Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Адаптации личности, имеющей травматический опыт

Поиск

 

В период жизненных кризисов каждой личности реакцией является глубинная психологическая защита, проявляющаяся «включением» отчуждения и нарушением адаптации человека к жизни. Развивается критическая ситуация, когда человек сталкивается с препятствием в реализации жизненно важных целей и не может справиться с ситуацией при помощи привычных средств.

Обретение индивидом ответственности за себя и свой образ жизни, позиции «Я – хозяин своей жизни и ее творец» в таких случаях возможно только при условии специальной работы. Основной формой оказания такой помощи психологией признается социально-психологическая поддержка личности.

Идея психологической поддержки берет свои истоки в гуманистической психологии, признающей своим главным предметом личность в качестве уникальной целостной системы, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку (Асмолов А.Г., 1996).

Гуманистическая психология изначально включала в себя рефлексию практической трансляции в жизнь людей моделей гуманистического бытия, ориентированных на полное раскрытие субъективных возможностей Адлер А., 1997; Маслову А., 1997; Роджер-с К., Ромм Э., 1994 и др.).

В контексте рассмотрения поддержки как специфического вида деятельности, направленной на содействие развитию и саморазвитию личности, исследователями сложилось несколько основных направлений в выявлении ее сущности, содержания и технологического рисунка.

Для специфики работы в вузе считаем необходимым выделить среди основных направлений: педагогическое (Асмолов А.Г., 1996; Газман О.С., 1996; Котова И.Б., Шиянов Е.Н., 1991, 1997; Маклафлин К.,1996; Недбаева С.В.,2000, и др.); психологическое (Адлер А.,1977; Братусь Б.С.,1988; Волкова А.И.,1998; Загрядская Н.Н., 19994 Лилиенталь И.Е.,2000; Петровская Л.А., 1977 и др.); социальное (Аргайл М.,1990, 1975; Леннер-Аксельсон Б., Тюлефорс И., 1988; Bauman U.,1976; Cobb S.,1976; Cutrona C.E., Suhr J. A., 1991; Fiedmann M.L., Andrews M., 1990; Jacobson S. W., Frye K. F.,1991; McLaughlin K., 1996; Morinada Y. S. Sakata K., Koshi R., 1992; Veiel H., Bauman U., 1992); психотерапевтическое (Ливехуд Б.,1994; Франкл В., 1990 и др.).

С целью прояснения глубинного смысла содержательного значения термина «поддержка» обратимся к его первоначальной трактовке. Так, слово «поддержка», согласно словарю В. Даля, соответствует значению слов «поддержать», «поддерживать» - служить подпорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем); подставкой - всем, что поддерживает тяжесть, укрепой - всем, что придает крепость, прочность, силу (Даль В., 1982).

В словаре С.И. Ожегова слова «поддержать», «поддерживать» имеют много значений, но выражают в глубинном понимании содействие другому, оказание кому-нибудь помощи, выступление в защиту кого-нибудь, выражение согласия, одобрения (Ожегов С.И.,1988).

Таким образом, мы видим, что «поддержку» следует понимать в первую очередь как оказание помощи другому.

Современные психологи пытаются трактовать семантический и этимологический смысл термина с прикладных позиций.

Так в рамках педагогической психологии поддержка рассматривается рядом исследователей как содействие развитию личности, ее становлению и самореализации (Асмолов А.Г., 1996; Газман О.С., 1996; Котова И.Б., Шиянов Е.Н., 1996, 1997).

Теоретические подходы к методологическим основам и практическим возможностям психологической поддержки личности породили целую систему взглядов, изложенных в работах отечественных психологов двух последних десятилетий (Абульханова-Славская К.А.,1993; Абрамова Г.С., 1977; Асмолов А.Г., 1996; Власова О.Г., 1998; Волкова А.И., 1998; Гришина Н.В., 1997; Дубровина И.В., 1994; Загрядская Н.Н., 1999; Лилиенталь И.Е, 2000).

