Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, задачи, методы психологии. История психологии.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ГРУПП Программа и методические рекомендации Ростов-на-Дону - 2011 - ВВЕДЕНИЕ Современная система профессионального образованияориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство. Это сопровождается существенными изменениями в методике преподавания всех дисциплин. Идет интенсивный поиск новых форм учебно-методического обеспечения образовательного процесса при подготовке будущих специалистов. Предлагаемая программа представляет собой компактное изложение основ важнейшей для будущих специалистов дисциплины «Психология личности и групп» и определяет ориентиры более обстоятельного усвоения содержания психологии, способствует организации самостоятельного процесса изучения дисциплины. Данная программа и методические рекомендации построены в соответствии с современными требованиями организации профессионально обучения в вузе и может использоваться: 1) преподавателями психологических дисциплин при построении учебных курсов, занятий, а также при организации самостоятельной работы студентов; 2) студентами, изучающими психологию в качестве основы для самообразования, при подготовке к семинарским и лабораторным занятиям, экзамену. В методические рекомендации включены задания для самопроверки, примерные вопросы теста достижений по дисциплине, которые могут использоваться студентами для итоговой и промежуточной аттестации. В целях облегчения поисковой работы студентов также представлены некоторые методики экспериментального исследования компонентов психики, которые могут быть использованы как на лабораторных занятиях, так и в самостоятельной работе. Данная программа и методические рекомендации призваны стать ориентиром по организации и активному усвоению изучаемой дисциплины на непсихологических факультетах как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Психология личности и групп» Пояснительная записка Курс "Психология личности и групп" направлен на изложение современного состояния природы психики, о ее специфике, структуре и динамике, а также на то, чтобы представить систему категорий и понятий, с помощью которых наука выражает все многообразие проявлений человеческой реальности. Предмет изучения – внутренний, субъективный мир человека; его система взаимосвязей и отношений с другими людьми. Психология интегративная наука о человеке изучается вслед за физиологией, надстраивая свои знания на данные этой дисциплины. Психология изучается параллельно с педагогикой, предполагая, что знания об организации учебного процесса настраиваются на общие знания о фактах, механизмах и закономерностях психической жизни человека. Также психология изучается параллельно с естествознанием, определяя психику как часть биосистемы биосферы Земли. Кроме того, знания психологии настраиваются на уровень знаний бывшего школьника по биологии, химии, обществознанию, затрагивают такие области знаний, как социология, философия, этике, изучаемые в вузе. Цели и задачи дисциплины
Психология является структурообразующей, фундаментальной научной дисциплиной для системы педагогического образования. Любые знания создает, сохраняет, воспроизводит, принимает только реальный живой человек, его конкретная психика. Поэтому чем больше мы будем знать о человеческой психике, чем грамотнее и гуманнее учитывать в образовательном процессе ее феноменологию, закономерности и механизмы, тем эффективнее и человечнее будет целенаправленный учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. Образование как образование человека без психологии немыслимо. Курс «Психология личности и групп» – это первое серьезное знакомство с психологической наукой и практикой. Основная его цель – это введение студента в мир человеческой психики, приобщение к научному его пониманию, отличающемуся от бытовых, упрощенных и иррациональных описаний. Главное заключается в усвоении студентом основных, конституирующих понятий современной психологии, в привитии научного подхода к изучению вездесущей психологической феноменологии. Цель дисциплины: § познакомить студентов с фундаментальными понятиями психологии, основными теоретическими направлениями и подходами, проблемами и принципами их решения; Задачи дисциплины: § раскрыть содержание психического облика и индивидуально-психологических особенностей человека; § способствовать пробуждению, сохранению или развитию интереса к психологии; § освоение нормативной лексики; § формирование у студентов представлений о фактах и общих закономерностях психики; § создание установки на перенос полученных в процессе обучения знаний в практическую деятельность; § сформировать представления о методах научного исследования в психологии; § создать у студента целостное представление о человеке как о развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности. § выработать личностное отношение к профессиональной деятельности. Требования к уровню освоения дисциплины
