Формирование философского понимания материи. Современная наука о строении материи. Материальное единство мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование философского понимания материи. Современная наука о строении материи. Материальное единство мира.



Термин "материя" впервые встречается у Платона. В отличие от идеи, материю он представлял как нечто изменчивое, непосто­янное, отождествлял с пространством, которое есть возможность любых геометрических фигур. Аристотель признавал четыре причины: 1) материю как пассивную возможность становления; 2) форму - суть бытия, реализацию становления; 3) производя­щую причину, то, откуда идет начало движения; 4) конечную причину - цель, то, ради чего происходит изменение. Итак, каж­дая вещь есть оформленная материя: материя заключает в себе лишь возможность развития.

Материалистическое учение о мире постоянно усложнялось. Наивные материалисты древней философии рассматривали мате­рию как единое целое, как вещь: вода, воздух, огонь, апейрон, атом. В древнеиндийских представлениях атомы как первоначала наделялись чувственной конкретностью: вкусом, цветом, запа­хом, температурой, единообразием по форме и величине. Атоми­стическую теорию развивали Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лук­реций. Атомистическая концепция позволила объяснить множе­ство природных процессов. На ее основе возникли закон всемир­ного тяготения, молекулярно-кинетическая теория тепловых процессов, периодическая система химических элементов. Данная концепция, помимо субстрактного толкования материи, вы-ддвинула также идею общности свойств и физического строения 0(Ф. Бэкон, Д. Локк, М. В. Ломоносов).

Мысль о единстве главных сфер бытия привела к представлению об общей основе всего существующего. Материалистический субстанциональный подход, исходящий из категории мате­рии, позволил углубить познание материи от внешности явлений i к их сущности.

Французские материалисты Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций и П. Гольбах доказывали, что природа никем не создана, i вечна и подчиняется естественным причинам и закономерностям. " Материя есть сущность, первоначало и первооснова всякого бытия, а движение - необходимый результат существования материи. Дидро высказал догадку о переходе от неощущающей материи к ощущающей. Таким образом, материя стала пониматься в ее отношении к сознанию. Гольбах полагал, что "материя... есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основы­ваются на различных... изменениях, производимых в нас этими веществами"75.

В "докритический" период И. Кант рассматривал материю как единство сил притяжения и отталкивания. У Гегеля материя - результат деятельности "абсолютной идеи", на определенной стадии своего развития порождающей свое инобытие в виде ма­териальных вещей.

В зарождающемся индустриальном способе производства возросла роль материальных технологических операций. Мате­рия стала отождествляться со свойствами (протяженность, плот­ность, вес, непроницаемость, независимость от пространства и времени, связь с механической формой движения). Материя по­нималась как телесность, из которой возникают и в которой ис­чезают конкретные вещи. С XVII до конца XIX в. атомы счита­лись пределом делимости материи, а ее неуничтожимость связы­валась с сохранением массы атома.

Диалектический материализм рассматривает материю как бесконечно развивающееся многообразие объектов материально­го мира. Ф. Энгельс задолго до новых открытий в физике выска­зал мысль о том, что атомы не являются чем-то простым, мель­чайшими частицами вещества. "Материя... - чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является... чем-то чувственно суще­ствующим"76. Здесь выражены онтологический и гносеологиче­ский аспекты определения материи. В приведенном суждении присутствуют отголоски старых представлений о материи как некой телесности.

Открытия в физике на рубеже XIX-XX вв. (предсказание электрона и его экспериментальное изучение, открытие радиоак­тивности, рентгеновских лучей, кванта действия, появление спе­циальной теории относительности) означали установление: де-ч лимости атомов; их изменчивости; существования отличной от вещества формы материи; отсутствия преимущественных систем отсчета абсолютного пространства и времени. Выяснилось, что новые факты находятся в противоречии с механистической кар­тиной мира.

