Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Индивидуально-психологические

Поиск

характеристики личности:

1.1. Психологическая характеристика темперамента.

1.2. Способности.

Терминологический тезаурус: гениальность, задатки, инертность, интровертированность, меланхолик, нейротизм, одаренность, пластичность, реактивность, ригидность, сензитивность, сила нервной системы, слабость нервной системы, склонность, способности, уравновешенность, талант, темп, темперамент, тип высшей нервной деятельности, флегматик, характер, холерик, экстравертированность.

Указания к выполнению задания: для более четкого понимания сущности темперамента сначала определите место и значении темперамента в иерархии индивидуальных свойств. Выясните его зависимость от конституции организма (морфологических, биохимических, физиологических свойств). Именно на этой основе начинайте изучать отличительные признаки собственного темперамента. Исследование данного вопроса поможет вам выяснить и объяснить особенности вашей эмоциональности, активности, общительности - необщительности, энергетического потенциала, чувствительности, уравновешенности – неуравновешенности, лабильности - инертности, темпа и скорости реагирования и других динамических характеристик вашей деятельности и поведения.

Исследование способностей предполагает выяснение собственных психологических возможностей в разных видах деятельности. Поэтому обратите внимание на природный и приобретенный характер этого феномена, выделите в их структуре индивидные (конституциональные, нейродинамические) и приобретенные (знание, умение, мотивация) компоненты. Диагностика способностей предполагает исследование их в той деятельности, в которой она изучается и измеряется. В соответствии с этим в процессе диагностики выясните показатели собственных способностей: темп продвижения в овладении деятельностью, широтой переноса формирующихся психических качеств, соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.

Контрольные вопросы:

1. Что называют психическими свойствами?

2. В чем различие между индивидуально-психологическими характеристиками личности?

3. Какова психологическая природа этих компонентов психики?

4. Каковы основания классификации индивидуально-психологических характеристик личности?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Блок-модуль 1. Естественнонаучные основы психологии.

Развитие психики человека и животных.

План:

1. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи.

2. Физиологические механизмы психики.

3. Истоки психики живых существ.

4. Развитие психики человека и животных.

5. Сравнение психики человека и животных.

Терминологический тезаурус: анализатор, акцептор действия, афферентация, безусловный рефлекс, ориентировочный рефлекс, рефлекс, рефлексология, рецепторы, стимул, эффектор, эфферентный нерв, перцептивная психика, инстинкт, раздражимость, чувствительность, функциональная система, нейрон, онтогенез, генотип, филогенез.

Указания к выполнению задания: обратитесь к изображениям строения центральной нервной системы человека (головного мозга, строения нейрона, коры больших полушарий и др.) и выясните представительство психических процессов и состояний в нервной системе человека. На основе этого рассмотрите работу процессов, происходящих в головном мозге как анатомо-физиологические механизмы психической активности. Например, образование энграммы памяти, работа второй сигнальной системы действительности как основа мышления и речи, образование динамического стереотипа как основа характера, образование нервного стимула и доминанты как основа внимания и др.

Изучение истоков зарождения и филогенеза психики предполагает знакомство с генотипическими, средовыми, биологическими и социальными влияниями на организм человека с целью выяснения детерминации психического развития человека. Также необходимо рассмотреть стадии и уровни развития психики и поведения животных по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри от простейших до обезьяны. Здесь необходимо определить особенности поведения, связанные с каждой стадией и уровнем и виды живых существ, соответствующих этому уровню развития. На основе выделенных особенностей психики и поведения животных определите основные отличия от них психики человека.

 

Блок-модуль 2. Теории личности .

План

1. Понимание структуры личности в теории Б.Г.Ананьева.

2. Компоненты эмпирического «Я» (физическое, социальное, духовное) в работах У.Джеймса.

3. Психоаналитическая теория личности (Я, Оно, Сверх-Я) З.Фрейда, К.Г.Юнга, А.Адлера, Э.Эриксона).

4. Гуманистическая теория личности (К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл).

Терминологический тезаурус: бессознательное, механизмы психологической защиты, либидо, сверхсознательное, Я-концепция, самоактуализация, смыслы жизни, эпигенезис, идентичность.

Указания к выполнению задания: разберитесь в нормативной лексике предлагаемых школ по проблеме личности. Для этого выясните ключевые моменты в трактовке личности данными подходами, проанализируйте и сравните трактовку понятия «личность» предлагаемыми направлениями в психологии, выработайте собственную позицию в понимании феномена личности и определите собственные дефиниции по данному вопросу.

Контрольные вопросы:

1. Что лежит в основе понимания личности различными теориями? В чем их разногласия?

2. Опишите понимание структуры личности различными теориями. Сравните их.

3. Каковы основные механизмы существования и развития личности в вышеперечисленных теориях?

4. Соотнесите собственную позиция по данному вопросу с рассмотренными теориями. Обоснуйте ее.

Блок-модуль 3. Общение.

