Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Матертиализм и идеализм - основные направления в философии. Структура философии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Соотношение мира "внешнего" (по отношению к человеческому сознанию) и мира "внутреннего" (субъективной, духовной жизни), материального и идеального выступает как универсальная формула любой философской проблемы. В средние века эта проблема вылилась в вопрос об отношении человека к Богу. Христианский теолог Августин призывал остерегаться тех, кто философствует сообразно стихиям мира сего, а не сообразно Богу, которым сотворен мир. В новое время И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель систему "человек -мир" трактовали как отношение "субъект - объект". А. Ф. Лосев (1893-1988) рассматривал отношение между мыслящим Я и не-Я (объективной действительностью), которое достигает своего обобщения в культуре. В классической форме проблему соотношения материального и духовного выразили Л. Фейербах и Ф. Энгельс. "Как мышление относится к бытию, как логика относится к природе?" - спрашивал Фейербах. И отвечал: "Не было бы природы, никогда логика... не произвела бы ее из себя"16. "Великий основной вопрос всей... философии, - отмечал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию". Важнейшее его содержание составляет альтернатива: "... что является первичным: дух или природа..."17. (В целом принимая позицию Фейербаха и Энгельса, заметим, что бытие не только материально, но включает в себя духовное, а материальное, объект не тождественны природе.) Н. А. Бердяев писал: "Не природа создается нашим ограниченным разумом, а... разум (с законами логики) создается... состоянием природы... Логика есть приспособление мышления к бытию"18. Философы, бравшие за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от сознания, примыкали к различным школам материализма. Важнейшие его формы: стихийный, механистический и диалектический. Стихийно-наивный материализм - представление об объективном существовании внешнего мира, не подкрепленное данными естествознания и обществознания. Возникновение механицизма связано с достижениями классической механики (Г. Галилей, И. Ньютон). Механицизм объясняет природу и общество законами лишь механической формы движения материи (Ф. Бэкон, Г. Гоббс, Б. Спиноза, П. Гольбах и др.). Упрощенные механицистские воззрения о материи, движении, пространстве и времени, причинности давали естественнонаучное понимание многих явлений природы и сыграли полезную роль в развитии науки и философии, в дальнейшем обнаружив свою ограниченность. Помимо механицистского, есть и другие формы упрощенного материализма: вульгарный, экономический. В этих формах игнорируется качественное своеобразие различных объектов действительности, абсолютизируется материальная обусловленность мышления, преувеличивается роль экономического фактора. Механицизму соответствовала метафизика. Под ней понимается в данном случае взгляд на мир и способ мышления, при которых предметы, явления рассматривались вне их взаимосвязей, развития, либо как продукт внешнего толчка. В отличие от этого диалектика различные явления изучает во взаимосвязи и развитии, как саморазвивающиеся и подвергаемые внешним воздействиям. Материализм распространяется не только на природу, но и на человека, исходит из того, что человек материален по своему происхождению, а сознание предстает как производное от материального начала, его свойство. Корни материализма уходят в адекватное отражение действительности на основе развивающейся практики, обобщения достижений техники и науки. Так, становлению диалектического материализма способствовали: изобретение паровой машины, развитие космогонистической теории Канта-Лапласа, геологии, палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, физики, химии, биологии и т. д. И наоборот, материалистические взгляды оказывали заметное воздействие на развитие науки. Например, атомистическое учение древнегреческих философов оказало влияние на формирование научной атомистики. Диалектический материализм опирается также на опыт развития цивилизации и культуры. Позиция, по которой мир и человек объясняются исходя из духа, сознания, получила название идеализма. Объективные идеалисты (Платон, Гегель и др.) принимают за основу действительности некий всеобщий дух, а субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) - ощущения (в целом сознание) воспринимающего субъекта. Нередко эти формы идеализма переходят друг в друга. В ряде моментов идеализм перекликается с религией. У них общий исходный пункт - дух. Между идеализмом и религией имеется, конечно, различие: а) форма духа, олицетворенная в религии и абстрактная у идеализма; б) религия основывается преимущественно на вере, а идеализм на логике, аргументации; в) в религии преобладает эмоциональная сфера воздействия, в идеализме - рациональная; г) религия имеет ритуал, у идеализма он отсутствует. Идеализм опирается на