На основании анализа кризиса и достижений в физике В. И. Ленин дал свое определение материи. "Материя есть фило­софская категория для обозначения объективной реальности, ко­торая дана человеку в ощущениях его, которая... отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них"77. Здесь получила развитие идея, наметившаяся у Дидро и Гольбаха. Ма­терия - естественная реальность, данная человеку в различных формах познания (непосредственно или опосредованно) и поэто­му принципиально доступная познанию. Единственным свойст­вом материи признается быть объективной реальностью.

Если на рубеже XIX-XX вв. идеалистами по поводу откры­тия электрона утверждалось, что "материя исчезла", то в 30-е гг. XX в. проводилась идея "аннигиляции материи", превращение ее в ничто. Это было связано с открытием, что противоположно за­ряженные частицы, электрон и позитрон, при взаимодействии друг с другом исчезают и вместо них появляются фотоны (кван­ты света). На самом же деле исчезла не материя, а тот предел, до которого мы знали об окружающих нас явлениях.

Мировоззренческий кризис охватил не только физику. В ма­тематике он выразился в начале XX в. в парадоксах теории мно­жеств, в неспособности отразить естественные процессы как единство прерывного и непрерывного. Понятиям "система" и "информационный процесс" неоправданно был придан всеоб­щий характер. Однако оказалось, что существуют и несистемные образования, а информационный процесс представляет собой лишь целесообразно упорядоченное отражение. Открытие механизма регуляции генной активности подорвало мнение о якобы неизменности наследственного вещества, отсутствия его взаимо­действия с цитоплазмой и средой, тем самым восстановило фи­лософские принципы универсальной взаимосвязи и развития. Во всех названных случаях диалектико-материалистическая фило­софия, опираясь на достижения конкретных наук, сыграла свою методологическую роль в преодолении метафизических, идеали­стических и агностицистских истолкований открытий в матема­тике, общей теории систем, кибернетике и молекулярной генетике.

Материя имеет, помимо объективности, и другие всеобщие свойства: движение, пространство, время, структурность, несо-творимость и неуничтожимость, отражение (см. тему VII). Науч­ное понимание материи имеет важное значение не только для ес­тествознания, но и для обществоведения, для разработки мате­риалистического понимания истории. Естественно, последующее развитие познания и практики будет приводить к открытию но­вых свойств, видов и форм бесконечно развивающейся и неис­черпаемой материи.

Впервые вопрос о бесконечности материи был поставлен Анаксагором (ок. 500-428 до н. э.). Он полагал, что как бы мала ни была первооснова всех природных явлений - гомеомерия, она содержит в себе все многообразие материального мира. На идеа­листической основе идею бесконечности в своей монадологии развивал Г. В. Лейбниц. Приверженцы теории континуальности (непрерывности) признавали возможность бесконечного деления мира (милетская школа, Р. Декарт). Сторонники концепции дис­кретности (прерывности) исходили из возможности расчленения материи на множество образований (П. Гассенди, Т. Гоббс, М. В. Ломоносов, П. Эйлер). Зародившаяся в атомистическом учении идея иерархического строения мира показывала, что ма­терия не есть сплошное однородное целое. Ф. Энгельс писал, что вся доступная нам природа образует совокупную связь тел, на­чиная от звезды и кончая атомом. В этом суждении выражена плодотворная идея о системе, связи объектов материальной ре­альности. Конкретное же представление о структуре универсума (от звезды до атома) устарело.

Мысль о бесконечности вылилась в идею неисчерпаемости материи. В. И. Ленин эту идею высказал через гипотезу о неис­черпаемости электрона. Неисчерпаемость материи относится не только к физическим объектам, она универсальна. Онтологиче­ский аспект неисчерпаемости выражает бесконечность различных сторон, свойств, отношений материального мира. Гносеоло­гическая неисчерпаемость исходит из невозможности всеобъем­лющего знания о любом предмете в данный момент времени и предполагает бесконечное углубление знаний о мире в целом и его фрагментах.