А.Г. Асмолов рассматривает поддержку с позиций понятия «со=действие», отмечая при этом, что в социальном пространстве процесс развития идет в направлении от совместных актов (со=действий) через поддержку к саморазвитию, самоконтролю и самоорганизации поведения. Им впервые была высказаны мысли о психологической базе идеи поддержки; об источниках развития личности при современном образе жизни; присутствии в социогенезе условий и механизмов развития личности; наличии «зон неопределенности», в которых человек проявляет себя как индивидуальность, а не только как носитель социотипического поведения; наличие диапазона возможностей выборов. А.Г. Асмолов, впервые рассматривал поддержку с позиций понятия «со=действия», отмечая при этом, что в социальном пространстве процесс развития идет в направлении от совместных актов (со=действий) через поддержку к саморазвитию, самоконтролю и самоорганизации поведения (Асмолов А.Г., 1996). Эту идею подхватили И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов, дающие характеристику процессу психологической поддержки как результирующего «себя актами саморазвития, когда человек, собирая все внешние влияния, начинает сам формировать качественно новые смыслы и цели, начинает действовать не по внешним стимулам, а по внутреннему побуждению». Они раскрыли глубинный смысл педагогической и психологической поддержки, которая заключается, по их мнению, в сложных процессах и преобразованиях, затрагивающих ядро человека – его личность (Котова И.Б., Шиянов Е.Н., 1996, 1997).

Принципы психологической поддержки личности уже несколько лет являются предметом осмысления современными психологами и педагогами. В качестве ведущего принципа В.А. Иваников, А.А. Тюков называют комплексность, опосредованность и индивидуализацию помощи. Необходимость применения системного и деятельностного подхода, предполагающего выбор средств и путей, постановку целей и проявление активности, отмечают Г.В. Бурмеская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс (2007). Многообразие форм и методов, экологичность, ориентацию на развитие, преемственность (связь с духовной культурой) и самоактивизацию оказывающего психологическую поддержку выделяет Н.С. Пряжников; добровольность, ответственность и конфиденциальность отмечает Т.П. Гаврилова (1996). Основными условиями психологической поддержки провозглашается помощь в понимании, право на выбор, творчество и на ошибки с принятием добровольной ответственности.

В этом смысле нельзя не согласиться с мнением Л.А. Петровской, считающей невозможной психологическую помощь и поддержку без развитие компетентного общения, основанного на готовности и умении строить контакт на различной психологической дистанции, умело варьировать диапазон отношений от психологически отстраненных к интимно-личностным Петровская Л.А., 1997). Важен взгляд Н.В. Гришиной на психологическую поддержку как компонент методов взаимодействия, определяемых как диалоговые и партнерские. Практический интерес вызывают предложенные ею виды психологического влияния: убеждение, самопродвижение, внушение, заражение, пробуждение импульса к подражанию, формирование благосклонности, просьба, принуждение, деструктивная критика, манипуляция (Гришина Н.В., 1977).

В рамках изучаемой проблемы представляет интерес взгляд И.Е.Лилиенталь, выделяющей в качестве ведущих условий эффективности психологической поддержки в условиях вуза системность и целенаправленность; полисубъектность и личностная ориентированность; направленность психологической поддержки на персонализацию всех субъектов процесса поддержки. Главной целью психологической поддержки, по ее мнению, является «формирование ситуации развития личности как субъекта собственной жизни, способного противостоять возникающим трудностям и самостоятельно решать жизненные проблемы. Психологическая поддержка студентов с этих позиций выступает как процесс, результирующий себя актами самодетерминации, самополагания и саморазвития личности» (Лилиенталь И.Е., 2000).

Нам близки подходы некоторых авторов к обуславливанию успешности поддержки с позиций учета социального контекста, культурной специфики, маргинальности, степени изученности личности со стороны оказывающих помощь (Загрядская Н.Н.,1999; Гаврилова Т.П.1996).

В рамках, когда речь идет о психологической поддержке в кризисных, травмирующих ситуациях, а также в наиболее ответственных для дальнейшей жизни периодах развития человека, термин «поддержка» наполняется новым смыслом и содержанием. Именно в этом направлении интенсивно идет разработка новых психолого-педагогических практик и технологий, способствующих развитию личности, повышению резистентности человека к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам (Абрамова Г.С., 1977; Беличева С.А., 1994; Власова О.Г., 1998; Дубровина И.В., 1994; Загрядская Н.Н., 1999; Лилиенталь И.Е., 2000; Недбаева С.В., 2000).

Психотерапевтическая поддержка – второе выделенное нами направление в понимании поддержки – выступает как технология, представляющая собой рациональную последовательность использования методов диагностики, психокоррекции и психотерапии. Осуществление психотерапевтической поддержки, по мнению А.Д. Томилиной, возможно в рамках индивидуальной консультации, использования специальных психологических приемов, вплоть до интенсивной психотерапии (Томилина А.Д. 1997).

