Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VII. Концепция отношений личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Что такое отношения личности? Кто стоит у истоков отечественной психологии отношений? На основе каких критериев выделяются виды отношений? Под влиянием каких факторов формируется и изменяется система отношений личности?
38. Что такое отношения личности? В психологии, начиная с В.Н. Мясищева, основоположника отечественной концепции отношений личности, «отношение» определяется как «психологическая связь человека с окружающим его миром вещей и людей1». Отношения личности образуют систему, которая включает в себя отношение к предметам и явлениям внешнего мира (субъект-объектные отношения), отношение к другим людям (субъект-субъектные, межличностные отношения) и отношение к себе (самоотношение). Традиционно отношения личности к различным социальным объектам и ситуациям изучаются в психологии как социальные установки, или аттитюды, личности. В западной психологии история изучения аттитюдов началась в 1918 г., когда было дано определение аттитюда как «психологического переживания индивидом ценности, значения, смысла социального объекта». С тех пор в зарубежной психологии накоплен немалый опыт в изучении аттитюдов, определены их функции и структура. В отечественной психологии В.А. Ядовым была предложена «иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личности», объединяющая установки личности различных уровней: 1) элементарные фиксированные установки (формируются в простейших ситуациях на основе витальных потребностей); 2) социальные фиксированные установки (формируются в малой группе на основе потребности человека в общении); 3) базовые социальные установки (формируются в более широких социальных областях — в трудовой сфере, сфере досуга — на основе фундаментальной потребности человека в активности); 4) ценностные ориентации личности. Кроме отношений в русле социальных установок личности в психологии также изучаются отношения в контексте таких явлений, как аттракция и аффилиация. Аттракция — это возникновение при восприятии одного человека другим его привлекательности для субъекта восприятия. При изучении аттракции главное внимание уделяется выяснению факторов, влияющих на формирование симпатии или антипатии к объекту восприятия; так, установлено, что одним из главных факторов возникновения аттрактивных отношений является внешняя привлекательность, компетентность людей. Аффилиация — это стремление человека быть в обществе других людей, ориентация личности на поддержку со стороны другого человека. В результате многочисленных экспериментов выявлено, что люди обладают различным уровнем выраженности аффилиативных тенденций, которые определяют их отношения друг к другу. Таким образом, «отношение» — более широкое понятие, чем «социальная установка», «аттракция» или «аффилиация». Отношения личности как психологическое явление характеризуются следующими сущностными чертами: 1) отношения человека связаны с его потребностями (физиологическими и в первую очередь с психологическими). Отношение возникает как своеобразная связь между субъектом (человеком), испытывающим потребность, и объектом (будь то человек или предмет окружающего мира), способным удовлетворить эту потребность. Эта связь или, иначе говоря, отношение субъекта к объекту, проявляется, по мнению В.Н. Мясищева, в «переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им». Например, отношение ребенка к матери детерминировано как его физиологическими потребностями, так и психологическими потребностями в защите и безопасности. В психологии рассматривают следующие психологические потребности, опосредующие отношения человека к себе и другому: потребность в установлении близких отношений; в контроле себя и других; потребность во включении в различные социальные группы; потребность в самоуважении;, в позитивной оценке; потребность в понимании, в сочувствии, в опеке; потребность быть нужным, значимым; 2) в общении отношение взаимосвязано с отражением и взаимодействием человека с человеком. Возникновению отношения предшествует этап восприятия (отражения) субъектом объекта и оценки (на основе отражения) его потенциальных возможностей в плане удовлетворения тех или иных его потребностей. Таким образом, в результате отражения личностью Окружающей действительности формируется отношение, которое проявляется затем в формах взаимодействия, закрепленных в речи и экспрессивном поведении личности; 3) отношение есть одновременно процесс и результат общения и взаимодействия; его структура состоит из когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов. На основе их сочетания определяются вид и тип отношений. Отношение как процесс проходит в своем развитии определенные этапы: формирование отношения, развитие отношения, стабилизация или распад отношения. Отношение как результат имеет определенные параметры: знак, интенсивность, модальность, осознанность и т.