Материальное производство - основа существования и развития общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материальное производство - основа существования и развития общества.



Диалектике-материалистическая философия исходит из того, что способ материального производства выступает основанием всего многообразия истории: определяет социальную, политиче­скую и духовную жизнь, отношение людей к природе, вплетен в единую человеко-эколого-экономическую систему, выражает ло­гику развития общественного бытия. Материальное производст­во выступает в конкретно-исторической форме способа произ­водства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношении.

Производительные силы выражают активное отношение лю­дей к природе. Это система вещественного фактора - средств производства (средств труда и предметов труда) - и личностного фактора производства* (обладающего физической силой, трудо­выми навыками, производственным опытом, интеллектом и мо­рально-волевыми качествами), в процессе функционирования ко­торых осуществляется обмен веществ между природой и общест­вом. Человек, не удовлетворенный стихийным формированием веществ, прорывает узкий для него горизонт природы и органи­зует технологический процесс, позволяющий ему к естественным свойствам веществ добавлять искусственные, делая природный материал социально полезным. Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работни­ком и включают отношения: а) собственности; б) распределения; в) обмена (натурального или товарно-денежного); г) потребления.

Развитие производительных сил есть эволюционно-революционный процесс, вписывающийся в цивилизационную и формационную динамику. Первая революция в производитель­ных силах произошла тогда, когда стали производить не только орудия труда, но и средства существования. Это было в эпоху появления шлифованных каменных орудий (неолитическая, или аграрная революция). Когда человек изобрел метательное ору­жие, он извел, для употребления в пищу, за несколько тысячеле­тий мамонтов и крупных копытных. В результате возник эколо­гический кризис. На основе неолитической революции человече­ство преодолело этот кризис. Вся история биосферы пошла по новому руслу: человек начал создавать искусственный кругообо­рот веществ. Переход к производящей экономике был обуслов­лен оскудением запасов природы в местах обитания человека и ростом численности населения. (Последнее - причина и одно­временно следствие перехода к производящей экономике.) На ба­зе разделения труда и роста его производительности возник при­бавочный продукт. Тем самым были созданы материальные предпосылки для систематического обмена, развития торговли, концентрации прибавочного продукта в руках части общества. Прежняя ориентация на коллективный труд и равенство в рас­пределении изжила себя. В коллективные начала внедрялись ин-

В общественных науках нередко человек понимался как субъективный элемент производительных сил в отличие от вещественных элементов как объективных. Но исключение человека из числа объективных факторов противоречит осно­вам материалистического понимания истории. Человек - главный объективный фактор общественной жизни. В аспекте же своего сознания и непосредственно направляемой сознанием деятельности человек выступает в качестве субъек­тивного фактора в истории. Общество качественно изменилось — стало сложноструктурированным, воз­росли и усложнились потребности, изменилась шкала ценностей, увеличилась нагрузка на биосферу. Итогом изменения экономи­ческих условий, общественных отношений было становление эксплуататорского классового общества.

На основе эксплуатации труд стал более напряженным. Воз­никла материальная база для освобождения от труда в матери­альном производстве части общества. Произошло отделение ум­ственного труда от физического, создавшее необходимую основу прогресса духовной жизни. Другим видом общественного разде­ления труда было отделение ремесла от земледелия, города от деревни. Города становились центрами ремесла, торговли, поли­тической и духовной жизни.

Революции в производительных силах связаны с существен­ными изменениями в технике*. Техника - искусственное образо­вание, созданное человеком; инструмент т. е. средство, орудие для удовлетворения человеческих потребностей; самостоятель­ная реальность, противостоящая природе и человеку: специфиче­ский способ использования сил и энергии природы; явление, не­отделимое от технологии. Техника эволюционировала от дома­шинной, или орудийной (инструментальной) к машинной и ав­томатической.

