Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА: Социально-психологическая характеристика личности в группе↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методика 1. Оценочные стереотипы восприятия и понимания людьми друг друга
Цель: Ознакомиться с методом оценочной биополяризации и овладеть умениями исследовательской работы по измерению оценочных стереотипов восприятия и понимания людьми друг друга в совместной работе и общении.
Материал: • электронный калькулятор; • оценочные шкалы
Качество оценивается количественно по десятибалльной системе. Это качество присуще оцениваемому: - в высшей степени - 10. - совершенно неприсуще - 1. используйте в оценивании любые оценки от 1 до 10. промежуточные ответы от 4 до 7 считаются средними.. Примерный протокол опыта с перечнем оценочных шкал# п/п положительные качества П Н С отрицательные качества 1 Доброжелательный Недоброжелательный 2 Общительный Замкнутый 3 Уранвовешенный Вспыльчивый 4 С чувством юмора Скучный 5 Честный Лживый ИТОГО (Л) 6 Дисциплинированный Недисциплинированный 7 Активный Пассивный 8 Опытный специалист Неопытный 9 Трудолюдивый Ленивый 10 ДОбросовестный Недобросовестный ИТОГО (Д) ОБЩАЯ СУММА ОЦЕНОК (Л+Д)
Методика работы:
Студенты получают протокол. Инструкция: «Перед вами протокол опыта с перечнем качеств. Оценку необходимо выставлять по 10-балльной системе за качества, помещенные в левой части протокола. Полярные качества в правой части приведены для контраста. Надо выполнить три задания. 1. Представьте себе, что вам предстоит работать в студенческом отряде. Выберите из числа знакомых вам студентов наиболее предпочитаемого в качестве сотрудника по совместной работе и оцените его качества в столбце П. 2. Из числа знакомых вам студентов выберите наиболее не предпочитаемого в качестве сотрудника и оцените его в столбце Н. 3. В столбце С дайте оценку самому себе После выполнения протокола подсчитайте суммы баллов по столбцам и высчитайте индексы оценочной биополяризации сотрудников и самого себя: АСOобщ, АСОд (деловое), АСОл (личностное) и др.
Рассчитываются четыре индекса оценочной биополяризации сотрудников: 1. По личностному качеству (1-5 качества в протоколе): АСОл=Пл–Нл; 2. По деловым качествам (6-10): АСОд=Пд–Нд; 3. Суммарный индекс АСOобщ=Побщ–Нобщ; 4. Индекс оценочной биополяризации самого себя ОСС=Побщ–Собщ
Чем выше индекс оценочной биополяризации (т.е. чем больше разность между суммой оценок предпочитаемого и не предпочитаемого сотрудников), тем критичнее, категоричнее оценочные суждения индивида о других людях, тем консервативнее и эмоциональнее его оценочные стереотипы, тем больше может быть его склонность к проявлению авторитарных методов руководства и доминантности в общении с другими людьми. Различия в величине АСОл и АСОд могут свидетельствовать о предпочтительности для испытуемого деловой или межличностной ситуации общения. Так, если у испытуемого АСОл равен 6 баллам, а АСОд - 25 баллам, то это означает, что в ситуации совместной работы или общего дела он более склонен проявить повышенную критичность и категоричность в оценочных суждениях при восприятии партнера, нежели в ситуации межличностного общения. Можно предположить, что данный испытуемый сильнее ориентирован на дело, чем на межличностные отношения.
Интерпретация индекса предполагает, что чем выше величина ОСС, тем ниже самооценка индивида при восприятии самого себя в качестве партнера по общению и сотрудника по совместной деятельности в сравнении с выбранным эталоном предпочитаемого сотрудника. Величины ОСС, близкие к нулю, свидетельствуют об адекватности самооценки, а величины со знаком минус – о завышенной самооценке. Следовательно, образ предпочитаемого сотрудника может служить для человека своеобразным «социальным зеркалом», смотря в которое он получает возможность совершенствовать самооценку и самоконтроль.
Методика 2. Восприятие индивидом группы
Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовоспитания, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного из основных факторов межличностного восприятия выступает отношение к объекту восприятия. Однако на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида к группе, в контексте которой осуществляется процесс межличностной перцепции. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных вида социально-перцептивных процессов.
Цель: Позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа данного восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.
Ход работы: На основании трех «типов» восприятия индивидом группы была создана специальная анкета (см. Мосейко, Нелидова, 1982), выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида. Анкета состоит из 14-ти пунктов-суждений (см. образец), содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте анкеты альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. Анкета создана с учетов специфики учебных групп интенсивного обучения иностранным языкам, но при соответствующей модификации может быть применена и в других группах.
По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией. К анкете прилагается специальный ответный бланк.
Инструкция испытуемым: «Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогут нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает Вашу точку зрения. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов в данной анкете нет. Букву Вашего ответа занесите (обведите кружочком) в лист для ответов против соответствующего номера вопроса. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ»
Анкета  1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто а) знает больше, чем я. б) все вопросы стремится решить сообща. в) не отвлекает внимание преподавателя.  2. Лучшими преподавателями являются те, которые а) имеют индивидуальный подход. б) создают условия для помощи со стороны других. в) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказаться.  3. Я рад, когда мои друзья: а) знают больше, чем я, и могут мне помочь. б) умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов. в) помогают другим, когда представится случай.  4. Больше всего мне не нравится, когда в группе: а) некому помогать. б) мне мешают при выполнении задачи. в) остальные слабее подготовлены, чем я.  5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда: а) я могу получить помощь и поддержку со стороны других. б) мои усилия вознаграждены. в) есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.  6. Мне нравятся коллективы, в которых а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех. б) каждый занят своим делом и не мешает другим. в) каждый человек может использовать других для решения своих задач.  7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые: а) создают дух соперничества между учениками. б) не уделяют им достаточного внимания. в) не создают условия для того, чтобы группа помогла им.  8. Больше всего удовлетворения в жизни дает: а) возможность работы, когда тебе никто не мешает. б) возможность получения новой информации от других людей. в) возможность сделать полезное другим людям.  9. Основная цель школы должна заключаться: а) в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими. б) в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей. в) в подготовке людей, умеющих извлекать пользу от общения в другими людьми.  10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я: а) предпочитаю, чтобы другие решили эту проблему. б) предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других. в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.  11. Лучше всего бы я учился, если бы преподаватель а) имел ко мне индивидуальный подход. б) создавал условия для получения мной помощи со стороны других. в) поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.  12. Нет ничего хуже того случая, когда: а) ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха. б) чувствуешь себя ненужным в группе. в) тебе не помогают окружающие.  13. Больше всего я ценю: а) личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей. б) общий успех, в котором есть и моя заслуга. в) успех, достигнутый ценой собственных усилий.  14. Я хотел бы: а) работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы. б) работать индивидуально с преподавателем. в) работать с ведущими в данной области людьми.
Обработка результатов На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, выбранные испытуемыми по всем 14-ти пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть непременно равна 14. Ключ для обработки анкетыТип восприятия индивидом группы
Три типа восприятия 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим». 2. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Имеет место потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей работы может быть назван «коллективистическим». 3. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».
СОДЕРЖАНИЕ
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.127 (0.012 с.) |