Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек как предмет философии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Расширение и углубление знаний о мире вызвали интерес и к проблеме человека. В древней мифологии и философии человек истолковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн универсума. Природа, человек и божество в древнейшей картине мира слиты. Человек выступал как малый мир (микрокосмос) и большой мир (макрокосмос). Древневосточная космогоническая мифологема человека (индийская, китайская) пыталась представить два названных мира в их параллелизме. Китайский философ Конфуций (551^79 до н. э.) судьбу человека определял "небом", считал, что деление людей на "благородных" и "низких" не может быть изменено. Конфуций проводил нравственный принцип уважения и любви к старшим по возрасту и общественному положению, призывал к тому, что каждый человек должен учиться и нравственно воспитываться. Платон видел в человеке "существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях"170. Здесь выделены физический и духовный признаки человека. Аристотель полагал, что человек (свободный, рабы не считались гражданами государства) есть общественное животное, наделенное разумом, нравственно совершенствующееся в справедливом государстве. По мнению Аристотеля, социальность отличает человека от остальных живых существ. Аристотель давал типологию различных "уровней" души, выделив растительную, животную и разумную души. Растительная ведает функциями питания, роста и размножения. У животной души к этим функциям прибавляется ощущение, а вместе с ним и способность желания. Разумная душа, которой обладает лишь человек, наделена, помимо перечисленных функций, высшей из способностей — рассуждением и мышлением. В человеке бессмертен только разум: после смерти тела он сливается с вселенским разумом. Помимо идеи о совершенствовании индивида путем его включенности в общественное целое (в государство), проводилась мысль о добродетельной и счастливой жизни путем освобождения человека от власти внешнего мира, от социально-политической сферы (например, в этике Эпякура, см. 2.1). В средневековой философии человек рассматривался как образ и подобие Бога, как момент движения к Богу. (В то же время сохранялся взгляд, что человек — разумное животное,) В человеке усматривалась трагическая расколотость. Он владеет божественным даром - свободной волей и одновременно опускается ниже любого скота, находится в рабстве у своих страстей и влечений. Человек выше космоса и должен быть господином природы, но из-за своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от божественного милосердия. Эпоха Возрождения вместо религиозно-аскетичной идеи о греховности плоти и земной жизни человека провозгласила его величие, свободу, достоинство, могущество разума. Гуманизм открыли и отстаивали А. Данте, Ф. Петрарка, Леонардо да Винчи, Т. Мор, Э, Роттердамский, Н. Макиавелли, Д. Бруно, Ф. Бэкон, Ф. Скорина и др. В новое время внимание обращалось на внутренний мир человека. Субъективность, выраженная в формуле Р. Декарта "мыслю, следовательно, существую", стала наидостовернейшей реальностью и критерием всего сущего. Блез Паскаль (1623— 1662) подчеркивал связь разума с нравственностью, ибо величие человека заключается в способности мыслить, а это есть начало нравственности. Человек, оторванный от Бога, сам стал вещью, оперирующей (действующей) материальными и идеальными предметами. Итак, было положено начало "деятельностной парадигме", в рамках которой человек осознавал себя. Философы нового времени пытались раскрыть природные основы человека. "Природа человека есть сумма его природных способностей и сил. таких, как способность питаться, двигаться, размножаться, чувство, разум и т.д. Эти способности... содержатся в определении человека как одаренного разумом животного"171. Физические и духовные способности, основные качества людей (разумность, стремление к благополучию, счастью, справедливости, добродетели) могут реализоваться, по мнению Гоббса, в государстве, построенном на основе общественного договора. Д. Локк придавал важную роль формированию гармонии физического и духовного начал личности ("Здоровый дух в здоровом теле"). Французские материалисты ХУНТ в. также стремились преодолеть противопоставление тела и духа, но допускали при этом упрощения. Например, Гольбах, исходя из утверждения, что наши души подчинены тем же физическим законам, что и материальные тела, отрицал свободу воли в действиях людей, склоняясь к