Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы совладающего поведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Стратегии совладания разрабатываются на этапе вторичной оценке стрессора, в результате чего формируется один из трех возможных способов борьбы со стрессом: – непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство, восторг или любовное наслаждение); – косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения, такие как вытеснение («это меня не касается»), переоценка («это не так уж и опасно»), подавление, переключение на другую форму активности, перенаправление эмоции с целью ее нейтрализации и т. д.; – совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение со средствами транспорта, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем). Обоюдное влияние среды и личности рассматривается в биокибернетической модели копинга Шенпфлюг с соавторами (1998). Согласно этой концепции, старые процессы регуляции перепрограммируются при взаимодействии среды и личности. Их изменчивость может вызвать необходимость развития новых регуляторных процессов, и, как следствие, возникновению новых форм регуляции поведения. Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения. Выделяются следующие способы совладающего поведения: – разрешение проблем; – поиск социальной поддержки; – избегание. В целом большинство исследователей придерживается единой классификации способов совладания: – копинг, нацеленный на оценку; – копинг, нацеленный на проблему; – копинг, нацеленный на эмоции. На основании исследований Fineman (1987, 1983), Lazarus (1966) можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации: 1. Эмоциональный/проблемный: 1.1. Эмоционально-фокусированный копинг, направленный на урегулирование эмоциональной реакции. 1.2. Проблемно–фокусированный, направленный на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс. 2. Когнитивный/поведенческий: 2.1. «Скрытый» внутренний копинг – когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс. 2.2. «Открытый» поведенческий копинг – ориентирован на поведенческие действия, используются копинг–стратегии, наблюдаемые в поведении. 3. Успешный/неуспешный: 3.1. Успешный копинг – используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс. 3.2. Неуспешный копинг – используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации. В 1998 году Шенпфлюг с соавторами предложил биокибернетическую модель копинга. Модель основывается на том, что среда и личность изменчивы, это определяет обоюдное влияние их друг на друга, то есть требования выражено влияют на личность, в то время как реакции личности влияют на среду. Согласно этой концепции, старые процессы регуляции перепрограммируются или начинается развитие новых регуляторных процессов, что может приводить к возникновению новых форм регуляции поведения (см. Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В. 2003) Человек, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько стратегий совладания, поэтому каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям. Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает. В то же время способы совладания подразумевают необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей. Английский психолог Д. Роджер (Roger et al., 1993) в своем опроснике измерения coping styles выделил четыре фактора – рациональное и эмоциональное реагирование, отстраненность и избегание, подразумевая при этом под эмоциональным реагированием лишь негативные переживания. Стратегии поведения раскрываются в различных формах адаптации, так как она теснейшим образом связана с проблемой здоровья/болезни. Адаптация рассматривается современными психологами как форма активного взаимодействия человека с социальной средой с целью достижения его оптимальных уровней по принципу гомеостаза и отличающегося относительной стабильностью. Адаптационный процесс включает в себя различные уровни человеческой жизнедеятельности, обусловливает соматическое, личностное и социальное функционирование, определяющие многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути. Внутренняя картина жизненного пути характеризует качество жизни человека и его адаптационные возможности на разных уровнях, она является своеобразным «срезом» адаптационного процесса. Внутренняя картина жизненного пути - целостный образ человеческого бытия, включающий ощущение, восприятие, переживание и оценку собственной жизни и, в конечном счете, отношение к ней. Внутренняя картина жизненного пути включает в себя ряд компонентов: 1. Соматический (телесный) – отношение к своему здоровью, изменениям в нем, включая болезнь, к возрастным и различным соматическим изменениям, т.