Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Индивидуально-психологическиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
характеристики личности: 1.1. Психологическая характеристика темперамента. 1.2. Способности. Терминологический тезаурус: гениальность, задатки, инертность, интровертированность, меланхолик, нейротизм, одаренность, пластичность, реактивность, ригидность, сензитивность, сила нервной системы, слабость нервной системы, склонность, способности, уравновешенность, талант, темп, темперамент, тип высшей нервной деятельности, флегматик, характер, холерик, экстравертированность. Указания к выполнению задания: для более четкого понимания сущности темперамента сначала определите место и значении темперамента в иерархии индивидуальных свойств. Выясните его зависимость от конституции организма (морфологических, биохимических, физиологических свойств). Именно на этой основе начинайте изучать отличительные признаки собственного темперамента. Исследование данного вопроса поможет вам выяснить и объяснить особенности вашей эмоциональности, активности, общительности - необщительности, энергетического потенциала, чувствительности, уравновешенности – неуравновешенности, лабильности - инертности, темпа и скорости реагирования и других динамических характеристик вашей деятельности и поведения. Исследование способностей предполагает выяснение собственных психологических возможностей в разных видах деятельности. Поэтому обратите внимание на природный и приобретенный характер этого феномена, выделите в их структуре индивидные (конституциональные, нейродинамические) и приобретенные (знание, умение, мотивация) компоненты. Диагностика способностей предполагает исследование их в той деятельности, в которой она изучается и измеряется. В соответствии с этим в процессе диагностики выясните показатели собственных способностей: темп продвижения в овладении деятельностью, широтой переноса формирующихся психических качеств, соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности. Контрольные вопросы: 1. Что называют психическими свойствами? 2. В чем различие между индивидуально-психологическими характеристиками личности? 3. Какова психологическая природа этих компонентов психики? 4. Каковы основания классификации индивидуально-психологических характеристик личности? САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Блок-модуль 1. Естественнонаучные основы психологии. Развитие психики человека и животных. План: 1. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. 2. Физиологические механизмы психики. 3. Истоки психики живых существ. 4. Развитие психики человека и животных. 5. Сравнение психики человека и животных. Терминологический тезаурус: анализатор, акцептор действия, афферентация, безусловный рефлекс, ориентировочный рефлекс, рефлекс, рефлексология, рецепторы, стимул, эффектор, эфферентный нерв, перцептивная психика, инстинкт, раздражимость, чувствительность, функциональная система, нейрон, онтогенез, генотип, филогенез. Указания к выполнению задания: обратитесь к изображениям строения центральной нервной системы человека (головного мозга, строения нейрона, коры больших полушарий и др.) и выясните представительство психических процессов и состояний в нервной системе человека. На основе этого рассмотрите работу процессов, происходящих в головном мозге как анатомо-физиологические механизмы психической активности. Например, образование энграммы памяти, работа второй сигнальной системы действительности как основа мышления и речи, образование динамического стереотипа как основа характера, образование нервного стимула и доминанты как основа внимания и др. Изучение истоков зарождения и филогенеза психики предполагает знакомство с генотипическими, средовыми, биологическими и социальными влияниями на организм человека с целью выяснения детерминации психического развития человека. Также необходимо рассмотреть стадии и уровни развития психики и поведения животных по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри от простейших до обезьяны. Здесь необходимо определить особенности поведения, связанные с каждой стадией и уровнем и виды живых существ, соответствующих этому уровню развития. На основе выделенных особенностей психики и поведения животных определите основные отличия от них психики человека.