фатализму. Механицистскую трактовку в понимании человека пытались преодолеть представители классической немецкой философии. Гегель полагал, что свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность, через включение в многообразие отношений общественной жизни (семья, собственность, государство, право и т. д.). Рассматривая человеческий труд. Гегель истолковывал его как целесообразную деятельность, протекающую в рамках причинных зависимостей, раскрыл диалектику индивидуального и социального. Однако практическую деятельность Кант, Фихте и Гегель понимали абстрактно как деятельность мышления, воли, духа. Кант, рассматривая проблему автономности человека, ввел термин философская антропология. В более позднем (с конца XIX в.) понимании это есть учение о природе и сущности человека. Кант писал о параллельном существовании человека в "мире природы" и "мире свободы". По мнению Л. Фейербаха, сущность человека в значительной мере определяется его телом, а сам человек обладает разумом, сердцем и волей, способными к любви. Человек, включая и природу как свой базис, является универсальным и высшим предметом философии172. В этом подходе, наряду с несомненными достоинствами, отсутствует исторический взгляд на человека, не объясняется, почему у разных людей столь различно содержание их духовной жизни. А. И. Герцен.верно заметил, что человек не только подвергается воздействию внешнего мира, но и изменяет его. Н. Г. Чернышевский мечтал об установлении нового строя, в котором собственник и работник соединятся в одном лице. Русская философия XIX в. рассматривала человека в концепциях "философии тотальности" (целостности, коллективности) и "философии индивидуальности". Первое направление представляли славянофилы. Крестьянская община выступала у них как идеальный "нравственный мир", внутри которого только и возможен подлинно нравственный субъект, сочетающий личностное и коллективное начала. Западники ориентировались на западноевропейскую цивилизацию, на личностное начало, критиковали православие. Ф. М. Достоевский делил историю на три стадии: патриархальность (естественная коллективность), цивилизация (болезненная индивидуализация) и христианство как синтез предыдущих. К. Маркс и Ф. Энгельс развили общематериалистическую идею детерминации человека объективной природной и социальной реальностью. Эта концепция дополнена развивавшейся в рамках идеализма идеей человеческой активности, деятельности. Марксизм связывает понимание сущности человека с общественными условиями его функционирования и развития, сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается предпосылкой и продуктом истории. Ф. Энгельс отмечал, что человек всей плотью и кровью принадлежит природе. Однако главное в человеческой природе - социальная обусловленность. Марксизм не нивелирует и не принижает специфические качества отдельных личностей, учитывает характер, волю, способности, страсти человека. К. Маркс (в первых вариантах "Капитала") называл условия повышения степени свободы людей: уничтожение принудительного наемного труда; следовательно, устранение в общеисторическом масштабе пролетариата; рост "свободного времени". Освобождение человека труда на основе революционного преобразования строя частнособственнических отношений, создания качественно новых условий жизни и труда трактовалось Марксом и Энгельсом как утверждение гуманизма. Маркс показал, что вопросы политики, права и морали коренятся в сфере экономики, а жизненная ориентация сознания обусловлена историей труда и классовой борьбы. Такой подход был обусловлен конфронтаци-онной природой раннего капитализма. Одновременно Маркс открыл тенденцию возрастания роли субъективного фактора в истории. В. И. Ленин, отталкиваясь от этих положений, сформулировал идеологию революционного активизма. Представители антропологической философии, особенно экзистенциалистской, выступили против "диктата" философских абстракций и материальных вещей, основной темой своих размышлений избрали существование, духовный мир человека. Экзистенциалисты считают, что гуманизм находится под угрозой из-за технизации общества и человека, опасности ядерной войны, марксистской доктрины, абсолютизирующей всеобщность труда и техники. В условиях ускорения общественного прогресса религиозная философия обновляется, "антрополизируется". Н. А. Бердяев провозглашал: "Много писали оправданий бога, теодицей. Но наступает пора писать оправдание человека, - антроподицею"173. По мнению философа, человек поставлен перед многими мирами