Какие функции оно выполняет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие функции оно выполняет.



Понятие самораскрытия впервые появилось в работе амери­канского психолога С. Джурарда в 1958 г., и оно определялось им как «сообщение другим личной информации о себе». Он же разработал первую методику для диагностики индивидуаль­ных различий в стремлении людей рассказывать о себе окру­жающим. Наряду с понятием самораскрытия существует поня­тие самопредъявления, или самопрезентации, под которой Джурарда понимал «акт самовыражения и поведения, направ­ленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-то идеалам». Оно в неко­торой степени противоположно самораскрытию, поскольку служит подаче приукрашенной информации о себе. Исследо­вания, проведенные им на протяжении последующих 30 лет, показали, что стремление к самораскрытию зависит от множе­ства объективных и субъективных факторов. Так, к.саморас­крытию более стремятся женщины, чем мужчины, экстравер­ты, чем интроверты. Существуют данные о связи когнитивного стиля (см. вопр. 69, 70) с самораскрытием в межличностном общении; в частности, американскими психологами было вы­явлено, что полезависимые субъекты чаще и охотнее расска­зывают о себе окружающим, чем поленезависимые. В качестве «мишени» самораскрытия, как правило, выбираются люди, с которыми у данного человека сложились наиболее довери­тельные отношения. Среди них часто называются мать, бли­жайшие друзья своего и противоположного пола, жена или муж, отец, психолог-консультант. Есть темы, которые обсужда­ются с широким кругом лиц и достаточно откровенно: мнения и интересы, сведения о своей работе или учебе. Меньше всего люди стремятся обсуждать свое финансовое положение, здо­ровье и личностные особенности.

Вопрос, нужно ли вообще что-либо рассказывать о себе ок­ружающим, был детально исследован американскими психо­логами, которые выявили положительные и отрицательные последствия самораскрытия. Первым положительным по­следствием самораскрытия является его благотворное влия­ние на психическое здоровье личности коммуникатора. Каж­дый человек нуждается в том, чтобы обсуждать с другими людьми (хотя бы с одним человеком) свои дела и мысли. Это ему необходимо для подтверждения их правильности или аб­сурдности. Раньше основную функцию снятия чувства вины за свои Грехи выполняла церковь, сейчас эту функцию принима­ют на себя отчасти психотерапевты и психологи-консультан­ты в тех странах, где есть развитая сеть консультационных ус­луг. Если эти услуги недоступны человеку, то он обсуждает свои проблемы с родственниками или друзьями. Если же он лишен возможности получить поддержку от кого-либо, то у него может развиться психическое или даже соматическое за­болевание. Экспериментально доказано, что одинокие люди больше подвержены заболеваниям, чем те, у кого есть духовно близкие люди. Однако связь между самораскрытием и психи­ческим здоровьем не является прямой, она зависит также от качества общения: если человек раскрывается первому встреч­ному, это может не принести ему облегчения.

Второе положительное следствие самораскрытия состо­ит в развитии самосознания человека, его самоопределении. Это достигается с помощью двух механизмов: 1) благодаря рассказу о себе человек получает оценку со стороны слушаю­щего и новую для себя информацию; 2) стараясь передать свои мысли и чувства другому, человек стремится их лучше офор­мить лексически, что способствует их большему осознанию. Вся психотерапия независимо от теоретической основы сво­дится к тому, чтобы создать доверительные отношения между клиентом и терапевтом, затем вывести его на откровенный рассказ о себе и помочь ему осознать свои проблемы.

Третьим положительным следствием самораскрытия яв­ляется установление или укрепление доверительных и интим­ных отношений. Давно отмечен тот факт, что, доверив другому человеку свою тайну, мы приближаем его к себе. Психологиче­ские исследования дружеских и любовных отношений показа­ли, что на первых стадиях их развития у партнеров идет бур­ный обмен информацией друг о друге, в результате которого устанавливается (или нет) представление о духовном родстве.

