Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материальное производство - основа существования и развития общества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Диалектике-материалистическая философия исходит из того, что способ материального производства выступает основанием всего многообразия истории: определяет социальную, политическую и духовную жизнь, отношение людей к природе, вплетен в единую человеко-эколого-экономическую систему, выражает логику развития общественного бытия. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношении. Производительные силы выражают активное отношение людей к природе. Это система вещественного фактора - средств производства (средств труда и предметов труда) - и личностного фактора производства* (обладающего физической силой, трудовыми навыками, производственным опытом, интеллектом и морально-волевыми качествами), в процессе функционирования которых осуществляется обмен веществ между природой и обществом. Человек, не удовлетворенный стихийным формированием веществ, прорывает узкий для него горизонт природы и организует технологический процесс, позволяющий ему к естественным свойствам веществ добавлять искусственные, делая природный материал социально полезным. Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения: а) собственности; б) распределения; в) обмена (натурального или товарно-денежного); г) потребления. Развитие производительных сил есть эволюционно-революционный процесс, вписывающийся в цивилизационную и формационную динамику. Первая революция в производительных силах произошла тогда, когда стали производить не только орудия труда, но и средства существования. Это было в эпоху появления шлифованных каменных орудий (неолитическая, или аграрная революция). Когда человек изобрел метательное оружие, он извел, для употребления в пищу, за несколько тысячелетий мамонтов и крупных копытных. В результате возник экологический кризис. На основе неолитической революции человечество преодолело этот кризис. Вся история биосферы пошла по новому руслу: человек начал создавать искусственный кругооборот веществ. Переход к производящей экономике был обусловлен оскудением запасов природы в местах обитания человека и ростом численности населения. (Последнее - причина и одновременно следствие перехода к производящей экономике.) На базе разделения труда и роста его производительности возник прибавочный продукт. Тем самым были созданы материальные предпосылки для систематического обмена, развития торговли, концентрации прибавочного продукта в руках части общества. Прежняя ориентация на коллективный труд и равенство в распределении изжила себя. В коллективные начала внедрялись ин- В общественных науках нередко человек понимался как субъективный элемент производительных сил в отличие от вещественных элементов как объективных. Но исключение человека из числа объективных факторов противоречит основам материалистического понимания истории. Человек - главный объективный фактор общественной жизни. В аспекте же своего сознания и непосредственно направляемой сознанием деятельности человек выступает в качестве субъективного фактора в истории. Общество качественно изменилось — стало сложноструктурированным, возросли и усложнились потребности, изменилась шкала ценностей, увеличилась нагрузка на биосферу. Итогом изменения экономических условий, общественных отношений было становление эксплуататорского классового общества. На основе эксплуатации труд стал более напряженным. Возникла материальная база для освобождения от труда в материальном производстве части общества. Произошло отделение умственного труда от физического, создавшее необходимую основу прогресса духовной жизни. Другим видом общественного разделения труда было отделение ремесла от земледелия, города от деревни. Города становились центрами ремесла, торговли, политической и духовной жизни. Революции в производительных силах связаны с существенными изменениями в технике*. Техника - искусственное образование, созданное человеком; инструмент т. е. средство, орудие для удовлетворения человеческих потребностей; самостоятельная реальность, противостоящая природе и человеку: специфический способ использования сил и энергии природы; явление, неотделимое от технологии. Техника эволюционировала от домашинной, или орудийной (инструментальной) к машинной и автоматической. Переход от ремесленных орудий ручного труда к машине явился второй революцией в производительных силах. Если простое орудие труда приводилось в движение силой человека или животного (реже - воды или ветра), то машинное - специальным энергетическим устройством, в качестве которого первоначально выступала паровая машина (впервые такая машина появилась в Англии в 1769 г.). На смену инструментальному орудию труда пришла трехзвенная система, состоящая из рабочей машины, двигателя и передаточного механизма. Возросла роль научного знания, приобретшего способность постепенно превращаться в непосредственную производительную силу. Осуществление второй революции в производительных силах (промышленной) было возможно параллельно с развитием демократии, свершавшимися буржуазными революциями. В XVIII-XIX вв. родилась доктрина либерализма в Европе, в частности, во Франции была провозглашена "Декларация прав человека и гражданина'1 (свобода, собственность, безопасность, право на сопротивление насилию). Техника, наука и демократия вместе становятся двигателем прогресса. Третья революция в производительных силах, НТР*, начавшаяся в 40-50-х годах XX в., знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному. К прежним трем звеньям машины добавляется управляющее устройство. Развитие такого производства связано с совершенствованием ЭВМ, с появлением робототехники, гибких автоматизированных систем. Помимо материале- и энергоемкости возрастает значение науко-емкости производства. Качественное преобразование производительных сил на основе перехода к автоматизированному производству, превращение научно-технической деятельности в определяющее звено материального производства составляет производственно-технический аспект сущности НТР. Но этого недостаточно: важно также учитывать социально-экономическую и мировоззренческую стороны сущности НТР. (Именно в широком общественном диапазоне выше были рассмотрены также аграрная и промышленная революции). Социально-экономический аспект НТР выражается в гуманизации производства. Технические средства по сложности приближаются к свойствам и природе человека, учитывая его физические, умственные и психологические возможности. Если этого нет, то происходит отчуждение человека от машины. Оно возможно не только в силу социальных причин, но и тогда, когда логика