социальные и гносеологические корни. Социальные основания идеализма: * низкий уровень производства и знаний обусловливал приписывание сверхъестественной роли непонятным явлениям природы (где были замечены гармония, порядок и законообразность) и общества; * уходящие с исторической арены господствующие классы и группы были заинтересованы в иллюзорном, скрывающем истинные материальные факторы, отражении действительности; * по мере усложнения общественной жизни в деятельности человека возрастает роль духовных компонентов - психики, интеллекта, сознания и подсознания; * умственной деятельностью на заре классового общества занимались представители господствующих эксплуататорских классов, которые пытались доказать свой приоритет над людьми "грубого" материального физического труда, т. е. "дух" возвышали над "материей". Гносеологические корни идеализма заключаются в абсолютизации отдельных сторон, аспектов процесса познания, в отрыве познания от материи, что становится основанием для ложных выводов. Так, некоторые идеалисты, абсолютизируя активно-творческий характер мышления, видят в нем самостоятельную, самодовлеющую силу. "Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота... гносеологические корни идеализма"19. Ошибочное толкование касается, как правило, не отдельного звена размышлений, а вытекает из самой направленности логики рассуждения. Ошибка в исходном звене анализа обычно связана с некой реальной трудностью в понимании сторон действительности. Исходя из той очевидной посылки процесса познания, что все, что дано индивиду как факт, дано в его ощущениях (начальном звене познания), субъективный идеалист Д. Беркли отождествил ощущения и вещи. Отсюда следует, что ощущения есть единственная непосредственно доступная нам реальность. Чтобы избавиться от идеалистического способа рассуждения и его абсурдных следствий, надо пересмотреть исходный тезис рассуждения и признать, что в ощущениях (а также и в других формах познания) дана нам объективная реальность. В рамках идеализма, несмотря на его серьезные изъяны, нередко выдвигались положения, допускающие научную, материалистическую интерпретацию и имеющие важное значение, особенно при анализе диалектики, структуры и функций человеческого мышления. И. Кант сформулировал три вопроса: Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать?20 Вопрос "Что я могу знать" не столько о том, что мы знаем о мире, сколько о самой возможности познания, что входит в основной вопрос философии. Вопрос "На что я могу надеяться?" в современной интерпретации относится к долговременной социокультурной эволюции человечества, направленной к обеспечению достоинства личной жизни человека. Третий вопрос относится к оценке того, что мы делаем. В современном мире опасны как "пережим" в воздействии на природу и общество, так и отказ от воздействия. На пути "что делать?" имеются препятствия, в том числе содержащиеся в консерватизме прежних идей. Поэтому философ, считает В. С. Соловьев, должен сначала внести свои принципы в умы и воли народного большинства, искоренив прежние21. Материализм исходит из того, что наши знания соответствуют материальным объектам, поэтому человек способен познать мир и себя в мире. Объективный идеализм также утвердительно отвечает на вопрос о познаваемости мира, считая, что мир есть воплощение идеального начала. Человек не только отражает действительность, но и оценивает ее. Основной вопрос философии, следовательно, включает в себя проблему целей, идеалов, смысла жизни и смерти, человеческой самореализации в мире. Материализм и идеализм, диалектика и метафизика выступают как различные способы раскрытия отношения "человек - мир". Предметы, создаваемые людьми, представляют собой овеществленные человеческий труд, мысль, знания. Поэтому противопоставление материального и духовного относительно. И. В. Гете полагал, что каждому возрасту человека соответствует известная философия. Ребенок является реалистом: он убежден в существовании груш и яблок как в своем собственном. Юноша, забегая со своим чувством вперед, превращается в идеалиста. Напротив, у мужчины имеются все основания стать скептиком. Старик же всегда тяготеет к мистицизму. Гете прав в том смысле, что в "чистом" виде материалистическое или идеалистическое мировоззрение у человека не выражается, в различные периоды и под влиянием тех или иных обстоятельств возможны сочетания различных вариаций. И все же, нельзя согласиться с П. Тейяром де Шарденом, который в работе "Феномен человека" писал о необходимости интеграции двух основных направлений в философии -материализма и спиритуализма, т. е. идеализма. В воззрении людей, особенно теоретически зрелых философов-профессионалов, господствует то или иное мировоззренческое "ядро". Формулировка Ф. Энгельсом основного вопроса философии соответствовала духу его времени, когда идеи рационального отношения к природе и социальному миру были доминирующими, когда казалось, что человек, овладевший