Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Социально-психологические исследования стрессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Теоретические подходы к проблеме адаптации Рассмотрение понятия «адаптация» предполагает выделение биологической, физиологической, социальной и психологическойадаптации. Большой вклад в развитие современной естественнонаучной теории адаптации внесен П.К. Анохиным, Р.М. Баевским, Н.Н. Василевским, В.П. Казначеевым, Ф.З. Меерсоном, Г. Селье, и другими отечественными и зарубежными учеными. В естественных науках понятие «адаптация» (от лат. adapto – приспособляю) определяется как приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, обеспечивающее нормальное развитие организма, его работоспособность и максимальную продолжительность жизни. В рамках психологических и социологических исследований термин «адаптация» трансформировался в понятия «психологической адаптации» и «социальной адаптации». Фундаментальным вопросам социально-психологической адаптации личности посвящены труды отечественных (А.А.Балл, Ф.Б.Березин, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, Г.С.Костюк, А.А.Налчаджян, В.А.Петровский и др.) и зарубежных (Г.Гартман, Ж.Пиаже, З.Фрейд, Э.Эриксон и др.) исследователей. Основой для понимания различных аспектов процесса адаптации и его результата – адаптированности личности к определённым социальным ситуациям или устойчивым структурам служат определения адаптации в рамках различных теорий. Необихевиористское определение адаптации в зарубежной психологии используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей, которые определяют адаптацию двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой полностью удовлетворены; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. Поскольку на практике реально возможна только относительная гармония между средой и индивидом, поэтому подобное состояние адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях (Eysenck H.J., Arnold W., Meili, 1972). Согласно Р. Хэнки адаптация как процесс, принимает форму биологических изменений среды и изменений в организме путём применения действий, соответствующих данной ситуации. Основным недостатком бихевиористского подхода к проблеме адаптации личности является отсутствие взглядов на изменениях психики и использования собственно психических механизмов адаптации. Социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре на уровне групп, а не индивида, о личностных изменениях, происходящих в процессе адаптации индивида, нет никакой речи. Следует подчеркнуть, что термин «социальная адаптация» используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой (Налчаджян A.A., 1988). Очевидно, что в бихевиористических определениях социальной адаптации имеются только элементы, которые можно использовать для выработки адекватного определения социально-психической адаптации личности. Согласно интеракционистской концепции адаптации, сторонником которой является, в частности, Л. Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами. Согласно теории Л. Филипса, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды: а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Такую адаптированность Л. Филипс считает выражением конформности к тем требованиям, которые общество предъявляет к поведению личности; б) в более специфическом смысле адаптация означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление, а не сводится просто к принятию социальных норм. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. Личность, которая осуществляет преимущественно эту форму адаптации, не уходит от проблемных ситуаций, а использует эти ситуации для реализации своих стремлений, целей, основных притязаний (Philips L.,1968). Эффективная адаптированность, согласно интеракционистам, проявляется в сфере «внеличностной» социально-экономической активности, и в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми. Важной особенностью интеракционистского понимания адаптации является проведение различия между адаптацией (adaptation) и приспособлением (adjustment), в то время как бихевиористы для всех случаев используют термин «приспособление», что является выражением их биологизаторского подхода к психической активности человека. Это объединяет концептуальный аппарат социальной психологии личности и теории социально-психической адаптации. Такой подход, во-первых, выгодно отличается от бихевиористского тем, что в нм проводится различие между адаптацией и приспособлением. Другой важной особенностью интеракционистского понимания адаптации, по мнению Т. Шибутани (1998), можно считать их концепцию отличия ситуативной адаптации и общей адаптации к типичным проблемным ситуациям частности. Т. Шибутани принадлежит полезная идея, согласно которой общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты. Психоаналитическое понимание адаптации, разработанная немецким психоаналитиком Г. Гартманном опирается на представления З. Фрейда о структуре психической сферы личности (Hartmann H., 1958). Механизмы и процессы адаптации защитной адаптации рассмотрены в работе Анны Фрейд (Freud A., 1946). По мнению Г.