Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII. Концепция отношений личности

Поиск

Что такое отношения личности? Кто стоит у истоков отечественной психоло­гии отношений? На основе каких критериев выделяются виды отношений? Под влиянием каких факторов формируется и изменяется система отноше­ний личности?

 

38. Что такое отношения личности?

В психологии, начиная с В.Н. Мясищева, основоположника отечественной концепции отношений личности, «отноше­ние» определяется как «психологическая связь человека с ок­ружающим его миром вещей и людей1». Отношения личности образуют систему, которая включает в себя отношение к пред­метам и явлениям внешнего мира (субъект-объектные отно­шения), отношение к другим людям (субъект-субъектные, межличностные отношения) и отношение к себе (самоотно­шение). Традиционно отношения личности к различным со­циальным объектам и ситуациям изучаются в психологии как социальные установки, или аттитюды, личности. В западной психологии история изучения аттитюдов началась в 1918 г., когда было дано определение аттитюда как «психологического переживания индивидом ценности, значения, смысла социального объекта». С тех пор в зарубежной психологии накоплен немалый опыт в изучении аттитюдов, определены их функции и структура. В отечественной психологии В.А. Ядовым была предложена «иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личности», объединяющая установки личности различных уровней: 1) элементарные фиксированные установки (формируются в простейших ситу­ациях на основе витальных потребностей); 2) социальные фиксированные установки (формируются в малой группе на основе потребности человека в общении); 3) базовые социаль­ные установки (формируются в более широких социальных областях — в трудовой сфере, сфере досуга — на основе фунда­ментальной потребности человека в активности); 4) ценност­ные ориентации личности.

Кроме отношений в русле социальных установок личности в психологии также изучаются отношения в контексте таких явлений, как аттракция и аффилиация. Аттракция — это воз­никновение при восприятии одного человека другим его при­влекательности для субъекта восприятия. При изучении ат­тракции главное внимание уделяется выяснению факторов, влияющих на формирование симпатии или антипатии к объ­екту восприятия; так, установлено, что одним из главных фак­торов возникновения аттрактивных отношений является внешняя привлекательность, компетентность людей. Аффили­ация — это стремление человека быть в обществе других лю­дей, ориентация личности на поддержку со стороны другого человека. В результате многочисленных экспериментов выяв­лено, что люди обладают различным уровнем выраженности аффилиативных тенденций, которые определяют их отноше­ния друг к другу.

Таким образом, «отношение» — более широкое понятие, чем «социальная установка», «аттракция» или «аффилиация». Отношения личности как психологическое явление харак­теризуются следующими сущностными чертами:

1) отношения человека связаны с его потребностями (фи­зиологическими и в первую очередь с психологическими). От­ношение возникает как своеобразная связь между субъектом (человеком), испытывающим потребность, и объектом (будь то человек или предмет окружающего мира), способным удов­летворить эту потребность. Эта связь или, иначе говоря, отно­шение субъекта к объекту, проявляется, по мнению В.Н. Мясищева, в «переживании тяготения к объекту и в активной уст­ремленности к овладению им». Например, отношение ребенка к матери детерминировано как его физиологическими по­требностями, так и психологическими потребностями в защите и безопасности. В психологии рассматривают следующие психологические потребности, опосредующие отношения че­ловека к себе и другому: потребность в установлении близких отношений; в контроле себя и других; потребность во включе­нии в различные социальные группы; потребность в самоува­жении;, в позитивной оценке; потребность в понимании, в со­чувствии, в опеке; потребность быть нужным, значимым;

2) в общении отношение взаимосвязано с отражением и взаимодействием человека с человеком. Возникновению от­ношения предшествует этап восприятия (отражения) субъектом объекта и оценки (на основе отражения) его потенциаль­ных возможностей в плане удовлетворения тех или иных его потребностей. Таким образом, в результате отражения лично­стью Окружающей действительности формируется отноше­ние, которое проявляется затем в формах взаимодействия, за­крепленных в речи и экспрессивном поведении личности;

3) отношение есть одновременно процесс и результат об­щения и взаимодействия; его структура состоит из когнитив­ных, эмоциональных и поведенческих компонентов. На осно­ве их сочетания определяются вид и тип отношений. Отноше­ние как процесс проходит в своем развитии определенные этапы: формирование отношения, развитие отношения, ста­билизация или распад отношения. Отношение как результат имеет определенные параметры: знак, интенсивность, модальность, осознанность и т.д.