д. Наряду с понятием «отношение» в психологии используют понятия «межличностное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отношения». Межличностное отношение — это вид отношений личности, раскрывающийся в отношении к другому, это субъект-субъектное отношение. Оно является одним из компонентов системы отношений личности наряду с самоотношением и отношением к предметам окружающего мира. Для обозначения межличностных отношений в психологии используют термин «взаимоотношение»; для того чтобы подчеркнуть, что межличностные отношения, или взаимоотношения, есть результат взаимного восприятия, познания, воздействия, влияния, оценки, есть, по словам К.А. Абульхановой-Славской, «некоторый идеальный продукт взаимных усилий». Иногда термин «взаимоотношение» сводится к понятию «отношение»; так, В.И. Паниотто пишет в книге «Структура межличностных отношений» (1975) о том, что «взаимоотношение Л и В — это совокупность отношения Л к В и отношения В к А (точнее, система этих отношений, ибо они, как правило, тесно взаимосвязаны и представляют собой некоторую целостность, а не просто совокупность)». Наконец, термины «отношение» и «взаимоотношение» используют для обозначения разных этапов динамики отношений. Например, Л.Я. Гозманом (1987) показано, что на этапе зарождения отношение представляет собой «индивидуальный феномен», характеризующийся направленностью от субъекта отношения к объекту отношения; по мере развития индивидуальное отношение превращается во взаимоотношение, или «диадическое отношение». В отличие от межличностных отношений под межгрупповыми отношениями понимают «субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп1». На настоящий момент в психологии выделены два основных направления в исследовании отношений личности: структурное и динамическое. В рамках структурного направления ведется работа по изучение различных компонентов отношения, осуществляется поиск методического инструментария для их измерения. Общепризнанно выделение в строении отношения эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Динамическое направление изучения отношений человека предполагает рассмотрение их как процесса с момента возникновения до распада. Основу этого направления составляет фундаментальное положение о динамичной природе отношений личности, разрабатываемое В.Н. Мясищевым, Л.И. Анциферовой, К.А. Абульхановой-Славской, И.С. Коном и др. В рамках динамического направления получены сведения о формах динамики отношений. Например, выделены две формы динамики отношений: развитие, к которому относятся новообразования в сфере отношений, необратимые изменения в системе отношений личности (прогресс и регресс) и функционирование, включающее в себя обратимые изменения в пределах сложившейся организации личности. Данный тип динамики называют также ритмами отношений, под которыми понимают периодическое изменение параметров отношений (знака, интенсивности, модальности и др.) с течением времени. Таким образом, среди понятий «отношение», «межличностное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отношения» самым широким является понятие «отношение», которое рассматривается как психологическая связь субъекта с объектом (в качестве которого может выступать сам субъект, другой человек, предметы и явления окружающего мира или социальная группа). Понятие «межличностные отношения» охватывает область отношений между людьми, а «межгрупповые отношения» — между социальными группами. Понятие «взаимоотношение» отражает качество сложившихся отношений, а именно: их взаимность, степень симметричности.
ЛИТЕРАТУРА 1.Абульханова-Славская КА. Личностный аспект проблемы общения в психологии. М., 1981. С. 218—241. 2. Андреева I'М. Социальная психология. М., 1996. С. 288—303. 3.АнцыфероваЛИ. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе" личность и ее жизненный путь. М., 1990. С. 7—17. 4.ГозманЛЯ. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С. 75—101. 5.Мясищев ВН. Психология отношений: Избранные психологические труды. М., 1995. С. 15-27. 6. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5—15.