Коттон считал, что для вмешательства прежде всего подходят: 1) индивиды, имеющие в анамнезе давний травматический опыт и желающие улучшить свое состояние здоровья с профилактической целью; 2) индивиды, находящиеся постоянно в состоянии перегрузок и страдающие от хронической подавленности и депрессивности; 3) индивиды с развитыми вегетативными соматическими нарушениями, связанными с переживанием и переработкой стресса. К физиологическим вмешательствам Коттон относит биологически обратную связь (см. Карвасарский Б.Д., 1998).

При воздействии на угнетающие эмоции важную роль играет способность к релаксации. Поэтому для снятия возбуждения, вызванного страхом, гневом лучше всего, подходят метод регрессирующей мышечной релаксации Джекобсона, аутогенная тренировка, методы медитации. Тренинги самоутверждения и методы достижения социальной готовности могут быть показаны при самостоятельном подавлении гнева.

Для изменения дисфункциональных когниций применяют тренинги социальной компетентности, самоутверждения, коммуникативности (Кочюнас Р., 1999).

Формирование способности к уклонению от неподдающихся воздействию стрессоров возможно с помощью методов когнитивного переструктурирования или рационально-эмоциональной психотерапии Эллиса (Ellis A., 1990).

Вильямсон, рассматривая технику социально-психологического сопровождения адаптации личностей, имеющих травматический опыт, предлагает когнитивные техники терапии, в частности, позитивное мышление, тренинг позитивного взаимодействия, изменение стиля жизни.

Важным методическим элементом профилактических и терапевтических вмешательств, обусловленных психологической травмой, является самонаблюдение (self-monitoring), проводимое под контролем психолога. Так, Перрез, Райхерс считают, что саморегулирование поведение может осуществляться через процессы, которые «вводятся самой личностью и поддерживаются ею», т.е.через когнитивные способы поведения – планирование, мышление, самокоммуникацию (Perrez M, Reicherts M., 1989)

Самоинструкция или самовербализация, по мнению Р.Новако помогают научить сопровождаемых проблемному и эмоционально-ориентированному разрешению задач. Внутренние монологи, инструкции, создают у индивидов ощущения личного контроля, что особенно важно в ситуациях фрустрации, фиксированности на травме (см. Карвасарский Б.Д., 1998).

 

А.Бек предлагает методы модификации несоразмерных самоинструкций, основанные на ментальных тренингах с помощью когнитивного переконструирования (Beck A.T.,1979).

Мейхенбаум интегрировал использование самоинструкций в концепцию иммунитета к стрессу и методику прививки против стресса (Meichenbaum D., 1985).

К психотерапевтическому направлению в последний период стал тяготеть и Б.С. Братусь, традиционно трактовавший «поддержку» как психологическое направление. Говоря о субъект-субъектном подходе, учете общих смысловых устремлениях, соотношениях мотивов и способов деятельности личности с «нравственными плоскостями общечеловеческого бытия» при оказании помощи, он предлагает не только оценку личности, ее воспитание, но и индивидуальную психокоррекцию и психотерапию (Братусь Б.С., 1990).

Определенный интерес для нас представляет использование Т.П. Гавриловой принципов «энергетизирующего сочувствия» в рамках личностного психологического консультирования; «развивающего» совета, предполагающего некоторый диапазон возможных действий и побуждающий личность самостоятельно искать оптимальный ход; «развивающей» информации - знаний, позволяющих субъекту действовать наиболее адекватно.

Материалы проведенного нами исследования показывают, что любые известные формы и методы психотерапевтической поддержки адаптации личности, имеющей травматический опыт, не могут быть признаны эффективными без использования методов, заимствованных из социологии и педагогики.

Социальная поддержка рассматривается исследователями как фактор преодоления личностью сложных жизненных ситуаций и оптимизирующий психологическое здоровье (Аксельсон и И.Тюлефорс, 1998; Cobb K., 1976). В этом направлении, по нашему мнению, следует отметить разработки американских психологов M. Veiel, U. Bauman, предложивших технологии эмоциональной, реальной (т.е. получаемая в виде практических действий) и информационной поддержки [215]. Практический интерес представляют работы Hordy, Wasserman, Kamal, Phil и др., направленные на стабилизацию психического здоровья, повышение стрессоустойчивости и жизненного потенциала личности (см. Макарчук А.В., 2004).