Гартманна проблема адаптации не может быть разрешена только с позиций психоанализа, так как последняя является также предметом биологии и социологии. В то же время, он считал, что без открытий психоанализа эта проблема не может быть решена. Признавая большое значение конфликтов в развитии личности, Г. Гартманн отмечал, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания являются конфликтными. Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу. Г. Гартманн и др. психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса (Hartmann H., 1958). Хорошо адаптированным психоаналитики считают того человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. К этим двум собственно психическим разновидностям адаптации он добавляет еще один: поиск индивидом такой среды, которая благоприятна для функционирования организма. Психоаналитики придают большое значение социальной адаптации личности, считая, что задача адаптации к другим людям встает перед человеком со дня его рождения. Он адаптируется также к той социальной среде, которая частично является результатом активности предыдущих поколений и его самого. Человек не только участвует в жизни общества, но и активно создает те условия, к которым должен адаптироваться, создает сам свою среду. Современные психоаналитики различают две разновидности адаптации: а) аллопластическая адаптация – изменение мира «под себя»; б) аутопластическая адаптация – изменение себя «под мир» (Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А.,2001). Психоаналитиками создана широкая система понятий, открыт ряд тонких процессов, с помощью которых человек адаптируется к социальной среде (Налчаджян А.А., 1986). Многие вопросы психологии адаптации личности впервые сформулированы представителями психоанализа и ряд достижений психоаналитиков в этой области (например, открытие и довольно подробное описание целой системы защитных механизмов) представляет непреходящую ценность для психологии. В целом психоаналитическая теория адаптации человека является в настоящее время самой разработанной, но отечественные психологи считают ее неприемлемой из-за биологизаторских тенденций психоанализа, фрейдовских представлений о структуре психики, ее инстанциях (Оно, Я, Сверх-Я) и их взаимодействиях. В историко-психологическом плане в исследовании проблемы соцально-психологической адаптации условно выделяют три направления. Первое направление связано с психоаналитическими концепциями взаимодействия личности и социальной среды L.Berkowitz, S.Freid, H.Selye, суть которого в способности организма приобретать гомеостатическое равновесие в рамках формулы: конфликт-тревога-защитные реакции (см. Реан А.А., Курдашев А.Р.,Баранов А.А.). В ответ на тревогу и нарушение внутреннего гомеостаза, мобилизуются личностные ресурсы «эго». При данном подходе принято считать, что адаптированности личности определяется, характером его эмоционального самочувствия и, прежде всего, наличием или отсутствия тревоги у личности. К данному направлению исследования социальной адаптации относят и подход Э.Эриксона, хотя формула процесса адаптации, принадлежащая ему, выглядит несколько иначе: противоречие-тревога-защитные реакции индивида в среде – гармоническое равновесие или конфликт. Психоаналитические подходы A.Adler и E.Fromm, связанные с психофизиологической и психосоматической проблематикой также принято относить к первому направлению (Адлер А., 1997; Фромм Э., 1990). Ряд достижений психоаналитиков в области адаптации личности, например, открытие и довольно подробное описание целой системы защитных механизмов, впервые сформулированы представителями психоанализа, что представляет непреходящую ценность для психологии. Психоаналитическая теория адаптации человека является в настоящее время самой разработанной, но отечественные психологи считают ее неприемлемой из-за биологизаторских тенденций психоанализа, фрейдовских представлений о структуре психики, ее инстанциях (Оно, Я, Сверх-Я) и их взаимодействиях. Среди работ данного направления следует выделить концептуальный подход Э. Эриксона по мнению, которого, в системе «индивид-среда» одной стороной адаптационного взаимодействия являются конфликты и защиты, а другой – сотрудничество и гармония. При этом он выдвигает положение о взаимном непрерывном приспособлении индивида и общества и рассматривает конфликт в качестве одного из возможных исходов взаимодействия индивида и среды. Бихевиористская, интеракционистская и, особенно, психоаналитическая интерпретации психической адаптации являются наиболее распространенными и содержат много полезных идей, удачных формулировок проблем и указания путей дальнейших эмпирических и теоретических исследований. Однако, учитывая, что приведенные определения только частично отражают существенные особенности социально-психической адаптации личности, можно предположить, что выработка полноценного научного определения социально-психической адаптации личности возможна только на основе идеи онтогенетической социализации. В рамках гуманистического направления психологии вопросы адаптации также рассматриваются в контексте положения об оптимальном взаимодействии личности и среды. В работах Г.Олпорта, А.Маслоу, К.Роджерса, В.