Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивид, индивидуальность, личность

Поиск

Психология как наука

Первым о психологии заговорил Сократ («наука о душе»). Платон – последователь Сократа. Аристотель – ученик Платона. Рене Декарт предложил изучать сознание (внутренний мир человека). Этапы развития:

1. наука о душе – 2 тыс. лет назад. Люди пытались объяснить поведение существованием души

2. наука о сознании – 17 в.. Наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3. наука о поведении – 20 в. Джон Уотсон. Метод бехевиоризма – наблюдение за поведением, мотивы не учитывались.

4. наука изучающая факты, закономерности развития психики – современный этап.

Предмет психологии – психика, её закономерности развития. Психика – это св-во высокоорганизованной материи человеческого мозга заключающееся в активном воображении субъектов объективного мира. Виды:

1. познавательная (ощущение, восприятие, память, мышление, отображение)

2. эмоциональная (отношение к тому, что человек познаёт и делает)

3. поведенческая (воздействие на окружающий мир)

Объекты изучения психологии – психические явления, состояния, св-ва.

Псих. Явл. – элементы внутреннего субъективного опыта человека:

1. псих. процессы (познание, чувства, воля)

2. состояния (бодрость, утомление, скука, радость тревога, апатия)

3. св-ва (устойчивые особенности, отличающие человека от других (способности, темперамент, черты хар-ра))

4. образования – всё, что приобретается в процессе жизни (знания, умения, навыки)

Задача психологии – дать человеку возможность понять, что могут и хотя окруж. люди, как ориентироваться в особенностях личности и осознавать недостатки и возможности).

Фундамент – общая психология – описывает основные понятия.

Направления: Дифференц. психология – изучает псих. различия между людьми(муж и жен, соц, нац и этнич группами)

· Соц. психология – исследует соц-псих проявления личности, взаимоотношения с др людьми, совместимость людей.

· Психодиагностика – разрабатывает методы и средства выявления и измерения псих особенностей человека, возможности применения их на практике

· Возрастная психология – исслед развитие психики человека и её особенностей в онтогенезе. Предмет – изучение особенностей каждого возрастного периода.

· Педагогическая психология – психология обучения и воспитания. Изучает влияние процесса воспитания и обучения на формир кач-в личности, развитие её способн и интересов.

Отрасли: рассматр псих проблемы отдельн видов деятельности. Психология труда – трудовая жизнедеят. Инженерная, авиационная, медицинская, военная, экономическая и т.д.

Психология тесно связана с др. науками.

 

2. Сознательное, предсознательное и бессознательное
Сознание
–высшая форма отражённого обобщения св-в и закономерностей окруж мира.

Функции:1. постановка целей деятельности

2. предварительное построение действий. предвидение рез-тов своих действий.

3. разумное регулир поведения

4. формир опред отношен к окруж действит и людям.

Рефлексивное сознание – осознание, что сам человек может и должен стать для себя объектом познания.

Понятийное – развитие мышления, соединение мысли со словом.

Сознание – не единств уровень на котором представлены псих процессы, св-ва и состоян человека.

Бессознательное – явления, процессы и св-ва, которые по своему действию на поведение человека похожи на осознаваемы психически, но им не осознаются. (ощущение равновесия, мышечные, зрительные слуховые). Личностные проявления бессознательного – качества, интересы, потребности, которые человек не осознает, но которые ему присущи и проявляются в различных реакциях, действиях. Первая группа – ошибочные действия: оговорки, описки. Вторая – забывание имён, обещаний, событий, связанных с неприятными моментами. Третья – восприятие, память, воображение.

Предсознательное — это часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Те участки памяти, которые доступны, являются частью предсознательного. К этой области можно отнести, например, вспоминание всего, что человек делал вчера, имен, уличных адресов, даты завоевания Англии норманнами, любимой еды, запаха костра из опавших листьев и необычной формы пирога, съеденного на праздновании десятого дня рождения. Предсознательное подобно вмещающему пространству для воспоминаний функционального сознания.

Сознательное – то,что мы осознаём в данный момент времени. Сознание управляет сложными формами поведения и требует сознательного контроля, когда:1. возникают проблемы, не имеющие очевидного решения.

2. нужно преодолеть физ-кое сопротивл на пути движения мысли

3. необходимо осознать и найти выход из конфликтн ситуации

Такие ситуации возникают постоянно, поэтому сознание постоянно присутствует. Только переводя неосознанные импульсы в сознание можно добиться контроля над ними, приобр власть над своими поступками.

