Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природа в истории философской мысли. Диалектика природы от неживой к живой. Жизнь как ценность.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из сфер бытия, значительной частью материальной объективной реальности выступает природа. В древности силы природы персонифицировались в образах богов, человек ощущал свою слабость в противостоянии им. В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. Начали складываться натуралистические теории, преувеличивавшие зависимость общества от природы (Платон, Аристотель, Гиппократ, Геродот). Для обозначения упорядоченного единства мира, в противоположность Хаосу, Пифагор ввел понятие космоса, главным свойством которого считалась гармония сфер. В религиозно-идеалистической философии космос либо увязывался с творцом, либо рассматривался пантеистически. В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь природы. Считалось, что в природе воплощен божественный план. Продолжалось укрепление концепции географического детерминизма. Например, Шарль Монтескье (1689-1755) считал, что общественно-политическое устройство государства, религиозные и иные представления, форма семьи, обычаи людей, законы их развития определяются характером поверхности Земли, почвой и особенно климатом. В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту. Подчеркивалось единство человека и природы. "Человек -произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам"87. "Географическое" направление в Новое время было выражено во взглядах Тэна, Тюрго, Ренана, Бокля, Бэра. Среди важнейших факторов общественного развития Генри Томас Бокль (1821-1862) назвал пищу, климат, почву и общий вид природы, т. е. ландшафт. Природа, считал И. В. Гете, "единственный художник: из простейшего вещества творит она... произведения... с величайшим совершенством... У каждого ее создания особенная cyiu-ность..., а все едино... Все люди в ней, и она во всех"88. Шеллинг утверждал идею продуктивности, "абсолютной деятельности" природы, писал о ступенях восхождения ее форм, о многообразии причин в природе. Г. Гегель считал, что "природа есть в себе некое живое целое", восходящее "по ступеням развития", "природа рассматривается как свободная в ее собственной жизнедеятельности"89. Согласно Л. Фейербаху, природа имеет основания "не в мыслях или намерениях и решениях воли, но в астрономических или космических, механических, химических, физических, физиологических или органических силах или причинах"90. Лев Ильич Мечников (1838-1888) предпринял попытку рассмотреть стартовые позиции развития цивилизаций в зависимости от особенностей гидросферы. В. О. Ключевский рассуждал о влиянии рек на общественную жизнь восточных славян: рассеивание рек и одновременно близость речных бассейнов обусловливали центробежную тенденцию и государственное объединение. Конечно, помимо географических, экономические, социально-политические, духовные и иные факторы играли существенную роль в развитии цивилизаций, центробежных и центростремительных процессов. Классики марксизма подчеркивали связь человека, природы и общества, природы и истории, роль материального производства в обеспечении противоречивого единства названных элементов системы, указывали наделенаправленный характер воздействия на природу, предупреждали, что при этом нельзя преувеличивать сознательное начало. Часто люди принимают в расчет только первый, наиболее очевидный результат, не умея предвидеть отдаленных последствий, которые часто уничтожают достигнутое. Это видно на примере уничтожения лесов под пашни в Междуречье. Маркс выделил: а) естественные источники средств жизни человека (дикие растения, плоды, животные и т. д.); б) естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и пр.). Первый вид богатств особенно важен для старта цивилизации, а второй - для высокоразвитого общества. Проблему единства человека с космосом обсуждали косми-сты XIX-XX вв. Современный человек, по мнению К. Э. Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство. В. И. Вернадский считал, что земная жизнь уникальна, она есть необходимое орудие удержания и преобразования на планете космической (прежде всего солнечной) энергии, а наделенный разумом человек ответствен за сохранение жизни. А. Л. Чижевский указывал на зависимость различных видов творческой деятельности человека от циклов солнечной активности. Лев Николаевич Гумилев (1912-1992, основные труды: "Этногенез и биосфера Земли", "Этносфера. История людей и история природы", "Ритмы Евразии") появление этноса объяснял за счет космического энергетического толчка. Ученый стремился понять движение этносов исходя из единства этнолого-географического, исторического и биоэнергетического подходов. Вряд ли корректно считать этнос "явлением природы", тем самым умаляя роль специфической ментальности, социальных факторов. Однако сама идея космического генезиса человека и общества плодотворна. Наукой XX в. сформулирован антропный принцип, согласно которому ритмы Вселенной и человека близки или совпадают. Антропный принцип требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек (см. также 4.1). Тем самым преодолевается разрыв между объектом и субъектом, а мир природы и мир человека сближаются. В синергетике человек рассматривается как фактор эволюции Вселенной, а последняя как бы устроена для того, чтобы человек мог ее осмыслить и освоить. Философская мысль отмечает двойственную роль природы по отношению к человеку. Сила природы слепа, пока мы неразумны. "Природа нам враг временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша задача..."91. На заре XX в. природа рассматривалась А. А. Богдановым как враг и в то же время полный таинственного очарования друг человека. По мнению ученого, необходимым дополнением "товарищеского сотрудничества" становится сотрудничество с природой. Богданов первым обрисовал возможности мирного использования атомной энергии и первым предупреждал человечество об опасности атомного уничтожения. В методологическом плане ошибочны как преувеличение роли природы (это особенно характерно для возникшей в XIX в. геополитики), так и недооценка географических факторов. Во второй половине XX в. утверждается представление о необходимости коэволюции, т. е. совместной, согласованной эволюции природы и человечества, о целесообразности ограничивать бесконтрольное и непродуманное употребление научно-технической мощи к природе, о необходимости сопоставлять цели деятельности с ее средствами и последствиями. Поясняя смысл термина "коэволюция", Н. Н. Моисеев писал: "Развитие человечества должно быть согласовано с развитием биосферы и не должно играть роли раковой опухоли и содействовать ее деградации"92. В идее коэволюции акцентируется внимание не на борьбу за существование и отбор, а на процессы кооперации, сотрудничества, взаимного обмена энергией. Стимулируется интерес к опыту натурфилософии, где подчеркивалась сопричастность души к природе, любви к ней. Возрождается русская духовная традиция, рассматривавшая явления через призму не только истины, но и добра, красоты. Эта традиция сочетала в себе научные и внена-учные ценности, она не устраняла рациональное, а брала его в качестве ипостаси цельного Духа. Коэволюционизм - наиболее реалистическая и здравая стратегия преодоления полярности между природой и обществом, она созвучна концепции динамического равновесия, устойчивого развития человечества. Носителем коэволюции, целостности природы и общества предстает человек. Пока он выдерживает напряжение взаимодействия, человек остается субъектом жизни. В противном случае возможны два варианта: а) деградация к дочело-веческой природе, ее низшим состояниям; б) превращение человека в простой фактор технического прогресса. Подлинно гуманитарны те стратегии, которые способствуют сохранению человека в его собственном качестве, в пределах меры. Коэволюционизм - человеко-соразмерный подход к миру, характеризует взаимодействие природы, техники и человека, это есть идеология сохранения природы, а, следовательно, и самосохранения человечества. Диалектика природы от неживой к живой. Жизнь как ценность. Природа - совокупность естественных условий существования человечества, окружающий человека динамический мир во всем многообразии своих проявлений. Природа существует по своим собственным, не зависящим от человека основаниям и законам. Возникновение земной жизни - закономерный результат предшествующей эволюции нашей планеты как элемента Космоса (хотя конкретные условия для появления жизни на планете Земля могут возникать в природе случайным образом). Современная наука называет стадии зарождения живого: появление химических и далее углеродистых соединений, белковых веществ и нуклеиновых кислот; их соединения породили коллоидные капельки, которые обладали первыми примитивными признаками жизни; возникновение белковых тел; появление одноклеточных и многоклеточных организмов. Первые признаки жизни на Земле появились примерно 3,8 млрд лет назад. 