е. к своей телесности; 2. Личностный (индивидуально-психологический) – восприятие себя как личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам; 3. Ситуационный (социально-психологический) - отношение к ситуациям, в которые оказывается включенным человек на протяжении своего жизненного пути. Для больного человека наиболее значимы ситуации, имеющие отношение к его заболеванию, его возникновению, течению и исходу. Круг остальных значимых переживаний при болезни резко сужается. Тем не менее, исследования копинг-поведения у больных неврозами (Чехлатый Е. И., 1994, Веселова И. В., 1995) свидетельствуют о том, что они достоверно реже, по сравнению со здоровыми людьми, используют адаптивные формы копинг-поведения, такие как поиск социальной поддержки, альтруизм, оптимистичное отношение к трудностям. Больные неврозами чаще, чем здоровые, склонны выбирать копинг-поведение по типу изоляции и социального отчуждения, избегания проблемы и подавления эмоций, легко впадают в состояние безнадежности и покорности, склонны к самообвинению. При исследовании состояний психической дезадаптации у бывших воинов-интернационалистов Д. А. Алексеева, Б. Д. Карвасарский, В. А. Ташлыков, А. М. Якубзон описывают три основных типа стратегий поведения в преодолении болезни: активно-оборонительный, пассивно-оборонительный и деструктивный. При активно-оборонительном стиле поведения эти испытуемые использовали такие мобилизующие стратегии копинг-поведения, как активное включение в работу, уход от болезни в работу, перспективное планирование действий, сохранение активности при неудачах, отрицание тяжести болезни. При пассивно-оборонительном типе в основе копинг-поведения лежит отступление, примирение и капитуляция перед болезнью и ее последствиями. Сложившаяся ситуация оценивалась как непреодолимая, как «поворотный пункт жизненного пути». Деструктивный стиль поведения проявлялся в нарушениях социального функционирования больных. Постоянная внутренняя напряженность, дисфорический оттенок настроения служили почвой для взрывчатости, конфликтов, неуживчивости, формирования делинквентного поведения. В стрессовых ситуациях при деструктивном, саморазрушающем поведении эти больные прибегали к разрядке отрицательных аффектов в поведении по типу acting-out (алкоголизация, агрессивные действия, суицидные попытки, употребление наркотических средств и др. (Д. А. Алексеева, Б. Д. Карвасарский, В. А. Ташлыков, А. М. Якубзон, 1990). Исследования отечественных авторов (Гончарская Т. В., Мальков Н. Р., 1984) показали, что функциональная недостаточность больных шизофренией (в особенности малопрогредиентной ее формой) проявляется в чувстве неуверенности в себе, ощущении собственной неполноценности, в неумении естественно, непринужденно выражать свои мысли и чувства, объективно оценивать ситуации, устанавливать полноценные контакты с людьми. Многочисленные исследования (Shean G. 1982; К. Н. Wiedl, B. Schottner, 1991; Piirtola O., 1996; Bellack A. еt al., 1990) указывают на то, что дефицит в навыках социального и проблемно-решающего поведения может значительно снижать способность пациентов с шизофренией эффективно совладать со стрессовыми жизненными ситуациями. При исследовании социальной компетентности больных шизофренией Ибриегит М. (1997) выделил следующие характеристики копинг-поведения пациентов: 1) Больные шизофренией склонны в стрессовых ситуациях уходить от решения своих проблем путем избегания контактов с окружающими, проявлять агрессивность по отношению к другим, обвинять их и видеть в них причину своего болезненного состояния. 2) Вместе с тем, они готовы принять на себя ответственность за свои действия и поступки. 3) Под влиянием психотерапии больные шизофренией обнаруживали способность лучше контролировать свои чувства, чаще прибегали к поиску эмоциональной поддержки в социальном окружении, меньше дистанцировались от ситуации и от общения с другими людьми. Автор отмечал преобладание в копинг-поведении больных шизофренией эмоциональных и избегающих решения проблемы копингов. Такое поведение, по его мнению, усугубляет болезненные переживания пациента, служит фактором дальнейшей социально-психологической дезадаптации личности (Ибриегит М., 1997). В. М. Воловик (1980) отмечает значение для социальной адаптации некоторых морбидных психологических особенностей, в частности, аутистических свойств личности. По мнению Shean G. (1982), изменения в клиническом состоянии у больных шизофренией приводят к изменению