Наряду с понятием «отношение» в психологии используют понятия «межличностное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отношения».

Межличностное отношение — это вид отношений личнос­ти, раскрывающийся в отношении к другому, это субъект-субъектное отношение. Оно является одним из компонентов системы отношений личности наряду с самоотношением и отношением к предметам окружающего мира. Для обозначе­ния межличностных отношений в психологии используют термин «взаимоотношение»; для того чтобы подчеркнуть, что межличностные отношения, или взаимоотношения, есть результат взаимного восприятия, познания, воздействия, влия­ния, оценки, есть, по словам К.А. Абульхановой-Славской, «некоторый идеальный продукт взаимных усилий». Иногда тер­мин «взаимоотношение» сводится к понятию «отношение»; так, В.И. Паниотто пишет в книге «Структура межличностных отношений» (1975) о том, что «взаимоотношение Л и В — это совокупность отношения Л к В и отношения В к А (точнее, сис­тема этих отношений, ибо они, как правило, тесно взаимосвя­заны и представляют собой некоторую целостность, а не про­сто совокупность)». Наконец, термины «отношение» и «взаи­моотношение» используют для обозначения разных этапов динамики отношений. Например, Л.Я. Гозманом (1987) пока­зано, что на этапе зарождения отношение представляет собой «индивидуальный феномен», характеризующийся направлен­ностью от субъекта отношения к объекту отношения; по мере развития индивидуальное отношение превращается во взаи­моотношение, или «диадическое отношение».

В отличие от межличностных отношений под межгруппо­выми отношениями понимают «субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между со­циальными группами, а также обусловленный им способ взаи­модействия групп1».

На настоящий момент в психологии выделены два основ­ных направления в исследовании отношений личности: структурное и динамическое. В рамках структурного направ­ления ведется работа по изучение различных компонентов отношения, осуществляется поиск методического инструмен­тария для их измерения. Общепризнанно выделение в строении отношения эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.

Динамическое направление изучения отношений челове­ка предполагает рассмотрение их как процесса с момента воз­никновения до распада. Основу этого направления составляет фундаментальное положение о динамичной природе отно­шений личности, разрабатываемое В.Н. Мясищевым, Л.И. Анциферовой, К.А. Абульхановой-Славской, И.С. Коном и др. В рамках динамического направления получены сведения о формах динамики отношений. Например, выделены две фор­мы динамики отношений: развитие, к которому относятся но­вообразования в сфере отношений, необратимые изменения в системе отношений личности (прогресс и регресс) и функ­ционирование, включающее в себя обратимые изменения в пределах сложившейся организации личности. Данный тип динамики называют также ритмами отношений, под которы­ми понимают периодическое изменение параметров отноше­ний (знака, интенсивности, модальности и др.) с течением времени.

Таким образом, среди понятий «отношение», «межличност­ное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отно­шения» самым широким является понятие «отношение», кото­рое рассматривается как психологическая связь субъекта с объектом (в качестве которого может выступать сам субъект, другой человек, предметы и явления окружающего мира или социальная группа). Понятие «межличностные отношения» охватывает область отношений между людьми, а «межгруппо­вые отношения» — между социальными группами. Понятие «взаимоотношение» отражает качество сложившихся отноше­ний, а именно: их взаимность, степень симметричности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Абульханова-Славская КА. Личностный аспект проблемы общения в психо­логии. М., 1981. С. 218—241.

2. Андреева I'М. Социальная психология. М., 1996. С. 288—303.

3.АнцыфероваЛИ. Личность с позиций динамического подхода // Психоло­гия личности в социалистическом обществе" личность и ее жизненный путь. М., 1990. С. 7—17.