 

Индивид, индивидуальность, личность

Родившийся ребенок -- индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода чел, но и как член какой-то соц группы. Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек.

Личность -- это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Личностью может являться только одухотв человек, член общества, облад многообр псих свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать и совершенствовать окр мир и самого себя.

Личность всегда индивидуальна и своеобразна. Индивидуальность личности заключается в своеобр сочетании псих свойств и качеств, отличающих ее от других людей. Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологич структуры (тип темперамента, физич и психич особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Индивидуальность -- это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер.

Индивидуализация – процесс самоопр и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

 

Формы мышления

Существуют две основных формы мыслит процесса: формирование и усвоение понятий, суждений, умозаключений.

Решение проблем(мыслит задач)

Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства ряда однородных предметов или явлений. выражается в значении слова и не является наглядным. В них люди фиксируют результаты опыта и познания. Понятия (житейские и научные) усваиваются в процессе жизни, в процессах обучения и воспитания. Например: ложка, психика и др.

Суждение – мысль о связи явлений, имеющая более менее выраженную словесную форму в виде предложения. Содержит в себе 3 элемента: 1.субъект (подлежащее)

2.предикат – то,что высказывается о данном предмете.

3. утвердит или отриц связку между понятиями

Суждение – форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается.К ним приходим как непосредственно, так и опосред через умозаключения. К умозаключению можно прийти пользуясь методами: логика, индукция, дедукция, аналогия.

Умозаключение - форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе имеющихся. Это связь двух суждений, из которых одно - условие (посылка), а другое - заключение (следствие).

 

Виды темперамента.

древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.

Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.

Преобладание крови (лат. sanguis, сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.

Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

 

Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом.

И.П. Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов.

Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику.

Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.

Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.

Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.

 

Виды способностей.

За время научного изучения способностей было сделано большое количество попыток создать различные классификации видов способностей.

С точки зрения развития:

· потенциальные (возможности развития человека, проявляющиеся каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения);

· актуальные (представляют часть потенциальных способностей, это те потенциальные способности, для которых имеются объективные условия и возможности).

В отечественной психологии способности подразделяют на:

· общие (способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности, они связаны с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, эти способности представляют собой свойства психики как единой системы, определяющей успешность любой деятельности);

à интеллект (как способность к применению знаний, способность решать задачи на основе имеющихся знаний);

à обучаемость (как способность к приобретению знаний);

à креативность (как способность к преобразованию имеющихся знаний).

· специальные (способности к определенным видам деятельности).

è учебные и творческие

è умственные и специальные

è математические

è конструктивно-технические

è музыкальные

è литературные

è художественно-изобразительные

è физические способности

Ср-ва и виды общения.

Ср-ва общ. Общение будучи социально-психологич процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный).

Речь как вербальное ср-во общ одновременно выступает и источником инфы, и способом взаимод на собеседника. В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Важную роль играет точностьупотребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость.

2. Речевые звуковые явления, к которым отночсятся темп речи (быстрый, средний, замеденный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, хрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наибрлее привлекательной в общении явл плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса – характерные специфические звуки, возникающие при общении (смех, хмыканье,плач, шепот, вздохи), разделительнае (кашель) и нулевые (паузы) звуки.

Среди вербальных ср-в общения выделяют комплименты, похвалы и поддержки.

Комплимент – знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент.

Похвала – оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другим в его пользу. Хвалят обычно заслуженно и к месту.

Каждый из нас больше нуждается не в похвалах, а в поддержке, под которой мы понимаем знак внимания оказанный человеку в ситуации, в которой он испытывает затруднения (может иметь и невербальную форму).

Невербальные ср-ва общ изучают следующие науки:

1. Кинесика исследует внешние проявления чел чувств и эмоций, т.е. мимику – движ-е мышц лица; жестику – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимику – моторику всего тела (позы, осанку, поклоны, походку).

2. Такесика – прикосновения в ситуации общения (рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и др).

3. Проксемика – расположение объектов общения в пространстве. В человеческом контакте выделяют ряд зон (дистанций):

· интимная зона (15-45 см), в которую допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для нее харак-ны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения;

· личная, или церсональная, зона (45-120 см) соблюдается в обыденной беседе с друзьями и коллегами. Предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

· социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в служебных помещениях, как правило, с людьми, которых не очень хорошо знаешь;

· публичная зона (свыше 400 см) предполагает общение с большой гр людей.