Студенты должны знать: § методологические основы современной отечественной и зарубежной психологии § характеристику психологии как науки; § основные психологические факты и их интерпретацию; § методы психологического исследования; § знать основные категории и понятия научной психологии; § знать основные направления, подходы, теории в психологии и современные тенденции развития психологических концепций; § иметь представление об индивидуальных особенностях человека, эмоционально-волевой регуляции его поведения, мотивационной сфере, самосознании, познавательных процессах и личностном росте в целом. § о происхождении и развитии психики в ходе эволюции; § об особенностях сознания как высшей формы психической жизни; § об основных закономерностях функционирования психики;
Студенты должны уметь: § овладеть системой теоретических знаний по основным разделам психологии; § диагностировать различные психологические признаки и правильно обрабатывать, интерпретировать полученные результаты; § анализировать собственный личностный рост; § давать рефлексивную оценку собственному поведению; § научно обосновывать собственную позицию при анализе психологических фактов; § критически работать с литературой; § вести научную дискуссию; § использовать понятийный аппарат психологии; § проводить методологический анализ исследований; § организовывать и планировать психологический эксперимент; § применять психологические методы (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, некоторые тесты) и интерпретировать результаты в исследовательских целях.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Внимание. Виды, свойства и функции внимания. Условия, поддерживающие произвольное и непроизвольное внимание. Развитие внимания. Человек как личность. Человек как предмет психологии. Понятие о личности. Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Биологическое и социальное в личности человека. Границы понятия «личность». Подходы к изучению личности. Теории личности. Понимание структуры личности в теории Б.Г. Ананьева. Компоненты эмпирического «Я» (физическое, социальное, духовное) в работах У. Джеймса. Теория черт, психоаналитическая теория личности (Я, Оно, Сверх-Я) З.Фрейда, К-Г.Юнга, А.Адлера, Э.Эриксона; гуманистическая теория личности (К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкла), теория социальных ролей. Психологическая структура личности. Направленность как стержневая характеристика личности. Потребности как внутреннее условие, предпосылка жизнедеятельности и как сила, направляющая и регулирующая деятельность. Активность личности. Мотивы: понятие, функции (побуждающая, направляющая и смыслообразующая). Основные характеристики мотивов: динамические (модальность, устойчивость) и содержательные (предметность, действенность, мера осознания, место в структуре мотивации). Виды мотивов и уровни их осознания. Осознаваемые мотивы: интересы, убеждения, ценности, мировоззрение, идеалы. Мотивация. Самооценка. Уровень притязаний личности. Факторы, определяющие уровень притязаний. Направленность личности как система доминирующих мотивов. Неосознаваемые мотивы: установка, внушаемость. Цели личности. Самосознание личности. Самосознание как психический процесс восприятия себя в различных ситуациях (самопознание). Образ «Я». Самопознание как соотношение себя с Другим. Рефлексия, механизмы и средства рефлексии. Формирование и развитие личности. Внутренне противоречие как источник развития. Личность и индивидуальность. Индивидуальность человека как совокупность психических качеств, способов поведения, отличающая его от других.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ
Семинар 1. Человек как предмет познания психологии. План 1. Предмет науки изучения психологии человека. 2. Методика и методология. 3. Основные методы психологии: наблюдение и эксперимент. Терминологический тезаурус: психология, предмет психологии, сознание, подсознание, бессознательное, единство сознания и деятельности, методы психологии, наблюдение, эксперимент, психика. Указания к выполнению задания: выделите специфику предмета психологии, сравнив его с предметами анатомии, естествознания, физиологии и другими уже известными вам науками о человеке, исходя из этого, обоснуйте роль психологии в системе наук. Определите современное понимание психики. Уясните содержание психики, выделив в ней психические процессы, психические состояния и психические свойства. Рассмотрите их биологическую и социальную детерминацию. На этой основе разграничьте житейское и научное знание в психологии по параметрам: природа появления, предмет, задачи, законы, методы исследования, категории. Охарактеризуйте методологические подходы современной психологии, ее принципы и методы исследования психики. Рассмотрите методы науки и выделите отличия методов психологии от методов естественных и гуманитарных наук, научитесь устанавливать взаимосвязь методологии и методов психологии. Раскройте содержание понятия сознание и определите его особенности как высшей формы психической жизни. Уделите особое внимание современному пониманию его содержания, биологической и социально-исторической детерминации и развития. Постройте модель вашего понимания психики изучения ее современной психологией. Вопросы для самопроверки: 1. Что является предметом психологии? 2. Чем отличается житейское и научное понимание психологии? 3. Какова структура современной психологии?