оценки стрессовых событий. Из-за чрезвычайной переоценке вредности многих жизненных событий и ежедневных мелких бытовых конфликтов для них часто стрессовыми оказываются жизненные ситуации, которые сторонний наблюдатель вряд ли мог бы отнести к стрессовым. Переоценка внешних требований, и недооценка внутренних ресурсов приводят к повышению уровня ежедневного стресса и семейных трудностей. Распространенной является точка зрения, что больные шизофрений становятся наиболее уязвимыми к стрессу в период обострения симптоматики или накануне обострения. Низкая самооценка способствует восприятию себя как неспособного разрешать проблемные ситуации. Большинство авторов считает, что пациенты используют очень ограниченное количество копинг-стратегий, главным образом избегание. Будучи полезными для кратковременного управления тревогой, они становятся непродуктивными при разрешении длительно существующих стрессов, таких как супружеские конфликты и выздоровление от психического заболевания (Wiedl K. H. Schottner В., 1991). По мнению К. Н. Wiedl,. Schottner B., Brenner H. D. et al. пациенты с высоким уровнем внутреннего напряжения, обусловленного тяжестью симптоматики склонны чаще использовать эмоциональные копинги и реже – когнитивные. Пациенты с менее выраженной шизофренической симптоматикой чаще используют проблемно-ориентированные копинги (Wiedl K. H. Schottner В., 1991; Brenner H. D. et al., 1987). Отмечается также, что большинство пациентов, характеризующихся средней и сильной выраженностью симптоматики значительно неудовлетворены своими копинг-стратегиями и результатами своих копинг-усилий, что возможно обусловлено декомпенсацией в период течения болезни. Дополнительное эмоциональное напряжение формирует порочный круг, который очень напоминает модель уязвимость-стресс при шизофрении. (К. Н. Wiedl, 1991). Психосоциальные подходы составляют необходимый компонент лечения больных шизофренией, и тренировка социальных навыков представляется особенно полезной, так как дефициты социальных навыков являются важными детерминантами социальной изоляции, плохого социально-ролевого функционирования и низкой характеристики качества жизни больных шизофренией (Александровский Ю. А., Собчик Л. Н., 1986; Halford W., Hayes R., 1995). Многие исследователи говорят о необходимости разработки и развития психокоррекционных методов, направленных на формирование у пациентов эмоционально свободного, с достаточно высоким уровнем самоутверждения адаптивного поведения (Masher L. R., Keith S. T., 1979; Carpenter W. T., 1993). В связи с этим создаются программы, направленные на тренировку навыков и способностей проблемно-решающего поведения (Roder U. et al., 1988; Liberman R., Kopelowicz A., 1995; Скороходова Т. О., Райзман Е. М., Рожнов В. Е., Бурно М. Е; Лефф Д., Лэм Д., 1996). Для здорового человека важны совсем другие ситуации, в первую очередь связанные с социальным, профессиональным статусом. То есть если жизненный путь, состоящий из множества ситуаций, рассматривать в континууме здоровья/болезни, то окажется, что на полюсах этого континуума окажутся совершенно различные системы ценностей, различный приоритет жизненных значимостей. Различные варианты процесса адаптации можно рассматривать как стратегии поведения. Степень адекватности оценки происходящего не в последнюю очередь обуславливает успешное разрешение ситуации. Тяжесть последствия перенесенного стресса может оказаться результатом рассогласования между реальной сложностью неприятного события и субъективной оценкой его значимости. Успешность выбранного стиля реагирования связана с тем, будет или нет событие восприниматься как угрожающее. При анализе значимости конкретной ситуации возникает необходимость перейти от эмоциональных переживаний к решительным действиям. Если стадия негативных переживаний затягивается, особенно когда стрессовое событие получает субъективно высокую оценку, то неизбежен нервный срыв, провоцирующий неуправляемую и неадекватную реакцию, стресс может перейти в дистресс. Промежуточным звеном между случившимися стрессовыми событиями и их последствиями являются стили реагирования, проявляющиеся тревожностью, психологическим дискомфортом, соматическими расстройствами при необходимости защитного поведения или же душевным подъемом и радостью от успешного решения проблемы. Стиль реагирования даже у одного человека может изменяться в зависимости от сферы жизни, в которой он проявляется: в семейных отношениях, работе или карьере, заботе о собственном здоровье. Типология защитных и совладающих стилей реагирования, основанная на структурно-функциональной модели поведения предложена в работе Либиной, Либина, 1998) (табл. 4). В таблице указаны отдельные примеры пунктов (1а – 4в) опросника «Стиль поведения» Р.Лазаруса (2000).