научными знаниями, не ограничен в своих возможностях природного и социального преобразования мира. Быстрые темпы развития производства требовали усиленного развития материальных компонентов социума (прежде всего техники) и естественнонаучного знания, выдвигая на передний план логико-гносеологические проблемы. Сознание - результат глобальной эволюции материи, более или менее верное отражение материальной действительности, продукт общественного развития. При этом отражение - не самоцель, а необходимое условие и средство последующей регуляции деятельности людей. Сознание способно столь активно (созидательно и пагубно) воздействовать на материальный мир, что о его вторичности можно говорить лишь в генетическом, историческом плане. Соединяя в себе оба бытийных начала (материальное и духовное), человек способен одухотворять косную материю во все более грандиозных масштабах. Полярность отношений "материальное - духовное", "объективное - субъективное", так или иначе входя во все философские размышления, порой выносит на первый план более конкретные проблемы, например о природе, практике, путях достижения знания, долге, свободе, счастье, о соотношении общечеловеческого и национально-государственного и др. Так, А. Камю считал самой животрепещущей проблему смысла человеческой жизни. Реалии XX ст. с усилившимися противоречиями и катаклизмами привели к расширению проблемного поля философии, к постановке в качестве основных философских вопросов таких, как проблема существования человека в "пограничных", порой трагических ситуациях. Отсюда - внимание к таким измерениям человеческого бытия, как страх, отчаяние, тревога, вина, воля, различные феномены бессознательного. Одной из центральных в условиях современной социальной трансформации является проблема обеспечения выживаемости человечества на основе укрепления жизнеспособности, стабильности социума, преодоления опасности катастроф. Многообразие философской проблематики обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии - учение о бытии, его составе, причинах и началах; практическую - учение о человеческой деятельности; поэтическую - учение о творчестве. Этика и политика у Аристотеля образуют "философию о человеческом". У стоиков философия включала логику, физику (учение о природе) и этику (учение о человеке, о пути его к осмыслению жизни). Учение Ибн Сины (Авиценны) состоит из физики (знаний о природе), логики (о методах познания природы и человека) и метафизики. Физика вносит в логику идею причинности, логика вооружает физику методом познания природы, а метафизика, опираясь на философию природы и философию государства. Последняя у него распадалась на этику и политику. Кант писал о трех частях философии, соотнося их с тремя "способностями души", познавательной, практической и эстетической. Соответственно Кант философию понимал как учение о единстве истины, добра и красоты, преодолевая просветительскую (позже - позитивистскую) узкорационалистическую трактовку философии. Гегель также выделял три части философского знания: логику, философию природы и философию духа. Последняя включала науки о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии. Ф. Шлегель (1772-1829) определил пять основных видов философии: эмпиризм, материализм, скептицизм, пантеизм и идеализм. В современном представлении философия теоретически осмысливает реальность и трансформируется в: а) учение о бытии - онтологию; б) учение о деятельности - праксиологию', в) теорию познания - гносеологию; г) теорию ценностей - аксиологию; д) учение о человеке - философскую антропологию; е) науку о закономерностях и движущих силах развития общества - социальную философию (социологию). В качестве ядра философии в отечественной литературе нередко называли теорию диалектики. Выделяется также история философии. Предметом философии является ее объект - отношение "человек - мир", рассматриваемый под углом зрения природы и сущности мира и человека, места человека в мире, отношения к нему, возможностей познания, оценки и преобразования мира и совершенствования самого человека, общей структуры мира (каков мир - целое или совокупность не связанных между собой явлений, предметов, процессов?) и состояния, в котором он находится (покоится или движется, что является источником развития?). Философия как особая форма общественного сознания, изучая в различных ракурсах отношение "человек - мир", поднимается до осознания всеобщих оснований бытия человека и мира, вырабатывает общие ориентиры жизнедеятельности человека, поднимается до осознания целей и смысла жизни. На различных этапах истории в зависимости от потребностей теоретического и практического освоения действительности человека интересовали в большей или меньшей степени те или иные стороны отношения человека и мира. С прогрессом общества содержательно-проблемная сторона философского осмысления бытия расширялась и углублялась.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.198 (0.014 с.) |