39. Кто стоит у истоков отечественной психологии отношений? В основе отечественной концепции отношений лежат взгляды двух известных русских ученых — Александра Федоровича Лазурского (1874—1917) и его последователя Владимира Николаевича Мясищева (1893—197 3). Они заложили основы отечественной концепции личности. В ней отношениям человека отведено центральное место. А.Ф. Лазурский первым в отечественной психологии обратился к понятию «отношение». В его понимании отношение представляет собой некую интенцию, «склонность», «интерес» личности к той или иной стороне жизни, к другому человеку и к самой себе. Совокупность свойственных человеку склонностей составляет его характер. Таким образом, отношение становится центральной категорией, сквозь призму которой рассматриваются другие фундаментальные психологические понятия. В 1912 г. Лазурский публикует «Программу исследования личности», которая направлена не только и не столько на изучение эндопсихики человека (темперамент, характер, психические процессы), сколько на изучение системы отношений личности к окружающему миру, к среде, через которую только и можно познать человека. Заслугой Лазурского является также и то, что он выделил характеристики, «стороны» отношений (в терминологии автора, а в современной терминологии — «параметры» отношений). По его мнению, таких параметров семь и они являются базовыми характеристиками отношений. Первый параметр, выделенный Лазурским, — это модальность отношения. Отношения могут быть положительными, отрицательными или безразличными. Позднее под модальностью стали понимать содержательные характеристики отношения или, в терминологии Лазурского, качественные особенности отношения. Второй параметр — степень интенсивности отношения. Третий параметр — качественные особенности отношения. Четвертый параметр — уровень развития и дифференцированности отношения (дифференцированность отношений здесь — «обилие оттенков»). Пятый параметр отношений — степень сознательности отношения. Шестой параметр — степень культурности форм отношения или его осуществления (В.Н. Мясищев эту характеристику отношения трансформировал в такое понятие, как форма обращения). Седьмой параметр отношений — широта или объем отношения, т.е. количество объектов, привлекающих интерес данного человека или количество сторон объекта, на которые распространяется отношение в каждом конкретном случае. Исследования Лазурского были продолжены его учеником, крупным психологом-теоретиком, психиатром, психотерапевтом ВН. Мясищевым. Выбор Мясищевым той научной области, которой он и посвятил жизнь, определил тот факт, что после ранней смерти Лазурского он готовил к печати его незаконченный труд «Классификация личностей». Идеи Лазурского настолько увлекли Мясищева, что впоследствии он развил некоторые его положения и создал концепцию отношений личности. Для Мясищева отношение — это основополагающая категория, которая описывает положение человека в мире, подчеркивает его активную роль и является движущей силой личности. Он определяет отношения личности как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности». Эта система отношений представляет собой единство трех взаимосвязанных компонентов: 1) отношение человека к людям; 2) отношение человека к себе; 3) отношение к предметам внешнего мира. Мясищев вслед за Лазурским подчеркивает, что отношения (к себе, к другому, к миру), приобретая устойчивость, становятся характерными для личности (т.е. становятся чертами характера) и проявляются в типичных для личности способах выражения этих отношений. Мясищев считал, что в основе формирования отношения лежит процесс отражения человеком окружающего его мира людей и вещей. Данное положение позже стало одним из принципов изучения личности в общении, принципом единства образа (отражения человека человеком), отношения и обращения. Еще одним важным понятием, введенным Мясищевым в психологию отношений, является понятие «динамика отношений личности», т.е. процесс развития отношений в сторону большей сознательности (от неосознаваемых отношений к сознательным); дифференцированности (от недифференцированных отношений, например, от потребности, которую Мясищев рассматривал как одну из элементарных форм отношения, к дифференцированным эмоциональным отношениям дружбы или вражды); устойчивости (от фрагментарных, неустойчивых отношений к устойчивым, составляющим ядро личности) и т.д. Мясищев связывал уровень развития отношений с определенным уровнем развития личности. Созданная Лазурским и Мясищевым концепция отношений И сегодня, на пороге XXI в., составляет ядро отечественной психологии личности и общения. Она успешно развивается их учениками и последователями.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Бодалев АА. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В.Н. Мясищева) // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 86—91. 2.Лазурский АФ„ Франк С.Л. Программ» исследования личности в ее отношениях к среде. Пг., 1914. 3. Мясищев ВН, Психология отношений // Избранные психологические труды. М; Воронеж, 1995. С. 5-38.