4.ГозманЛЯ. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С. 75—101.

5.Мясищев ВН. Психология отношений: Избранные психологические труды. М., 1995. С. 15-27.

6. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогене­зе // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5—15.

 

39. Кто стоит у истоков отечественной психологии отношений?

В основе отечественной концепции отношений лежат взгляды двух известных русских ученых — Александра Федоровича Лазурского (1874—1917) и его последователя Владимира Нико­лаевича Мясищева (1893—197 3). Они заложили основы отече­ственной концепции личности. В ней отношениям человека отведено центральное место.

А.Ф. Лазурский первым в отечественной психологии обра­тился к понятию «отношение». В его понимании отношение представляет собой некую интенцию, «склонность», «интерес» личности к той или иной стороне жизни, к другому человеку и к самой себе. Совокупность свойственных человеку склоннос­тей составляет его характер. Таким образом, отношение ста­новится центральной категорией, сквозь призму которой рас­сматриваются другие фундаментальные психологические по­нятия. В 1912 г. Лазурский публикует «Программу исследова­ния личности», которая направлена не только и не столько на изучение эндопсихики человека (темперамент, характер, пси­хические процессы), сколько на изучение системы отноше­ний личности к окружающему миру, к среде, через которую только и можно познать человека.

Заслугой Лазурского является также и то, что он выделил характеристики, «стороны» отношений (в терминологии авто­ра, а в современной терминологии — «параметры» отноше­ний). По его мнению, таких параметров семь и они являются базовыми характеристиками отношений. Первый пара­метр, выделенный Лазурским, — это модальность отноше­ния. Отношения могут быть положительными, отрицательны­ми или безразличными. Позднее под модальностью стали по­нимать содержательные характеристики отношения или, в терминологии Лазурского, качественные особенности отно­шения. Второй параметр — степень интенсивности от­ношения. Третий параметр — качественные особеннос­ти отношения. Четвертый параметр — уровень разви­тия и дифференцированности отношения (дифференцированность отношений здесь — «обилие оттенков»). Пятый параметр отношений — степень сознательности отноше­ния. Шестой параметр — степень культурности форм от­ношения или его осуществления (В.Н. Мясищев эту характери­стику отношения трансформировал в такое понятие, как фор­ма обращения). Седьмой параметр отношений — широ­та или объем отношения, т.е. количество объектов, привлекаю­щих интерес данного человека или количество сторон объек­та, на которые распространяется отношение в каждом кон­кретном случае.

Исследования Лазурского были продолжены его учеником, крупным психологом-теоретиком, психиатром, психотера­певтом ВН. Мясищевым. Выбор Мясищевым той научной обла­сти, которой он и посвятил жизнь, определил тот факт, что после ранней смерти Лазурского он готовил к печати его незаконченный труд «Классификация личностей». Идеи Лазурского настолько увлекли Мясищева, что впоследствии он развил некоторые его положения и создал концепцию отношений личности. Для Мясищева отношение — это основополагающая категория, которая описывает положение человека в ми­ре, подчеркивает его активную роль и является движущей си­лой личности. Он определяет отношения личности как «цело­стную систему индивидуальных, избирательных, сознатель­ных связей личности с различными сторонами объективной действительности». Эта система отношений представляет со­бой единство трех взаимосвязанных компонентов: 1) отноше­ние человека к людям; 2) отношение человека к себе; 3) отношение к предметам внешнего мира. Мясищев вслед за Лазур­ским подчеркивает, что отношения (к себе, к другому, к миру), приобретая устойчивость, становятся характерными для лич­ности (т.е. становятся чертами характера) и проявляются в ти­пичных для личности способах выражения этих отношений. Мясищев считал, что в основе формирования отношения ле­жит процесс отражения человеком окружающего его мира людей и вещей. Данное положение позже стало одним из принципов изучения личности в общении, принципом един­ства образа (отражения человека человеком), отношения и обращения.

