Матертиализм и идеализм - основные направления в философии. Структура философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Матертиализм и идеализм - основные направления в философии. Структура философии.



Соотношение мира "внешнего" (по отношению к человече­скому сознанию) и мира "внутреннего" (субъективной, духовной жизни), материального и идеального выступает как универсаль­ная формула любой философской проблемы.

В средние века эта проблема вылилась в вопрос об отноше­нии человека к Богу. Христианский теолог Августин призывал остерегаться тех, кто философствует сообразно стихиям мира се­го, а не сообразно Богу, которым сотворен мир. В новое время И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель систему "человек -мир" трактовали как отношение "субъект - объект". А. Ф. Лосев (1893-1988) рассматривал отношение между мыслящим Я и не-Я (объективной действительностью), которое достигает своего обобщения в культуре.

В классической форме проблему соотношения материального и духовного выразили Л. Фейербах и Ф. Энгельс. "Как мышление относится к бытию, как логика относится к природе?" - спраши­вал Фейербах. И отвечал: "Не было бы природы, никогда логи­ка... не произвела бы ее из себя"16. "Великий основной вопрос всей... философии, - отмечал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию". Важнейшее его содержание составляет альтернатива: "... что является первичным: дух или природа..."17. (В целом принимая позицию Фейербаха и Энгельса, заметим, что бытие не только материально, но включает в себя духовное, а ма­териальное, объект не тождественны природе.) Н. А. Бердяев пи­сал: "Не природа создается нашим ограниченным разумом, а... разум (с законами логики) создается... состоянием природы... Ло­гика есть приспособление мышления к бытию"18.

Философы, бравшие за основу миропонимания природу, ма­терию, объективную реальность, существующую независимо от сознания, примыкали к различным школам материализма. Важ­нейшие его формы: стихийный, механистический и диалек­тический.

Стихийно-наивный материализм - представление об объективном существовании внешнего мира, не подкрепленное данными естествознания и обществознания.

Возникновение механицизма связано с достижениями клас­сической механики (Г. Галилей, И. Ньютон). Механицизм объясняет природу и общество законами лишь механической формы движения материи (Ф. Бэкон, Г. Гоббс, Б. Спиноза, П. Гольбах и др.). Упрощенные механицистские воззрения о ма­терии, движении, пространстве и времени, причинности давали естественнонаучное понимание многих явлений природы и сыг­рали полезную роль в развитии науки и философии, в дальней­шем обнаружив свою ограниченность.

Помимо механицистского, есть и другие формы упрощенно­го материализма: вульгарный, экономический. В этих формах игнорируется качественное своеобразие различных объектов действительности, абсолютизируется материальная обусловлен­ность мышления, преувеличивается роль экономического фактора.

Механицизму соответствовала метафизика. Под ней по­нимается в данном случае взгляд на мир и способ мышления, при которых предметы, явления рассматривались вне их взаимосвя­зей, развития, либо как продукт внешнего толчка. В отличие от этого диалектика различные явления изучает во взаимосвя­зи и развитии, как саморазвивающиеся и подвергаемые внешним воздействиям.

Материализм распространяется не только на природу, но и на человека, исходит из того, что человек материален по своему происхождению, а сознание предстает как производное от мате­риального начала, его свойство.

Корни материализма уходят в адекватное отражение дейст­вительности на основе развивающейся практики, обобщения достижений техники и науки. Так, становлению диалектического материализма способствовали: изобретение паровой машины, развитие космогонистической теории Канта-Лапласа, геологии, палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, физики, химии, биологии и т. д. И наоборот, материалистические взгляды оказывали заметное воздействие на развитие науки. Например, атомистическое учение древнегреческих философов оказало влияние на формирование научной атомистики. Диалектический материализм опирается также на опыт развития цивилизации и культуры.

Позиция, по которой мир и человек объясняются исходя из духа, сознания, получила название идеализма. Объективные идеалисты (Платон, Гегель и др.) принимают за основу действи­тельности некий всеобщий дух, а субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) - ощущения (в целом сознание) восприни­мающего субъекта. Нередко эти формы идеализма переходят друг в друга.

В ряде моментов идеализм перекликается с религией. У них общий исходный пункт - дух. Между идеализмом и религией имеется, конечно, различие: а) форма духа, олицетворенная в религии и абстрактная у идеализма; б) религия основывается преимущественно на вере, а идеализм на логике, аргументации; в) в религии преобладает эмоциональная сфера воздействия, в идеализме - рациональная; г) религия имеет ритуал, у идеализма он отсутствует.