Переход от ремесленных орудий ручного труда к машине явился второй революцией в производительных силах. Если про­стое орудие труда приводилось в движение силой человека или животного (реже - воды или ветра), то машинное - специальным энергетическим устройством, в качестве которого первоначально выступала паровая машина (впервые такая машина появилась в Англии в 1769 г.). На смену инструментальному орудию труда пришла трехзвенная система, состоящая из рабочей машины, двигателя и передаточного механизма. Возросла роль научного знания, приобретшего способность постепенно превращаться в непосредственную производительную силу. Осуществление вто­рой революции в производительных силах (промышленной) было возможно параллельно с развитием демократии, свершавшимися буржуазными революциями. В XVIII-XIX вв. родилась доктрина либерализма в Европе, в частности, во Франции была провозгла­шена "Декларация прав человека и гражданина'1 (свобода, собст­венность, безопасность, право на сопротивление насилию). Техни­ка, наука и демократия вместе становятся двигателем прогресса.

Третья революция в производительных силах, НТР*, начав­шаяся в 40-50-х годах XX в., знаменует собой переход от ма­шинного производства к автоматизированному. К прежним трем звеньям машины добавляется управляющее устройство. Развитие такого производства связано с совершенствованием ЭВМ, с по­явлением робототехники, гибких автоматизированных систем. Помимо материале- и энергоемкости возрастает значение науко-емкости производства. Качественное преобразование производи­тельных сил на основе перехода к автоматизированному произ­водству, превращение научно-технической деятельности в опре­деляющее звено материального производства составляет про­изводственно-технический аспект сущности НТР. Но этого недостаточно: важно также учитывать социально-экономическую и мировоззренческую стороны сущности НТР. (Именно в широком общественном диапазоне выше были рассмотрены также аграрная и промышленная революции).

Социально-экономический аспект НТР выражает­ся в гуманизации производства. Технические средства по слож­ности приближаются к свойствам и природе человека, учитывая его физические, умственные и психологические возможности. Если этого нет, то происходит отчуждение человека от машины. Оно возможно не только в силу социальных причин, но и тогда, когда логика развития техники не опирается на логику развития человека. В таком случае не срабатывает антропоморфный прин­цип и не обеспечивается целостность труда. Революция в науке и технике должна сопрягаться с культурной, изменяющей челове­ка. Формируется качественно новый тип непрерывно обучающе­гося и совершенствующегося работника.

Проблемы становления вершин профессионализма человека изучает акмеология - наука, находящаяся в стадии формирования, Акмеология взаимодействуем в первую очередь, с теорией управления, педагогикой и психологией и нацелена на дельней-шее развитие и переориентацию профессиональных способно­стей уже достаточно подготовленных, зрелых людей. С позиций акмеологии и синергетики знание, квалификация не навязывают­ся человеку. Это - образование, стимулирующее собственные, может быть, еще непроявленные, скрытые линии развития лич­ности. Это ситуация пробуждения сил и способностей обучаю­щегося, инициирование его на один из собственных путей разви­тия. Процедура обучения, повышения квалификации есть не про­стое преподнесение готовых истин, а нелинейная ситуация от­крытого диалога, прямой и обратной связи между человеком и каналами средств массовой информации, государственными и общественными учреждениями, занятыми переподготовкой кад­ров (в условиях "мозаичной" культуры - см. 14.3). Непрерывное обучение и переподготовка вызваны как усложняющимися за­просами среды к человеку, так и внутренними мотивами самосо­вершенствования личности.

Создавая условия для технологической свободы человека, его самовыражения, НТР выступает как величайшее благо. Вме­сте с тем НТР является и большой опасностью для человека при неумелой, неграмотной организации технологических процессов.

Изменения в производительных силах сопровождаются соот­ветствующими процессами в производственных отношениях. Это осуществляется как путем постепенной трансформации одной формы собственности в другую (например, отмена крепостного права в России в 1861 г.), так и революционной.ломкой устарев­ших производственных отношений и заменой их принципиально новыми (пример: буржуазная французская революция 1789-1794 тт. ликвидировала господство феодальной собственности и утверди­ла буржуазную). Товарно-денежные отношения отсекают беспо­лезный и некачественный (по результатам) труд.

