познание есть оживление и пробуждение памяти о некогда созерцаемых сущностях. Средство, которое этому служит, есть диалектика. Платону принадлежат слова: "Из споров рождается истина". В социологии Платон выступил против древнегреческой рабовладельческой демократии, противопоставив ей идеал замкнутого авторитарного общества (навеяно военизированным устройством Спарты) с жесткой социальной стратификацией (философы-правители, воины-стражники, земледельцы и ремесленники). Каждому сословию соответствует своя добродетель - мудрость, мужество и воздержанность (т. е. выполнение каждым соответствующей ему в государстве функции), в сочетании образующие высшую добродетель - справедливость. Мысль о принципиальном тождестве человеческой природы и общественного устройства (государства) в дальнейшем в новых интерпретациях неоднократно воспроизводилась в философии. Античная философия была синтезирована Аристотелем (384-322 до н. э.). Основные его труды: "Метафизика", "О душе", "Органон", "Этика", "Политика", Поэтика", "Физика", "О возникновении и уничтожении", "О небе". Аристотель выдвинул идеал науки, очищенной от религиозно-культовых соображений: создал науку о законах мышления, формальную логику как средство систематизации категориального аппарата науки и философии. Учение Аристотеля колеблется между материализмом и идеализмом. Он исходит из доверия к чувственному опыту, к сфере индивидуального и единичного бытия, подвергая с позиций материалистического сенсуализма платоновский идеализм критике (Аристотелю принадлежит изречение: "Платон мне друг, но истина дороже"). Для каждой вещи, полагал Аристотель, может быть несколько образов (идея человека вообще, двуногого и т. д.). В учении о первоосновах бытия Аристотель изменил материализму, полагая, что мировой процесс осуществляется не как внутренне детерминируемый, а вследствие надмировой цели (Первого Двигателя, Ума, Бога), стоящей за пределами космоса и генерирующей в нем внутренний мотив (позыв) к движению и совершенствованию. Соотношение государства, общества и человека Аристотель рассматривал как соотношение целого и части. Он сущность человека определял через деятельность души в государстве, руководствующейся разумом. Экономику Аристотель противопоставил накоплению денег ради денег. Представителем поздней античной философии, основателем неоплатонизма является Плотин (205-270). Мировой процесс, согласно учению этого древнегреческого философа, жившего в Риме, начинается с непостижимого и невыразимого божественного первоединого начала. Оно проявляется вовне - сначала как мировой ум, затем как душа мира и далее как единичные души, чувственный мир явлений, единичные тела, вплоть до материи, под которой Плотин разумел небытие. Цель человеческой жизни -восхождение к божественному началу, единение с ним в экстазе. Достигается эта цель путем обуздания телесных влечений, развитием духовных сил, в том числе познавательных. В концепции Плотина (основное сочинение - "Эннеады") прослеживается диалектика: усмотрение противоположностей и их единства, обусловливающих в мире гармонию и красоту, зло и безобразие. В период крушения полисных идеалов, социальной нестабильности, разложения рабовладельческих отношений античная философия обратилась к односторонне трактуемой этике, отстаивающей достижение "атараксии" - невозмутимости. Предлагались разные пути преодоления возникших трудностей: следование судьбе и долгу (стоики), воздержание от суждений (киники), предание удовольствию (эпикурейцы). Удовольствие Эпикур понимал не как утоление желания, а как избежание страдания. Поэтому не рвитесь к богатству и почету, ибо они заставляют человека метаться; сторонитесь политики: чем выше власть, тем больше завистников, жаждущих причинить зло. Кредо Эпикура -умеренность и независимость. Идею безмятежности как цели жизни продолжил Лукреций Кар (99-55 до н. э.), римский поэт и философ-материалист, оригинальный продолжатель Эпикура, автор поэмы "О природе вещей". Философ доказывал: ничто не может никогда возникнуть из ничего, по божественной воле; ничто не обращается в ничто (идея сохранения материи). Лукреций назвал три вида движения атомов: от толчка; вниз по прямой линии вследствие тяжести; самопроизвольное отклонение. Образование миров Лукреций объяснял внутренними причинами, отклонением атомов, указывая, что во Вселенной нет центра. Философ высказал догадку, что жизнь произошла из неорганической природы, что между животными идет борьба за существование. Развивая теорию познания, Лукреций утверждал, что атомы внешних тел воздействуют на атомы органов чувств, производя ощущения, данные которых истолковываются и обрабатываются разумом. Ценную диалектическую идею триадичности высказал глава школы неоплатонизма Прокл (410-485, главные сочинения: "Теологическая первооснова", "О теологии Платона"). Исходя из мысли Платона о том, что единое раскрывается во многом, а это последнее стремится к единству, Прокл назвал три ступени развития сущего: пребывание, устремление вперед, обратное стремление. Развитие, считал Прокл, происходит не путем деления или превращения, а вследствие полноты сил, благодаря чему одно созидает другое, само не изменяясь. В целом античная философия в своем развитии прошла периоды становления (У1-У вв. до н. э.), расцвета (IV в. до н. э.) и упадка (III в. до н. э. - V в. н. э.). На первом этапе философия выступала преимущественно в форме натурфилософии, была кос-моцентричной, поднимала проблему первооснов бытия. На втором этапе произошел переход от преимущественного изучения внешнего мира к рассмотрению человека в различных его проявлениях, т. е. в философии возникла субъективистско-антропологическая тенденция. Философия стремилась перейти от рассмотрения структуры природного космоса к анализу проблематики организации социального космоса. Наиболее яркими представителями классического этапа в развитии античной философии были Сократ, Платон и Аристотель. На третьем этапе интерес философии все больше сосредоточивался на познании личности, на вопросе о том, как приспособиться к сложной и противоречивой социальной жизни. В античной философии имелись в зародыше все позднейшие типы мировоззрения, наметились по существу все основные философские проблемы, решение которых стало задачей последующей истории мысли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.134.196 (0.014 с.) |