Глава 2. Подходы К изучению особенностей субстрессовых реакций и психосоматических заболеваний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Подходы К изучению особенностей субстрессовых реакций и психосоматических заболеваний



Современные представления о закономерностях развития

Стрессовых реакций

 

В последние десятилетия в отечественной и зарубежной психологической науке сформировалось несколько направлений, в рамках которых изучаются закономерности развития ответной реакции организма на действие разнообразных факторов.

Как показал анализ литературных источников, в психологической науке принято, по-прежнему, расценивать стресс как неспецифическую реакцию организма на предъявляемые ему требования. С этой позиции, как показали работы физиолога Г.И. Косицкого (1970), стресс развивается по определенным закономерностям и проходит через ряд этапов:

1. Стадия мобилизации, сопровождающаяся повышением внимания, активностью. Это нормальная, рабочая стадия, в которую силы расходуются экономно, целесообразно. Нагрузки, даже частые, на этой стадии, приводят к тренировке организма, повышению его стрессоустойчивости

2. Стадия стенической отрицательной эмоции наступает, если проблему решить не удается. Возникает избыток отрицательных эмоций, носящих стенический, активно-действенный характер: ярость, гнев, агрессия. Организм расходует ресурсы неэкономно, пытаясь добиться цели любой ценой, что приводит к истощению организма.

3. Стадия астенической отрицательной эмоции наступает как результат переживания череды отрицательных эмоций, носящих астенический, пассивно-бессильный, упадочнический характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации.

4. Если стрессор не перестает действовать, наступает невроз, срыв, полная деморализация, смирение с поражением.

Дальнейшие медико-психологические последствия затяжного стресса также формируются поэтапно, в порядке нарастания степени выраженности нарушений.

Анализ психологического стресса, по мнению Лазаруса, требует учета значимости ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности, обусловливающие и характер ответных реакций, В отличие от физиологического стресса, при котором последние являются высокостереотипными; при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны. Так, на угрозу один субъект реагирует гневом, а другой – страхом и т. п. (цат. по Наенко Н.,1976).

Мы сходимся во мнении, что одним из удачных семантических приобретений последних десятилетий является введение Л.А.Китаевым-Смыком (1978, 1979, 1983), термина «субсиндромы стресса». Автор подразумевает под данной категорией формы адаптационной активности, в первую очередь, эмоционально-поведенческой, которые проявляются при любых экстремальных воздействиях стрессоров.

Как показал литературный обзор, большинство исследователей считают эмоциональное возбуждение, проявляющееся переживаниями, насыщенностью деятельности, главной составляющее фундаментальным компонентом психологического стресса. По этому поводу М. Арнольд выразил мнение, что «…из-за своего подчеркнуто научного звучания понятие психологического стресса в последние годы часто подменяло термин эмоция» (Arnold M., 1967). Другие исследователи склонны считать, что только избранные эмоции способны вызывать гнев, страх, их смешанные формы. Нам более близко мнение Наенко Н.И. о том, что более характерной является тенденция, рассматривать стресс как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями, такими, как аффектами, чувствами, тревожностью и др. (Наенко,1976).

Мы согласны с мнением П. Фресса (1975), что отличительной чертой эмоций является их дезорганизующее влияние на текущую деятельность, так как только сильные переживания могут быть названы эмоциями, такие, как страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Появление эмоций сопровождается ухудшением выполняемой деятельности, снижением уровня адаптации. На изменение характеристики общего эмоционального фона под влиянием эмоциональных проявления указывает Щербатых Ю.В. (2006). На фоне негативного, мрачного, пессимистичного оттенка настроения у человека, испытывающего стресс, возможно появление все более сильных эмоциональных вспышек, чаще всего, негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Согласно классификации эмоциональных явлений, разработанной А.Н.Леонтьевым (1981), не все субъективные переживания принято относить к эмоциям. Он различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты возникают у человека под действиями биологически значимых и социальных факторов в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. Проявляясь как сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, аффекты, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. В отличие от аффектов собственно эмоции, выражая оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации, представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Третий вид эмоциональных процессов это так называемые предметные чувства, возникающие, как специфическое обобщение эмоций. Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения, связывая их с представлением или идеей о конкретном или отвлеченном объекте (Леонтьев А.Н., 1981).

Отрицательные эмоциональные состояния одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Исследование особенностей стрессов у студентов показало, что в качестве факторов, провоцирующий возникновение стрессовых реакций, студенты видят страх перед будущим, возможными террористическими актами; пессимизм, связанный с неверием в будущее; тревогу за безопасность и жизнь близких (Чурилова, 2003, 2006, 2007, 2009; Топчий М.В., 2004, 2007, 2005, 2009).

