Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивид, индивидуальность, личность↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психология как наука Первым о психологии заговорил Сократ («наука о душе»). Платон – последователь Сократа. Аристотель – ученик Платона. Рене Декарт предложил изучать сознание (внутренний мир человека). Этапы развития: 1. наука о душе – 2 тыс. лет назад. Люди пытались объяснить поведение существованием души 2. наука о сознании – 17 в.. Наблюдение человека за самим собой и описание фактов. 3. наука о поведении – 20 в. Джон Уотсон. Метод бехевиоризма – наблюдение за поведением, мотивы не учитывались. 4. наука изучающая факты, закономерности развития психики – современный этап. Предмет психологии – психика, её закономерности развития. Психика – это св-во высокоорганизованной материи человеческого мозга заключающееся в активном воображении субъектов объективного мира. Виды: 1. познавательная (ощущение, восприятие, память, мышление, отображение) 2. эмоциональная (отношение к тому, что человек познаёт и делает) 3. поведенческая (воздействие на окружающий мир) Объекты изучения психологии – психические явления, состояния, св-ва. Псих. Явл. – элементы внутреннего субъективного опыта человека: 1. псих. процессы (познание, чувства, воля) 2. состояния (бодрость, утомление, скука, радость тревога, апатия) 3. св-ва (устойчивые особенности, отличающие человека от других (способности, темперамент, черты хар-ра)) 4. образования – всё, что приобретается в процессе жизни (знания, умения, навыки) Задача психологии – дать человеку возможность понять, что могут и хотя окруж. люди, как ориентироваться в особенностях личности и осознавать недостатки и возможности). Фундамент – общая психология – описывает основные понятия. Направления: Дифференц. психология – изучает псих. различия между людьми(муж и жен, соц, нац и этнич группами) · Соц. психология – исследует соц-псих проявления личности, взаимоотношения с др людьми, совместимость людей. · Психодиагностика – разрабатывает методы и средства выявления и измерения псих особенностей человека, возможности применения их на практике · Возрастная психология – исслед развитие психики человека и её особенностей в онтогенезе. Предмет – изучение особенностей каждого возрастного периода. · Педагогическая психология – психология обучения и воспитания. Изучает влияние процесса воспитания и обучения на формир кач-в личности, развитие её способн и интересов. Отрасли: рассматр псих проблемы отдельн видов деятельности. Психология труда – трудовая жизнедеят. Инженерная, авиационная, медицинская, военная, экономическая и т.д. Психология тесно связана с др. науками.
2. Сознательное, предсознательное и бессознательное Функции:1. постановка целей деятельности 2. предварительное построение действий. предвидение рез-тов своих действий. 3. разумное регулир поведения 4. формир опред отношен к окруж действит и людям. Рефлексивное сознание – осознание, что сам человек может и должен стать для себя объектом познания. Понятийное – развитие мышления, соединение мысли со словом. Сознание – не единств уровень на котором представлены псих процессы, св-ва и состоян человека. Бессознательное – явления, процессы и св-ва, которые по своему действию на поведение человека похожи на осознаваемы психически, но им не осознаются. (ощущение равновесия, мышечные, зрительные слуховые). Личностные проявления бессознательного – качества, интересы, потребности, которые человек не осознает, но которые ему присущи и проявляются в различных реакциях, действиях. Первая группа – ошибочные действия: оговорки, описки. Вторая – забывание имён, обещаний, событий, связанных с неприятными моментами. Третья – восприятие, память, воображение. Предсознательное — это часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Те участки памяти, которые доступны, являются частью предсознательного. К этой области можно отнести, например, вспоминание всего, что человек делал вчера, имен, уличных адресов, даты завоевания Англии норманнами, любимой еды, запаха костра из опавших листьев и необычной формы пирога, съеденного на праздновании десятого дня рождения. Предсознательное подобно вмещающему пространству для воспоминаний функционального сознания. Сознательное – то,что мы осознаём в данный момент времени. Сознание управляет сложными формами поведения и требует сознательного контроля, когда:1. возникают проблемы, не имеющие очевидного решения. 2. нужно преодолеть физ-кое сопротивл на пути движения мысли 3. необходимо осознать и найти выход из конфликтн ситуации Такие ситуации возникают постоянно, поэтому сознание постоянно присутствует. Только переводя неосознанные импульсы в сознание можно добиться контроля над ними, приобр власть над своими поступками.