в соответствии с разными формами активности: миром обыденной жизни, религиозным, научным, художественным, политическим, хозяйственным. Эти миры кладут печать на формацию личности, на восприятие мира. Бердяев в своих работах "Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого", "О назначении человека" видел диалектическую противоречивость человека: он ограничен и бесконечен, мало вместителен и может вместить вселенную, в глубине бессознательного выходит за границы сознания и приобщается к космическим стихиям. Человек потенциально заключает в себе все и актуализирует лишь немногое. Человек - предмет познания и вместе с тем познающий мир. Он есть существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать. Человек есть создание социальной среды и, наоборот, последняя формируется человеком. Человек зависит от природной среды и одновременно гуманизирует ее. В целом человек, - заметил Бердяев, - предпосылка всякого философского познания, ведь философствует человек и для человека. Весомый вклад в разработку философской антропологии внесли также Эрнст Кассирер (1874-1945), определивший, что человек - это животное, изобретшее символы и живущее в их мире, и Макс Шелер (1874-1928), утверждавший, что человек есть существо свободное, открытое, находящееся еще в становлении и формировании. Современных зарубежных теоретиков волнуют вопросы смысла и ценностных ориентации человека, путей его самореализации. А. Печчеи, анализируя тотальную технизацию жизни, отметил необходимость "человеческой революции" через повышение духовности личности174. По мнению ряда философов, задача состоит в том, чтобы с помощью физиологии, медицины и психотехники сделать труд более здоровым, адаптировать машину к человеку. Для контроля над техническим прогрессом необходимы как "внешние меры" - изменение способа производства -так и "внутреннее усилие человека", при котором он исходит из своего разума, воли, любви и других движений души. Тем самым достигается "целостность" человека. Д. Оттен, Г. Вобруб, Г. Глязер, Л. Браун считают, что преобразование общества в направлении зрелой культуры с помощью передовой технологии предполагает высокую квалификацию, развитую общую культуру человека, увеличение досуга, изменение индивидуального стиля жизни. Ф.Гросс подчеркивает, что основным условием существования сложных обществ является плюрализм. Он требует не только терпимости к ценностям различных групп и наличия при этом некоторых общих норм, но и "экономической демократии" (сосуществования различных форм экономической деятельности), социальной справедливости (отсутствия социального и экономического неравенства, больших оазличий в доходах). В целом современная социально-философская мысль называ-ряд закономерностей развития сущностных сил человека: их ^прерывное усложнение; опережающее развитие способностей сак показатель качественного изменения личности; увеличение ~:пени свободы развития человека; рост основательности исто-)ического действия, что проявляется как результат аккумулятив-яого развития сущностных сил человека. Современная концепция антропологического детерминизма не "сводит" историю только к закономерностям развития субъективного фактора, а объясняет общество взаимопроникающим единством объективного и субъективного в историческом процессе. Составляющими феномена гуманизма называют: а) особое ("человеческое") отношение к живой и неживой природе в их экологических связях с социумом; б) специфическое социальное чувство (сочувствие, сострадание, соучастие); в) нравственный образ жизни на достойном для человека материальном базисе; г) система высших ценностей (Добро, Истина, Красота, Вера, Труд как человеческие меры бытия); д) практические социальные действия с ориентацией на человека как высшую цель175. Утверждение гуманизма есть альтернатива таким нежелательным возможностям в дальнейшей эволюции социоантропной тотальности, как: а) формирование одномерного человека, направляющего свою энергию на реализацию какого-либо частного момента своего бытия (человек - функция); б) превращение человека в условиях электронной цивилизации в "виртуальное" существо с последующей заменой его киборгом, биокомпьютером. Итак, история философской мысли зафиксировала: открытие человеком самого себя в его взаимодействии с космосом, миром, обществом и самим собой, источники активности человека; не только включенность в социально-природное целое, но и саморазвитие человека, относительно независимого от внешнего мира; наличие особых сущностных сил человека, единство в нем космосо-природно-биологического, социального и духовного, гармонию тела и духа, физического и духовного; гуманность как наиболее характерное проявление человека; противоречивость человека, единство в нем объекта и субъекта истории.