Необходимо отметить, что при исследовании проблем стресса, практически все исследователи обращают внимание на развитие тревожности, тесно связанной с одной из главных эмоций в жизни человека – страхом.

По мнению Д.А. Леонтьева (2003) различие страха и тревоги наиболее четко из философов и психологов сформулировано у Тиллиха. У страха есть конкретный объект, с этим объектом можно как-то встретиться, проанализировать его, побороться с ним, вытерпеть его, как-то к нему отнестись. Со страхом жить легче, если знаешь, чего бояться. Гораздо хуже, когда не знаешь, чего бояться. Классическая методика парадоксальной интенции Виктора Франкла (1990) учит, как бороться со страхом, с фобией. Надо идти навстречу предмету своего страха, надо стараться усилить свой страх произвольно, стараться бояться и это то отношение, которое позволяет довольно успешно, как показывает практика, справиться со страхом. Но с экзистенциальной тревогой этот метод не подходит, потому что нет объекта, которому надо идти навстречу, кроме бытия в целом. Если человек охвачен тревогой, говорит Тиллих, он, оказывается, лишен опоры, – возникает беспомощность, дезориентация, неадекватные реакции. Поэтому в состоянии тревоги человек всегда стремится к тому, чтобы строго определять объекты страха, ведь со страхом можно как-то взаимодействовать. Превращение тревоги в страх, неважно перед чем, помогает избавиться от этого ужаса. Взгляд Тиллиха позволяет понять секрет популярности всевозможных триллеров, «ужастиков», которые нам в больших количествах предлагают, а мы в больших количествах потребляем. Они порождают конкретные страхи, которые замещают место размытой, экзистенциальной, неустранимой тревоги, и становится легче (Тиллих П., 1995).

Неоспоримым фактом является знание того, что тревога, страх выполняют в нашей жизни колоссальную роль, они регулируют наше поведение, причем главным образом на бессознательном уровне, заставляя мобилизоваться в ответственные моменты, а нередко и воздержаться от опасных или недостаточно продуманных действий. При длительной стрессогенной ситуации тревожность может перерасти в патологическую, что становится заметным окружающим в связи с возникающими конкретными клиническими проявлениями. Подробно идеи о соотношении тревоги нормальной и патологической были развиты в работах Ролло Мэя, диссертация которого была посвящена понятию тревоги (May R., 2001). С точки зрения Мэя, сама по себе тревога – в порядке вещей, ее не стоит бояться, и не надо стараться избавиться от тревоги в процессе психотерапии. Нормальная тревога возникает, когда человек чувствует, что его ценностям что-то угрожает, что нечто значимое для него находится под угрозой. Это может быть угроза физической жизни как таковой или угроза психологической жизни, например, лишение свободы или угроза ценности, с которой человек идентифицируется, скажем, патриотизм, любовь к конкретному человеку и пр. Это – нормальное и во многих отношениях конструктивное чувство. Нормальная тревога соразмерна угрозе и не нуждается в вытеснении или других каких-то формах психологической защиты. С ней можно иметь дело, ее можно прорабатывать на уровне сознания, или, если объективная ситуация изменяется, тревога уйдет сама. Попытка вытеснить тревогу, ее ликвидировать, попытка ее уничтожить приводит только к перерастанию тревоги нормальной в тревогу патологическую (May, 1967). Патологическая, или невротическая тревога – несоразмерна поводу и обычно является следствием неспособности принять нормальную тревогу. Она включает в себя вытеснение, подавление, другие формы защиты. Невротическая тревога – симптом того обстоятельства, что человеку не удалось в свое время соответствующим образом совладать с предыдущим кризисом. И избавиться от невротической тревоги он может только в том случае, если научится конструктивно совладать с тревогой нормальной, потому что экзистенциальную тревогу устранить невозможно. Если человек стремится полностью избежать тревоги, это ведет к избеганию жизни вообще (Леонтьев. Д.А., 2003). Благодаря конструктивности тревога делает человека готовым к неожиданностям. В каком-то смысле, тревога – это инструмент взаимодействия с нашим будущим, настройка на него.

Сама по себе экзистенциальная тревога относится к числу условий человеческого существования. Но динамика ее переживания зависит от отношения к ней и в случае возникновения патологических тревожных расстройств, что, как правило, недооценивается врачами и родственниками больных, это может привести к возникновению психической патологии, заболеваемости сердечно-сосудистой и эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта. В свете этого Nutt D.J (1990) выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности:

– настроение (например, волнение);

– когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);

– физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор);

– поведенческие реакции.