Индивид, индивидуальность, личность Родившийся ребенок -- индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода чел, но и как член какой-то соц группы. Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек. Личность -- это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Личностью может являться только одухотв человек, член общества, облад многообр псих свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать и совершенствовать окр мир и самого себя. Личность всегда индивидуальна и своеобразна. Индивидуальность личности заключается в своеобр сочетании псих свойств и качеств, отличающих ее от других людей. Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологич структуры (тип темперамента, физич и психич особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Индивидуальность -- это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Индивидуализация – процесс самоопр и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.
Формы мышления Существуют две основных формы мыслит процесса: формирование и усвоение понятий, суждений, умозаключений. Решение проблем(мыслит задач) Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства ряда однородных предметов или явлений. выражается в значении слова и не является наглядным. В них люди фиксируют результаты опыта и познания. Понятия (житейские и научные) усваиваются в процессе жизни, в процессах обучения и воспитания. Например: ложка, психика и др. Суждение – мысль о связи явлений, имеющая более менее выраженную словесную форму в виде предложения. Содержит в себе 3 элемента: 1.субъект (подлежащее) 2.предикат – то,что высказывается о данном предмете. 3. утвердит или отриц связку между понятиями Суждение – форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается.К ним приходим как непосредственно, так и опосред через умозаключения. К умозаключению можно прийти пользуясь методами: логика, индукция, дедукция, аналогия. Умозаключение - форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе имеющихся. Это связь двух суждений, из которых одно - условие (посылка), а другое - заключение (следствие).
Виды темперамента. древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов): Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком. Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком. Преобладание крови (лат. sanguis, сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником. Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.
Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом. И.П. Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов. Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику. Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу. Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу. Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.
Виды способностей. За время научного изучения способностей было сделано большое количество попыток создать различные классификации видов способностей. С точки зрения развития: · потенциальные (возможности развития человека, проявляющиеся каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения); · актуальные (представляют часть потенциальных способностей, это те потенциальные способности, для которых имеются объективные условия и возможности). В отечественной психологии способности подразделяют на: · общие (способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности, они связаны с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, эти способности представляют собой свойства психики как единой системы, определяющей успешность любой деятельности); à интеллект (как способность к применению знаний, способность решать задачи на основе имеющихся знаний); à обучаемость (как способность к приобретению знаний); à креативность (как способность к преобразованию имеющихся знаний). · специальные (способности к определенным видам деятельности). è учебные и творческие è умственные и специальные è математические è конструктивно-технические è музыкальные è литературные è художественно-изобразительные è физические способности Ср-ва и виды общения. Ср-ва общ. Общение будучи социально-психологич процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный). Речь как вербальное ср-во общ одновременно выступает и источником инфы, и способом взаимод на собеседника. В структуру речевого общения входят: 1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Важную роль играет точностьупотребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость. 2. Речевые звуковые явления, к которым отночсятся темп речи (быстрый, средний, замеденный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, хрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наибрлее привлекательной в общении явл плавная, спокойная, размеренная манера речи. 3. Выразительные качества голоса – характерные специфические звуки, возникающие при общении (смех, хмыканье,плач, шепот, вздохи), разделительнае (кашель) и нулевые (паузы) звуки. Среди вербальных ср-в общения выделяют комплименты, похвалы и поддержки. Комплимент – знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент. Похвала – оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другим в его пользу. Хвалят обычно заслуженно и к месту. Каждый из нас больше нуждается не в похвалах, а в поддержке, под которой мы понимаем знак внимания оказанный человеку в ситуации, в которой он испытывает затруднения (может иметь и невербальную форму). Невербальные ср-ва общ изучают следующие науки: 1. Кинесика исследует внешние проявления чел чувств и эмоций, т.