План

1. Понятие об общении. Психологическая характеристика общения.

2. Психологические и социальные функции общения. Уровни общения.

3. Структура общения. Средства общения.

Терминологический тезаурус: общение, коммуникация, интеракция, перцепция, невербальная коммуникация, коммуникативный барьер, перцепция, взаимодействие, коммуникатор, реципиент, идентификация, каузальная атрибуция, стереотипизация,

Указания к выполнению задания: определите психологическую суть общения, охарактеризовав его коммуникативную, интерактивную и перцептивную сторону. При этом уясните отличие общения от простого взаимодействия.

В психологии общение рассматривается как специфический вид деятельности. Выделить отличительные особенности общения от игры, ученья, труда по параметру их продукта.

Выяснить роль общения в психологическом и социальном существовании человека, изучив его как процесс, систему, способ организации деятельности.

Отдельно обратить внимание на способы передачи информации, как немаловажный элемент будущей профессиональной деятельности.

Контрольные вопросы:

1. Что называют общением?

2. Каковы характеристики общения как психологического феномена?

3. Чем отличается общение от видов психической деятельности?

4. В чем психологические функции общения?

5. В чем социальная роль общения?

6. Какие стороны общения выделяются?

7. Перечислите механизмы перцепции?

8. Перечислите средства общения.

Блок-модуль 4. Индивидуальные различия

В сенсорно-перцептивных процессах.

План

1. Индивидуальные различия людей в ощущениях.

2. Различия людей в восприятии.

3. Индивидуально-типологические особенности памяти.

Терминологический тезаурус: эйдетизм, быстрота запоминания, длительность сохранения, точность воспроизведения, наблюдательность, перцепция.

Указания к выполнению задания: рассмотрение индивидуальных особенностей ощущений возможно по параметрам преобладания какого-либо анализатора, свойства или его качества. Однако индивидуальные различия восприятия необходимо искать по показателям: его обусловленности особенностями нервной системы (синтетичность, динамика, точность, пороги остроты и глубины зрения, пороги пространственного различия, эмоциональность).

Для выявления индивидуальных особенностей памяти обратитесь к следующим параметрам: ведущего вида памяти, быстрота запоминания, прочность сохранения, готовность к воспроизведению, объем и точность запоминания, суггестивность – асуггестивность, направленность.

Для более лучшего уяснения материала подберите собственные примеры из опыта.

Контрольные вопросы:

1. По каким параметрам может отличаться человек в ощущении (восприятии, памяти)?

2. Что такое эйдетическая память?

Блок-модуль 5. Речь.

План

1. Речь и ее функции. Язык и речь.

2. Речевые механизмы. Виды речи.

3. Речь и мышление.

4. Речь и общение.

5. Развитие речи.

Терминологический тезаурус: внутренняя речь,диалогическая речь, знак, знаковая система, монологическая речь, семантика, речь, эгоцентрическая речь, язык, психолингвистика, экспрессия, импрессия, сигнификация.

Указания к выполнению задания: определите сущности речи, ее значения в жизни человека, обратившись к ее функциям. При этом выясните различия в понимании речи и языка.

Определите механизмы речевых процессов, обратившись к этапам речевого высказывания. Обратите внимание, что для всех видов речи механизмы одинаковы.

Проанализируйте соотношение речи и мышления, ответив на вопрос: «Возможно ли мышление без речи?» Также проанализируйте соотношение речи и общения. Для понимания этого вопроса проследите развитие речи в онтогенезе человека. Приведите примеры из личного опыта.

Контрольные вопросы:

1. Какова психологическая природа речи?

2. Каково соотношение речи и языка?

3. Перечислите функции речи.

4. Каковы анатомо-физиологические механизмы различных видов речи?

5. Что такое внутренняя речь? В чем ее назначение?

6. Как шло развитие речи в процессе эволюции рода человека?

7. Как развивается речь в процессе жизни человека?

Блок-модуль 6. Эмоциональная сфера личности.

План

1. Определение эмоций и их функции.

2. Формы переживания эмоций (аффекты, стресс, фрустрация, страсть, настроение, чувства, интерес).

3. Эмоции и чувства. Виды чувств.

4. Эмоции и личность. Характеристики чувств (предметность, устойчивость, полярность, амбивалентность).

5. Теории эмоций:

§ Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина;

§ Информационная теория эмоций.

Терминологический тезаурус: амбивалетность, аффект, апатия, интерес, настроение, стенические чувства, страсть, стресс, фрустрация, чувство, эмоции, эмпатия.

Указания к выполнению задания: определите психологическую природу эмоций, обратив внимание на их зависимость от потребностей. Выясните происхождение и роль эмоций в жизни человека, обратившись к эволюционной теории Ч.Дарвина, информационной теории эмоций П.В.Симонова. Рассмотрите различные формы проявления эмоций, подобрав собственные примеры по данным формам из личного опыта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.125 (0.007 с.)