Структурно-функциональная модель поведения человека в сложных ситуациях
Структурными компонентами принято считать наиболее устойчивые базовые характеристики индивидуальности человека, такие, как первая и вторая сигнальная система (И.П.Павлов, 1980), свойства нервной системы (Теплов, 1985; Небылицын,1966, 1976) и темперамент (Русалов, 1991). Специфика организации поведения и деятельности личности подразумевается под функциональными компонентами (П.К.Анохин, 1975, Волков и др., 1987). Отечественные психологи оперируют соответственно термином «установка» и понятием «направленность личности». Западные психологи в данном случае имеют в виду феномен, обозначаемый в исследованиях как «фокусинг» (focusing) при изучении психических процессов или «orientation», «attitude» при анализе личности. Основными формы совладающего поведения названы рациональной компетентностью и эмоциональной компетентностью (Либина, Либин, 1998). Обе формы имеют схожую структуру и образованы тремя самостоятельными первичными факторами – предметной направленностью при решении проблем, коммуникативной направленностью и рациональной саморегуляцией. Новый вторичный фактор – «эмоциональная компетентность», под которой понимают способность личности осуществлять оптимальную координацию между эмоциями и целенаправленным поведением, подчеркивает важность позитивной роли эмоций в осуществлении личностью конструктивной активности (Либина, 2008). Эмоциональная компетентность (от лат. emover – волновать и competentis – соответствующий) основана на адекватной интегральной оценке человеком своего взаимодействия со средой, учете внешних стимулов и обстановки, состояние организма и прошлый опыт, воздействующих на индивидуума в данной ситуации факторов. Эмоциональная компетентность развивается в результате разрешения внутриличностных конфликтов на основе коррекции закрепленных в онтогенезе негативных эмоциональных реакции (застенчивости, депрессии, агрессивности) и сопутствующих им состояний, препятствующих успешной адаптации индивидуума. При этом саморегуляция личности осуществляется не за счет подавления негативных эмоций, а за счет использования их энергии для организации целенаправленного поведения. Выработка навыков эмоционального совладания сопряжена также с созданием новых условно-рефлекторных позитивных связей, позволяющих вырабатывать индивидуальный стиль, сбалансированный по параметрам оптимальности, комфортности, адаптивности и результативности (Либин, 1993). По мнению многих исследователей (Thomas, 1977; Гришина, 1981) стратегия поведения в конфликте часто связана с темпераментом и характерологическими чертами личности. Так, стратегия избегания оказалась связанной со следующими признаками темперамента: низкой предметной (то есть направленной на дело) активностью и высокой эмоциональностью, понимаемой как чувствительность к несовпадению ожидаемого и полученного результата (Русалов, 1990). Люди, характеризующиеся высокой предметной эргичностью (то есть потребностью в напряженной работе), более низкими показателями эмоциональности, интернальностью локуса контроля (Rotter, 1966) и позитивным отношением к себе и другим предпочитают стратегию сотрудничества. Стратегия соперничества образует общий паттерн с высоким уровнем эмоциональности в коммуникативной сфере, экстернальным локусом контроля и выраженным ожиданием негативного отношения со стороны окружающих. Самыми низкими в выборке показателями по параметрам предметной и коммуникативной активности отличаются предпочитающие стратегию приспособления. В исследовательской парадигме психологии совладания одним из основных компонентов оказывается Я-образ (Либина, Либин, 1996). Многие авторы отмечают выраженное воздействие уровня и устойчивости самооценки на формирование стрессового состояния. Лица с заниженной и неустойчивой самооценкой сильнее реагируют на стрессовую ситуацию (Рейковский Я., 1979). Уменьшают патогенное воздействие стрессора чувство собственной значимости, энергично-наступательная позиция в отношении социального окружения, способность принимать на себя обязательства, развитое чувство ответственности, уверенность в возможности контролировать текущие события (Вейн А.