Исследование уровня притязаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование уровня притязаний



Цель исследования. Определить уровень притязаний и адекватность уровня притязаний.

Процедура проведения. Для проведения эксперимента необходимо заранее приготовить бланки с четырьмя прямоугольными секция­ми, каждая из которых состоит из маленьких квадратов:

Задание мотивируется как тест на моторную коорди­нацию: нужно как можно быстрее заполнить каждый квадрат крестиком. Время заполнения каждой секции регистрируется с помощью секундомера.

Перед каждой новой пробой испытуемого просят назвать то количество квадратов, которое, как он предпо­лагает, может заполнить крестиками в течение 10 секунд. Проект записывается в верхнюю большую ячейку каждой секции. После каждой пробы, которая начинается и заканчивается по сигналу экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество реально заполненных квадратов и записывает это число в нижней большой ячейке прямоугольной секции. Важно, чтобы количество проектируемых и реально заполненных квадратов записывал сам испытуемый.

Инструкция. «Вам необходимо за 10 секунд проста­вить как можно большее количество крестиков в квадраты. Прежде чем начнем работу в первой секции, спрогно­зируйте свой результат и определите, сколько квадратов Вы беретесь заполнить. Запишите это число в верхней большой ячейке. Работу начнете по сигналу. В этом зада­нии самое важное — это точность прогноза, аккуратность заполнения квадрата и быстрота работы. Все ли понятно? Если да, то «начали!»

Вторая проба проводится по той же схеме, что и первая. Перед ее началом дается такая инструкция: «Подсчитайте количество заполненных Вами квадратов и это число запишите в нижнем прямоугольнике первой секции. Теперь вновь определите с полной уверенностью, сколько Вы сможете расставить крестиков в следующей таблице. Запишите это число в большой ячейке второй прямоугольной секции».

В третьей и четвертой пробе время заполнения секций уменьшается до 8 секунд. Эта информация испытуемому не сообщается.

I

                   
                 
                   

II

                   
                 
                   

III

                   
                 
                   

IV

                   
                 
                   

Обработка результатов.

1. Исследование позволяет выявить уровень притязаний (высокий, умеренный, низкий); адекватность (реалистичность) уровня притязаний (нереалистично высокий, нереалистично низкий).

2. Уровень и адекватность притязаний определяются по коэффициенту целевого отклонения (ЦО), для вычис­ления которого применяется формула:

 

(УП2-УД1)+(УП3-УД2)+(УП4-УД3)

ЦО=

где УП – уровень притязаний,

УД – уровень достижений,

1,2,3,4 – номера секций

3. Полученный коэффициент ЦО сравнить со стандартными величинами по таблице и сделать выводы об индивидуальных особенностях уровня притязаний.

ЦО Уровень притязаний
5 и более Нереалистично высокий
3 - 4,99 Высокий
1 – 2,99 Умеренный
-1,49 – 0,99 Низкий
-1,5 и ниже Нереалистично низкий

 

4. Развитие уровня притязаний должно быть направ­лено на согласование представлений о желаемом успехе деятельности с планированием процесса деятельности. Закрепление такого согласования в конкретной ситуации повышает адекватность уровня притязаний и совершенствует прогностические способности.

Исследование самооценки

Методика Дембо-Рубинштейна, интерпретация А.Ц. Пуни.

Процедура проведения. Испытуемому предлагают познакомиться со списком разнообразных качеств, которыми личность может быть охарактеризована. Например:

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, зло­памятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципи­альность, поэтичность, презрительность, радушие, развяз­ность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдер­жанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Из этого списка испытуемому предлагается выбрать любые 20 качеств, которые, по его мнению, наиболее час­то он встречает в жизни и общении. Можно также назвать и другие качества, которые не вошли в список. Слова, обозначающие выбранные 20 качеств, в любом порядке записываются в следующий бланк (указан примерный список слов):