40. На основе каких критериев выделяются виды отношений? Как правило, в качестве критериев выделения видов отношений в психологии выступают различные параметры отношений, например знак отношений, степень интенсивности, модальность и т.д. На настоящий момент в психологической литературе описано более 20 параметров отношений и соответственно выделены различные виды отношений. Первая группа параметров — формально-динамические параметры отношений: знак, интенсивность, направленность и т.д. На основе такого параметра, как знак отношений, выделены позитивные, негативные и безразличные отношения или положительные, отрицательные, нейтральные отношения, амбивалентные (наличие как позитивного, так и негативного отношения к одному и тому же явлению). Выделяются три вида направленности отношения: 1) отношение к предметам внешнего мира; 2) отношение к человеку и группе людей; 3) отношение к себе. По степени устойчивости отношения делятся на устойчивые и неустойчивые, по критерию прочности — на прочные и непрочные, по степени глубины — на глубокие и поверхностные, по параметру стереотипности — на индивидуализированные и стереотипные отношения. Учитывая степень соответствия внешнего выражения внутреннему содержанию, можно выделить истинные и неистинные отношения. А по степени осознанности отношения бывают осознанные и неосознанные. Вторая группа параметров — это содержательные характеристики отношений, их качество, или модальность. На основе модальности отношений можно выделить отношения дружбы, вражды, симпатии, привязанности, любви, антипатии, неприязни, ненависти и т.д. К третьей группе критериев относятся этические критерии. По этическому критерию устанавливают отношения кооперации, обмена, объединения личностей (индивидуальностей); высший тип отношений — утверждение в другом человечности. Четвертая группа критериев связана с этапами формирования личности. В соответствии с ними выделяют отношения, формирующиеся в период «бессознательного детства», и отношения, складывающиеся в течение сознательной жизни чело-река. К пятой группе принадлежат те критерии, которые следуют из видов деятельности человека и структуры его личности. В соответствии с ними в психологии зафиксированы предметно-практические взаимоотношения, коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, волевые, ролевые, правовые, моральные, нравственные, коллективистические отношения. Близко к этой классификации деление отношений на основе критерия выраженности в них эмоциональных компонентов: деловые и эмоциональные отношения. К шестой группе относятся те критерии, которые фиксируют одновременно степень близости или дистантности между партнерами; валентность, т.е. позитивность — негативность отношений; вид позиции или «пристройки» друг к другу в процессе общения. На этих основаниях выделяют следующие отношения: близкие (Мы); далекие (Они); позитивные (Свои); негативные (Чужие); отношения снизу (Вы); отношения сверху (Ты). К этому типу классификаций принадлежат и те, в которых в качестве критерия используется ролевая позиция партнера и степень близости между людьми, степень знакомства: отчужденные, приятельские, товарищеские, дружеские, интимные, любовные, супружеские, родственные отношения. К седьмой группе критериев принадлежат те, которые указывают на степень конструктивности складывающихся отношений; выделяют деструктивные и конструктивные отношения. К восьмой группе относятся критерии взаимности отношений (симметричные — асимметричные), степени их субъектности, «личностности» (отношения персонификации, персонализации или отношения доминантные, отвергающие, симбиотические отношения). Таким образом, существует несколько групп критериев классификации отношений. Среди них чаще всего применяются критерии, указывающие на направленность — обьектность отношений, степень осознанности, уровень актуальности — реалистичности, степень глубины отношений, на их знак, интенсивность, модальность. Классификации видов отношений на основе их модальности (психологического содержания) являются наиболее противоречивыми. Одни и те же отношения обозначаются различными терминами, что приводит к псевдоразличиям в классификациях видов отношений. Так, В.Н. Мясищев говорит об отношениях симпатии и антипатии как проявлениях более интегральных отношений дружбы и, вражды. Но Л.Я. Гозман и Ю.Е. Алешина выделяют отношения симпатии и любви, включая уважение, в качестве компонента в структуру отношения симпатии. В.В. Сталиным эмпирически выделены три биполярные шкалы: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — отдаленность, соответствующие шести видам отношений. А. Кроник и Е. Кроник для обозначения этих же биполярных шкал используют понятия «валентность», «позиция» и «дистанция», также выделяя позитивные — негативные отношения, отношения снизу — сверху, близкие — далекие отношения. Вместе с тем отсутствие в психологии единой классификации видов отношений совершенно оправдано, потому что отношения личности являются сложным образованием. Они в принципе не могут быть сведены к какому-либо одному виду.
ЛИТЕРАТУРА 1.ГозманЛЯ. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С. 34—36; 77. 2. Кроник А, Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. М., 1989. С. 85—140. 3. Мясищев ВН. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости // Социальная психология личности. Л., 1974. С. 13—19. 4. Обозов ЯЛ. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. С. 117— 185. 5. Стопин ЯВ, Голосова НИ. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку // Психологический журнал. 1982. № 2. С. 62—67.