Обобщение точек зрения представителей различных направлений на сущность поддержки, приводит к выделению общего для всех их признака - межличностного субъект-субъектного взаимодействия.

Субъектами процесса психологической поддержки выступают две стороны: 1) личность, нуждающаяся в поддержке собственного развития; 2) личность, осуществляющая поддержку.

Тем не менее, А.В. Брушлинский отмечает, что даже в современных трактовках зоны ближайшего развития по-прежнему недостаточно учтена важнейшая роль условий, изначально опосредствующих все внешние воздействия. Понятие такой зоны означает, что все субъекты делятся на получающих и не получающих психологическую поддержку. Однако такой дифференциации явно недостаточно. Необходимо деление на тех, кто хочет, может и наоборот, не хочет и не может использовать в процессе саморазвития помощь извне (подсказку, советы и т.д.), поскольку такая помощь воздействует не непосредственно, не прямо, а только через внутренние условия, через самого поддерживаемого субъекта (Брушлинский А.В, 1994).

Выражая согласие с автором, подчеркиваем значимость выделения в особую группу субъектов, имеющих травматический опыт, и находящихся по какой-либо причине в зоне недосягаемого воздействия.

Необходимость совершенствования форм и методов социально-психологической помощи личности в новых социокультурных, политических и экономических условиях, привела, по нашему мнению, к взаимопроникновению и взаимовлиянию форм и методов субъект-субъектной деятельности, осуществляемой на основе разных технологий.

В этих условиях как системная интегративная технология социально-психологической помощи семье и личности сформировалось социально-психологическое сопровождение (Бардиер Г.,1996; Битянова М.Р., Волосников А.В., 1999; Рогов Е.И., 1996).

Нам представляется значимым, что изначальный глубинный смысл глагола «сопровождать», согласно словарю В.Даля, трактуется как действие, то есть «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать». Сопровождать – значить проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Этимологически термин «сопровождение» близок к таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей, что позволяет использовать его для обозначения разнообразных явлений и состояний, в том числе естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности (Даль В., 1982).

В рамках бытийных отношений сопровождение – это процесс особого рода между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи. Это поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.

С позиций методологического анализа также возможно утверждение, что сопровождение – это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи, направленная на создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности; психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности (Петровский А.В., 1990).

Ю.Слюсарев, употребляя понятие «сопровождение» для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, подчеркивал, что оно должно быть направленно «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», это должна быть «помощь, запускающая механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека, помогающая человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна (Слюсарев Ю.В., 1992).

По мнению Мухиной В. С. и Горяниной В.А сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности» (Мухина В. С., Горянина В.А., 1997). Сопровождение предполагает не «исправление недостатков и переделку», а создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности; процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи, поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для социальной и психологической адаптации (Тарабрина Н.В., 2000; Топчий М.В., 2004; Трубицина Л.В., 2005).

Конкретизируя суть социально-психологического сопровождения, Б.С Братусь провозглашает главным моментом в психологическом сопровождении создание особой формы взаимоотношений в системе «психолог - травмированная личность», создающей условия для переживания, объективации, рефлексии и реконструкции образа мира клиента и его отдельных фрагментов в период консультаций и групповых занятий (Братусь Б.С., 1988, 1990).

Реабилитация личности в психолого-социальном аспекте, как процесс восстановления психических проявлений и способностей после какого-либо нарушения; возвращение, включение в общество возможны при условиях гуманного отношения к личности, веры в ее силы, погруженности в реальную повседневную жизнь человека.

Именно это обуславливает подведение под методологическую базу социально-психологического сопровождения развития личности студентов, имеющих в анамнезе травматический опыт, ведущих идей гуманистической психологии: идеи личностно-развивающего взаимодействия (Роджерс К.,1994; Петровский В.А.1990, 1998;, Котова И.Б., Шиянов Е.Н., 1996, 1997); идеи о необходимости поддержки и потребности в ней при удовлетворении ведущих человеческих потребностей в самореализации, самовоплощении, раскрытии самости (Маслоу А.,1997; Меррей Г. и др.).

