Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование философского понимания материи. Современная наука о строении материи. Материальное единство мира.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термин "материя" впервые встречается у Платона. В отличие от идеи, материю он представлял как нечто изменчивое, непостоянное, отождествлял с пространством, которое есть возможность любых геометрических фигур. Аристотель признавал четыре причины: 1) материю как пассивную возможность становления; 2) форму - суть бытия, реализацию становления; 3) производящую причину, то, откуда идет начало движения; 4) конечную причину - цель, то, ради чего происходит изменение. Итак, каждая вещь есть оформленная материя: материя заключает в себе лишь возможность развития. Материалистическое учение о мире постоянно усложнялось. Наивные материалисты древней философии рассматривали материю как единое целое, как вещь: вода, воздух, огонь, апейрон, атом. В древнеиндийских представлениях атомы как первоначала наделялись чувственной конкретностью: вкусом, цветом, запахом, температурой, единообразием по форме и величине. Атомистическую теорию развивали Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций. Атомистическая концепция позволила объяснить множество природных процессов. На ее основе возникли закон всемирного тяготения, молекулярно-кинетическая теория тепловых процессов, периодическая система химических элементов. Данная концепция, помимо субстрактного толкования материи, вы-ддвинула также идею общности свойств и физического строения 0(Ф. Бэкон, Д. Локк, М. В. Ломоносов). Мысль о единстве главных сфер бытия привела к представлению об общей основе всего существующего. Материалистический субстанциональный подход, исходящий из категории материи, позволил углубить познание материи от внешности явлений i к их сущности. Французские материалисты Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций и П. Гольбах доказывали, что природа никем не создана, i вечна и подчиняется естественным причинам и закономерностям. " Материя есть сущность, первоначало и первооснова всякого бытия, а движение - необходимый результат существования материи. Дидро высказал догадку о переходе от неощущающей материи к ощущающей. Таким образом, материя стала пониматься в ее отношении к сознанию. Гольбах полагал, что "материя... есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различных... изменениях, производимых в нас этими веществами"75. В "докритический" период И. Кант рассматривал материю как единство сил притяжения и отталкивания. У Гегеля материя - результат деятельности "абсолютной идеи", на определенной стадии своего развития порождающей свое инобытие в виде материальных вещей. В зарождающемся индустриальном способе производства возросла роль материальных технологических операций. Материя стала отождествляться со свойствами (протяженность, плотность, вес, непроницаемость, независимость от пространства и времени, связь с механической формой движения). Материя понималась как телесность, из которой возникают и в которой исчезают конкретные вещи. С XVII до конца XIX в. атомы считались пределом делимости материи, а ее неуничтожимость связывалась с сохранением массы атома. Диалектический материализм рассматривает материю как бесконечно развивающееся многообразие объектов материального мира. Ф. Энгельс задолго до новых открытий в физике высказал мысль о том, что атомы не являются чем-то простым, мельчайшими частицами вещества. "Материя... - чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является... чем-то чувственно существующим"76. Здесь выражены онтологический и гносеологический аспекты определения материи. В приведенном суждении присутствуют отголоски старых представлений о материи как некой телесности. Открытия в физике на рубеже XIX-XX вв. (предсказание электрона и его экспериментальное изучение, открытие радиоактивности, рентгеновских лучей, кванта действия, появление специальной теории относительности) означали установление: де-ч лимости атомов; их изменчивости; существования отличной от вещества формы материи; отсутствия преимущественных систем отсчета абсолютного пространства и времени. Выяснилось, что новые факты находятся в противоречии с механистической картиной мира. На основании анализа кризиса и достижений в физике В. И. Ленин дал свое определение материи. "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая... отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них"77. Здесь получила развитие идея, наметившаяся у Дидро и Гольбаха. Материя - естественная реальность, данная человеку в различных формах познания (непосредственно или опосредованно) и поэтому принципиально доступная познанию. Единственным свойством материи признается быть объективной реальностью. Если на рубеже XIX-XX вв. идеалистами по поводу открытия электрона утверждалось, что "материя исчезла", то в 30-е гг. XX в. проводилась идея "аннигиляции материи", превращение ее в ничто. Это было связано с открытием, что противоположно заряженные частицы, электрон и позитрон, при взаимодействии друг с другом исчезают и вместо них появляются фотоны (кванты света). На самом же деле исчезла не материя, а тот предел, до которого мы знали об окружающих нас явлениях. Мировоззренческий кризис охватил не только физику. В математике он выразился в начале XX в. в парадоксах теории множеств, в неспособности отразить естественные процессы как единство прерывного и непрерывного. Понятиям "система" и "информационный процесс" неоправданно был придан всеобщий характер. Однако оказалось, что существуют и несистемные образования, а информационный процесс представляет собой лишь целесообразно упорядоченное отражение. Открытие механизма регуляции генной активности подорвало