Еще одним важным понятием, введенным Мясищевым в психологию отношений, является понятие «динамика отноше­ний личности», т.е. процесс развития отношений в сторону большей сознательности (от неосознаваемых отношений к сознательным); дифференцированности (от недифференци­рованных отношений, например, от потребности, которую Мясищев рассматривал как одну из элементарных форм отно­шения, к дифференцированным эмоциональным отношени­ям дружбы или вражды); устойчивости (от фрагментарных, не­устойчивых отношений к устойчивым, составляющим ядро личности) и т.д. Мясищев связывал уровень развития отноше­ний с определенным уровнем развития личности.

Созданная Лазурским и Мясищевым концепция отношений И сегодня, на пороге XXI в., составляет ядро отечественной психологии личности и общения. Она успешно развивается их учениками и последователями.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Бодалев АА. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В.Н. Мясищева) // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 86—91.

2.Лазурский АФ„ Франк С.Л. Программ» исследования личности в ее отноше­ниях к среде. Пг., 1914.

3. Мясищев ВН, Психология отношений // Избранные психологические труды. М; Воронеж, 1995. С. 5-38.

 

40. На основе каких критериев выделяются виды отношений?

Как правило, в качестве критериев выделения видов отноше­ний в психологии выступают различные параметры отноше­ний, например знак отношений, степень интенсивности, мо­дальность и т.д. На настоящий момент в психологической ли­тературе описано более 20 параметров отношений и соответ­ственно выделены различные виды отношений.

Первая группа параметров — формально-динамические параметры отношений: знак, интенсивность, направленность и т.д. На основе такого параметра, как знак отношений, выделе­ны позитивные, негативные и безразличные отношения или положительные, отрицательные, нейтральные отношения, ам­бивалентные (наличие как позитивного, так и негативного от­ношения к одному и тому же явлению). Выделяются три вида направленности отношения: 1) отношение к предметам внеш­него мира; 2) отношение к человеку и группе людей; 3) отно­шение к себе. По степени устойчивости отношения делятся на устойчивые и неустойчивые, по критерию прочности — на прочные и непрочные, по степени глубины — на глубокие и поверхностные, по параметру стереотипности — на индиви­дуализированные и стереотипные отношения. Учитывая сте­пень соответствия внешнего выражения внутреннему содер­жанию, можно выделить истинные и неистинные отношения. А по степени осознанности отношения бывают осознанные и неосознанные.

Вторая группа параметров — это содержательные характе­ристики отношений, их качество, или модальность. На основе модальности отношений можно выделить отношения дружбы, вражды, симпатии, привязанности, любви, антипатии, неприязни, ненависти и т.д.

К третьей группе критериев относятся этические крите­рии. По этическому критерию устанавливают отношения коо­перации, обмена, объединения личностей (индивидуальностей); высший тип отношений — утверждение в другом чело­вечности.

Четвертая группа критериев связана с этапами формирования личности. В соответствии с ними выделяют отношения, формирующиеся в период «бессознательного детства», и отно­шения, складывающиеся в течение сознательной жизни чело-река.

К пятой группе принадлежат те критерии, которые следуют из видов деятельности человека и структуры его личности. В соответствии с ними в психологии зафиксированы предметно-практические взаимоотношения, коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, волевые, ролевые, правовые, мо­ральные, нравственные, коллективистические отношения. Близко к этой классификации деление отношений на основе критерия выраженности в них эмоциональных компонентов: деловые и эмоциональные отношения.

К шестой группе относятся те критерии, которые фиксиру­ют одновременно степень близости или дистантности между партнерами; валентность, т.е. позитивность — негативность от­ношений; вид позиции или «пристройки» друг к другу в про­цессе общения. На этих основаниях выделяют следующие от­ношения: близкие (Мы); далекие (Они); позитивные (Свои); не­гативные (Чужие); отношения снизу (Вы); отношения сверху (Ты). К этому типу классификаций принадлежат и те, в которых в качестве критерия используется ролевая позиция партнера и степень близости между людьми, степень знакомства: отчуж­денные, приятельские, товарищеские, дружеские, интимные, любовные, супружеские, родственные отношения.