N1 Качества N2 d d2
  Уступчивость      
  Смелость      
  Вспыльчивость      
  Настойчивость      
  Нервозность      
  Терпеливость      
  Увлекаемость      
  Пассивность      
  Холодность      
  Энтузиазм      
  Осторожность      
  Капризность      
  Медлительность      
  Энергичность      
  Жизнерадостность      
  Мнительность      
  Упрямство      
  Беспечность      
  Застенчивость      

 

Инструкция первая. «Прочтите внимательно еще раз все слова. Рассмотрите эти качества с точки зрения социальной полезности и приемлемости. Оцените каждое качество в пределах от 1 до 20 баллов. Баллы будете про­ставлять в левой колонке (W,). Балл «1» поставьте напротив того качества, которое менее всего желательно и приемлемо, либо выберите самое желательное качество и напротив поставьте балл «20». Оценки от 2 до 19 (либо от 19 до 2) расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните, что ни одна оценка не должна повториться». Когда задание будет выполнено, левую часть бланка следует загнуть, чтобы цифры не были видны.

Инструкция вторая. «Справа от столбца качеств в графе N2 отметьте оценкой «20» качество, которое прису­ще Вам в наибольшей степени; оценкой «19» — качество, присущее Вам несколько меньше, и т. д.; наконец, оцен­кой «1» — качество, характерное для Вас в наименьшей степени Помните, что оценки не должны повторяться».

Обработка результатов

1. Определить коэффициент ранговой корреляции между выбором социально значимых качеств и образом-Я. Степень согласованности этих двух рядов устанавлива­ется с помощью формулы Спирмена:

 

где r — коэффициент ранговой корреляции;

n — количество качеств;

d — разность между рангами.

2. Простота метода позволяет подсчитать корреляционную связь «вручную». Для подсчета применить следующий алгоритм:

* определить разности (d) между рангами и записать в графу d\

* возвести значения d в квадрат и записать в графу d2;

* сложить все значения d2 и записать полученную сумму внизу;

* умножить полученную сумму на 0,00075 (0,00075 — результат, получаемый при делении 6 на (202 — 1)х20 — в соответствии с формулой ранговой корреляции Спирмена);

* из единицы вычесть полученное произведение.

Полученное число является коэффициентом ранговой корреляции г, который может иметь значение от +1 до — 1.

3. Вычисленное значение коэффициента корреляции должно быть проверено на статистическую значимость. Уровень значимости определяется по таблицам распреде­ления критических значений (см. приложение, табл. 3). Если вычисленное значение коэффициента корреляции меньше или равно табличному для 5%-го уровня (р=0,05), то корреляция не является значимой (существенной, реальной). Если вычисленное значение коэффициента корреляции больше табличного для 1%-го уровня (р=0,01), то корреляция статистически значима (существенна, реальна).

Задание 6. Определение направленности личности

(ориентационная анкета)

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б.Бассомв1967г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам на­правленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, ко­торый в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще одни, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся невыбранным — 1балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каж­дого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация па деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция: «Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В;

1.Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными.

Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.

Букву, которой обозначен ответ, (А, Б, В) напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО».

2.3атем из ответов па каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для за­писи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «МЕНЬШЕ ВСЕГО».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

 

СТАРАЙТЕСЬ БЫТЬ МАКСИМАЛЬНО ПРАВДИВЫМ!

Среди вариантов ответа нет «хороших» пли «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» пли «лучшим» для Вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы записыва­ете ответы, рядом с темп ли пунктами. В случае, если Вы обнаружите ошибку, исправьте ее, по так, чтобы направление было четко видно".

Тестовый материал.

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
А. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

В. Сознание того, что меня окружают друзья.

2. Если бы играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б. Известным игроком;

В. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют своп знания в этом предмете;

В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто, не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе;

Б. С удовольствием работают в коллективе;

В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья;

а. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

Б. Были верны н преданы мне;

В.Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

А.С кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б. На кого всегда можно положиться;

В. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:
А. Когда у меня что-то не получается;
Б. Когда портятся отношения с товарищами;
В. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось;

А. Проводить время с друзьями;

Б. Ощущение выполненных дел;

В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто;
А. Добился успеха в жизни;

Б.По-настоящему увлечен своим делом;

В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью,

11. В первую очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями;

Б. Для отдыха и развлечений;

В. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Б. У меня интересная работа;

В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:
А. Другие люди меня ценят;

Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;

В. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось,
чтобы:

А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой,

работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;

Б. Написали о моей деятельности;

В. Обязательно рассказали в коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
А. Имеет ко мне индивидуальный подход;
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;
В. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:
А. Успех;

Б. Возможности хорошей совместной работы;

В. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:
А. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
В. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда?