Антропосоциогенез. Становление человека (антропогенез) и формирование общества (социогенез) в совокупности составляют антропосоциогенез. Он длился 3-3,5 млн лет. В соответствии с эволюционно-трудо-вой теорией считается, что человек произошел от обезьяны. Для поведения предка человека (гоминида) характерны: а) ограниченные индивидуальные вариации поведения, основанные на инстинктах; б) решающая роль генетической наследственности; в) объединение в стадо с доминирующим индивидуальным инстинктом самосохранения; г) биофизиологическое разделение функций. Преодоление недостатков биологического способа поведения гоминидов и сильно ухудшившиеся (согласно гипотезе) условия их обитания подтолкнули к появлению принципиально нового, социального способа существования предчеловека и превращению его в человека. Материальным носителем и отчасти источником происхождения и развития социального являются биоструктуры (биологическую предысторию человека описал Ч. Дарвин), Для скачка в общественный способ существования предки человека имели необходимые биологические предпосылки: уникальный мозг, способный не только к условно-рефлекторной, но и к конструктивной деятельности; прямохож-дение, освободившее передние конечности; развитую кисть руки, способную совершать трудовые операции*; гортань, умеющую издавать членораздельные звуки: взгляд, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве; пластичность врожденных импульсов, что способствовало развитию сложных образцов поведения и приспособления к различным условиям среды; длительная опека родителями детей, приводившая к лучшему биологическому созреванию и обучению; относительная устойчивость сексуального влечения, влияющая на качество потомства. Процесс выделения человека из животного мира совершался первоначально посредством инстинктивной предтрудовой деятельности. Характеристиками последней служат: бессознательный тип побудительного мотива деятельности; преимущественно биологический характер деятельности; неотчуждаемый и невоспроизводимый тип продукта деятельности; существование пред-человека как элемента природы. Предчеловек оказался подготовленным к тому, чтобы взять в руки палку или камень, удлинить таким образом свои конечности, перейти к усилению своих естественных возможностей искусственными средствами. От приспособления к природе он перешел к ее преобразованию, труду. "Труд создал самого человека"176. Инстинктивная предтрудовая деятельность заменялась трудом, где мотив деятельности стал осознанным, сама деятельность приобрела цель - удовлетворение запросов в материальных благах, а продукт деятельности сделался отчуждаемым и воспроизводимым, человек же стал противостоять природе. Начало изготовления орудий труда - исторический рубеж в ста-эвлении человека и общества. Есть свидетельства того, что изго-шление простейших орудий началось на 1-1,5 млн лет раньше, чем >явились речь и мышление. Первоначально решающую роль в юизводстве и быту играли навыки, умения, а не разум. Это дает жования утверждать, что человек в своем развитии проходит ста-* умелого, прямостоящего и человека разумного. Уже в 60-е годы XIX в. Геккель, Гексли и Фохт сформулиро-ти одно из затруднений трудовой теории происхождения чело-- "недостающего звена", морфологически определенной формы между обезьяноподобными предками и современным человеком. А в 90-е годы XX в. немецкие ученые-генетики, исследуя молекулы ДНК из остатков неандертальца стотысячелетней давности, найденного в окрестностях Дюссельдорфа, пришли к выводу, что неандертальцы не являлись предшественниками современного человека, а были вымершей побочной линией эволюционного развития (см.: Известия. 1997. 17 июля. С.