Франкла, в качестве цели адаптации рассматривается достижение позитивного духовного здоровья и соответствие ценностей личности ценностям социума. В противовес идее гомеостаза в гуманистической психологии выдвигается положение об оптимальном динамическом взаимодействии личности и среды. Процесс адаптации в данном подходе описывается формулой: конфликт-фрустрация-акты приспособления. Причем возникновение конфликта предполагается лишь при фрустрации фундаментальных, базальных потребностей личности, к которым А.Маслоу относит физиологические потребности, потребность в безопасности, в принадлежности к группе, потребность в уважении, признании, любви и самоактуализации. Впервые выделены конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции. Критериями конструктивных реакций, по А.Маслоу, является и обусловленность требованиями социальной среды, постановка цели для решения проблем, осознанность поведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Неконструктивные реакции, направленные на устранение неприятных переживаний из сознания и реально не решающие самих проблем, проявляются агрессией, реагрессией, фиксацией, тем не менее, рассматриваются как аналог защитных реакций (Маслоу А., 1997). По К.Рождерсу, неконструктивные реакции есть проявление психопатологических механизмов. По А.Маслоу неконструктивные реакции свойственны всем здоровым людям и в определенных условиях они играют роль действенного механизма самопомощи. Этот подход находит развитие в новейших концепциях и исследованиях личности. В условиях военных действий, террористических актов, техногенных и природных опасностей, потери объектов особой привязанности, формируется так называемая защитная экстернальность, позволяющая сохранить личности самопризнание и самоуважение. Когнитивный подход С.Фолкманна и Р.Лазаруса основан на концепциях «когнитивной психологии» личности, согласно которой взаимодействие личности со средой способно вызвать рассогласованность между содержательным компонентом установки и образом реальной ситуации. Реакция человека в этом случае направляется на поиск путей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса, который переживается как состояние дискомфорта, угрозы. (Lasarus R.S., Folkmann S., 1984; Lasarus R.S., 1966). Проявление когнитивного диссонанса довольно часто наблюдается в области социальной перцепции, т.е. восприятия человека человеком. Когнитивный подход важен, на наш взгляд с позиций оказания психотерапевтической помощи, современные стратегии которой предполагают изменение взгляда на неизменяемые обстоятельства. Как и в других теориях, с позиций когнитивного диссонанса, выделяются два уровня адаптации – адаптированность и дезадаптация. На современном этапе развития общества и личности в западной психологии проблема социально-психологической адаптации разрабатывается в рамках направления, возникшего на базе необихевиоризма и ответвлений психоанализа, связанных с культурной антропологий и психосоматической медициной. Главное внимание уделяется нарушениям адаптации – невротическим и психосоматическим расстройствам, алкоголизму, наркомании и способам их коррекции. Исследования и теоретические разработки отечественных ученых, направлены на эволюцию понимания явления адаптации, которая отмечена следующими тенденциями: происходит все большее разделение понятий приспособления (adjustment) и собственно адаптации (adaption); движения от пассивного приспособления к построению системы продуктивного взаимодействия личности и среды, от конечной цели – гомеостатического равновесия, отсутствия конфликтов – к самореализации и самоактуализации личности в реальной социальной среде (Абульханова-Славская К.А., 1994; Налчаджян А.А., 1988) Трансформация сути понятия связана смещением акцента с биологической и физиологической адаптации на психическую и социальную, смещением интереса исследователей из сферы психических отклонений (аномалий и патологий) к рассмотрению здоровой личности. Эта линия размышления получила свое продолжение в модели уровней адаптированности личности А.Н Жмырикова, включающей выходные параметры деятельности личности, степени интеграции личности с макро- и микросредой, степень реализации внутриличностного потенциала, эмоциональное самочувствие (Реан А.А., Курдашев А.Р., Баранов А.А., 2006). Использование этих критериев позволяет выделить четыре основных уровня адаптированности личности: высокий оптимальный, высокий избыточный, низкий, дезадаптивный. А.А.Налчаджян предложил общую классификацию разновидностей социально-психологической адаптации личности, основанную на выделении нормальной, девиантной и патологической адаптации, изучив проблему адаптации на уровне личностных механизмов, обеспечивающих адаптацию личности к социальным проблемным ситуациям (Налчаджян А.А, 1988). Нормальная адаптация приводит к ее устойчивой адаптивности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. Девиантная адаптация, обеспечивая удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, не оправдывает ожидания остальных участников социального процесса. Патологическая адаптация осуществляется с помощью патологических форм и механизмов поведения, приводящих к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов. Дополняет эту классификацию Т.