Формы общения.

Общение между людьми происходит в разл формах, кот зависят от его уровня, характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое и неформальное.

Анонимное общение – взаимод между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые временные связи между индивидами, в которых они выступают как граждане, жители, пассажиры и т.д. Каждый из них анонимен, безымянен для другого.

Формальное общение – разлинчой продолжительности связи между людьми, выполняющими опред ф-ции по отн-нию друг к другу: покупатель – продавец, пассажир – проводник и т.д. + это служебные отн-ния. В форм общении отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника и т.д.

Неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отн-ний. Особая обл – общение между близкими людьми и членами семьи.

Деловое общение возникает тогда, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроен собеседника. Интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Манипулятивное общение направлено на извлечении выгоды от собеседника с использованием разных приемов в зависимости от особенностей его личности (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман и др).

При светском общении люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, т к точка зрения собесед на тот или иной вопрос не имеет никакого значения и не опред характера общения.

Руководство и лидерство.

Успех деятельности любой организации напрямую связан с характером руководства, отношениями, которые складываются между руководителями и подчиненными. По мнению западных менеджеров насколько невозможно нормально управлять производством без знания экономики и права, настолько невозможно руководить людьми без знания социальной психологии и психологии управления.

Одной из ключевых проблем в психологии управления является проблема лидерства и руководства. Понятия "лидер" и "руководитель" имеют в содержании много общего. Тот и другой организуют, побуждают группу к решению стоящих перед нею задач, определяют выбор способов и средств их решения. Вместе с тем, эти понятия далеко не тождественны. Отсутствие знаний, в чем состоит различие между лидерством и руководством мешает руководителю на практике правильно построить свое управленческое поведение.

В общих чертах лидерство отражает отношения доминирования и подчинения, складывающиеся в группе в процессе межличностных контактов, тогда как руководство относится к организации всей деятельности группы в целом. При подробном сравнительном анализе обнаруживаются следующие различия:

- лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель - официальных отношений группы, как организации;

- лидерство возникает в условиях микросреды, т.е. небольшой контактной группы, руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

- лидерство возникает стихийно, а руководитель либо назначается, либо избирается, но в любом случае этот процесс находится под контролем организации, как социальной структуры;

- лидерство отличается от руководства меньшей стабильностью, т.к. зависит от настроения группы, характера ситуации и не подкреплено в отличие от руководства системой правовых санкций;

- процесс решения руководителя определяется не только внутригрупповыми, но и внешними обстоятельствами (например, связями с другими организациями и т.д.), тогда как лидер решает только проблемы, возникающие в группе;

-лидер действует внутри группы, а руководитель связывает группу с другими социальными системами.

Считается, что в идеальной ситуации официальный руководитель признается членами группы и как лидер. В этом случае его формальные права дополняются возможностью неформального воздействия на группу. В тех случаях, когда руководитель и лидер не совпадают в одном лице, могут возникать неудовлетворенность работой, увеличение конфликтности.

 

Методы обучения.

Метод -набор практических приемов и теоретических знаний, которые в совокупности дают познание действительности.
1) По источникам и типу подачи информации:
- разговорный метод с помощью речи: пересказ произведения, содержательная лекция о предмете или авторе, собеседование с учащимся;
- наглядный метод, воздействующий на визуальное восприятие информации: рисунок изображения, демонстрация пособий;
- практический метод: проведение лабораторных работ, написание изложений, сочинений.
2) По взаимодействию учителя и обучаемого:
- метод совместного поиска истины;
- метод исследования и познания.
3) По основным методам, употребляемым учителем в своей работе:
- организационные методы;
- методы стимуляции и мотивирования учебного процесса;
- контролирующие методы.

Психология как наука

Первым о психологии заговорил Сократ («наука о душе»). Платон – последователь Сократа. Аристотель – ученик Платона. Рене Декарт предложил изучать сознание (внутренний мир человека). Этапы развития:

1. наука о душе – 2 тыс. лет назад. Люди пытались объяснить поведение существованием души

2. наука о сознании – 17 в.. Наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3. наука о поведении – 20 в. Джон Уотсон. Метод бехевиоризма – наблюдение за поведением, мотивы не учитывались.

4. наука изучающая факты, закономерности развития психики – современный этап.