Блок-модуль 2. Теории личности . План 1. Понимание структуры личности в теории Б.Г.Ананьева. 2. Компоненты эмпирического «Я» (физическое, социальное, духовное) в работах У.Джеймса. 3. Психоаналитическая теория личности (Я, Оно, Сверх-Я) З.Фрейда, К.Г.Юнга, А.Адлера, Э.Эриксона). 4. Гуманистическая теория личности (К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл). Терминологический тезаурус: бессознательное, механизмы психологической защиты, либидо, сверхсознательное, Я-концепция, самоактуализация, смыслы жизни, эпигенезис, идентичность. Указания к выполнению задания: разберитесь в нормативной лексике предлагаемых школ по проблеме личности. Для этого выясните ключевые моменты в трактовке личности данными подходами, проанализируйте и сравните трактовку понятия «личность» предлагаемыми направлениями в психологии, выработайте собственную позицию в понимании феномена личности и определите собственные дефиниции по данному вопросу. Контрольные вопросы: 1. Что лежит в основе понимания личности различными теориями? В чем их разногласия? 2. Опишите понимание структуры личности различными теориями. Сравните их. 3. Каковы основные механизмы существования и развития личности в вышеперечисленных теориях? 4. Соотнесите собственную позиция по данному вопросу с рассмотренными теориями. Обоснуйте ее. Блок-модуль 3. Общение. План 1. Понятие об общении. Психологическая характеристика общения. 2. Психологические и социальные функции общения. Уровни общения. 3. Структура общения. Средства общения. Терминологический тезаурус: общение, коммуникация, интеракция, перцепция, невербальная коммуникация, коммуникативный барьер, перцепция, взаимодействие, коммуникатор, реципиент, идентификация, каузальная атрибуция, стереотипизация, Указания к выполнению задания: определите психологическую суть общения, охарактеризовав его коммуникативную, интерактивную и перцептивную сторону. При этом уясните отличие общения от простого взаимодействия. В психологии общение рассматривается как специфический вид деятельности. Выделить отличительные особенности общения от игры, ученья, труда по параметру их продукта. Выяснить роль общения в психологическом и социальном существовании человека, изучив его как процесс, систему, способ организации деятельности. Отдельно обратить внимание на способы передачи информации, как немаловажный элемент будущей профессиональной деятельности. Контрольные вопросы: 1. Что называют общением? 2. Каковы характеристики общения как психологического феномена? 3. Чем отличается общение от видов психической деятельности? 4. В чем психологические функции общения? 5. В чем социальная роль общения? 6. Какие стороны общения выделяются? 7. Перечислите механизмы перцепции? 8. Перечислите средства общения. Блок-модуль 4. Индивидуальные различия В сенсорно-перцептивных процессах. План 1. Индивидуальные различия людей в ощущениях. 2. Различия людей в восприятии. 3. Индивидуально-типологические особенности памяти. Терминологический тезаурус: эйдетизм, быстрота запоминания, длительность сохранения, точность воспроизведения, наблюдательность, перцепция. Указания к выполнению задания: рассмотрение индивидуальных особенностей ощущений возможно по параметрам преобладания какого-либо анализатора, свойства или его качества. Однако индивидуальные различия восприятия необходимо искать по показателям: его обусловленности особенностями нервной системы (синтетичность, динамика, точность, пороги остроты и глубины зрения, пороги пространственного различия, эмоциональность). Для выявления индивидуальных особенностей памяти обратитесь к следующим параметрам: ведущего вида памяти, быстрота запоминания, прочность сохранения, готовность к воспроизведению, объем и точность запоминания, суггестивность – асуггестивность, направленность. Для более лучшего уяснения материала подберите собственные примеры из опыта. Контрольные вопросы: 1. По каким параметрам может отличаться человек в ощущении (восприятии, памяти)? 2. Что такое эйдетическая память? Блок-модуль 5. Речь. План 1. Речь и ее функции. Язык и речь. 2. Речевые механизмы. Виды речи. 3. Речь и мышление. 4. Речь и общение. 5. Развитие речи. Терминологический тезаурус: внутренняя речь,диалогическая речь, знак, знаковая система, монологическая речь, семантика, речь, эгоцентрическая речь, язык, психолингвистика, экспрессия, импрессия, сигнификация. Указания к выполнению задания: определите сущности речи, ее значения в жизни человека, обратившись к ее функциям. При этом выясните различия в понимании речи и языка. Определите механизмы речевых процессов, обратившись к этапам речевого высказывания. Обратите внимание, что для всех видов речи механизмы одинаковы. Проанализируйте соотношение речи и мышления, ответив на вопрос: «Возможно ли мышление без речи?» Также проанализируйте соотношение речи и общения. Для понимания этого вопроса проследите развитие речи в онтогенезе человека. Приведите примеры из личного опыта. Контрольные вопросы: 1. Какова психологическая природа речи? 2. Каково соотношение речи и языка? 3. Перечислите функции речи. 4. Каковы анатомо-физиологические механизмы различных видов речи? 5. Что такое внутренняя речь? В чем ее назначение? 6. Как шло развитие речи в процессе эволюции рода человека? 7. Как развивается речь в процессе жизни человека? Блок-модуль 6. Эмоциональная сфера личности. План 1. Определение эмоций и их функции. 2. Формы переживания эмоций (аффекты, стресс, фрустрация, страсть, настроение, чувства, интерес). 3. Эмоции и чувства. Виды чувств. 4. Эмоции и личность. Характеристики чувств (предметность, устойчивость, полярность, амбивалентность). 5. Теории эмоций: § Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина; § Информационная теория эмоций. Терминологический тезаурус: амбивалетность, аффект, апатия, интерес, настроение, стенические чувства, страсть, стресс, фрустрация, чувство, эмоции, эмпатия. Указания к выполнению задания: определите психологическую природу эмоций, обратив внимание на их зависимость от потребностей. Выясните происхождение и роль эмоций в жизни человека, обратившись к эволюционной теории Ч.Дарвина, информационной теории эмоций П.В.Симонова. Рассмотрите различные формы проявления эмоций, подобрав собственные примеры по данным формам из личного опыта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.125 (0.007 с.) |