Говоря о тревожных расстройствах, нельзя не затронуть целую группу весьма распространенных состояний, которые в психиатрической практике обозначаются как простые или изолированные фобии. Проведенный нами опрос на предмет наличий знаний об опасности СПИДа, других инфекционных заболеваний, среди студентов показал чрезмерность и неадекватность страха заражения какой-либо болезнью.

Нами также установлено, что в студенческом сообществе достаточно распространенным явлением является страх перед контактами с другими людьми – «социофобия», при необходимости публичных выступлений, при разговорах с авторитетными людьми. У некоторых респондентов предложение публичного выступления вызвало бурную реакцию страха. Проведенный опрос показал наличие боязни неопределенных ситуаций у 15% студентов; страхом потери близких – 70%; боязни домашних и диких животных – у 12%. Более половины респондентов испытывают страх перед природными явлениями. Состояние тревожности студенты связывали, в основном, с неопределенностью ситуаций и переживаниями за судьбу близких. В то же время, они считают возможным совладание со страхами перед природными явлениями и средой обитания.

Следуя традициям отечественной систематики тревожных расстройств, зафиксированные результаты следовало бы отнести к группе невротических расстройств (неврозов), т.е. к психогенно обусловленных болезненных состояниям. Однако, отмечая тот факт, что указанные страхи не «преследуют» ни одного из 100 студентов, участвующих в исследовании, полагаем, что часть их можно отнести к легким формам стрессовых нарушений (Топчий М.В. 2004, Чурилова Т.М., 2004).

Снижение психической адаптации приводит к уменьшению эффективности интеллектуальной деятельности. Происходит это вследствие того, что функциональные звенья, обеспечивающие переработку информации ее поиск, восприятие, анализ и синтез, хранение и использование функционируют извращенно или на сниженном уровне (Гримак Л.П., 1987).

Страдают при стрессе обычно все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов объясняют эти процессы, исходя из физиологического понятия доминанты. Согласно мнению данных авторов, при психической напряженности, вызванной острым стрессом, доминанта по закону отрицательной индукции временно гасит другие очаги возбуждения, являющиеся физиологическими субстратами других мнений, более обоснованных мотивов, истинных знаний (Марищук В. Л., Евдокимов В. И. 2001).

Как отмечал академик А. А. Ухтомский, доминанта действует по особым законам, усиливаясь независимо от того, положительные или отрицательные воздействия на нее направлены. Характерно, что когда напряженность прекращается, когда отрицательная индукция от доминирующего очага перестает оказывать свое воздействие, и в сознании начинает воспроизводиться все, что было в разумном опыте, мы будто бы «прозреваем» от «отравления эмоциями» и порою не можем понять, как же проходили мимо очевидных аргументов, почему мы упрямились, почему грубили, а иногда совершали негативные поступки вопреки собственным ценностным ориентациям»(Ухтомский А.А., 2002).

Ситуация осложняется и в связи с тем, что доминанта (пока она функционирует и подкрепляется эмоциями) малоуязвима и вокруг стрессорной доминанты, возникшей в коре больших полушарий при стрессе, у человека формируютсявсе мысли и переживания. При этом отмечается повышенная отвлекаемость, снижаются показатели внимания, особенно произвольного.

В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее, постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный вносит нарушения впроцесс воспроизведения необходимой информации.

Развитие стрессовой реакции сопровождается объективными изменениями практически всех систем органов человека: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной (Хессет Дж., 1981).

Тем не менее, имеется достаточно большое количество работ, в которых показано, что наиболее повышенной чувствительностью к воздействию стрессорных факторов обладает сердечно-сосудистая система (Фомина Г. Б., Ильичев Д. Г., 1985; Боканова О. М., 1974; Щербатых Ю. В., 2000; Сандомирский М.Е.,2005; Гринберг Дж.,2004). Уже через несколько минут после воздействия стрессора на организм можно относительно легко регистрировать повышение частоты пульса или изменение его регулярности, повышение артериального давления. Кратковременный стресс, способствующий развитию состояния эмоциональной напряженности, сопровождается резким изменением диаметра зрачка, вазомоторными реакциями на лице, учащением перистальтики, обильным потоотделением, учащением и нарушение ритмичности пульса и дыхания, снижением электрического сопротивления кожи, нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта (Марищук В. Л., Евдокимов В. И., 2001).