Г. Стефаненко, вводя понятие межкультурной адаптации как процесса, в ходе которого достигается соответствие (совместимость) с новой культурной средой. При этом автор рассматривает внутреннюю сторону адаптации, выражающуюся в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, и внешнюю сторону, которая проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы (Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 1998). Онтогенетическую социализацию можно определить как такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение (Философский энциклопедический словарь, 1983). Социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. В период жизненных кризисов отдельной личности свойственно искажение представлений и отношений к себе и окружающему миру в целом. Возникают разнообразные повреждения психики, нарушающие ее нормальное состояние порождающие психический дискомфорт и выступающие в качестве причины возникновения неврозов или других заболеваний. Согласно Фрейду, интенсивное переживание приводит за короткое время к такому сильному увеличению раздражения, что возникает глубинное рассогласование базисного механизма бытия и развития личности «идентификации-обособления», глубинная психологическая защита «включает» отчуждение, что нарушает адаптацию человека к жизни. Если же давление на барьер психической адаптации продолжает усиливается и все его резервные возможности оказываются исчерпанными, то происходит сужение рамок приспособительной психической деятельности, а также появляются качественно и количественно новые формы защитных реакций. В частности, наблюдается сокращение границ адекватного и целенаправленного поведения, что проявляется наименее специфическими проявлениями (феноменов) психических расстройств так называемого невротического уровня. С клинической, социальной, философской позиции, эти расстройства представляют собой болезненное проявление, существенно отличающееся от состояния здоровья. (Александровский Ю.А., 2006). Под влиянием усиленных нагрузок постепенно формируются более расширенные возможности индивидуального барьера психической адаптации, на основании которых формируются механизмы адаптации. Если перед личностью возникает проблема, от которой невозможно уйти и которую вместе с тем невозможно разрешить при помощи выработанных ранее способов адаптации, развивается базовая ситуация нарушения адаптации к жизни, нарушается относительно устойчивое динамическое равновесие внешних и внутренних условий личности Если человек проявляет фиксированное, негибкое построение отношений с собой, своими близкими и с внешним миром на основе действия механизма отчуждения; пытается разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами, развивается непродуктивная (защитная) адаптация к жизни. Нарушение действие базового психологического механизма бытия и развития личности приводит к тому, что человек не живет, а выживает, повинуясь привычным, но утратившим в новых условиях былую эффективность стереотипам. Закономерным результатом непродуктивной защитной адаптации становится искажение субъективного образа мира человека, приводящее к развитию комплексов жертвы, отверженности. И только позитивная адаптация к жизни, как процесс сознательного построения, упорядочения или достижения человеком, способна привести к относительно устойчивые равновесным отношениям между собой, другими людьми и миром в целом. При адаптации в сходных социальных ситуациях, ее особенности закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера, что способствует формированию адаптивных комплексов. Следует различать три их основные разновидности: а) незащитные адаптивные комплексы, используемые в нефрустрирующих проблемных ситуациях; б) защитные адаптивные комплексы, являющиеся устойчивыми сочетаниями только защитных механизмов; в) смешанные комплексы, состоящие из защитных и незащитных адаптивных механизмов. Уровень адаптированности членов общества к уровню успешности их жизнедеятельности оказывает воздействие на основные социальные процессы, создает определенную общественную ситуцию (Налчаджян А.А., 1988). При нарушениях процессов адаптации в социальной (групповой) среде личность оказывается в состоянии дезадаптированности, что проявляется неспособностью адаптации личности к собственным потребностям и притязаниям. Одни из признаков социально-психологической дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимых для их разрешения, что часто отмечается при всех формах психологической травматизации.По мнению Беличевой С.А. это объясняется неадекватностью общественных норм и поведения индивида требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления (Беличева С.А., 1994.) В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации, С.А. Беличева выделяет три основных вида дезадаптации: 1) патогенная – вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями (психозы, психопатии, фобии, дурные привычки, энурез). 