развития техники не опирается на логику развития человека. В таком случае не срабатывает антропоморфный принцип и не обеспечивается целостность труда. Революция в науке и технике должна сопрягаться с культурной, изменяющей человека. Формируется качественно новый тип непрерывно обучающегося и совершенствующегося работника. Проблемы становления вершин профессионализма человека изучает акмеология - наука, находящаяся в стадии формирования, Акмеология взаимодействуем в первую очередь, с теорией управления, педагогикой и психологией и нацелена на дельней-шее развитие и переориентацию профессиональных способностей уже достаточно подготовленных, зрелых людей. С позиций акмеологии и синергетики знание, квалификация не навязываются человеку. Это - образование, стимулирующее собственные, может быть, еще непроявленные, скрытые линии развития личности. Это ситуация пробуждения сил и способностей обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития. Процедура обучения, повышения квалификации есть не простое преподнесение готовых истин, а нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи между человеком и каналами средств массовой информации, государственными и общественными учреждениями, занятыми переподготовкой кадров (в условиях "мозаичной" культуры - см. 14.3). Непрерывное обучение и переподготовка вызваны как усложняющимися запросами среды к человеку, так и внутренними мотивами самосовершенствования личности. Создавая условия для технологической свободы человека, его самовыражения, НТР выступает как величайшее благо. Вместе с тем НТР является и большой опасностью для человека при неумелой, неграмотной организации технологических процессов. Изменения в производительных силах сопровождаются соответствующими процессами в производственных отношениях. Это осуществляется как путем постепенной трансформации одной формы собственности в другую (например, отмена крепостного права в России в 1861 г.), так и революционной.ломкой устаревших производственных отношений и заменой их принципиально новыми (пример: буржуазная французская революция 1789-1794 тт. ликвидировала господство феодальной собственности и утвердила буржуазную). Товарно-денежные отношения отсекают бесполезный и некачественный (по результатам) труд. Рынок, конечно, не панацея от всех бед. Рынок - средство, но не цель. Он может быть эффективен: а) если согласуется с научно-технологическими преобразованиями; б) при создании равноправных условий развития различных социальных типов хозяйства и форм собственности; в) при наличии массовых социальных сил, заинтересованных во внедрении нового хозяйственного механизма; г) если имеются квалифицированные кадры, способные умело действовать в цивилизованных рыночных условиях хозяйствования, т. е. при синхронизации экономической и культурно-технической революций; д) при соответствующей инфраструктуре (товарные и фондовые биржи, информационно-коммерческие центры и т. д.); е) при наличии достаточных экономических условий и правовых регуляторов (демонополизация, разгосударствление форм собственности, введение в действие антиинфляционных механизмов, способов социальной защиты населения и пр.); ж) при системности и синхронности осуществления рыночных мероприятий. На основе развития рынка формируется рыночное экономическое мышление, которому присущи такие черты, как инициативность, прагматизм, динамизм, адаптивность, индивидуализм. Усиление в постиндустриальном обществе социальной направленности рынка порождает в экономическом мышлении ориентиры на социальную защиту населения, выполнение государством важных управленческих функций на рынке, что не исключает опору на инициативность и гибкость. Кроме рыночных, у человечества имеются и иные пути разрешения своих социальных проблем, к примеру, создание новых отраслей, целенаправленное, избирательное, приоритетное и планомерное развитие тех социально-экономических структур, которые способны обеспечить значительный эффект и выигрыш во времени. Первоначальная хаотическая основа, присущая запуску рыночных механизмов, не является гарантом выхода на структуры самоорганизации социальной среды. Развитие естественных экономических процессов не отрицает роли порядка, экономической дисциплины и организованности. Рыночная система отношений предполагает открытость экономики, ее органическое вхождение в систему мирохозяйственных связей. В ходе осуществления НТР экономика интернационализируется и вместе с тем производство индивидуализируется, децентрализуется, что позволяет гибче и быстрее реагировать на изменяющиеся потребности населения и внедрять новшества. Мировоззренческий аспект НТР раскрывает проблему общей стратегии отношения человека к миру. Позиция человека-временщика и конъюнктурщика, озабоченного сиюминутной выгодой, заменяется рачительным хозяйственным отношением к материальным, природным и трудовым ресурсам, к среде обитания и жизнедеятельности человека. Стоит задача не только сохранения, но и улучшения и гуманизации среды, учета долговременных и широкомасштабных последствий использования науки и техники. В свое время великие географические открытия расширили горизонт видения человеком мира. Современное освоение космоса, проникновение в тайны глубин материи, возможность быстрых перемещений в пространстве, интернационализация связей, науки и техники, "стандартов" рынка и демократии, широкая информатизация общества делают стиль мышления человека еще более масштабным, универсальным и вместе с тем профессионально углубленным. Повысилась роль не только специальных профессиональных знаний, но и общей культуры, философской подготовки, знания иностранных языков. Необходимость учета последствий НТР в глобальном плане, с позиций экологических критериев и "человеческих" измерений делает мышление современного человека глобальным, экологическим и гуманистически ориентированным. Итак, в ходе НТР происходит соединение факторов научно-технического прогресса и социально-политических закономерностей, открывается простор для универсального расцвета личности. В целом современный прогресс общества осуществим на основе достижения гармонии научно-технологической перестройки, культурно-технической подготовленности кадров, гибких экономических методов хозяйствования и социально и экологически ориентированных науки, техники, людей и рынка. Движение от неолитической к промышленной и научно-технической революции, от традиционного к индустриальному, постиндустриальному и информационно-экологическому обществу (см. 14.3) в большей степени характеризует динамику народов - лидеров исторического процесса. Это тот вектор, на который равняется все население Земли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.224 (0.011 с.) |