Характеризует развитие стрессовой реакции и уровень тонического напряжения мышц, что используется в клинике как мера аффекта. Многие рассматривают повышенный мышечный тонус как показатель отрицательного эмоционального состояния (дискомфорта), состояния тревоги. Развивающаяся тоническая реакция, будучи диффузной, захватывает все мышцы и тем затрудняет выполнение движений. В конечном счете, она ведет к избыточному напряжению мышц, особенно лицевых и «воротниковой» зоны, неуправляемым и хаотичным движениям, тремору рук. По мнению Ю.В.Щербатых 2006) нарушения психомоторики могут также проявляться в изменении ритма дыхания, дрожании голоса, уменьшении скорости сенсомоторной реакции, нарушении речевых функций и т. д.

Исследования свидетельствуют о том, что ответной реакцией на действие стрессовых раздражителей является нарушения режима дня. Это может выражаться в невозможности засыпания, прерывистом сне, бессоннице. Многие исследователи отмечают смещение рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса (Щербатых Ю. В., 2000). Профессиональные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональной деятельности. Ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий. Рядом экспериментов установлено влияние стресса на характеристики почерка, что свидетельствует о многих сторонах интеллектуальной деятельности и физического состояния (Ю.В.Щербатых, 2003).

Вслед за Ю.А., Александровским (1997) мы неоднократно наблюдали ухудшение межличностного взаимодействия в результате развития стрессовой реакции, что может стать причиной любого стрессового расстройства. Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются в сокращении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения. При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду, неадекватном поведении, изолированности от общества, пренебрежении к профессиональным и семейным обязанностям. Ухудшение отношений с близкими людьми и коллегами по работе могут привести к полному разрыву, причем основная проблема остается нерешенной, а у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности. Оценивая поведенческие признаки стресса, возникшего в результате утомления как результата умственного труда, 68% студентов назвали: чувство слабости, расстройство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабление воли, сонливость, моторные нарушения (Топчий М.В, 2005). В то же время, студенты, имевшие в анамнезе признаки травматического опыта, отметили развитие в короткий срок новых негативных качеств личности, не свойственных для них ранее, что сразу находило проявление в рамках социальной перцепции. Нами было установлено, что 34% индивидов с травматическим опытом были не в состоянии игнорировать несущественное, в связи с чем испытывали перестимуляцию, фиксацию на травме, и, как следствие, снижение вовлеченности в повседневную жизнь. В результате наблюдалась потеря способности к гибкому реагированию на изменяющиеся требования окружающей среды, появление трудностей в учебной деятельности, усвоении новой информации. Фиксация на травме, в большинстве случаев, лишала способности понимания другого человека, видеть мир его глазами, вникать в состояние душевных движений окружающих. У 56% респондентов отмечалось снижение способности к эмпатии, адекватному эмпатическому ответу вербального или невербального типа (Чурилова Т.М., 2007). Очевидно, что уровень изменений при стрессах в сфере межличностного взаимодействия зависит от причин стресса, интенсивности и длительности переживаний.

Неадекватные попытки компенсировать стресс могут выражаться, в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм курения, избыточном приеме пищи и т. д. Нередко люди пытаются снизить повышенный уровень стресса за счет агрессивных импульсов, «выплескивая» негативные эмоции на других людей. По мнению Ю.В.Щербатых (2006), наиболее распространенным методом снятия стресса у студентов является вкусная еда, затем телевизор, сигареты и алкоголь.

На основании исследования функционального состояния людей при длительном нервно-психическом напряжении было выявлено четыре субсиндрома стресса, характеризующих особенности развития реакций на стрессоры:

1. Когнитивный субсиндром стресса проявляется в виде изменений восприятия и осознания информации, поступающей к человеку, находящемуся в экстремальной ситуации; в изменении его представления о внешней и внутренней пространственной среде; в изменении направленности его мышления и т.д.

2. Эмоционально-поведенческий субсиндром стресса заключается в эмоционально-чувственных реакциях на экстремальные, критические условия, ситуации и пр.

3. Социально-психологический субсиндром стресса проявляется в изменениях общения людей, находящихся в стрессогенных ситуациях. Эти изменения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций: в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним и т.п. При стрессе могут складываться социально-негативные формы общения: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми и т.п.

4. Вегетативный субсиндром стресса проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые имеют адаптационную сущность, но могут становиться основанием для развития так называемых болезней стресса (Китаев-Смык Л.А., 1983).