Очевидно, что при разработке теоретических основ обоих видов субъект-субъектных отношений – поддержки и социально-психологического сопровождения - использовалась психологическая и педагогическая методологическая база, в основе которой провозглашались одинаковые гуманистические цели и задачи, что делает правомерным использование обоих направлений. Мы считаем, соглашаясь с О.С.Газманом, что психолого-педагогическая поддержка, «являясь принципиально новой культурой воспитания», влияющей на жизненное самоопределение, подготовку к осуществлению выборов в кризисных ситуациях, самораскрытие и устранении субъективных препятствий развитию, укрепление психологического здоровья, а также оказание помощи в конкретной психотравмирующей ситуации», может иметь такую же эффективность как сопровождение при определенных условиях (Газман О.С., 1996).

Следует подчеркнуть, что элементы педагогической поддержки, как деятельности субъектов образовательного процесса, в рамках социально-психологической помощи, направлены также на оказание превентивной и оперативной помощи.

Наполнение социально-психологического сопровождения технологиями и методами психологической, педагогической, социальной, психотерапевтической поддержек, привело к созданию новой, «синтезтехнологии», позволяющей оказывать при необходимости эффективную помощь.

Специфичность заключается в требования принципа одновременного или попеременного использования технологических составляющих разных направлений при работе с личностью, имеющей травматический опыт.

Характеризуя такую личность, исследователи предполагают наличие у нее устойчивых переживаний событий, оказывающих на психику длительные поствоздействия разной интенсивности, психологический стресс. Психическая травма рассматривается как нарушение целостности и функций психики человека, вызванное внешним воздействием на нее различных факторов Трубицина Л.В., 2005)..

С этой позиции разрабатываются различные подходы с целью выделения условий, определяющих успешность социально - психологического сопровождения личности.

Так, результативность действий, по мнению ряда исследователей, зависит, прежде всего, от строгой структурированности сопровождения. При этом его элементы признаются следующие инвариантные этапы:

– диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей;

– отбор и применение методических средств;

– анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.

Анализируя технологические аспекты сопровождения, М. Канн подчеркивает значение диагностического этапа, позволяющего выбрать стратегии социально-психологического сопровождения в зависимости от их результатов, определить степень травматизации личности и уровень ее социально-психологического благополучия.

По мнению Б.Коттона, реализация социально-психологического сопровождения возможна при условии определения уровня травмированности личности. В связи этим им впервые определен круг личностей, подходящих, прежде всего для вмешательства: 1) индивиды, имеющие в анамнезе давний травматический опыт и желающие улучшить свое состояние здоровья с профилактической целью; 2) индивиды, находящиеся постоянно в состоянии перегрузок и страдающие от хронической подавленности и депрессивности; 3) индивиды с развитыми вегетативными соматическими нарушениями, связанными с переживанием и переработкой стресса.

Группа отечественных ученых в качестве основных характеристик процесса сопровождения выделяет процессуальность, пролонгированность, недирективность.

С точки зрения А.И.Зеличенко формирование методологической базы и планирование конкретных мероприятий по социально-психологическому сопровождению адаптации личности, имеющей травматический опыт, невозможно без высокого потенциала духовного роста самого психолога-практика. Стремительные перемены, происходящие в обществе, требуют постоянной «процессуальной работы» по приобретению метанавыков: сочувствия (как развития заботы и внимания); отстраненности (предполагает наличие юмора и способности выхода из ситуации, изменения угла зрения); свободы, творчество и спокойствия (Зеличенко А.И., 1996). Тем не менее, традиционными остаются требования к психологу, как субъекту психологической поддержки, формирующему определенные рефлексивные установки и чувства:

1) способности и желания выслушать;

2) желания помочь;

3) принятия как позитивных, так и негативных сторон личности;

4) отношения к личности как к уникуму с индивидуальной идентичностью и чувствами;

5) убежденности в способности личности управлять своими эмоциями, преодолевать трудности и находить решение.

Руководством к действию в рамках социально-психологического сопровождения можно считать работы К.Роджерса, раскрывающие суть отношений индивидов, имеющих травматический опыт, и «помогающих».