Предмет психологии – психика, её закономерности развития. Психика – это св-во высокоорганизованной материи человеческого мозга заключающееся в активном воображении субъектов объективного мира. Виды:

1. познавательная (ощущение, восприятие, память, мышление, отображение)

2. эмоциональная (отношение к тому, что человек познаёт и делает)

3. поведенческая (воздействие на окружающий мир)

Объекты изучения психологии – психические явления, состояния, св-ва.

Псих. Явл. – элементы внутреннего субъективного опыта человека:

1. псих. процессы (познание, чувства, воля)

2. состояния (бодрость, утомление, скука, радость тревога, апатия)

3. св-ва (устойчивые особенности, отличающие человека от других (способности, темперамент, черты хар-ра))

4. образования – всё, что приобретается в процессе жизни (знания, умения, навыки)

Задача психологии – дать человеку возможность понять, что могут и хотя окруж. люди, как ориентироваться в особенностях личности и осознавать недостатки и возможности).

Фундамент – общая психология – описывает основные понятия.

Направления: Дифференц. психология – изучает псих. различия между людьми(муж и жен, соц, нац и этнич группами)

· Соц. психология – исследует соц-псих проявления личности, взаимоотношения с др людьми, совместимость людей.

· Психодиагностика – разрабатывает методы и средства выявления и измерения псих особенностей человека, возможности применения их на практике

· Возрастная психология – исслед развитие психики человека и её особенностей в онтогенезе. Предмет – изучение особенностей каждого возрастного периода.

· Педагогическая психология – психология обучения и воспитания. Изучает влияние процесса воспитания и обучения на формир кач-в личности, развитие её способн и интересов.

Отрасли: рассматр псих проблемы отдельн видов деятельности. Психология труда – трудовая жизнедеят. Инженерная, авиационная, медицинская, военная, экономическая и т.д.

Психология тесно связана с др. науками.

 

2. Сознательное, предсознательное и бессознательное
Сознание
–высшая форма отражённого обобщения св-в и закономерностей окруж мира.

Функции:1. постановка целей деятельности

2. предварительное построение действий. предвидение рез-тов своих действий.

3. разумное регулир поведения

4. формир опред отношен к окруж действит и людям.

Рефлексивное сознание – осознание, что сам человек может и должен стать для себя объектом познания.

Понятийное – развитие мышления, соединение мысли со словом.

Сознание – не единств уровень на котором представлены псих процессы, св-ва и состоян человека.

Бессознательное – явления, процессы и св-ва, которые по своему действию на поведение человека похожи на осознаваемы психически, но им не осознаются. (ощущение равновесия, мышечные, зрительные слуховые). Личностные проявления бессознательного – качества, интересы, потребности, которые человек не осознает, но которые ему присущи и проявляются в различных реакциях, действиях. Первая группа – ошибочные действия: оговорки, описки. Вторая – забывание имён, обещаний, событий, связанных с неприятными моментами. Третья – восприятие, память, воображение.

Предсознательное — это часть бессознательного, которая легко может стать сознательной. Те участки памяти, которые доступны, являются частью предсознательного. К этой области можно отнести, например, вспоминание всего, что человек делал вчера, имен, уличных адресов, даты завоевания Англии норманнами, любимой еды, запаха костра из опавших листьев и необычной формы пирога, съеденного на праздновании десятого дня рождения. Предсознательное подобно вмещающему пространству для воспоминаний функционального сознания.

Сознательное – то,что мы осознаём в данный момент времени. Сознание управляет сложными формами поведения и требует сознательного контроля, когда:1. возникают проблемы, не имеющие очевидного решения.

2. нужно преодолеть физ-кое сопротивл на пути движения мысли

3. необходимо осознать и найти выход из конфликтн ситуации

Такие ситуации возникают постоянно, поэтому сознание постоянно присутствует. Только переводя неосознанные импульсы в сознание можно добиться контроля над ними, приобр власть над своими поступками.

 

Индивид, индивидуальность, личность

Родившийся ребенок -- индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода чел, но и как член какой-то соц группы. Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек.

Личность -- это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Личностью может являться только одухотв человек, член общества, облад многообр псих свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать и совершенствовать окр мир и самого себя.

Личность всегда индивидуальна и своеобразна. Индивидуальность личности заключается в своеобр сочетании псих свойств и качеств, отличающих ее от других людей. Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологич структуры (тип темперамента, физич и психич особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Индивидуальность -- это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер.

Индивидуализация – процесс самоопр и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.12.88 (0.014 с.)