М., 1988). Риск отреагировать даже на закономерные жизненные кризисы соматическими и психическими расстройствами, а в связи с этим нарушением системы жизненных ориентиров, усилением процессов деиндивидуализации, повышается у индивидов, отличающихся «Простотой», «недифференцированностью Я- образа (Зимбардо, 1994). В то же время эгоцентризм, по мнению большинства авторов, сосредоточенность индивида на разнообразных – эмоциональном, физическом, психологическом, экзистенциально-философском – аспектах собственного Я, делает это Я грандиозным, затмевая окружающих людей, гипертрофируя рациональное отношение к миру. У такого человека стрессовые ситуации могут возникнуть только в рамках личностной структуры, если это будет касаться лично его. В приложении к теории и практике психологии стрессов важна концепция психологии отношений выдающегося отечественного медицинского психолога В. Н. Мясищева, который продолжил исследования своего учителя А. Ф. Лазурского в области изучения личности как системы отношений. По В. Н. Мясищеву, система отношений является главной характеристикой личности. Отношения - это сознательная, основанная на опыте избирательная связь человека с различными сторонами жизни, которая выражается в действиях, реакциях и переживаниях. Отношения характеризуют степень интереса, силу эмоций, желаний, потребностей, выступая движущей силой личности. Столкновение значимых отношений личности с несовместимой с ними жизненной ситуацией становится источником нервно-психического напряжения, ведущего к нарушению здоровья. Психология отношений имеет существенное значение в исследовании нормы и патологии личности, происхождения и течения болезней, их лечения и предупреждения. На основе анализа работ различных авторов, можно выделить три подхода к понятию «копинг»: определение копинга – как свойство личности, относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовое событие (Billngs A., Moos R., 1984); рассмотрение копинга в качестве одного из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения (Нааn N., 1977). К третьему подходу принадлежат R. Lazarus и S. Folkman (1984), согласно которым копинг понимается как динамический процесс, постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внутренними и (или) внешними требованиями, которые оцениваются как напрягающие или предвосхищающие ресурсы личности. Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что копинг-поведение – это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или менее успешной адаптации. Наличие способности противостоять стрессу позволяет избежать состояния «жертвы» – переживание чувств бессилия, беспомощности и обреченности. Каждый из нас способен направить внутренние резервы на уничтожение страха, сохранение самооценки, развитие своего самоуважения. Психологические защиты, защитно-компенсаторные механизмы и их комплексы позволяют обеспечить переживание вдохновения, творческих и душевных порывов, ощущения легкости и уверенности в себе, ощущения общей бодрости, активного стремления к достижению высоких результатов. Мы защищаем себя, то есть по сути, наши собственные представления о себе, от разрушающих воздействий, исходящих со стороны другого субъекта или со стороны собственного опыта и от «самого себя», измененных представлений о себе, которые складываются на основе текущего жизненного опыта. Е.С.Романова и Л.Р.Гребенников, утверждают, что общая положительная самооценка, определяемая позитивным образом Я, является необходимым условием жизнедеятельности любого человека. В противном случае жизнь сама становится для него постоянным фактором дистресса, ведущим к психическому истощению или самоуничтожению. Анализ литературы позволил им установить, что составляющими позитивного образа Я считаются следующие осознанные или бессознательные фиксированные установки: § Я – защищенный, находящийся в безопасности, благополучный, здоровый, «бессмертный»; § Я – самостоятельный, независимый, свободный, в чем-то превосходящий всех остальных; § Я – умный, знающий, компетентный, контролирующий ситуацию; § Я – красивый, принимаемый, любимый, «неотразимый». Необходимо подчеркнуть, что для установления и поддержания стабильности позитивного образа Я индивид вовсе не обязательно должен на самом деле находиться в безопасности или проявлять реально свою независимость и компетентность» (Романова Е.С., Гребенников Л.Р., 2000).]. Мы защищаем «позитивный образ Я для максимальной эффективности взаимодействия с окружающей средой при минимальном ущербе для себя на разных этапах жизни. Защитные механизмы возникают во фрустрирующих ситуациях и обеспечивают адаптацию личности. При повторении сходных ситуаций механизмы защиты вновь актуализируются и закрепляются.
Литература к четвертой главе