Определяющим условием эффективности взаимодействия, по его мнению, является эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека, способность понимания актуальных чувств и вербальное умение передать это понимание другому. Основной механизм эмпатии – сопереживание, которое помогает проникновению во внутренний мир другого, принятию его как индивида, имеющего ценность. Актуальным остается мнение К. Роджерса о том, что принятие другого человека, глубинное эмпатическое понимание, дающее возможность видеть личный опыт человека с его точки зрения, невозможно без искренности в выражении собственных чувств, симпатии, тонкой эмпатии чувств и высказываний. Человек, создавший такие «помогающие» отношения, становится «спутником» другого, сопровождающем его в свободном поиске самого себя. Реализация «помогающих отношений», как считает К.Роджерс, может считаться позитивной при условиях, «в которых, по крайней мере, одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, в развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими» (Роджерс К., 1994).

Обязательным условием конструктивного общения, основой всех актов взаимодействия, их итогом и механизмом осуществления социально-психологической поддержки личности выступает принятие человека во всей полноте его бытия. Принятие человека без оценки, советов или критики, как это принято в гуманистической психологии, исключает индифферентное отношение к проявлениям его личности.

По нашему мнению, эффективностью социально-психологического сопровождения, возможно управлять в рамках профессиональной деятельности, предусмотренной технологическими особенностями, посредством отдельных слов, высказываний, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, жестов.

Анализ приведенных подходов позволяет заключить, что они не противоречат друг другу, а каждый из них может иметь место при определенных условиях.

Наряду с условиями успешной реализации программ социально-психологического сопровождения ряд авторов останавливается на ложных механизма и способах поддержки. С позиций К.Роджерса непомогающими качествами человека являются отсутствие интереса, наличие дистанции, а также слишком большая симпатия. Гиперопека, создание зависимости, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества. приводят к переживаниям, мешают нормальному взаимодействию, развитию личности (Роджерс К., 1994).

Проведенный теоретический анализ дает нам основания рассматривать социально-психологическое поддержку и сопровождение, как разновидности многомерного процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых процессов:

1) процесс, в котором происходит сосредоточение на позитивных сторонах и преимуществах личности с целью укрепления ее самооценки;

2) процесс, формирующий веру личности в себя и свои возможности;

3) процесс, способствующий адаптации личности и поддерживающий при неудачах;

4) процесс, помогающий избежать ошибок;

5) процесс, обеспечивающий восстановление оптимального психологического состояния личности с целью полного или частичного разрешения проблемной ситуации.

Социально-психологическое сопровождение невозможно без гуманного отношения к личности, веры в ее силы, погруженности в реальную повседневную жизнь человека. Мы полностью согласны с мнением А.В Волосникова (1999), Н.Г Осуховой (1999), К.Ф.Дмитриева, М.И. Ерифа, А.М. Эткинда (1985), Н.Н. Загрядской (1999) и многих других специалистов в обсуждаемой нами области, что развитие нового жизненного качества – адаптивности, т.е. способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в кризисных жизненных ситуациях, возможно только при условии соблюдения, в процессе адаптации к жизни травмированной личности, таких его характеристик как процессуальность, пролонгированность, недирективность.

Литература к шестой главе

 

Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академия, 1997.

Абульханова-Славская К.А. Психологические и жизненные потери. К проблемам экологии человека/В кн. Психология личности в условиях социальных изменений.– М.: Институт психологии РАН, 1993.

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.–М.:Мысль, 1991.

Абульханова-Славская К.А.Социальное мышление личности:проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т.15.№4

Адлер А. Понять природу человека.– СПб., 1997.

Александровский Ю. А. Глазами психиатра.– М.: Гэотар-Медиа, 1999.

Александровский Ю.А. Некоторые узловые вопросы современной пограничной психиатрии /Психиатрия и психофармакотерапия Том 11/№ 2, 2006.

Александровский Ю.А. О системном подходе к пониманию патогенеза непсихотических психических расстройств и обоснованию рациональной терапии больных с пограничными состояниями // Журнал «Терапия психических расстройств» / Архив / ТПР №1, 2006.

Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Учебное пособие. 3-е издание.– М 2000.

Анцыферова Л. И. Способность личности к преодолению деформации своего развития // Психологический журнал. Т. 20. № 1, 1999.

Анцыферова Л. Я. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. Т. 15. № 1, 1994.

Аргайл М. Психология счастья. – М.: Прогресс, 1990.

Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Изд-во «Институт практической психологии».– Воронеж: НПО «Модэк», 1996.

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: 1984.

Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей.– СПб., 1996.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., Социальная психология личности.– М. 2001.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии.– М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России».– М, 1994.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России»,1994.