К седьмой группе критериев принадлежат те, которые ука­зывают на степень конструктивности складывающихся отно­шений; выделяют деструктивные и конструктивные отноше­ния.

К восьмой группе относятся критерии взаимности отноше­ний (симметричные — асимметричные), степени их субъектности, «личностности» (отношения персонификации, персонализации или отношения доминантные, отвергающие, симбиотические отношения).

Таким образом, существует несколько групп критериев классификации отношений. Среди них чаще всего применя­ются критерии, указывающие на направленность — обьектность отношений, степень осознанности, уровень актуальнос­ти — реалистичности, степень глубины отношений, на их знак, интенсивность, модальность.

Классификации видов отношений на основе их модально­сти (психологического содержания) являются наиболее про­тиворечивыми. Одни и те же отношения обозначаются раз­личными терминами, что приводит к псевдоразличиям в клас­сификациях видов отношений. Так, В.Н. Мясищев говорит об отношениях симпатии и антипатии как проявлениях более интегральных отношений дружбы и, вражды. Но Л.Я. Гозман и Ю.Е. Алешина выделяют отношения симпатии и любви, вклю­чая уважение, в качестве компонента в структуру отношения симпатии. В.В. Сталиным эмпирически выделены три бипо­лярные шкалы: симпатия — антипатия, уважение — неуваже­ние, близость — отдаленность, соответствующие шести видам отношений. А. Кроник и Е. Кроник для обозначения этих же биполярных шкал используют понятия «валентность», «пози­ция» и «дистанция», также выделяя позитивные — негативные отношения, отношения снизу — сверху, близкие — далекие от­ношения. Вместе с тем отсутствие в психологии единой клас­сификации видов отношений совершенно оправдано, потому что отношения личности являются сложным образованием. Они в принципе не могут быть сведены к какому-либо одному виду.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.ГозманЛЯ. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С. 34—36; 77.

2. Кроник А, Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. М., 1989. С. 85—140.

3. Мясищев ВН. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости // Социальная психология личности. Л., 1974. С. 13—19.

4. Обозов ЯЛ. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. С. 117— 185.

5. Стопин ЯВ, Голосова НИ. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку // Психологический журнал. 1982. № 2. С. 62—67.

 

41. Под влиянием каких факторов формируется и изменяется система отношений личности?

В психологии принято выделять четыре группы факторов, опосредующих возникновение и динамику отношений лично­сти (к себе, к другому, к миру). К первой группе факторов традиционно относят факторы, детерминирующие становле­ние и развитие системы отношений человека в Онтогенезе: 1) врожденная потребность и способность человека устанав­ливать взаимоотношения с другими людьми; 2) ранние; непо­средственные формы взаимодействия в системе мать ^'ребё­нок; 3) культурно-фиксированные нормы, традиции отноше­ний и взаимоотношений; 4) возрастные кризисы развития че­ловека, которые рассматриваются как разрушение старой и формирование новой системы отношений.

К второй группе факторов динамики отношений («личностные» факторы) относятся различные свойства субъ­екта отношений: социально-демографические характеристи­ки (пол, возраст, национальность, место проживания и т.д.); со­циальные характеристики (образование, профессия); инди­видные характеристики (конституция, внешность); особенно­сти вербального и невербального поведения. Особое место в этой группе факторов изменения отношений занимают такие социально-психологические и личностные особенности субъектов отношений, как статус, роль, уровень самораскрытия, самооценка, уровень общительности, эмоциональной ус­тойчивости, самоконтроль, социальная смелость, доминантность, особенности мотивационно-потребностной сферы и характеристики когнитивной сферы (когнитивная простота — сложность). Кроме того, важным фактором формирования и изменения отношений между людьми является система от­ношений каждого из субъектов отношений. Такие компонен­ты системы отношений человека, как отношение к себе и от­ношение к обобщенному другому, опосредуют динамику его реальных межличностных отношений. К второй группе фак­торов изменения отношений, главным образом межличност­ных, относится и такой фактор, как определенное сочетание социально-демографических, социально-психологических, личностных особенностей субъектов отношений, а именно: сходство социально-демографических характеристик, ценностных ориентации, ролевых установок, взаимных оценок партнерами друг друга; определенное сочетание (как сходство, так и комплиментарность) личностных свойств; мера вза­имного удовлетворения межличностных потребностей. Осо­бенности взаимодействия партнеров (характер обращения и процесс взаимного самораскрытия), а также сознательная, це­ленаправленная регуляция личностью своих отношений и ис­тория развития отношений в паре в целом выступают в роли факторов изменения отношений. Так, развитие супружеских отношений во многом зависит от того, как складывались отно­шения в паре в добрачный период. Изучению этих факторов в психологии придается особое значение, иногда отношения между партнерами сохраняются вопреки всем объективным предпосылкам их распада и прекращаются несмотря на благо­получный прогноз их развития.