З). Скептически относясь к трудовой теории происхождения человека, ряд исследователей особое внимание обратили на духовный фактор появления человека. "Парадокс человека", по мнению Тейяра де Шардена, состоит в том, что переход осуществился не через морфологические изменения, а внутри, через развитие сознания, психики, разума (абстрагирование, обдуманный выбор и изобретательность, рассчитанное восприятие пространства и длительности и т. д.), лишь завуалированное морфологией177. Американец Л. Мэмфорд обратил внимание на то, что вовлечение в производство моторно-сенсорных координации не требовало и не вызывало значительной остроты мысли. У многих насекомых, птиц, млекопитающих появились более радикальные новшества, чем у предков человека: сложные гнезда, бобровые плотины, геометрические ульи, урбаноидные муравейники и пр. Значит, преимущество человека состояло не в том, что он стал использовать орудия, а в том, что он изначально являлся использующим главным образом свой ум самосовершенствующимся животным. Действительно, в ряде случаев животные осуществляют орудийную деятельность, содержащую в себе "ручной интеллект" или "практическое мышление" (А. И. Леонтьев). Однако в отличие от животных, манипулирующих готовыми предметами внешней среды, люди своей деятельности придали целенаправленный характер. В предметно-практической деятельности воплощаются физические и духовные способности человека, развиваются мышление, речь, самосознание и различные способности. В физическом и умственном развитии человека (т. е. в изменении морфологии и развитии рассудка*) фактор труда имеет решающее значение: Нет функциональности самой по себе, полностью лишенной морфологической основы. Мозг (морфология) и сознание (функциональное состояние) представляют собой две стороны единого целого. Поэтому в известной степени снимается вопрос о первичности изменения органов тела, особенно руки, использующей и изготавливающей орудия труда, и развития при этом мышления. Понимание единства материального и идеального есть движение к синтезу нового знания на основе достижений и материализма, и идеализма. а) в дочеловеческой истории взаимодействовали предок человека и природа. Затем число элементов в системе возросло: человек - орудие труда - предмет труда - природа. Рост числа связей и их усложнение увеличивали возможности рациональной оценки связей и развивали способность выбора. А само появление орудия труда (например, рубила) и потребности в его совершенствовании (например, изготовления из рубила ножа, топора и т. д.) обнаруживает уже наличие сознания у человека. Возникавшие потребности развития инструментов носили не биологический, а социальный характер; б) в процессе труда человек познавал не только внешние связи, но и внутренние свойства вещей, их сущность, предназначение, развивая свои аналитико-синтетические способности; в) результат труда по времени отделялся от непосредственного трудового акта. Например, человек бросал зерна в землю, а итог этих действий выражался в более позднем урожае. Освоение участков земли для собирательства, скотоводства, земледелия шло через перемещения в пространстве. В результате формировались опосредованные, причинно-следственные связи, воображение, широта мышления; г) вместе с формированием руки изменялись другие органы тела. Увеличение и усложнение трудовых операций, связей с природными объектами и между индивидами, употребление мясной пищи, обработанной на огне, увеличивало и усложняло человеческий мозг; д) в процессе перехода от предтруда к труду ослаблялась ин-гинктивная основа поведения, становившаяся все более осмыс-тенной, формировались воля, конструктивные способности людей, их интеллект, усложнялись разнообразные потребности че-ювека. При постоянно возобновляющемся процессе труда формируйся социокультурное объединение людей. Средством организации совместных действий, хранения и передачи знаний, выраже-шя норм общения становился язык. Слово стало выявлять и ма-Чриализовывать умственные способности человека. Итак, труд, 1ышление и речь* спасли предчеловека в той проблемной си-уации, в которой он очутился (неприспособленность к изме- Таким образом, труд и духовность (а также язык) как факторы формирования.человека оказываются не разорванными, а соединенными. Это сближает эво-люционно-трудовую и так называемую духовную концепции происхождения человека. нившимся условиям жизни, плохая защищенность от хищников) и сформировали человека. Для него характерно преодоление врожденного и развитие норматив но-преемственного, ценностного, многовариантного поведения (культура). Общественные отношения, складывавшиеся в процессе трудовой деятельности, формировали у людей социальные качества, которые надстраивались над их инстинктами и ограничивали, существенно их модифицировали. В зависимости от материально-трудового фактора американский ученый Льюис Морган (1818-1888) выделил в истории человечества три исторические эпохи - дикость, варварство и цивилизацию. Эпоха дикости характеризуется применением огня, возникновением охотничьего промысла и изобретением