е. мимику – движ-е мышц лица; жестику – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимику – моторику всего тела (позы, осанку, поклоны, походку). 2. Такесика – прикосновения в ситуации общения (рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и др). 3. Проксемика – расположение объектов общения в пространстве. В человеческом контакте выделяют ряд зон (дистанций): · интимная зона (15-45 см), в которую допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для нее харак-ны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения; · личная, или церсональная, зона (45-120 см) соблюдается в обыденной беседе с друзьями и коллегами. Предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор; · социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в служебных помещениях, как правило, с людьми, которых не очень хорошо знаешь; · публичная зона (свыше 400 см) предполагает общение с большой гр людей. Формы общения. Общение между людьми происходит в разл формах, кот зависят от его уровня, характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое и неформальное. Анонимное общение – взаимод между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые временные связи между индивидами, в которых они выступают как граждане, жители, пассажиры и т.д. Каждый из них анонимен, безымянен для другого. Формальное общение – разлинчой продолжительности связи между людьми, выполняющими опред ф-ции по отн-нию друг к другу: покупатель – продавец, пассажир – проводник и т.д. + это служебные отн-ния. В форм общении отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника и т.д. Неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отн-ний. Особая обл – общение между близкими людьми и членами семьи. Деловое общение возникает тогда, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроен собеседника. Интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Манипулятивное общение направлено на извлечении выгоды от собеседника с использованием разных приемов в зависимости от особенностей его личности (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман и др). При светском общении люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, т к точка зрения собесед на тот или иной вопрос не имеет никакого значения и не опред характера общения. Руководство и лидерство. Успех деятельности любой организации напрямую связан с характером руководства, отношениями, которые складываются между руководителями и подчиненными. По мнению западных менеджеров насколько невозможно нормально управлять производством без знания экономики и права, настолько невозможно руководить людьми без знания социальной психологии и психологии управления. Одной из ключевых проблем в психологии управления является проблема лидерства и руководства. Понятия "лидер" и "руководитель" имеют в содержании много общего. Тот и другой организуют, побуждают группу к решению стоящих перед нею задач, определяют выбор способов и средств их решения. Вместе с тем, эти понятия далеко не тождественны. Отсутствие знаний, в чем состоит различие между лидерством и руководством мешает руководителю на практике правильно построить свое управленческое поведение. В общих чертах лидерство отражает отношения доминирования и подчинения, складывающиеся в группе в процессе межличностных контактов, тогда как руководство относится к организации всей деятельности группы в целом. При подробном сравнительном анализе обнаруживаются следующие различия: - лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель - официальных отношений группы, как организации; - лидерство возникает в условиях микросреды, т.е. небольшой контактной группы, руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; - лидерство возникает стихийно, а руководитель либо назначается, либо избирается, но в любом случае этот процесс находится под контролем организации, как социальной структуры; - лидерство отличается от руководства меньшей стабильностью, т.к. зависит от настроения группы, характера ситуации и не подкреплено в отличие от руководства системой правовых санкций; - процесс решения руководителя определяется не только внутригрупповыми, но и внешними обстоятельствами (например, связями с другими организациями и т.д.), тогда как лидер решает только проблемы, возникающие в группе; -лидер действует внутри группы, а руководитель связывает группу с другими социальными системами. Считается, что в идеальной ситуации официальный руководитель признается членами группы и как лидер. В этом случае его формальные права дополняются возможностью неформального воздействия на группу. В тех случаях, когда руководитель и лидер не совпадают в одном лице, могут возникать неудовлетворенность работой, увеличение конфликтности.
