Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о внимании, виды, св-ва.
Внимание –это активн направленность сознания человека на те или иные предметы и явл действительности или на опред их св-ва, кач-ва при одновр отвлечении от всего остального. Проявляется в опред псих процессах(всматриваемся, внюхиваемся,прислушиваемся), помогает своевременно реагировать на изменения в окруж среде и организме. Виды: 1. Внешнее – направлено на окруж предметы и явл. 2. внутр – напр на собственные мысли, чувства и переживания. 3. Непроизвольное – не зависит от нших желаний,воли или намерений. Возникает само по себе безо всяких усилий с нашей стороны. Привлекающие непроизвольн внимание объекты: · Яркие световые явления · Неожиданные вкус ощущения · Что-то новое · Предметы и явл, вызыв эмоции · Внутр состоян организма(голод,) 4. произвольное – когда ставится опред цель и прилагаются усилия для её достижения. Является утомительным. Св-ва внимания: 1. сосредоточенность – удержание внимания на одном объекте или виде деятельн при отвлечении от всего остального, связана с глубоким интересом к предмету. 2. устойчивость – длит удержание внимания на одном предмете, способность в течение продолжит времени оставаться сосредоточ на одной и той же работе. 3. объём – кол-во объектов, охватываемых вниманием одновременно. 4. распределение – умение выполнять более двух видов деятельности удерживая на них внимание и выполняя хорошо. 5. переключение – сознательн и осмыслен перемещение внимания с одного объекта на другой. Речь как психический процесс. Функции речи Речь неразрывно связана с мышлением. Речь – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей опред значение и смысл, совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют один и тот же смысл, что и соотв система письм знаков. Через слова человек впервые узнаёт о том, что увидел. Язык отражает психологию народа, а речь – индивидуальности. Речь без усвоения языка может существовать и развиваться относительно независимо от человека по законам, не связанным ни с его поведением, ни с психологией. Функции: 1. носитель информиации,памяти и сознания. 2. средство мышления 3. регулятор общения и собств поведения. 4. средство управления поведением других людей.
Без письменной речи человек не знал бы о жизни прошлых поколений. Развивая речь, человек обогощает и развивает свой интеллект. Виды: 1. Устная – общение при помощи языковыз средств, воспринимаемых на слух. Бывает монологической и диалогической. 2. Внутренняя – беззвучная речь про себя и для себя, возникает в процессе мышления. Письменная – разновидность монологической, строится при помощи письменных знаков.
Мышление как процесс. Функции и виды мышления Мышление – процесс обобщённого и опосредованного познания окруж мира. Человек стремится к пониманию окр мира и это обеспечивается наиболее сложным познавательным псих процессом – мышлением. Главная задача мышления – преобразовать полученный впечатления об окр мире. Мышление – не только опосредованное, но и обобщённое отражение окруж мира. Необходимо обобщать явления, факты и на их основе делать вывод. С помощью мышления мы познаём существенные связи между предметами, которые недоступны ощущению и восприятию. Исходный материал мыслит деятельн – сохр памятью образы явлений и предметов – представления (похожи на образы восприятий, но уступают по яркости, устойчивости, полноте). Виды мышления: 1. по степени развернутости решаемых задач: дискурсивное, интуитивное 2. по хар-ру решаемых задач: теоретическое и практическое(на основе соц опыта и эксперимента.) 3. по содержанию решаемых задач: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое 4. Теоретико-понятийное – в процессе решения задачи чел обращается к понятиям, выполняет действия в уме. 5. теоретико-образное – отличается от понятийного тем, что материал не понятия, суждения, умозаключения, а образы, которые непоср извлекаются из памяти или воссоздаются воображением 6. наглядно-образное — связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью н.-о. мышления наиболее полно воссоздается все многообр различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. 7. наглядно-действенное — один из видов, характериз тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. У ребенка н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека. н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.
Теоретич мышление считается более совершенным, чем практич. Функции: Мышление выполняет сложную регулятивную функцию в психике человека, которая включает: 1) понимание - раскрытие сущности предметов и явлений, их предназначение, а также связи между ними; 2) решение проблем, задач; 3) целеобразование - порождение новых целей, программ поведения и деятельности; 4) рефлексию -осознание субъектом своих внутренних действий. Мыслительные операции. Формы мышления Решение мыслительных задач осуществляется при помощи мыслит операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации. 1. Анализ - мыслительная операция разделения предметов и явлений на части. 2. Чтобы решить любую задачу, надо сначала мысленно разделить ее на две части: что известно и что надо узнать. 3. Синтез - мыслительная операция объединения частей или свойств предмета в единое целое. Например, когда мы говорим «яблоко», то это слово объединяет все его признаки: фрукт, круглый, определенного цвета, запаха, вкуса и пр. 4. Сравнение - сопоставление предметов и явлений между собой, нахождения сходства и различий между ними. Например, ощущение и восприятие. Различия: ощущение - процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а восприятие - отражение предметов и явлений в целом; сходство: оба психические процессы отражения и действуют в момент воздействия раздражителя на органы чувств. 5. Обобщение - объединение предметов и явлений в группы по их общим и существенным признакам. Например, ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, речь, воображение можно объединить в группу познавательных процессов по их существенному признаку: все они служат для познания окружающего мира. 6. Абстракция (отвлечение) - выделение существенных свойств и связей предмета и одновременном отвлечении от несущественных. Например, когда мы говорим, что пианино, скрипка и флейта - музыкальные инструменты, мы отвлекаемся, абстрагируемся от того, что все они имеют разную форму и размеры. 7. Конкретизация - противоположная абстракции, представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Например, конкретизировать понятие «психика» - назвать конкретный пример психики (мышление, или способности, или мотивы и т.д). Формы мышления Существуют две основных формы мыслит процесса: формирование и усвоение понятий, суждений, умозаключений. Решение проблем(мыслит задач) Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства ряда однородных предметов или явлений. выражается в значении слова и не является наглядным. В них люди фиксируют результаты опыта и познания. Понятия (житейские и научные) усваиваются в процессе жизни, в процессах обучения и воспитания. Например: ложка, психика и др. Суждение – мысль о связи явлений, имеющая более менее выраженную словесную форму в виде предложения. Содержит в себе 3 элемента: 1.субъект (подлежащее) 2.предикат – то,что высказывается о данном предмете. 3. утвердит или отриц связку между понятиями Суждение – форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается.К ним приходим как непосредственно, так и опосред через умозаключения. К умозаключению можно прийти пользуясь методами: логика, индукция, дедукция, аналогия. Умозаключение - форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе имеющихся. Это связь двух суждений, из которых одно - условие (посылка), а другое - заключение (следствие).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.162 (0.007 с.) |