лука; варварство - гончарным ремеслом, приручением животных и возделыванием полезных растений, плавкой железной руды; эпоха цивилизации открывается изобретением буквенного письма, созданием огнестрельного оружия. Если Морган в основу классификации истории положил сугубо материальный фактор и его отдельные предметы, то К. Маркс и Ф. Энгельс - экономический базис во всей его глубине, рассматривая развитие средств производства и их влияние на характер общественных отношений. Отмечая возникновение скотоводческих племен, Маркс выводит из этого акт первого крупного общественного разделения труда и разделение общества по социальным признакам. Возникла возможность производить продуктов больше, чем было нужно для непосредственного потребления. За счет излишков представилась возможность нанимать рабочую силу. Стало выгодно пленных превращать в рабов, труд которых приносил прибыль. Частная собственность появилась не столько в результате грабежа и насилия, сколько в ходе спонтанного развития общества как господство над людьми, основанное на господстве над вещами. Растущее разнообразие труда человека (скотоводство, земледелие, гончарное дело) привело ко второму крупному общественному разделению труда: труд оплачивался не только натурой, а в условиях взаимодействия различных отраслей появился посредник и эквивалент товара -деньги. Последующее разделение труда, на городской и сельский, преимущественно умственный и физический, привело к появлению социальных групп и классов. Для координации отношений между классами и слоями возникло государство и право. Труд выступает важнейшим системообразующим не только политико-экономическим, но и социокультурным понятием. Ш. Фурье, К. Маркс, Ф. Энгельс и А. А. Богданов перемену (подвижность) труда рассматривали как необходимое условие всестороннего развития личности. Продукт труда выступает в качестве вешественного посредника общения людей. Трудовая гипотеза происхождения человека в современной философии подвергалась существенным дополнениям. В качестве основной причины выделения человека из животного мира называются мутации, вызванные либо жесткими излучениями вспышки сверхновой звезды, либо инверсиями полюсов геомагнитного поля (это могло привести к появлению австралопитека, питекантропа, неандертальца и, наконец, человека), либо тепловым стрессом. В настоящее время человек в науке и философии рассматривается не только как высшая ступень в развитии материального мира, но и порой как тупиковая ветвь эволюции, природная патология, как этап в возникновении новой, постсоциальной формы движения материи. Как выражение ценностного поведения возникли нравственно-социальные нормы; запреты на кровосмесительство, на убийство соплеменника, требование поддержания жизни (прокормления) любого из членов рода, позже распространившееся на человеческий род в целом и на животных. Нравственность - один из факторов антропосоциогенеза. Она лежит в основании человеческой психики и ее первичных социальных проявлений. Карательные меры, которыми первобытная община принуждала своих членов к соблюдению простейших нравственных требований, воздвигали преграды для возврата первочеловека в животное состояние. Важную роль в становлении человека и общества сыграло производство людей самими людьми (демографический фактор), Для человека характерно наличие избыточной (по сравнению с животными) половой активности. Повышенная сексуальность человека не следствие его "греховности", а особый механизм выживания в условиях жесткого давления окружающей среды. Половая любовь выступала важным фактором миролюбия в отношениях между общинами, родами, племенами. Продолжение человеческого рода как биосоциальный процесс находится в органическом единстве со сферой производства средств к жизни и средой обитания. Переход от собирательства и охоты к производительному жизнеобеспечению — земледелию, скотоводству, ремеслу - был первым обнаружением ускоряющегося производственно-технического прогресса и роста народонаселения (30-40 тыс. лет назад). Неолитическая революция (7-5 тыс. лет до н. э.) привела ко второму демографическому всплеску. Третий демографический взрыв - детище XX века, современной НТР, следствие успехов медицины и гигиены. Социальная причина роста населения связана с неравномерностью развития разных стран и регионов. Сложно переплетаются экономические процессы и эталоны демографического поведения. Для последних характерна самостоятельность и длительность их формирования, относительная устойчивость. В благоприятной