Семинар 2. Деятельность. План 1. Активность. Понятие о деятельности. 2. Структура деятельности. 3. Виды деятельности (игра, учение, труд). 4. Происхождение внутренней деятельности. 5. Личность и деятельность. Терминологический тезаурус: активность, действие, деятельность, игра, операция, труд, учение, цель.
Указания к выполнению задания: определить психологическую сущность деятельности, как активного отношения к миру через его целесообразное изменение и преобразование. Рассмотрите ее генетический, динамический и структурно-функциональный аспект. Выделите роль деятельности в жизни человека. Научитесь выделять внешние и внутренние компоненты деятельности и, на основе этого охарактеризуйте место и функции каждого элемента структуры. Обратите особое внимание на иерархическую структуру мотивов личности в системе компонентов деятельности. Опишите процессы опредмечивания – распедмечивания в деятельности, связывающие ее внешнюю и внутреннюю стороны. Рассмотрите следующие характеристики деятельности: предметность, социальность, общественно-историческая природа, опосредованность, целенаправленность, продуктивность. На этой основе охарактеризуйте основные виды деятельности: игра, ученье, труд.
Вопросы для самопроверки: 1. Что лежит в основе деятельности? 2. Из каких компонентов состоит деятельность? 3. Что характеризует человеческую деятельность? 4. Чем отличаются друг от друга виды деятельности? 5. В чем природа и механизмы внутренней деятельности? 6. Какова роль деятельности в существовании личности? 7. Что такое умение и навык? Как протекает процесс формирования навыков и от каких условий зависит успешность их формирования? САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Блок-модуль 1. Естественнонаучные основы психологии. План 1. Понимание структуры личности в теории Б.Г.Ананьева. 2. Компоненты эмпирического «Я» (физическое, социальное, духовное) в работах У.Джеймса. 3. Психоаналитическая теория личности (Я, Оно, Сверх-Я) З.Фрейда, К.Г.Юнга, А.Адлера, Э.Эриксона). 4. Гуманистическая теория личности (К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл). Терминологический тезаурус: бессознательное, механизмы психологической защиты, либидо, сверхсознательное, Я-концепция, самоактуализация, смыслы жизни, эпигенезис, идентичность. Указания к выполнению задания: разберитесь в нормативной лексике предлагаемых школ по проблеме личности. Для этого выясните ключевые моменты в трактовке личности данными подходами, проанализируйте и сравните трактовку понятия «личность» предлагаемыми направлениями в психологии, выработайте собственную позицию в понимании феномена личности и определите собственные дефиниции по данному вопросу. Контрольные вопросы: 1. Что лежит в основе понимания личности различными теориями? В чем их разногласия? 2. Опишите понимание структуры личности различными теориями. Сравните их. 3. Каковы основные механизмы существования и развития личности в вышеперечисленных теориях? 4. Соотнесите собственную позиция по данному вопросу с рассмотренными теориями. Обоснуйте ее. Блок-модуль 3. Общение. План 1. Понятие об общении. Психологическая характеристика общения. 2. Психологические и социальные функции общения. Уровни общения. 3. Структура общения. Средства общения. Терминологический тезаурус: общение, коммуникация, интеракция, перцепция, невербальная коммуникация, коммуникативный барьер, перцепция, взаимодействие, коммуникатор, реципиент, идентификация, каузальная атрибуция, стереотипизация, Указания к выполнению задания: определите психологическую суть общения, охарактеризовав его коммуникативную, интерактивную и перцептивную сторону. При этом уясните отличие общения от простого взаимодействия. В психологии общение рассматривается как специфический вид деятельности. Выделить отличительные особенности общения от игры, ученья, труда по параметру их продукта. Выяснить роль общения в психологическом и социальном существовании человека, изучив его как процесс, систему, способ организации деятельности. Отдельно обратить внимание на способы передачи информации, как немаловажный элемент будущей профессиональной деятельности. Контрольные вопросы: 1. Что называют общением? 2. Каковы характеристики общения как психологического феномена? 3. Чем отличается общение от видов психической деятельности? 4. В чем психологические функции общения? 5. В чем социальная роль общения? 6. Какие стороны общения выделяются? 7. Перечислите механизмы перцепции? 8. Перечислите средства общения. Блок-модуль 4. Индивидуальные различия План 1. Индивидуальные различия людей в ощущениях. 2. Различия людей в восприятии. 