Современная наука о строении материи. Материальное единство мира

Материя и ее объекты, отдельные состояния изменчивы, не­прерывны, одновременно - относительно устойчивы^ прерывны. Каждое материальное образование представляет собой единство вещества и поля, которые могут взаимно превращаться друг в друга. Дискретность выражена в качественно различных видах материи и формах ее движения. Наличие общих признаков по­зволяет объединить различные объекты в классы материальных систем (уровни организации материи). Основными структур­ными уровнями материи являются: неорганический мир (системы неживой природы), органический (биологические сис­темы) и социальный (общество).

Неживая природа подразделяется на микромир (элементар­ные частицы, физический вакуум, ядра, атомы), макромир (газы, жидкости, твердые тела, геологические и другие системы, объек­ты в диапазоне от 10"8 до 1О24 см) и мегамир (космические систе­мы).

Глубинные структуры материи представлены элементарными частицами, обладающими одновременно корпускулярными и волновыми свойствами, а также вакуумом. Имеются все основа­ния полагать, что Вселенная развивалась из начального состоя­ния хаоса в существующее ныне состояние космоса (упорядо­ченной сложности). Все, что существует в нашей непосредствен­но наблюдаемой Вселенной, по всей видимости, является про­дуктом процесса структуризации, взрыва, который начался 7-15 млрд лет назад и привел к массовому рождению элементарных частиц в результате одного из фазовых переходов вакуума. Со­временные астрофизики считают, что в космосе были и имеются громадные области, где материя находится в состоянии "фотон­ного" газа, где только зарождаются элементарные частицы.

Чтобы на макроуровне было возможно существование слож­ных систем, элементарные процессы на микроуровне изначально должны были протекать очень избирательно, в узком эволюционном коридоре. Так, если бы сечения элементарных процессов в период взрыва были бы немного больше, то вся Вселенная "вы­горела",бы за короткий промежуток времени78.

Бесконечномерная, хаотизированная на уровне элементов среда может описываться, по мнению современных специали­стов, небольшим числом фундаментальных идей и образов, а за­тем, возможно, и математических уравнений, определяющих об­щие тенденции развертывания процессов в ней79.

К некоторым структурным онтологическим категориям, даю­щим определенные представления о физической реальности, отно­сятся: начало и конец (возникновение - разрушение); периодич­ность (цикличность, повторяемость); ограниченность (наличие границ в пространстве и времени); наличие трех измерений про­странства (длина, ширина, высота); однонаправленность времени (его необратимость); изменения и инвариантность (превращения и стабильность); непрерывность и дискретность (постепенность и скачкообразность, делимость и неделимость); видимый и невиди­мый мир (доступный и недоступный, качественно отличные об­ласти мира); инертность; вес тела (притяжение к Земле, тяжесть).

К некоторым онтологическим категориям, заключающим в себе представления о существующих в природе связях, зависи­мостях и отношениях, относятся: причина и следствие, связи ме­жду объектами и явлениями, действие предметов друг на друга, противоположности и противоречия, относительность свойств явлений и процессов (по сравнению с чем-то), движение и покой, отражение (оставление следа), суперпозиция (сложение усилий, прямые либо обратные связи), соподчинение (иерархия, система, структура, оппозиция "фундаментальный - второстепенный", "основной - вспомогательный").

Имеется целый ряд так называемых телеономических катего­рий, включающих в себя представления о целях, путях и направ­лениях развития мира: необходимость и случайность (однознач­ность и многозначность), целесообразность (предписанность, предначертанность), гармония (красота, симметрия, наличие за­кономерностей, порядок), простота (максимальный охват при минимуме исходных посылок)80.

Перечисленные некоторые категории относятся, видимо, не только к физической реальности, а во многом они дают пред­ставления о мире в целом.

В некоторых планетных системах на определенном этапе их развития создаются условия для формирования из молекул неживой природы материальных носителей жизни. Такие свойства живого, как обмен (веществом, энергией и информацией), само­воспроизводимость, мутации и конкуренция, возникают на пред-биологической ступени развития материи после появления орга­нических молекул.