Третья группа факторов («ситуативные» факторы) включает в себя фактор времени; экологический фактор (физические условия общения); фактор пространственной близо­сти; культурно-исторический фактор (влияние культурных норм и ценностей на становление и развитие конкретных отношений и взаимоотношений личности) и такой фактор, как «жизненное событие» («трудная ситуация», «субъективно-зна­чимая ситуация»). Данная группа факторов в психологии на­зывается также внешней детерминацией, что подчеркивает обусловленность динамики отношений рядом не зависящих от субъекта переменных. Но ситуация для личности становит­ся «жизненной», «трудной», «субъективно-значимой» только тогда, когда она преломляется через систему жизненно важ­ных ценностей и личностных смыслов (т.е. через внутренние, «личностные» факторы),

К четвертой группе факторов формирования и ди­намики отношений относятся процессы групповой динамики, а именно: процесс образования малой группы и движения ее с уровня на уровень, процессы лидерства и руководства, процес­сы принятия групповых решений, групповое сплочение, дав­ление, контроль, групповые конфликты, а также цели и задачи совместной групповой деятельности. Этот тип факторов назы­вается «групповая детерминация» или «групповые факторы».

Для того чтобы проследить динамику отношений личнос­ти, применяются различные способы фиксации происходщих изменений. Например, используется измерение параметров отношений «до» и «после» влияния какого-либо фактора или применяется способ «дискретной фиксации», т.е. анализ отно­шений через определенные промежутки времени. Иногда за­меряют одни и те же параметры отношений в. двух или не­скольких группах, различающихся по какому-либо признаку (например, возрасту, уровню развития и т.п.), а затем устанав­ливают разницу в происшедших изменениях.

Таким образом, отношения личности формируются и из­меняются под влиянием нескольких.групп факторов, среди которых особая роль принадлежит личностным и групповым факторам становления системы отношений человека. Самое общее определение системы отношений формулируется следующим образом: это — совокупность элементов, находящих­ся в отношениях и связях друг с другом и образующих целостность, единство. Система отношений личности, как любая сис­тема, наделена такими характеристиками, как целостность, структурность, взаимодействие со средой, организация связей внутри системы, множественность описания и иерархич­ность. В системе отношений личности, как во всякой системе, можно выделить ведущие, или доминирующие (в терминоло­гии В.Н. Мясищева), отношения. Они являются результатом со­четания влияния различных факторов, но прежде всего лично­стных и групповых.

Чтобы выделить доминирующие отношения личности; не­обходимо выяснить, в каких ситуациях, по отношению к каким людям человек проявляет одни и те же отношения по их знаку, интенсивности, модальности. В этом случае можно говорить о доминировании в системе отношений человека, например, позитивных или негативных отношений (критерий — знак от­ношений); глубоких или поверхностных отношений (крите­рий —- степень глубины отношений); отношений дружбы или вражды (критерий — модальность отношений); о преоблада­нии отношений к другому как к субъекту или как к объекту (критерий — установка на партнера) и т.д.