3. Индивидуально-типологические особенности памяти. Терминологический тезаурус: эйдетизм, быстрота запоминания, длительность сохранения, точность воспроизведения, наблюдательность, перцепция. Указания к выполнению задания: рассмотрение индивидуальных особенностей ощущений возможно по параметрам преобладания какого-либо анализатора, свойства или его качества. Однако индивидуальные различия восприятия необходимо искать по показателям: его обусловленности особенностями нервной системы (синтетичность, динамика, точность, пороги остроты и глубины зрения, пороги пространственного различия, эмоциональность). Для выявления индивидуальных особенностей памяти обратитесь к следующим параметрам: ведущего вида памяти, быстрота запоминания, прочность сохранения, готовность к воспроизведению, объем и точность запоминания, суггестивность – асуггестивность, направленность. Для более лучшего уяснения материала подберите собственные примеры из опыта. Контрольные вопросы: 1. По каким параметрам может отличаться человек в ощущении (восприятии, памяти)? 2. Что такое эйдетическая память? Блок-модуль 5. Речь. План 1. Речь и ее функции. Язык и речь. 2. Речевые механизмы. Виды речи. 3. Речь и мышление. 4. Речь и общение. 5. Развитие речи. Терминологический тезаурус: внутренняя речь,диалогическая речь, знак, знаковая система, монологическая речь, семантика, речь, эгоцентрическая речь, язык, психолингвистика, экспрессия, импрессия, сигнификация. Указания к выполнению задания: определите сущности речи, ее значения в жизни человека, обратившись к ее функциям. При этом выясните различия в понимании речи и языка. Определите механизмы речевых процессов, обратившись к этапам речевого высказывания. Обратите внимание, что для всех видов речи механизмы одинаковы. Проанализируйте соотношение речи и мышления, ответив на вопрос: «Возможно ли мышление без речи?» Также проанализируйте соотношение речи и общения. Для понимания этого вопроса проследите развитие речи в онтогенезе человека. Приведите примеры из личного опыта. Контрольные вопросы: 1. Какова психологическая природа речи? 2. Каково соотношение речи и языка? 3. Перечислите функции речи. 4. Каковы анатомо-физиологические механизмы различных видов речи? 5. Что такое внутренняя речь? В чем ее назначение? 6. Как шло развитие речи в процессе эволюции рода человека? 7. Как развивается речь в процессе жизни человека? Блок-модуль 6. Эмоциональная сфера личности. План 1. Определение эмоций и их функции. 2. Формы переживания эмоций (аффекты, стресс, фрустрация, страсть, настроение, чувства, интерес). 3. Эмоции и чувства. Виды чувств. 4. Эмоции и личность. Характеристики чувств (предметность, устойчивость, полярность, амбивалентность). 5. Теории эмоций: § Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина; § Информационная теория эмоций. Терминологический тезаурус: амбивалетность, аффект, апатия, интерес, настроение, стенические чувства, страсть, стресс, фрустрация, чувство, эмоции, эмпатия. Указания к выполнению задания: определите психологическую природу эмоций, обратив внимание на их зависимость от потребностей. Выясните происхождение и роль эмоций в жизни человека, обратившись к эволюционной теории Ч.Дарвина, информационной теории эмоций П.В.Симонова. Рассмотрите различные формы проявления эмоций, подобрав собственные примеры по данным формам из личного опыта. ПРИМЕРНЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психология личности и группы» ИНСТРУКЦИЯ ИСПЫТУЕМОМУ
Тест состоит из 35 заданий. На выполнение теста отводится 120 минут. Работа выполняется индивидуально, без использования дополнительных источников. Ответы вписываются в предоставленные бланки ответов. Ответы должны быть однозначно читаемы (исправления не допускаются). Задание рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Вопросы задания могут иметь несколько форм. А) Закрытые вопросы предполагают только один правильный ответ, который заносится в виде крестика под буквой, соответствующей правильному ответу; Б) в открытых формах заданий необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение; В) в вопросах на соотнесение необходимо установить связь понятия (буквенное обозначение в левой колонки) с его особенностями, признаками, характеристиками (цифровое обозначение в правой колонке), например: А-1, Б-4 и т.д. В некоторых задания на одно понятие может приходиться несколько признаков, например: А-2, 5, Б –1, 3,4; Г) в вопросах на определение последовательности составляется буквенный ряд. В бланк ответов заносится цифра, которая указывает место данного буквенного обозначения в составленном ряду.
