Философия Средневековья (V-XV вв.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Средневековья (V-XV вв.).



Средневековая философия формировалась в условиях сословно-монархической структуры феодального общества и гос­подства богословия. Религиозные установки диктовали соответ­ствующее отношение к античному духовному наследству: пре­имущественно использовались в преобразованном виде идеали­стические философские системы, дополненные и усиленные ре­лигиозной тематикой. Специфика средневековой философии оп­ределяется следующими основными принципами: теоцентризмом, креационизмом, провиденциализмом и откровением.

Согласно принципу теоцентризма, исходной точкой фило­софского анализа признавалось духовное, бесконечное, абсолют­ное и неизменное бытие Бога (см. 4.1). Принцип креационизма требовал рассматривать все явления как сотворенные Богом из ничего. Согласно принципу провиденциализма, природные явления и человеческие судьбы определяются (в смысле движущих сил и в смысле цели) таинственным провидением, Богом. Подобный взгляд на сущее приводит к фатализму, некой заданности всех процессов. Вместе с тем принцип провиденциализма направил внимание мыс­лителей к проблеме единства бытия и мышления (возможно ли по­знать движение предопределенных событий и как выразить это в словах?). Принцип откровения утверждает, что Бога можно познать только сверхъестественным путем в акте мистического озарения. Такой подход вредил развертыванию научного познания, но одно­временно стимулировал развитие герменевтики, искусства истол­кования текстов. Если идея творения лежит в основе средневековой онтологии, то идея откровения служит фундаментом гносеологии.

Средневековая философия, опиравшаяся на Библию, исходи­ла из идеи единого, уникального Бога, находящегося в трансцен­дентном (запредельном) мире. Такой подход исключал многобо­жие и утверждал идею о единой сущности мира.

В средневековой европейской философии выделяются этапы патристики и схоластики. Для патристики характерно ин­теллектуальное оформление и разработка христианской догмати­ки и философии, где элементы платонизма играли ведущую роль. На этапе схоластики осуществлялась систематическая раз­работка христианской философии под огромным влиянием на­следия Аристотеля.

У истоков средневековой философии стоит Августин Бла­женный (354-430), наиболее яркий представитель патристики. В.сочинении "О граде Божием" он развил христианскую концеп­цию всемирной истории, понимаемой как результат божествен­ного предопределения. Со времени грехопадения мир разделен на два града. Один град будет вечно царствовать с Богом, другой пребудет в вечной муке с Сатаной. Время, считает Августин, су­ществует в уме человека как прошлое (память), настоящее (со­зерцание человека) и будущее (надежда). История, определяемая божественным провидением, имеет смысл, конечную цель, на­правленность, вектор движения, прогрессивна. В такой трактовке развертывание истории общества предстает как линейный про­цесс. Человек как творение Бога стремится к нему через позна­ние, используя теологию и философию, через веру, проявляю­щуюся в воле человека. В отличие от античного культа телеснос­ти, в средние века особое внимание обращалось на внутренний мир человека. Прогрессивным достижением философии Авгу­стина является признание в каждом человеке личности с ее мора­лью, ценностями, уникальностью, ответственностью перед людьми и Богом за свои поступки.

В противовес господствующей в средние века идее сотворе­ния мира из ничего, по волеизъявлению Бога, шотландский мо­нах И. С. Эриугена (810-877) в сочинении "О разделении приро­ды" утверждал, что Бог не творит мир по своей воле, а спонтанно прорастает, изливается в него по внутренней необходимости сво­его естества. В этом же ключе среднеазиатский ученый-энциклопедист Ибн Сина (Авиценна - 980-1037) в своих трудах "Книга исцеления", "Книга знания" и других проводил мысль о том, что материальный мир возник самопроизвольно путем "ис­течения" из Бога. Ибн Сина признавал объективное существование материи, ее вечность и бесконечность, внутренне присущее природе движение (потенциальное и реально проявляющееся), признаками материальности считал протяженность и непрерыв­ность, доказывал неразрывность формы и материи. Философ ис­следовал законы и формы логического мышления, роль разума и органов чувств в познании.

Арабский философ Ибн Рушд (Аверроэс - 1126-1198, основ­ные сочинения: "Опровержение опровержения", "Рассуждение, выполняющее решение относительно связи между философией и религией") обосновывал единство формы и материи, вечность, несотворимость и неуничтожимость материи, время рассматри­вал как результат движения материи. Он высказал мысль о необ­ходимости различия философских и богословских истин. Позна­ние, по мнению Ибн Рушда, начинается с восприятия отдельных вещей. Разум через понятия, постигая сущность вещей, выступа­ет активной силой в процессе познания. Западноевропейский фи­лософ Сигер Брабантский (XIII в.), находясь под влиянием Ари­стотеля, Авиценны и Аверроэса, отстаивал идею вечного мира и, следовательно, несотворимости его Богом.