41. Под влиянием каких факторов формируется и изменяется система отношений личности? В психологии принято выделять четыре группы факторов, опосредующих возникновение и динамику отношений личности (к себе, к другому, к миру). К первой группе факторов традиционно относят факторы, детерминирующие становление и развитие системы отношений человека в Онтогенезе: 1) врожденная потребность и способность человека устанавливать взаимоотношения с другими людьми; 2) ранние; непосредственные формы взаимодействия в системе мать ^'ребёнок; 3) культурно-фиксированные нормы, традиции отношений и взаимоотношений; 4) возрастные кризисы развития человека, которые рассматриваются как разрушение старой и формирование новой системы отношений. К второй группе факторов динамики отношений («личностные» факторы) относятся различные свойства субъекта отношений: социально-демографические характеристики (пол, возраст, национальность, место проживания и т.д.); социальные характеристики (образование, профессия); индивидные характеристики (конституция, внешность); особенности вербального и невербального поведения. Особое место в этой группе факторов изменения отношений занимают такие социально-психологические и личностные особенности субъектов отношений, как статус, роль, уровень самораскрытия, самооценка, уровень общительности, эмоциональной устойчивости, самоконтроль, социальная смелость, доминантность, особенности мотивационно-потребностной сферы и характеристики когнитивной сферы (когнитивная простота — сложность). Кроме того, важным фактором формирования и изменения отношений между людьми является система отношений каждого из субъектов отношений. Такие компоненты системы отношений человека, как отношение к себе и отношение к обобщенному другому, опосредуют динамику его реальных межличностных отношений. К второй группе факторов изменения отношений, главным образом межличностных, относится и такой фактор, как определенное сочетание социально-демографических, социально-психологических, личностных особенностей субъектов отношений, а именно: сходство социально-демографических характеристик, ценностных ориентации, ролевых установок, взаимных оценок партнерами друг друга; определенное сочетание (как сходство, так и комплиментарность) личностных свойств; мера взаимного удовлетворения межличностных потребностей. Особенности взаимодействия партнеров (характер обращения и процесс взаимного самораскрытия), а также сознательная, целенаправленная регуляция личностью своих отношений и история развития отношений в паре в целом выступают в роли факторов изменения отношений. Так, развитие супружеских отношений во многом зависит от того, как складывались отношения в паре в добрачный период. Изучению этих факторов в психологии придается особое значение, иногда отношения между партнерами сохраняются вопреки всем объективным предпосылкам их распада и прекращаются несмотря на благополучный прогноз их развития. Третья группа факторов («ситуативные» факторы) включает в себя фактор времени; экологический фактор (физические условия общения); фактор пространственной близости; культурно-исторический фактор (влияние культурных норм и ценностей на становление и развитие конкретных отношений и взаимоотношений личности) и такой фактор, как «жизненное событие» («трудная ситуация», «субъективно-значимая ситуация»). Данная группа факторов в психологии называется также внешней детерминацией, что подчеркивает обусловленность динамики отношений рядом не зависящих от субъекта переменных. Но ситуация для личности становится «жизненной», «трудной», «субъективно-значимой» только тогда, когда она преломляется через систему жизненно важных ценностей и личностных смыслов (т.е. через внутренние, «личностные» факторы), К четвертой группе факторов формирования и динамики отношений относятся процессы групповой динамики, а именно: процесс образования малой группы и движения ее с уровня на уровень, процессы лидерства и руководства, процессы принятия групповых решений, групповое сплочение, давление, контроль, групповые конфликты, а также цели и задачи совместной групповой деятельности. Этот тип факторов называется «групповая детерминация» или «групповые факторы». Для того чтобы проследить динамику отношений личности, применяются различные способы фиксации происходщих изменений. Например, используется измерение параметров отношений «до» и «после» влияния какого-либо фактора или применяется способ «дискретной фиксации», т.