Последующее углубление стресса приводит к формированию уже отчетливых физиологичеcкиx сдвигов. Формируется так называемый синдром психоэмоционального напряжения (Панин Л.Е., 1983; Панин Л.Е., Соколов В.П., 1981), представляющий собой состояние на грани нормы и болезни, который включает следующие групповые признаки:

– клинико-психологические: повышенная тревожность, снижение эмоциональной стабильности;

– собственно психологические снижение самооценки, уровня социальной адаптированности и фрустрационной толерантности, порождающие повышенную уязвимость, когда человек бурно реагирует на малозначительные, хотя и негативные для него события;

– физиологические преобладание тонуса симпатической нервной системы над парасимпатической, нарушения регуляции системы кровообращения, в первую очередь, развитие гипертензии;

– эндокринные и обменные повышение активности надпочечниковой системы и нарушение холестеринового обмена, составляющие предпосылки для дальнейшего развития разнообразных заболеваний на фоне продолжающегося стресса так называемый церебровисцеральный синдром стресса (Судаков К.В., 1981).

Мы также сталкивались неоднократно с ситуациями длительного стресса, когда человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и может впасть в депрессию.

Достаточно достоверным, на наш взгляд, является утверждение Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина, М.А. Уколова (1990) о том, что повторный стресс, когда он протекает в допустимых границах, как бы в небольших дозах, приводит к привыканию (реакция адаптации), а то и. повышению стрессоустойчивости (реакция тренировки).

В нашей практике были многократные возможности убедиться, что как хронический, так и кратковременный стресс способны измененить характер человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: раздражительность, интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д. В определенных условиях эти изменения могут выйти за пределы психологической нормы и приобрести черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов.

Представляет интерес подход Н.И.Наенко (1976) к характеристике реакций, возникающих при стрессе, как напряженности. По его мнению, психическая напряженность проявляется в нарушении устойчивости психических функций и снижении эффективности деятельности в следующих формах: тормозной, импульсивной и генерализованной.

Тормозная форма характеризуется замедленным выполнением интеллектуальных операций, особенно страдает переключение внимания, затрудняется формирование новых навыков и, переделка старых, ухудшается способность выполнять привычные действия в новых условиях и др.

Импульсивная форма напряженности выражается преимущественно в увеличении количества ошибочных действий при сохранении или даже увеличении темпа работы. В этом случае характерными являются склонность к малоосмысленным, импульсивным действиям, ошибки в дифференцировке поступающих сигналов, забывание инструкций (даже самых простейших), неоправданная спешка, суетливость и др. Такие проявления особенно характерны для лиц с недостаточно сформированными профессиональными навыками.

Генерализованная форма напряжённости характеризуется сильным возбуждением, резким ухудшением исполнения, двигательной дискоординацией, одновременным снижением темпа работы и нарастанием ошибок, что, в конечном счете, приводит к полному, срыву деятельности. Лица, склонные к такой форме напряженности, испытывают нередко чувства безразличия, обреченности и депрессии. Что касается форма напряженности по признаку силы и стойкости нарушений, то она, по мнению авторов, бывает трёх видов:

– незначительная, быстро исчезающая;

– длительная и заметно сказывающаяся на процессах деятельности и

– длительная, резко выраженная, практически не исчезающая, несмотря на профилактические меры.

Мы наблюдаем все эти объективные изменения, отражающиеся в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Состояние психологического напряжения при различные негативные переживаниях, как правило сопровождается:

– болями в сердце и других органах;

– затруднением при дыхании, напряжение в мышцах;

– неприятными ощущениями в области пищеварительных органов;

– слабостью;

– головной болью и т.д..

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, снижению массы тела.

Считаем необходимым подчеркнуть, что все большее значение в психологии приобретает изучение психофизиологических механизмов регуляции функционального состояния в профессиональной деятельности человека. Актуальность данного аспекта обусловлена не только наличием ряда профессий, существенной особенностью которых является присутствие внешних и внутренних факторов (действующих постоянно или эпизодически) и которые традиционно относились к разряду трудных. Если раньше к людям с такими профессиями относили летчиков, космонавтов, исследователей морского дна,ликвидаторов катастрофических последствий, то сегодня практически о каждом человеке, выполняющем непосильную нагрузку на рабочем месте, независимо от характера труда, можно говорить как о потенциальных клиентах психолога или психотерапевта. Усложнение профессиональных областей деятельности все более провоцирует развитие трудных состояний: стресса и эмоциональной напряженности, переутомления, депрессии и даже неврозов, что вызвало активизацию исследований по данной проблеме Л.А. Китаева-Смыка (1967, 1979. 2009, 2006), Л.Г. Дикой (1985, 1991, 1996), Орел В. Е. (2001) Горбова Ф. Д., 1964,1975; Гримака Л. П. (1978, 1987, 1982, 1993), Заваловой Н.Д. (1981, 1983, 1986) и других.

Очевидно, в соответствие с этими подходами следует отдельно рассматривать поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса, естественно, понимая, что между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные взаимосвязи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.7.255 (0.054 с.)