Березин В.Г. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. –Ленинград, 1988.

Битянова М.Р. Психолог в школе: Содержание и организация работы.– М., 1998.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М.: Институт практической психологии. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988.

Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии. Вопросы психологии, № 6. 1990.

Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта.– М., 1994.

Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лебедева Н. Н., Лидерс А. Г.. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Издательство: МПСИ, 2007.

Власова О.Г. Психологическая защита как средство личностного развития студентов: Дисс..... канд. психол. наук. – Ставрополь, 1998.

Водопьянова П. Е. Активная жизненная позиция личности и профессиональная адаптация в условиях социально-экономической) кризиса // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.

Волкова А.И. О психологической поддержке развития личности детей в образовательном процессе дошкольных учреждений / Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. Ч.1., Ростов-н/Д., 1998.

Волосников А.В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1999.

Гаврилова Т.П. У истоков творческой личности.– Витебск, 1996.

Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века//Забота - поддержка – консультирование Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н.Б. Крыловой / Выпуск № 6.– М.: Инноватор, 1996.

Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века//Забота – поддержка – консультирование/Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н.Б. Крыловой/Выпуск № 6.– М.: Инноватор, 1996.

Галкин К. Ю. Психические расстройства у лиц, перенесших террористический акт в городе Волгодонске 16 сентября 1999 года: Клиника, динамика, систематика: автореферат дис.... кандидата медицинских наук.–М, 2009.

Головаха Е.И. Изменение социальной структуры и формирование среднего класса на Украине // Социологический журнал, 1997.

Головаха Е.И., Панина Н.В. Интегральный индекс социального самочувствия (ИИСС). Конструирование и применению теста в массовых опросах. - К.: ИСНАНУ, 1997.

Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой.– СПб., 1997.

Даль В. Толковый словарь живого великого русского языка. – М.: Рус. яз., 1982.

Дикая Л. Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал. Т. 17. № 3, 1996.

Дмитриев К.Ф., Ериф М.И., Эткинд А.М. Кризисы в развитии индивидуальности и стратегия психологической помощи // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 3.– Л.–М., 1985.

Дмитриева Т.В., Положий Б.С. Этнокультуральная психиатрия.– М.: Медицина, 2003

Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1994.

Дубровина И.В., Борисова Е.М., Прихожан А.М. Модель развития психологической службы системы образования России // Детский практический психолог. – Обнинск, 1994.

Дюркгейм Э. Правила, относящиеся к объяснению социальных факторов // Социология. Ее предмет, метод, предназначение.– М., 1995.

Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: Дис. … канд. психол. наук.– Л., 1989.

Журавлев А. Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психологический журнал. Т. 19. № 3, 1998.

Загрядская Н.Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем: Дисс..... канд. психол. наук. – Ростов-н/Д., 1999.

Зеличенко А.И. Психология духовности.– М.: изд-во транперсонального института, 1996.

Канг Хи Ли. Социально - стрессовые расстройства личности. Трудные жизненные ситуации в предметном поле социальной психологии /Материалы I и II научно-практических конференций 24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г./ Под ред. Е.А.Петровой – М.: РИЦ АИМ, 2004.

Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.– СПб.: Питер, 1998.

Киселева В.А. Трудная жизненная ситуация как фактор, способствующий возникновению одиночества. Трудные жизненные ситуации в предметном поле социальной психологии / Материалы I и II научно-практических конференций 24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г./ Под ред. Е.А.Петровой – М.: РИЦ АИМ, 2004.

Котова И.Б. Идея личности в российской психологии. Автореферат…док. психол. наук.– М., 1994.

Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Образование как общечеловеческая ценность // Вестник Ставропольского университета. Вып. 1.– Ставрополь, 1996.

Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. – Ростов-н/Д., 1997.

Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. – Ростов-н/Д., 1997.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Смысл, 1999.

Куликов Л. В. Психология настроения личности: Автореф….докт. психол. наук. – СПб., 1997.

Леннер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению – М. 1998.

Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личности: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ.Сер. 14, Психология. № 1,1997.

Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994.

Лилиенталь И.Е. Психологическая поддержка студентов в период адаптации к обучению в техническом вузе: Дисс..... канд. психол. наук. – Ставрополь, 2000.

Макарчук А. В. Психологические последствия насилия у детей 10-13 лет Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.– Москва, 2004.

Маслоу А. Психолог<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.014 с.)