А. Работаешь над важным для всех делом;

Б. Имеешь много друзей;

В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
А. Доступным;

Б. Авторитетным;

В. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А.О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения

с людьми;

Б.О жизни знаменитых и интересных людей;

В.О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы
быть:

А. Дирижером;

Б. Композитором;

В. Солистом.

24. Мне бы хотелось:
А. Придумать интересный конкурс;
Б. Победить в конкурсе;
В. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:
А. Что я хочу сделать;

Б. Как достичь цели;

В. Как организовать людей для достижения, цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны;

Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

А.В общении с друзьями;

Б. Просматривая развлекательные фильмы;

В. Занимаясь своим любимым делом.

КЛЮЧ

№ п/п Я О Д № п/п Я О Д
  Б В А   А В Б
  А в Б   А в Б
  В Б А   А Б В
  Б А В   А Б В
б В А. Б   В Б А
  В Б А   Б А В
  А Б В 22. Б А В
  В А Б   В А Б
  А В Б   Б В А
  Б В А   А В Б
  Б А В   В А Б
  В А Б   Б А В
  А В Б        

Задание 7. Исследование эмоциональной отзывчивости

 

Цель исследования: определить уровень эмпатических тенденций.

Процедура исследования

Инструкция испытуемому:

«Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли возникнуть лично у Вас. Если ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов напротив соответствующего номера, подчеркните ответ «да», а если они иные, то подчеркните ответ «нет»».

1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко.

2. Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.

3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.

4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.

5. Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.

6. Я считаю, что глупо плакать от счастья.

7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.

8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.

9. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприят­ные для них известия.

10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.

11. Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувственными.

12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

13. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.

14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

15. По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.

16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.

17. Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя счастливым человеком.

18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.

19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую.

20. Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.

21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

22. Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильмы.

23. Чужой смех меня не заражает.

24. Когда я принимаю решение, чувства других людей на меня, как правило, не влияют.

25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.

27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.

28. Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.

29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие.

31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.

32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг

33. Маленькие дети плачут без причин.

Обработка результатов. Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.

Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих с «ключом».

 

ДА 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31

НЕТ 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой со­впадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Нет».

Для определения уровня эмпатических тенденций предлагает­ся таблица интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондентов.

 

Таблица

Пол Уровни эмпатических тенденций
    высокий Средний низкий
юноши 33 — 2 24 — 17 16 — 8
девушки 33 — 29 28 — 22 21—22

Если индекс эмпатичности оказался меньше предложенного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста, снова объяснив условия его выполнения. При повторном тестировании важно пронаблюдать за реакцией отвечающего, чтобы убедиться в адекватности тестовой диаг­ностики. В случае повторения результата уровень эмпатических тенденций считают очень низким.

Анализ результатов

Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания, будь то сорадование или совпечатление, связана с умением человека «проникать» в чувственный мир других. В разнообразных ситуациях эмоци­ональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, на­правленной на оказание помощи. Поэтому при анализе результатов исследования нужно учитывать влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны их рефлексировать, потому в таблице для интерпрета­ции показателей Из уровни эмпатических тенденций у юношей и де­вушек различаются.

Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди которых: степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение правильно «считывать» невербальную информацию о состоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, интонациям голоса и т. п., а также от жизненного опыта, характера воспитания в семье, школе и жизненных условий.

Следует обратить внимание на тех, кто имеет высокий уровень эмпатических тенденций, с коэффициентами 30-33, пронаблюдать за особенностями отношений с ними товарищей по учебе. Дело в том, что эмоционально отзывчивых людей могут эксплуатировать эгои­стически воспитанные лица, которые пользуются их добротой для реализации собственных целей. Особенно часто это наблюдается в конкурентном взаимодействии. Для эмоционально отзывчивых важ­но умение отстоять себя в условиях столкновения с индивидуализмом, себялюбием, корыстолюбием других людей.