Адлер. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем.– М.: Прогресс, 1995. Александрова Л.А. Концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М. М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. Александровский Ю. А., Собчик Л. Н. Доболезненные формы эмоциональной напряженности (дефиниция, диагностика, пути предупреждения и коррекция).– М., 1986 Алексеева Д. А., Карвасарский Б. Д., Ташлыков В. А., Якубзон А. М. Основные типы психологической дезадаптации у бывших воинов-интернационалистов. Психологическая диагностика и психотерапия: Методические рекомендации.– Л.: Изд. института, им. В. М. Бехтерева, 1990. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах.– T.1. М.: Педагогика, 1980. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975 Анциферова Л. И. Человек перед лицом жизни и смерти // российский менталитет: вопросы психологической теории и практики/ Под ред. К.А. Абульхановой и др.– М., 1997. Анциферова, 1994 Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал.– №1, 1994. Аргайл М. Психология счастья.– М.: Прогресс, 1990. Бассин Ф. В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты // Психол. журнал.– № 3. 1998. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии.– №2, 1969. Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал.– №3, 1988. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.– СПб.: МФИН, 1992. Бобович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР.– М., 1951. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы.- М.: Институт психологии РАН, 1995. Бордов В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн., 1996. Т.17.№4. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы.– М.,1983. Варшаловская Е.Б., Исурина Г.Л., Кайдановская Е.В., Мелик-Парсаданов М.В., Чехлатый Е.М. Психологические аспекты неврозов // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии.– СПб., 1994. Василюк Ф. Е. Пережить горе // О человеческом в человеке.– М., 1991. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций).– М.: Изд. Моск. ун-та, 1984. Вассерман Л. И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б., Беспалько И. Г., Аристова Т. А. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для врачей и психологов.– СПб., 1998. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В. Психологическая диагностика типов отношения к болезни при психосоматических и нервно-психических расстройствах: Метод рекомендации.– СПб., 1991. Вейн А.М., Молдовану И.В. Нейрогенная гипервентиляция.– Кишинев: Штиинца, 1988. Взаимосвязь интеллектуальных способностей и механизмов психологической защиты // Е.Е. Кравцова, В.Ф. Спиридонова (отв. ред.). Культурно-исторический подход и проблемы творчества. РГТУ. – М., 2003. Воловик В.М., Вид В.Д. «Психологическая защита» как механизм компенсации и ее значение в психотерапии больных шизофренией // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии / Ред. М.М. Кабанов.– Л., 1976. Грановская P.M. Элементы практической психологии.– Л.: Изд. Лен-го ун-та, 1984. Грановская Р.М., Никольская ИМ. Зашита личности: психологические механизмы.– СПб.: Знание, 1999. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты.– М.: Изд-во РАГС, 1998. Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика // Дисс....канд. психол. наук.– М., 1994. Даль В.И. Полное собрание сочинений: В 8 т. – М.: Столица, 1995. Добрович А.Б. Проблема бессознательного в ее связи с вопросами психосоматических отношений и клинической патологии. В сб. «Бессознательное», т.4,Тбилиси, 1985. Доценко Е. Л. Механизмы психологической зашиты от манипулятивного воздействия // Дисс.... канд. психол. наук.– М., 1993. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. – №4. 1990. Зейгарник Б.В. Опосредование саморегуляции в норме и патологии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.– М.– №2, 1981. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд. Моск. ун-та., 1986. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности.– М.: Изд. Моск. ун-та.– 1980. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора.– М.: Наука,1974. С.152. Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и повседневные манипуляции сознанием.– М.:Copyright ©, 1994. Ибриегит М.О. Исследование социальной компетентности больных шизофренией в процессе психотерапии. Автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.04 / С.–Петерб. науч. – исслед. психоневрол. им. В.М. Бехтерева.– СПб., 1997. Интегративные аспекты современной психотерапии / Под ред. Б.Д. Карвасарского, В.А.Ташлыкова, Г.Л.Исуриной. – СПб.: Ленинградский научно-исследовательский институт им. В.