1. Выберите правильный ответ. Какому методу характерны следующие признаки: активная позиция самого исследователя, создание специальных условий, возможность вызвать интересующий процесс: а) наблюдение; б) беседа; в) эксперимент.
2. Вставьте пропущенное слово: Высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий называется ….
3. Вставьте пропущенные слова и закончите предложение: Активность – это способность живых существ производить образы … и … под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.
4. Определите, какие из положений характеризуют: А) психическое отражение, Б) какие – зеркальное отражение?
1) Активно действует на среду; 2) отражает явление только в момент его непосредственного воздействия; 3) дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности; 4) является фотографией окружающей действительности; 5) Сигнализирует о жизненноважном для организма.
5. Определите, к какой группе относятся следующие методы: А. Организационные. Б. Эмпирические. В. Методы обработки данных.
1) Эксперимент; 2) сравнительный; 3) лонгитюдный; 4) статистический анализ; 5) моделирование; 6) качественный анализ.
6. Какой механизм реакции наблюдается в следующем примере: У ребенка уже в первые два часа после рождения можно наблюдать характерные сосательные движения, если прикоснуться соской к его губам.
7. Выберите правильный ответ. Человеческий индивид в системе межличностных и социальных отношений, субъект сознательной деятельности обозначается понятием… а) личность; б) индивид; в) человек; г) индивидуальность; д) субъект.
8. Вставьте пропущенное слово: Человек, как субъект познания и активного преобразования действительности, носитель социальных характеристик в ходе жизни становится …. 9. Определите понятия по следующим дефинициям: а) Человек как представитель рода. Телесное бытие человека. б) Человек как субъект и объект общественных отношений.
10. Определите ключевое слово: а) основной источник активности человека и животных называется …. б) совокупность устойчивых мотивов ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий называется ….
11. Вставьте ключевые слова. Психологическая защита – это особая … система, которую использует личность для устранения ….., ….., которые угрожают ….., и сохранения его на желаемом уровне.
12. Установите последовательность преодоления противоречия, ведущего к развитию личности: А) активность личности; Б) процесс обучения; В) потребность; Г) деятельность; Д) мотивы.
13. Выберите правильный ответ. Структура сознательной деятельности в себя включает: а) получение и переработку информации; б) постановку задачи и создание ее образа; в) выбор нужного способа решения задачи; г) сличение результатов решения и коррекция ошибок; д) все ответы верны.
14. Вставьте пропущенные слова или закончите предложения. Активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей, – это
15. Закончите предложение: Игра – вид деятельности, заключающийся в …
16. Установите соответствие между действиями и понятиями, выражающими их особенности:
17. Разведите характеристики: А) вербальная коммуникация; Б) невербальная коммуникация.
1) Жесты, 2) поза, 3) монолог, 4) жаргон, 5) письменная речь, 6) мимика.
18. Решите задачу. Маркс писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача. Пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей – архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове». Благодаря какому психологическому процессу это возможно?