Рынок, конечно, не панацея от всех бед. Рынок - средство, но не цель. Он может быть эффективен: а) если согласуется с на­учно-технологическими преобразованиями; б) при создании рав­ноправных условий развития различных социальных типов хо­зяйства и форм собственности; в) при наличии массовых соци­альных сил, заинтересованных во внедрении нового хозяйствен­ного механизма; г) если имеются квалифицированные кадры, способные умело действовать в цивилизованных рыночных ус­ловиях хозяйствования, т. е. при синхронизации экономической и культурно-технической революций; д) при соответствующей ин­фраструктуре (товарные и фондовые биржи, информационно-коммерческие центры и т. д.); е) при наличии достаточных эко­номических условий и правовых регуляторов (демонополизация, разгосударствление форм собственности, введение в действие антиинфляционных механизмов, способов социальной защиты населения и пр.); ж) при системности и синхронности осуществ­ления рыночных мероприятий.

На основе развития рынка формируется рыночное экономи­ческое мышление, которому присущи такие черты, как инициа­тивность, прагматизм, динамизм, адаптивность, индивидуализм. Усиление в постиндустриальном обществе социальной направ­ленности рынка порождает в экономическом мышлении ориен­тиры на социальную защиту населения, выполнение государст­вом важных управленческих функций на рынке, что не исключа­ет опору на инициативность и гибкость.

Кроме рыночных, у человечества имеются и иные пути раз­решения своих социальных проблем, к примеру, создание новых отраслей, целенаправленное, избирательное, приоритетное и планомерное развитие тех социально-экономических структур, которые способны обеспечить значительный эффект и выигрыш во времени. Первоначальная хаотическая основа, присущая за­пуску рыночных механизмов, не является гарантом выхода на структуры самоорганизации социальной среды. Развитие естест­венных экономических процессов не отрицает роли порядка, экономической дисциплины и организованности. Рыночная сис­тема отношений предполагает открытость экономики, ее органи­ческое вхождение в систему мирохозяйственных связей. В ходе осуществления НТР экономика интернационализируется и вме­сте с тем производство индивидуализируется, децентрализуется, что позволяет гибче и быстрее реагировать на изменяющиеся по­требности населения и внедрять новшества.

Мировоззренческий аспект НТР раскрывает пробле­му общей стратегии отношения человека к миру. Позиция чело­века-временщика и конъюнктурщика, озабоченного сиюминут­ной выгодой, заменяется рачительным хозяйственным отноше­нием к материальным, природным и трудовым ресурсам, к среде обитания и жизнедеятельности человека. Стоит задача не только сохранения, но и улучшения и гуманизации среды, учета долго­временных и широкомасштабных последствий использования науки и техники. В свое время великие географические открытия расширили горизонт видения человеком мира. Современное ос­воение космоса, проникновение в тайны глубин материи, воз­можность быстрых перемещений в пространстве, интернациона­лизация связей, науки и техники, "стандартов" рынка и демокра­тии, широкая информатизация общества делают стиль мышления человека еще более масштабным, универсальным и вместе с тем профессионально углубленным. Повысилась роль не только спе­циальных профессиональных знаний, но и общей культуры, фи­лософской подготовки, знания иностранных языков. Необходи­мость учета последствий НТР в глобальном плане, с позиций экологических критериев и "человеческих" измерений делает мышление современного человека глобальным, экологическим и гуманистически ориентированным.

Итак, в ходе НТР происходит соединение факторов научно-технического прогресса и социально-политических закономерно­стей, открывается простор для универсального расцвета лично­сти. В целом современный прогресс общества осуществим на ос­нове достижения гармонии научно-технологической перестрой­ки, культурно-технической подготовленности кадров, гибких экономических методов хозяйствования и социально и экологи­чески ориентированных науки, техники, людей и рынка.

Движение от неолитической к промышленной и научно-технической революции, от традиционного к индустриальному, постиндустриальному и информационно-экологическому обще­ству (см. 14.3) в большей степени характеризует динамику наро­дов - лидеров исторического процесса. Это тот вектор, на кото­рый равняется все население Земли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.007 с.)