 

Задание 8. Диагностика межличностных отношений Т. Лири

Методика создана Т.Лири, Г.Лефоржсм, Р.Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношении в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношении к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно бо­лее частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, по чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование~подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптированность. Или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т.Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструк­ция для ответа.

Максимальная оценка уровня — 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла — низкое адаптивное поведение,

5-8 баллов — умеренное,

9-12 баллов — высокое экстремальное поведение,

13-20 баллов — экстремальное, до патологии.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я», «мои партнеры» и т.п.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (1-V)+0,7 X (VIII+ II-IV-VI)

 

 

Доминирование

Агрессивность Дружелюбие

Подчинение

 

Дружелюбие = (VII- III)+0,7 x (VIII- II- IV+VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности, положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Типы отношения к окружающим

1. Авторитарный

13-16 —диктаторский, властный, деспотический характер, тип силь­ной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мне­ние, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12 — доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0-8 —уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

2. Эгоистичный

13-16 — стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0-12 — эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

3. Агрессивный

13-16 — жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9-12 — требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий п резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 — упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

4. Подозрительный

13-16 — отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

9-12 — критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замк­нутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, проявляет вербальной агрессии..

0-3 — критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.,

5. Подчиняемый

13-16 — покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 — застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 — скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

13-16 — резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 — послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0-8 — конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый,

7 .Дружелюбный

9-16 — дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0-8 — склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

8. Альтруистический

9-16 — гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

0-8 — ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

 

Текст опросника

Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак * + * не ставьте).

I 1. Другие думают о нем благосклонно.
2. Производит впечатление на окружающих.
З. Умеет распоряжаться, приказывать.
4. Умеет настоять на своем.

II 5. Облацает чувством собственного достоинства.
6. Независимый.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявить безразличие.

III 9. Способен быть суровым.

10. Строгий. но справедливый.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

IV 13. Любит поплакаться.
14. Часто печален.
15. Способен проявить недоверие.
16. Часто разочаровывается.

V 17. Способен быть критичным к себе.
18. Способен признать свою неправоту.
19. Охотно подчиняется.

20. Уступчивый.

VI 21. Благородный.

22. Восхищаюшийся и склонный к подражанию.

23. Уважительный.

24. Ищуший одобрения.

VII 25. Способен к сотрудничеству.

26. Стремится ужиться с другими.

27. Дружелюбный, доброжелательный.

28. Внимательный и ласковый.

VIII 29. Деликатный.

30.Одобряющий.

31. Отзывчивый к призывам о помощи.

32. Вескорыстный.

I 33. Способен вызвать восхищение.

34. Пользуется уважением у других.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

II 37. Уверен в себе.
З8. Самоуверен и напорист.
39. Деловит и практичен.
40. Любит соревноваться.

III 41. Строгий и крутой, где надо.
42. Неумолимый, но беспристрастный.
43. Раздражительный.
44. 0ткрытый и прямолинейный.

IV 45. Не терпит, чтобы им командовали.
46. Скептичен.

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчивый, щепетильный.

V 49. Легко смущается
50. Неуверен в себе.
51. Уступчивый.

52. Скромный.

VI 53. Часто прибегает к помощи других.
54. Очень почитает авторитеты.
55. Охотно принимает советы.
56. Доверчив и стремится радовать других.

VII 57. Всегда любезен в обхождении.
58. Дорожит мнением окружающих.
59. Общительный и уживчивый.
60. Добросердечный.

VIII 61. Добрый, вселяющий уверенность.
62. Нежный и мягкосердечный.

63. Любит заботиться о других.

64. Бескорыстный, щедрый.

I 65. Любит давать советы.
66. Производит впечатление значимости.
67. Начальственно-повелительный.
68. Властный.

II 69. Хвастливый.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.207 с.)