Идеализм опирается на социальные и гносеологические корни.

Социальные основания идеализма:

* низкий уровень производства и знаний обусловливал приписывание сверхъестественной роли непонятным яв­лениям природы (где были замечены гармония, порядок и законообразность) и общества;

* уходящие с исторической арены господствующие классы и группы были заинтересованы в иллюзорном, скрываю­щем истинные материальные факторы, отражении дейст­вительности;

* по мере усложнения общественной жизни в деятельности человека возрастает роль духовных компонентов - психи­ки, интеллекта, сознания и подсознания;

* умственной деятельностью на заре классового общества занимались представители господствующих эксплуата­торских классов, которые пытались доказать свой при­оритет над людьми "грубого" материального физического труда, т. е. "дух" возвышали над "материей".

Гносеологические корни идеализма заключаются в абсолютизации отдельных сторон, аспектов процесса познания, в отрыве познания от материи, что становится основанием для ложных выводов. Так, некоторые идеалисты, абсолютизируя ак­тивно-творческий характер мышления, видят в нем самостоя­тельную, самодовлеющую силу. "Прямолинейность и односто­ронность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъек­тивная слепота... гносеологические корни идеализма"19.

Ошибочное толкование касается, как правило, не отдельного звена размышлений, а вытекает из самой направленности логики рассуждения. Ошибка в исходном звене анализа обычно связана с некой реальной трудностью в понимании сторон действитель­ности. Исходя из той очевидной посылки процесса познания, что все, что дано индивиду как факт, дано в его ощущениях (началь­ном звене познания), субъективный идеалист Д. Беркли отожде­ствил ощущения и вещи. Отсюда следует, что ощущения есть единственная непосредственно доступная нам реальность. Чтобы избавиться от идеалистического способа рассуждения и его аб­сурдных следствий, надо пересмотреть исходный тезис рассуж­дения и признать, что в ощущениях (а также и в других формах познания) дана нам объективная реальность.

В рамках идеализма, несмотря на его серьезные изъяны, не­редко выдвигались положения, допускающие научную, материа­листическую интерпретацию и имеющие важное значение, осо­бенно при анализе диалектики, структуры и функций человече­ского мышления.

И. Кант сформулировал три вопроса: Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать?20 Вопрос "Что я могу знать" не столько о том, что мы знаем о мире, сколько о самой возможности познания, что входит в основной вопрос филосо­фии. Вопрос "На что я могу надеяться?" в современной интер­претации относится к долговременной социокультурной эволю­ции человечества, направленной к обеспечению достоинства личной жизни человека. Третий вопрос относится к оценке того, что мы делаем. В современном мире опасны как "пережим" в воздействии на природу и общество, так и отказ от воздействия. На пути "что делать?" имеются препятствия, в том числе содер­жащиеся в консерватизме прежних идей. Поэтому философ, счи­тает В. С. Соловьев, должен сначала внести свои принципы в умы и воли народного большинства, искоренив прежние21.

Материализм исходит из того, что наши знания соответству­ют материальным объектам, поэтому человек способен познать мир и себя в мире. Объективный идеализм также утвердительно отвечает на вопрос о познаваемости мира, считая, что мир есть воплощение идеального начала.

Человек не только отражает действительность, но и оценива­ет ее. Основной вопрос философии, следовательно, включает в себя проблему целей, идеалов, смысла жизни и смерти, человече­ской самореализации в мире. Материализм и идеализм, диалек­тика и метафизика выступают как различные способы раскрытия отношения "человек - мир".

Предметы, создаваемые людьми, представляют собой овеще­ствленные человеческий труд, мысль, знания. Поэтому противо­поставление материального и духовного относительно. И. В. Гете полагал, что каждому возрасту человека соответствует известная философия. Ребенок является реалистом: он убежден в сущест­вовании груш и яблок как в своем собственном. Юноша, забегая со своим чувством вперед, превращается в идеалиста. Напротив, у мужчины имеются все основания стать скептиком. Старик же всегда тяготеет к мистицизму. Гете прав в том смысле, что в "чистом" виде материалистическое или идеалистическое миро­воззрение у человека не выражается, в различные периоды и под влиянием тех или иных обстоятельств возможны сочетания раз­личных вариаций. И все же, нельзя согласиться с П. Тейяром де Шарденом, который в работе "Феномен человека" писал о необ­ходимости интеграции двух основных направлений в философии -материализма и спиритуализма, т. е. идеализма. В воззрении лю­дей, особенно теоретически зрелых философов-профессионалов, господствует то или иное мировоззренческое "ядро".