е. анализ отношений через определенные промежутки времени. Иногда замеряют одни и те же параметры отношений в. двух или нескольких группах, различающихся по какому-либо признаку (например, возрасту, уровню развития и т.п.), а затем устанавливают разницу в происшедших изменениях. Таким образом, отношения личности формируются и изменяются под влиянием нескольких.групп факторов, среди которых особая роль принадлежит личностным и групповым факторам становления системы отношений человека. Самое общее определение системы отношений формулируется следующим образом: это — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих целостность, единство. Система отношений личности, как любая система, наделена такими характеристиками, как целостность, структурность, взаимодействие со средой, организация связей внутри системы, множественность описания и иерархичность. В системе отношений личности, как во всякой системе, можно выделить ведущие, или доминирующие (в терминологии В.Н. Мясищева), отношения. Они являются результатом сочетания влияния различных факторов, но прежде всего личностных и групповых. Чтобы выделить доминирующие отношения личности; необходимо выяснить, в каких ситуациях, по отношению к каким людям человек проявляет одни и те же отношения по их знаку, интенсивности, модальности. В этом случае можно говорить о доминировании в системе отношений человека, например, позитивных или негативных отношений (критерий — знак отношений); глубоких или поверхностных отношений (критерий —- степень глубины отношений); отношений дружбы или вражды (критерий — модальность отношений); о преобладании отношений к другому как к субъекту или как к объекту (критерий — установка на партнера) и т.д. В психологии доминирующие отношения принято рассматривать как направленность личности, а совокупность доминирующих отношений — как позицию личности. Существует ряд методов определения доминирующих отношений, или направленности личности. Например, ориентационная анкета («Лучшие психологические тесты», 1992) выявляет следующие виды направленности личности: 1) направленность на себя (ориентация на удовлетворение своих потребностей); 2) направленность на других (ориентация на общение, совместную деятельность, на социальное одобрение, часто в ущерб самой деятельности, зависимость от группы); 3) направленность на дело (ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать свое мнение). Определение ведущих, доминирующих отношений в системе отношений личности позволяет глубже понять саму личность, ее характер, объяснить и, может быть, спрогнозировать ее поведение. Вместе с этим, как верно подчеркивал В.Н. Мясищев, характеризовать личность только с точки зрения доминирующих отношений было бы излишним упрощением. Отношения личности многообразны, поэтому необходимо рассмотрение системы в целом. Только так можно раскрыть особенности человеческой личности.
ЛИТЕРАТУРА 1.ГозманЛЯ. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С, 17—24; 44-ПО. 2.КроникА, Кроник Е. В главных ролях:. Вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений. М„ 1989- С 40-58(86—94. 3.Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. № 1. С. 3-17. 4.Мясищев ВН. Психология отношений: Избранные психологические труды..M..J995.039-6,7; 106-111; 342-353. 5.Q6озoв ЯД Психология межличностных отношений. Киев, 1990. С. 68—84; 117-186. 6.Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск, 1992. С.115—119.
VIII. Экспрессия личности Чем занимается психология экспрессивного поведения личности? Как происходило становление отечественной психологии экспрессивного поведения личности? Что такое экспрессивное поведение человека? Какие объяснения взаимосвязи «души и тела», экспрессии и психических состояний личности существуют в психологии экспрессивного поведения? На основе каких характеристик экспрессии лица и взгляда можно судить о личностных особенностях человека? Какие характеристики позы и походки человека несут объективную информацию о его личности? О каких особенностях личности свидетельствуют жесты? Какие методы используются при изучении экспрессивного поведения личности?