экономической среде имеются предпосылки для роста населения. Вместе с тем обогащение потребностей, складывающиеся высокие стандарты жизни тормозят рост населения. Ведь при большем числе людей на каждого члена сообщества приходится меньше материальных благ, а в семье остается меньше свободного времени для всестороннего личного развития. К тому же неконтролируемый рост населения повышает экологическую нагрузку', уменьшает пространственные параметры жизни. Современный демографический взрыв уже прошел (в 60-е годы) свой апогей. Демографы высказывают гипотезу, устанавливающую "потолок" в 8 млрд жителей Земли. С позиций синергетической методологии (близкой к идеям постмодернизма), в закономерности роста населения содержится возможность неустойчивости, демографических циклов, переключений режимов. "...Можно предположить, что рост экономического и культурного уровня, увеличение связей, контактов, обменов между людьми, развитие инфраструктуры общества как аналог диссипативного фактора на социальной среде в некотором смысле приводит к торможению демографических процессов, подавляет рост народонаселения"178. Колебания численности населения происходят не только во времени, но и в пространстве: население концентрируется к центрам (рост крупных поселений) и растекается от центров (стремление к оптимальным размерам поселений с оптимальной численностью порядка 100-300 тыс. жителей). Рост населения не является самоцелью. Оказалось целесообразным, ограничив в разумных пределах рождение детей, уделить больше внимания и ресурсов сохранению и восстановлению здоровья* (биологического и социального), увеличению длитель- Синергетический подход к здоровью человека- это возвращение к самому себе, когда врач уважает способность тела к самоисцелению и не пытается господствовать над процессом исцеления. ности жизни, с тем чтобы достигнуть гармонии между количеством и качеством населения. Здоровье, психофизиологический комфорт жизни, динамичность стиля поведения в единстве со стабильностью - главные черты качества народонаселения. (Гераклит говорил: "Для меня один важнее 10000, если он наилучший".) В ходе антропосоциогенеза люди выступают как продукт и одновременно творцы обстоятельств. Отсюда следуют ряд подходов к человеку. 1. Объектно-генезисный подход выявляет факторы формирования человека: а) космические, экологические, де-- мофафические, социально-экономические, политические условия жизни, шире - макросреда; б) микросреда, т. е. непосредственное окружение, в первую очередь семья, трудовой коллектив; в) социальные общности людей, межличностное общение; г) общественные и политические организации, партии, формирующие общественное мнение, ценностные ориентации, морально-психологический климат; д) система обучения и воспитания; е) средства массовой информации и учреждения культуры. К. Маркс в "Тезисах о Фейербахе" человека в своей сущности определял как совокупность всех общественных отношений, т. е. сущность человека располагается "во вне" человека, в обществе. Эта внешняя к человеку реальность есть не сама сущность, а то, что позволяет обнаружить, проявить сущность человека. Однако человек соотнесен не только с обществом, а Универсумом, Миром, со всей Историей, с другим человеком (см. тему 4). Если в марксистской трактовке человека подчеркивалась роль социологического фактора (хотя и не сводимая к нему), то в фрейдистской - психологического, бессознательного. 3. Фрейд доказывал, что культура выводится из человека, в конечном счете, из его бессознательных влечений. Сожительство людей, утверждал Фрейд, покоится на обусловленной внешней необходимостью принудительности труда и на силе любви. Человек управляется сексуальными влечениями, стремится к наслаждению, а общество с его "принципом реальности" выступает в роли цензора. Человек нуждается в любви и авторитете не меньше, чем в самосохранении. Как только половое влечение подчинилось первым требованиям культуры, оно стало источником величайших культурных достижений. 2. Человек не только объект среды, но и ее субъект, действующее лицо истории, творит мир и самого себя, но не произвольно, а в наработанных природой и историей объективных условиях и обстоятельствах, сообразуясь с логикой действительности, оценивая ее. Субъектно-функциональный анализ раскрывает включенность человека в главные сферы деятельности, общения и познания и характеризует его как производительную, социальную, политическую и духовную силу общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.29 (0.015 с.) |