В психологии доминирующие отношения принято рассма­тривать как направленность личности, а совокупность доми­нирующих отношений — как позицию личности. Существует ряд методов определения доминирующих отношений, или на­правленности личности. Например, ориентационная анкета («Лучшие психологические тесты», 1992) выявляет следующие виды направленности личности: 1) направленность на себя (ориентация на удовлетворение своих потребностей); 2) на­правленность на других (ориентация на общение, совместную деятельность, на социальное одобрение, часто в ущерб самой деятельности, зависимость от группы); 3) направленность на дело (ориентация на деловое сотрудничество, способность от­стаивать свое мнение).

Определение ведущих, доминирующих отношений в сис­теме отношений личности позволяет глубже понять саму лич­ность, ее характер, объяснить и, может быть, спрогнозировать ее поведение. Вместе с этим, как верно подчеркивал В.Н. Мясищев, характеризовать личность только с точки зрения доми­нирующих отношений было бы излишним упрощением. От­ношения личности многообразны, поэтому необходимо рас­смотрение системы в целом. Только так можно раскрыть осо­бенности человеческой личности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.ГозманЛЯ. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С, 17—24; 44-ПО.

2.КроникА, Кроник Е. В главных ролях:. Вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений. М„ 1989- С 40-58(86—94.

3.Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологичес­кий журнал. 1981. № 1. С. 3-17.

4.Мясищев ВН. Психология отношений: Избранные психологические труды..M..J995.039-6,7; 106-111; 342-353.

5.Q6озoв ЯД Психология межличностных отношений. Киев, 1990. С. 68—84; 117-186.

6.Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петро­заводск, 1992. С.115—119.

 


VIII. Экспрессия личности

Чем занимается психология экспрессивного поведения личности? Как проис­ходило становление отечественной психологии экспрессивного поведения личности? Что такое экспрессивное поведение человека? Какие объяснения взаимосвязи «души и тела», экспрессии и психических состояний личности существуют в психологии экспрессивного поведения? На основе каких харак­теристик экспрессии лица и взгляда можно судить о личностных особеннос­тях человека? Какие характеристики позы и походки человека несут объектив­ную информацию о его личности? О каких особенностях личности свидетель­ствуют жесты? Какие методы используются при изучении экспрессивного по­ведения личности?

 

42. Чем занимается психология экспрессивного поведения личности?

Каждый человек с момента рождения и до последних дней по­гружен в мир противоречивых, а порой драматических связей между экспрессивным поведением и психологическими ха­рактеристиками партнера по общению. Каждый из нас с пер­вых шагов пытается понять, что кроется за улыбкой, выраже­нием глаз другого человека. Такие задачи незаметно сопро­вождают жизнедеятельность человека на всех этапах его раз­вития, а результаты их решения оказывают непосредственное влияние на возникновение либо затруднений в общении, либо ощущения успеха и удачи. На протяжении веков статус «психо­лога» приобретал именно тот, кто умел толковать экспрессив­ное поведение и использовать его для воздействия на других людей.

Непроходящий интерес человечества к проблеме взаимо­связи «души и тела» стал источником развития различных на­правлений исследования экспрессивного поведения, сделал его предметом философских, этических, искусствоведческих, психологических дискуссий. Сегодня наблюдается повышен­ный интерес к тем сторонам экспрессии, которые несут ин­формацию об индивидно-личностных характеристиках чело­века. Открываются центры физиогномической диагностики, работают различные тренинговые группы, цель которых обу­чить «читать человека как книгу». Данный факт был бы отрад­ным, если бы в большинстве предлагаемых программ обуче­ния, в учебниках по «языку тела» не упрощались, а порой и не искажались бы представления о диагностических и коммуни­кативных возможностях экспрессивных средств. Для того что­бы успешно решать самые различные задачи, возникающие в процессе взаимодействия людей, необходимо иметь четкие представления об особенностях экспрессивного поведения личности.