Четвертое положительное следствие связано с тем, что через самораскрытие человек получает возможность удовле­творить ряд важных потребностей: в социальном сравнении, в личностной идентификации, во взаимном знании, в адапта­ции к социальной среде и т.п.

Если проанализировать, что самораскрытие дает тому че­ловеку, который слушает чужие откровения, то оказывается, что оно для него тоже полезно. Оно помогает лучше узнать данного человека и в дальнейшем общении с ним использо­вать эти знания; дает возможность почувствовать реципиенту, что его уважают, ценят, считают достойным доверия. Взаим­ное самораскрытие приводит к сближению людей, к форми­рованию чувства «мы».

Но наряду с явными преимуществами у самораскрытия имеются и негативные последствия. Так же, как существует ба­ланс между потребностью в общении и потребностью в уеди­нении, должен быть баланс между раскрываемой и скрытой информацией о себе. Если он нарушается в сторону избыточ­ного самораскрытия, то личности наносится ущерб. Она ста­новится более уязвимой для критики, другие получают боль­шие возможности для контроля над ней и манипуляции. Чело­век, который с легкостью рассказывает о себе интимные вещи, воспринимается окружающими как несерьезный, не заслужи­вающий доверия, поскольку он может так же легко рассказать о чужих секретах. Некоторая тайна поддерживает интерес к данной личности. Об этом хорошо знают женщины, умеющие привлечь к себе надолго внимание мужчин. Представления о некоторой норме самораскрытия различны в разные истори­ческие периоды и в разных странах. Как правило, человек усва­ивает их неосознанно в процессе социализации. Кроме того, они меняются при переходе от одной возрастной группы к другой.

Каждый человек имеет свои цели и мотивы самораскрытия, которые он может осознавать, а может и не осознавать, но дей­ствовать под их влиянием. Практически любой из мотивов об­щения (см. вопр. 72) может быть побудителем к откровеннос­ти с окружающими людьми. Исследование, в которое были во­влечены 55 российских студенток, показало, что для них веду­щими мотивами самораскрытия являются эмоциональные (поделиться своими переживаниями, избежать чувства одино­чества), деловые (получить совет или помощь) и мотив созда­ния собственного положительного образа (желание понра­виться). На втором плане находятся нравственные и конвен­циональные мотивы, состоящие соответственно в стремлении покаяться, освободиться от чувства вины и в самораскрытии в ответ на расспросы. Еще реже самораскрытие осуществляется в связи со стремлением к самоутверждению и ради развлече­ния. Разумеется, что мотивация самораскрытия зависит от че­ловека, на которого оно направлено. Так, девушки рассказыва­ют о своих делах матери, чтобы выговориться, «отвести душу», получить подтверждение правильности своего поступка, полу­чить совет. В общении с отцом преобладают деловые мотивы (получить совет, помощь) и конвенциональные (в ответ на его расспросы или «потому, что так принято»). В общении с подру­гами мотивация самораскрытия наиболее разнообразна. Здесь доминируют такие мотивы, как выговориться и «отвести ду­шу», утвердиться в глазах собеседницы, оказать моральную поддержку, развлечь собеседника. Для общения с другом про­тивоположного пола характерны иные мотивы самораскры­тия: стремление понравиться, подать себя в определенном све­те, вызвать на ответную откровенность, развлечь собеседника, пококетничать. Эти данные свидетельствуют о том, что чело­век всегда преследует определенную цель, рассказывая о себе окружающим, и таким образом управляет впечатлением, кото­рое он производит на них. Поэтому каждый человек должен знать, когда, с кем и в какой степени ему стоит самораскры­ваться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амяга НБ, Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Лич­ность. Общение. Групповые процессы. М., 1991. С. 37—74.

2. 3инченко ЕВ. Самораскрытие личности как социально-психологический феномен // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1997. Вып. 2. Ч. 1. С. 404— 419.

3. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. С. 64—98.

4. Шкуратова ИП. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д, 1994. С. 46—55.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.006 с.)