19. Выберите правильный ответ. Форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это: а) ощущение; б) восприятие; в) внимание; г) правильного ответа нет; д) все ответы верны.
20. Вставьте пропущенные слова или закончите предложения: Направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других – это …
21. Вставьте ключевые слова: Память, основанная на запоминание со специальной установкой называется ….
22. Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности:
23. Расставьте в правильной последовательности этапы творческого воображения: а) возникновение творческой идеи; б) реализация замысла; в) «вынашивание» замысла.
24. Какой вид коммуникации здесь описан? Австралийские племена аранта для счета от 1 до 30 использовали жесты. 25. Выберите правильный ответ. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений – это… а) ощущение; б) восприятие; в) внимание; г) память; д) мышление.
26. Вставьте пропущенное слово: Отражение прошлого опыта в виде, чувств, мыслей и образов прежде воспринимаемых предметов и явлений – это ….
27. Закончите предложения. Эмоции и чувства – это особый класс субъективных психических состояний, сущность которых составляют …..
28. Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности.
29. Разведите характеристики А) эмоций; Б) чувств; В) воли. 1. Реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. 2. Отражение в сознание человека его переживаний, связанных с отношением к другим людям, к обществу. 3. Переживание усилия.
30. Определите волевое свойство. Юра ученик 7 класса. Он каждый вечер делает пятнадцатиминутную пробежку вокруг небольшого скверика во дворе. Ни дождь, ни мороз, ни снег не останавливают его. Он начал тренировки в конце 6 класса и продолжает их до настоящего времени. На вопрос, не надоело ли каждый день бегать, он ответил, что привык, а если когда и заленится, то вспоминает свое обещание учителю (тренироваться каждый день) и снова выходит на улицу. Никто его никогда не заставляет, да он и не нуждается в этом.
31. Выберите правильный ответ. Индивидуально–типологические свойства личности, обладая которыми человек может успешно овладевать той или иной деятельностью, называются: а) задатки; б) способности; в) одаренность; г) темперамент; д) характер. 32. Подберите ключевое слово. Тип темперамента, характеризующийся нижним уровнем поведенческой активности, медлительностью, невыразительностью мимики, высокой устойчивостью, стабильностью привычек и поведения называется ….
33. Выберите правильный ответ. Тип темперамента, характеризующийся повышенной психической активностью, доминированием положительных эмоций, общительностью, относительной легкостью в переживании неудач называется: а) флегматик; б) сангвиник; в) экстраверт; г) меланхолик; д) холерик.
34. Установите соответствие между типами акцентуации (по Личко) и некоторыми их характеристиками:
35. Определите, какие это способности? В истории развития человечества накоплено множество примеров проявления способностей к различным видам деятельности в раннем возрасте. Приведем два случая раннего проявления способностей. А. Рисунки Нади Рушевской начали издаваться, когда ей было 11 лет. С 13 лет она уже систематически печаталась как художник-иллюстратор. Продуктивность ее была поразительной. Она оставила свыше 10 000 рисунков. Б. На вопросы отвечает Саша Селезнев (6,5 лет). Что такое горе? – То, чего нельзя поправить. Чем отличается ученик от учителя? – У учителя ум в голове, а у ученика – в учебнике. В чем суть нового? – Новое состоит из своего будущего. Что такое поколения? – Люди из жизни в жизнь. Что такое человек? – Радость другого человека. Что такое книга? – Ум, которым человек пользуется когда захочет. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Задание 1. Исследование индивидуальных особенностей Воображения. Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальности. Материал и оборудование: три листа бумаги с изображениями: на первом — контур круга диаметром 2,5 см, на втором — контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см, на третьем — контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер. Процедура обследования. Данное исследование проводится как с одним испытуемым, так и с группой. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим. Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором — треугольника, на третьем — квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией. Инструкция испытуемому: «Используя изображенный на этом листе контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте». Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам. По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при его выполнении?» Обработка результатов. Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого. Определение уровня сложности воображения. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности. Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру. Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части. Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали. Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок — это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей. Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей. Задание 2. Исследование и
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.229 (0.017 с.) |