2 млрд лет назад возникли первые клетки, способные к использованию энергии солнечного света для химических реакций, в процессе которых выделяется кислород. Возникла биосфера. Среди гипотез, стремящихся объяснить восхождение жизни от простейших до высших организмов, известны "эволюционная" и "скачкообразная". По мнению сторонников первой гипотезы, которые модифицируют в свете данных современной генетики классическую дарвиновскую концепцию, видообразование является результатом постепенного изменения генетической структуры особей одного вида, накопления ими незначительных и малозаметных качеств, лучшие из которых закрепляются естественным отбором. Сторонники второй гипотезы опираются на факты существования таких мутаций, которые приводят к образованию нового вида как бы внутри старого в течение относительно короткого времени: сначала возникает новый вид, а затем он стабилизируется отбором. Обе эти гипотезы можно "синтезировать" формулой: в развитии жизни осуществляются революции (скачки) в эволюции. Первые 4/5 истории живого - примитивная жизнь, время одноклеточных организмов. Около 1 млрд лет назад произошла первая революция: на смену одноклеточным микроорганизмам пришли организмы, в клетках которых появилось ядро. 600-650 млн лет назад произошла вторая революция: возникли многоклеточные организмы. 0,5 млрд лет назад, когда Земля перевернулась примерно на 90° по отношению к оси вращения, эволюционные процессы, по одной из последних версий американских ученых, ускорились в 20 раз. Человек противостоит природе, одновременно он - ее часть и порождение. Объединяющим началом выступает труд, характеризующийся обменными процессами между обществом и природой. Возникновение человека положило начало формированию ноосферы, сферы разума. В 30-е годы XX в. это понятие ввел Леруа. Оно было углублено Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским. Последний трактовал ноосферу с материалистических позиций. Результатом производства является искусственная среда обитания, "вторая природа". Созданные человеком неодушевленные предметы и живые организмы (растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии) есть техномасса. Жизнь человека и общества -составная часть глобального кругооборота веществ, биогеохимического процесса. Как "вторая природа" выступает также культура - освоенная, возделанная, преобразованная человеком природа. Природа как царство стихийных сил, как нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное как бы уступает культуре. Отсюда вытекает необходимость господства человека над природой. Вместе с тем в природе господствует естественная необходимость, природа -образец совершенства. Значит, природа как бы превосходит культуру, поэтому человек должен учиться у природы. Сформулированные положения истинны во взаимодополняемости, в мере проявлений. Жизнь характеризуется как преобладание организованности, порядка над хаосом. Это более высокая организация материи, которая обладает свойством уменьшения энергоотдачи в окружающую среду и увеличения притока энергии из нее. Жизненный процесс как взаимоотношение между организмом и средой осуществляется на основе извлечения информации из отражения. Стремление к жизни, желание быть сильнее других, воля к власти, благородство и аристократизм духа - таковы некоторые установки и ценности "философии жизни", развиваемой с конца XIX в. в философии Ф. Ницше, В. Дильтея, А. Бергсона, О. Шпенглера. Если разум всегда человечески ориентирован, имеет цель, то "жизнь" выше любой целесообразности. Поэтому на первое место выходят интуитивные формы познания жизни. Имеются ценности жизни, безотносительные специфики культур. Они отражают "стадные инстинкты", массовые предубеждения (равенство, справедливость и т. п.). Ценность жизни понимается в разных подходах: а) как "благоговение" перед жизнью не только ради человека, но и других существ (Швейцер, Блэкстоун)*; б) сохранение жизни - необходимая предпосылка для существования человека и человечества - от протагоровского о человеке как мере всех вещей. Гуманистически ориентированный тезис о безграничном развитии человека, о человеке как мере всех вещей, не дополненный требованием ответственности человека перед всем живым на Земле и во Вселенной, превращается в тираническое отношение к природе. Поэтому первая позиция более осмотрительная, хотя и она не лишена недостатков. Главный из них заключен в том, что считается недопустимым какое бы то ни было вмешательство человека в биосферу. Впрочем, сформулированные положения следует рассматривать как взаимодополняющие друг друга. Функция человека как защитника природы способна защитить и человека от самого себя, т. е. сделать его мерой всех вещей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.223 (0.009 с.) |