Научно-философский дух аристотелизма изначально проти­воречил христианскому вероисповеданию: учение Аристотеля о вечности космоса, признание ценности земной жизни, утвержде­ние счастья как высшего блага человека и общества несовмести­мо с библейским мифом о сотворении мира. Но в борьбе с ереся­ми и неверием церковь нуждалась в теоретических средствах за­щиты и приспособила аристотелизм (его идеалистическое ядро) к нуждам системы католицизма. Эту задачу решал основатель хри­стианизированного аристотелизма-томизма Фома Аквинский (1225-1274). Центральным звеном концепции Томаса Аквината (Фомы) был принцип гармонии веры и разума при определяю­щей роли веры. В отличие от многих христианских мыслителей, которые учили, что Бог непосредственно правит миром, Фома считал, что Бог управляет физическими, природными процесса­ми посредством естественных (инструментальных) причин. Тем самым Фома невольно признает поле деятельности для естество­знания, науки и техники.

Средневековая гносеология развивалась в русле споров о природе общих понятий (универсалий), где столкнулись два на­правления - реализм и номинализм.

Один из представителей реализма - Ансельм Кентерберий-ский (1033-1109). По утверждению реалистов, универсалии существуют реально, образуя мир сущностей, первичных по отно­шению к человеческому мышлению и единичным предметам. Общее, таким образом, существует до конкретной вещи, вне ее, служит ее порождающей причиной (например, идея человека как такового обусловливает бытие отдельных индивидов).

В отличие от средневекового идеалистического реализма, в трактовке классиков марксизма "реализм" тождествен материализ­му34, предполагает опору на "действительные предпосылки", проти­востоит голой абстрактности и метафизике, основывается на кон­цепции движения (в обществе - историзма) и опирается на факты.

Номинализм в материалистическом варианте возрождал ари­стотелевскую ориентацию на мир единичных объектов. Иоанн Росцелин (XI в.) утверждал, что действительны только чувствен­но воспринимаемые вещи, а универсалии - не более чем имена вещей, их названия. Общее (универсалии) возникает в опыте человека, в его языке.

Развивались, как правило, не крайние, а компромиссные вер­сии двух названных направлений. Согласно умеренному реализ­му Фомы Аквинского, универсалии существуют трояким обра­зом: до вещей в уме Бога, в вещах как их сущностные смыслы и после вещей как понятия о них в уме познающего субъекта.

Умеренный номинализм в Х1-Х1У вв. представлен схоласта­ми П. Абеляром, Д. Скотом и У. Оккамом. Эта разновидность номинализма отрицала самостоятельное, вне природы и челове­ка, существование общего, но и не сводила его к эмпирической данности термина; признавалась реальность общего в качестве целостного умственного обобщения ("концепта") индивидуаль­ных вещей. Следовательно, общее производно от единичных ве­щей, существует после них как знание об их сходных и повто­ряющихся признаках.

Средневековый философ - прежде всего наставник, стре­мившийся доступными средствами передать ученику свое пони­мание предмета. Философия принимала, таким образом, форму школьной философии, схоластики. Схоластика - отвлеченно-догматический способ мышления, опирающийся на авторитет канонизированных текстов и на формально-логическую правиль­ность односторонне-дедуктивных рассуждений (о соотношении первопричины и души, знаний и веры, добра и зла и т. д.). Текст считался началом и концом любой философской теории. Он ана­лизировался семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи) и спекулятивно (как основа для собственных размышлений). Философия превращалась в искусство правиль­ного толкования и разъяснения прежде всего положений Завета.

Схоластика накопила опыт формально-логического опериро­вания понятиями, который перерос узкие рамки религиозно-фантастического содержания. Скот и Оккам, в противовес гос­подству отвлеченных богословских понятий, выдвинули принцип индивидуализации, что пробуждало сомнение в истинах бого­словия, подготавливая появление скептицизма Возрождения и нового времени, способствовало становлению светского рацио­нализма и опытной науки. Роджер Бэкон (1214-1294) противо­поставил абстрактным спекуляциям метод математического из­мерения и опытного экспериментирования (не свободного, одна­ко, от магии, астрологии и алхимии). Он высказал мысль о том, что универсалии существуют в отдельном и через отдельное, т. е. подошел диалектически к пониманию взаимосвязи единичного и общего. Как первые ученые и естествоиспытатели выступили средневековые номиналисты Жан Буридан (XIV в.), отрицавший схоластическую натурфилософию и предугадавший принцип инерции в механике, и Николай Отрекурейский (XIV в.), возро­дивший античную атомистику. Оба они, вслед за Р. Бэконом, ут­верждали примат чувственно воспринимаемой реальности (еди­ничного) над умопостигаемым (общим), тем самым расчищая путь эмпиризму и сенсуализму, методологическим принципам новоевропейской науки и материалистической философии.

Осмысливая все мировоззренческие проблемы в общих рам­ках религиозного миропонимания, средневековая философия вместе с тем создавала предпосылки для последующего утвер­ждения светского рационализма. Теоцентризм вытеснялся идея­ми человеческого существования. Представители позднего сред­невековья, великие поэты-мыслители Данте Алигьери (1265-1321) и Франческа Петрарка (1304-1374) стали инициаторами гуманистической ориентации, учили о двойном предназначении человека (к земной жизни путем обращения к естественному разуму и к бессмертию благодаря вере), о его самоценности и достоинстве.

В целом средневековая философия расширила свое проблем­ное поле, углубив понимание единства бытия и мышления, спо­собствовала развитию искусства толкования текстов, формаль­ной логики, сформулировала понятие "внутреннего" человека (через рассмотрение совокупности экзистенциональных элемен­тов индивидуального бытия людей), изучала и усовершенствова­ла систему познавательной деятельности человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.006 с.)