Термин «экспрессия» переводится на русский язык как вы­разительность, яркое проявление чувств, настроений. Экс­прессия толкуется также, как предъявление во вне (другому че­ловеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюде­ния психологических особенностей личности. Экспрессив­ность означает степень выраженности того или иного чувст­ва, настроения, состояния, отношения и т.д. Термины «экс­прессия» и «экспрессивность» используются не только психо­логами, но и искусствоведами, театроведами в том случае, ког­да им необходимо подчеркнуть степень выраженности духов­ного мира человека или указать на средства его выражения (музыка, живопись, архитектура). В отечественной психоло­гии принят термин «выразительные движения», который ис­пользуется для того, чтобы отделить от других видов движений движения, выполняющие функции выражения во вне психоло­гических, личностных особенностей человека.

Существует несколько трактовок понятия «выражение, или экспрессия личности»: 1) широкая трактовка понятия «выра­жение» (экспрессия), когда под ним понимается вес «макси­мальное бытие» человека, представленное с помощью всевоз­можных биологических и социокультурных средств; 2) менее широкая трактовка «выражения» как категории, охватываю­щей персональное, личностное бытие человека, представлен­ное в нескольких устойчивых чертах, стиле, манере держаться (нечто стабильное, отличающее одного человека от другого); 3) более узкое определение «выражения личности», чем пре­дыдущие трактовки; это определение его как однотипного проявления какого-то чувства, отношения, состояния челове­ка; 4) в самом узком смысле «экспрессия» — это динамическое явление, состоящее из выразительных движений, сопровожда­ющих текущие состояния (радость, гнев, отвращение, удивле­ние) и отношения личности.

В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выра­жает себя или ее особенности могут быть обнаружены наблю­дателем. В класс средств, выявляющих своеобразие личности, попадают: мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косме­тика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружа­ющая среда и т.д. В зависимости от того, как трактуется поня­тие «выражение», определяется набор изучаемых средств вы­ражения и в соответствии с ними формируются направления психологии выражения: исследования экспрессии лица и глаз; кинесика — направление, изучающее движения тела человека и его жесты; такесика — наука о прикосновениях человека к се­бе и к другим людям; паралингвистика, экстралингвистика за­нимаются исследованием различных характеристик голоса человека, жестов, сопровождающих его речь; проксемика — наука о пространственном поведении человека; направление, изучающее естественные и искусственные запахи; физиогно­мические исследования; изучение внешнего облика человека (одежда, прическа, украшения и т.д.); исследования естественной и искусственной среды обитания.

В настоящее время в рамках психологии экспрессивного или невербального поведения в качестве отдельных объектов изучения выделены индивидуальное экспрессивное невер­бальное поведение и невербальная интеракция или экспрес­сивное невербальное поведение диады, группы лиц. В каждой из этих областей ставятся задачи определить степень устойчи­вости взаимосвязей между экспрессивным невербальным по­ведением и психологическими, социально-психологическими характеристиками личности и группы, определить невербаль­ные коды, способы их фиксации и установить особенности де­кодирования, толкования экспрессивных кодов личности. Данные задачи решались представителями различных психо­логических направлений (гештальтпсихология — немецкая психология выражения; бихевиоризм и интеракционизм — англо-американская психология невербального поведения и невербальных коммуникаций). Представители этих направле­ний в процессе создания экспрессивных кодов обратились к изучению механизмов, факторов, условий успешного кодиро­вания и декодирования невербального поведения. В связи с этим в рамках психологии экспрессивного поведения возник социально-перцептивный подход, учитывающий особеннос­ти межличностного и межгруппового восприятия, коммуника­тивный подход, ставящий задачу выделить невербальные ком­муникации из общего потока движений человека и использу­ющий для этих целей структурно-лингвистические критерии. Все перечисленные подходы к исследованию невербального общения представлены в отечественной психологии в рамках психологии выразительного поведения, экспрессии; психоло­гии невербальных коммуникаций; паралингвистики; психоло­гии познания людьми друг друга. В центре внимания всех этих подходов — изучение закономерностей выявления на основе внешне данных, экспрессивных, несловесных признаков (ко­дов) сущностной природы личности; изучение «выражения» (экспрессивного кода) как целостно-динамического явления, в котором представлены индивидуальные особенности чело­века, его актуальные состояния, о<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.139 (0.021 с.)