42. Чем занимается психология экспрессивного поведения личности? Каждый человек с момента рождения и до последних дней погружен в мир противоречивых, а порой драматических связей между экспрессивным поведением и психологическими характеристиками партнера по общению. Каждый из нас с первых шагов пытается понять, что кроется за улыбкой, выражением глаз другого человека. Такие задачи незаметно сопровождают жизнедеятельность человека на всех этапах его развития, а результаты их решения оказывают непосредственное влияние на возникновение либо затруднений в общении, либо ощущения успеха и удачи. На протяжении веков статус «психолога» приобретал именно тот, кто умел толковать экспрессивное поведение и использовать его для воздействия на других людей. Непроходящий интерес человечества к проблеме взаимосвязи «души и тела» стал источником развития различных направлений исследования экспрессивного поведения, сделал его предметом философских, этических, искусствоведческих, психологических дискуссий. Сегодня наблюдается повышенный интерес к тем сторонам экспрессии, которые несут информацию об индивидно-личностных характеристиках человека. Открываются центры физиогномической диагностики, работают различные тренинговые группы, цель которых обучить «читать человека как книгу». Данный факт был бы отрадным, если бы в большинстве предлагаемых программ обучения, в учебниках по «языку тела» не упрощались, а порой и не искажались бы представления о диагностических и коммуникативных возможностях экспрессивных средств. Для того чтобы успешно решать самые различные задачи, возникающие в процессе взаимодействия людей, необходимо иметь четкие представления об особенностях экспрессивного поведения личности. Термин «экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. Экспрессия толкуется также, как предъявление во вне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т.д. Термины «экспрессия» и «экспрессивность» используются не только психологами, но и искусствоведами, театроведами в том случае, когда им необходимо подчеркнуть степень выраженности духовного мира человека или указать на средства его выражения (музыка, живопись, архитектура). В отечественной психологии принят термин «выразительные движения», который используется для того, чтобы отделить от других видов движений движения, выполняющие функции выражения во вне психологических, личностных особенностей человека. Существует несколько трактовок понятия «выражение, или экспрессия личности»: 1) широкая трактовка понятия «выражение» (экспрессия), когда под ним понимается вес «максимальное бытие» человека, представленное с помощью всевозможных биологических и социокультурных средств; 2) менее широкая трактовка «выражения» как категории, охватывающей персональное, личностное бытие человека, представленное в нескольких устойчивых чертах, стиле, манере держаться (нечто стабильное, отличающее одного человека от другого); 3) более узкое определение «выражения личности», чем предыдущие трактовки; это определение его как однотипного проявления какого-то чувства, отношения, состояния человека; 4) в самом узком смысле «экспрессия» — это динамическое явление, состоящее из выразительных движений, сопровождающих текущие состояния (радость, гнев, отвращение, удивление) и отношения личности. В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности могут быть обнаружены наблюдателем. В класс средств, выявляющих своеобразие личности, попадают: мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружающая среда и т.д. В зависимости от того, как трактуется понятие «выражение», определяется набор изучаемых средств выражения и в соответствии с ними формируются направления психологии выражения: исследования экспрессии лица и глаз; кинесика — направление, изучающее движения тела человека и его жесты; такесика — наука о прикосновениях человека к себе и к другим людям; паралингвистика, экстралингвистика занимаются исследованием различных характеристик голоса человека, жестов, сопровождающих его речь; проксемика — наука о пространственном поведении человека; направление, изучающее естественные и искусственные запахи; физиогномические исследования; изучение внешнего облика человека (одежда, прическа, украшения и т.д.); исследования естественной и искусственной среды обитания. В настоящее время в рамках психологии экспрессивного или невербального поведения в качестве отдельных объектов изучения выделены индивидуальное экспрессивное невербальное поведение и невербальная интеракция или экспрессивное невербальное поведение диады, группы лиц. В каждой из этих областей ставятся задачи определить степень устойчивости взаимосвязей между экспрессивным невербальным поведением и психологическими, социально-психологическими характеристиками личности и группы, определить невербальные коды, способы их фиксации и установить особенности декодирования, толкования экспрессивных кодов личности. Данные задачи решались представителями различных психологических направлений (гештальтпсихология — немецкая психология выражения; бихевиоризм и интеракционизм — англо-американская психология невербального поведения и невербальных коммуникаций). Представители этих направлений в процессе создания экспрессивных кодов обратились к изучению механизмов, факторов, условий успешного кодирования и декодирования невербального поведения. В связи с этим в рамках психологии экспрессивного поведения возник социально-перцептивный подход, учитывающий особенности межличностного и межгруппового восприятия, коммуникативный подход, ставящий задачу выделить невербальные коммуникации из общего потока движений человека и использующий для этих целей структурно-лингвистические критерии. Все перечисленные подходы к исследованию невербального общения представлены в отечественной психологии в рамках психологии выразительного поведения, экспрессии; психологии невербальных коммуникаций; паралингвистики; психологии познания людьми друг друга. В центре внимания всех этих подходов — изучение закономерностей выявления на основе внешне данных, экспрессивных, несловесных признаков (кодов) сущностной природы личности; изучение «выражения» (экспрессивного кода) как целостно-динамического явления, в котором представлены индивидуальные особенности человека, его актуальные состояния, о<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.89 (0.02 с.) |