Формулировка Ф. Энгельсом основного вопроса философии соответствовала духу его времени, когда идеи рационального от­ношения к природе и социальному миру были доминирующими, когда казалось, что человек, овладевший научными знаниями, не ограничен в своих возможностях природного и социального пре­образования мира. Быстрые темпы развития производства требо­вали усиленного развития материальных компонентов социума (прежде всего техники) и естественнонаучного знания, выдвигая на передний план логико-гносеологические проблемы.

Сознание - результат глобальной эволюции материи, более или менее верное отражение материальной действительности, продукт общественного развития. При этом отражение - не са­моцель, а необходимое условие и средство последующей регуля­ции деятельности людей. Сознание способно столь активно (со­зидательно и пагубно) воздействовать на материальный мир, что о его вторичности можно говорить лишь в генетическом, истори­ческом плане. Соединяя в себе оба бытийных начала (материаль­ное и духовное), человек способен одухотворять косную мате­рию во все более грандиозных масштабах.

Полярность отношений "материальное - духовное", "объек­тивное - субъективное", так или иначе входя во все философские размышления, порой выносит на первый план более конкретные проблемы, например о природе, практике, путях достижения знания, долге, свободе, счастье, о соотношении общечеловече­ского и национально-государственного и др. Так, А. Камю считал самой животрепещущей проблему смысла человеческой жизни.

Реалии XX ст. с усилившимися противоречиями и катаклиз­мами привели к расширению проблемного поля философии, к постановке в качестве основных философских вопросов таких, как проблема существования человека в "пограничных", порой трагических ситуациях. Отсюда - внимание к таким измерениям человеческого бытия, как страх, отчаяние, тревога, вина, воля, различные феномены бессознательного.

Одной из центральных в условиях современной социальной трансформации является проблема обеспечения выживаемости человечества на основе укрепления жизнеспособности, стабиль­ности социума, преодоления опасности катастроф.

Многообразие философской проблематики обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии - учение о бытии, его составе, причинах и началах; практическую - учение о человеческой дея­тельности; поэтическую - учение о творчестве. Этика и политика у Аристотеля образуют "философию о человеческом". У стоиков философия включала логику, физику (учение о природе) и этику (учение о человеке, о пути его к осмыслению жизни). Учение Ибн Сины (Авиценны) состоит из физики (знаний о природе), логики (о методах познания природы и человека) и метафизики. Физика вносит в логику идею причинности, логика вооружает физику методом познания природы, а метафизика, опираясь на философию природы и философию государства. Последняя у него распадалась на этику и политику. Кант писал о трех частях фило­софии, соотнося их с тремя "способностями души", познаватель­ной, практической и эстетической. Соответственно Кант фило­софию понимал как учение о единстве истины, добра и красоты, преодолевая просветительскую (позже - позитивистскую) узко­рационалистическую трактовку философии. Гегель также выде­лял три части философского знания: логику, философию приро­ды и философию духа. Последняя включала науки о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой фи­лософии. Ф. Шлегель (1772-1829) определил пять основных ви­дов философии: эмпиризм, материализм, скептицизм, пантеизм и идеализм.

В современном представлении философия теоретически осмыс­ливает реальность и трансформируется в: а) учение о бытии - он­тологию; б) учение о деятельности - праксиологию', в) теорию познания - гносеологию; г) теорию ценностей - аксиологию; д) учение о человеке - философскую антропологию; е) науку о закономерностях и движущих силах развития общества - социаль­ную философию (социологию). В качестве ядра философии в оте­чественной литературе нередко называли теорию диалектики. Выделяется также история философии.

Предметом философии является ее объект - отно­шение "человек - мир", рассматриваемый под углом зрения природы и сущности мира и человека, места человека в мире, от­ношения к нему, возможностей познания, оценки и преобразова­ния мира и совершенствования самого человека, общей структу­ры мира (каков мир - целое или совокупность не связанных меж­ду собой явлений, предметов, процессов?) и состояния, в котором он находится (покоится или движется, что является источником развития?). Философия как особая форма общественного созна­ния, изучая в различных ракурсах отношение "человек - мир", поднимается до осознания всеобщих оснований бытия человека и мира, вырабатывает общие ориентиры жизнедеятельности чело­века, поднимается до осознания целей и смысла жизни.

На различных этапах истории в зависимости от потребностей теоретического и практического освоения действительности че­ловека интересовали в большей или меньшей степени те или иные стороны отношения человека и мира. С прогрессом обще­ства содержательно-проблемная сторона философского осмыс­ления бытия расширялась и углублялась.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.178.60 (0.019 с.)