Методы обучения. Метод -набор практических приемов и теоретических знаний, которые в совокупности дают познание действительности. Психология как наука Первым о психологии заговорил Сократ («наука о душе»). Платон – последователь Сократа. Аристотель – ученик Платона. Рене Декарт предложил изучать сознание (внутренний мир человека). Этапы развития: 1. наука о душе – 2 тыс. лет назад. Люди пытались объяснить поведение существованием души 2. наука о сознании – 17 в.. Наблюдение человека за самим собой и описание фактов. 3. наука о поведении – 20 в. Джон Уотсон. Метод бехевиоризма – наблюдение за поведением, мотивы не учитывались. 4. наука изучающая факты, закономерности развития психики – современный этап. Предмет психологии – психика, её закономерности развития. Психика – это св-во высокоорганизованной материи человеческого мозга заключающееся в активном воображении субъектов объективного мира. Виды: 1. познавательная (ощущение, восприятие, память, мышление, отображение) 2. эмоциональная (отношение к тому, что человек познаёт и делает) 3. поведенческая (воздействие на окружающий мир) Объекты изучения психологии – психические явления, состояния, св-ва. Псих. Явл. – элементы внутреннего субъективного опыта человека: 1. псих. процессы (познание, чувства, воля) 2. состояния (бодрость, утомление, скука, радость тревога, апатия) 3. св-ва (устойчивые особенности, отличающие человека от других (способности, темперамент, черты хар-ра)) 4. образования – всё, что приобретается в процессе жизни (знания, умения, навыки) Задача психологии – дать человеку возможность понять, что могут и хотя окруж. люди, как ориентироваться в особенностях личности и осознавать недостатки и возможности). Фундамент – общая психология – описывает основные понятия. Направления: Дифференц. психология – изучает псих. различия между людьми(муж и жен, соц, нац и этнич группами) · Соц. психология – исследует соц-псих проявления личности, взаимоотношения с др людьми, совместимость людей. · Психодиагностика – разрабатывает методы и средства выявления и измерения псих особенностей человека, возможности применения их на практике · Возрастная психология – исслед развитие психики человека и её особенностей в онтогенезе. Предмет – изучение особенностей каждого возрастного периода. · Педагогическая психология – психология обучения и воспитания. Изучает влияние процесса воспитания и обучения на формир кач-в личности, развитие её способн и интересов. Отрасли: рассматр псих проблемы отдельн видов деятельности. Психология труда – трудовая жизнедеят. Инженерная, авиационная, медицинская, военная, экономическая и т.д. Психология тесно связана с др. науками.
2. Сознательное, предсознательное и бессознательное Функции:1. постановка целей деятельности 2. предварительное построение действий. предвидение рез-тов своих действий. 3. разумное регулир поведения 4. формир опред отношен к окруж действит и людям. Рефлексивное сознание – осознание, что сам человек может и должен стать для себя объектом познания. Понятийное – развитие мышления, соединение мысли со словом. Сознание – не единств уровень на котором представлены псих процессы, св-ва и состоян человека. Бессознательное – явления, процессы и св-ва, которые по своему действию на поведение человека похожи на осознаваемы психически, но им не осознаются. (ощущение равновесия, мышечные, зрительные слуховые). Личностные проявления бессознательного – качества, интересы, потребности, которые человек не осознает, но которые ему присущи и проявляются в различных реакциях, действиях. Первая группа – ошибочные действия: оговорки, описки. Вторая – забывание имён, обещаний, событий, связанных с неприятными моментами. Третья – восприятие, память, воображение. Предсознательное — это часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Те участки памяти, которые доступны, являются частью предсознательного. К этой области можно отнести, например, вспоминание всего, что человек делал вчера, имен, уличных адресов, даты завоевания Англии норманнами, любимой еды, запаха костра из опавших листьев и необычной формы пирога, съеденного на праздновании десятого дня рождения. Предсознательное подобно вмещающему пространству для воспоминаний функционального сознания. Сознательное – то,что мы осознаём в данный момент времени. Сознание управляет сложными формами поведения и требует сознательного контроля, когда:1. возникают проблемы, не имеющие очевидного решения. 2. нужно преодолеть физ-кое сопротивл на пути движения мысли 3. необходимо осознать и найти выход из конфликтн ситуации Такие ситуации возникают постоянно, поэтому сознание постоянно присутствует. Только переводя неосознанные импульсы в сознание можно добиться контроля над ними, приобр власть над своими поступками.
Индивид, индивидуальность, личность Родившийся ребенок -- индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода чел, но и как член какой-то соц группы. Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек. Личность -- это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Личностью может являться только одухотв человек, член общества, облад многообр псих свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать и совершенствовать окр мир и самого себя. Личность всегда индивидуальна и своеобразна. Индивидуальность личности заключается в своеобр сочетании псих свойств и качеств, отличающих ее от других людей. Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологич структуры (тип темперамента, физич и психич особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Индивидуальность -- это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Индивидуализация – процесс самоопр и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.12.88 (0.014 с.) |