мнение о якобы неизменности наследственного вещества, отсутствия его взаимодействия с цитоплазмой и средой, тем самым восстановило философские принципы универсальной взаимосвязи и развития. Во всех названных случаях диалектико-материалистическая философия, опираясь на достижения конкретных наук, сыграла свою методологическую роль в преодолении метафизических, идеалистических и агностицистских истолкований открытий в математике, общей теории систем, кибернетике и молекулярной генетике. Материя имеет, помимо объективности, и другие всеобщие свойства: движение, пространство, время, структурность, несо-творимость и неуничтожимость, отражение (см. тему VII). Научное понимание материи имеет важное значение не только для естествознания, но и для обществоведения, для разработки материалистического понимания истории. Естественно, последующее развитие познания и практики будет приводить к открытию новых свойств, видов и форм бесконечно развивающейся и неисчерпаемой материи. Впервые вопрос о бесконечности материи был поставлен Анаксагором (ок. 500-428 до н. э.). Он полагал, что как бы мала ни была первооснова всех природных явлений - гомеомерия, она содержит в себе все многообразие материального мира. На идеалистической основе идею бесконечности в своей монадологии развивал Г. В. Лейбниц. Приверженцы теории континуальности (непрерывности) признавали возможность бесконечного деления мира (милетская школа, Р. Декарт). Сторонники концепции дискретности (прерывности) исходили из возможности расчленения материи на множество образований (П. Гассенди, Т. Гоббс, М. В. Ломоносов, П. Эйлер). Зародившаяся в атомистическом учении идея иерархического строения мира показывала, что материя не есть сплошное однородное целое. Ф. Энгельс писал, что вся доступная нам природа образует совокупную связь тел, начиная от звезды и кончая атомом. В этом суждении выражена плодотворная идея о системе, связи объектов материальной реальности. Конкретное же представление о структуре универсума (от звезды до атома) устарело. Мысль о бесконечности вылилась в идею неисчерпаемости материи. В. И. Ленин эту идею высказал через гипотезу о неисчерпаемости электрона. Неисчерпаемость материи относится не только к физическим объектам, она универсальна. Онтологический аспект неисчерпаемости выражает бесконечность различных сторон, свойств, отношений материального мира. Гносеологическая неисчерпаемость исходит из невозможности всеобъемлющего знания о любом предмете в данный момент времени и предполагает бесконечное углубление знаний о мире в целом и его фрагментах. Современная наука о строении материи. Материальное единство мира Материя и ее объекты, отдельные состояния изменчивы, непрерывны, одновременно - относительно устойчивы^ прерывны. Каждое материальное образование представляет собой единство вещества и поля, которые могут взаимно превращаться друг в друга. Дискретность выражена в качественно различных видах материи и формах ее движения. Наличие общих признаков позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем (уровни организации материи). Основными структурными уровнями материи являются: неорганический мир (системы неживой природы), органический (биологические системы) и социальный (общество). Неживая природа подразделяется на микромир (элементарные частицы, физический вакуум, ядра, атомы), макромир (газы, жидкости, твердые тела, геологические и другие системы, объекты в диапазоне от 10"8 до 1О24 см) и мегамир (космические системы). Глубинные структуры материи представлены элементарными частицами, обладающими одновременно корпускулярными и волновыми свойствами, а также вакуумом. Имеются все основания полагать, что Вселенная развивалась из начального состояния хаоса в существующее ныне состояние космоса (упорядоченной сложности). Все, что существует в нашей непосредственно наблюдаемой Вселенной, по всей видимости, является продуктом процесса структуризации, взрыва, который начался 7-15 млрд лет назад и привел к массовому рождению элементарных частиц в результате одного из фазовых переходов вакуума. Современные астрофизики считают, что в космосе были и имеются громадные области, где материя находится в состоянии "фотонного" газа, где только зарождаются элементарные частицы. Чтобы на макроуровне было возможно существование сложных систем, элементарные процессы на микроуровне изначально должны были протекать очень избирательно, в узком эволюционном коридоре. Так, если бы сечения элементарных процессов в период взрыва были бы немного больше, то вся Вселенная "выгорела",бы за короткий промежуток времени78. Бесконечномерная, хаотизированная на уровне элементов среда может описываться, по мнению современных специалистов, небольшим числом фундаментальных идей и образов, а затем, возможно, и математических уравнений, определяющих общие тенденции развертывания процессов в ней79. К некоторым структурным онтологическим категориям, дающим определенные представления о физической реальности, относятся: начало и конец (возникновение - разрушение); периодичность (цикличность, повторяемость); ограниченность (наличие границ в пространстве и времени); наличие трех измерений пространства (длина, ширина, высота); однонаправленность времени (его необратимость); изменения и инвариантность (превращения и стабильность); непрерывность и дискретность (постепенность и скачкообразность, делимость и неделимость); видимый и невидимый мир (доступный и недоступный, качественно отличные области мира); инертность; вес тела (притяжение к Земле, тяжесть). К некоторым онтологическим категориям, заключающим в себе представления о существующих в природе связях, зависимостях и отношениях, относятся: причина и следствие, связи между объектами и явлениями, действие предметов друг