М.Бехтерева, 1992. Интеллект и механизмы психологической защиты. – Тез. докл. на юбил. науч. конф ИП РАН.– Том 1. Москва, 2002. Исаева Е. Р. Копинг-механизмы в системе приспособительного поведения больных шизофренией // Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1999. Караш А.У. Личность в общении // Общением оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека.– М.: Изд-во МГУ, 1987. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.07.– Л., – 1987. Кокс Т. Стресс.– М.: Медицина, 1980. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. – М.: Медицина. 1977. Костандов Э.А. Функциональная ассиметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие.– М.: Наука, 1983. Коулмен В..Целительные силы разума.– СПб., 1997. Кочунас Р. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. – М.: Академический проект, 1999. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита // Журнал «Вопросы психологии».– М. №6, 1991. Кьюперс Л., Лефф Д., Лэм Д. Шизофрения. Работа с семьями.– Амстердам-Киев, 1996. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви.– М.:Наука, 1970. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс.– Л.: Медицина, 1970. Леонгард К. Акцентуированные личности.– Киев: Вища шк., 1989. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева.– М.: Смысл, 2002. Либин А. В. Стилевые и темпераментные свойства в структуре индивидуальности человека.- М., 1993. Либина А., Либин А. В. Стиль реагирования на стресс: психологическая защита или совладение со сложными обстоятельствами // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. Либина А. В. Совладающий интеллект.– М.:ЭКСМО, 2008. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. Психологический журнал. Т.22, №1, 2001. Медведев В.И., Парачев А.М. Терминология инженерной психологии.– Л., 1971 Морозов Г.В., Шубина Н.К. К понятию о компенсациях, при психопатиях // Реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями. Л., 1973. Мясищев В.Н. Личность и неврозы.– Л., Изд. Ленингр. ун-та, 1960. Мегер В. К. Теоретические предпосылки семейной психотерапии // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях / Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого. – Л., 1978. Мягер В. К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия. – Л., 1979. Мягер В.К., ред. Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) Казань, 2003. Налчаджян А.А. Личность, психическая адаптация и творчество.– Ер.: Луйс, 1980. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии).– Ер.: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. Насиновская Е.Е., Якубовская М.Я. Психологический барьер как защитный механизм личности в конфликтной ситуации. – М.: Изд. Моск. ун-та, 33 ВИНИТИ №64,1984. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека.– М., 1966. 382 с. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий.– М., 1976. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория исследования / Пер. с англ. – М.: Аспект-Пресс, 2001. Проблемы формирования личности профессионала / Ин-т психол. АН СССР.: М., 1991. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Карвасарского Б.Д.– СПб.: Питер, 2002. Психологическая помощь мигрантам / под.ред. Солдатовой Г.У.– М.: Смысл, 2002. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.– М.: Прогресс, 1979. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.– М., 1979. Рожнов В. Е., Бурно М. Е. «Гипноз как искусственно вызванная психологическая защита» / Журнал невропатологии и психиатрии» 1976. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. – Мытищи, 1996. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация.– М.: Наука, 1984. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: Метод. пособие.– М., 1991. Русалов В.М. Проблемы индивидуальности в становлении профессионала // Психол. исслед.– М., 1991. Савенко Ю.С. Проблемы психологических компенсаторных механизмов и их типологии // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний.– М., 1974. Селье Г. Стресс без дистресса.– М.: Прогресс, 1979. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам.– М.: Изд-во АПН РСФСР. 1958. Славина Л.С. Роль семьи в формировании, отношения школьника к учению и школе // Известия АПН РСФСР.– М., 1951. Собчик Л.Н. Характер и судьба: Введение в психологию индивидуальности.– М., 1995. Соколова Е.Т. Мотивация восприятия в норме и патологии.– М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности.– М., Изд-во Моск. ун-та, 1980
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.69 (0.02 с.) |