2) психосоциальная – связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями подростка (акцентуации характера, неблагоприятные и индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сферы, включая такие дефекты как снижение эмпатийности, индифферентность интересов, дефекты волевой сферы – безволие, податливость чужому влиянию и т.д.). 3) социальная – проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, социальных установок (неуспеваемость, бродяжничество, наркомания, пьянство, правонарушения). С учетом степени воздействия на личность различают несколько уровней дезадаптированности. Устойчивая ситуативная дезадаптированность имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях, хотя предпринимает такие попытки. В качестве ответа на такую хроническую ситуацию дезадаптированности такие люди в конце концов приобретают специфический защитный комплекс, одним из признаков наличия которого является неверное, искаженное восприятие и осознание своего социального статуса. Временная дезадаптированность устраняется с помощью адекватных адаптивных предметных, социальных и внутрипсихических действий. Общая устойчивая дезадаптированность является состоянием перманентной фрустрированности, наличие которого активизирует ставшие патологическими (патологизированные) защитные механизмы. Вследствие многократного применения патологизированных защитных механизмов формируются специфические виды психических комплексов – синдромы неврозов и психозов. Для понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого следует начинать свою адаптивную активность. Мы поддерживаем мнение С.С.Фролова, что дезадаптация лишает индивида эмоциональной удовлетворенности, вызывает вторичный травматизм, приводит к возникновению целого ряда психосоциальных проблем (Фролов С.С., 1997). С точки зрения Ф.Б. Березина в поддержании адекватных соотношений в системе «индивидуум-среда» решающую роль играет психическая адаптация, которая определяется как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. При условии сохранения психического и физического здоровья этот процесс обеспечивает соответствие психической деятельности и поведения человека требованиям среды, позволяя индивидууму в то же время удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели. Ф.Б. Березин выделяет два уровняпсихической адаптации. Поддержание психического гомеостаза, сохранение психического здоровья осуществляется на индивидуально-психологическом уроне, включающем в себя личностные и типологические особенности человека, его актуальные состояния (мотивация, способности, уровень развития самосознания, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, темперамент, особенности эмоциональной и интеллектуальной сферы и т.д.). На социально-психологическом уровне осуществляется формирование адекватного межличностного взаимодействия, особенностей микросоциального взаимодействия, идет учет достижение социально-значимых целей (Березин В.Г., 1988). Эту мысль поддержала Л.И. Божович, предположившая, что психические особенности и качества ребенка, внутренняя позиция, приобретенные на ранних этапах онтогенеза, способны оказать обратное влияние на его последующее развитие (Божович Л. И., 1995). Интересным представляется утверждение А.А.Балла, который считает, что понятие адаптации применимо не только при условии равновесия между компонентами реальных систем, имеющих место на всех уровнях развития материи, но и при выходе за рамки психологической ситуации (Балл Г.А.,1989). Мобилизация адаптивных ресурсов и механизмов личности для реконструкции реальной социальной ситуации может привести к последующей адаптации путем преобразования и фактического устранения проблемной ситуации. Личность в этом случае претерпевает сравнительно небольшие и в основном положительные изменения. Адаптация с сохранением ситуации вызывает у личности более глубокие изменения, но такие, которые большей частью не способствуют ее самоактуализации и самосовершенствованию (Налчаджян А.А., 1998). А.Г.Асмолов в качестве социально-психологического содержания понятия «адаптация» выделяет сближение целей и ценностных ориентаций группы и индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Подлинным основанием и движущей силой развития личности автор считает совместную деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, то есть осуществляется социализация. Другой тип адаптационного процесса тип, определяется пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы (Асмолов А.Г., 1996). Проведенный анализ научной литературы показывает, что процессы адаптации и развития личности могут рассматриваться в единстве, как составляющие социализации личности. Лежащее в основе социализации усвоение социального опыта становится источником развития личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает. А процесс социально-психологической адаптации личности следует рассматривать как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный. Процесс жизнеосуществления личности не исчерпывается адаптационными процессами, включая в себя помимо них процессы интеграции, саморазвития, самореализации, самодетерминации, субъектогенеза (Асмолов А.Г.,1984, 1990; Газман О.С., 1996; Котова И.Б.,1994; Петровский А.В.1982, 1990, Шиянов Е.Н., 1991 и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.30 (0.019 с.) |