на друга, противоположности и противоречия, относительность свойств явлений и процессов (по сравнению с чем-то), движение и покой, отражение (оставление следа), суперпозиция (сложение усилий, прямые либо обратные связи), соподчинение (иерархия, система, структура, оппозиция "фундаментальный - второстепенный", "основной - вспомогательный"). Имеется целый ряд так называемых телеономических категорий, включающих в себя представления о целях, путях и направлениях развития мира: необходимость и случайность (однозначность и многозначность), целесообразность (предписанность, предначертанность), гармония (красота, симметрия, наличие закономерностей, порядок), простота (максимальный охват при минимуме исходных посылок)80. Перечисленные некоторые категории относятся, видимо, не только к физической реальности, а во многом они дают представления о мире в целом. В некоторых планетных системах на определенном этапе их развития создаются условия для формирования из молекул неживой природы материальных носителей жизни. Такие свойства живого, как обмен (веществом, энергией и информацией), самовоспроизводимость, мутации и конкуренция, возникают на пред-биологической ступени развития материи после появления органических молекул. Живая природа (биос) имеет ряд уровней своей организации: доклеточные образования - нуклеиновые кислоты и белки; клетки, микроорганизмы, одноклеточные организмы; многоклеточные организмы (растения, животные); популяции (сообщества особей одного вида, которые связаны между собой общим генофондом, скрещиваются и воспроизводят себя в потомстве); биоценозы (результат взаимодействия популяций между собой и с окружающей средой); биосферу, складывающуюся как взаимодействие биоценозов между собой, так и с воздушной оболочкой, водной средой, геологическими породами, с космическим пространством. Для поддержания жизни необходимы как соответствующие условия, так и некий уровень их разнообразия. На определенной стадии в биосфере возникают особые популяции существ, которые благодаря орудийной деятельности трансформируют биологические формы своего существования в социальную жизнь. Если гоминиды появились на Земле несколько миллионов лет назад, то человек разумный возник как вид, способный к членораздельной речи, использованию орудий труда и абстрактному мышлению лишь на протяжении последних 100 тыс. лет. Примерно 20 тыс. лет назад племенные сообщества людей, подчиняющиеся нормам "коммуникационных реалий", ставших возможными благодаря увеличившемуся объему черепа, начали эволюционировать в современные сложные социокуль-турные и технологические общества81. По мнению Н. Н. Моисеева, в процессе естественной эволюции Вселенная обретает с помощью человека способность не только познавать себя, но и направлять свое развитие так, чтобы компенсировать или ослабить дестабилизирующие факторы. Чем выше системы находятся на лестнице развития, тем сложнее в них самоорганизация, а сами процессы ускоряются. При этом, с одной стороны, действует фактор, создающий неоднородности, фактор самовоздействия, самонарастания (или самоослабления) процессов. Примеры самовоздействия: цепные реакции в лазере, приводящие к сокращению полуширины спектральной линии; биологические катализаторы, позволяющие колоссально усиливать скорость процессов в живых организмах; быстрый рост в экономике, когда полученная прибыль идет не на потребление, а снова вкладывается в производство. С другой стороны, проявляется фактор, размывающий неоднородности в нелинейной системе (среде), например, миграция населения, распространение инфекционных болезней, передача знаний, информации, культурно-исторических традиций. Единство мира подтверждает прежде всего универсальный для всех материальных процессов закон сохранения и превращения энергии, обобщенный теорией относительности путем обнаружения связи массы и энергии. На данном законе основывается философский принцип несотворимости и неуничтожимое™ материи и движения. Всей действительности присуща связь явлений в генетическом, историческом плане (венцом развития мира считается человек с его разумом), а также в системно-структурном аспекте (прослеживается во взаимосвязи космоса, биоса и социума). Материальное единство мира проявляется в абсолютности и вечности материи, заключается в общности законов и категорий диалектики, присущих всему бытию. Идеальное существует не менее реально, чем материальное. Но идеальное - свойство материального. В этом аспекте материалистический монизм утверждает единство мира через его материальность. Вместе с тем объекты бытия имеют "парную" (дуалистическую) природу, представляют единство противоположностей (частицы и античастицы, положительные и отрицательные заряды и т. д.). Вселенная, по мнению А. Н. Уайтхеда, двойственна, ибо является одновременно преходящей и вечной, каждый завершенный элемент реальности обладает физической и духовной сторонами83. Принцип единства мира не исключает идеи множественности миров, отличных от нашей Вселенной. Г. Лейбниц сформулировал понятие "возможных миров", выбор из которых в своем разуме делает Бог, опираясь на принцип максимального совершенства и оптимальности, богатства явлений, допускаемых физическими законами. А. Уайтхед, помимо идеи двойственности Вселенной, полагал, что она едина в силу своей универсальности и множественна, поскольку может быть разложена на любое число завершенных элементов. Р. Карнап допускал логически возможные миры, которые можно описать непротиворечиво. Современная космология материалистически трактует идею множественности миров. Концепция многообразия миров "вписывается" в идею неисчерпаемости материи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1083; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.136 (0.013 с.) |