Живая природа (биос) имеет ряд уровней своей организации: доклеточные образования - нуклеиновые кислоты и белки; клет­ки, микроорганизмы, одноклеточные организмы; многоклеточ­ные организмы (растения, животные); популяции (сообщества особей одного вида, которые связаны между собой общим гено­фондом, скрещиваются и воспроизводят себя в потомстве); био­ценозы (результат взаимодействия популяций между собой и с окружающей средой); биосферу, складывающуюся как взаимо­действие биоценозов между собой, так и с воздушной оболочкой, водной средой, геологическими породами, с космическим про­странством. Для поддержания жизни необходимы как соответст­вующие условия, так и некий уровень их разнообразия.

На определенной стадии в биосфере возникают особые попу­ляции существ, которые благодаря орудийной деятельности трансформируют биологические формы своего существования в социальную жизнь. Если гоминиды появились на Земле несколь­ко миллионов лет назад, то человек разумный возник как вид, способный к членораздельной речи, использованию орудий тру­да и абстрактному мышлению лишь на протяжении последних 100 тыс. лет. Примерно 20 тыс. лет назад племенные сообщества людей, подчиняющиеся нормам "коммуникационных реалий", ставших возможными благодаря увеличившемуся объему черепа, начали эволюционировать в современные сложные социокуль-турные и технологические общества81. По мнению Н. Н. Моисе­ева, в процессе естественной эволюции Вселенная обретает с по­мощью человека способность не только познавать себя, но и на­правлять свое развитие так, чтобы компенсировать или ослабить дестабилизирующие факторы.

Чем выше системы находятся на лестнице развития, тем сложнее в них самоорганизация, а сами процессы ускоряются. При этом, с одной стороны, действует фактор, создающий неод­нородности, фактор самовоздействия, самонарастания (или само­ослабления) процессов. Примеры самовоздействия: цепные реак­ции в лазере, приводящие к сокращению полуширины спек­тральной линии; биологические катализаторы, позволяющие ко­лоссально усиливать скорость процессов в живых организмах; быстрый рост в экономике, когда полученная прибыль идет не на потребление, а снова вкладывается в производство. С другой стороны, проявляется фактор, размывающий неоднородности в нелинейной системе (среде), например, миграция населения, рас­пространение инфекционных болезней, передача знаний, инфор­мации, культурно-исторических традиций.

Единство мира подтверждает прежде всего универсальный для всех материальных процессов закон сохранения и превраще­ния энергии, обобщенный теорией относительности путем обна­ружения связи массы и энергии. На данном законе основывается философский принцип несотворимости и неуничтожимое™ ма­терии и движения. Всей действительности присуща связь явле­ний в генетическом, историческом плане (венцом развития мира считается человек с его разумом), а также в системно-структурном аспекте (прослеживается во взаимосвязи космоса, биоса и социума). Материальное единство мира проявляется в абсолютности и вечности материи, заключается в общности за­конов и категорий диалектики, присущих всему бытию.

Идеальное существует не менее реально, чем материальное. Но идеальное - свойство материального. В этом аспекте мате­риалистический монизм утверждает единство мира через его ма­териальность. Вместе с тем объекты бытия имеют "парную" (дуалистическую) природу, представляют единство противопо­ложностей (частицы и античастицы, положительные и отрица­тельные заряды и т. д.). Вселенная, по мнению А. Н. Уайтхеда, двойственна, ибо является одновременно преходящей и вечной, каждый завершенный элемент реальности обладает физической и духовной сторонами83.

Принцип единства мира не исключает идеи множественности миров, отличных от нашей Вселенной. Г. Лейбниц сформулиро­вал понятие "возможных миров", выбор из которых в своем ра­зуме делает Бог, опираясь на принцип максимального совершен­ства и оптимальности, богатства явлений, допускаемых физиче­скими законами. А. Уайтхед, помимо идеи двойственности Все­ленной, полагал, что она едина в силу своей универсальности и множественна, поскольку может быть разложена на любое число завершенных элементов. Р. Карнап допускал логически возмож­ные миры, которые можно описать непротиворечиво. Современ­ная космология материалистически трактует идею множествен­ности миров. Концепция многообразия миров "вписывается" в идею неисчерпаемости материи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 951; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.26.248 (0.048 с.)